Переправа авто через телецкое озеро
Кольцо по Алтаю 2020. Перевал Кату-Ярык, Телецкое озеро.
Приветствую всех!
Продолжаю свой рассказ про поездку большим кольцом по Алтаю.
Перевал Кату-Ярык и Телецкое озеро были запланированы у нас на второй день по прибытии, до Акташского ретранслятора, о котором рассказал в прошлой записи, но из-за огромной кучи фотографий я решил отдельной записью вынести это.
На Алтае (вообще везде, где был: Алтайский край, Горный Алтай, Тыва, Хакасия) отбойники и ограждения заканчиваются там, где заканчивается асфальт. Тоесть на центровых туристических дорогах они есть, а дальше везде обычно узкая грунтовка, не всегда даже с разъездом с встречкой нормальным, разбитая и без ограждений. Стоило выехать за Акташ и немного проехаться, как оказавшись у озера Киделю уже вполне был риск улететь в него с дороги, засмотревшись на его же красоты
Не смотря на это дорога достаточно активно проезжая, как минимум пока не проедешь Улаган и Балыктюль, потом становится заметно полегче и поменьше машин. А с некоторых изгибов дороги становятся видны вот такие красоты
«Пассажиров голос сник
Впереди Кату-Ярык.
Перевал сплошной стеной
Страшно, жутко, боже мой!»
(с) Дмитрий Треликовский «Перевал Кату-Ярык»
Наверное самые известные фото перевала будут с этого ракурса
Ну и чуть реже в интернете мелькает фото водопада на противоположной стене долины Чулышман
Если не совсем верить википедии, то длинна самого проезда по перевалу примерно 2700 метров будет, 9 поворотов, но за это расстояние дорога спускается (ну или поднимается, смотря куда ехать) на 600 метров. Средний уклон дороги 11 градусов (или более привычно — 20%). В прошлом году ему исполнилось 30 лет, до этого дороги тут не было, а местные спускались по тропе, по 35-и градусному склону пешком. Но за это время перевал успел стать наверное самым известным сложным перевалом на Алтае. Узкая грунтовка, очень неровная, скользкая даже посуху, без ограничений и отбойников по краям. Несколько дней назад вернулась другая местная компания, там же прокатившаяся, и поделилась как им «повезло» и ехавшая перед ними на подъем Хонда ЦРВ оступилась и собралась немного полетать. Парни руками и другой машиной оттянули хонду от края и вытащили её. А ведь парень просто по дороге ехал, но стоило немного ошибиться и второй день рождения праздновать теперь может.
Сверху вниз когда ехали достаточно спокойно все было, а на подъем когда пошли, на обратном пути, то вполне показательно тоже получилось. Сначала колонна из нескольких легковушек за парой грузовиков с тяжелой техникой спускались и пришлось вжиматься в стену чтоб разъехаться
Потом получился хороший ракурс на то, чем заканчиваются ошибки на этом коротком но очень сложном перевале
Ну и сверху штурман сделал снимок как вообще выглядит поездка по внешней стороне дороги при разъездах
Но дорога продолжается, по началу не очень широкая
И мы едем к Телецкому озеру вдоль протекающей по долине речки
Со стен долины спадает достаточно много водопадов, в самых неожиданных местах
А просветы в стенах открывают иногда виды в духе «Властелина колец»
Ближе к озеру река постепенно разливается вширь
Мечты сбываются! Алтай 2021. Часть 6. Телецкое озеро. Паром. Дорога домой. И невеселые мысли.
Начало www.drive2.ru/l/597359445764235520/
Часть 5 www.drive2.ru/l/600683269414998319/
Честно говоря, про заключительную часть нашего путешествия я написал ещё в октябре. Но перечитав, понял, что какая-то она получилась пессимистичная. Возможно на то и были объективные причины. Попробовал что-то изменить, но опять скатывался к горьким выводам. В общем всё стер, и решил вернуться к этой части чуть позже, что и делаю.
На паром мы были записаны на понедельник, но отправились к нему утром в воскресенье, и это было чертовски правильное решение, ибо оставшиеся до парома 48 км мы ехали более 4 часов, со средней скоростью 12 км/ч.
Трудности компенсировались бомбическими видами.
По пути встретили вот этот яркий Космич www.drive2.ru/r/moskvich/2137/466972210116952765/
Он вызвал бурю положительных эмоций и придал уверенности, что прорвемся:) т.к. до него встречались только кроссоверы, внедорожники и буханки, из которых на нас смотрели как на умалишенных :)))). К тому же в Коо наконец удалось затариться хариусом по 650р. (кстати баранина там стоит столько же).
