Особенности и правила управления машиной при движении в транспортном потоке
Особенности и правила управления машиной при движении в транспортном потоке
На дороге, свободной от транспортных средств, водитель устанавливает скорость движения автомобиля в зависимости от дорожной обстановки (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия и т. д.), условий видимости и установленных Правилами дорожного движения ограничений. В транспортном потоке часто транспортные средства движутся друг за другом с ограниченной дистанцией, причем условия для маневрирования бывают крайне стесненными. Здесь водитель лишен возможности выбирать скорость движения. Как у большинства других транспортных средств, она устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока и прежде всего головного автомобиля — лидера. Попытка обогнать или опередить другие транспортные средства может создавать им помехи. Такой режим движения характерен для многих дорог вне населенных пунктов и в городах.
Действия водителя в плотных транспортных потоках отличаются большой напряженностью. Он быстро привыкает к таким условиям, но относительно рано утомляется. Двигаясь в стесненных условиях, некоторые водители, особенно легковых автомобилей и мотоциклисты, теряют выдержку, проявляют лишний риск, пытаясь опередить поток транспортных средств, что нередко приводит к возникновению опасных и аварийных ситуаций. В плотных транспортных потоках водитель должен уметь сохранять на длительное время благоразумие и выдержку. Для таких потоков наиболее характерны ДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особенно на мокрых и скользких дорогах. Виновниками происшествий бывают, как правило, следующие за лидерами водители. Чаще всего столкновения происходят из-за ошибок водителей в выборе дистанции или их невнимательности. Опасные ситуации и ДТП нередко возникают также из-за неумелых действий водителя-лидера или его эгоистических наклонностей.
Водитель-лидер должен быть предупредительным в отношении следующих за ним водителей и заблаговременно предупреждать их о каждом своем намерении. Действия лидера должны быть логически обоснованными и умело выполненными. Ситуация, изображенная на рис. 96 а, сложилась, в частности, из-за ошибочных действий водителя легкового автомобиля. Готовясь повернуть направо, он очень поздно включил указатель поворота и резко затормозил. Оказавшись главным в транспортном потоке, водитель должен оценить, что за транспортное средство следует за ним. Если лидер — автобус (или автопоезд), а за ним движется легковой автомобиль, необходимо создать более быстроходному транспортному средству условия для опережения или обгона. Если водитель лидера не сделает этого, на ближайшем участке, где потребуется снизить скорость, лидер задержит все транспортные средства, ограничивая обзорность их водителям и отрицательно влияя на их психику. От грузовых автомобилей, автопоездов, тракторов лидеру следует по возможности оторваться, чтобы позволить более быстроходным транспортным средствам их опередить. В остальных случаях нужно стараться вести транспортное средство с равномерной скоростью, избегая рывков и резких торможений.
Двигаться за лидером намного труднее, чем им быть, так как водитель вынужден двигаться в заданном режиме и непрерывно наблюдать за его поведением. Основной ‘ мерой безопасности при движении за лидером является правильный выбор безопасной дистанции.
В ситуации на рис. 96 б причины возможного торможения лидера водителю легкового автомобиля определить трудно, так как обзор дороги впереди закрыт. Сам факт плохой видимости дороги должен насторожить водителя, заставить увеличить дистанцию и сосредоточить свое внимание на фонаре стоп-сигнала лидера.
— снижение скорости и перемещение вправо или влево с включенными указателями поворота свидетельствуют об остановке, повороте или развороте;
— снижение скорости и перемещение к правому краю проезжей части или даже на обочину при включенном левом указателе поворота
Если дистанция до лидера увеличена, этим могут воспользоваться водители других автомобилей меньшей длины, с лучшей тяговой динамичностью и маневренностью, выстраиваясь за лидером. На это нужно реагировать спокойно. Водитель должен хладнокровно реагировать и на непонятные или неправильные действия лидера, других участников движения. Например, если лидер увеличивает скорость, необходимо, прежде чем последовать его примеру, оценить состояние дороги и ситуацию. Если увеличение скорости нежелательно или недопустимо (например, тяжеловесного грузового автомобиля или на скользкой дороге), лучше по возможности перестроиться или принять вправо и пропустить другие транспортные средства.
На многополосных дорогах в плотных транспортных потоках перестроение сопряжено с определенными трудностями, особенно для больших грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов. Легче перестроиться на полосу, по которой транспортные средства движутся медленнее. В этом случае достаточно, чтобы расстояние от заднего конца автомобиля до передней части опережаемого транспортного средства было в 2 раза больше длины автомобиля. Для перестроения на полосу, по которой транспортные средства движутся быстрее, указанное расстояние должно быть в 3-4 раза больше длины автомобиля. Перестроение должно выполняться очень четко и в строгом соответствии с Правилами дорожного движения.
