Отечественное авто на бездорожье
7 российских внедорожников, за которые не стыдно
В России очень любят большие автомобили. Вероятно, просыпаются азиатские корни: те же вкусы у китайцев и многих азиатских стран бывшего СССР.
При этом самые крутые внедорожники и вседорожники в представлении простого диванного эксперта обязательно должны быть родом из США и Японии. А ведь это совсем не так: европейские автомобили куда практичней и много интересней.
Но даже лучшие среди них, такие как PUCH Pinzgauer, MOWAG Duro и уж тем более привычные Land Rover Defender с Mercedes-Benz G-Class кажутся «паркетниками» рядом с российскими вездеходами. Качество дорог обязывает, что и говорить.
Но если о «Нивах» мы знаем всё (или легко можем узнать), то о некоторых серийных образцах стоит рассказать подробно. Умеем же, когда захотим!
Авторос Шаман
Производитель: «Авторос» — частная компания, выпускающая шины низкого и сверхнизкого давления, а так же серийный вездеход собственной конструкции.
Базовый автомобиль: уникальная разработка
Особенности: колесная формула 8×8 с полностью независимой подвеской, раздельным управлением тележками, автоматическая подкачка; гребной винт; центральное расположение водителя.
Ближайшие аналоги: серийные гражданские отсутствуют
«Авторос» — небольшое предприятие в Тверской области, вся жизнь которого развивается вокруг единственного вседорожника «Шаман». Первая попытка его создания в 2005 году не увенчалась успехом, но к 2012 все изменилось.
Инженеры спроектировали не только уникальный всепогодный герметичный кузов, но и ходовую, раздатку, подвеску, колеса. Все это — уникальные узлы, не имеющие аналогов даже в военной технике.
Для создания «Шамана» закупается только двигатель (Iveco), КПП и некоторые мелкие элементы. Прочее создается либо прямо на территории предприятия, либо у партнеров по собственным чертежам «Авторос».
При первом взгляде на машину это становится очевидно: в таком классе привычны грузовики, тяжелые военные колесные машины и утилитарные вездеходы специального назначения («Старатель»).
«Шаман» же напротив, среди снегоболотоходов никак не смотрится. Хотя для передвижения на нем кроме обычных прав, нужно удостоверение тракториста-машиниста категории АIII, машина просится скорее в разряд лимузинов.
Да это и есть внедорожный лимузин высшего класса: идеальная видимость, невероятная проходимость (блокировки мостов и раздельная подвеска + подкачка намекают), возможность подъема в гору до 45 градусов и боковая устойчивость на уклонах до 47…
А, ну да — внутри ничего не гремит и сделано по высшему классу. Просто, скромно и очень качественно. Подумаешь, двухспальный кожаный диван в «багажнике». А стоит при этом всего как обычный, уже не раз упомянутый «гелик».
SHERP
Производитель: разработка Алексея Гарагашьяна, производится на 2 площадках — одноименной в России и «Квадро Интернешнл» на Украине.
Базовый автомобиль: оригинальная конструкция
Особенности: 1,6-метровые шины низкого давления с подкачкой от выхлопных газов, водонепроницаемости ходовой части
Ближайшие аналоги: Шатун, ТРЭКОЛ Лесник
От этой машины в восторге даже Top Gears. Да что там какой-то программе: по слухам, «Шерпы» используются спасателями в Канаде, США, Саудовской Аравии. А уж у них-то есть выбор.
Заслуженная популярность — результат отличной конструкции и превосходных ходовых качеств. И, конечно, скорость в 40 км/ч здесь не главное.
Благодаря уникальным шинам собственной разработки компании и системе перетока газов внутри от одного колеса к другому, «Шерп» не замечает любые препятствия до 70 сантиметров высотой, плавает за счет вращения колес с высоким протектором и легко форсирует как свежий снег, так и ледяную кашу.
Любой толщины или глубины. Вездеход идет поверху, аки на воздушной подушке. Так что утилитарный вид можно и простить.
Стоит мечта лесника вдвое меньше «Шамана», всего 6 миллионов. Но и «тащит» только 1 тонну, да и на дорогах общего пользования подобные шины выходят из строя мгновенно.
Пожалуй, поэтому и «Шерп», и его аналоги уступают в популярности снегоболотоходам на базе серийных автомобилей, вроде «Бронто» «Марш».
