Пдм машина это что
Погрузочно-доставочная машина
Погру́зочно-доста́вочная маши́на (ПДМ) — машина, служащая для погрузки и транспортирования отделённой горной породы при подземных горных работах.
По конструктивному исполнению ПДМ делят на две группы:
Широко используются ковшовые ПДМ. Основные преимущества: високая мощность и производительность, мобильность при автономном приводе (как правило, гидравлическом), способность преодолевать подъёмы с уклоном до 20° (порожняком), возможность одновременной работы в нескольких забоях.
Основные производители ПДМ: «УралСпецМаш» (Россия), «Автомаркет Майнинг» (Россия), «Atlas Copco» (Швеция), «Wagner», «Eimco» (США), «Jarvis clark» (Канада), «Gutenhoffnungshutte», «Schopf» (Германия), «ARA» (Фінляндия), «Equipment Miner» (Франция), «Kawasaki» (Япония).
Бункерные ПДМ предназначены для погрузки раздробленной горной массы и доставки её до места разгрузки на расстояние не более 100 м в основном при прохождении горно-подготовительных и нарезных выработок, когда по условиям вентиляции нельзя использовать более мощные дизельные ковшовые ПДМ.
Бункерная ПДМ состоит из пневмоколёсного шасси с приводом от пневмодвигателей вращательного движения, ковшового рабочего органа нижнего черпания ёмкостью 0,12-0,54 , самосбрасывающего бункер-кузова ёмкостью 0,75-2,5
и системы управления.
Литература
Это заготовка статьи о технике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Погрузочно-доставочная машина» в других словарях:
Камерно-столбовая система разработки — (a. room and pillar mining; н. Kammer Pfeilerbau; ф. exploitation par chambres et piliers; и. explotaciоn por cemaras y pilares) система разработки твёрдых п. и. (руда, уголь и др.) камерами, отделёнными друг от друга целиками,… … Геологическая энциклопедия
Технологическая схема горнодобывающего предприятия — (a. flowsheet of a mine; н. technologisches Schema eines Bergwerk; ф. schema technologique de l entreprise miniere; и. esquema technologica de empresa minera) совокупность осн. и вспомогат. производств. процессов в сочетании с… … Геологическая энциклопедия
Горизонтальными слоями выемка — (a. horizontalo slicing; н. Teilsohlenbruchbau mit scheibenweisem Abbau; ф. Telhode d exploatation par couche, procede d abattage par couche; и. extraccion por capas) разработка залежи п. и. с разделением её на слои, располагаемые… … Геологическая энциклопедия
Шахта «Родина» (Кривой Рог) — Шахта «Родина» одна из шахт в Кривом Роге. В свое время входила в состав производственного объединения «Кривбассруда», которое обеспечивало около 60 % потребности СССР в железной руде. Предприятие по стостоянию на 2008… … Википедия
Родина (шахта, Кривой Рог) — У этого термина существуют и другие значения, см. Родина (значения). Строительство ш. «Родина». 1970 г … Википедия
ПДМ — Термин «ПДМ» может означать: ПДМ Погрузочно доставочная машина; ПДМ Противодесантная мина. Список значений слова или словос … Википедия
Погрузочно-доставочная машина
Погру́зочно-доста́вочная маши́на (ПДМ) — машина, служащая для погрузки и транспортирования отделённой горной породы при подземных и открытых горных работах.
По конструктивному исполнению ПДМ делят на две группы:
Широко используются ковшовые ПДМ. Основные преимущества: високая мощность и производительность, мобильность при автономном приводе (как правило, гидравлическом), способность преодолевать подъёмы с уклоном до 20° (порожняком), возможность одновременной работы в нескольких забоях.
Основные производители ПДМ: «Автомаркет Майнинг» (Россия), «Atlas Copco» (Швеция), «Wagner», «Eimco» (США), «Jarvis clark» (Канада), «Gutenhoffnungshutte», «Schopf» (Германия), «ARA» (Фінляндия), «Equipment Miner» (Франция), «Kawasaki» (Япония).
