Панель аппаратов управления вспомогательными машинами
Расположение электрических аппаратов на панелях и блоках электровоза ВЛ80С
Доля отказов электрического оборудования электровозов в общем количестве всех отказов достигает 65 %. Большая часть из них приходится на релейно-контакторную аппаратуру. Локомотивным бригадам довольно часто приходится на перегоне заниматься поиском и устранением неисправностей в схеме электровоза. Поэтому теоретических знаний конструкции аппаратов явно недостаточно. Необходимо знать точное местонахождение самих электрических аппаратов в кузовах электровоза. Тогда с минимальными затратами времени можно прозвонить цепи управления и отыскать места повреждений, а также собрать аварийные схемы и вывести поезд с перегона.
Однако в технической литературе по электровозам ВЛ80С расположение оборудования описано в обобщенном виде. Недостаток сведений о расположении аппаратов на монтажных панелях и блоках отрицательно сказывается на подготовке локомотивных бригад. Преподаватель Саратовской дорожной технической школы А.Ю. НИКОЛАЕВ подготовил подробное описание панелей и блоков локомотивов ВЛ80С, которое восполняет недостающие сведения.
Электровозы ВЛ80С выпускались с 1979 по 1995 гг. В данной статье приводятся схемы размещения аппаратов на панелях, соответствующие электрическим схемам, опубликованным в журнале «Локомотив» № 7 и 8 за 2005 г. Большинство локомотивов ВЛ80С, находящихся в эксплуатации, оснащены в соответствии с ними. Цветовая маркировка проводов, контактов, а также катушек аппаратов совпадает с указанными на схемах.
Все аппараты на рисунках изображены в обесточенном состоянии, без воздуха в пневматических приводах и в поездном положении разъединителей и переключателей. Реверсоры 63 и 64 занимают положения для движения секции «Вперед», тормозные переключатели 49 и 50 изображены в положении «Тяга». Стрелки в цепях управления указывают, в каком направлении протекает ток, т.е. какой провод является питающим по отношению к соседнему.
Аппаратура вспомогательных цепей и цепей управления смонтирована на гетинаксовых панелях, которые установлены вертикально в различных частях кузова. Все аппараты внутри панели соединены проводами и шинами. Подключение аппаратов панели во внешнюю цепь осуществляется через рейки зажимов, расположенные на самих панелях.
ПАНЕЛЬ № 1 (рис. 1)
Пр5 — плавкая вставка ВПБ-6-37 на 3,15 А. Расположена в цепи первичной обмотки трансформатора напряжения ТН;
гб — пусковой резистор ПРВН-640. Включается контактором 119 только на время пуска фазорасщепителя ФР;
R18 — токоограничивающий резистор CP-10. Установлен в цепи двух печей обогрева кабины;
R19, R20 — токоограничивающие резисторы CP-15, находятся в цепи трех печей обогрева кабины;
111 — переключатель вспомогательных цепей ПВЦ-100. В положении «Ножи вверх» подключает вспомогательные цепи к обмотке собственных нужд своей секции, в положении «Ножи вниз» — к розеткам 108 — 110 для питания от постороннего источника;
113 — реле токовой перегрузки вспомогательных цепей РТ 255. Срабатывает при токе во вспомогательных цепях свыше 3500 ± 175 А и воздействует на отключение главного выключателя ГВ;
117 — предохранитель ПР-2У4 на 25 А. Введен в цепи печей обогрева кабины;
118 — предохранитель ПР-2У4 на 6 А. Введен в цепи питания блоков БА, БИ и 60 системы управления реостатным торможением;
119 — электромагнитный контактор МК-93. Главным контактом подключает резистор гб на время пуска ФР;
120 — предохранитель ПР-2У4 на 35 А. Установлен в цепи питания первичных обмоток трансформаторов ТРПШ и ТН;
124 — электромагнитный контактор МК-85 мотор-компрессора МК;
125 — электромагнитный контактор МК-82 ФР;
126 — разъединитель секций PC-15. Переводит питание вспомогательных машин аварийной секции от ФР исправной секции;
