Оценка авто по страховке
Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».
В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.
Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.
На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.
На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.
Однако, с 2021 года ситуация изменилась.
В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).
В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.
Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.
Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?
Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:
Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.
АКЦИЯ ПРОДЛЕНА
До конца новогодних каникул подписка «Клерк.Премиум» – 13 640₽ вместо 24 800₽. Узнать о пользе «Клерк.Премиум» и подписаться>>>
Как рассчитать ущерб при ДТП?
У пострадавших в ДТП водителей часто возникают споры со страховой компанией о сумме возмещения ущерба. Несколько лет назад суды были завалены исками о занижении оценки ущерба страховщиками. И вот в 2014 году была принята единая методика расчета — ЕМРУ. Поскольку цифры, рассчитанные страховой компанией (СК) и полученные водителем при самостоятельном подсчете ущерба всегда будут разными, советуем прибегнуть к помощи независимого эксперта. Он поможет рассчитать наиболее точную цену ремонта авто или замены запчастей.
Структура ЕМРУ
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Специалисты, привлекаемые к экспертизам, должны иметь специальные разрешения, аттестацию и стаж работы. На сайте РСА выложены актуальные списки аттестованных автоэкспертов. Эти перечни периодически обновляются.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
На основании исследования эксперт выносит решение о возможности восстановительного ремонта или полной замены отдельных частей ТС. Пользуясь методикой, он рассчитывает стоимость ремонтных работ и размер денежной компенсации ущерба после транспортного происшествия. Акт заполняется в сроки от 3 до 10 дней после осмотра машины.
Объем работ по ремонту содержит пятая глава методики. Она большая и довольно запутанная, но обязательна к ознакомлению для всех автовладельцев. Чтобы определить целесообразность ремонта, эксперт руководствуется шестой главой методики.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Помимо компенсации имущественного ущерба после ДТП, может быть произведена компенсация причиненного аварией вреда для жизни и здоровья. Правительством утверждены правила расчета страховых сумм и определены нормативы расчета суммы компенсации в Постановлении от 15 ноября 2012 г. N 1164.
Что делать, если выплата по договору ОСАГО от СК невозможна?
Если СК объявлена банкротом или у нее отозвана лицензия, участник ДТП может обратиться в РСА и пригласить эксперта рассчитать ущерб. Приглашение отправляют заказным письмом по почте. После проведения экспертизы составляют акт. Расчет компенсации на основании экспертного заключения пострадавший получает через 10 дней. Далее нужно подать исковое заявление в суд. Если решение будет положительным, его следует направить в РСА. Выплата компенсации осуществляется в течение двух недель.
Несмотря на запутанность и сложность расчетов, утверждение ЕМРУ уменьшило количество недовольных выплатами потерпевших. Расчеты стали более прозрачными, участник ДТП может проверить их самостоятельно или привлечь независимых экспертов.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Единая методика расчета ущерба ОСАГО
Для расчета величины ущерба в рамках обязательного автострахования используется единая методика расчета по ОСАГО. Ее разработкой и обновлением занимаются сотрудники регулятора отечественного страхового рынка – ЦБ РФ. Рассмотрим динамику совершенствования документа и его основные положения.
Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт
Первая версия методики была разработана специалистами Центробанка России еще в сентябре 2014 года. Затем в нее неоднократно вносились изменения и корректировки. Действие документа продлится до 20 сентября 2021 года. На следующий после указанной даты день вступает в силу новая единая методика расчета ущерба по ОСАГО, которая содержится в Положении ЦБ РФ №755-П (датируется 04.03.2021).
Обзор документа
Несмотря на введение новой редакции, единая методика ОСАГО сохраняет базовые принципы расчета, действовавшие с 2014 года. В документе детально описаны следующие аспекты вычисления стоимости восстановительного ремонта применительно к автомобилю, пострадавшему в ДТП. К ним относятся:
Единая методика расчета по ОСАГО применяется как страховыми компаниями, так и специализированными экспертными организациями или частными экспертами, в том числе – судебными. Грамотное использование утвержденных регулятором правил позволяет ускорить урегулирование спорных ситуаций как в суде, так и в досудебном порядке.
Как рассчитывают ущерб страховые компании?
