Отечественная сборка авто в казахстане
АВТОВАЗ сменил производственную площадку в Казахстане
Казахстан и Белоруссия — главные экспортные рынки для АВТОВАЗа. Но если в белорусские автосалоны поступают машины российского производства, то в Казахстане уже давно ведется локальная сборка. Еще в 2002 году завод Азия-Авто из Усть-Каменогорска начал выпускать внедорожники Лада Нива, впоследствии здесь освоили и другие модели, хотя сборка велась по «отверточной» технологии. А когда у руля АВТОВАЗа стоял Бу Андерссон, был даже заключен контракт с компанией Азия-Авто на постройку завода полного цикла.
О, это занятная история. Предприятие мощностью 120 тысяч машин в год начали строить в 2013 году, чтобы в 2016-м запустить производство автомобилей Лада Гранта, Калина и 4х4, причем первоначальный план даже предполагал «реэкспорт» части машин в Россию, чтобы продавать их в Сибири и на Дальнем Востоке. Для этого Азия-Авто даже создала собственную дилерскую сеть на территории РФ, которая вошла в официальный перечень автосалонов Лады и действительно начала продажи автомобилей. Но не казахстанских, а российских.
Запуск завода полного цикла несколько раз переносили, и даже сейчас он до сих пор не достроен. Поэтому правительство Казахстана еще в прошлом году отозвало у Азии-Авто все льготы и потребовало компенсировать их за все годы (в сумме набралось 417 млн долларов). Компания сейчас находится на грани банкротства, старое предприятие «отверточной» сборки в Усть-Каменогорске (где также делали автомобили Kia, Skoda и УАЗ) остановлено еще в конце 2020-го. Соответственно, АВТОВАЗ начал стремительно терять рынок Казахстана: уже в декабре Лада сместилась с первой строчки рейтинга продаж на третью (пропустив вперед Hyundai и Chevrolet), а в этом году дилерам стало попросту нечего продавать. Но уже найдено решение.
АВТОВАЗ подписал договор о сотрудничестве с новым индустриальным партнером в Казахстане — компанией Allur Auto, которой принадлежит завод СарыаркаАвтоПром в Костанае. На этом предприятии ведется производство автомобилей Chevrolet, JAC и Kia, хотя со сваркой и окраской кузовов выпускаются только китайские Джаки, остальное — «отвертка» и мелкоузловая сборка. Из SKD-комплектов здесь теперь будут делать и Лады: первая партия внедорожников Нива Travel уже готова.
Заявлено, что в ближайшие месяцы на костанайском заводе начнут выпуск и других моделей Лада. Модельный ряд и объем производства будет объявлен по мере финализации дополнительных соглашений между партнерами. В отдаленной перспективе опять планируется организация сварки и окраски кузовов, но одна из главных задач для АВТОВАЗа сейчас — это реорганизация местной дилерской сети, которая пока привязана к бывшему партнеру, фирме Азия-Авто. Впрочем, планов поставлять Лады казахстанской сборки в Россию уже нет.
Сколько стоят самые дешевые автомобили казахстанской сборки
Автомобили, собранные на казахстанских автозаводах можно купить дешевле зарубежных моделей. К тому же, при их покупке действуют льготные условия. Редакция Нурфин ознакомилась с ценами на новое авто отечественной сборки и отметила самые дешевые модели.
1. Lada Granta SE Classic, 3 145 000 тенге
LADA Granta SE Classic. Цена: 3 145 000 тенге. Фото: ladaauto.kz: UGC
2. Ravon Nexia R3, 3 469 000 тенге
Минимум за такую цену можно купить самую дешевую модель марки Ravon казахстанской сборки. У седана комплектации Comfort также механическая КП.
Ravon Nexia R3. Цена: 3 469 000 тенге. Фото: ravon.kz: UGC
3. Рeugeot 301, 3 990 000 тенге
Эта цена для автомобиля с самым маленьким для модельного ряда объемом двигателя – 1,2 литра. Самый дешевый седан оснащен механической коробкой передач и ничем не отличается от комплектации аналогичной модели с более объемным двигателем, которая стоит на 1 млн больше.
Рeugeot 301. Цена 3 990 000 тенге. Фото: peugeotkz.com: UGC
4. Chevrolet Niva L, 4 599 000 тенге
Внедорожник отечественной сборки также оборудован механической коробкой передач и отличается от других моделей из ряда более простой комплектацией и внешним видом. Например, у моделей, которые дороже, корпус боковых зеркал окрашен в цвет кузова.
