Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

Терминология и классификация автомобильной травмы

Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

А.А. Матышев, А.А. Солохин, С.И. Христофоров, В.А. Сафронов

Дано новое подразделение автомобильной травмы, в котором устранены недостатки прежних классификаций, конкретизированы, уточнены и унифицированы названия видов травмы и возможные их варианты, а также определен механизм повреждений.
Таблица 1.

Terminology and Classification of Lesions in Car Accidents

Matyshev A.A., Solokhin A.A., Christoforov S.I., Safronov V.A.

Поступила в редакцию 21/III 1967 г.

Терминология и классификация автомобильной травмы / Матышев А.А., Солохин А.А., Христофоров С.И., Сафронов В.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №2. — С. 10-13.

библиографическое описание:
Терминология и классификация автомобильной травмы / Матышев А.А., Солохин А.А., Христофоров С.И., Сафронов В.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №2. — С. 10-13.

код для вставки на форум:

В судебной медицине до настоящего времени нет единой общепризнанной терминологии и классификации видов автомобильной травмы. Предложенные в литературе отдельные классификации не охватывают все возможные варианты автомобильной травмы, а некоторые из них даже вносят путаницу в этот сложный вопрос.

По поручению президиума Всесоюзного научного общества судебных медиков мы подготовили проект унифицированной судебно-медицинской терминологии и классификации видов автомобильной травмы с приведением в этом подразделении ее основных вариантов и фаз, а также механизма повреждений на каждом этапе.

Прежде всего необходимо установить, что надо понимать под автомобильной травмой.

С судебно-медицинской точки зрения следует различать следующие виды автомобильной травмы:

При отдельных видах автомобильной травмы возможны многочисленные варианты, на которых в настоящей классификации нет необходимости останавливаться.

Автомобильной травме свойственно 4 механизма образования повреждений: 1) от удара (частями автомобиля, о части автомобиля, о покрытие дороги); 2) вследствие общего сотрясения тела, вызванного одним из перечисленных ударов; 3) от прижатия тела к покрытию дороги, неподвижному предмету или между автомобилем и другим транспортным средством; 4) повреждения в результате трения телом (о части автомобиля или о покрытие дороги при волочении или скольжении).

Сочетание механизмов и их последовательность при отдельных видах автомобильной травмы весьма различны. Это определяет возможность возникновения неоднородных повреждений как по локализации, так и по характеру. Различия в локализации и характере повреждений, а также разнообразие их сочетаний и лежат в основе дифференциальной диагностики отдельных видов автомобильной травмы.

Каждый вид автомобильной травмы протекает циклично и состоит из нескольких последовательно наступающих фаз.

При столкновении автомобиля с человеком имеют место 3 или 4-фазы:

При травме в результате падения из движущегося автомобиля наблюдаются 3 фазы: а) соприкосновение тела с частями автомобиля; б) падение тела на грунт; в) скольжение по грунту.

При травме в кабине автомобиля встречаются 2 фазы: а) соприкосновение тела с внутренними частями автомобиля; б) прижатие тела сместившимися частями автомобиля к спинке сидения.

При травме от придавливания тела автомобилем к неподвижным предметам различают: а) соприкосновение автомобиля с телом человека; б) прижатие тела между двумя твердыми предметами.

Механизм повреждений в отдельных фазах при различных видах автомобильной травмы

Стол­кно­вение авто­моби­ля с чело­ве­ком

Паде­ние из дви­жуще­гося авто­моби­ля

При­дав­лива­ние авто­моби­лем к непод­виж­ным пред­ме­там

Число фаз и механизм повреждений зависит от комбинаций видов травмы

При переезде тела колесами наблюдаются следующие фазы:

При комбинированных видах травмы число фаз зависит от комбинаций видов.

Механизм повреждений на отдельных фазах конкретных видов автомобильной травмы своеобразен. В основе возникновения повреждений, как правило, лежат 3 из 4 механизмов, указанных выше (см. таблицу).

Конкретный вид автомобильной травмы диагностируют на основании анализа всех обнаруженных повреждений с учетом их локализаций, характера и механизма происхождения, а также различия их сочетаний.

Мы полагаем, что приведенные здесь терминология и классификация видов автомобильной травмы отвечают требованиям судебно-медицинской и следственной практики.

От редакции. Редакция ожидает от читателей откликов на выдвинутые предложения.

похожие статьи

Судебно-медицинская оценка наезда легкового автомобиля в случаях нелетальной травмы / Глинский С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 61-63.

Источник

Повреждения при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом

Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Судебная медицина»

Тема: «Судебно-медицинская экспертиза автомобильных травм»

Выполнил:

Студент

Курса, 503 группы

Очной формы обучения,

Корельский Вячеслав Викторович

Проверил:

Попов Вячеслав Леонидович

Санкт-Петербург

Содержание

Повреждения при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом

Повреждения при выпадении из движущегося автомобиля

Повреждения при переезде тела человека колесами автомобиля

Повреждения при сдавлении тела человека между частями автомобиля и другими предметами или преградами

Повреждения, возникающие в кабине автомобиля

Некоторые особенности судебно-медицинской экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий.