Больше всего времени потеряли при переезде железной трубы, из которой был сделан импровизированный мост через ручей. Верхушка этой трубы торчала сантиметров на 20, и Кэд явно там не проходил. Пришлось собирать по кустам все возможные палки, деревяшки и камни, дабы сделать более менее нормальный переезд. Да и сама дорога местами принимала такой профиль, что у машины периодически даже вывешивалось одно колесо. Долго ли коротко ли, мы добрались южного берега Телецкого озера. Подъезд к озеру в этом месте возможен только через территорию кемпинга и стоит 100р. Песчаный берег завален выброшенными деревьями.
Расчищен только участок погрузки на паром. Но вода чистая и прозрачная. Поразмыслив, решили встать на ночлег в кемпинге. Двухместный домик, размером примерно 2.5х3, и маленькой верандой стоит «символические» 1.5р.
По случаю у меня случился ДР. Мы накрыли стол,
отведали наконец хариуса
и отправились гулять по берегу.
Познакомились с замечательными ребятами, которые угостили нас обалденным самоплясом и еще более вкусным самодельным вискариком выдержанным в бочке. А домашняя тушенка и сушеное мясо марала были просто божественны. Пообщались, поговорили «за жизнь». Моя покойная бабушка родом из Алтайского края, и оказалось что парни из тех же мест. Время пролетело незаметно и уже ближе к полуночи мы пошли спать, а компания с трезвым водителем, в лице одной из жен, направилась в Акташ, где их ждала база отдыха.
Утром, плотно позавтракав, мы сразу направились к причалу.
К 11 часам желающих уйти на северный берег набралось достаточно много. Наш «Спрут 3» запаздывал. Первым пришел четырехместный паром «Сапфир».
Цена на него подороже. Знаю, что за легковушку они взяли 15т.р., но думаю, что он и идет быстрее, во всяком случае, уж процесс погрузки-разгрузки точно.
Наш паром прибыл ближе к 12.
Народ бросился искать капитана, т.к. по количеству машин казалось, что уедут не все.
«Сначала грузятся те, кто по списку, а там будем смотреть» — отрезал капитан. Началась разгрузка. Первым сошел на берег Пежо Боксер, и тут же закопался. Желающих толкнуть было не много, но паромщик быстренько всех взбодрил, типа кто хочет уехать, толкайте, и дело сразу пошло Заезжали сначала по списку. Кэд на удивление бодро, самостоятельно пошел по песку как танк, но тут неожиданно из-за спины выскочила волосатая обезьяна на Х-Трейле с Новосибирскими номерами, и мне пришлось тормознуть. Тронуться после этого я смог только с помощью внешней силы. Ну ладно. Поместились в итоге все. Загрузились, и в 12.25 отчалили в сторону северного берега. Всего шли 5.5 часов,
со скоростью примерно 13 узлов. На пароме есть что-то типа кают-компании с чайником и микроволновкой. Всё в свободном доступе. Туалет один, на самом буксире, и в него периодически стояла очередь. Стоимость переправы, напомню, на Спруте 12 т.р. за машину, кол-во пассажиров значения не имеет.
Северная часть озера встретила нас пылью, выхлопными газами, масляными пятнами на воде и обилием отдыхающих во всем этом безобразии.
В чём прикол такого отдыха, я честно сказать не понял. Вода холодная, грязная, в немногочисленных магазинчиках очереди. И везде пыль столбом. После чистейшего воздуха долины, разница колоссальная. При разгрузке я умудрился слегка терануть передний бампер. Может духи Алтая обиделись, что я не кинул монетку в гейзерное озеро? 🙂 (шутка).
По пути в Горно-Алтайск я в первый, и единственный раз на Алтае, был остановлен сотрудником ГИБДД. Молодой, приветливый лейтенант мельком глянул на документы, спросил как отдохнули, и предупредил, что нужно быть очень осторожным, т.к. темнеет, а по дорогам бродят животные. И сразу за поворотом одна такая корова разлеглась, как корова прямо посередине полосы:). Но как оказалось, не только животные представляют опасность на этом участке дороги. На одном из ремонтов моста, ехавший перед нами груженый КАМАЗ лег на брюхо и едва не завалился на бок на сделанной для объезда насыпи. В итоге мы простояли минут 45, пока его вызволяли из этой неприятности. А когда мы поехали, пуская вырытую им колею между колес, я почувствовал, что даже Кэд проваливается в эту насыпь. Такой вот привет от Алтайских дорожников. Уставшие, мы решили заночевать в тех же апартаментах, с которых началось наше путешествие по Алтаю.