Chevrolet Niva L. Цена: 4 599 000 тенге. Фото: niva-chevrolet.kz: UGC
5. Kia Picanto, 4 790 000 тенге
Данная цена действительна только для хетчбека белого цвета. Аналогичная модель другого окраса будет стоить на 40 тысяч дороже. Самый дешевый автомобиль из модельного ряда Kia, собранный в Казахстане, имеет автоматическую коробку передач и комплектацию Classic.
Kia Picanto Classic. Цена: 4 790 000 тенге. Фото: kiamotors.kz: UGC
6. JAC S3, 4 920 000 тенге
Кроссовер отличается от более дорогих «собратьев» только комплектацией. Также это единственный автомобиль в модельном ряду с механической коробкой передач.
Jac S3. Цена: 4 920 000 тенге. Фото: jac-motors.kz: UGC
7. УАЗ Патриот, 5 700 000 тенге
На данный момент это самая дешевая модель 2019 года выпуска из линейки УАЗ, которая собирается в Казахстане. «Патриот» отличается современным видом кузова. Есть автомобили этой же марки, которые выглядят, как классический «угловатый» УАЗ и стоят немного дороже. При этом у всех установлена механика.
УАЗ Патриот. Цена: 5 700 000 тенге. Фото: uazauto.kz: UGC
8. Hyundai Accent, 6 090 000 тенге
Это также единственный седан из модельного ряда, который оснащен «механикой». Более дорогие модели уже имеют АКП. Самая дешевая из них стоит на 200 тысяч дороже.
Hyundai Accent Active Plus. Цена: 6 090 000 тенге. Фото: hyundai.com: UGC
9. Skoda Octavia FL, 7 090 000 тенге
Самая низкая цена установлена на единственную модель с механической КП. Седан имеет комплектацию Active. Аналогичная модель с автоматической коробкой передач стоит на 500 тысяч больше.
Skoda Octavia FL. Цена: 7 090 000 тенге. Фото: skoda-auto.kz: UGC
На казахстанских автозаводах также собираются автобусы, мусоровозы, самосвалы и другую спецтехнику марок Iveco и Ankai. Но цены на них зависят от габаритов и предназначения.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
АвтоВАЗ остановил сборку Lada в Казахстане
Завод «Азия Авто» (67,9% принадлежит «Бипэк» Анатолия Балушкина) в казахстанском Усть-Каменогорске остановил сборку автомобилей Lada. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
По информации издания, конвейер остановили еще в ноябре в связи с претензиями властей. Как писали Tengrinews, в начале февраля специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана удовлетворил иск Министерства индустрии и инфраструктурного развития к заводу и постановил вернуть государству почти 174 млрд тенге (более 30 млрд руб.) полученных льгот.
Заводу «Азия Авто» возвращали утильсбор и предоставлялись льготы на основании соглашения — компания должна была выполнить обязательства по введению в эксплуатацию мощностей по промышленной сборке, однако не сделала этого.
Сейчас на производстве начались массовые сокращения. Аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов заявлял, что после 10 марта почти 2 тыс. сотрудников «Азия Авто» останутся без работы.
На АвтоВАЗе сообщили «Коммерсанту», что сейчас изучают различные варианты сохранения присутствия марки Lada в Казахстане и обслуживания местных клиентов. В компании отметили, что Казахстан исторически является ключевым экспортным рынком для автогиганта. При этом «Азия Авто» долгое время лидировала по сборке автомобилей в стране.
«Коммерсантъ» отмечает, что в связи с закрытием завода в Усть-Каменогорске в январе продажи Lada в Казахстане сократились на 37%, марка упала на четвертое место в рейтинге. По итогам 2020 года Lada заняла второе место в стране по количеству проданных машин, незначительно уступив Hyundai.
В апреле 2020 года, когда Россия ушла на самоизоляцию, АвтоВАЗ сообщал о трехкратном падении продаж по сравнению с мартом. В июне динамика стабилизировалась, и продажи практически вышли на докризисный уровень.
По итогам сентября 2020-го автогигант сообщал, что продажи на российском рынке машин марки Lada выросли более чем на 6%. В январе 2021-го компания повысила цены на машины на 10–39 тыс. руб.