Введение

Постоянно возрастающее количество автомобильного транспорта, увеличение скоростей его передвижения, сложность уличной обстановки в городах и другие факторы ведут к росту автодорожного травматизма, а отсюда и к увеличению числа судебно-медицинских экспертиз, связанных с этим видом травматизма.[1]

Под автомобильной травмой следует понимать телесные повреждения, причиненные наружными или внутренними частями движущейся автомашины, а также повреждения, возникшие при падении из движущейся машины. В то же время различные отравления (парами бензина, выхлопными газами), утопления, ожоги, повреждения, причиняемые частями стоящей машины (дверцами кабины, упавшим грузом) и т.п., не следует относить к автомобильной травме.

Автомобильная травма – один из немногих видов травматизма, при котором встречается большое количество самых разнообразных повреждений во всех областях тела, и разобраться в их обилии совершенно невозможно без четкой классификации.[2]

Автомобильная травма делится на следующие виды:

2 переезд колесом (колесами) автомашины (полный или неполный);

3 падение из движущегося автомобиля;

4 травма в кабине машины;

5 сдавлении тела человека между частями автомобиля и другими предметами или преградами;

6 комбинированные виды автомобильной травмы (удар с последующим переездом, падение из машины с последующим переездом и др.);

Повреждения при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом

Наиболее частым видом автомобильной травмы является травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом. Эту травму в основном получают пешеходы, двигающиеся по дороге или переходящие ее.[3]

Механизм данной травмы зависит от следующих факторов: вида автомобиля, особенностей его конструкции, формы и уровня частей, приходящих в соприкосновение с телом человека, скорости движения и массы автомобиля, сопротивляемости тканей, характера покрытия пути, на которое падает пешеход и др.

Следует различать три варианта столкновения автомобиля с пешеходом: столкновение пешехода с передней, с боковой и с задней поверхностью автомобиля. В первом варианте имеются две возможности столкновения: а) со средней частью передней поверхности автомобиля – фронтальное столкновение, и б) с краем передней поверхности машины – переднекраевое столкновение.

В зависимости от вида автомобиля и варианта столкновения механизм травмы может состоять из трех или четырех фаз. Первая фаза характеризуется столкновением частей движущегося автомобиля с пешеходом, вторая – падением пешехода на автомобиль, третья – отбрасыванием его на землю, и четвертая – скольжением тела по поверхности дороги. В первой фазе возникают повреждения от удара автомобилем и значительного общего сотрясения тела, вызванного этим ударом, во второй – от вторичного удара об автомобиль и сотрясения, в третьей – от сотрясения и удара о покрытие дороги и в четвертой – от трения о покрытие дороги.[4]

Столкновение пешехода с задней поверхностью автомобиля при движении его задним ходом встречается редко. Механизм травмы при этом зависит не только от скорости движения, которая в таких случаях невысокая, но главным образом от высоты расположения и формы частей задней поверхности машины, пришедших в соприкосновение с телом человека. Если части задней поверхности машины располагаются на высоте, соответствующей центру тяжести тела человека или выше него, после удара выступающими частями машины, приложенного в двух точках (при ударе легковой машиной на уровне голеней и таза, при ударе грузовой – на уровне головы и туловища), тело жертвы отбрасывается назад, падает на грунт и в ряде случаев скользит по нему. В случае, когда выступающие части на задней поверхности машины расположены на высоте нижу уровня центра тяжести, то после первичного удара (I фаза) тело падает на машину (II фаза). Далее тело сползает с автомобиля и падает на грунт (III фаза). Скольжение по грунту при этом варианте почти не наблюдается.

Травмы, полученные при выпадение из автомобиля

В практике судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы встречаются случаи, когда повреждения получают лица, выпавшие на ходу из движущихся автомашин.[8] Выпадение пострадавших из автомобиля наблюдается при самых различных автодорожных происшествиях – столкновении автомобилей между собой и другими видами транспорта, удары автомобилей о придорожные предметы, опрокидывание машин и др. Повреждения, образующиеся от удара о грунт и при сотрясении тела вследствие выпадения из движущегося автомобиля, ничего специфического не представляют. Тем не менее, ряд из них имеет особенности, которые с учетом обстоятельств дела дают основание не только подтвердить данную травму, но и исключить другие, как автомобильные, так и неавтомобильные травмы.[9]

Выпадении пассажира или водителя из движущегося автомобиля имеет место при резком и неожиданном торможении, при быстром начале движения, при крутых поворотах автомобиля и в других случаях. При этом выпадение происходит под действием силы инерции или центробежной силы, или же одновременно под влиянием обеих сил.