Дорога домой.
Ещё когда я задумывал нашу поездку, для себя точно решил посетить родину моей любимой бабули. Родилась она в селе Поспелиха Алтайского края ровно 100 лет назад, в 1921 году. Этот человек оставил в моей памяти самые добрые и светлые воспоминания. И хотя её нет с нами уже 30 лет, я до сих пор очень скучаю по ней, и буквально ощущаю её теплоту во время воспоминаний. Невозможно забыть её божественные, тончайшие блинчики, которые буквально таяли во рту, а еще пельмени, вареники и борщ с фасолью, которую я вроде и не любил, но уплетал за обе щеки. Так что не заехать на её родину, находясь в каких-то 200 км., я просто не мог. Кроме того мне хотелось побывать на Колыванском озере, и посетить музей Калашникова в Курье. Посещение всех этих мест подразумевало лишнюю ночевку, и хотя один день в запасе у нас был, мой экипаж встал в позу, и скрипя зубами согласился только на Поспелиху, без ночевки.
Стартанули мы довольно поздно, около 11. Честно сказать, за неделю мы так и не смогли перестроиться на местное время. И засыпали поздно, и просыпались. Тем более перед дорогой нужно было хорошо выспаться. Первым делом заехали в Сростки, к памятнику Шукшину,
и двинулись дальше на Барнаул.
В Поспелиху мы приехали около 18. Храм, в который я хотел попасть, поставить свечку, оказался закрыт. Мы прокатились по селу, заехали на самомойку, ополоснулись. Я расспросил местных, не знают ли они как дорога на Михайловск – Славгород – Татарск, ибо по ней экономится километров 200. На что один добрый человек, критически осмотрев наш транспорт, посоветовал ехать по длинной, знакомой дороге. И пообедав, а точнее уже поужинав, мы двинулись обратно в сторону Барнаула и Новосибирска.
Новосиб опять неприятно удивил. Опять бесконечные 70 на подъезде, опять сплошные камеры. Въехали в город. И тут вдруг вижу знак 80! Да ладно! Протер глаза, точно 80. Ну ладно. Только разогнались, хренак, 40, и камера, бл… И дальше 80-60-40, 80-60-40, ЗАЧЕМ?! Ну оставьте тогда просто 60 что ли. Когда мы въезжали шел второй час ночи, но машин довольно много и в это время. Таксисты летают как угорелые, оттормаживаясь перед каждой камерой. Дальше ещё веселее. Я решил в этот раз проехать через город. Ближе к центру, перед каким то мостом, две левые полосы неожиданно сошлись в одну. Просто так, без знаков, без нормальной разметки. Я понимаю, ремонты, реконструкция, но хотя бы временные знаки то можно поставить. Ну а вишенкой на торте под названием Новосибирск стала наша остановка на ночлег на стоянке «Мистраль», на выезде из города в сторону Омска. Встали мы прямо напротив центрального входа в гостиницу и столовую, кстати круглосуточную. Третий час ночи. Зашли в здание, прямо на входе сидят две девушки. Расспросил про стоянку. Говорят 100 рублей, но нужно идти где-то искать охрану, что бы отдать эту 100-ню. Во как! Клиент должен в 2 часа ночи бегать искать охрану, что отдать денег?! Потом они уточняют, что за машина, и оказывается, что за маленькие платить не нужно. Туалет 20р., ребенок бесплатно. Пока умывались, расстилались, прошло еще как минимум полчаса, и улеглись мы где-то в полтретьего. Резко навалилась усталость и я просто вырубился. Проснулся я от того, что кто-то стучит в окно, а испуганная спросонья супруга пытается меня растолкать. Пытаюсь проснуться, ничего не соображаю, снова стучат, ещё настойчивее. Открываю. Стоит молодой человек, по виду слегка нетрадиционной национальности, и говорит, что стоянка платная, 100 рублей. Объясняю, что мне на ресепе сказали, что для «маленьких» бесплатно, это раз, и во вторых: будить людей в 3 часа ночи, это что, такое новосибирское гостеприимство, до утра потерпеть нельзя? Из-за спины парня вылез ещё один человек, этакого браткового типа, представился начальником охраны, обозвал девушек с ресепшн тупыми курицами, и сказал, что платят все. Высказав свое мнение о ситуации, в форме народного фольклора, я задал ему несколько вопросов, в частности: какая религия запрещает ему, как начальнику, сделать так, чтобы посетители могли узнать, без тупых куриц, о стоимости стоянки, например вывесив объявление, и считает ли он нормальным, чтобы уставшие клиенты бегали в ночи по незнакомой территории в поисках его охранников, и почему бы не обязать тех же куриц брать 100р за стоянку, или бл. у них лапки? Но по 20-ке за туалет они же берут, что не позволяет им взять ещё 100? Но ответа я так и не дождался. Еще один прикол вылез утром. В туалете есть кран для набора воды, мне нужно было 0.5, что бы помыть стекло, но воспользоваться им стоит 50 р. И набирай сколько хочешь. В общем за 0.5 попросили те же 50р., пришлось зайти в соседний магазин и купить за 25р. полторашку питьевой. Единственное что понравилось в этом комплексе, это столовая. Цены нормальные, еда вкусная. Говорят, Новосибирск – столица Сибири. Мне же он очень напомнил нашу столицу, образца конца прошлого века. Только машины современные и камер немерено.