Бункерные ПДМ предназначены для погрузки раздробленной горной массы и доставки её до места разгрузки на расстояние не более 100 м в основном при прохождении горно-подготовительных и нарезных выработок, когда по условиям вентиляции нельзя использовать более мощные дизельные ковшовые ПДМ.
Бункерная ПДМ состоит из пневмоколёсного шасси с приводом от пневмодвигателей вращательного движения, ковшового рабочего органа нижнего черпания ёмкостью 0,12-0,54 м 3 <\displaystyle <\text<м>>^<3>> , самосбрасывающего бункер-кузова ёмкостью 0,75-2,5 м 3 <\displaystyle <\text<м>>^<3>>
и системы управления.
Каталог погрузочно-доставочных машин, ПДМ
Погрузочно-доставочные машины предназначены для погрузки и транспортировки пород при подземных горных работах.
По своему конструктивному исполнению подземные машины подразделяются на две группы: ПДМ ковшового типа, оснащенные погрузочно-транспортным ковшом, и бункерные ПДМ, оборудованные ковшовым погрузочным инструментом и аккумулирующим бункер-кузовом.
Ковшовые погрузочно-доставочные машины являются наиболее распространенными. Могут применяться как самостоятельный вид транспорта, так и как погрузочный агрегат в комплексе с самосвалами соответствующей грузоподъемности. Основными достоинствами техники является мобильность при автономном приводе, возможность преодолевать подъемы до 20 градусов порожняком, способность работать одновременно в нескольких забоях.
Ковшовые ПДМ укомплектовываются ковшовым рабочим органом нижнего черпания, боковой или фронтальной разгрузки, при помощи которого горные породы транспортируются к месту разгрузки или перегрузки в другой транспорт. Разгрузка ковша осуществляется опрокидыванием или выталкиванием плужером.
Ковшовые погрузочно-доставочные машины по основным параметрам, таким как мощность привода, эксплуатационная масса и грузоподъемность, подразделяются на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. По соответствующим габаритным размерам техника может быть малогабаритной и крупногабаритной.
Ковшовые подземные машины состоят из шарнирно-сочлененного шасси на пневмоколесном ходу, которое имеет оба ведущих моста, ковшового погрузочного инструмента, силовой установки и кабины управления. На передней полураме шасси монтируется навесное оборудование, представленное стрелой, ковшом, рычажным механизмом и силовыми гидроцилиндрами. На задней полураме устанавливаются трансмиссия, силовая установка с системами обслуживания, гидропривод погрузочного инструмента.
Бункерные погрузочно-доставочные машины применяются погрузки раздробленных горных пород и их доставки до места разгрузки на расстояние не более 100 метров чаще всего при прохождении горно-подготовительных и нарезных выработок.
Подземные работяги
Новости отрасли
Самое читаемое
На примере погрузочно-доставочных машин (ПДМ), подземных самосвалов, специального транспорта особенно ярко проявляется влияние технического прогресса на горное машиностроение.
Портрет в интерьере
На протяжении последнего времени для погрузки и доставки руды на передовых зарубежных и российских рудниках используются самоходные ковшовые погрузочно-доставочные машины (ПДМ) как с дизельным, так и электрическим приводом. Опыт использования таких машин показал, что для повышения эффективности процесса доставки руды необходимо увеличивать их грузоподъемность.
Транспортирование горной массы также осуществляется автосамосвалами грузоподъемностью до 40-50 т.
Самоходные дизельные или электрические ковшовые погрузочно-доставочные машины с ковшом, расположенным спереди, применяются на многих рудниках черной и цветной металлургии. Ковш с гидравлическим приводом может подниматься, опускаться и переворачиваться. Опущенным ковшом машина набирает руду из навала, затем приподнимает его, поворачивает и доставляет руду к месту разгрузки, где ковш поднимается и опрокидывается. Для удобства работы движение вперед и назад осуществляется без разворота, а для повышения маневренности в узких выработках ее конструкция сделана шарнирно-сочлененной.
За последнее время произошли большие изменения в конструкциях ПДМ: увеличились объем ковша, грузоподъемность, изменились габариты: ковш стал шире, а высота машины меньше. При погрузке рудной массы мощные ПДМ, внедряясь в навал руды и приподнимая ковш, производят встряхивание выпускаемого столба, полностью ликвидируя какие-либо зависания или смерзания кусков руды. На рудниках, где есть проблемы при доставке или необходимость выхода в открытое очистное пространство, для большей безопасности используют дистанционное управление.