Механизм выпадения пострадавших из автомобиля, а также характер и локализация возникающих при этом повреждений зависят от ряда факторов: места нахождения пострадавших, вида падения, положения тела в момент удара о грунт, скорости автомобиля, высоты падения, кривизны поворота, массы тела, свойств предмета, о который ударяется тело, свойств тканей, пришедших в соприкосновение с предметом, в частности от их эластичности и упругости, влияющих на смягчение удара, площади соприкосновения и многих других моментов. Чаще других выпадают пассажиры, находящиеся в кузове грузового автомобиля. Перед выпадением пассажир может находиться в кузове автомобиля в разных местах (у кабины, у одного из наружных бортов, у заднего борта) и занимать самые различные положения (стоять, сидеть на борту и т.д.), независимо от ворота под действием сил инерции или сил центробежного ускорения, величина которых находится в зависимости от скорости автомобиля, пассажир неизбежно выпадает из кузова.

Возможны 3 варианта выпадения из кузова машины:

q выпадение под влиянием сил инерции и сил центробежного ускорения (выпадение в сторону);

q выпадение под влиянием силы инерции вперед (через кабину);

q выпадение под влиянием силы инерции назад (через задний борт).

Для возникновения повреждений у лиц, выпавших из кузова или кабины автомобиля, имеет значение не только скорость движения транспорта, но и высота падения. Скорость свободного падения будет тем больше, чем с большей высоты падает тело, а, следовательно, больше будет и результативная скорость, определяющая силу удара. Важное значение при возникновении повреждений имеет также положение тела пострадавшего в момент удара. Жертва при выпадении из кузова в подавляющем большинстве случаев ударяется о покрытие дороги головой. Между тем в силу ряда причин жертва к моменту приземления может изменить положение своего тела, и, следовательно, удариться о грунт не головой, а другой частью тела – ногами, туловищем.

Практически различают два положения тела человека в момент удара о покрытие дороги – вертикальное и горизонтальное. При вертикальном положении пострадавший может удариться о грунт головой, ногами или ягодичной областью; при горизонтальном – спиной или передней поверхностью туловища. При ударе головой или ногами площадь соприкосновения участка тела с твердым предметом относительно небольшая, однако, сила при этом значительна. При ударе большим участком тела, например, спиной, сила удара распределяется на значительно большую площадь. Такое падение характеризуется возникновением менее тяжелых повреждений.

Источник

Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы : лекция

Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы : лекция // Избранные лекции по судебной медицине (судебно-медицинская травматология) / Лев Моисеевич Бедрин. — Ярославль: Ярославск. гос. мед. институт, 1989. — С.41-69.

библиографическое описание:
Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы : лекция / Бедрин Л.М. — 1989.

код для вставки на форум:

Конец XIX века ознаменовался великими открытиями в науке и большими свершениями в технике. Одним из таких свершений стало изобретение автомобиля, причем сильным толчком к развитию автомобилестроения стало изобретена Даймлером в 1885 году двигателя внутреннего сгорания. Когда впервые автомобили появились на улицах Лондона, Парижа, Берлина, Нью-Йорка и других крупных городов (80-е годы XIX века), никто, кроме, может быть, их создателей, не придавал им серьезного значения, на автомобили смотрели с улыбкой, рассматривая их как технический курьез. Но автомобиль вскоре доказал свои неоспоримые преимущества перед экипажем, в который была впряжена лошадь, и количество автомобилей во всех странах начало очень быстро расти. Особенно бурный рост числа автомобилей начался с 20-х годов нашего века, когда на заводах Форда в США производство автомобилей было поставлено на конвейер.

В настоящее время производство автомобилей во всем мире превысило 100 млн. шт. в год.

Даже использование таких открытий в сугубо мирных целях, как, например, создание электростанций, работающих на ядерном топливе, чревато серьезными последствиями. Это показала авария на Чернобыльской АЭС и других атомных электростанциях.

Невольно вспоминаются строчки из стихотворения одного из украинских поэтов:

«Ведь тот огонь, что дал нам Прометей, Когда-то сжег великого Джордано. »

Не стал исключением в этом плане и автомобиль. Оказалось, что он не только сделался необходимым транспортным средством, без которого, практически, сейчас невозможно нормальное функционирование многих отраслей народного хозяйства, но, как говорят юристы, является источником повышенной опасности. Мало того, что автомобили ежедневно выбрасывают в атмосферу, и без того перенасыщенную вредными для животного и растительного мира веществами, сотни тысяч тонн окиси углерода, паров свинца и других токсических веществ. Автомобиль стал еще и убийцей.

Первые две жертвы автомобиля были зарегистрированы в Лондоне в 1896 году.

С того времени на дорогах Англии погибло более 500 тысяч человек.

