Памятник первому уральскому автомобилю в миассе
Памятник ЗИС-5 («Захар»)
Ильмены — Тургояк – Таганай — Уреньга • Миасс • Координаты: 55°3′55″N 60°6′32″E
История завода и автомобиля
Еще в 1939 году было принято решение о строительстве военного завода на территории уральского городка Миасс. Строительство цехов проходило в сложных, даже суровых условиях и завершилось в рекордные сроки. Первые двигатели и коробки пердач были выпущены уже в апреле 1942 года, а автомобили сошли с конвеера 8 июля 1944 года. За годы ВОВ рабочие Уральского автозавода выпустили тысячи машин, которые позволили приблизить день победы.
Последующие годы предприятие разрасталось, выпускало все новые модели автомобилей, среди которых УралЗИСы, Уралы и Тайфуны.
Сегодня «Урал» является одним из передовых автомобилестроительных предприятий нашей страны. Завод выпускает грузовые автомобили, автобусы и специальную технику, используемую в строительстве и промышленности.
Грузовичок ЗИС-5 стал одним из самых популярных транспортных средств в период ВОВ. Всего за год с начала запуска производства для нужд фронта было выпущено 6800 машин. Прототипом ЗИСов являлся американский собрат, однако, конструкция советского «Захара» была довольно простой. Упрощение элементов было связано не только с дефицитом, но и потребностью в высокой ремонтоспособности. Многие металлические детали были заменены на деревянные, а линии авто стали более грубыми и прямыми. Также было полностью переработано и нутро грузовика.
Описание памятника ЗИС-5
Памятник представляет собой высокий постамент, на котором установлен ЗИС-5 («Захар»), грузовой автомобиль военного времени, запущенный в серийное производство в годы Великой Отечественной войны. Позади памятника возвышается стела. Все это представляет собой единый гармоничный мемориальный комплекс.
На постаменте красуется табличка с памятной датой 8 июля 1944 года. Именно в этот день с конвейера сошел первый уральский автомобиль (заводом руководил Хламов Г.С., вывел первый грузовик Колесов Д.Ф.). С него и началась славная история завода, по сей день выпускающего автомобили, которые трудятся в различных отраслях промышленности.
Вокруг мемориального комплекса разбит небольшой парк: с газонами и подстриженными аккуратными кустарниками. По периметру высажены хвойные и лиственные деревья. Асфальтированные аллеи освещаются в ночное время уличными фонарями. По периметру парковой зоны установлены стенды, где изображены выпущенные на заводе автомобили.
В шестьдесят пятую годовщину со дня основания завода «Урал» в постамент памятника была заложена капсула с напутствиями «будущему поколению». Ровно через пять лет, в 2014 году капсула была торжественно вынута из своего заточения и вскрыта директором завода, текст послания зачитан в праздничной атмосфере.
История памятника ЗИС-5
Памятник первому уральскому автомобилю ЗИС-5 был установлен в 8 июля 1985 году (в годовщину выпуска первого автомобиля), на площадке перед заводом.
За почти двадцатилетнюю историю памятника, он не раз подвергался реставрации. Самому серьезному обновлению легендарный «Захар» подвергся в преддверии юбилея со дня выпуска первого уральского автомобиля.
В 2009 году, при подготовке к празднованию 65 годовщины со дня основания завода, ЗИС-5 был передан на ремонт в одного из подразделений завода «Урал». При реставрации была заменена кабина, обновлено остекленение, удалена старая, потрескавшаяся и потускневшая краска, автомобиль выкрашен в яркий зеленый цвет, также заменены колесные покрышки. Ремонту удостоился не только автомобиль, но и постамент мемориального комплекса.
Мероприятия и отдых
Ежегодно 9 мая от Предзаводской площади начинается памятное шествие в сторону Центральной площади города. Для горожан на Предзаводской площади организуется праздничный концерт с участием коллективов Дворца культуры и танцевальная программа. Также на территории мемориала проходят мероприятия, посвященные значимым датам в жизни автозавода «Урал».
Поблизости от комплекса находится завод «Урал». Через дорогу от мемориала расположился городской парк Победы (парк Автозаводцев).