Погрузочно-транспортные машины отличаются тем, что их ковш предназначен для загрузки собственного бункера. Их чаще всего применяют в выработках сравнительно малого поперечного сечения при длине доставки до 600 м.
К особенностям подземных самосвалов относятся низкий профиль, шарнирно-сочлененная компоновка, разгрузка кузова за счет или его опрокидывания с помощью гидропривода, или выталкивания груза подвижным бортом, а также возможность движения с одинаковой скоростью вперед и назад.
По пути совершенствования
Специалисты считают, что возможности для совершенствования подземной техники велики. В первую очередь это касается системы привода: двигателей, коробок передач, ведущих мостов, а также электроники. Например, почти все машины PAUS могут по желанию заказчика комплектоваться дистанционным управлением основных функций машины или видеокамерами.
Многие модели полностью компьютеризированы: электроника подбирает оптимальный с точки зрения производительности, экономичности и безопасности режим работы. Компьютер одновременно отслеживает и обрабатывает огромный массив информации, включая расход топлива, состояние основных узлов машины, горно-геологические условия и расстояния, оставляя оператору главным образом функция контроля.
Предполагается все шире использовать дистанционное управление. Связано это с тем, что горно-геологические условия постоянно усложняются: все беднее становятся руды, все опаснее условия труда горняков. Причем возможно не только дистанционное управление из-под земли, но и с поверхности.
Еще одно важное направление технического прогресса – специализация. Возьмем, к примеру, оборудование для низких выработок – специально для них создан ряд низкопрофильных машин. Совершенствование идет и по пути повышения надежности техники, их безотказности, ремонтопригодности, долговечности.
В число насущных задач рынка горно-шахтного оборудования входит расширение ассортимента шахтных самосвалов и ПДМ. За рубежом используется модельная линейка грузоподъемностью от 4,5 до 80 т и мощностью от 102 до 770 л.с. Типаж отечественных машин не столь разнообразен.
Незавидное положение
На территории СНГ шахтные самосвалы производят два завода, и еще два делают погрузочно-доставочные машины. Конструкция этой техники устаревшая, да и качество сборки оставляет желать лучшего. Их главный козырь – дешевизна. Начиная с 1995 года, многие отечественные предприятия пытались освоить производство такой техники, но на сегодняшний день только два из них продолжают активно работать над такими проектами.
Главное, в чем российское оборудование проигрывает лучшему зарубежному – это надежность. В производительности, экономичности, в условиях работы оператора превосходство иностранных образцов тоже налицо. Поэтому сегодня в России парк самоходного горного оборудования формируется в основном за счет импорта: ежегодно оно закупается за рубежом на миллиарды долларов!
Есть ли шансы у производителей такого оборудования из СНГ? Испытания машин МПД-4 и МДП-14, изготовленных ООО «Автомаркет Майнинг», показали, что это первая на рынке конкурентоспособная отечественная продукция. Данная компания также стала пионером в создании российских шахтных самосвалов ШС-27 и ШС-35.
Новинки для российских горняков
Среди новинок можно отметить ПДМ Fadroma LK2АС, которую отличают низкий профиль и короткая колесная база (3255 мм). Чтобы машина могла работать в тесных подземных выработках, ее сделали шарнирно-сочлененной с углом складывания в горизонтальной плоскости 42° в каждую сторону. В передней части разместили стрелу с 3-кубовым ковшом, а в задней – силовое отделение и кабину оператора. В мотоотсеке – 178-сильный Detroit Diesel S40 7.6LTA, либо 190-сильный Deutz TCD 2012 LO62V. Гидромеханическая коробка передач – 3-диапазонная Dana SOH R32000. Подвеска переднего моста жесткая, а задний мост, установленный шарнирно, обеспечивает преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от грунта.
Выполненная в виде прочной капсулы кабина расположена сбоку по левой стороне, причем оператор сидит перпендикулярно оси машины, что обеспечивает хороший обзор при челночной работе и погрузке породы в самосвалы. Интересно, что проем входной двери одновременно служит передним окном.