Как было отмечено выше, единая методика ОСАГО используется для расчета величины ущерба всеми заинтересованными сторонами, включая непосредственно автостраховщиков. Последние используют стандартную формулу вычислений, которая имеет следующий вид:
В зависимости от состояния транспортного средства и выполняемых восстановительных работ в формулу вносятся корректировки. В качестве исходных данных используются среднерыночные стоимости всех трех параметров – оплаты труда, материалов и комплектующих, регулярно публикуемые Центробанком страны.
Это делает вычисления намного более простыми и оперативными, а итоговый расчет – типовым.
Как рассчитать ущерб самостоятельно?
Достаточно часто разногласия между страхователем и страховщиком касаются суммы компенсации. Вполне естественным выглядит желание первого проверить расчет, выполненные страховой компанией. Для этого используются разные способы, большая часть которых предусматривает применение в том или ином виде единой методики расчета страховой выплаты по ОСАГО.
На сайте РСА
Самый простой и популярный способ самостоятельного расчета величины ущерба предусматривает использование функционала официального сайта РСА. На нем размещается удобный и простой в применении онлайн-сервис, который базируется на разработанной и утвержденной Центробанком методике расчета, а также усредненных нормативах основных статей расходов.
Для вычислений используется формула, приведенная выше.
Другими способами
Схожие способы расчетов предлагают и различные частный сайты, посвященные тематике обязательного автострахования. При выборе такого варианта решения задачи необходимо помнить, что размещенная на них информация не является официальной. Поэтому проще и правильнее обратиться или на сайте РСА, или в специализированную экспертную организацию, имеющую необходимые допуски и аккредитации.
Что делать в случае занижения компенсации?
Если проверка расчетов, выполненных сотрудниками страховой компании, обнаружила занижение суммы выплаты, необходимо обжаловать действия автостраховщика. Для этого проводится независимая экспертиза оценки величины ущерба, а полученное в результате экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению в суд.
Допускается урегулирование спорной ситуации в досудебном порядке, но это также требует обоснования позиции страхователя. Помимо экспертного заключения, необходимо сохранить и предоставить комплект сопутствующих документов, подтверждающих как факт ущерба, так и стоимость выполненного ремонта.
Ответы на вопросы
Кто разработал Единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
Разработкой документа занимаются специалисты регулятора российского страхового рынка – Центробанка страны.
Какая версия документа является актуальной на сегодня?
В настоящее время продолжает действовать скорректированная редакция Единой методики, разработанной еще в 2014 году. Но уже с 21 сентября текущего года вступит в силу новое Положение, разработанное ЦБ РФ в марте 2021 года.
Как оспорить расчет страховой компании при несогласии с суммой компенсации?
Чтобы сделать это, сначала необходимо провести независимую оценку стоимости восстановительного ремонта. Затем экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению и направляется вместе с другими необходимыми документами в суд.
Подведем итоги
Разработку Единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО, выполненную Центробанком РФ, следует признать важным этапом становления системы отечественного обязательного автострахования. Грамотное применение документа на практике позволило минимизировать количество спорных ситуаций. Важным дополнительным плюсом стало предоставление страхователю возможность совершать расчет стоимости ущерба самостоятельно.
Как новые справочники автозапчастей повлияют на выплаты по ОСАГО
Новая методика расчета стоимости ремонта автомобилей по ОСАГО, утвержденная Банком России, вступила в силу с 20 сентября. Поможет ли она решить проблему заниженных страховых выплат?
«Справочники возникли как ответ на многочисленные споры в судах страховщиков и автоюристов из-за существенного расхождения оценки стоимости ремонта. Очень часто вынесенные решения были весьма спорными, — говорит директор по рейтингам страховых компаний НКР Евгений Шарапов. — В нормальной ситуации справочники — это ненужная дополнительная нагрузка на систему урегулирования убытков. Уже тот факт, что они существуют, говорит о том, что ОСАГО еще не вышло из кризиса. В сбалансированной системе страховщик умеет самостоятельно определять ущерб и быстро урегулировать убытки».
Применять их обязаны и страховщики, и независимые технические эксперты, и судебные эксперты при проведении экспертизы авто. Автовладелец тоже может с помощью справочников проверить, верно ли страховщик оценил ущерб от ДТП. Такой единый подход к расчету работает с 2017 года, и эксперты считают его эффективным. Хотя не обходилось без нареканий, что цены в справочниках зачастую были ниже фактических на рынке и это давало возможность страховщикам занижать выплаты по ОСАГО.
Теперь Российский союз автостраховщиков (РСА) обновит справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часов для восстановительного ремонта по ОСАГО.
Что изменится в справочниках
Жаловаться будет не на что?
Рассчитывать ущерб по новым справочникам страховщики смогут только в 2022 году, когда выйдут их обновленные версии. Насколько больше станут выплаты, пока можно только гадать. Но страховщики уверены, что расчеты станут более справедливыми. «Мы считаем, что введение новых справочников позволит рассчитывать стоимость причиненного ущерба более дифференцированно и сократит количество споров с автовладельцами», — говорит руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании «ВСК» Татьяна Кудрявцева.
Это укрепит тенденцию к снижению количества споров по ОСАГО. Петр Шкуматов отмечает, что страховщики уже стали более честными с автовладельцами. «Когда происходит какая-то спорная ситуация и страховая компания получает претензию от потребителя, она предпочитает не доводить дело до суда, а встать на его сторону, если его требования разумны и адекватны, — утверждает он. — Снижение количества судебных споров в 2021 году произошло как раз за счет такой политики страховых компаний. Очевидно, что количество судебных процессов в любом случае не снизится до нуля, но страховщики действительно стараются улучшить ситуацию».
По итогам первого полугодия 2021 года количество судебных споров по ОСАГО, по информации РСА, сократилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 34,8 тыс. до 29,3 тыс. Это весьма существенно на фоне роста за год количества страховых случаев по ОСАГО из-за снятия коронавирусных ограничений с 0,96 млн в первом полугодии 2020 года до 1,12 млн за шесть месяцев нынешнего года.
«Новая методика — более прозрачная, чем предыдущая, и, скорее всего, потребитель примет расчеты по ней более благожелательно, — прогнозирует генеральный директор «Совкомбанк Страхования» Игорь Лаппи. — С другой стороны, важно не сбрасывать со счетов, что помимо добросовестных потребителей услуг существует целый круг лиц, чей заработок напрямую связан с ОСАГО. Как бы часто ни пересматривался справочник стоимости запасных частей и какие бы уточняющие коэффициенты ни вводились, всегда будет возможна ситуация, при которой стоимость той или иной позиции в справочнике будет отличаться от рынка в силу целого ряда объективных факторов».
Например, в справочники могут попасть сведения о стоимости как оригинальных запчастей от производителя автомобиля, так и китайских аналогов низкого ценового диапазона и соответствующего качества, цена которых будет в несколько раз ниже.
Можно ли доверять интернет-источникам?
Директор по отраслевым решениям для страховых компаний IT-компании КРОК Андрей Крупнов считает, что главная проблема со справочниками, вне зависимости от того, насколько часто они обновляются и насколько локальные источники информации используют, — это качество источников информации. «К примеру, данные для справочников берутся из прейскурантов интернет-магазинов, работающих в том или ином регионе, — рассуждает он. — Но каков объем продаж каждого из них? Возможна ситуация, что будут созданы несколько интернет-магазинов с низкими ценами, но в которых невозможно купить ничего из представленного ассортимента, потому что запчастей «временно нет в наличии». При этом их ценовая информация будет включаться в сводный расчет и влиять на итоговое значение в справочнике».
То есть опять в справочниках окажется не совсем корректная информация о ценах на запчасти, на основании которой страховщики будут рассчитывать выплаты по ОСАГО.
Этих проблем, по мнению Андрея Крупнова, можно было бы избежать, если использовать информацию не о цене предложения в магазинах, а о реальных ценах, по которым за какой-то период времени заключались сделки купли-продажи, в том числе в розницу или при заказе СТОА запчастей для проведения ремонта. Эту информацию несложно получить, поскольку все продажи регистрируются, в том числе с применением контрольно-кассовой техники или электронных чеков. Нужно лишь наладить интеграцию с соответствующими ведомствами. Здесь может проявить свою полезность технология блокчейна.
«Технология распределенного реестра обеспечивает, во-первых, неизменяемость внесенных в него данных, а во-вторых, их верифицируемость, — объясняет Андрей Крупнов. — При этом надежность системы с точки зрения защиты от фальсификаций обеспечивается участием в ней большого числа игроков, ни один из которых не имеет доминирующего положения. К рынку страхования и авторемонта это вполне применимо». Каждый заказ-наряд, регистрируемый в блокчейне, становится доступным для последующей проверки перечня, ценовых параметров, места и времени оказания услуги. Это даст железную базу для разрешения любых споров хоть в судебном, хоть в досудебном порядке и практически полностью закроет вопрос с обоснованностью размера страхового возмещения.
«Единственная проблема — что делать с серым рынком, существующим в сфере поставки запчастей и авторемонта, в том числе взаимодействия СТОА и страховых компаний, — продолжает он. — Для людей, которые на нем кормятся — а их немало, и суммы, о которых идет речь, также очень серьезные, — прозрачность и защита от фальсификации данных, обеспечиваемая распределенным реестром, окажется совсем некстати».
Как изменится цена на ОСАГО
Учитывая рост цен на запчасти, увеличение количества ДТП, да еще и актуализацию справочников вдвое чаще и для большего количества регионов, наверняка расходы страховщиков вырастут (справочники готовит РСА, но СРО делает это за счет взносов страховых компаний, а значит, в конечном счете страхователей). При этом средний размер страховой премии ОСАГО не увеличивается, фактически оставаясь на уровне 2019 года — около 5,5 тыс. рублей. Логично предположить, что рост затрат приведет к росту стоимости «автогражданки».
Страховщики это категорически отрицают. «Рост стоимости запасных частей не единственный фактор, оказывающий влияние на стоимость полиса, — говорит Татьяна Кудрявцева. — Несмотря на него, ВСК удалось сохранить среднюю премию на уровне 2020 года, при этом в отдельных регионах средняя премия подросла, а в некоторых снизилась».
Поменялась методика определения расходов на ремонт по ОСАГО
Водителей, пострадавших в ДТП, ждут изменения. Банк России утвердил новую методику определения расходов на ремонт по полису ОСАГО. Изменения коснутся всех водителей, попавших в ДТП после 20 сентября 2021 года.
Расскажем, как это будет работать, что означает для водителей и страховых компаний и кому это будет выгодно.
Что произошло
Подробно о том, как устроен полис ОСАГО и как он работает, мы рассказывали в статье «Как устроено ОСАГО».
Порядок выплат с вступлением в силу новой методики не меняется, максимальный размер выплат — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество.
Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:
А вот что изменилось.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Справочники средней стоимости формируются по субъектам РФ
Как было раньше. Справочники средней стоимости запчастей, материалов и работ влияют на размер выплат и на стоимость работ по восстановлению автомобиля. А еще по ним оценивают годные остатки автомобиля в тех случаях, когда он не подлежит восстановлению. Владелец машины может оставить годные остатки себе — но размер выплат в этом случае будет меньше.
Справочники формировались по экономическим регионам. В один экономический регион могло входить сразу несколько субъектов РФ. Например, в Западно-Сибирский экономический регион входили Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Предполагалось, что средняя стоимость запчастей в этих регионах будет одинаковой.
Как сейчас. Справочники теперь создаются отдельно для каждого субъекта РФ. То есть для Республики Алтай и Алтайского края будет два разных справочника с разными ценами. Это позволит более точно учитывать ценообразование на каждой территории.
Изменения в справочники будут вносить чаще
Как было раньше. Справочники можно было менять вместе с ростом или снижением цен. Делало это профессиональное объединение страховщиков — не реже раза в полгода.
Как сейчас. Реальность такова, что цены на запчасти меняются чаще, чем раз в полгода. Поэтому новая методика обязывает вносить изменения в справочники не реже чем раз в три месяца.
В обсуждении справочников смогут принять участие все граждане
Перед утверждением новая версия справочника будет проходить общественное обсуждение на сайте РСА.
Право принять участие в обсуждении получат не только страховщики, но и обычные водители. Они смогут высказывать замечания и подавать предложения по средней стоимости запчастей, материалов и работ. Есть вероятность, что их мнение будет учтено.
Что с утратой товарной стоимости
После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.
В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58. Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего. Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.
В утвержденном варианте новой методики понятие «утрата товарной стоимости» не встречается, формулы ее расчета не приводятся. Нет и упоминания о том, что для ее возмещения больше не требуется заявление.
Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию. Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной. А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.