Как доехать до памятника ЗИС-5
Доехать до памятника на общественном транспорте (автобус, троллейбус, маршрутное такси) до остановки «Автозавод» или до остановки «Автовокзал» или на собственном авто, двигаясь в сторону озера Тургояк. Ориентиром служит кольцо из Тургоякского шоссе, проспекта Автозаводцев и улицы Предзаводской.
Статьи: Памятник первому уральскому автомобилю (г. Миасс)
Миасс. Обзор центральной части (2012)
Миасс — город областного подчинения на северо-западе Челябинской области с населением
150 тысяч жителей. Основан в 1773 году как рабочий посёлок при медеплавильном комбинате. Располагает крупной железнодорожной станцией на магистрали Москва-Омск (южный Транссиб).
Город сильно вытянут. В продольном сечении его продолжительность — около 15 км, в поперечном — как правило, не больше двух. При этом город состоит из трёх довольно обособленных друг от друга районов: Центр, Старый город (к югу от железной дороги) и Машгородок, отделённый от Центра довольно почтительным лесным массивом, через который, однако, ходят троллейбусы.
В этом посте собраны фотографии из разных прогулок, совершённых в разные дни в период с 11 по 28 июля 2011. К сожалению, Старый город нашими прогулками оказался практически не охвачен, поэтому здесь присутствует в основном центральная часть.
Миасс. зарисовки на бегу.
Есть на Южном Урале небольшой, но очень известный городок — Миасс.
День открытых дверей автозавода «Урал» (2013)
Пригласили меня в этом году посетить день открытых дверей автозавода «Урал». Не смог отказаться! Очень понравилось.
1 сентября в честь Всероссийского праздника «День знаний» автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» по давно сложившейся традиции широко распахнул свои проходные. Масштабный праздник «День открытых дверей» состоялся на Предзаводской площади Миасса. Подробно написано тут.
От золота и минералов до автомобилей «Урал»: 12 интересных фактов о городе Миасс
Миасс называют городом в золотой долине. Его прославили золотые самородки, богатые минералами недра Ильменских гор и автомобили «Урал». Подготовил для вас подборку из 12 самых интересных фактов про город Миасс Челябинской области.
1. Самый большой в мире самородок
В XIX веке в окрестностях Миасса открыли золотые месторождения. Самым богатым и известным прииском стал Царево-Александровский (в советское время его переименовали в Ленинский). Во время путешествия по Уралу его посетил император Александр I и сам попробовал добыть золото.
Муляж самородка «Большой треугольник» в Миасском краеведческом музее
2. «Именной» минерал
Старый вокзал станции Миасс
3. Начало Транссиба
С 1891 года в России строилась Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) – самая длинная железная дорога в мире (более 9 тысяч км). Она прошла через Миасс. Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года близ Владивостока, где на закладке дороги присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Однако фактически строительство стартовало раньше – в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск. Первый пассажирский состав из Санкт-Петербурга во Владивосток прошел через Миасс в 1903 году.
Станция Миасс. Фото Уильяма Джексона
4. Как Миасс чуть не стал Тухачевском
В 1923 году Миасский горсовет предлагал переименовать город в Тухачевск (в честь военачальника М.Н. Тухачевского, который руководил боевыми действиями в районе Миасса при освобождении местности от белых), однако ходатайство было отклонено.
5. Старый Миасс
В центре старого города сохранилось много красивых дореволюционных домов. В одном из них расположен краеведческий музей. Он размещается в бывшем двухэтажном особняке золотопромышленника Е.М. Симонова 1880-х годов постройки. Егор Митрофанович Симонов смог подняться с самых низов и стать богатым золотопромышленником. При этом богатство не вскружило ему голову. Современники отзывались о нем как о добром, открытом человеке. Миасский краеведческий музей был основан в 1920 году. За свою почти вековую историю музей сменил несколько зданий. В доме Симонова он размещается с 1995 года. Из внутреннего убранства от хозяина остались лишь мраморная лестница с чугунными перилами, элементы лепнины и встречающее гостей чучело медведя.