Какие авто собирают в Казахстане
Линейка составляет около 50 моделей машин
Более 14,6 тыс. единиц техники на 115 млрд тенге было произведено казахстанскими заводами за 10 месяцев текущего года, передает LS.
По информации Ассоциации казахстанского автобизнеса, на долю легковых авто пришлось 12,9 тыс. единиц, или 88,65%, что в три раза больше, чем в январе-октябре 2016 года. Также было собрано 545 автобусов и 1,1 тыс. грузовиков.
Наибольший объем производства пришелся на шесть отечественных заводов. В связи с этим LS выяснил, какие авто собирают в Казахстане.
Согласно производственной линейке, местные предприятия выпускают около 50 моделей легковых машин и джипов (девять мировых марок). При этом больше всего видов легковушек приходятся на Lada – 13 моделей. Самым дешевым авто оказался Ravon Nexia, стоимость которого начинается с 2,5 млн тенге. В 2016 году первенство по цене занимала Lada Priora, которая продавалась по цене от 1,7 млн тенге. Однако на данный момент такую модель в Казахстане не производят. Лавры самой дорогой машины казахстанской сборки достаются KIA Quoris, стоимость которой начинается с 17 млн тенге.
Между тем в денежном эквиваленте больше всего произвел в январе-октябре этого года завод «СарыаркаАвтоПром» (55,8 млрд тенге). Далее идет компания «Азия Авто», собравшая машины на 34,6 млрд тенге. Следом расположились «КАМАЗ-Инжиринг» (11,6 млрд тенге), Hyundai Auto Kazakhstan (3,8 млрд тенге), Daewoo Bus Kazakhstan (2,2 млрд тенге), «СемАЗ» (1,7 млрд тенге).
Почему машины казавтопрома не пользуются спросом. Версии
Ищем причины, по которым казахстанцы предпочитают покупать импортные автомобили, а не собранные на территории Казахстана.
Преимущества в организации «отвёрточной» сборки или же полноценного производства автомобилей на территории какой-либо страны очевидны — обход разного вида пошлин для снижения стоимости продукции. Но в нашем случае речь больше о выгоде непосредственно для владельцев завода, являющихся одновременно и дистрибьюторами и дилерами выпускаемых машин, а также для государства в целом. Производители зарабатывают деньги, а чиновники радуются поступлению в бюджет налогов и с удовольствием вписывают в отчёты данные о созданных рабочих местах и развитии целой индустрии. В данной схеме ничего плохого нет, на первый взгляд одни плюсы. Однако работать и развиваться автопром будет, если только продукцию заводов действительно раскупают, а в Казахстане с этим проблемы. В чём беда? Почему за уже почти 13 лет с момента появления первого сборочного предприятия мы так и не желаем пересаживаться в предлагаемые нам машины?
Основной мотивацией при выборе какого-либо продукта является соотношение цены и качества, а также конкуренция со стороны более доступного импорта. И автомобили здесь не исключение. Поэтому поиск проблем отечественного автопрома следует начинать именно тут.
Мнение казахстанцев
Вместе со своими предположениями о причинах холодности автомобилистов к продукции казахстанского автопрома мы решили провести опрос. Участие в нём приняли более 1 200 человек старше 18 лет, и результаты оказались вполне предсказуемыми. Так, в первую очередь люди смотрят на соотношение цена/качество. Именно эти пункты стали лидерами по количеству голосовавших, хотя последний всё же волнует наших читателей чуть больше.
В умах многих автомобилистов укоренилось мнение, что автомобили, собранные локально, должны быть дешевле импортных. Однако всё несколько иначе. Разница в цене схожих комплектаций конкурирующих моделей, к примеру импортируемых из России, может достигать нескольких сотен тысяч тенге, и сравнение это не в пользу отечественных машин. В такой ситуации можно найти множество поводов обвинить производителей и дилеров в желании получать сверхприбыль, но на деле дешевле продукт становится только при очень больших объёмах производства и солидной доле локализации, чем казахстанский автопром похвастаться по сей день не может. Наши заводы на протяжении многих лет больше выполняют роль фасовочного цеха при магазинах — из-за рубежа пришли отдельно товар и упаковка, а собирают уже на месте.