По итогу. За первый день мы проехали 950 км, но к дому ближе стали только на 480.
Встали в 10-м часу. Позавтракали в местной столовой и поехали. Цель на второй день — добраться до Тюмени, а это 1260 км. Дорога без неожиданностей. Пообедали в «Дека-Трактир» около Омска (54.914857, 73.658885), без преувеличения, лучшее место за 9500 километров. Добротный интерьер, вкусная еда, приятные цены и самое главное — очень добродушный приём! Так держать, ребята!
При подъезде к Тюмени решили забронировать квартиру. Букинг вроде дает варианты, а связаться ни с одним из 3-х так и не получилось. На авито предложений больше, но всё либо занято, либо цена не соответствует заявленной, либо вообще левота. Зачем они это делают, я так и не понял. В итоге остановились в гостинице «На Невской» (Невская ул., 33, Тюмень). Большой, свежий номер, с нормальными кроватями и добротными матрасами. Чай, кофе, кондитерка и кулер на этаже. И всё это за смешные 1500р. Лучшее предложение за всю дорогу! Минус только, что не смогли дозвониться и на месте долго искали администратора.
Выспавшиеся, бодрые и довольные. Мы двинулись дальше. Планов не было. Едем, пока не устанем.
Бодро проскочили Екатеринбург, но отъехав километров на 70, мы попали в дикую пробку. За полчаса продвинулись от силы метров на 200, и я решил развернуться и поехать в объезд, через Михайловск и Красноуфимск. И ни разу не пожалел. Потрясающей красоты дорога, свободная от транспорта. Но как только появляется знак 50, при возможности ехать спокойно 90, обязательно прячется тренога. Штук 5 насчитал до Арти, а это менее 100 км. Вообще крюк получился примерно в 70 км. Всего потратил около 2.5 часов, т.к. особо не торопился и любовался красотами. Но даже при таком раскладе это оказалось быстрее, ибо народ простоял в пробке более полутора часов, а потом еще ехал в потоке более 100км. В Пермском крае попали в дикий ливень. Минут 10 плелись 40-50 км/ч. Дождь был такой силы, что отмыл всю многочисленную мошку с лобового стекла и капота. И тут же открылся неописуемой красоты закат.
За день прошли 940 км, с учетом объезда пробки. Заночевали на стоянке у Кафе «Калинка-Малинка» (Сивинский р-он, д.Калиновка). Стоянка 100р. Кормят неплохо и недорого. И тоже очень добродушный приём.
Оставшиеся 1290 км преодолели за следующий день. Домой приехали ближе к 2 ночи с пятницы на субботу.
На всё путешествие ушло 15 суток и 1.5 часа.
Пройдено 9431 км.
Средний расход за поездку составил 6л/100км. Но вырос он за счет заключительного дня путешествия. Где-то в Кировской области я пристроился за Q7 и Мультиком, которые видимо шли в паре, и за только за 2 часа мы прошли около 240 км. До этого средний расход колебался 5.7-5.8.
Сожжено 570 литров дизеля на сумму 29000.р
Потрачено на жильё 18000
Паром 12000
Поймано 3 штрафа по 250р. Перед Костромой, в Новосибирской области и с.Туекта на Алтае.
Общая сумма поездки на 3-х, с подарками близким, 80т.р.
#Алтайтрип — Южный берег Телецкого озера (ЮБТО)
Конечная цель нашего алтайского путешествия — Южный берег Телецкого озера. Место, где в озеро впадает легендарный Чулышман. Южный берег Телецкого озера выбирают те, кто не ищет лёгких путей и спокойного отдыха. Конечно, сюда можно и по воде из того же Артыбаша или Иогача на пароме, но большинство туристов вроде нас предпочитают наземный путь, ведь дорога на южный берег – это настоящее приключение, о котором останется множество воспоминаний.