Здание Миасского краеведческого музея
6. Родина автомобилей «Урал»
В 1941 году из-за начавшейся войны в Миасс был эвакуирован Московский автомобильный завод. 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5 (в честь этого события одна из центральных улиц названа ул. 8 июля). Автомобили отправляли на фронт, на них устанавливали знаменитые «Катюши». После войны автомобильный завод продолжил работу, выпуская различные модели грузовых автомобилей «Урал». На Предзаводской площади в 1985 году был установлен памятник первому автомобилю. У него были деревянная кабина и сварные гнутые крылья. В то время это был лучший отечественный автомобиль данного класса.
Памятник первому автомобилю
7. Миасс и ракеты
В 1950-е годы в Миасс перевели ракетное конструкторское бюро (СКБ-385), ныне это Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева». Оно занималось освоением серийного производства ракет разработки ОКБ-1, которое возглавлял С.П. Королев. Так в северной части города возник новый (и самый молодой) район – Машгородок. Это один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники.
Стела «Слава труду» в Машгородке
8. Миасские напильники
После начала первой мировой войны, в 1915 году, из Риги в Миасс эвакуировали пилозубный завод фирмы «Томас Фирт и сыновья». Он дал начало Миасскому напилочному (инструментальному) заводу. В советское время завод выпускал широкий ассортимент насечных и нарезных изделий: от больших напильников до маникюрных пилок. Его продукция экспортировалась более чем в 40 стран мира. В 1981 году был изготовлен миллиардный (!) напильник. Для перевозки такого количества продукции понадобилось бы 34 000 вагонов, а их протяженность составила бы 400 км. Увы, в наши дни Миасский инструментальный завод был закрыт.
Здание бывшего заводоуправления
9. Почетный насекальщик Ленин
Около проходной бывшего Миасского инструментального завода стоит памятник В.И. Ленину – почетному насекальщику. На праздничном митинге 1 мая 1923 года председатель профкома А.В. Жданов предложил зачислить Владимира Ильича в штат завода. Рабочие предложение поддержали. Ленина официально приняли на должность почетного насекальщика третьего разряда. Насекальщиком называли рабочего, изготовлявшего насечку на напильниках. Владимиру Ильичу начислялась зарплата. Она переводилась в различные фонды, на организацию культурно-массовых мероприятий, на отдых детей, а в войну шла на нужды армии. На нее же поставили и данный памятник. Зарплата вождю мирового пролетариата начислялись вплоть до 1991 года. Таким образом, по бумагам Владимир Ильич проработал на миасском предприятии 68 лет, хотя ему было суждено прожить всего 54 года…
10. Заповедная сокровищница
14 мая 1920 года по декрету В.И. Ленина Ильменские горы (они тянутся отсюда на север вдоль всего города) были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России. Здесь впервые в мире были открыты 18 минералов. Всего тут известно 264 минерала, более 70 горных пород. Действовало свыше 400 копей. В 1930 году по инициативе А.Е. Ферсмана был создан минералогический музей. Естественно-научный музей Ильменского заповедника относится к пяти самым крупным геолого-минералогическим музеям страны.
11. Самая большая в мире скрепка
В микрорайоне Машгородок расположен парк гигантских канцелярских фигур «Бюрократ». Он появился в 2010 году, создан на средства компании «Бюрократ». По замыслу создателей, это дань уважения труду проживающих в Машгородке разработчиков баллистических ракет, для которых чертежные и канцелярские предметы имеют большое значение. Всего здесь пять фигур: циркуль, скрепка, кнопка, ножницы, линейка-ростомер. В 2011 году установленная тут скрепка была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире. Ее высота 9,28 м, ширина 2,72 м.
12. Миасс в кино
Миасс: достопримечательности города
Миасс – это крупный промышленный город в Челябинской области, расположенный в 96 км к западу от центра региона и в 41 км к востоку от другого важного уральского города – Златоуста. Миасс стоит у подножия Ильменских гор, и в его окрестностях находится значительная часть Ильменского государственного минералогического заповедника имени Ленина.
Дата основания Миасса: | 1773 |
Население города: | 151 472 чел. (2020) |
Площадь города: | 111,9 км² |
Город был назван по названию реки Миасс, которое досталось от местных башкир и имеет непонятное науке происхождение.
