Определите скорость движения автомобиля выразите ее в м с
44. Запишите формулу для вычисления скорости равномерного движения и укажите, какие величины обозначены использованными вами буквами.
𝑣 = S:t, где
𝑣 – скорость
S – путь
t – время
45. Заполните таблицу 12.
46. Используя формулу скорости равномерного движения, запишите формулы для вычисления пройденного при этом движении пути и времени движения.
S = 𝑣·t
T =
47. Выразите значения скорости в других единицах.
5, 4 км/ч = 1, 5 м/с;
18 км/ч = 500 см/с;
45 м/мин = 2,7 км/ч;
10 м/c = 36 км/ч.
48. Первая птица пролетает 60 м. за 1 мин., а вторая – 30 км. За 1 ч. Скорость какой птицы больше?
Скорость птиц одинаковая. 30 км/ч = 60 м/c.
49. В каком направлении и с какой скоростью разбегаются зайцы относительно пенька (рис. 15)? Масштаб, использованный для изображения скорости, показан на рисунке.
Серый заяц: 45 км/ч
Белый заяц: 36 км/ч
50. На сколько километров легковой автомобиль обгонит велосипедиста за 1 час (рис.16)?
𝑣1 = 90 км/ч
𝑣2 = 60 км/ч
На 30 км.
51. При решении любой задачи по физике придерживайтесь следующей последовательности действий.
1. Прослушав или прочитав условие задачи, проанализируйте его.
2. Кратко запишите условие.
3. Если нужно, переведите единицы физических величин в основные.
4. Запишите решение задачи в общем виде (в виде формул).
5. Выполните вычисления.
Решённая задача должна быть оформлена следующим образом.
Решите задачу, придерживаясь перечисленных правил. Заполните пропуски в предложенном выше образце.
«Автомобиль движется равномерно по прямолинейному участку пути и проходит за 30 мин. расстояние 36 км. Определите скорость движения автомобиля».
52. Мальчик прошел путь АВ от своего дома до школы (рис. 17). Определите скорость его движения по данным, указанным на рисунке.
53. В течение 10 с. муха летела равномерно. Какой путь она за это время преодолела? (Скорость мужи найдите в таблице 5 учебника.)
55. Проделайте в домашних условиях физический опыт. Для этого возьмите любую имеющуюся у вас дома механическую игрушку и приведите ее в движение. Определите скорость движения игрушки. Предварительно продумайте, как вы будете проводить опыт.
Цель: определить скорость движения.
Объект: машинка.
Средства: секундомер, метр.
Запишите данные, полученные из проведенного опыта, и решите задачу.
56. Два тела выходят одновременно из одной точки и движутся равномерно в одном направлении. Скорость первого тела 2 м/с, второго – 4 м/с. Вычислите устно пройденный телами путь и заполните таблицу 13.
По данным таблицы 14 постройте в одной системе координат (s,t) графики зависимости пройденного пути от времени движения для каждого тела. Для этого на координатной плоскости постройте шесть точек и соедините их линией.
57. Пользуясь графиком зависимости пути от времени (рис.18), определите скорость движения тела. Напишите, как вы будете это делать.
1. 𝑣 = S:t
2. S = 200 м
3. t = 8 ч
𝑣 = 25 м/с
58. На рисунке 19 представлен график зависимости скорости равномерного движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 4 ч.
S = 𝑣:t
𝑣 = 80 км/ч
t = 4 ч
S = 𝑣·t = 80·4 = 320 км
Цель работы: научиться измерять скорость тела при равномерном движении.
Пробы и материалы: металлический шарик, жёлоб, секундомер (или метроном), линейка, флажки-индикаторы.
Порядок выполнения работы:
1. Установите жёлоб горизонтально. Учитывая, что движение шарика по жёлобу в этом случае не будет равномерным из-за трения между шариком и поверхностью жёлоба, подложите под один его конец какой-либо предмет высотой 1-2 см.