Количество жертв от автомобильного транспорта непрерывно растет. Создается впечатление, писал эксперт ВОЗ по дорожно-транспортному травматизму профессор А. Г. Норманн (1962), что человечество изо дня в день ведет войну среднего масштаба, настолько велико число погибших и раненых. С 1970 года смертность от автомобильных травм возросла в 5,5 раза. Весьма печально, что основная масса погибших приходится на самый активный и работоспособный возраст — 15—50 лет. Соотношение погибших мужчин и женщин — 3—3,5:1.

Воюя в 1941 —1945 гг. на два фронта, с Японией и Германией, Соединенные Штаты Америки потеряли на полях сражений несколько более 250 тысяч человек. А за это же время на дорогах Америки погибли 350 тысяч человек и более 3,5 млн. получили повреждения различной степени тяжести.

По данным Госавтоинспекции МВД СССР, за 1988 год зарегистрировано 273,268 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди. При этом 47 197 человек погибли и 297,605 человек были ранены. Общая сумма причиненного материального ущерба (не считая человеческие жизни, которые нельзя оценить в денежных единицах), исчисляется в 7,5 миллиарда рублей. В Ярославской области за 1984 и 1985 годы зарегистрировано более 2,5 тысячи дорожно-транспортных происшествии, в которых погибло 445 человек и 2,6 тыс. получили повреждения различной степени тяжести.

Кроме этого, на возникновение и частоту дорожно-транспортных происшествий влияют:

До начала 60-х годов автомобильная травма не выделялась в учебниках и руководствах как самостоятельный вид травмы и рассматривалась среди других повреждений тупыми твердыми предметами.

АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМОЙ называют повреждений (комплекс повреждений), причиненные человеку наружными или внутренними частями движущегося автомобиля, или возникшие при падении из движущегося автомобиля.

По мере интенсивного научного изучения повреждений от автомобильного транспорта, в котором значительное место занимают советские исследователи (А.А. Солохин, А.А. Матышев, В.Г. Науменко, В.Д. Попов и многие другие) и накопления ценной научной информации, стало возможным выработать классификацию видев автомобильной травмы. Их было предложено достаточно много. В настоящее время наиболее распространенной является классификация видов автомобильной травмы, предложенная А.А. Матышевым, А.А. Солохиным, В.А. Сафроновым и С.И. Христофоровым (1968), в основу которой положены условия ее возникновения (таблица 8).

ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ И ИХ ВАРИАНТЫ

Детальное изучение повреждений при автомобильной травме позволило выделить следующие 3 их группы:

1. Повреждения, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ для того или иного конкретного вида автомобильной травмы.

Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ С ЧЕЛОВЕКОМ

Соударение частей автомобиля с человекомПовреждения от удара: частями автомобиля и тренияМестные и отдаленные
Падение тела на автомобильПовреждения от удара телом об автомобильМестные и отдаленные
Отбрасывание тела и падение его на дорогуПовреждения от удара телом о покрытие дороги и предметы на нейМестные и отдаленные
Продвижение тела но дорогеПовреждения от трения о покрытие дорогиМестные и отдаленные

В частности, в результате выраженного гидродинамического действия при очень сильных ударах возможны разрывы полых органов на стороне, противоположной месту приложения силы.

В третьей фазе —- падении на грунт — образуются ссадины, кровоподтеки, рвано-ушибленные раны мягких тканей на другой стороне тела, чем в I и II фазах. Если тело ударяется головой, то возможно возникновение переломов костей черепа.

В IV-й фазе, при скольжении тела по грунту, могут возникать следы такого скольжения в виде полосовидных ссадин, причем при падении вниз лицом они будут располагаться на выступающих частях. Может наблюдаться стирание (иногда говорят «спиливание» кожи областей коленных и локтевых суставов.

ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ (КОЛЕСАМИ) АВТОМОБИЛЯ

Переездом называют перекатывание колеса (колес) автомобиля через тело человека, находящегося в горизонтальном положении. Как самостоятельный вид автомобильной травмы переезд встречается редко, чаще он сочетается с другими видами ее (столкновение с движущимся автомобилем с последующим переездом тела пострадавшего; выпадение из кабины или кузова автомобиля с последующим переездом и др.). По данным разных авторов переезд составляет от 6 до 25% всех случаев смертельной автомобильной травмы, причем чаще наблюдается переезд грузовыми автомобилями.

Возможные варианты переезда колеса через тело человека показаны в таблице 10.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЕРЕЕЗДА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ

Полный переездНеполный переезд (придавливание колесом)
Передним колесом (-ами)Передним колесом (-ами)
Задним колесом (-ами)Задним колесом (-ами)
Передним и задним колесами

Направление движения колеса при переезде через тело может быть различным: поперечное, продольное, косое (под углом) по отношению :к длиннику тела; практически возможен переезд через голову, грудь, живот, конечности.