Центральная, самая атмосферная улица города – это проспект Автозаводцев (первоначально, до 1961-го года – пр-т Сталина). Он выстроен в послевоенные годы и имеет выразительную архитектуру в стиле сталинского ампира: дома небольшой этажности с замечательными лепными украшениями.
Бульвар Мира – это небольшая улица в центре города, с хорошо обустроенной пешеходной зоной отдыха, детскими площадками и лавочками – миасский Арбат.
Бульвар примыкает к центральной площади мемориальным комплексом, посвящённым 40-летию Победы.
Об истории города Миасса
Поселение в окрестностях нынешнего Миасса появилось в 1773 году, когда предприимчивый купец Лугинин Ларион затеял в здешних местах строительство медеплавильного завода.
Из-за разула Пугачёвской народной войны строительство завода значительно затянулось. Но в августе 1777 года он заработал. Постепенно залежи меди иссякли, и в 1798 году наследники Лугинина продали предприятие казне. К середине XIX века содержание завода стало убыточным, и он был закрыт.
Но рабочая слобода осталась. Этому способствовала разработка месторождений золота. В девятнадцатом веке вся долина реки Миасс стала огромным золотым промыслом.
Самым «передовым» стал Царёво-Александровский (позже Ленинский) прииск. Во время своих путешествий по стране сюда заезжал царь Александр I.
Этому прииску не было равных в регионе по количеству и богатству найденных золотых самородков. В 1842 г. мастеровой Никифор Сюткин нашёл здесь один из крупнейших в мире самородков – «Большой треугольник», весом в 36,21 кг.
Широкую известность и заметное положение в городе занял Егор Митрофанович Симонов, который прошёл путь от обычного старателя до хозяина приисков и стал богатейшим человеком в городе.
Золотодобыча оставалась основным градообразующим производством Миасса до советских времён. При СССР здесь были созданы и другие отрасли промышленности.
В 1891 г. из Миасса и Владивостока одновременно, навстречу друг дугу, начали строить Транссибирскую ж/д магистраль. Этот, самый известный участок Транссиба «от Урала до Тихого океана» был построен с 1891 по 1916 гг. В 1903 году по Транссибу прошёл первый поезд Санкт-Петербург – Москва – Владивосток. От Москвы до Миасса по ж/д получается ровно 2 тысячи километров.
Центр города в старину
Об этой уникальной роли Миасса в истории нашей страны напоминает памятный знак на станции Миасс-1, установленный в честь 100-летия со дня начала строительства Транссибирской магистрали.
В декабре 1919 г. Миасс получил статус города. В 1923 году местный горсовет собирался переименовать город в Тухачевск – в честь знаменитого красного командира Михаила Тухачевского, бравшего город в гражданскую. Но инициативу эту начальство отклонило.
В 30-х годах, наряду с золотодобычей, в городе стали серьёзно развивать лесную промышленность, а затем и машиностроение.
В конце 1941-го на базе эвакуированных из столицы цехов автозавода имени Сталина в Миассе было налажено автопроизводство. Сначала выпускали двигатели и коробки передач, потом грузовики ЗиС-5. А после войны наладили выпуск собственных моделей –знаменитые грузовики «Урал».
Важными предприятиями также стали оборонные заводы «Миассэлектроаппарат» и КБ ракетостроения в Машгородке.
С конца 1950-х годов в этом микрорайоне города появились прекрасные дороги и тротуары, ухоженные аллеи и скверы, клумбы с цветами, особое оформление зданий гостиницы, плавательного бассейна, кафе и магазинов, хвойные и липовые аллеи. За этот жилой массив группа архитекторов получила Государственную премию.
С 1970-х годов в городе заработал завод крупнопанельного домостроения. Кроме промышленной, начала активно развиваться и курортно-санаторная, туристическая сфера (курорты на оз. Тургояк, горнолыжные трассы, туры по живописнейшим местам Южного Урала).
Ежегодным событием, получившим широкую известность, стал проходящий в середине июня Ильменский фестиваль авторской песни.
Миасские музеи
Краеведческий музей
Миасский краеведческий музей является одним из старейших на Урале. Ещё в XIX веке в одной из комнат здания заводоуправления была обустроена музейная выставка. В 1920 году городской краеведческий музей был основан в формате крупного учреждения культуры.