T-98 Комбат
Производитель: ООО «Автокад», Россия; ООО «Combat Armoring Group», Эстония
Базовый автомобиль: собственная разработка
Особенности: степень защиты B7 (от крупнокалиберных бронебойных пуль) за счет применения «металло-керамического сэндвича с сотовым наполнением»; развивает 180 км/ч
Ближайшие аналоги: RIDA Varvar, Knight XV
Обычно в качестве «русского хаммера» вспоминают «Тигра», реже — RIDA Varvar на базе Toyota Thundra со сверхзащищенным кузовом. И тот, и другой оказались более успешными коммерческими проектами, но…
VIP-ов в зонах боевых действий предпочитают (или предпочитали) возить именно на «Комбате». И если о конкурентах слышно на каждом шагу, инженеры «тэшки» намного скромнее.
Конструкция автомобиля собственная, однако в качестве отдельных узлов многое взято из серийных General Motors. И даже после установки защиты и явного luxure-назначения, машина не теряет внедорожных качеств.
Четырехтонный ужас обладает торсионной передней подвеской, рессорной задней, самоблокирующимся дифференциалом. Почти Hummer — и на родственных узлах.
Точных данных о владельцах и применении Т-98 практически нет: люди серьезные, работа важная. Но купить танк на колесах может любой желающий. Цена — договорная, по слухам — около 10 миллионов.
Dragon Motor Астеро
Производитель: «Драгон Мотор Компани»
Базовый автомобиль: УАЗ-31514
Особенности: рамный внедорожник с пластиковым кузовом
Ближайшие аналоги: Lada 4×4, Jeep Wrangler
Серийное производство автомобиля, более известного как УАЗ-3128 «Астеро», было налажено на военном заводе спустя совсем недолгое время после презентации первой версии в 1994.
Для того времени это был самый продвинутый российский внедорожник. Базовый УАЗ был улучшен практически до зарубежного уровня, получив не только нормальный дизайн и удобный салон, но и улучшенную ходовую.
Жаль, но дикие времена не дали возможности создателю Dragon Motors развернуться ни с «Астеро», ни с пляжным тренсформером «Jump!».
Оба автомобиля даже сегодня притягивают взгляд и могли бы после определенной модернизации занять на российском рынке существенную нишу легких внедорожников а-ля Wrangler.
Derways Cowboy
Производитель: ООО АК «Дервейс»
Базовый автомобиль: собственный кузов на румынском шасси ADO
Особенности: стильный внешний вид при возможностях утилитарного автомобиля
Ближайшие аналоги: Mercedes-Benz G-Class, Land Rover Defenred, УАЗ-3151
«Дервейс-3131» выпускался в Карачаево-Черкесии в качестве промежуточного автомобиля между иномарками и привычным «козлом». Сборная солянка из агрегатов всех выпускаемых в России автомобилей подобного класса оказалась удачной.
Чуть удобнее, чем выпускаемые в 2002 «уазы» и заметно более дешёвый по сравнению с «ниссанами» «Ковбой» получил широкое распространение на родине и даже экспортировался.
Что там — до закрытия проекта он успел пройти рестайлинг, а теперь производится в Пакистане с новым кузовом. Стильный рамный внедорожник за недорого нужен всем, везде.
Внешний вид оказывается наиболее спорной частью этой удачной машины. Но на то и был коммерческий расчет: внешность, близкая к «гелендвагену», закрывала глаза покупателей на довольно грубый салон.
Но и снаружи, и внутри «Ковбой» заметно интереснее «Нивы» или УАЗ Hunter. Его бы в большую серию для снижения себестоимости, и традиционным российским внедорожникам стало бы не по себе.
ВИС-Авто Апал-21541 «Сталкер»
Производитель: ВИС-Авто — официальный «передельщик» ВАЗ. Изготавливает специальные кузова (фургоны, изотермы) и устанавливает их на модернизированные шасси различных «Жигулей».
Базовый автомобиль: Lada 4×4
Особенности: кузов из ABS-пластика на сварной раме
Ближайшие аналоги: Lada 4×4, Jeep Wrangler, Suzuki Jimny
Нишу легкого внедорожника в России уже много лет занимает Lada 4×4, более известная как ВАЗ-2121 «Нива». Реликт эпохи «буханки» и «козла» оказался в чем-то более удачным — именно ей удалось заслужить любовь европейского покупателя и стать там самым популярным российским автомобилем.