2. С небольшим усилием толкните металлический шарик с более высокого конца жёлоба. Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его равномерного движения. Для этой цели приподнимайте или опускайте более высокий конец жёлоба.
3. Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, воспользуйтесь флажками-индикаторами. С их помощью отметьте пути, пройденные шариком а каждую секунду. (Время отсчитывает секундомер или метроном на столе учителя). Измерьте с помощью линейки расстояния между флажками. Если они одинаковы, то движение шарика можно считать равномерным.
4. Определите скорость равномерного движения шарика. Для этого измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 1 с, 2 с или 3 с. Рассчитайте скорость равномерного движения шарика по формуле
𝑣 = S/t.
𝑣 = 20:2 = 10 см/с
5. Полученный результат запишите, пользуясь основной единицей скорости.
𝑣 = 0,1 м/с
Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения
Решебник к сборнику задач по физике для 7- 9 классов, Перышкин А.В.
110. Выразите в метрах в секунду (м/с) скорости: 60 км/ч; 90 км/ч; 300 км/ч; 120 м /мин.
111. Пассажирский самолет летит со скоростью 414 км/ч. Выразите эту скорость в м/с.
414 км/ч = 414000 м/ч = 115 м/с
112. Скорость мотоцикла 20 м/с, а скорость гоночного автомобиля – 360 км/ч. Чья скорость больше и во сколько раз?
113. Автомобиль прошел расстояние 500 м за 25 с. Найти скорость автомобиля.
114. Танк Кристи (рис. 12) развивает скорость при движении на колесах 100 км/ч, а при движении на гусеницах 60 км/ч. Определите, за какое время этот танк пройдет расстояние в 450 км?
115. Пуля, выпущенная из винтовки, долетела до цели, находящейся на расстоянии 1 км, за 2,5 секунды. Найти скорость пули.
116. Самолет развивает скорость 180 км/ч. Какое расстояние может пролететь этот самолет за 25 минут?
117. Два автомобиля движутся равномерно. Первый в течение 5 мин проходит 6 км, а второй в течение 3 с – 90 м. Скорость какого автомобиля больше?
118. Пароход, двигаясь против течения со скоростью 14 км/ч, проходит расстояние между двумя пристанями за 4 часа. За какое время он пройдет то же расстояние по течению, если его скорость в этом случае равна 5,6 м/с?
119. В подрывной технике для взрыва шпуров (скважин, наполненных взрывчатым веществом) применяют особый, сгорающий с небольшой скоростью шнур (бикфордов шнур). Какой длины шнур надо взять, чтобы успеть, после того как он зажжен, отбежать на расстояние 150 м, если скорость бега 5 м/с, а скорость распространения пламени по шнуру 0,8 м/с?
120. Земноводный танк может двигаться на гусеницах по суше со скоростью 70 км/ч и плавать со скоростью 10 км/ч. Сколько времени потребуется этому танку, чтобы пройти общее расстояние 61 км, если на пути буде озеро шириною в 5 км?
121. Двигаясь равномерно, пассажирский реактивный самолет ТУ-104 пролетел 8250 м за 30 с. Какова скорость самолета в м/с и км/ч?
122. Пешеход прошел 900 м за 10 мин. Вычислите его среднюю скорость движения (в м/с).
123. При испытании скорости револьверной пули при вылете оказалось, что расстояние между двумя картонными пластинками длиною в 20 см пуля пролетела за 0,0004 секунды. Определить по этим данным скорость пули.
124. Скоростной лифт в небоскребе поднимается равномерно со скоростью 3 м/с. За сколько времени можно подняться на таком лифте на высоту 90 м?
125. Длина конвейера 20 м. За какое время вещь, поставленная у начала конвейера, придет к его концу, если скорость движения конвейера 10 см/с?
126. Клеть подъемной машины в шахте опускается со скоростью 4 м/с. За какое время можно достигнуть дна глубины шахты глубиной 300 м?