127 — 130 электромагнитные контакторы МК-82 мотор вентиляторов МВ1 — МВ4;
134 — электромагнитный контактор МК-69 двух печей обогрева кабины;
137, 139 —тепловые реле ТРТ 151. Воздействуют на отключение контактора 125 при токовой перегрузке ФР. При токе 930 А срабатывают в течение 5. 20 с;
141, 143 — тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 127 при токовой перегрузке МВ1, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
142, 144 — тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 128 при токовой перегрузке МВ2, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
145, 147 —тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 129 при токовой перегрузке МВЗ, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
146, 148 — тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 130 при токовой перегрузке МВ4, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
154, 156 — тепловые реле ТРТ 141. Воздействуют на отключение контактора 124 при токовой перегрузке МК, при токе 660 А срабатывают в течение 4. 15 с;
159 — электромагнитный контактор МК-69. Введен в цепь трех печей обогрева кабины;
160 — электромагнитный контактор МК-69. Подключает первичные обмотки трансформаторов ТРПШ и ТН к обмотке собственных нужд;
169 — плавкая вставка ВПТБ-27 на 0,16 А. Находится в цепи вольтметра 98 «Напряжение цепей управления», расположенного на пульте помощника машиниста;
199 — предохранитель Пр2 на 6 А. Установлен в цепи питания блоков БА, БИ и 60 системы управления реостатным торможением;
Примечание. До локомотива № 697 на панели № 1 устанавливали также следующие предохранители:
121 на 0,16 А — цепь вольтметра 97 (перенесен на панель № 2);
122 на 0,5 А — цепь электросчетчика, в дальнейшем размещаемый внутри самого электросчетчика;
170 на 6 А — цепь первичной обмотки трансформатора 192 (перенесен на панель № 2).
С № 2174 на панели № 1 убран предохранитель Пр5 при замене распределительного щита РЩ-34 на щит ЩР-1.
С № 2652 изменена схема управления ФР и с панели № 1 убран контактор 119, вместо него установлены контакторы 101 и 102.
ПАНЕЛЬ № 2 (рис. 2)
г51 — токоограничивающий резистор ПЭВ-75-820. Установлен в цепи катушки реле контроля «земли» 123;
112 —трансформатор ТН-1 380/110 В. Служит для питания обмоток возбуждения сельсинов датчика СД и указателя позиций 116 — плавкая вставка ВПБ-6-37 на 3 А. Находится в цепи первичной обмотки трансформатора 112;
121 — плавкая вставка ВПБ-6-27 на 0,15 А. Введена в цепь вольтметра 97 «Напряжение контактной сети»;
123 — реле контроля «земли» PK3-306. При замыкании на корпус во вспомогательных цепях включается и своим контактом подает питание на сигнальную лампу «РКЗ»;
133 — электромагнитный контактор МК-63 маслонасоса МН;
138 — плавкая вставка ВПБ-6-37 на 3,15 А. Установлена в цепи нагревательного элемента ГВ;
153, 155 —тепловые релеТРТ-121. Воздействуют на отключение контактора 133 при токовой перегрузке МН, при токе 54 А срабатывают в течение 4. 15 с;
157 — блок диодов БД-007 для подключения катушки реле 123 к фазам С1 и С2. Находится на обратной стороне панели № 2;
170 — предохранитель ПР-2У4 на 6 А. Введен в цепь первичной обмотки трансформатора 192;
195 — электромагнитный контактор МК-69 нагревательного элемента 196 обогрева лобовых стекол;
198 — предохранитель Пр2 на 6 А. Установлен в цепи нагревательного элемента обогрева лобовых стекол 196;
439, 440 — панели диодов ПД-615, цепь свистка 371, который сигнализирует о срыве реостатного торможения или о срабатывании реле пожарной сигнализации 442;
441 — панель диодов ПД-615, введена в цепь лампы пожарной сигнализации «ПС»;
442 — промежуточное реле РП-277 пожарной сигнализации. При срабатывании датчика пожарной сигнализации реле отключается и включает свисток 371 и сигнальную лампу «ПС»;
444 — панель диодов ПД-615. Находится в цепи лампы суммирующей сигнализации «С1».