Базовая конструкция «Нивы» вечна, и стала отличным началом для целого семейства современных спецавтомобилей. Но с эволюцией на гражданском рынке как-то не заладилось.
Первая серийная модификация эволюционного характера могла бы появиться ещё 10-15 лет назад: именно тогда родилась идея сделать на базе «Нивы» с несущим кузовом полноценного конкурента легких рамных внедорожников Suzuki и Jeep.
От разорившегося тюнингового агенства «Лада-Тул» идея перешла в наследство производителю пластиковых деталей «Апал» из того же Тольятти. Так «Сталкер» обзавелся полностью пластиковым кузовом, который для броского вида скопировали с «Гелендвагена».
За производство взялся «передельщик» ВАЗ’а, уже получивший лицензию на выпуск и продажу малой серии до 150 штук. Казалось бы, что интересного в этом проекте?
Цельнопластиковый «рамник» не гниёт, не бьется, легко ремонтируется. База «Нивы» уже не раз доказала превосходную обслуживаемость и проходимость. Двигатель и трансмиссия — тем более, они здесь тоже родные. Но ценник за неубиваемый легкий «гелик» вдвое выше обычной версии ВАЗ-2121.
ГАЗ-233001 «Тигр»
Производитель: Арзамасский машиностроительный завод
Базовый автомобиль: ГАЗ-2330
Особенности: армейское шасси повышенной проходимости и надежности с торсионной подвеской; отделка Alcantara
Ближайшие аналоги: Hummer, Toyota Mega Cruiser
Основной бронеавтомобиль российской армии выпускается и в гражданском варианте: фактически, это одна и так же машина. Но для простых смертных авто облегчают на 600 килограмм, оставляя без броневой защиты.
В качестве силовой установки гражданская версия «Тигра» использует 205-сильный дизель с турбонаддувом, который позволяет «топить» на трассе вплоть до 150 км/ч. Для 6-тонной махины очень неплохая цифра.
Но все же он создан для бездорожья, и именно здесь его стихия: «Тигр» прет до тех пор, пока не сядет на «брюхо». В тестах ему уступают и более низкий Hummer, и более легкий Defender.
А если учесть, что уже с завода в нем есть все необходимое от кондиционера до кожаной отделки (чаще используется Alcantara с трофейных клавиатур планшетов Apple и Microsoft), становится понятно — дорог нам не видать.
Иначе как быть с тем, что в России умеют делать внедорожники любого класса, а легковые авто получаются не очень? Ну и средний доход россиян повысить, чтобы «Тигр» за 6-9 миллионов стал доступен каждому.
Лучшие российские автомобили для плохих дорог
Описание и наиболее важные характеристики лучших российских автомобилей для преодоления бездорожья, их особенности и фото. Видео про «неубиваемые» автомобили.
Россия – это поистине гигантская территория, и её обширные районы дикой природы полны коварных препятствий. Со снежными просторами Сибири, крутыми горами, грязными болотами и крупными природными водоёмами у России есть возможность испытать на прочность любой автомобиль. Вот почему среди её населения много поклонников вездеходов, способных справиться с такими препятствиями.
Мы представили здесь лишь малую часть наиболее распространённых внедорожных автомобилей, которые может купить каждый, кто лоялен российскому автопрому.
Лада Нива
Официально – ВАЗ-2121х «Нива», экспортное название – Lada Niva 4×4. Самый известный внедорожник из России. Производится серийно с 1977 года. Цена начинается с 812 000 рублей (2020 год, базовая Off-road вариация без каких-либо опций).
Автомобиль обладает отличными внедорожными способностями благодаря малому весу и хорошей трансмиссии. Может пройти через очень сложные места, но не любит непрерывного бега по бездорожью.
Используемая Нива ломается нечасто и, что более важно, у комплектующих приятно низкие цены. Это лучший стартовый автомобиль для исследования русского бездорожья. И не только русского. Машину знают и в Канаде, и даже в Новой Зеландии, куда она поставлялась в обмен на масло.
Фермерам нравилось низкое передаточное число, позволяющее подняться на очень крутые холмы, лёгкость ремонта и, конечно, цена. А недостаток мощности и комфорта никогда не беспокоил, компенсируясь впечатляющей долговечностью и проходимостью.
Chevrolet Niva (АвтоВАЗ-GM, АО «ЛАДА ЗАПАД ТЛТ»)
Это автомобиль нового поколения Lada Niva, точнее – ВАЗ-2123. Выпускается с 2002 года.