Благодаря такой схеме цех получает от завода-изготовителя машинокомплект, по цене ниже готового автомобиля, послабления при оплате различных платежей при ввозе и другую поддержку от государства, ведь сборка уже зовётся казахстанской. Да, на плечах владельцев сборочных предприятий строительство этого самого цеха и все другие расходы по его содержанию, но локализация этим и выгодна — у нас рабочая сила дешевле, чем в Корее или Европе, как и многие другие затраты (свет, газ, вода), что также должно сказаться на цене машины. Такие проекты, как правило, долгосрочные. Выгоды от первых нескольких лет сборки никто не ожидает – вкладывается больше инвестиций, чтобы как можно скорее сделать машины доступнее. Но, видимо, опять же это не про нас.
У нас при всём этом вроде идеальном раскладе покупатель выгоды между отечественным и импортируемым не наблюдает и интереса, в том числе и к громким призывам покупать местное, не проявляет. Какой смысл, если ввезти из другой страны такую же машину бывает даже дешевле? А ещё продукция, называемая казахстанской, прямо зависит от любого колебания курса доллара и евро. И как всегда, только в сторону повышения цен.
В списке «ненужных» авто мы видим преимущественно те машины, стоимость которых превышает 10 млн тенге. Тот факт, что люди не покупают такие авто, вполне логичен: дорого. А те, кто располагает такими средствами, вряд ли посмотрят в сторону собранных в Казахстане «корейцев». Что касается более доступных машин, то тут проблема либо в том, что кузов совершенно непопулярный (Jac M5 — минивэн, а тем более китайский), либо цены неконкурентные (Chevrolet Malibu — седан неплох, но цена — космос для такого автомобиля), либо сама машина ни туда, ни сюда (SsangYong Actyon Sport — пикап пока покоряет только сердца водителей автозаков).
В итоге собранные в стране машины далеко не всем по карману. А ведь именно карман в большинстве случаев определяет выбор машины. Возьмём, к примеру, Hyundai Accent. В 2015 году эта машина, производимая в России, могла похвастаться статусом самого продаваемого авто в нашей стране. Почему не что-нибудь из громадного (а он у нас действительно просто шикарный) ассортимента отечественных сборщиков? Увы, но нет у нас в производстве такой машины, чтобы и цена была привлекательной и машина что надо. И вот год спустя после того, как в цену включили утилизационный сбор и цены на Accent взлетели, поп-седан мигом утратил свои позиции – продажи рухнули на 78 % по итогам первого полугодия 2016 года. Accent за такие деньги нам не нужен. В гамме выпускаемой в Казахстане продукции есть автомобили, которые могли бы завоевать народную любовь, но вот цена на них…
Ещё пример — это Toyota Fortuner. Модель, которая, по идее, должна была стать действительно сбывшейся мечтой казахстанцев. И рецепт вроде неплох: это — Toyota, это — настоящий внедорожник на раме, очень прост в конструкции и вынослив, а также производится по циклу CKD, т. е. сварка и окраска кузова плюс мелкоузловая сборка. Всё у нас! Цена по ожиданиям должна была стать шоколадной. Но на старте продаж в 2014 году за базовую машину просили почти 40 тысяч долларов! Все взглянули на Эмираты, откуда эти машины в основном ввозились в Казахстан и продавались по цене в районе 25 тысяч, и сами знаете, что сказали. И сегодня лидер среди «тойот» — это седан Camry, опять же с российского завода, а Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado продаются лучше казахстанского «Форчунера». Опять не угадали с ценой и классом потребителя. Да, сейчас стоимость на Fortuner скатилась до 22.5 тысячи, но это по текущему курсу валют, тогда как если пересчитать по-старому, это те же 40 тысяч баксов. Но тем не менее для тех, кто хранит средства в валюте, машины стали доступнее, и после этого шага продажи выросли, и весьма заметно.
Качество
Второй важный фактор, который останавливает казахстанцев при выборе отечественного автомобиля, — это совсем нелестные отзывы о качестве его сборки. Точнее мнение или убеждение. Оно очень сильно укоренилось в мозгах автомобилистов: якобы наши ничего выпустить хорошего не могут. Однако за исключением Toyota Fortuner и SsangYong Nomad, производимых мелкоузловым способом CKD, все другие автомобили лишь дособираются в стране. Полностью собранные кузова только комплектуют недостающими деталями и узлами. В целом доверия к такому автомобилю у нас гораздо больше, чем к машинам того же российского или узбекского производства, ведь основную часть автомобиля собирали на основном заводе, а не на локализованных мощностях.