Примечание. До № 697 на панели аппаратов № 2 в цепи счетчика устанавливали предохранитель 131 на 0,5 А. В дальнейшем его размещали внутри самого электросчетчика. До № 1800 на панели № 2 были установлены реле 202 и контактор 194. В дальнейшем их перенесли на отдельную панель контактора и реле. С № 2174 на панели № 2 устанавливают реле пожарной сигнализации 442.
ПАНЕЛЬ АППАРАТОВ № 3 (рис. 3)
185 — панель диодов ПД-615. Введена в цепь катушки реле 271, находится на обратной стороне панели;
187 — панель диодов ПД-615. Установлена в цепи катушки реле 266, находится на обратной стороне панели;
188 — панель диодов ПД-615. Введена в цепь катушки вентиля пневматического устройства 261, находится на обратной стороне панели;
204 — реле времени РЭВ-292. Контролирует переключения ЭКГ с выдержкой на размыкание 2 — 3 с. При остановке ЭКГ между позициями (или замедленном переключении с позиции на позицию) реле срабатывает. При этом одним контактом размыкает цепь на катушку 4Удерж., другим — включает сигнальную лампу «ГП»;
206 — электромагнитный контактор МК-64. Включается при наборе позиции, отключается — при сбросе. Своими главными контактами готовит цепь на катушку контактора 208 по схеме набора или сброса, а блокировками осуществляет реверсирование вращения сервомотора СМ на набор или сброс позиций;
207 — промежуточное реле РП-280. Включается при нажатии выключателя «Включение ГВ и возврат реле». Своими контактами создает цепь включения дифференциальных реле 21, 22 в блоке БРД, предотвращает также звонковую работу ГВ;
208 — электромагнитный контактор МК-66. Своими контактами при включении осуществляет пуск, а при отключении — электродинамическое торможение серводвигателя ЭКГ;
Е6 — конденсатор МБГО-2-600-2. Снижает уровень коммутационных перенапряжений при размыкании цепи питания катушки 208;
264 — промежуточное реле РП-280. Контролирует состояние реле перегрузки. При срабатывании любого реле перегрузки РП1 — РП4 оно отключается, и одним контактом размыкает цепь на катушку 4Удерж. Другим контактом включает сигнальную лампу «РП»;
265 — промежуточное реле РП-282. Установлено в цепи управления контактором 208;
266 — промежуточное реле РП-282 (шаговое реле). Введено в цепи управления контактором 208;
267 — промежуточное реле РП-280. Контролирует состояние ЭПК. При его срыве реле включается и своими контактами от-ключает линейные контакторы, включает автоматическую подсыпку песка и устройство 261;
268 — промежуточное реле РП-280 цепей управления реостатным торможением. При срыве реостатного торможения включает пневматическое устройство 261, отключает электроблокировочный клапан BP и контакторы 46, 47;
269 — промежуточное реле РП-280 управления импульсной автоматической подсыпкой песка при боксовании колесных пар или юзе в режиме реостатного торможения;
270 — промежуточное реле РП-280. Обеспечивает заданный порядок переключения схемы из режима тяги в режим реостатного торможения;
271 — промежуточное реле РП-280. Контролирует состояние пневматического датчика № 418. При обрыве тормозной магистрали реле включается и одним контактом отключает линейные контакторы, другим — сигнальную лампу «ТМ»;
272 — промежуточное реле РП-280. Контролирует положение рукоятки крана машиниста № 395. При ее постановке в положение VI («Экстренное торможение») реле отключается, отключает линейные контакторы, включает непрерывную автоматическую подсыпку песка и пневматическое устройство 261;
393 — промежуточное реле скорости РП-280. Включается при скорости ниже 10 км/ч и предотвращает непрерывную автоматическую подсыпку песка;
390 — панель диодов ГЩ-615. Установлена в цепи пневматического устройства 261, находится на обратной стороне панели.