127. Автомобиль проехал равномерно участок дороги длиной 3,5 км за 3 мин. Нарушил ли правила дорожного движения водитель, если на обочине расположен дорожный знак «скорость не более 50 км/ч» (рис. 13)?
128. Какой путь пролетит реактивный истребитель, двигающийся со скоростью 3600 км/ч, за 5 ч?
129. Велосипедист едет со скоростью 5 м/с. За какое время он преодолеет 99 км?
130. Скорость автомобиля 180 км/ч, а скорость самолета 600 м/с. Сколько времени затратят автомобиль и самолет для прохождения пути в 2000 м?
132. Длина земного экватора 40000 км. За какое время самолет может облететь Землю по экватору, если его скорость равна 800 км/ч?
133. В морском деле принимается за единицу скорости узел. Вычислите, скольким км/ч соответствует 1 узел, если известно, что 1 узел = 1 морская миля/ч и 1 морская миля равна длине дуги земного экватора, соответствующей одной минуте градусного измерения (длина дуги экватора равна 39805 км).
134. Росток бамбука за сутки вырастает на 86,4 см. На сколько он вырастает за 1 мин?
135. Спортсмен пробегает дистанцию в 60 м за 9,4 с. С какой скоростью он бежит?
136. В течение двух часов поезд двигался со скоростью 110 км/ч, затем сделал остановку на 10 мин. Оставшуюся часть пути он шел со скоростью 90 км/ч. Какова средняя скорость поезда на всем пути, если он прошел 400 км?
137. Автобус за первые два часа проехал 90 км, а следующие три часа двигался со скоростью 50 км/ч. Какова средняя скорость автобуса на всем пути?
138. Мотоциклист едет первую половину пути со скоростью 90 км/ч, а вторую половину пути – со скоростью 70 км/ч. Найдите среднюю скорость мотоцикла на всем пути.
139. Средняя скорость велосипедиста на всем пути равна 40 км/ч. Первую половину пути он ехал со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью велосипедист проехал остаток пути?
140. Изобразите графически векторы скорости: 5 км/ч; 15 км/ч; 10 м/с.
141. Приняв, что сторона одной клеточки в тетради равна скорости 1 м/с, изобразите в тетради скорость 5 м/с.
142. На графике скорость 3,6 км/ч изображена стрелкой длиной 2 см. Изобразите в том же масштабе скорость 2 м/с.
143. По графику зависимости пути от времени на рисунке 14 определите скорость при равномерном движении (в м/с).
144. На рисунке 15 изображен график движения лыжника. Сколько метров он проедет за 12 мин, если его скорость останется неизменной?
145. Гоночный автомобиль мчится со скоростью 360 км/ч. Начертите в тетради график зависимости его пути от времени.
146. Аэроплан летит со скоростью 720 км/ч в течение 25 мин. Начертите график его движения, приняв для оси времени масштаб: 5 мин – 1 см; а для оси пути масштаб выберите самостоятельно.
147. Расстояние между двумя пристанями 144 км. Сколько времени потребуется пароходу для совершения рейса между пристанями туда и обратно, если скорость парохода в стоячей воде 18 км/ч, а скорость течения 3 м/с?
148. Самолет, летящий со скоростью 300 км/ч, пролетел расстояние между аэродромами А и В за 2,2 ч. Обратный полет из-за встречного ветра он совершил за 2,4 ч. Определите скорость ветра.
149. С двух пристаней, расстояние между которыми 70 км, одновременно отправляются два парохода навстречу друг другу. Пароходы встретились через 2,5 ч, причем пароход, идущий по течению, прошел за это время путь 55,5 км. Скорость течения 2 м/с. Определите скорости пароходов в стоячей воде.
150. Определите по графику пути равномерного движения, изображенному на рисунке 16:
а) путь, пройденный телом в течение 4,5 с,
б) время, в течение которого пройден путь 15 м,
в) скорость движения,
если сторона клетки соответствует 1 м и 1 с.