Имеет пятидверный кузов, больше комфорта внутри, по рабочим характеристикам примерно соответствует Lada Niva, но чуть дороже в обслуживании.
Постсоветские издания Нивы больше критикуют, чем хвалят, но с инженерной точки зрения это всё тот же изумительный автомобиль. И новинки вроде LADA 4X4 Urban 2020 дают основания для оптимизма.
Мы кратко рассмотрели внедорожники с гражданскими корнями. Но есть более сильная ветвь, произрастающая с военной стороны – это семейство УАЗ. Его производитель в России имеет такую же известность и репутацию, как Jeep или Land-Rover. Он делает только внедорожники, только на раме и только с жёстко-осевой подвеской. Итак, встречайте нашего третьего претендента.
УАЗ 469
Эта полувоенная модификация остаётся самой популярной. Сейчас это УАЗ Хантер (с 2002 года), но можно купить подержанный 315х (1985-2005) или даже 469Б (1972-1985). Модель меняла названия после модернизации.
Средний уровень комплектации обойдётся примерно в 830 000 рублей.
Роль этого автомобиля в жизни армии, органов правопорядка, путешественников, полевых работников и многих других людей намного выше, чем роли Нивы и других транспортных средств, вместе взятых. Это русский Land Rover Defender.
Наконец, о знаменитых мостах УАЗов. Они были разработаны для военных целей и имеют портальную конструкцию. Зачастую мосты устанавливаются на многие типы автомобилей – на другие виды УАЗов, пикапы Японии, Нивы и т.д. Супернадёжная ходовая часть, высокая проходимость, безотказная работа в тяжёлых условиях и возможность быстрого ремонта своими руками – очень ценные вещи на местном рынке бездорожья.
УАЗ Патриот/Пикап
Это сильно модернизированный 31622 «Симбир» – современная и более комфортная модель УАЗа. В массовой продаже – с 2005 года.
Некоторые люди говорят, что УАЗ Патриот – кусок хлама. Но другие делают на нём великие вещи. Например, совершают успешную трансазиатскую экспедицию из Москвы в Сингапур.
УАЗ Хантер (УАЗ-315195)
Рамный внедорожник, разработан в 1998 году, серийный выпуск – с ноября 2003 г.
Цена машины – примерно 750 000 рублей (начальная комплектация, цена от производителя). Двигатель: 2.7L бензин, 128-134 л.с., 2.2L дизель, 100-114 л.с.
Коммерческий УАЗ
Также известен как «Буханка» (потому что формой похож на буханку хлеба – «кирпичик»). Грузопассажирский фургон, 4х4, самая старая модель в списке производится с 1965 года!
Этот российский фургон повышенной проходимости не имеет конкурентов среди коммерческих 4х4. Модель также очень популярна в качестве экспедиционного автомобиля.
ГАЗ Газель/Соболь
Очень популярный коммерческий грузовик и микроавтобус. Существует с 1994 года, нынешнее поколение выпущено в 2013-м. Двигатели разные, самые популярные – дизельный 2.8л, 120 л.с., и бензиновый 2.9л, 115 л.с.
Кузов на раме, штатный 4WD, спереди и сзади жёсткие оси.
ГАЗ Вепрь NEXT 4х4
Мега-пикап для работы в труднодоступных районах, охоты, рыбалки и просто экстремального отдыха, выросший на «костях» полноприводного грузовика «Садко».
Полный привод с возможностью подключения переднего моста, самоблокирующийся дифференциал пневмоподкачка колёс с вездеходной резиной, дорожный просвет 315 мм. Двигатель: 4.4 литра, дизель, турбонаддув, 149 лошадиных сил.
Конечно, этими представителями мир российской внедорожной техники не ограничивается. Есть ЛуАЗы, построенные на Украине, но фактически спроектированные в Москве в 1959 году – тогда обе страны были составляющими единого Советского Союза.
За первым опытным образцом 049 «Огонёк» потянулась шеренга советских грузопассажирских малолитражных авто повышенной проходимости во главе с многоцелевым «969».
Есть и кое-что покрупнее: ЗИЛы, Уралы, КамАЗы, ГАЗы, КрАЗы, МАЗы и прочая техника, заложенная ещё в советские времена. Не все модели (а в каждом семействе были десятки модификаций) дожили до наших дней, но многие до сих пор широко используются. И если на то пошло, всё ещё ходят легенды о Запорожцах, Москвичах и Жигулях, вытворяющих чудеса в полевых условиях без всяких специальных внедорожных «наворотов». Эти простые, дешёвые и удивительно способные машины не раз выручали своих хозяев в трудные моменты.
