Перечень основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.
Эксплуатация пожарных машин
Организация эксплуатации – это перечень процессов, которые производятся с автомобилем. Здесь четкая последовательность проводимых действий:
Техническое обслуживание
К техническому обслуживанию пожарных автомобилей отношение серьезное. Потому что от ТО зависит эффективная работа техники. Но, как и любое оборудование, со временем детали, узлы и агрегаты изнашиваются. Этот процесс закономерный и естественный. Износ деталей приводит к снижению качественного состояния самой машины. А значит, велика вероятность, что в самый неподходящий момент она выйдет из строя. Это скажется на боевом состоянии пожарной части.
Есть пять эксплуатационно-технических показателя, которые определяют техническое состояние оборудования. Это:
Понятно, что со временем эти характеристики снижаются. Но чтобы увеличить их действие во времени, нужно периодически проводить обслуживание, и при необходимости, выявляя недостатки или поломки, проводить ремонт. Поэтому для пожарных автомобилей производители устанавливают периодичность.
Что должно обеспечивать ТО:
ТО – это в первую очередь мойка автомобиля, смазка вращающихся и перемещающихся деталей, подтяжка крепежей, диагностика. Во вторую очередь – это заправка топливом и огнетушащим веществом, регулировка деталей и узлов согласно стандартам, ремонтные работы. Эти три операции проводятся только после того, как будет выполнена диагностика. И если она подтверждает, что эти процедуры необходимы.
Суть ППС заключается в следующем:
Итак, из выше сказанного можно сделать заключение, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт по необходимости.
Ремонт пожарных машин делается по необходимости
Как планируется техническое обслуживание
Виды технического обслуживание пожарных автомобилей – это два вида: ТО-1 и ТО-2. График, он же годовой план, для ТО-1 разрабатывает начальник технического отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с отделом пожаротушения этой же части. План-график утверждается начальником гарнизона.
Важно! Составляя план-график ТО, начальник техотдела формирует равномерную периодичность вывода каждого пожарного автомобиля из боевого дежурства. При этом он учитывает ТО-2 и другие специфичные условия несения службы пожарной части.
Что касается ТО-2, то план-график его составления производит служба пожаротушения областного или регионального управления, которая все свои наметки согласовывает со службой вышестоящей организации, а также с отделом службы и подготовки. Утверждает этот документ начальник ОГПС или УГПС. То есть составляется он не в пожарной части. А вот выписку из него рассылают всем подразделениям за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.
Необходимо отметить, что в некоторых регионах оба вида ТО объединяются в один план-график.
ТО проводится строго по плану согласно инструкции
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.
Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:
So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.
Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:
Второе техническое обслуживание
Периодичность ТО-2 основных пожарных автомобилей – пробег 7000 км или один раз в год. Для специальных машин – 5000 км. Для этого автомобиль выводится с боевого дежурства на два или три дня. Проводят его водитель автомобиля и работники технической службы пожарной части.
Постановка пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание производится в пожарно-техническом центре на посту (отдельном для каждой машины).
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин – сезонное техническое обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание
Цель ЕТО – убедиться, что пожарная машина готова к боевым действиям. Это мероприятие производит водитель и члены экипажа, заступающие в караул. Руководит процессом командир отделения. Что делается во время ежедневного ТО:
Техобслуживание на пожаре
К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.
Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.
После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.
Обслуживание автомобиля во время пожара
Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.
Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.
Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
Есть две причины, почему разрабатывается технологический процесс:
ТО пожарных машин – это комплекс действий, которые проводятся в последовательном определенном порядке. Все действия, они же операции, объединяются в группы по условиям выполнения или по характеру проводимых операций. Поэтому проводимые во время ТО работы делятся вот на эти категории:
В видео показано, как надо проводить техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения:
Заключение по теме
Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.
При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.
Перечень основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Общие технические требования. Методы испытаний
Fire fighting technics. Fire extingushing trucks. General technical requirements. Test methods
Дата введения 2009-05-01
с правом досрочного применения
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 104-ст
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.