В этом виде автомобильной травмы можно выделить несколько фаз, в каждой из которых возникают специфические и характерные повреждения (табл. 11).

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ

Соударение вращающегося колеса с теломПовреждения от удара и трения колесомМестные
Продвижение и перемещение тела колесомПовреждения от трения тела о дорогу
Накатывание колеса на телоПовреждения от сдавливания тела между колесом и дорогойМестные и отдаленные
Перекатывание колеса через тело (переезд)Повреждения от сдавливания тела между колесом и дорогой
Вторичное продвижение тела колесом по дорогеПовреждения от трения телом о покрытие дорогиМестные

В первой фазе повреждения от удара колесом и трения об него и о грунт выражаются, главным образом, в возникновении ссадин и кровоподтеков в соударяющихся частях тела, причем они не имеют каких-либо специфических или характерных особенностей.

Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человекомПеречислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком
Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

Рис. 4. Механизм образования повреждений шейного отдела позвоночника при резком сгибании и разгибании шеи. Объяснение в тексте.

Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

Рис. 5. Механизм и фазы переезда колеса движущегося автомобиля через область грудной клетки з поперечном направлении к длинной оси тела. (Схема). Объяснение в тексте.

Наиболее тяжелые, специфические и характерные для этого вида автомобильной травмы повреждения образуются в фазах накатывания колеса на тело и перекатывании через него.

Прежде всего остановимся на повреждении, которое можно считать специфическим для этого вида автомобильной травмы. Речь идет об отпечатках рисунка протектора шины на коже. Отпечатки эти поверхностные, и могут быть как позитивными (т. е. следами выпуклых частей протектора), так и негативными, (т. е. отображающими форму и размеры углубленных участков протектора). Позитивные отпечатки — это следы — наложения (грязи, пыли), и отслоения — ссадины, а негативные представляют собой кровоподтеки. Механизм их образования следующий: в сдавливаемых выпуклыми частями протектора участках кожи кровь выдавливается в участки, соответствующие углублениям протектора, в этих участках сосуды разрываются, что и приводит к образованию кровоподтеков.

Следы—наложения от протектора колеса могут наблюдаться и на одежде. Об этом мы подробнее скажем, когда будем рассматривать особенности повреждения и загрязнения одежды при автомобильной травме.

Обнаружение отпечатка протектора на одежде или коже имеет очень важное диагностическое значение. Во-первых, можно категорически сказать, что имел место такой вид автомобильной травмы, как переезд колесом автомобиля. Во- вторых, если отпечаток достаточно четкий, то по нему можно решить вопрос о марке колеса и его принадлежности к легковому или грузовому автомобилю. И, наконец, в отдельных случаях, когда в отпечатке протектора отобразились его индивидуальные особенности, возможна идентификация конкретного экземпляра автомобиля, которым была причинена травма.

В момент въезда колеса на тело, как следствие вращения колеса и его сдавливающего действия, могут образоваться широкие ссадины в виде полос с отслойкой кожи от подлежащих тканей. При продолжении движения колеса по участку тела образуется комплекс тяжелых внутренних повреждений, характер и выраженность которых зависит от массы автомобиля, его скорости И особенностей повреждаемых частей тела;

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ образуются множественные оскольчатые переломы костей мозгового (свода и основания) и лицевого черепа. Череп деформируется (сплющивается), острые края отломков костей изнутри прорывают кожу, через образовавшиеся отверстия выдавливается вещество мозга. Могут наблюдаться надрывы и отрывы ушных раковин.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ГРУДНУЮ КЛЕТКУ, если пострадавший лежал спиной кверху, образуются множественные переломы костей: остистых отростков грудных и верхних поясничных позвонков (этот признак весьма характерен, практически его можно считать специфичным для этого вида автомобильной травмы), причем по положению сломанных остистых отростков можно определить направление движения колеса автомобиля. Возникают также оскольчатые переломы лопаток, двусторонние переломы ребер. При положении пострадавшего лежа на спине характерны множественные переломы ребер по нескольким линиям. И в том, и в другом случаях страдают внутренние органы: грудная клетка сплющивается, отломки ребер могут повреждать легкие и сердце; наблюдаются разрывы, отрывы легких и сердца, иногда разрывы диафрагмы с перемещением органов грудной клетки в брюшную полость, иногда части легких выдавливаются наружу через полость рта.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ЖИВОТ сильно повреждаются внутренние органы брюшной полости и таза, что выражается в их разрывах и отрывах, размозжениях, разрывах диафрагмы и перемещениях органов живота в грудную полость, в выдавливании их через анальное отверстие.

Весьма характерны продольные параллельные надрывы и разрывы кожи живота внутри от крыльев подвздошных костей, возникающие от перерастяжения кожи.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ ТАЗОВУЮ ОБЛАСТЬ возникают множественные двусторонние переломы тазовых костей с разрывами их сочленений, разрывы кожи промежности, мочевого пузыря, уретры, матки.