Шахтный самосвал Minetruck MT42 компании Atlas Copco в своем 21-кубовом (с шапкой) кузове способен перевозить до 42 т груза. Машина обладает приземистым силуэтом (габаритная высота около 2,7 м), а малый радиус поворота (менее 9 м) обеспечен шарнирно-сочлененной конструкцией с углом поворота 45°.
Роль силовой установки выполняет дизель Cummins QSX15 EPA мощностью 520 л.с. Трансмиссия включает гидромеханическую коробку передач Dana 8822H с автоматически блокируемым гидротрансформатором, восемью передними и двумя задними диапазонами. Ведущие мосты Kessler 102 снабжены планетарными редукторами, вмонтированными в ступицы колес. Передний мост подвешен с помощью гидропневматических элементов, а задний жестко прикреплен к раме.
К услугам оператора, располагающегося в закрытой кабине, сиденье с пневмоподвеской и регулировкой положения подушки и спинки, многофункциональный дисплей высокой четкости и кондиционер. MT42 снабжен видеокамерой заднего вида, резервной камерой и камерой обзора кузова, позволяющими водителю следить за процессом погрузки и разгрузки, не выходя из кабины.
Подземный самосвал MK-A20 компании GHH Fahrzeuge представляет собой одноосный тягач с самосвальным полуприцепом, шарнирно-сочлененное соединение между которыми обладает углом складывания 42 о в каждую сторону. Он отличается низким профилем (габаритная высота 2555 мм) и малым внешним радиусом поворота (около 8 м). В моторном отсеке – дизель Deutz F8L413 FW мощностью 185 л.с. либо 237-сильный Deutz F10L413 FW. Коробка передач – 4-диапазонная гидромеханическая Dana Serie 32000. По заказу самосвал оснастят альтернативной энергетической установкой EDS, представляющей собой гибридную гидростатическую трансмиссию. Подвеска переднего ведущего моста выполнена жесткой, задний мост установлен с возможностью качания в вертикальной поперечной плоскости. В качестве варианта предложена кабина закрытого типа. Все органы управления и контрольно-измерительные приборы легко доступны и находятся в поле зрения оператора, сиденье которого регулируется. Управление движением в зависимости от выбора заказчика осуществляется с помощью рычага, традиционной «баранки» или джойстика.
Погрузочно-доставочные машины
Сегодня ПДМ и другое подземное горное оборудование выпускают много машиностроительных компаний. По мере выработки легкодоступных месторождений и вовлечения в оборот сложных для разработки тонких пластов глубокого залегания, нередко с крутым падением, подземная техника становится все более востребованной, что оправдывает разработку и производство техники небольшими тиражами, часто по индивидуальным проектам для конкретных рудников.
Подземной технике приходится работать не только в темноте и тесноте подземных выработок, но и в условиях повышенной влажности и температуры, а также в агрессивной среде, создаваемой солеными подземными водами, что предъявляет определенные требования к конструкции, к защите агрегатов от внешней среды, к коррозионной защите. ПДМ должна соответствовать комплексу требований: быть одновременно надежной, мощной, экономичной, компактной, маневренной, обеспечивать оператору обзор, освещение и защиту как от внешней среды, так и в случае аварии и обвала. Плюс подземная машина должна быть простой и удобной в обслуживании и ремонтопригодной.
Подземная техника – сравнительно молодое направление с мощным потенциалом развития, причем как механической части – силовых установок, приводов, несущих конструкций, так и систем управления – дистанционных и автономных. К надежности подземной техники предъявляют повышенные требования – выше, чем на поверхности, из-за сложностей с организацией ремонта под землей, эвакуации с места поломки, доставки на поверхность и обратно. Это как раз тот случай, когда желательно, чтобы техника не ломалась весь свой срок эксплуатации.
Погрузочно-доставочные машины развиваются в трех направлениях: дизельном, электрическом с кабельным питанием и электрическом батарейном. Электрические модели строят на базе дизельных, иногда по отдельным, собственным проектам. Не загрязняющий атмосферу выхлопами электрический погрузчик требует значительно меньше усилий на вентиляцию шахты.
Российский рынок подземной горной техники формируют преимущественно иностранные производители. Отечественное машиностроение представляет группа «Майнер», которая выпускает ПДМ, подземные самосвалы и вспомогательные самоходные машины для горных предприятий России, Казахстана и Узбекистана.
Модель МДП-10 грузоподъемностью 10 т предназначена для более просторных тоннелей сечением 4х4 м. Ее длина 9700 мм, ширина – 2550 мм, высота – 2380 мм. Машину оснащают двигателем мощностью 204–235 кВт и ковшом вместимостью 4–5,2 м в зависимости от плотности и прочности породы.
Объединение «БЕЛАЗ» предлагает вниманию горняков три базовые модели ПДМ производства Могилёвского автомобильного завода им. С.М. Кирова. Шарнирно-сочлененные рамы сваривают из листового проката низколегированной стали. Передняя и задняя полурамы соединены вертикальными шарнирами, обеспечивающими поворот рам на угол до 45° в горизонтальной плоскости в каждую сторону.
Младшая модель МоАЗ-4035 массой 15,3 т и г/п 6 т с ковшом вместимостью 2,65 м 3 оснащают двигателем Cummins мощностью 144 кВт. Машина предназначена для тоннелей сечением не менее 4х4 м, ее габаритные размеры составляют 8800х2250х2300 мм. Гидромеханическая трансмиссия с 4 передачами вперед и 4 назад обеспечивает скорость до 25 км/ч. Передний ведущий мост жестко зафиксирован на полураме, задний ведущий – на балансирной подвеске. Ковш сварен из листового проката и оснащен съемными режущими элементами высокопрочной износостойкой стали. Доступен также ковш с выталкивателем.
Один из мировых грандов горного оборудования – компания Sandvik предлагает развитую линейку дизельных и две модели электрических ПДМ г/п от 3 до 25 т. Погрузчики маневренны и производительны. В стандартную комплектацию включены усовершенствованные прочные рамы, мощные и экономичные двигатели, обеспечивающие значительное вырывное усилие, а также эргономичное управление.
Модели LH203-LH621i г/п от 3,5 до 21 т представляют собой компактные и одновременно мощные машины с двигателями Deutz и Volvo от 71,5 до 352 кВт. Кроме того, старшие модели LH517i и LH621i оснащают аппаратно-программными системами для снижения эксплуатационных расходов и улучшения обмена данными: интеллектуальной системой управления Sandvik, бортовой системой мониторинга, совместимой с приложением My Sandvik Digital Services Knowledge Box. Возможна установка системы AutoMine в стандартной комплектации и системы взвешивания.
Электрические погрузчики LH203E, LH409E и LH514E построены на базе дизельных моделей. Их приводят электромоторы переменного тока мощностью 55, 110 и 132 кВт. Питание к электромотору подается по кабелю, катушка автоматически разматывается при движении погрузчика вперед и сматывается при движении задним ходом. Электрические погрузчики не только не загрязняют воздух шахты выхлопными газами и практически бесшумны, но благодаря длине кабеля до 330 мм не уступают дизельным в транспортном плече.
В конце сентября Sandvik объявила о расширении модельного ряда подземных погрузчиков аккумуляторной моделью LH-518B, которая уже в этом году будет доступна покупателям из Северной Америки, а в 2021 г. и в других регионах. Новинка значительно отличается от традиционных дизельных и электрических погрузчиков как самой Sandvik, так и других производителей: она оснащена тремя двигателями с постоянными магнитами, обеспечивающими постоянную выходную мощность 560 кВт и пиковую 660 кВт, тяговое усилие 450 кН и скорость до 30 км/ч. Погрузчик может двигаться с полной загрузкой со скоростью 12 км/ч на уклоне до 20%. Для компактности на задней оси применены колеса меньшего размера. Погрузчик сам отстыковывает и пристыковывает массивный батарейный блок в любом месте без какой-либо подготовленной инфраструктуры. Процесс переключения между съемными батареями обеспечивает небольшая набортная батарея. При грузоподъемности 18 т габариты погрузчика позволяют ему перемещаться по тоннелям сечением 4,5х4,5 м.