В 1995 году краеведческий музей переехал в старинное здание – особняк богатого золотопромышленника Симонова, который он уже занимал в 1920-е годы.
В экспозиционных залах музея демонстрируются выставки, которые наглядно и интересно рассказывают об истории края с древнейших времён, о жизни работников Миасского завода и их семей. В музейных коллекциях отражаются все стороны социального и культурного развития Миасса и прилегающих к этому городу территорий.
Музею владеет не только замечательным зданием XIX века постройки, но также двором и садом. В летнюю пору эта территория становится ареной для детских мастер-классов, игр, квест-путешествий, театрализованных и костюмированных мероприятий.
Музей УралАЗа
Музей славного предприятия работает с 1969 года. Он знакомит посетителей с историей Уральского автомобильного завода. Экспозицию музея открывает раздел «Эвакуация с Московского завода имени Сталина». В витринах представлены подлинные документы, вещи и предметы родом из 1941-1942 гг.
В разделе «Первая продукция» выставлены изделия, с производством которых был связан начальный период работы завода. Раздел «Рождение коллектива» рассказывает, как формировался рабочий коллектив из приехавших из Москвы сотрудников и коренных жителей Урала.
Раздел «Первый автомобиль – фронту» повествует о преобразовании автомоторного завода в автомобильный и о выпуске в 1944 году первого уральского грузовика ЗиС-5. Раздел «Автозаводцы на фронтах Великой Отечественной войны» посвящён трудовым и ратным подвигам работников автозавода.
В разделе «Труд в послевоенное время» содержатся документы, фотографии, модели автомобилей периода восстановления народного хозяйства.
В седьмом специальном разделе музея показано, как Октябрьский посёлок преображался в современный промышленный город со всей возможной инфраструктурой.
Раздел «Новая эпоха в жизни завода» повествует о реконструкции завода, создании в самые сжатые сроки нового трёхосного грузового автомобиля повышенной проходимости Урал-375Д и освоении его производства. Отдельный стенд посвящается развитию моделей уральских автомобилей и их создателям – конструкторам предприятия.
Отражено и строительство новых производственных корпусов, и создание новых модификаций автомобилей. Конечно же, представлена обширная коллекция масштабных моделей автомобилей различных модификаций, а также выставка кубков, завоёванных командой автозавода в международных соревнованиях по трак-триалу.
Вниманию посетителей предлагают обзорные и тематические экскурсии, просмотр интересных видео об испытаниях автомобилей и соревнованиях по трак-триалу.
Музей Ильменского государственного минералогического заповедника
Этот музей существует с 1925 года. В 1936 году специально для размещения его коллекций было построено первое деревянное здание музея площадью 300 кв. м, в котором разместились 2 отдела: геологический и зоологический.
Современное здание музея принимает посетителей с 1990 года. Площадь его экспозиционных залов – 4500 кв. м.
Музей Ильменского государственного минералогического заповедника
Большинство экспонатов характеризуют минеральное разнообразие Ильменских гор. Все коллекции тщательно сгруппированы по месторождениям и очень интересно представлены.
В Биологическом зале представлен животный и растительный мир Ильменского заповедника и Юга Урала. Центральную часть зала занимает диорама «Времена года» длиной 33 м, осматривая которую, посетители в воображаемом путешествии пересекают Ильменский хребет с запада на восток, сменяя различные сезоны года. В малых диорамах и витринах показано всё разнообразие флоры и фауны природных зон Челябинской области.
Музей пельменя
Не только интересный, но и вкусный музей города, который рассказывает взрослым и детям об истории традиционного сибирского лакомства, приглашает их поучаствовать в мастер-классах по лепке пельменей и, разумеется, в дегустациях.
Экспозиция музея рассказывает о сорока разнообразных видах блюда, которое мы привыкли считать исконно русским, а оно имеется и в кулинарных традициях других стран. На выставке представлены макеты пельменей из разных стран, каждый из которых отличается собственной формой и секретом изготовления.
Музей существует с 2014 года, когда пустовавшее и разрушавшееся старинное здание было выкуплено частным лицом и отреставрировано. При этом фасад был сохранён в его изначальном виде.