ПЕРЕЕЗДЫ ЧЕРЕЗ НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ сопровождаются переломами бедра или костей голени (от деформации сгиба), имеющими поперечное направление и оскольчатый характер. В мягких тканях конечностей — обширные гематомы, размозжение мышц.

Из сказанного видно, что комплекс специфических и характерных повреждений, возникающих при этом виде автомобильной травмы, дает достаточные основания для его диагностики.

ТРАВМА ВНУТРИ АВТОМОБИЛЯ

От травм внутри движущегося автомобиля погибают от 11 до 17% от общего числа погибших при автомобильных травмах.

В таблице 12 представлены механизмы возникновения и фазы травмы внутри автомобиля.

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ТЕЛО ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРА ВНУТРЕННИХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЯ

Соударение тела с внутренними частями автомобиляСдавливание тела между сместившимися частями салона автомобиля
Повреждения от удараПовреждения от сдавливания
МестныеМестные
ОтдаленныеОтдаленные
От сгибания
От разгибания
От кручения
От сотрясения
От компрессии

Все события внутри автомобиля при дорожно-транспортном происшествии разворачиваются очень быстро, в течение долей секунд.

Наиболее часто травмы внутри автомобиля возникают при дорожно-транспортных происшествиях с легковыми автомобилями у их водителей и пассажиров, поэтому мы подробно охарактеризуем их.

Как показывают результаты научных исследований и экспертная практика, повреждения у водителя, пассажиров переднего и заднего сидений различаются между собой по характеру и локализации, что обусловливается особенностями тех частей автомобиля, о которые ударяется тело, положением тела водителя и пассажиров в момент удара и некоторыми другими факторами. Одними из них являются, в частности, психологическое состояние, настрой водителя и пассажиров в момент происшествия.

Водитель (если он трезв) во время движения насторожен; он знает, что дорога полна неожиданностей, что аварийна я ситуация может возникнуть в любое время и готов, по мере своих сил, возможностей, выйти из нее без повреждений автомобиля и пассажиров. Кроме того, положение тела водителя устойчивое: ноги находятся на педалях газа и тормоза, руки — на рулевом колесе.

Пассажи р во время движения часто не собран, расслаб лен, его мысли часто далек и от того, что происходит на дороге и что может случиться на ней, внимание его рассеяно. Положение тела мало устойчивое, не фиксировано, что предопределяет большую, по сравнению с телом водителя смещаемость во время резких остановок или начал а движения.

Здесь и далее речь идет о случаях, в которых не использовались ремни безопасности для водителя и пассажиров переднего сидения легковых автомобилей. Эти ремни введены у нас в стране для обязательного использования во врем-i движения автомобиля с 1 января 1976 года. Практика показала, что в тех случаях, когда ремни безопасности использовались, количество травм было значительно меньшим. Практически при столкновениях автомобилей, двигавшихся со скоростью до 60 км/час, с неподвижными или подвижными предметами в случаях использования ремней безопасности травм со смертельным исходом не наблюдалось. К сожалению ремни безопасности используются редко.

Правда, уже появились научные исследования, которыми показано, что в некоторых случаях повреждения могут возникать от самих ремней безопасности, например, при резкой остановке автомобиля. Но эти повреждения значительно менее тяжелые, чем те, которые водители и пассажиры получали в подобных случаях, когда ремни не применялись.

Как говорят в народе, из двух зол — нужно выбирать меньшее.

Хочу отметить интересную деталь: патент на изобретение ремней безопасности был выдан в конце XIX века и более полувека прошло, прежде чем это изобретение было внедрено в практику.

У ПАССАЖИРОВ ПЕРЕДНЕГО СИДЕНИЯ, при резком перемещении тела и головы вперед, возникают множественные резаные раны и ссадины от осколков ветрового стекла, переломы костей лицевого и мозгового черепа с ушибом и размозжение м головного мозга. Характерны также повреждения от сотрясения грудной клетки и живота в виде массивных кровоизлияний в их полости, ушибов, надрывов и разрывов, а также повреждения нижних конечностей, похожие на те, которые возникают и у водителей. На правой боковой поверхности тела могут образоваться ссадины, кровоподтеки и раны от выступающих частей правой дверцы.

Следует остановиться на повреждениях, возникающих у водителей и пассажиров при внезапной остановке автомобиля, двигавшегося с большой скоростью или при резком начале движения стоявшего автомобиля. В этих случаях могут возникать так называемые «хлыстовые» переломы шейного отдела позвоночника.

ТРАВМА ПРИ ВЫПАДЕНИИ ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ

Варианты условий возникновения подобных травм показаны в таблице 13.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ВЫПАДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ

При столкновении автомобиля с другим транспортомПри резкой остановке и маневрировании автомобиля
При опрокидывании автомобиля
Из кабины
Из кузова
Из салона
С подножки или ступеньки

Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Смотреть картинку Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Картинка про Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком. Фото Перечислите варианты столкновения движущегося автомобиля с человеком

Рис. 6. Фазы и механизм образования повреждений при выпадении из кузова движущегося грузового автомобиля. (Схема). Объяснение в тексте.