В стандарте устанавливаются основные параметры, общие технические требования и методы испытаний ПА, создаваемых на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95* Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 4.332-85 Система показателей качества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 9.402-80* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.012-90* Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения
ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 112-78 Е Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы «крюк-петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования
ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия
ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические требования
ГОСТ 6134-87* Насосы динамические. Методы испытаний
ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7877-75 Рукава пожарные напорные прорезиненные из синтетических нитей. Общие технические условия
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 9544-93* Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов
ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной воды турбинные. Технические условия.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17398-72 Насосы. Термины и определения
ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Технические условия
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия
ГОСТ 20306-90 Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий
ГОСТ 21752-76 Система «человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 21758-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях
ГОСТ 22061-76* Машины и техническое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения
ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 26336-84 Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы
ГОСТ 27258-87 Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления
ГОСТ 28352-89* Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)
Г л а в а 13
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯИ РЕМОНТА ПОЖАРНЫХ МАШИН
Техническое обслуживание и ремонт (ТО и Р) ПМ осуществляется в пожарных частях и специальных пожарных отрядах или частях технической службы. Они организационно и территориально разделены. Содержание выполняемых ими работ четко разграничены, однако имеются работы, выполняемые силами пожарных частей и частей технической службы совместно.
Для пожарных машин различного назначения содержание работы разделено на две группы: для шасси автомобиля и дополнительные работы, охватывающие пожарную надстройку.
Содержание всех работ изложено в Наставлении по технической службе. Необходимо хорошо знать перечень содержания работ, проводимых в пожарных частях. Он будет приведен в полном объеме.
Содержание работ ТО-1 и ТО-2 приводится только по дополнительным работам.
Содержание работ относится только по основным пожарным машинам общего применения. Для остальных типов машин следует обращаться к Наставлению по технической службе.
Техническое обслуживание ПМ в пожарных частях
Ежедневное техническое обслуживание
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (*)
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)
* При проведении всех видов ТО каждого типа и модели пожарного автомобиля следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей данной техники.
** Проверка осуществляется раз в 10 дней с записью в «Журнале технического обслуживания шин, аккумуляторных батарей и колёс»
уровень жидкости в бачке рулевого управления, гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя;
уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар и при необходимости долить.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.
Примерное распределение работ показано на рис.13.1.
Рис.13.1. Распределение обязанностей пожарных при проведении ЕТО
Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности.
Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.
При этом время работы двигателя не должно превышать:
При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона.
Резервный ПА перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.
О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.
Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.
Ответственность за содержание ПТВ пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили.
Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность пожарно-технического вооружения, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется командиром отделения.
Личный состав заступающего караула и водитель докладывают командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ.
Командиры отделения обязаны докладывать начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля.
Примерный перечень основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей(*) (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
6.3 Проверить состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность веревки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и прокладки.
6.4 Проверить качество заточки граней и угол загиба крюка для открывания крышек гидрантов.
6.5 Проверить состояние маховиков, целостность корпуса, прокладок разветвлений и соединительных головок.
6.6 Проверить наличие и состояние соединительных переходных головок и прокладок.
6.7 Проверить состояние корпуса водосборника, клапана, соединительных головок и прокладок.
6.8 Проверить наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплетки, ремня, соединительных головок и прокладок.
6.10 Проверить наличие и состояние рукавных зажимов и рукавных задержек.
6.11 Определить внешним осмотром состояние трехколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы-палки.
6.12 Проверить укладку спасательной веревки, ее влажность, наличие бирки с указанием даты испытания.
6.13 Проверить наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку.
6.14 Проверить состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку.
6.15 Внешним осмотром проверить пригодность к работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки электропроводов.
6.16 Проверить наличие и исправность рукавных мостиков.
6.17 Проверить состояние корпуса, ремня, оптического элемента, выключателя группового и индивидуального фонарей, определить степень заряженности аккумуляторных фонарей по свечению нити накала.
6.18 При наличии на пожарном автомобиле специальных агрегатов и оборудования проверить их состояние и инструмента к ним.
6.19 Проверить наличие и работоспособность мобильных и носимых радиостанций.
Примечание. По окончании проверки пожарно-техническое вооружение должно быть надежно закреплено на автомобиле.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ НА ПОЖАРЕ (УЧЕНИИ)
1. Пожарные автомобили общего применения
1.1 Проверить надежность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия огня.
1.2 При подаче воды из водоема проверить положение всасывающих рукавов и всасывающей сетки.
Всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды не менее 300 мм.
1.5 Следить за температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80-95 С. В летний период при необходимости открывать капот двигателя и жалюзи радиатора. При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать вентилями линии теплообменника.
1.6 Следить за давлением масла в системе смазки двигателя и других контрольно-измерительных приборов.