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДЕЛИСЬ ИМ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ.СЕТЯХ
Правила поведения при транспортных авариях
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.
Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.
Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).
В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.
Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).
Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ
Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ
При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.
При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.
Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.
В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.
При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ
ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ
Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.
В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.
Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА
Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:
— в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;
— перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;
— если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;
— так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;
— после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.
Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ
Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.
Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.
Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.
Движение в потоке
Последнее обновление: 05.11.2021
Комментариев нет
Одним из важных качеств водителя (читайте — ваших качеств), в процессе обеспечения безопасного движения автомобиля в транспортном потоке, является умение наблюдать за дорогой, и предвидеть изменение дорожной ситуации.
Умение наблюдать сводится к тому, чтобы распределять свое внимание рационально. А умение предвидеть основывается на рациональном анализе происходящего. См. статью Смотрим на дорогу правильно.
Для того, чтобы предположить развитие обстоятельств, не требуется способностей к пророчеству, достаточно следить за всем, что имеет отношение к процессу движения, за тем, что происходит вокруг вашего автомобиля.
Соблюдение вами ПДД — условие обязательное, но для вашей безопасности этого недостаточно. Чтобы не попасть в аварию еще необходимо предпринимать некоторые действия. Речь о них пойдет ниже.
Движение в транспортном потоке
В каждый момент времени необходимо контролировать ситуацию на дороге, анализировать намерения других участников движения, и в связи с этим корректировать свои действия.
«Корректировать свои действия» означает заранее изменять скорость, интервал и дистанцию таким образом, чтобы избежать столкновения, и чтобы в запасе оставалось место для маневра (на сколько это возможно).
Ваша безопасность на дороге — это комплекс мер, принимаемых вами в управлении автомобилем, необходимых для того, чтобы не допустить ущерб и не причинить вреда здоровью себе или другим участникам движения.
Преимущество проезда определяется не формальным приоритетом, которым наделяют ПДД (главная дорога, зеленый сигнал светофора и др.), а гарантией отсутствия ДТП.
Если кто-либо пренебрегает вашим приоритетом, целесообразно ему не препятствовать!, юридически это выглядит как уступить дорогу.
Такой поступок вам не навредит, и вы никуда не опоздаете. Когда у вас преимущественное право проезда, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете ПДД.
Но если ваше присутствие на дороге игнорируют, а вы продолжаете движение, потому что «право имеете!», то рискуете попасть в аварийную ситуацию.
В «народе» данный комплекс мер получил название «правило трех Д» — дай дорогу дураку.
Впрочем, любое нарушение может быть сознательным, и даже специально спровоцированным, но вас это не должно волновать.
Ваша реакция должна сводиться к тому, что вы видите перед собой некие обстоятельства, способные повлиять на вашу безопасность. В ваших интересах их проанализировать, и принять меры, чтобы вас это не коснулось.
Вот, для этого и необходимо постоянно наблюдать за соседними по дороге машинами. В поле зрения должно попасть как можно больше участников дорожного движения по вашему направлению. Старайтесь понять их намерения, и в соответствии с вашими целями корректируйте свое движение.
Если кто-то из участвующих создает вам помеху, то меняйте скорость, (интервал, дистанцию), или поступайте таким образом, чтобы компенсировать это нарушение с пользой для себя.
Например, какой-то автомобиль резко перестраивается перед вами (на водительском сленге: «подрезает» вас), вынуждая вас тормозить.
В этой ситуации вы можете возмутительно сигналить ему, типа (если мягко выразиться) предупредить о возможном столкновении, а можете сбавить скорость, и по возможности, сместить свой автомобиль чуть в сторону, чтобы не столкнуться с ним.
Т.е. всегда есть две возможности: либо реагировать по-делу, т.е. принять меры, чтобы не столкнуться (продуктивно), либо начать выражать свои эмоции о том, какой он нехороший человек (контрпродуктивно).
Если же вы сами кому-то помешали, то нет смысла ждать от того водителя компенсирующего действия – нужно попытаться самостоятельно, в зависимости от ситуации, исправить свою ошибку.
Это, собственно, и есть основное правило безопасного движения в транспортном потоке, помимо соблюдения ПДД. Необходимо видеть, что происходит на дороге, и реагировать должным образом.
Скорость движения в транспортном потоке
Другой, не менее важной составляющей безопасного движения в транспортном потоке, является выбор и коррекция скорости своего автомобиля в конкретной ситуации.
Общее правило по выбору скорости движения выглядит так: скорость движения автомобиля должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.