а) 18 м; б) 3,75 с; в) 4 м/с
151. Постройте на одном и том же чертеже графики путей двух равномерных движений со скоростью 7,2 км/ч и 18 км/ч.
152. Постройте график пути движения, уравнение которого s = 5t.
153. На рисунке 17 дан график пути движения поезда. Определите, в котором часу отправился поезд и направление его движения.
В 7 часу, в направлении Москва → Серпухов
154. На рисунке 18 дан график пути движения поезда. Определите скорости движения на участках, изображенных отрезками графика ОА, АВ и ВС. Какой путь пройден поездом в течение 3 часов с начала его движения?
155. Постройте график пути движения поезда между станциями А и В по следующим данным. Расстояние от А до В равно 60 км. Двигаясь от А к В со скоростью 40 км/ч, поезд на полпути делает пятиминутную остановку, потом продолжает двигаться дальше со скоростью 60 км/ч. На станции В поезд стоит 20 мин, затем движется обратно без остановок со скоростью 45 км/ч.
156. От одной и той же станции в одном и том же направлении отправляются два поезда. Скорость первого 30 км/ч, второго 40 км/ч. Второй поезд отправляется через 10 мин после первого. После сорокаминутного движения первый поезд делает пятиминутную остановку, потом продолжает двигаться дальше с прежней скоростью. Определите графически, когда и на каком расстоянии от станции второй поезд догонит первый. Графическое решение проверьте вычислением.
157. Чем отличаются движения I и II, графики которых даны на рисунках 19 и 20? Что обозначает точка пересечения графиков и что по ней можно узнать?
158. По графику движения корабля, подходящего к причалу (рис. 21), определите скорость его движения на участке АВ.
159. По представленному на рисунке 21 графику движения корабля, подходящего к причалу, дайте характеристику движения корабля на участках АВ, ВС и CD.
АВ – равномерное
ВС – равнозамедленное
CD – движение отсутствует
160. По графику на рисунке 21 определите среднюю скорость движения корабля за промежуток времени между 104-й и 106-й минутами движения.
161. На рисунке 22 даны графики движения мопеда (а) и велосипеда (b). Определите скорости их движения. Кто из них поехал раньше?
162. Какую скорость имеют в виду, говоря о скорости движения поезда, автомобиля или самолета между двумя какими-нибудь пунктами?
163. Пуля вылетела из ствола со скоростью 600 м/с.Какую скорость здесь имеют в виду?
164. Поезд прошел 25 км за 35 мин, причем первые 10 км он прошел в течение 18 мин, вторые 10 км в течение 12 мин, а последние 5 км за 5 мин. Определите среднюю скорость поезда на каждом участке и на всем пути.
165. Санки, двигаясь вниз по горе, прошли в течение первой секунды движения 2 м, второй секунды – 6 м, третьей секунды – 10 м и четвертой секунды – 14 м. Найдите среднюю скорость за первые две секунды, за последние две секунды и за все время.
166. Почему нельзя говорить о средней скорости переменного движения вообще, а можно говорить только о средней скорости за данный промежуток времени или о средней скорости на данном участке пути?
Потому что тело всегда проходит определенный путь за определенное время.
167. Постройте на одном чертеже графики скоростей двух равномерных движений: v1 = 3 м/с и v2 = 5 м/с. Построить на том же чертеже прямоугольники, площади которых численно равны путям, пройденным в течение 6 с.
168. Даны графики зависимости пройденного пути от времени при равномерном движении, представленные в одном масштабе. Как по ним определить, какое тело движется с большей скоростью?
Чем больше угол между графиком и осью времени, тем выше скорость.
Чем меньше угол между графиком и осью расстояния, тем выше скорость.
Определите скорость движения автомобиля выразите ее в м с
При изучении физики очень важно не просто выучить и понять теоретический материал, но и научиться решать задачи. На этом уроке вы познакомитесь с тем, как решать три типа задач на вычисление скорости, а также узнаете правила оформления решений.
Автомобиль движется с севера на юг со скоростью 90 км/ч. Необходимо выразить эту скорость в метрах в секунду и изобразить графически.
Рис. 1. К условию задачи № 1
Условие и решение данной задачи не требуют специального оформления. Вначале нужно перевести скорость 90 км/ч в метры в секунду, в СИ. 90 км/ч можно записать как 90 000 метров, деленные на 3600 секунд. Если провести математический расчет, то мы получим, что 90 км/ч соответствует 25 м/с.
Затем выберем масштаб изображение вектора скорости автомобиля. Например, одна клеточка вашей тетради будет соответствовать 5 м/с. Тогда, чтобы изобразить вектор скорости, численно равный 25 м/с, в выбранном масштабе нужно изобразить стрелку, направленную с севера на юг (т.е., сверху вниз), длиной в 5 клеточек. Рядом ставим обозначение: символ v, обозначающий скорость, с маленькой стрелкой над ним – знаком вектора.
Рис. 2. К решению задачи № 1
За 20 минут тело переместилось на 6000 см. Необходимо определить скорость движения данного тела.
Такие задачи в физике называются количественными, потому что как условие, так и ответ содержат числовые данные. Решение подобных задач требует специального оформления, с которым мы сейчас познакомимся.
В левом углу тетрадного листа записываем слово «Дано:», ставим двоеточие и ниже в столбик перечисляем заданные величины и через знак равенства их числовые значения с размерностью. Далее отчеркиваем данные вертикальной и перпендикулярной ей горизонтальной чертой, под чертой пишем слово «Найти:», указываем, какую физическую величину нам необходимо найти в этой задаче, ставим знак равенства и знак вопроса.
Рис. 3. Оформление краткого условия задачи
Величины в условии данной задачи заданы во внесистемных единицах – сантиметрах и минутах. Поэтому справа от вертикальной черты мы ставим обозначение «СИ» (интернациональная система) и производим перевод единиц в СИ. 20 мин – это 1200 с, а 6000 см – это 60 м. Правее колонки чисел ставим еще одну вертикальную черту.
Рис. 4. Перевод единиц в СИ
На оставшемся справа свободном пространстве сверху пишем слово «Решение:».
В физике принято сначала записывать формулу, с помощью которой будут производиться расчеты. Чтобы найти скорость, необходимо пройденный телом путь разделить на время движения тела. Затем принято делать проверку размерности (единиц измерения) полученного результата. Размерности величин, входящих в формулы, записывают в квадратных скобках. Мы получаем, что скорость измеряется в метрах в секунду.
Следующий этап – подстановка в формулу числовых данных. Еще раз записываем букву, обозначающую скорость, но вместо букв, обозначающих путь и время, записываем численные значения этих величин и выполняем вычисления. Деля 60 на 1200, получаем значение 0,05 – это и есть искомое значение скорости. В круглых скобках мы записываем размерность получившейся величины (метры в секунду).
Внизу пишем слово «Ответ», ставим двоеточие и еще раз указываем числовое значение скорости с размерностью.
Рис. 5. Полностью оформленное решение задачи № 2
Задачи, подобные этой, часто используются при выполнении тестовых заданий. В них есть условие и несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать правильный.
По графику зависимости пути, пройденного телом, от времени, необходимо определить скорость тела, движущегося равномерно и прямолинейно.
Рис. 6. К условию задачи № 3
Так как в условии задачи указано, что движение равномерное, то можно взять любую точку на графике. Лучше всего выбирать точку, которая расположена против штрихов на осях графика. Проведем пунктирные линии перпендикулярно осям пути и времени, чтобы найти, какой путь прошло тело за определенный промежуток времени. В нашем случае, например, за 4 секунды тело прошло путь 10 метров. Затем по формуле рассчитаем значение скорости. Разделив 10 м на 4 с, получим, что скорость тела равна 2,5 м/с. Следовательно, правильным является ответ «В».
Рис. 7. Решение задачи № 3
Список литературы
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
Перышкин А.В. Сборник задач по физике, 7 – 9 кл.