Фазы травмирования и механизмы возникновения повреждений в каждой из них показаны в таблице 14.

ФАЗЫ ТРАВМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИИ ПРИ ВЫПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ

Соударение тела с частями автомобиляПадение тела на дорогуПродвижение тела по дороге
Повреждения от удара об автомобильПовреждения от удара о покрытие дорогиПовреждения от трения о покрытие дороги
МестныеМестныеОтдаленныеМестные
От сгибания

Как видно из последней таблицы, повреждения в первой фазе возникают от удара о части кузова автомобиля передней, задней или боковыми поверхностями тела. Это местные повреждения в виде ссадин и кровоподтеков иногда — рвано-ушибленных ран. Основные повреждения возникают во второй фазе — падении на грунт. Это, по-существу, те же повреждения, что и возникающие при свободном прямом падении’ с высоты (см). Однако здесь есть одна существенная особенность: при падении из кузова движущегося автомобиля наблюдается третья фаза — продвижение тела по грунту, с соответствующими повреждениями при этом (см. повреждения в 4-й фазе травмы при столкновении движущегося ав томобиля с человеком), которой не наблюдается при обычном падении с высоты. Возникающие в третьей фазе падения из движущегося автомобиля повреждения от трения о грунт являются основанием для дифференцирования их от повреждений при свободном прямом падении с высоты.

В первой фазе могут образоваться контактные повреждения (ссадины, кровоподтеки, рвано-ушибленные раны).

Характеризуя классификацию видов автомобильной травмы, мы говорили о том, что нередко имеет место их комбинация. Поэтому следует иметь в виду, что в подобных случаях будут иметь место повреждения от каждого из этих видов, наслаивающиеся друг на друга, значительно утяжеляющие травму, что в ряде случаев затрудняет решение экспертных вопросов, касающихся видов автомобильной травмы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДЕЖДЫ В СЛУЧАЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ

При экспертизе автомобильной травмы большое значение имеет исследование одежды и обуви пострадавшего, поскольку одежда первой встречается с травмирующими предметами и на ней от этого могут остаться повреждения или следы (наслоения, «тгелоения, следы-отпечатки). Эти повреждения и следы могут быть либо специфическими, либо характерными или нехарактерными для автомобильной травмы и ее отдельных видов.

Так, при столкновении двужущегося автомобиля с человеком загрязнения с поверхности автомобиля и с грунта переносятся на одежду. В виде позитивных следов отображаются, как правило, выступающие части автомобиля, причем, если эти части небольшие по размеру, а угол соударения близок к прямому, форма и размеры площадей соударения могут быть близки друг к другу. Наибольшее значение имеют такие следы, как отпечатки края или других частей бампера, молдингов, ободков фар или подфарника, рисунка облицовки радиатора, таек, болтов и других выступающих предметов, рисунка протектора шин автомобиля. Их можно считать специфическими и характерными. Но и в одежде могут обнаруживаться осколки стекол, следы смазки. Особо следует остановиться на возможности наслоений на одежде краски автомобиля, которую с помощью эмиссионного спектрального анализа можно идентифицировать с краской автомобиля и тем самым установить конкретный экземпляр автомобиля — орудия травмы.

Особо следует остановиться на важности исследования подошв обуви, на которых образуются следы скольжения в виде параллельных продольных или поперечных, иногда (если в результате соударения пешехода с автомобилем тело получает вращательное движение) в виде спирали. Помимо исследования одежды и обуви при судебно-медицинском вскрытии в морге, в ряде случаев необходимо исследование в физико-техническом отделении лаборатории (непосредственная микроскопия, исследование в невидимых лучах спектра, эмиссионнный спектральный анализ).

Таким образом, исследование одежды и обуви дает ценные данные для установления факта автомобильной травмы, видов ее, расположения пострадавшего относительно автомобиля в момент травмы, а иногда и для идентификации конкретного автомобиля — орудия травмы.

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЕ

При осмотре места происшествия могут возникнуть несколько вариантов, в каждом из которых будут свои особенности. Один из них, когда обстановка на месте происшествия не изменилась, и автомобиль и труп находятся на месте происшествия. Необходимо точно зафиксировать (на схеме, фотографии, описании) местонахождение и позу трупа, соотношение его, автомобиля и проезжей части дороги, следы, похожие на кровь, предметы, принадлежавшие погибшему (очки, зонты, портфели, сумки и т. п.), расстояние и положение их по отношению к трупу.

Это может иметь определенное значение, т. к. работами В. М. Моисеева и Л. М. Фридмана установлено, что эти предметы могут располагаться в определенном порядке: по ходу Движения транспорта и чаще перед телом погибшего, что и позволяет решить вопрос о направлении движения транспортного средства.