1.7 По окончании работы на пожаре или учении:
в случае подачи пены промыть чистой водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя;
наполнить цистерну водой:
открыть краник и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краник закрыть.
С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на герметичность.
1.8 Подъезжая к пожарной части, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя.
Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса.
Полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза.
Ручной тормоз обеспечивает надежное торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.
2. Пожарные автомобили целевого применения
2.1 Автомобиль порошкового тушения
2.1.1 Контролировать подачу воздуха в емкость из рабочих баллонов. При возникновении пульсации плавно открывать вентиль на магистральном трубопроводе.
2.1.2 Во время работы следить за давлением в емкости и процессом подачи порошка. Не включать краны подачи порошка при давлении в емкости менее 0,35 МПа (3,5 кгс/см2). Не допускать резких перегибов рукавов во избежание закупорки их порошком.
2.1.3 После окончания тушения произвести продувку системы трубопроводов и рукавов сжатым воздухом.
2.1.4 Произвести стравливание воздуха из емкости.
2.2 Автомобиль газоводяного тушения
2.2.1 Осуществлять контроль температуры, давления масла в двигателе и гидросистеме, частоты вращения роторов турбины. Не допускать работу двигателя в максимальном режиме более 15 сек.
2.2.2 Поворот платформы двигателя не должен превышать 15 от продольной оси автомобиля.
2.2.3 Следить за работой системы орошения АГВТ.
2.2.4 После окончания работы охладить двигатель, надеть чехлы, закрепить двигатель на опорах.
2.3 Автомобили газодымозащитной службы, связи и освещения
2.3.1 Следить по приборам за параметрами работы электросиловой установки. Не допускать превышения установленных норм.
2.3.2 Контролировать температуру корпуса генератора и его подшипников. Не допускать их перегрева.
2.3.3 Принимать меры по исключению механических повреждений электрических кабелей. Не допускать попадания влаги в разъемные соединения.
2.3.4 В случаях частого срабатывания защитно-отключающего устройства, поступления сигнала о снижении сопротивления изоляции ниже допустимого уровня принять меры по обеспечению безопасности работы личного состава (применение ковриков, диэлектрических перчаток) и устранению неисправностей.
3. Пожарно-техническое вооружение
3.1 Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствием заломов. При прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта. В зимнее время рукавные головки утеплить снегом, замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.
3.2 При использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана.
3.3 При работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение.
3.4 При работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении.
3.5 При использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав.
3.6 При подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы.
3.7 При работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ С ПОЖАРА (УЧЕНИЯ)
1. Пожарные автомобили общего применения
1.1. Проверить на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони. Тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозах не должны нагреваться.
1.2 Проверить, нет ли подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей.
1.3 Проверить надежность затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.
1.4 Проверить состояние рессор и крепление амортизаторов.
1.5 Проверить люфт рулевого управления, состояние крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб-гаек.
1.6 Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, слить конденсат из воздушных баллонов пневматической системы тормозов, проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.
1.7 Протереть двигатель, насос и приборы, расположенные на них, стекла кабины, фары, подфарники, стоп-сигнал, регистрационные и другие знаки.
1.8 Проверить уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости дозаправить эти емкости.
1.9 Заправить при необходимости автомобиль топливом и огнетушащими веществами.
1.10 Заправить смазкой масленки насоса и при необходимости долить масло в корпус насоса.
1.11 Проверить состояние, исправность и очистить все пожарное оборудование, бывшее в употреблении во время пожара или учения.
1.12 Вымыть, вычистить и протереть шасси и кузов автомобиля.
1.13 Укомплектовать автомобиль сухими напорными рукавами взамен применяемых на пожаре или учении.
1.14 Боевую одежду и снаряжение, испачканные на пожаре или учении вымыть и просушить.
1.15 Устранить все дефекты автомобиля и ПТВ, выявленные во время работы на пожаре или учении, в пути и при ТО автомобиля.
1.16 Поставить автомобиль в гараж пожарного депо.
2. Пожарные автомобили целевого применения
2.1 Автомобиль воздушно-пенного тушения
2.1.1 Промыть водой и просушить внутреннюю и наружную поверхности телескопических труб пеноподъемников и удлинителя. Уложить телескопическую трубу на козлы и выдвинуть ручным приводом. Произвести осмотр. При необходимости произвести подтяжку цепи. Произвести смазку трущихся поверхностей, резьбы, цепи механизма выдвигания.