Это относится к движению вообще, к проезду перекрестков с ограниченным обзором, к движению по узким переулкам, в «закрытых» поворотах. Особенно актуально это правило при движении в темное время суток, во время тумана, дождя, снегопада.
Есть специальная формула для вычисления тормозного пути с применением коэффициентов, в зависимости от характеристик автомобиля и состояния дорожного покрытия, но суть не в этом.
Остановочный путь автомобиля это тормозной путь плюс время вашей реакции, и он всегда больше тормозного пути. В темное время суток это расстояние увеличивается по естественным причинам.
Для примера, летом на сухой асфальтированной дороге при скорости 40 км/ч тормозной путь легкового автомобиля будет около 8 метров.
А теперь представьте, что вы с такой скоростью едете вдоль стоящих у края проезжей части машин, и перед вами, предположим, метрах в пяти, у какой-то машины вдруг открывается дверь. Или вдруг неожиданно кто-то людей появляется на дороге
Хорошо, если в этой ситуации вам будет куда свернуть, потому что остановиться до возникшего «препятствия», у вас, скорее всего, не получится.
Поэтому целесообразно двигаться с такой скоростью, как этого требует дорожная обстановка, как говорится, здесь и сейчас, в соответствии с погодными условиями, ехать при которой будет безопасно.
В дополнение рекомендую к прочтению статью Что такое безопасная скорость.
Значение безопасной скорости движения не всегда совпадает со значением разрешенной ПДД скорости. В населенном пункте, к примеру, разрешенная скорость 60 км/ч.
Но в некоторых обстоятельствах, например, в условиях ограниченной видимости, целесообразно ехать намного медленнее, чем разрешают Правила.
К вопросу о внезапно открытых дверях автомобиля на стоянке у края дороги есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как правильно садиться в машину и выходить из машины.
Также целесообразно снижать скорость на узких участках дорог, например, во время встречного разъезда в узком месте. Но, разумеется, если для этого есть необходимость.
Безопаснее всего в потоке машин двигаться или со скоростью потока, или с очень небольшой разницей — примерно на 10-15 км/час быстрее или медленнее потока. В особенности, это актуально для нешироких дорог, имеющих по одной полосе для каждого направления.
Если будете двигаться медленнее, то будете задерживать других участников – им придется все время обгонять или перестраиваться для опережения.
Если ехать быстрее – обгонять уже придется вам, соответственно, для этого будет необходимо выезжать из своей полосы (перестроиться).
В целом, величина превышения скорости потока, равно, как и целесообразность увеличения скорости, зависит от характера движения (ширина проезжей части, количество полос, интенсивность, состояние покрытия дороги и др).
Но поток машин всегда разнородный. Цели участников движения почти всегда не совпадают. И если вы придерживаетесь спокойного стиля езды, то будьте готовы, что вас будут обгонять (либо опережать на многополосной дороге).
Обгон всегда (опережение реже) связан с перестроением на смежную полосу, и в процессе перестроения автомобили подолгу находятся в слепых зонах друг друга. Это увеличивает общее психическое напряжение, и повышает риск столкновения.
Правила выполнения обгона, а также связанные с этим маневром «тонкости» рассмотрены в серии статей Обгон. На многополосных маневрах применяется перестроение с опережением (см. статью Одиночное перестроение. Теория и практика).
Одним из важных условий, позволяющих совершить маневр, является наличие свободного пространства с той стороны автомобиля, в которую предполагается сманеврировать.
В условиях плотного транспортного потока возрастает вероятность попадания в ДТП, причем, в происшествие может быть вовлечено несколько участников.
Поэтому, перед началом маневра есть смысл «мониторить» обстановку сзади своего автомобиля и с той его стороны, в которую маневрируете (перестраиваетесь). Это очень важно в условиях массового скопления транспортных средств.
Ну а, непосредственно, возможность самого маневра вам обеспечат безопасная дистанция до едущей впереди машины, и боковой интервал до своих «попутчиков».
Дистанция между автомобилями
Когда вы движетесь вплотную за какой-либо машиной, вы лишаетесь, можно сказать, определенной степени свободы действий:
Поэтому во время движения в транспортном потоке старайтесь держать такую дистанцию до впереди идущего автомобиля, которая позволит вам без изменения полосы остановить свой автомобиль и избежать столкновения с тем, кто впереди вас.
Во время движения в потоке, как рекомендуют бывалые автомобилисты, дистанцию между машинами удобнее считать не в метрах, а в секундах. Почему именно в секундах?
Во-первых, глазомер у всех людей разный и при изменении скорости, расстояние в метрах всегда будет изменяться. А посчитать секунды движения для человека проще, чем определять на глаз метры.
Во-вторых, дистанция в секундах всегда остается одна и та же при любой скорости.