Панели аппаратов
Аппаратура вспомогательных цепей и цепей управления смонтирована на гетинаксовых панелях. Соединения между аппаратами на панелях выполнены шинами и проводами. Все точки панелей, предназначенные для подключения внешних проводов, выведены на силовые и низ ковольтные контактные зажимы, что обеспечивает удобство монтажа при изготовлении и ремонте электровоза.
На панели № 1 аппаратов установлены: электромагнитные контакторы для включения электродвигателей компрессора, вентиляторов, фазорасщепителя и тепловые реле для защиты указанных электродвигателей; переключатель вспомогательных цепей, разъединитель резервирования фазорасщепителя, реле перегрузки вспомогательных цепей, электромагнитный контактор и резистор для запуска фазорасщепителя, электромагнитные контакторы для включения печей; предохранители печей, счетчика электроэнергии, вольтметра и другого оборудования.
На панели № 2 аппаратов установлены: электромагнитный^контактор для включения нагревательных элементов калорифера, реле контроля земли, выпрямители и предохранитель для контроля пробоя на землю в цепях вспомогательных машин,электромагнитный контактор для включения электродвигателя маслонасоса тягового трансформатора и тепловое реле его цепи, электромагнитный контактор и промежуточное реле цепи серводвигателя главного контроллера, предохранители.
На панели № 3 аппаратов установлены промежуточные реле и реле времени для цепей управления и сигнализации.
На панели № 4 аппаратов установлены аппараты, предназначенные для защиты силовой цепи электровоза при замыкании на землю, и реле цепи отключающей катушки главного выключателя.
На панелях № 6 и № 7 аппаратов установлены промежуточные реле и реле времени, обеспечивающие работу электровоза по системе многих единиц.
На панели № 0 аппаратов установлены промежуточное реле и выпрямители для предотвращения опускания токоприемника под нагрузкой.
Управление вспомогательными цепями
Цепи расщепителей фаз. Напряжение 60 В к кнопке Фааорасщепители (рис. 21) на кнопочном выключателе 224 подводится от распределительного щита по проводу ГІ47. После включения этой кнопки (например на 1-й секции электровоза) от пропота Э18 получают питание катушка контактора 119 через блок-контек-ты переключателя 1/1 или разъединителя 126 и размыкающий контакт реле оборотов 249. После включения контактора 119 через его замыкающий контакт получает питание катушка контактора 125. Контактор 125 включается и своими замыкающими блок-контактами шунтирует замыкающие блок-контакты контактора 119.
Таким образом, обеспечивается последовательность включения пускового контактора 119 и включающего 125
Начинается запуск расщепителя фаз с помощью пускового резистора Р31-РЗЗ (см. рис. 10). После разгона расщепителя фвт до частоты вращения 1300 об/мин срабатывает реле оборотов І49. Размыкающие контакты реле отключают катушку контактора 119, который отключает пусковой резистор Р31-РЗЗ. Дальнейший разгон расщепителя фаз осуществляется без пускового резистора Размыкается замыкающий блок-контакт контактора 119, но на катуш«
ку контактора 125 подается питание через его замыкающий блок-контакт.
Замыкающий контакт реле оборотов подготовляет цепь катушек контакторов 209 для включения. Когда разгонится второй расщепитель фаз и переключатся контакты его реле оборотов, то происходит включение контакторов 209. Подается питание на кнопки кнопочных выключателей 224 в обеих секциях электровоза, но включены могут быть только кнопки кнопочного выключателя, у которого открыт замок, а замки могут быть открыты только у кнопочных выключателей управляющей секции электровоза.
После включения контакторов 209 его замыкающие блок-контакты производят следующее:
включают сигнальную лампу ФР (см. рис. 23) на пульте машиниста. Загорание этой лампы с зеленым стеклом сигнализирует об окончании запуска расщепителей фаз и образовании системы трехфазного переменного напряжения 380 В в обеих секциях электровоза. Следовательно, разрешается включение всех остальных вспомогательных машин; шунтируют замыкающие блок-контакты контакторов 119, 125 в цепи катушки контактора 125 (см. рис. 21).
