Отопительная система автомобиля ока
Особенности устройства отопителя
Отопитель. Вентиляция и отопление салона, обдув ветрового стекла осуществляются воздухом, всасываемым снаружи. Отопление салона обеспечивается воздухом, подогреваемым в радиаторе 12 (рис. 177) отопителя, который включен в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору.
Рис. 177. Отопитель: 1 — крышка воздухопритока; 2 — прокладка крышки воздухопритока; 3 — прокладка радиатора; 4 — кожух радиатора; 5 — направляющий кожух вентилятора; 6 — кожух вентилятора; 7 — кронштейн крепления кожуха вентилятора; 8 — воздухораспределительная крышка; 9 — прижимная скоба крепления кожуха вентилятора; 10 — дополнительный резистор; 11 — защитный кожух отопителя; 12 — радиатор; 13 — подводящая труба; 14 — край; 15 — алюминиевый радиатор (вариантного исполнения); 16 — отводящая труба; 17 — крыльчатка вентилятора; 18 — электродвигатель; 19 — подушка электродвигателя; 20 — пружинная скоба крепления электродвигателя.
Пластмассовый кожух 4 радиатора крепится на четыре шпильки к усилителю щитка передка под коробкой воздухопритока, доступ к которому возможен под панелью приборов. Кожух радиатора с коробкой воздухопритока герметизируются уплотнительной резиновой прокладкой. В кожух радиатора устанавливается радиатор 12 и герметизируется резиновой прокладкой 3. Радиатор состоит из двух рядов трубок, охлаждающих пластин и двух бачков. Правый бачок радиатора разделен перегородкой на две полости. К бачку крепятся отводящая труба и кран 14 с подводящей трубой 13. Концы труб выходят в моторный отсек через щиток передка и соединяются шлангами с системой охлаждения. Выход труб в моторный отсек герметизируется резиновым уплотнителем.
Воздух, прошедший через радиатор отопителя, поступает через направляющий кожух 5 в кожух 6 вентилятора. В центре пластмассового направляющего кожуха пружинными скобами 20 крепится электровентилятор. На левой стенке кожуха 6 вентилятора с внутренней стороны находится добавочный резистор 10 (резистор). Подключение его или отключение из цепи питания электровентилятора трехпозиционным переключателем обеспечивает малую или большую скорость крыльчатки 17 вентилятора.
Управление отопителем осуществляется переключателем электровентилятора, поворотными дефлекторами и двумя рукоятками 13 (рис. 178) управления краном и крышкой воздухопритока. Нижняя рукоятка управления краном соединяется гибкой тягой 6 с рычагом крана и регулирует количество охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор отопителя. Верхняя рукоятка соединяется гибкой тягой / с рычагом крышки воздухопритока, регулирующей поступление воздуха в отопитель. Для облегчения запоминания положения рукояток управления на панели приборов слева имеются символы в виде треугольников, вершины которых указывают, что крышка воздухопритока и кран закрыты.
Рис. 178. Привод управления отопителя: 1 — гибкая тяга управления крышкой воздухопритока; 2, 5 и 7 — прижимные скобы; 3 и 8 — оболочки гибких тяг; 4 — кронштейн крепления оболочки тяги; 6 — гибкая тяга управления краном; 9 — пружинная гайка крепления кронштейна рычагов управления; 10 — винт крепления; 11 — кронштейн рычагов управлении; 12 — рычаги управления отопителем; 13 — рукоятки рычагов управления.
Многие детали и узлы отопителя взаимозаменяемы с деталями автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2106. Взаимозаменяемы с деталями ВАЗ-2101 кожух радиатора с крышкой воздухопритока, кожух вентилятора с воздухораспределительной крышкой, кран с подводящей и отводящей трубами, электровентилятор в сборе с деталями крепления, рычаги управления с кронштейном в сборе. С деталями ВАЗ-2105 взаимозаменяемы радиатор отопителя в сборе с трубами, резистор; с деталями ВАЗ-2106 взаимозаменяемы дефлекторы в сборе с трубами.
Запрещается включать электровентилятор при закрытой крышке воздухопритока и открытом кране отопителя.
Отопление и вентиляция
Далее я расскажу как решил эту проблему я.
По поводу печки в оке на всех форумах давно уже исписано-переписано. Нет, конечно, не спорю, штатная печка греет, но вот конструкция её, мягко говоря, странная: весь горячий воздух проходит сквозь двигатель отопителя, разогревая его до 90 градусов, что со временем приводит к высыханию смазки, будь то хоть втулка, хоть подшипник. Большинство народу ставит мотор с крыльчаткой от восьмой самары, с переделкой кожухов. Но у восьмого моторчика Сила Тока гораздо выше окушечного (5А против 14А) что будет давать дополнительную ненужную нагрузку на генератор. Да и на такой крохотный радиатор Оки (кто снимал тот знает) это явно избыточно.
Итак, первое требование к мотору отопителя это низкий потребляемый ток при большой производительности. Скажете, что это на грани фантастики? А вот и нет: Это бесщёточный вентилятор от компьютера…
— П-ха!, плавали, знаем, — скажете, — ведь и на драйве2 и на ютубчике были уже подобные примеры неудачного «колхозинга» которые не работают.
Но не спешите с выводами, все те вентиляторы были слабенькие, в основном от блоков питания.
Я же не поленился и поискал на Али, действительно мощный fan, знакомтесь TFC1212DE, китайцы обещают следующие характеристики (пикрил):
ссылка на вентилятор
как работает можно посмотреть тут:
Остаётся только поставить его, но не снизу, где он от нагрева рассыпется, а сверху радиатора в подкапотном пространстве. Конечно, пришлось использовать сварку и болгарку, так как «чуть-чуть» не влазило:
Всё остальное в салоне осталось штатное. Конечно конструкция не предусматривает принудительную вентиляцию потоком набегающего воздуха, как в штатном варианте, поэтому в сырую погоду приходится ездить с включенным вентилятором, чтобы не затягивало окна, но благодаря регулировке оборотов, можно выставить минимальное значение при котором вентилятора вообще не слышно. Регулировка оборотов к этому вентилятору на шим-контроллере NE555.
P.S: так как вентилятор питается от 7 до 12 вольт не более. А генератор выдаёт до 14.4, сделал на коленке драйвер на LM338 для питания вентилятора и шим-контроллера, расчёт взял здесь, и дополнил как тут написано кто не дружит с паяльником, можете купить на али только смотрите 2,8А это не мало, простенькие преобразователи на LM317 или LM2596 не подойдут. Такие не потянут:
Подводя итог: конечно сильных морозов еще не было, только до — 15 максимум пока. Сразу скажу, что пока авто не прогреется хотя бы до 40 ждать чудес от печки не приходится. По идее доработки требует и сами короба где воздух идёт, а то левый диффузор дует лучше чем правый, что было и на штатной, но так как сейчас зима, делать ничего не буду, оставлю как есть. Еще один несомненный плюс этой модернизации в том что теперь нет воды под водительским ковриком, так что у кого в дождь лягушки квакают, берите на заметку, текло, не то через уплотнитель дворника, не то через саму печку. Специально лил воду и смотрел откуда бежит, так и не нашел, видел только что струйка текла как раз по моторному щиту из под печки.
Попутно с этим установил клапана на вытяжку в левый\правый угол под бампер:
Правильное название сего изделия:соединитель плоских каналов
Теперь стекла не потеют так сильно как раньше. В дверях стандартные прорези заклеил пока скотчем до лучших времен. Заодно вварил нишу под запаску.
Вентиляция и отопление салона ВАЗ-1111 Ока
Наружный воздух может поступать в салон через окна дверей при опущенных стеклах и воздухозаборник, расположенный перед ветровым стеклом.
Воздух, поступающий в салон через воздухозаборник, проходит через отопитель. В зависимости от положения рычагов крышки люка воздухопритока и управления краном отопителя в салон автомобиля поступает либо подогретый, либо холодный воздух.
Предупреждение. Обогрев заднего стекла потребляет много энергии. Поэтому во избежание разряда аккумуляторной батареи пользоваться им рекомендуется при работающем двигателе и только на время, необходимое для очистки стекла.
Органы управления вентиляцией и отоплением салона: 1 — переключатель электровентилятора отопителя; 2 — поворотные дефлекторы; 3 — рычаг управления крышкой люка воздухопритока; 4 — рычаг управления краном отопителя.
Для обогрева салона автомобиля и ветрового стекла (чтобы оно не покрывалось инеем и льдом) переведите вправо рычаг управления краном отопителя и…
…рычаг управления крышкой люка воздухопритока.
При необходимости (при движении на небольшой скорости) включите электровентилятор отопителя, переведя его переключатель в положение, соответствующее малой или большой частоте вращения.
Для изменения направления потока воздуха поверните дефлекторы, направив поток на ветровое стекло, в салон или на стекла боковых дверей.
Откройте крышку кожуха отопителя для подачи теплого воздуха к ногам водителя и пассажира.
Для более быстрого прогрева ветрового стекла закройте крышку кожуха отопителя.
Если температура окружающего воздуха очень низкая, переместите рычаг управления крышкой воздухопритока влево на часть его хода, ограничив количество холодного воздуха.
Для устранения запотевания или обмерзания стекла задней двери при включенном зажигании нажмите на клавишу выключателя обогрева заднего стекла (слева от рулевой колонки на панели приборов). При этом загорится контрольная лампа в верхнем плече клавиши (показана стрелкой).
Обновил систему охлаждения и отопления к зиме
В общем всю весну и лето была невидимая теч, которую нужно было когда то устранить)
Подливал по чуть чуть дождевую воду, но в зиму так не пойдет.
Закупал всё лето запчасти понемногу и в сентябре выкроил несколько деньков на ремонт.
Решил заменить все патрубки, радиаторы, кран отопителя. Нетронутыми остались только помпа и термостат)
Патрубок печки который под безонасосом разбух давно от масляной течи и требовал срочной замены, но ещё не тек, т.к. насоса у меня больше нет можно смело его менять и больше за него не переживать)
Подозревал, что течет металлический патрубок помпы, но ни чего не видно было, жидкость стекала на защиту и всё. Оказался я прав, потёк штуцер подогрева коллектора. Хотел я новый патрубок поставить, а он ни фига не становится как родной, патрубок печки с другим изгибом и крепление. Не стал мудрить и пытаться подгонять. Почистил старый патрубок (он ещё ни чего был) и отрезал потёкший штуцер, и заварили дыру, т.к. я и не использовал его, он был заглушен.
Патрубок поставил на новую прокладку приклеив её к патрубку на герметик, ставить его конечно «неудобно», это слабо сказано.
Радиатор охлаждения Фенокс уже давно лежит в запасе) У него есть особенность, имеется резьбовая заглушка датчика включения вентилятора с уплотнительным колечком. Которая как раз кстати, ведь датчик я не использовал (вентилятором у меня управляет ЭБУ). Радиатор печки взял алюминиевый, медный дороговат.
Не знал какой радиатор стоит в оке, подумал что от копейки, взял 2101. Кода снял старый оказалось 2105, он немного шире. Ну ни чего уплотнил его хорошенько поролоном)
Кран взял luzar керамический. Старый заклинил, ржавчина вышла прям наружу.
Печку ставить ещё то удовольствие, да и снимать тоже. Пол дня практически потратил на снятие тоннеля и бороды, вместе с печкой на евро панели. Так же мешалась проложенная мной инжекторная проводка и мозги. Столько же потратил на установку.
Может кому интересно верхняя часть печки на Оке с Европанелью от 2105)
Патрубки ставил с проволочными хомутами.
Держат хорошо, только затягивать нужно очень аккуратно. Хотел пружинные поставить, но их нужно точно по размерам подбирать, заказывать их от иномарок и спец инструмент желательно иметь, а ещё в Оке не очень удобно их ставить. Потому решил попробовать проволочные.
Заменил всё за 2 дня. Завёл машину и разочеровался, сразу жидкость потекла, как думаете откуда? Из единственного не промазанного герметиком места! Из под прокладки приемного патрубка помпы(
И что же делать. разбирать всё снова и мазать ни как не хотелось(
Просунул руку, кое как протянул болты крепления. А толку всё равно капает.
В общем текло не сильно, решил поездить так. Пару дней поездил дома, понемногу капало. Потом поехал на учёбу, проехал 120 км по трассе, и прокладка видимо от нагрева всё таки просохла и загерметизировалась слава богу))
Температура жидкости по трассе уменьшилась, стала 86, раньше меньше 89 не опускалась)
Вот такая история, всем спасибо за внимание!
Особенности устройства отопителя ВАЗ-1111 Ока
Отопитель. Вентиляция и отопление салона, обдув ветрового стекла осуществляются воздухом, всасываемым снаружи. Отопление салона обеспечивается воздухом, подогреваемым в радиаторе 12 (рис. 177) отопителя, который включен в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору.
Рис. 177. Отопитель: 1 — крышка воздухопритока; 2 — прокладка крышки воздухопритока; 3 — прокладка радиатора; 4 — кожух радиатора; 5 — направляющий кожух вентилятора; 6 — кожух вентилятора; 7 — кронштейн крепления кожуха вентилятора; 8 — воздухораспределительная крышка; 9 — прижимная скоба крепления кожуха вентилятора; 10 — дополнительный резистор; 11 — защитный кожух отопителя; 12 — радиатор; 13 — подводящая труба; 14 — край; 15 — алюминиевый радиатор (вариантного исполнения); 16 — отводящая труба; 17 — крыльчатка вентилятора; 18 — электродвигатель; 19 — подушка электродвигателя; 20 — пружинная скоба крепления электродвигателя.
Пластмассовый кожух 4 радиатора крепится на четыре шпильки к усилителю щитка передка под коробкой воздухопритока, доступ к которому возможен под панелью приборов. Кожух радиатора с коробкой воздухопритока герметизируются уплотнительной резиновой прокладкой. В кожух радиатора устанавливается радиатор 12 и герметизируется резиновой прокладкой 3. Радиатор состоит из двух рядов трубок, охлаждающих пластин и двух бачков. Правый бачок радиатора разделен перегородкой на две полости. К бачку крепятся отводящая труба и кран 14 с подводящей трубой 13. Концы труб выходят в моторный отсек через щиток передка и соединяются шлангами с системой охлаждения. Выход труб в моторный отсек герметизируется резиновым уплотнителем.
Воздух, прошедший через радиатор отопителя, поступает через направляющий кожух 5 в кожух 6 вентилятора. В центре пластмассового направляющего кожуха пружинными скобами 20 крепится электровентилятор. На левой стенке кожуха 6 вентилятора с внутренней стороны находится добавочный резистор 10 (резистор). Подключение его или отключение из цепи питания электровентилятора трехпозиционным переключателем обеспечивает малую или большую скорость крыльчатки 17 вентилятора.
Управление отопителем осуществляется переключателем электровентилятора, поворотными дефлекторами и двумя рукоятками 13 (рис. 178) управления краном и крышкой воздухопритока. Нижняя рукоятка управления краном соединяется гибкой тягой 6 с рычагом крана и регулирует количество охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор отопителя. Верхняя рукоятка соединяется гибкой тягой / с рычагом крышки воздухопритока, регулирующей поступление воздуха в отопитель. Для облегчения запоминания положения рукояток управления на панели приборов слева имеются символы в виде треугольников, вершины которых указывают, что крышка воздухопритока и кран закрыты.
Рис. 178. Привод управления отопителя: 1 — гибкая тяга управления крышкой воздухопритока; 2, 5 и 7 — прижимные скобы; 3 и 8 — оболочки гибких тяг; 4 — кронштейн крепления оболочки тяги; 6 — гибкая тяга управления краном; 9 — пружинная гайка крепления кронштейна рычагов управления; 10 — винт крепления; 11 — кронштейн рычагов управлении; 12 — рычаги управления отопителем; 13 — рукоятки рычагов управления.
Многие детали и узлы отопителя взаимозаменяемы с деталями автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2106. Взаимозаменяемы с деталями ВАЗ-2101 кожух радиатора с крышкой воздухопритока, кожух вентилятора с воздухораспределительной крышкой, кран с подводящей и отводящей трубами, электровентилятор в сборе с деталями крепления, рычаги управления с кронштейном в сборе. С деталями ВАЗ-2105 взаимозаменяемы радиатор отопителя в сборе с трубами, резистор; с деталями ВАЗ-2106 взаимозаменяемы дефлекторы в сборе с трубами.
Запрещается включать электровентилятор при закрытой крышке воздухопритока и открытом кране отопителя.