Компания Hermann Paus Maschinenfabrik свой первый погрузчик выпустила в 1970 г. и продолжает разработку и производство горной техники небольшими сериями под индивидуальные требования заказчика. Компания хорошо известна в России еще с советских времен. Сегодня техника Paus применяется на Североуральском бокситовом руднике, на Кукисвумчоррском и Юкспорском месторождениях апатит-нефелиновых руд, на руднике «Ангидрид» в Норильском промышленном районе и др.
Компактную модель PFL 20 применяют в тоннелях шириной три и более метров, ее габаритные размеры – 7250х1500х1890 мм. Машину оснащают двигателем Deutz мощностью 112 кВт в вариантах с воздушным или с жидкостным охлаждением и гидродинамической трансмиссией, по заказу устанавливают гидростатическую. Грузоподъемность с ковшом вместимостью 1,7–2 м 3 составляет 4 т, а масса – 11,5 т. На передней полураме устроено открытое рабочее место оператора с входом с правого борта.
Почти все машины Paus могут по желанию заказчика комплектовать системами дистанционного управления и видеокамерами. Также рабочее оборудование может оснащаться механизмом быстрой смены для использования наряду с ковшом грузовых вил, рабочей платформы, отвала или крюкового оборудования.
Французская компания Aramine занимается производством техники для разработки тонкожильных месторождений: ПДМ, самосвалов, буровых установок и вспомогательной техники. Модельный ряд ПДМ включает дизельные и электрические модели с шарнирно-сочлененной рамой, рабочим оборудованием на передней полураме, низким моторным отсеком и довольно возвышенным рабочим местом на задней полураме, что несколько отличает погрузчики Aramine от других производителей – компания акцентировала свое внимание на технике для узких тоннелей.
L130D рассчитана на тоннели с минимальным сечением 2,1х2,3 м. В таких же тоннелях может работать модель L150D/XD г/п 1,4 т. Для самой мощной модели в линейке – L350D грузоподъемностью до 5 т – требуются тоннели сечением минимум 2,2х2,2 м.
Польская компания Fadroma выпускает горную технику небольшими сериями по спецификациям заказчика. Модельный ряд ПДМ состоит из 8 базовых моделей г/п от 3 до 15 т с дизельными двигателями Deutz мощностью от 60 до 273 кВт с воздушным или жидкостным охлаждением. Двигатели агрегатируют с гидродинамическими трансмиссиями Dana или ZF.
Младшая модель LK07 с ковшом вместимостью 1,8 м 3 отличается от остальных моделей расположением кабины оператора на передней полураме.
Другая турецкая компания TalpaMaden предлагает похожую, но более развитую линейку ПДМ из 4 дизельных и одной батарейной электрической модели. Дизельная линейка г/п от 1,2 т до 10 т оснащается двигателями мощностью от 55 до 220 кВт. Используют двигатели Deutz и Mercedes-Benz, гидродинамические трансмиссии Dana, мосты Kessler.
Батарейная электрическая модель LE 110 г/п 1 т с ковшом вместимостью 0,35 м 3 рассчитана на тоннели шириной 1,25 м. Электрическая часть включает ходовой электромотор мощностью 20 кВт и два электромотора по 8 кВт, от которых работает гидропривод. Литиевая аккумуляторная батарея заряжается за 2 часа, заряда хватает на 4–6 часов работы. Для замены аккумуляторного блока требуется 20–30 минут.
Таким образом, мировое машиностроение готово предоставить горной промышленности дизельную погрузочно-доставочную машину практически с любыми, какие могут потребоваться, параметрами. Выбор кабельных электрических погрузчиков несколько меньше, но это направление можно считать промежуточным. Наиболее перспективное направление – батарейные электрические погрузчики, и единственная проблема, которая тормозит развитие всей техники, это современные технологии аккумуляторных батарей. На сегодня их емкость, размеры, вес, время работы и время зарядки не удовлетворяют потребности промышленности и транспорта. Сюда стоит добавить колоссальный ущерб экологии, который наносят разработки лития. Уже много лет промышленность находится в ожидании технологического прорыва в аккумуляторах.