Рис. 21. Схема цепей управления вспомогательными машинами
Если во время работы электровоза на линии произойдет по какой-либо причине отключение главного выключателя, то блок-контакт 4 шунтирует контакты реле оборотов 249. Вследствие этого все вспомогательные машины на секции, где выключился главный выключатель, остановятся, а во 2-й секции электровоза вспомогательные машины будут продолжать работать без вмешательства машиниста.
При проезде нейтральной вставки машинист электровоза обязан отключить все вспомогательные машины. Время выбега расщепителя фаз большое, и размыкающие контакты реле оборотов 249 долгое время остаются разомкнутыми. После проезда нейтральной вставки роторы расщепителей фаз продолжают вращаться по инерции. Частота вращения ротора расщепителя фаз долго оказывается больше уставки частоты вращения реле оборотов, равной 1100 об/мин, при которой контакты реле возвращаются в исходное положение. Катушки контакторов 119 оказываются отключенными размыкающими контактами реле оборотов.
Включение расщепителей фаз после проезда нейтральной вставки осуществляют, не ожидая переключения контактов реле оборотов, включив кнопку Фазорасщепители. В этом случае катушки контакторов 209 сразу получают питание через замыкающие контакты реле оборотов. Контакторы 209 включаются и подают питание к остальным кнопкам кнопочных выключателей 224. Замыкающими блок-контактами этих контакторов подается питание катушкам контакторов 125. Контакторы 125 производят включение вращающихся расщепителей фаз.
Разгон расщепителей фаз ФР, вращающихся с частотой не менее 1100 об/мин, может происходить без включения пусковых реостатов.
Одновременно другие замыкающие блок-контакты контакторов 209 подают питание сигнальной лампе ФР, разрешая включение остальных вспомогательных машин. Однако включать кнопки вспомогательных машин сразу после загорания сигнальной лампы ФР не рекомендуется. Следует сделать паузу, необходимую для того, чтобы роторы расщепителей фаз разогнались от частоты вращения 1100 до 1490 об/мин.
Цепи компрессора. При включении кнопки Компрессоры (см. рис. 21) через контакты регулятора давления 230 получает питание кнопка Компрессоры на кнопочном выключателе 226, от которой через контакты тепловых реле 154, 156 подается напряжение на катушку контактора 124.
Для облегчения запуска компрессора применен разгрузочный клапан 246, выпускающий воздух в атмосферу из участка напорной магистрали при выключенном компрессоре. Катушка 246 получает питание от провода Н104 вместе с катушкой контактора 124. Одновременно и по аналогичным цепям запускается компрессор 2-й секции. Если необходимо отключить электродвигатель компрес сора, то выключают кнопку Компрессор в кузове этой секции электровоза. Срабатывание тепловых реле 154 и 156 приводит к отключению контактора 124 перегруженного электродвигателя компрессора.
Цепи вентиляторов и иасоса трансформатора. Вентиляторы и мотор-насос трансформатора включают соответствующими кнопками на кнопочном выключателе 224 в кабине машиниста. К этому времени должны быть включены соответствующие кнопки на кнопочных выключателях 226, 227 в кузове электровоза.
Кнопки Вентилятор 1 и Вентилятор 2 включают контакторы 127 и 128, которые в свою очередь замыкают цепь электродвигателей вентиляторов охлаждения тяговых двигателей. Одновременно с включением кнопки Вентилятор 1 на кнопочном выключателе 224 через кнопку Мотор-насос трансформатора на кнопочном выключателе 227 включается контактор 133 электронасоса трансформатора.
Кнопки Мотор-насос трансформатора и Низкая температура масла имеют механическую блокировку, не допускающую одновременно их включения. При включении кнопок Вентилятор 3, Вентилятор 4 включаются контакторы 129 и 130, которые в свою очередь замыкают цепь электродвигателей вентиляторов охлаждения кремниевых выпрямительных установок, сглаживающих реакторов и радиаторов тягового трансформатора.