Приехали мы сюда через долину Чулышмана уже поздно ночью. Было ужасно холодно и дул сильный ветер, ставить палатку в такую погоду не лучшая идея и мы решили поселиться в домике одной из турбаз, коих на берегу было несколько.
Вот такой деревянный домик без удобств (ну о каких удобствах можно говорить в столь диком месте) на 4 человек стоил по 650 рублей с каждого. Даже в домике в ту ночь было холодно, но охранники турбазы дали несколько теплых одеял, которые не дали замерзнуть.
Только утром мы познакомились с Телецким озером, о котором так много слышали и читали.
Озеро чем-то напомнило норвежские фьорды — узкое, длинное и с массовом гор по краям.
Это место идеально для любителей тишины и одиночества. Отсутствие сотовой связи и практически полное отсутствие людей, помимо нас на этой турбазе было еще 2 машины и то из близлежайших регионов.
Пляж не ухожен, вокруг валяются обломки деревьев. Зато, собрав их, мы смогли разжечь костер и пожарить сосиски на завтра.
Купание в озере доставляет мало удовольствия — температура озера была в районе 15 градусов, поэтому даже зайти сюда, чтобы окунуться и сделать фото, было настоящим геройским поступком. В этом плане отдых на Телецком мне напомнил отдых на Байкале — отсутствие инфраструктуры, холод, но красивые виды вокруг, ради которых в эти места и едут.
А приезжают туристы и не только на своих автомобилях, но на таких камазах и лодках.
За песчаной косой тут есть еще Южная лагуна, куда вода заливается во время половодья, а потом остается отдельно от озера. Вода тут прогревается и становится намного теплее озерной.
Ну а какие виды у этой лагуны…
Изначальная идея была замкнуть алтайский круг и обратно уплыть на пароме, но когда мы узнали стоимость парома (10 000 рублей за автомобиль), то сразу же передумали. Намного дешевле и интереснее было вернуться обратно по той же дороге — Долина Чулышмана — Кату-Ярык — Улаганский тракт — Чуйский тракт.
Телецкое озеро, если честно, не впечатлило, но сюда стоит приехать именно ради той дороги, которая к ней ведет. Вот дорога реально незабываема.
Комментарии 14
Очень хочу посетить Горно-Алтайск на своём авто. Не сложный маршрут?
Хоть с запада, (от Таштагола, Артыбаша и прочих), хоть с севера (от Новосибирска/Барнаула/Бийска — прекрасная асфальтированная дорога. Ничуть не сложно. Если интересно, можете посмотреть одну из моих поездок на Алтай (если уважаемый автор данной темы не будет против моего видео здесь, в комментах)
www.youtube.com/playlist?…392bfHUMCLoAPHT0QsFqSwUZk — весь плейлист
— плейлист с первого дня (Алтай начинается, по-сути, с 3 дня видео)
Спасибо посмотрю. Интерестно ещё узнать сложность маршрута от самой Москвы))
Тут всё просто. Дорога прекрасная. Если ехать не через Казахстан (там всё непредсказуемо, а через обход (Курган — бердюжье-Ишим — Абатское — Омск) — то сложны только 25 км не слишком хорошей гравийки на участке Ишим-Бердюжье. Или её уже заделали.
Если интересно (как путь по России — посмотрите первые 6 дней нашей поездки из Сибири в Европу — она как раз по тем местам, если ехать из Москвы, то участок от Новосибирска до Уфы полностью совпадает 🙂
Дело было в 2013 году, но сейчас дороги ещё лучше!
www.youtube.com/playlist?…392Zw1Z-kiKTeH1dNTfNVGO_O — весь плейлист
Новосибирск-Омск
Омск-Курган
Курган — Уфа
Спасибо, обязательно посмотрю.
Очень хочу посетить Горно-Алтайск на своём авто. Не сложный маршрут?
Посмотрите мой БЖ, там весь маршрут с фото
Ок, спасибо, посмотрю.
На фоне гор, очень хорошо получается свет сквозь облака. Иногда можно поймать оч сильный контраст.
Полностью Вас поддерживаю!
Телецкое, — моё место силы! Влюблён в него уже 15 лет…
А мне, например, горы по душе… Поэтому кому-то нравится Телецкое, а кому-то южный Алтай (Курай, Акташ, Усть-Улаган и т.п.) 🙂 Jedem das seine :))