В отреставрированном доме купца Смирнова, кроме музея пельменя, располагаются также досуговый семейный центр, ремесленные мастерские, детский театр, кафе и спорткомплекс.
Музей Государственного Ракетного Центра «КБ имени Макеева»
Музей истории государственного ракетного центра имени академика Макеева был организован в 90-е годы, о ракетном центре как одном из предприятий оборонного комплекса страны стали говорить открыто.
Музей Государственного Ракетного Центра «КБ имени Макеева»
Он располагается, в том числе, и на площадях бывшего рабочего кабинета первого генерального конструктора, академика Макеева, что само по себе очень ценно. В трёх экспозиционных залах выставлены макеты различных ракет, наглядно демонстрирующих богатую историю ГРЦ.
Памятники и скульптуры в Миассе
Мемориал «Скорбящая мать»
Мемориальная скульптурная группа, установленная в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны, установлена 4 ноября 1967 года на главной площади Миасса, рядом со зданием администрации.
Площадь обрамлена полукруглой стеной из 150-ти мраморных плит, с выбитыми на них именами погибших на войне земляков. В центре установлена стела с высеченным на камне контуром воина, скульптура Скорбящей матери и Вечный Огонь.
Мемориал «Скорбящая мать»
С годами к плитам с именами погибшим в Великой Отечественной войне, добавились также имена погибших в Афганистане, затем – в Чечне. Появились памятник жертвам политических репрессий, памятник погибшим пограничникам, и – всем воинам города, погибшим при исполнении долга, где бы то ни было.
Парк гигантских канцелярских фигур «Бюрократ»
Благодаря этим необыкновенным арт-объектам, Миасс попал в Книгу рекордов Гиннесса. Ведь только здесь можно увидеть такие канцелярские принадлежности: огромную двухметровую кнопку, линейку 2.5 метра высотой, девятиметровую скрепку, четырёхметровые ножницы.
Парк гигантских канцелярских фигур «Бюрократ»
На информационных стендах, расположенных рядом, можно прочитать интересно изложенную историю каждого канцелярского предмета.
В.И. Ленин – почётный насекальщик
Памятник вождю революции, основателю СССР был заложен на территории Миасского напилочного завода 27 января 1924 года – в день официального прощания с Лениным.
В.И. Ленин – почётный насекальщик
Это связано с тем, что 1 мая 1923 года, на общем собрании рабочих председатель профкома предложил сделать Ленина почётным членом заводского коллектива. Ильич до самого распада СССР (1991 года) официально числился в коллективе завода насекальщиком 3-го разряда: состоял в профсоюзе, ему начислялась зарплата, шедшая на организацию культурно-массовых мероприятий, на детский отдых, а в годы войны — на нужды Красной Армии. Из «зарплаты Ленина» вычитали налог на бездетность и уплачивали профсоюзные взносы. На заводе было оборудовано «ленинское рабочее место», трудиться на котором считалось честью.
Памятник погибшим в годы гражданской войны
Этот мемориал в 1957 был установлена братской могиле, где похоронены красногвардейцы, павшие в боях за освобождение города от колчаковцев, а также советские активисты, расстрелянные во время белого террора.
Памятник погибшим в годы гражданской войны
Мемориал «Народу-Победителю! Народу-Созидателю!»
Эта скульптурно-архитектурная композиция, установленная в 1985 году, состоит из вогнутой параболической стенки, облицованной бетонными плитами. Перед стенкой на низких стилобатах установлены скульптурные композиции в полный рост. С левой стороны – рабочий со знаменем в руке. Рядом с ним — горнист.
Мемориал «Народу-Победителю! Народу-Созидателю!»
С правой стороны космонавт, приветственно поднявший руку, слева от него — девушка, держащая над головой лавровую ветвь. В центре – рабочий и девушка, передающие солдату меч. Выполнены эти фигуры из декоративного бетона. Между ними – надпись объёмными стальными буквами: «Народу – Победителю, Народу – Созидателю».