Защита от перегрузки электродвигателей вспомогательных машин осуществлена тепловыми реле, контакты которых разрывают цепь катушки контактора соответствующего электродвигателя.
Прочие цепи. Включение радиосвязи, прожектора, сигнализации, проверки АЛС, буферных фонарей, освещения измерительных приборов, освещения ходовых частей, локомотивной сигнализации, освещения кабины производится соответствующими кнопками на кнопочных выключателях 223, 224, 225, установленных в кабине машиниста.
Кнопки Радиосвязь (рис. 22, а) не блокируются замками. Провода Э94 и Э95 цепи питания радиостанции перекрещиваются в межсекционном соединении. Предохранитель цепи питания радиостанции используется только в кнопочном выключателе 225 1-й секции электровоза. Включение радиостанции, находящейся в 1-й секции, может быть осуществлено кнопками Радиосвязь из любой кабины. Одновременное включение кнопок в обеих кабинах электровоза не приводит к параллельному соединению аккумуляторных батарей.
Прожектор 300 включается кнопкой Прожектор, тусклый свет через резистор г41. Кнопкой Прожектор, яркий свет шунтируется часть резистора г41, и лампа прожектора загорается в полный накал. В цепи лампы остается включенной часть резистора с выводами 2, 3. Этим повышается срок службы ламп. Печи в кабине включают кнопками Обогрев кабины 2 печи и Обогрев кабины 3 печи (рис. 22,6) кнопочного выключателя 225. Если необходим незначительный обогрев кабины, включают только кнопку Обогрев кабины 2 печи. При этом контактор 134 (см. рис. 10 и 22) включаетлпе печи в кабине, расположенные одна у машиниста, другой у помощника Если включена кнопка Обогрев кабины 3 печи, контактор 159 включает еще две печи у машиниста и одну у помощника. При обеих замкнутых кнопках обогрева включаются все пять печей.
Рис. 22 Схемы цепей управления освещением, отоплением а компрессором токоприемника
Мотор-вентиляторы обдува лобовых окоп кабины МВ7, МВ8 получают питание через розетки 270 от провода Н140. В случае короткого замыкания в цепи ламп освещения ВВК и кузова перегорает вставка предохранителя на распределительном щите 210 Все остальные цепи постоянного тока имеют самостоятельные предохранители, установленные в кнопочном выключателе 225 помощника машиниста или на распределительном щите 210.
Светильники освещения кузова включаются и выключаются пакетными выключателями 259, 260 (см. рис. 24); причем включать и выключать светильники можно любым из этих выключателей независимо от положения другою.
Включение ламп 330 и 331 освещения кабины (последовательное соединение) производится кнопкой Тусклое освещение кабины. Включение кнопки Яркое освещение кабины обеспечивает параллельное соединение ламп и горение их в полный накал.
Включение освещения и подсветки шкал измерительных приборов пульта машиниста осуществляется кнопкой Освещение измерительных приборов, расположенной на кнопочном выключателе 225. Регулирование степени освещенности шкал обеспечивается тумблером 256, который шунтирует резистор г46, тем самым увеличивая освещенность шкал приборов. Резистор г45 постоянно уменьшает накал ламп подсветки измерительных приборов.
Клапаны сигналов и пескоподачи получают питание от провода НО через предохранитель и соответствующую кнопку кнопочных выключателей 225, 228. При нажатии кнопки Песок (см. рис. 18) на кнопочных выключателях 225 или 228 возбуждается катушка клапана 241 или 242 пескоподачи (в зависимости от направления движения электровоза и положения блок-контактов реверсора 63). Одновременно загорается сигнальная лампа РБ на пульте машиниста. Мотор-вентилятор МВ9 (см. рис. 22,6) обогрева лобовыхстекол включают кнопкой Обогрев лобовых стекол кнопочного выключателя 233. Нагреватель 196 (см. рис. 10 и 22,6) включается одновременно с мотор-вентилятором МВ9. Если последний вышел из строя, то нагреватель необходимо немедленно отключить кнопкой кнопочного выключателя 233, так как из-за отсутствия обду« ва нагреватель быстро выходит из строя.
Цепи управления вспомогательными машинами
Управление вспомогательными машинами осуществляется при помощи кнопочных выключателей 224 на пульте машиниста и кнопочных выключателей в блоках 227 и 226 установленных в проходном коридоре кузова электровоза. Кнопочные выключатели 226, 227 служат для отключения вспомогательных машин в случае их неисправности, и в нормальном состоянии должны быть включены на обеих секциях электровоза.
Рис. 92. Схема ЦУ вспомогательными машинами.
Кнопками выключателя 224 осуществляется оперативный запуск и отключение вспомогательными машинами. Питание на кнопки вспомогательных машин в блоке 224 подается: автомат ВА3 «Вспомогательные цепи» »» пр. Н47 »» главный контакт контактора 209 »» пр. Н98 только после запуска фазорасщепителей.
Запуск фазорасщепителя ФР на каждой секции электровоза ВЛ80р происходит путем подключения его двигательной фазы С1 – С2 контактором 125 к обмотке 380 В собственных нужд тягового трансформатора и контактором 119, подключающим генераторную фазу С3 фазорасщепителя ФР, через пусковое сопротивление R6 к фазе С2 (С201) обмотки собственных нужд, только на период его запуска.
Управление фазорасщепителями осуществляется кнопкой «Фазорасщепитель» на блоке кнопочного выключателя 224 на пульте машиниста, получающей питание от автомата ВА3 по проводу Н47.
При включении кнопки «Включение ГВ и возврат реле» получит питание реле 239: от пр. Э14 »» диод 238 »» бл. тепловых реле ТРТ-151 139, 137 »» пр. Н136 – Н138 »» катушки реле 239 обеих секций »» ― цепи. Реле 239 включившись, становятся на самоподхват от провода Э15 через собственный бл. 239 в пр. Э15 – Н136 и подготавливают цепи питания контакторов 119 и 125 своим бл. 239 Э18 – Н107.
Рис. 93. Схема ЦУ вспомогательными машинами.
При включении кнопки «Фазорасщепитель» создаётся цепь питания катушки пускового контактора 119: автомат ВА3 »» пр. Н47 »» контакт кн. «Фазорасщепитель» »» пр. Э18 »» бл. реле 239 »» пр. Н107 »» бл. переключателя вспомогательных цепей 111»» пр. Н101 »» бл. реле панели ППРФ-300 249 »» Н105 »» катушка пускового контактора 119 »» ― цепи.
Рис. 94. Схема ЦУ вспомогательными машинами.
Контактор 119 включается, и главным контактом подготавливает цепь питания генераторной фазы С3 фазорасщепителя ФР от провода С201, а своим блок-контактом Н101 – Н103 подает питание 50 В на катушку контактора 125. Включившись, контактор 125 своими главными контактами подает напряжение 380В на двигательную фазу ФР, а через 119 контактор и пусковое сопротивление R6 подает напряжение на генераторную фазу С3. Блок-контактом Н101 – Н103 контактор 125 становится на самоподхват.
Происходит запуск фазорасщепителей на обеих секциях. При достижении фазорасщепителем частоты вращения 1380 об/мин реле 249 ППРФ-300 включается, тем самым размыкает свой контакт в цепи контактора 119 и отключает его и пусковое сопротивление R6. Дальнейший разгон фазорасщепителя ФР происходит без пускового сопротивления, только за счет
напряжения 380 В от обмотки собственных нужд, подаваемого контактором 125, катушка которого получает питание теперь через собственный блок-контакт Н101 – Н103.
Включившись, реле 249 панели ППРФ-300 на секции 2 подает питание на межсекционный провод Э19, а через блок-контакт 249 секции 1 по проводу Э34 на катушки контакторов 209 обеих секций. Контактор 209, включившись, подает питание через собственный силовой контакт Н47 – Н98 на кнопки управления вспомогательными машинами на пульте машиниста, разрешая их запуск только после создания 3-х фазной системы питания на каждой секции электровоза.