Безопасной дистанцией можно считать такую дистанцию, когда время достижения того места, в котором только что находился впереди идущий автомобиль, составляет 2-3 секунды на сухом асфальте.
На скользкой дороге безопасную дистанцию целесообразно увеличивать до 4-5 секунд.
Из этого правила можно сделать вывод, что дистанция между автомобилями должна быть тем большей, чем:
Опасность движения на короткой дистанции подробно рассмотрена в статье Почему важно соблюдать дистанцию.
Еще один момент. Следуя в дорожном потоке по своей полосе, периодически придется останавливаться, например, перед светофорами, при случайных заторах или, что еще хуже, в пробках.
На таких остановках не следует близко прижиматься к впереди едущей машине. Необходимо оставлять себе немного места впереди для возможного маневра.
Может случиться так, что та машина, которая перед вами, не сможет продолжить движение (заглохнет, сломается и т.п.) и вам потребуется ее объехать. Если подъедите вплотную к ней, тогда для того, чтобы объехать, придется сдать назад. А сзади вас может «подпереть» другая машина.
Тогда, на каком расстоянии лучше всего остановиться или на сколько не доехать до «переднего» автомобиля?
Ориентиром в данном случае может послужить «пятно» контакта задних колес «переднего» автомобиля с дорогой. Другими словами, подъезжая к машине, что остановилась впереди вас, смотрите на ее задние колеса.
По мере приближения к ней ваш капот начнет перекрывать обзор. Сначала скроются из вида задние колеса, а когда приблизитесь совсем вплотную, скроется задний бампер.
Старайтесь остановиться так, чтобы задние колеса и «пятно» их контакта с дорогой были вам видны полностью. В таком случае вы спокойно сможете объехать автомобиль, что остановился впереди вас, не сдавая назад.
Боковой интервал
Для общего понимания: под боковым интервалом подразумевается расстояние между бортами автомобилей, когда они либо стоят параллельно, либо движутся параллельно друг другу (попутно или навстречу).
Безопасный боковой интервал еще учитывает выступающие части автомобиля: боковые зеркала заднего вида либо груз, выступающий за габариты ТС.
В процессе движения в транспортном потоке необходимо (по возможности) оставлять свободное пространство слева и справа от своего автомобиля.
Это нужно для того, чтобы снизить риск бокового столкновения с соседним автомобилем, в случае его внезапного перестроения, сноса или заноса.
Достаточный боковой интервал позволит вам в случае необходимости экстренно перестроиться с опережением в соседний ряд. Наличие достаточного свободного места с боку позволит совершить объезд вас другим автомобилем.
Но при соблюдении бокового интервала необходимо учитывать возможность видеть в зеркала других участников и быть видимым для едущих впереди вас. Другими словами, необходимо стараться избегать «мертвых зон» друг друга.
Идеальная схема расположения автомобилей в соседних рядах – в шахматном порядке так, чтобы оставалась возможность безопасного проезда между ними другого автомобиля.
Но идеальных условий для движения не бывает, поэтому, выдерживая боковой интервал в совокупности с дистанцией, старайтесь ехать так, чтобы вас, в случае необходимости, можно было легко объехать.
Безопасный боковой интервал особенно важен в зимний период, когда часть дороги находится под снегом оказывается как бы «исключенной» из проезжей части.
Проезжая часть сужается и машины начинают теснить друг дружку, создавая опасность прикосновения. Эти обстоятельства рассмотрены в статье Количество полос и боковой интервал.
Еще рекомендую материал статьи Как предупредить опасные ситуации на дороге. В ней рассмотрены общие вопросы безопасности движения в транспортном потоке, и даны некоторые «рецепты», как избежать наихудшего.
Подводя итог по теме движения в транспортном потоке, приведу несколько пунктов, выполнение которых поможет обеспечить себе относительную безопасность на дороге:
Этого может и не понадобится, но вы должны быть готовы в случае чего оперативно замедлить свой автомобиль.
В таких случаях можно слегка придавить педаль тормоза – стоп-сигналы загораются раньше, чем начинают срабатывать тормозные колодки – это насторожит едущего сзади и он, возможно, отстанет.
Если такое случилось, то целесообразно увеличить дистанцию до крупного автомобиля, и стараться не заезжать в его слепые зоны. Рекомендую статью Соседство с грузовиком на дороге.
Ну и последнее. Одним из показателей выбора правильной скорости вашего автомобиля и дистанции на конкретном участке дороги является число ваших торможений.
Чем меньше вам приходится тормозить (речь не идет о запланированном снижении скорости), тем адекватнее ваша скорость и дистанция, а значит, комфортнее и безопаснее ваше движение.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.11.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.