Новые разработки
Российские умельцы любят экспериментировать и частенько создают захватывающие «разовые» автомобили, спроектированные, изготовленные или переделанные творческими личностями в собственных гаражах. Некоторые русские механики могут сотворить чудо из любого старого хлама.
Но создать удивительные механизмы – одно, а продать их – совершенно другое. Нужно найти кого-то с богатым воображением, чтобы разглядеть перспективы, достаточно заинтересованного в таких разработках и не зацикленного на деньгах.
Задача трудная, но некоторые самые безумные идеи всё-таки пробивают себе путь на рынок. Например, такая – если ваша машина не может пересечь овраги или реку, нет необходимости покупать новую. Просто замените колёса четырьмя гигантскими, и никакие препятствия вас не остановят!
Недавно мы узнали о новом российском внедорожнике, который называется Sherp, и он сильно отличается от громоздкого 8-колёсного Шамана от Автороса, впервые представленного в 2012-м на Международном Автомобильном Салоне в Москве в готовом к серийному производству виде.
Шерп довольно маленький, учитывая все обстоятельства. При длине 3,4 метра он короче, чем Honda Civic, и вполовину меньше полноразмерного внедорожного пикапа. Он также имеет одинаковую ширину и высоту (2520 мм), так что кажется кубом на колёсах.
Говоря о колёсах, Sherp ездит на огромных бескамерных шинах сверхнизкого давления высотой более полутора метров. В сочетании с короткой колёсной базой они могут тянуть автомобиль через грязевые ямы и нагромождения камней, позволяют подниматься на крутые холмы и обеспечивают достаточную плавучесть, чтобы сделать машину настоящей амфибией.
Шерп может переправляться напрямую через озёра и реки – шины служат гигантскими гребными барабанами – а после спокойно выбираться на почву или лёд. По сути, это снегоболотоход, подпадающий скорее под понятие спецтехники, чем обычного автомобиля, но разве внедорожники не являются частью армии вездеходов – «технических средств специального назначения»?
Шерп интересен и в качестве личного авто, и как спасательный транспорт из-за следующих особенностей:
Одно расстройство – цена. Базовая модель Sherp с мягким верхом, без стеклоочистителей и обогревателя стоит больше 6 миллионов рублей.
Заключение
Грустно признавать, но люди покупают российские внедорожники лишь из-за низкой цены и дешёвых запчастей. Многие, кто ездит на Патриоте, купили бы себе Land Cruiser, Nissan Patrol или другой импортный внедорожник, если бы позволяли финансы.
Есть проблемы с комфортом, безопасностью и эргономикой, над которыми нужно работать. Японцы шутят, что «на УАЗе ни одного болта не закрутили до конца». Многие автомобилисты, имевшие опыт с действительно крутыми внедорожниками, делают страшное лицо: «Нет, нет и нет, их делают ногами, а не руками, качество ужасное, забудьте об этой идее!». Они просто не знают, что среди российских автомобилей плохого качества бывают только те, что выпускаются для внутреннего рынка, тогда как выдающиеся на экспорт экземпляры намного лучше, поэтому их и не ругают. И версии, выпускаемые для военных, всегда надёжнее и качественнее, чем для мирных жителей.
На самом деле, у внедорожника на первом плане должны быть три вещи. Нет, не модные технологии, престижный шильдик и стильный вид, а качество, простота обслуживания и, конечно, рабочие способности (ибо это главная причина, по которой вообще покупаются такие машины!). Особенно учитывая российские реалии – суровый климат, отсутствие дорог во многих местах и склонность автовладельцев изготавливать запчасти с помощью токарного станка.
Покупателю русского вездехода нужно быть не столько состоятельным, сколько креативным. Российские разработчики по-прежнему не пытаются состязаться с немцами и японцами в качестве, прикрываясь тем, что хотят сохранить стоимость отечественных авто на низком уровне. Но, по крайней мере, обещают, что «новые модели приумножат внедорожные способности» и «окунут вас в удивительный мир, полный различных препятствий!». В последнем точно не врут.
Видео про «неубиваемые» автомобили:
Описание и наиболее важные характеристики лучших российских автомобилей для преодоления бездорожья, их особенности и фото. Видео про «неубиваемые» автомобили.