Памятник Первому уральскому автомобилю
Неподалёку от завода УралАЗ сооружён мемориальный комплекс, посвящённый продукции этого завода. В центре большой площадки, перед высокой стелой, а постамент установлен автомобиль ЗиС-5, с которого в грозных 40-х годах и началась история УралАЗа.
Памятник Первому уральскому автомобилю
По периметру площадки полукругом размещены стелы с изображениями разных моделей грузовых автомобилей, выпускавшихся на миасском заводе УралАЗ за всю его историю. Установлены они в хронологическом порядке.
Церкви и храмы Миасса
Храм Богоявления Господня, на ул. Колесова, д. 21, – это новая церковь, строительство которой длилось 18 лет, и было завершено в 2012 году.
Храм Святой Троицы, на проспекте Октября, д. 3, – это единственный старинный храм в городе Миассе, сохранившийся до наших дней. Он был открыт ещё в 1889 году. В советский период церковь сохранилась потому, что она была кладбищенской, и в ней отпевали умерших. С 1936 по 1944 гг. храм был закрыт, но разрушать его не стали.
Храм Святой Троицы
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, на ул. Готвальда, 37а – это новый храм, выстроенный в период с 2007 по 2017 гг. Церковь находится в одном из живописнейших мест города, на берегу реки Миасс.
Храм Святого Архангела Михаила в посёлке Тургояк был выстроен в 2000-х годах, на месте старой церкви, существовавшей с 1885 года. Она была закрыта в 1930 году, отдана под склад, а в 1934 году – разрушена.
Позже, на месте храма был построен кинотеатр «Луч», работавший до начала 2000-х годов. Когда возник вопрос о возрождении храма, его пытались воссоздать в здании кинотеатра. Но оно в итоге было признано аварийным, поэтому его снесли, а новую красивую церковь выстроили «с нуля». Адрес: ул. Коминтерна, 39, посёлок Тургояк.
Покровский храм Русской Православной Старообрядческой церкви
Покровский храм Русской Православной Старообрядческой церкви на ул. Малышева, 38.
Старообрядческая община существовала в Миассе с самого основания города. В 1895 году, когда власть пошла на некоторые послабления в законодательстве по отношению к старообрядцам, жители города выстроили каменную церковь, но без креста на возглавии. В 1936 году её забрали у верующих и приспособили под типографию, а потом разобрали. Службы велись в молельном доме на Берёзовской улице. Нынешний храм был построен в 1995-1999 гг.
Природные достопримечательности в Миассе и его окрестностях
Миасский городской пруд
Городской пруд представляет собой искусственный водоём, расположенный в городской черте и сделанный ещё в 1776 году. Изначально он создавался для обеспечения водой медеплавильного завода. В 1798 году на его плотине начала работать золотопромышленная фабрика, функционировавшая более двухсот лет.
Миасский городской пруд
Ныне городской пруд – это просто красивое место для культурного отдыха горожан. Там приятно прогуляться всей семьёй, наслаждаясь живописными видами.
Озеро Тургояк
Это настоящий природный памятник и место отдыха. Воду из этого озера по чистоте можно сравнить с байкальской. Живописные горные склоны, чистые родники, кристальный воздух притягивают сюда туристов в любое время года.
На озере есть дюжина островов. Один из их – остров Веры, на котором были обнаружены следы древних людей: гробницы, дольмены, менгиры.
По берегам Тургояка обустроены комфортные пляжи, размещены базы отдыха. Можно плавать на лодках, исследовать дно озера с аквалангами.
Горнолыжные комплексы «Солнечная долина» и «Завьялиха»
Эти туристические комплексы работают и принимают гостей круглый год. Там созданы все условия для семейного активного отдыха.
В числе зимних развлечений: лыжи, сноуборд, альпийские сани, снегоходы. Устроены освещённые трассы с искусственным оснежением, имеющие различную сложность, длину и предназначение. Есть подъёмники.
Горнолыжный комплекс «Солнечная долина»
Летом туристам предложат поразвлекаться в верёвочном городке и скейт-парке, поучаствовать в горных экскурсиях.
В целом, Миасс – это достаточно небольшой и уютный уральский город с богатой историей, четвёртый по величине город в Челябинской области. Он заслуженно входит в перечень исторических городов России и оставляет о себе у гостей самые приятные впечатления.