Блок-контакт Э55 – Н194 контактора 209 через замкнувшийся ранее блок- контакт Н194 – Н191 контактора 125 зажигает зеленую лампу ФР на панели сигнализации пульта машиниста, указывая на окончание процесса запуска фазорасщепителей.
Контакты Э18 – Н107 промежуточного реле 239 отключают контактор 125 (фазорасщепитель) в случае срабатывания теплового реле 137 или 139.
Блок-контактом Н107 – Н101 переключателя 111 производится отключение из схемы неисправного фазорасщепителя ФР.
После включения кнопки «Компрессор» на пульте машиниста, питание по проводу Н102, через контакт регулятора давления воздуха 230, по межсекционному проводу Э20 подходит к кнопкам «Компрессор» щитка параллельной работы 226 обеих секций. Со щитка 226 напряжение подается на провод Н104 и, проходя через блокировочные контакты тепловых токовых реле 154, 156, подходит к разгрузочному клапану 246 и электромагнитному контактору 124.
Разгрузочный клапан КР-50-01 (246) предназначен для облегчения запуска мотор-компрессора. В обесточенном состоянии он сообщает участок напорной магистрали между компрессором и обратным клапаном с атмосферой. При подаче питания на клапан 246 он перекрывает выброс воздуха в атмосферу, обеспечивая его подачу в главные резервуары электровоза.
Контактор 124 включает двигатель мотор-компрессора. Происходит наполнение главных резервуаров до давления 9,0 ± 0,2 кгс/см 2 – верхней уставки регулятора давления. После чего контакт регулятора давления размыкается, компрессор автоматически отключается, а клапан 246 открывается и сбрасывает воздух на участке напорной магистрали компрессор – обратный клапан в атмосферу.
Рис. 95. Схема ЦУ вспомогательными машинами.
Запуск вентиляторов осуществляется кнопками «Вентилятор 1» – «Вентилятор 4» в блоке 224.
При включении кнопки «Вентилятор 1» получает питание межсекционный провод Э21, от которого напряжение 50 В подается в щиток параллельной работы 227 на кнопки «Вентилятор 1» и «Мотор-насос трансформатора». Со щитка параллельной работы по проводу Н127 через блок-контакты тепловых реле 143, 141, по проводу Н129 напряжение подходит к контактору 127 и включается мотор-вентилятор МВ1.
Одновременно по проводу Н121 через блокировки ТРТ 155, 153 напряжение 50 В подходит к контактору 133. Включаясь, контактор 133 производит запуск маслонасоса МН тягового трансформатора.
Кнопка «Мотор-насос трансформатора» в щитке параллельной работы имеет механическую блокировку с кнопкой «Низкая температура масла», что исключает их одновременное включение. Кнопка «Низкая температура масла» используется после длительной стоянки электровоза в зимний период, когда вязкость трансформаторного масла велика и затруднен запуск маслонасоса. Своими контактами Н5 – Н6 кнопка шунтирует блокировку маслонасоса 133 в цепи контакторов 193, 194.
При включении кнопок «Вентилятор 2» – «Вентилятор 4» аналогично включаются контакторы 128 – 130 и происходит запуск мотор-вентиляторов МВ2 – МВ4.
Отключение неисправного двигателя мотор-компрессора или мотор-вентилятора на одной секции электровоза, не отключая аналогичный двигатель на другой секции, производится соответствующей кнопкой на щитке параллельной работы.
Запуск вентилятора МВ5 происходит автоматически в режиме рекуперативного торможения, после установки тормозной рукоятки контроллера машиниста в положение «П» по цепи: пр. Н98 »» бл. 51-52 КМЭ »» пр. Э8 »» бл. ТРТ 149, 151 »» пр. Н394 »» катушка контактора 131 ― цепи.
Общая защита вспомогательных машин производится токовым реле 113, которое в случае срабатывания отключает ГВ.
Защита отдельных электродвигателей производится тепловыми токовыми реле, которые в случае срабатывания, снимают питание с катушек соответствующих контакторов.