Хотя можно сколько угодно спорить с людьми о серьёзном контроле качества и процентах брака, свою точку зрения на этот вопрос мало кто меняет. И это вкупе с ценой тоже бьёт по продажам собранных в Казахстане машин. Однако даже если человек абсолютно непредвзято относится как к цене, так и к качеству казахстанских автомобилей, то встаёт ещё один вопрос: что же всё-таки выбрать? И тут можно столкнуться с ещё одной проблемой — не самым оптимальным модельным рядом: у нас в линейке много машин высокого класса, а среди популярного достойных машин маловато. И тоже дорого.
Не угадывают модельные ряды и класс автомобиля
Наиболее популярными марками, производящими в Казахстане несколько своих моделей, являются LADA, Hyundai и Kia. Но всех их объединяет одна и та же проблема — реальными бестселлерами являются модели не нашей сборки, а те, что импортируются из России. В Казахстане LADA до недавнего времени собирала только «Ниву» (LADA 4×4), тогда как в топе продаж попеременно значились то Priora, то Granta. У Hyundai аналогичная ситуация: мы собираем куда более дорогие i30, Elantra и Sonata, а народу нужен доступный седан, коим являлся Accent. У Kia забавная ситуация с моделью Rio: седан, который разлетается как горячие пирожки, приходит из России, а куда более дорогой и менее востребованный кузов хэтчбек собирается у нас и продаётся десятками в месяц.
Конечно, есть небольшое оправдание в сторону наших сборщиков — некоторые модели навязывают для продаж сами бренды: без минимальных покупок и вывода модели не дают дистрибуцию или разрешение на сборку. К тому же наш рынок для многих производителей на самом деле не так чтобы интересен: он очень мал для организации производства полного цикла. Та же Россия — это другой разговор, а раз мы в одном союзе, то грех не воспользоваться отправкой собранных машин и на наш рынок тоже.
Всё так плохо?
Как видно, в казахстанском автопроме действительно очень много проплешин, которые так или иначе влияют на популярность продукции в стране. Тем не менее правительство совместно с производителями из кожи вон лезет, чтобы отечественные заводы продолжали работать. Но делается это не повышением привлекательности отечественных авто, а заградительными пошлинами и различным поборами, которые оказывают негативное влияние на весь рынок в целом. Хотя иногда появляются и весьма правильные решения.
Программа льготного кредитования
Её суть заключается в выдаче относительно дешёвых кредитов желающим приобрести собранное в Казахстане авто. На сегодняшний день по льготке можно купить большинство производимых в стране автомобилей. Ограничением служит только максимальная цена, а именно 9 млн тенге. Эта инициатива дала хороший толчок появлению аналогичных программ и у дилеров импортных автомобилей.
Появление на рынке дешёвых займов значительно подстегнуло продажи казахстанских машин в условиях кризиса. Если с апреля по декабрь 2015 года в кредит ушло только 25 % всех собранных в Казахстане авто, то в 2016 году показатель увеличился до 62 %.
Программа утилизации в обмен на деньги
С начала 2016 года в Казахстане начали взимать утилизационный сбор. Это решение привело к значительному удорожанию всех автомобилей 2016 года выпуска. Спустя несколько месяцев появились первые слухи о введении сертификатов, которые будут выдавать за сдачу старых авто. Как именно будет действовать программа, пока неизвестно, но предполагается, что сертификат можно будет использовать при покупке нового авто, либо для оплаты первичного взноса при получении льготного кредита, что может стать ещё одним хорошим поводом для выбора автомобиля казахстанской сборки.
А что в итоге?
Подводя итог, следует признать, что казахстанский автопром находится в непростом положении. На конвейере стоят непопулярные модели, которые почему-то должны понравиться всем и удовлетворять потребности населения. И цены — увы! — неконкурентные. 13 лет автопрому скоро стукнет, а баланс так и не найден. Однако шаги в правильном направлении всё же делаются.
Как минимум стоит отметить появление завода полного цикла в Усть-Каменогорске в 2018 году. Правда, на нём будут производить только модельный ряд LADA. Есть и другая затея — создать свой логотип и клеить его на китайские автомобили, в том числе и электромобили, которые также будут называться отечественными.