В других случаях автомобиля — орудия травмы — на месте происшествия может уже не быть (водитель мог скрыться с места происшествия, или поехал в ГАИ, чтобы сообщить о случившемся, или повез других пострадавших в лечебное учреждение и т. п.). В таких случаях точная фиксация всего того, о чем говорилось ранее, приобретает еще большее значение.

При осмотре трупа, обнаруженного в кабине или кузове автомобиля, важно описать местоположение и позу трупа, взаимоотношение его частей и частей кабины автомобиля (рулевого управления, приборного щитка, ручек переключения передач и дверных ручек и т. п.).

Особое внимание необходимо уделить поиску на автомобиле и его частях отпечатков рельефа одежды, частиц или волокон ее; следов, похожих на кровь, частиц эпидермиса, внутренних органов, волос. Осмотр места происшествия необходимо производить и в тех случаях, когда труп уже убран (доставлен в морг и т. п.). Задача эксперта или врача- специалиста в этих случаях заключается в том, чтобы помочь следователю обнаружить, описать и изъять для лабораторного исследования объекты, которые могут свидетельствовать о происшедшей автомобильной травме: кровь, волосы, части одежды или обувь и др. Эти объекты должны быть упакованы и направлены следователем в судебно-медицинскую лабораторию с соответствующим постановлением о назначении экспертизы.

Иногда судебно-медицинскому эксперту предлагается принять участие в осмотре автомобиля при подозрении о том, что он явился участником дорожно-транспортного происшествия и орудием травмы. В этих случаях в задачу эксперта входит поиск следов биологического происхождения на самом автомобиле, в кабине или в кузове его. При этом особое внимание обращается на переднюю часть автомобиля и на свежие повреждения на нем (бампера, облицовки радиатора, фар, крыльев, капота и т. п.), которые могли образоваться при столкновении движущегося автомобиля с человеком, при травме его внутри автомобиля или при переезде колес через тело человека.

При исследовании трупа в морге также имеются некоторые особенности. При исследовании одежды особое внимание следует уделить повреждениям и загрязнениям на ней, осматривая одежду с лицевой и изнаночной сторон. В ряде случаев одежду следует направить в физико-техническое отделение для лабораторных исследований. При исследовании обуви обращается внимание на наличие на подошвах следов скольжения. В процессе наружного исследования трупа, отмечая и описывая повреждения, следует обязательно указывать их расстояние от опознавательных точек и подошв стоп, обращать внимание на возможность происхождения контактных повреждений от определенных частей автомобиля.

В процессе внутреннего исследования необходимо широко отсепаровать кожу грудной клетки, исследовать грудину и каждое ребро в отдельности; при наличии переломов, после описания их особенностей, вычленить ребра для дальнейшего более детального исследования. То же следует сделать и при исследовании костей таза. По задней поверхности тела необходимо сделать срединный разрез, отсепаровать кожу и мышцы, чтобы исследовать позвонки и лопатки; произвести широкие разрезы по ходу длинных мышц спины и ягодиц для обнаружения повреждений (кровоизлияний). Необходимы также широкие и глубокие (до кости) разрезы (так наз. «лампасные») мышц бедра и голени. При обнаружении переломов костей таза и конечностей их рекомендуется изъять для более детального исследования в физико-техническом отделении. При подозрении на переломы позвоночника и повреждения спинного мозга необходимо произвести исследование позвоночного столба по одной из методик, предложенных В.А. Свешниковым, А.А. Солохиным, Ю.И. Соседко.

Закончив исследование трупа и получив результаты лабораторных исследований, эксперт должен составить судебно- медицинский диагноз и выводы, в которых кроме ответа на вопросы, общие для всех видов механической травмы (характер, локализация, степень тяжести повреждений, их прижизненность и давность, причина смерти, причинная связь между повреждениями и смертью, давность причиненных повреждений; наличие или отсутствие этилового алкоголя в трупе и предшествующих заболеваний) возникает необходимость решения вопросов, типичных для автомобильной травмы: о механизме образования повреждений; месте приложения травмирующей силы и направления ее действия; взаимного положения пострадавшего и автомобиля (и вида его — легкового или грузового) в момент травмы; при наличии комплекса специфических и характерных повреждений — о виде автомобильной травмы, ее фазах и последовательности причинения повреждений. Нередко перед экспертом ставится вопрос о способности пострадавшего после травмы к самостоятельным действиям, требующим сложной координации движений и о продолжительности жизни после травмы.

При невозможности решения тех или иных из поставленных перед экспертом вопросов он должен дать мотивированное заключение о причине невозможности ответа на них.

похожие статьи

Судебно-медицинская оценка наезда легкового автомобиля в случаях нелетальной травмы / Глинский С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 61-63.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *