Переработка автомобилей на металлолом
Выгодно ли сдавать авто на металлолом?
Многие автолюбители желают избавиться от старенькой машины, которая уже давно не используется, но не знают, как именно это сделать. К тому же приходится регулярно платить налог на ТС, а это необычайно раздражает. В данном случае у владельца автомобиля есть два варианта – сдать старушку на металлолом или же воспользоваться программой утилизации.
Варианты избавления от старой машины
Программа утилизации предполагает, что водитель сдаёт старый автомобиль и получает скидку на приобретение новой отечественной машины. Обычно сумма скидки может достигать 50 тыс.рублей.
В случае со сдачей на металлолом удастся выручить за авто не более 10 тыс.рублей, так как расценки у оценщиков обычно колеблются в пределах 10–12 рублей за килограмм. И хотя в последнее время расценки на чермет вроде бы подскочили до 24 рублей за кг, скупщики металлолома всё равное не предложат больше:
Если не собираетесь покупать чудо российской техники, а желаете получить живые деньги, придётся воспользоваться вторым способом, хотя он и не такой выгодный.
Сделать это можно таким образом:
Первым способом можно воспользоваться в случае, если транспортное средство уже снято с учёта, иначе налоговая будет продолжать начислять вам транспортный налог.
Аферисты не спят
Проследите, чтобы фирма выдала сертификат об утилизации ТС, иначе в ГИБДД не примут заявление о снятии с учёта.
Вам придётся подписать документ, в котором присутствует пункт об отказе от использования кузова и двигателя в дальнейшем. Поэтому с машины можно снять руль, сиденья, панель приборов для дальнейшей перепродажи, но только не детали, на которых присутствуют номера.
Если они всплывут в дальнейшем, у вас возникнут серьёзные проблемы. Бывает, что сомнительные металлисты сами разбирают машину перед утилизацией и продают с неё запчасти. Учтите, что отвечать за подобную афёру придётся именно вам.
Нежелательно также связываться с дельцами, предлагающими самостоятельно снять с учёта ваш транспорт. Получив от вас доверенность на снятие с учёта, они не предоставят вам документы об утилизации, а значит, и в налоговую идти будет не с чем.
Чтобы обезопасить себя, работайте только с крупными компаниями, занимающимися переработкой металла в промышленных масштабах. Эти ребята вряд ли будут возиться с отдельными запчастями, подводя вас под статью.
Как получить больше денег
Вы уже поняли, что сдачей авто в металлолом много не заработаешь. Возможно, стоит рассмотреть альтернативные варианты.
Программа утилизации позволяет приобрести с выгодной скидкой новый автомобиль не только российского бренда, но и любой другой, производство которого происходит в России. Так что можно выбрать вполне сносную японскую, американскую или европейскую модель.
Кроме того, можно воспользоваться и другими вариантами:
Поступив одним из вышеперечисленных способов, вы одним махом убьёте двух зайцев: и заработать сможете больше, и обезопасите себя от цепких лап аферистов. Так что не придётся платить транспортный налог и в то же время освободите место в гараже, которое занимала ненужная старая рухлядь.
Не торопитесь, хорошенько продумайте дальнейшие действия, и тогда не придётся в дальнейшем в бессилии кусать локти.
Как сдать автомобиль на металлолом
Многие владельцы транспортных средств рано или поздно задумываются о том, куда и, самое главное, как сдать машину на металлолом и получить за неё хоть какие-то деньги. Понятно, что эта проблема касается не каждого, поскольку одним удаётся продать свой отслуживший автомобиль, а другие обменивают отслужившее авто на новое по госпрограмме утилизации. Однако что делать тем, чей транспорт по тем или иным причинам нельзя продать или утилизировать по государственной программе? Остаётся одно – сдача старой машины в лом. Ниже мы расскажем о ПРАВИЛЬНОМ порядке действий в этом случае.
Зачем это нужно
Для начала определимся, зачем вообще нужно заниматься проблемой утилизации отработавшего авто. Во-первых, это требуется для того, чтобы его можно было в дальнейшем снять с учёта в ГИБДД и не платить за ненужное имущество транспортный налог. Довольно типичной является ситуация, когда обладатель подержанного авто, купив нового «железного коня», откладывает утилизацию старого, что называется, на потом и с неприятными ощущениями вспоминает об этом, только обнаружив в почтовом ящике извещение из налоговой инспекции с настоятельным требованием уплатить налог.
Во-вторых, утилизировать машину по правилам требует природоохранное законодательство. Дело в том, что старый автомобиль представляет собой потенциально опасный для окружающей среды объект. В его конструкции содержится масса вредных материалов:
С течением времени всё это распадается на различные химические соединения, среди которых немало экологических загрязнителей. Они проникают в почву и разносятся по ней грунтовыми водами. Таким образом, природе причиняется ущерб, который становится колоссальным, если принять во внимание количество используемых автомашин. Вот почему нельзя просто бросить авто на свалке – его отбуксируют на штрафстоянку, а владельцу назначать крупные штрафные санкции за вред экологии.
Теперь, когда мы установили основные причины необходимости утилизации автотранспортных средство, опишем шаги, которые должен предпринять автовладелец для того, чтобы сдать сдать машину на металлолом за деньги. Шагов этих, в сущности, два – сдача машины в пункт переработки и снятие её с учёта в ГАИ (ГИБДД).
Изменения в порядке утилизации
Здесь следует сделать одну оговорку. До лета 2017 года действовал иной регламент, чем принят в настоящее время. Автовладелец сначала должен был снять транспортное средство с учёта, а затем уже сдать авто во вторсырьё. Позднее в этот порядок были внесены существенные изменения. Так, с 10 июля 2017 года действует Приказ МВД РФ №139 от 20 марта 2017 г., согласно которому автомашину нужно сначала уничтожить, и только после этого снимать с государственного учёта.
Данное изменение связано с упрощением контроля за оборотом номерных агрегатов. Ранее в ГАИ у автовладельца брали расписку, что кузов и двигатель не будут повторно использоваться. На практике получалось так, что дорожные полицейские фактически не могли контролировать этот процесс, полагаясь лишь на честность владельца утилизированной машины. И недобросовестные граждане пользовались этим послаблением. Они, конечно же, были не прочь немного подзаработать и сдать двигатель автомобиля скупщику, который перебивал номера и перепродавал мотор.
Теперь же работает принцип «Нет тела, нет дела». То есть, если гражданин приносит в ГАИ свидетельство об уничтожении автомобиля, то этот транспорт можно смело снимать с учёта. Риск того, что где-то всплывут его номерные агрегаты, отсутствует, поскольку они превращены в металлическую крошку, что подтверждается упомянутым выше свидетельством.
Важно. Из вышесказанного следует, что владелец авто должен весьма тщательно и ответственно отнестись к выбору компании-утилизатора. При обращении в подобную фирму нужно первым делом выяснить, выдают ли они свидетельства установленного образца. Если такой документ не выдаётся, то вам здесь делать нечего, насколько привлекательными ни были бы условия приёма авто на металлолом. Без этой бумаги вы не сможете снять уничтоженную машину с учёта в ГИБДД. И, тем более, не нужно связываться с конторами, где ничего не знают о новом порядке утилизации – там явно работают непрофессионалы.
Следует знать также и о том, что на переработку принимаются только авто с документами, подтверждающими право собственности того гражданина, который обращается к услугам компании-утилизатора. Если ПТС на машину отсутствует, то дело сильно осложняется. По закону автомобиль без документов утилизировать не разрешается. И здесь порядок действий меняется с точностью до наоборот. Вначале запускается процесс розыска владельца, который может длиться сколь-угодно долго. В конце концов, если поиски не увенчались успехом, в ГАИ выдют справку об отсутствии загонного обладателя данного транспортного средства, на основании которой оно может быть утилизировано обычным порядком.
Автовладельцы, планирующие утилизировать подержанное авто, часто задают ещё один вопрос – можно ли сдать машину без уплаты утилизационного сбора. Да, такой вариант возможен, но, к сожалению, данное правило действует не для всех транспортных средств, а лишь для тех, которые были куплены после 1 сентября 2012 года – именно тогда этот сбор стали включать в стоимость новых автомобилей. Если ваш «четырёхколёсный друг» был куплен ранее, то уплатить утилизационный сбор вам придётся в любом случае. Как придётся заплатить и за саму переработку. Однако вы можете найти компанию, которая предлагает нормальную цену за автомобильный лом, что позволит вам остаться ещё и в финансовом выигрыше – пусть с небольшой, но всё же выгодой.
Оформление в ГИБДД
После того, как транспорт уничтожен, со свидетельством об утилизации нужно обратиться в любое подразделение Госавтоинспекции. Там необходимо правильно заполнить заявление установленного образца с указанием всех сведений, необходимых для снятия авто с учёта. В тексте заявления указывается название подразделения ГИБДД, фамилия-имя-отчество автовладельца, информация об автомобиле и т.д.
Для людей занятых и ценящих своё время существует альтернатива – оформление через интернет. Для этого на федеральном портале Госуслуг в соответствующем разделе заполняется электронное заявление и отправляется в Госавтоинспекцию. Правда, автовладелец должен быть полноценно зарегистрированным пользователем портала, поскольку все процедура осуществляется через личный кабинет. Однако если потратить время на его регистрацию, снять авто с учёта можно буквально в несколько кликов мышью.
При правильном оформлении всех документов проблем со снятием машины не возникает. По прошествии некоторого времени документы без участия автовладельца направляются в налоговую инспекцию, которая вносит соответствующие исправления в свою внутреннюю документацию, и на гражданина перестают начислять налог. Обычно эта схема работает без сбоев, но если вы хотите спать спокойно, выберите время, зайдите в налоговую и уточните этот момент лично.
Подготовка к сдаче на металлолом
Перед тем, как отвезти старый автомобиль в пункт приёма металлического вторсырья на шредер, который превратит его в бесформенную груду металла и пластика, целесообразно снять с транспортного средства некоторые пригодные к эксплуатации узлы и комплектующие. Их можно выгодно продать или использовать на борту вашей новой «ласточки». Этими деталями могут быть, к примеру, всевозможные электронные приборы, не входившие в стандартную комплектацию. В перечень подобного оборудования входят следующие изделия:
В общем, перед сдачей транспортного средства в утиль осмотрите его и снимите всё, что может заинтересовать потенциального покупателя, либо пригодится вам для оснащения вновь купленной машины. Владельцы раритетных авто могут снять какие-то редкие кузовные детали, которые зачастую стоят немалых денег.
В заключение напомним, что данные рекомендации не касаются номерных агрегатов. Их снимать и перепродавать нельзя, так как без них автотранспорт не примут в переработку, и вы не получите свидетельства об утилизации, а, значит, не сможете снять автомашину с учёта в ГАИ.
В заключение остаётся заметить, что данный утилизационный регламент одинаково касается как малолитражек, так и грузовиков, автобусов и тракторов. Исключение составляют некоторые образцы техники специального назначения, для которых определены свои правила переработки.
Если вам требуется сдать автомобиль на металлолом в кратчайший срок и без лишней нервотрёпки, то обратитесь в нашу компанию. Наш сотрудник обстоятельно и подробно разъяснит порядок действий с тем, чтобы вы не совершили ошибок в таком важном деле. Консультация профессионального специалиста позволит получить максимальную денежную выгоду от сдачи автомобиля в металлический лом.
Как правильно сдать автомобиль на металлолом и выручить за него побольше денег
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Но не только старый автохлам может стать претендентом на утилизацию – вполне новые, приобретенные в салоне автомобили тоже бывает нужно утилизировать. Причиной может быть крупное ДТП, поджог машины, иной акт вандализма, в результате чего транспортное средство превращается в бесполезную груду железа. Остается одно – сдать на металлолом
1. Что делать со старой машиной
Есть несколько способов распрощаться со ржавой развалюхой, которая только занимает место в гараже. Первый – все-таки попытаться продать, если машина еще на ходу, и ее узлы как-то можно использовать. Второй – бесплатная утилизация.
Но если есть желание получить за старую машину какие-то деньги, то есть третий путь – сдать ее на металлолом в пункт приема черного и цветных металлов. Но сделать это нужно по определенным правилам. Просто доставить «старушку» в пункт приема, получить за нее деньги и дальше жить счастливо не получится. Ведь в этом случае владельцу все равно будут регулярно приходить письма из налоговой инспекции с требованием уплатить транспортный налог.
Нельзя также попытаться избавиться от старого автомобиля, просто бросив его ржаветь на улице или оставив на городской свалке. Это чревато неприятными последствиями – машина будет отбуксирована на штрафстоянку, при этом владелец должен будет заплатить немалый штраф за причинение вреда экологии.
Согласно природоохранному законодательству, вредные материалы, присутствующие в автомобиле – резина, пластмасса, нефтепродукты, лак и краска, разлагаясь, наносят почве и окружающей среде большой вред.
Существует очень много компаний, которые занимаются приемом на утилизацию пришедших в негодность автомобилей. При выборе такого утилизатора нужно руководствоваться надежностью и репутацией компании, у нее обязательно должна быть лицензия, выданная Минпромторгом.
Прежде чем подписать с заинтересовавшей вас фирмой договор на утилизацию, необходимо уточнить, выдает ли она свидетельство – заполненный бланк утилизации. Если работники затрудняются с ответом, смело ищите другого утилизатора, иначе потом возникнут проблемы в ГИБДД при снятии с учета.
2. Порядок сдачи автомобиля на металлолом
Именно в такой последовательности следует поступать – сначала сдать машину в компанию по приемке металлолома и получить там документальное подтверждение. И только после этого с документом, подтверждающим, что машина утилизирована, идти в ГИБДД, чтобы снять с учета ваш автомобиль. До июля 2017 г. автовладельцу нужно было сделать наоборот – сначала сняться с учета, а потом сдавать в утиль машину. Затем систему изменили, чтобы лучше контролировать оборот номерных агрегатов – деталей (кузов, кабина, рама), на которых выбит VIN-номер данного автомобиля.
Раньше владелец машины при снятии с учета подписывал документ о том, что он не будет в дальнейшем использовать двигатель и кузов машины, которую он сдаст в утиль. Но не всегда водители поступали честно, и детали перепродавались и могли встретиться сотрудникам полиции на дорогах уже с перебитыми номерами. ГИБДД решило проблему кардинально: теперь с учета снимается только автомобиль уничтоженный, о чем владелец должен принести соответствующее свидетельство.
3. Порядок действий при утилизации
1. Выбирается компания-утилизатор. Заключается договор на утилизацию, при этом внимание нужно обращать на то, есть ли лицензия, и выдает ли этот утилизатор свидетельство установленного образца.
Также можно рассмотреть ряд компаний с точки зрения получаемой выгоды – какую цену они предлагают за металлолом. Если предлагают высокую цену, но без свидетельства – связываться не стоит, потому что снять ее с учета не получится, а дальнейшем могут ждать крупные неприятности. Зарегистрированный на вас автомобиль может засветиться в криминале, а вас как собственника привлекут к ответу, и придется потом разбираться с последствиями.
2. Согласовывается время, когда будет передан автомобиль. Далее владелец самостоятельно доставляет машину к месту осмотра, а затем взвешивания. Если авто еще на ходу, он подъезжает своим ходом. Если такой возможности нет, вызывается эвакуатор, который оплачивает автовладелец, или за плату машину вывезет сама компания.
Когда хлам на колесах будет разобран и превращен в сплющенный металл, утилизатор выдаст свидетельство об утилизации. Утилизатор потребует документы на машину, а номерные знаки вам вернут.
Помимо документов, сотруднику ГИБДД предоставляются номерные знаки. Если документы на машину утеряны или украдены, то с учета снимут и без них, сверив сведения в базе данных.
4. После успешного снятия с учета ГИБДД направляет сведения об этом в налоговую инспекцию, которая снимает собственника с налогового учета и освобождает от уплаты транспортного налога.
4. Как выгоднее сдать машину на металлолом
Перед отправкой в утиль стоит снять с автомобиля те детали, которые еще можно эксплуатировать и потом продать за довольно неплохую сумму. Это может быть электроника, магнитола, аппаратура телекоммуникации, фары, навигатор. Снимать номерные агрегаты запрещается – без них автомобиль не примут на утилизацию. Номера находятся на раме, кузове и в кабине, двигатель в перечень номерных агрегатов не входит. Снятые агрегаты придется доставить в ГИБДД на сверку и открепление от уничтожаемого автомобиля, только после этого их можно будет продавать.
Сколько можно выручить за автомобиль? В среднем, его вес достигает одной тонны. На пункте приема оценивают целостность автомобиля, и затем от его веса отнимается вес стекол, резины, внутреннего содержимого салона. Номинальный вес снижается на 30%.
Вес за тонну металлолома в разных регионах разнится. Например, больше всего платят за лом в Санкт-Петербурге – до 9000 рублей за одну тонну. От полученной суммы нужно отнять стоимость доставки, которую оплачивает владелец машины – это примерно 2000 рублей. В итоге получается совсем небольшая сумма за старый автомобиль. Но все же даже маленькие деньги – это лучше, чем ничего, а значит, сдавать автомобиль на металлолом все же выгодно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Выгодно ли сдавать старое авто на металлолом — сколько можно заработать в 2021 году
Со временем любой автомобиль теряет свои технические качества. Приходит время, когда владельцу приходится решать, что делать с отслужившим свой срок автомобилем. Поддерживать его в исправном состоянии зачастую оказывается труднее, чем просто отправить на свалку. А ведь можно сдать машину на металлолом, воспользоваться программой утилизации, продать через интернет по запчастям или сдать на разборку. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, поэтому важно хорошенько продумать свои действия.
Сдача машины целиком
По действующему законодательству, владелец может поступить со своей старой машиной следующим образом:
В зависимости от индивидуальных потребностей и материального положения каждый владелец авто может выбрать свой вариант.
Что выбрать – государственные или частные пункты
Главным недостатком госпрограммы является запутанность и непрозрачность. Здесь практически невозможно найти полную информацию о скидках, установленном порядке действий, возможностях выбора новых машин.
Отрицательным моментом можно считать и то, что участвующие в программе дилеры могут сами определять, какие машины они будут принимать.
Конкретную скидку просчитать заранее здесь также невозможно, поскольку ее размер не фиксируется. Государство только рекомендует максимальный уровень дисконта.
Если документы утрачены, а машина снята с учета до 10.07.17-го, то можно разобрать ее самостоятельно и сдать как металлолом.
Сегодня приемом ветхих авто занимаются государственные пункты, а также частные компании. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки.
Можно выделить следующие преимущества государственных пунктов приема:
Наряду с явными плюсами имеются и минусы:
Частные компании имеют свои преимущества:
Из недостатков можно выделить сомнительные схемы приема, умышленное занижение цены, обман при взвешивании. Кроме того, здесь практически невозможно получить официальные документы об утилизации.
Стоимость и условия
Достаточно выгодно сдавать старое авто на металлолом, когда его уже практически невозможно продать. В таком случае реально получить деньги или существенную скидку на покупку новой машины.
Что нужно знать хозяину авто:
Детали из цветных металлов лучше сдавать отдельно, поскольку стоят они дороже. На практике приемщики зачастую занижают сумму, ссылаясь на то, что помимо металла, конструкция авто содержит множество ненужных элементов.
Самостоятельная разборка и сдача в лом
Окончательная цена авто определяется общим количеством проданных деталей, комплектующих, узлов и агрегатов.
Наиболее ликвидным товаром являются фары, колеса, приборная панель, двигатель, коробка передач, аккумулятор, стекла, катализатор. Демонтировать эти элементы можно и своими силами.
Раздельная продажа существенно увеличит выручку за старое авто. Важно рассортировать все металлические элементы по разным категориям. Цветной металл лучше сдавать отдельно. Самым выгодным вариантом будет сдача на металлолом машины, с которой сняты все неметаллические части, а «железо» рассортировано по категориям. (Можно продать автомобиль по частям через объявления в интернете.)
Для разборки понадобится гараж, поскольку оставлять под открытым небом разобранное авто достаточно рискованно. Кроме того, такой способ продажи требует много моральных и физических усилий, поскольку кроме самостоятельной разборки придется связываться и общаться со многими незнакомыми людьми.
С другой стороны, реализация отдельных частей может принести хорошую выгоду.
Таким образом, отправить старый автомобиль на металлолом можно разными способами. Вопрос в том, что за это можно получить абсолютно разную компенсацию.
Переработка автомобиля и автолома
Переработка автомобиля
Схема современного авторециклинга включает в себя следующие стадии:
Система авторециклинга должна обеспечивать:
В процессе эксплуатации, так что в сумме теряется около 25% от первоначальной массы автомобиля. Эти потери, в основном, связаны с истиранием резины покрышек, коррозией металлов, а также с неоднократными заменами некоторых деталей и узлов автомобиля, таких как: аккумулятор (3-4 шт. за время эксплуатации), покрышек (около 16), масляных и топливных фильтров, тормозных колодок и некоторых других деталей, а также заменой горюче-смазочных и технических жидкостей (масла, тосол, тормозная жидкость и т.д.). Все эти вещества попадают в окружающую среду и наносят ей ущерб. Некоторые из этих материалов теряются безвозвратно, например, жидкости, металлы при истирании, превращающиеся в мелкодисперсные частицы. Однако большинство материалов остаются на свалках и полигонах или просто где-нибудь ржавеют. Некоторые вещества могут годами лежать на свалках и не претерпевают никаких изменений своего химического состава, поэтому все эти вещества являются потенциальными перспективными ресурсами для последующей их переработки. А если учесть, что количество эксплуатируемых и вышедших из употребления автомобилей с каждым годом возрастает, то через 15-20 лет, по прогнозам экспертов, их количество будет настолько большим, что проблема их переработки станет ещё более актуальной, чем сейчас.
Рисунок – Материалы, входящие в состав автомобиля
В силу особенностей материалов, применяемых в автомобилестроении, вышедший из эксплуатации автомобиль является сложным, опасным отходом. В таблице 5 представлено содержание материалов в типовых автомобилях.
Таблица 5. Содержание материалов в автомобилях
Переработка автолома
Содержание материала (в % от веса)
Типовой
американский
автомобиль
Типовой японский автомобиль
Типовой европейский автомобиль компакт-класса
Другие материалы (краска, изоляция, электропроводка)
Демонтаж
Обязательны для демонтажа :
Шредерная переработка
Переработка автолома на шредере включает в себя следующие стадии:
После шредера готовый шрот переплавляют в ДСП или конвертере с получением стали; цветные металлы отправлять на переплав на заводы цветной металлургии; а лёгкую фракцию, содержащую примеси тяжёлых металлов подавать в доменную печь, где возможно выделение из этой фракции некоторых металлов (свинец, цинк), а невыделяющиеся металлы перейдут в чугун и далее в сталь, что сделает их безопасными для ОС.
Использование шредерного лома вместо металлолома позволяет улучшить качество получаемого металла за счет низкого содержания углерода в ломе (не требуется его выжиг) и ничтожно малого содержания (не более 1%) безвредных примесей, что снижает количество шлака в металле.
Переработка технических жидкостей
1) Отработанное моторное масло относится к категории опасных отходов. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Под В ходе эксплуатации автомобиля в масло попадает грязь, металлические стружки, вода и различные химические соединения. Отработанное моторное масло представляет угрозу для окружающей среды и человека в силу ряда факторов:
2) Отработанная охлаждающая жидкость/антифриз, как правило, уже утратила свои первоначальные свойства и засорена грязью, ржавчиной, металлическими и древесными стружками. Охлаждающая жидкость представляет опасность для окружающей среды. Процесс рециклинга отработанной охлаждающей жидкости, как правило, включает удаление из нее вредных примесей, корректировку химического состава и восстановление уровня рН, добавку антикоррозийных ингибиторов.
4) Трансмиссионное масло, используемое для смазки трансмиссий, представляет собой минеральное масло, воспламеняющееся при высокой температуре, и малотоксичное. В отработанном трансмиссионном масле содержится свинец и другие тяжелые металлы, что делает его опасным для окружающей среды. Перерабатывается в новое трансмиссионное масло.
В России на 01.01.2009 года было выработано 1 млн 750 тысяч тонн моторных масел. Из них ежегодно может быть образовано потенциально минимальное количество – около 427 тысяч тонн отработанных масел. До 80 % всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоёмы, не более 20 % – собирается, но из всех собранных отработанных масел только 14–15 % идёт на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются.
Переработка резины
В обычном легковом автомобиле средних размеров приблизительно 5% (50 кг) от веса составляет резина, представленная в основном покрышками. По имеющимся на сегодня данным резина составляет до 20% от веса отходов, захораниваемых на свалках в мире.
Из покрышек, выходящих из эксплуатации каждый год в индустриально развитых странах Евросоюза, около 25% подвергается восстановлению, 20% сжигается с получением энергии, 10% перерабатывается в крошку, 5% используется в хозяйственных целях (например, на фермах, в качестве ограждений или буферных приспособлений) и 40% захоранивается на полигонах, а также выбрасывается с нарушением природоохранного законодательства или складируется.
Учитывая продолжительный срок естественного разложения резины, который может составлять десятки лет, подход к изношенным покрышкам с позиций переработки видится вполне приемлемым. То есть предпочтение отдается снижению образования отходов, повторному использованию по первоначальному назначению и переработке с целью получения материалов или энергии. Только после этого следует рассматривать вариант с захоронением.
Существует ряд путей повторного использования и переработки автопокрышек с получением других материалов и энергии: восстановление, переработка в крошку, пиролиз или сжигание в цемент.
Если на момент утилизации каркас шины имеет хорошее состояние, то на него можно наварить новый протектор. В настоящее время на рынке представлены довольно совершенные технологии и оборудование, позволяющие увеличивать срок службы покрышек в 3 и более раз. Шины разделяются на металл, ткань и резину, резина измельчается в шредере в крошку заданного размера. Область применения резиновой крошки расширяется с каждым днем. В настоящее время она используется, например, в покрытиях для спортивных площадок, красках, напольных матах, переездах через трамвайные и железнодорожные пути, дорожных препятствиях для ограничения скорости типа «лежачий полицейский», гидро-, звукоизоляционных и кровельных материалах. Однако одной из главных областей ее применения является изготовление конвейерных лент для различных процессов. Сравнительно новым и перспективным направлением использования резиновой крошки в промышленных масштабах является производство резиноасфальтов. И в настоящее время во многих экономически развитых странах, включая Россию, активно ведутся испытания дорожных покрытий, в которых использована резиновая крошка. При нагреве шин по специальной технологии без доступа воздуха можно получать газ, нефть и углерод, которые используются наряду с природными ископаемыми. При сжигании покрышек получают приблизительно такую же тепловую энергию, как и при сжигании угля. Поэтому покрышки можно использовать в качестве горючего в цементном производстве, где достаточно высокие температуры препятствуют образованию вредных выбросов.
Переработка автомобильного стекла
В силу специфических требований, предъявляемых в автомобилестроении, каждая комплектующая деталь, а также материал, из которого она изготовлена, должны отличаться функциональной надежностью, долговечностью, презентабельностью, комфортностью, стильностью, а главное – безопасностью. Применительно к стеклу эти требования включают высокую противоударную устойчивость, соответствие заявленному коэффициенту дробимости, полную оптическую прозрачность.
Автомобильное стекло бывает преимущественно двух типов:
Закаленное стекло перерабатывается примерно так же, как и отходы стеклотары. Определенную сложность для переработчика представляет ламинированное лобовое стекло. Оно состоит из нескольких слоев тонкого стекла, между которыми проложен прозрачный термопластик поливинилбутират (ПВБ). Поэтому разборку ламинированных стекол необходимо производить вручную. Отходы ПВБ утилизируются так же, как и отходы упаковочного пластика.Отходы автомобильного стекла широко применяются для производства стеклоасфальтов, абразивных материалов для очистки поверхностей, светоотражающих добавок к краскам, насыпных подложек в дорожном строительстве, а также фильтрующих материалов и т.д.
Переработка пластика
Около 10% (100 кг) веса автомобиля приходится на пластик, который имеет определенный потенциал для переработки и, следовательно, может приносить прибыль переработчику. Однако чтобы максимально использовать возможности этого материала, необходимо решить целый ряд проблем. В конструкции обычного автомобиля применяется около 25 видов пластика, каждый из которых предназначен для соответствия конкретным строгим эксплуатационным требованиям. Даже один и тот же вид может иметь несколько разновидностей в зависимости от содержания наполнителя, добавок и красителей.
Большинство этих пластиков нельзя смешивать в целях переработки – следовательно, встает вопрос с правильной сортировкой. Кроме того, большое количество подлежащего переработке пластика засорено металлическими скрепками, шурупами, наклейками, остатками монтажной пены и т.д., всем, что должно быть удалено перед переработкой. Европейские и американские компании, занимающиеся рециклированием пластиков, успешно работает над поиском путей получения добавленной стоимости за счет повышения качества перерабатываемого материала. На основании результатов этой работы уже определено, какие материалы должны перерабатываться в силу их широкого присутствия в автомобилях, в силу потенциального рыночного спроса на них, а также в силу возможности осуществлять их гарантированное отделение от других материалов, а какие нет.
К перерабатываемым материалам были отнесены:
Однако следует учитывать, что одна тонна пластиковых деталей занимает довольно большой объем (приблизительно 20 м3, имея в составе 2000 предметов, исключая бамперы). Здесь лежит другая большая проблема – высокая себестоимость транспортировки объемных легких материалов к месту их переработки, – которую приходится решать переработчикам.
Следует признать, что ситуация со сбором, сортировкой и переработкой автомобильного пластика значительно улучшилась за последние годы в связи с принятием Евросоюзом и рядом индустриально передовых стран законов, обязывающих автопроизводителей маркировать пластиковые детали на выпускаемых ими автомобилях. Кроме того, значительные усилия прилагаются к уменьшению видов применяемого в автомобилестроении пластика и его унификации среди производителей. Область применения вторичного пластика постоянно расширяется. Так как на сегодняшний день пластик представляет собой наиболее проблемный и сложный, с точки зрения сбора и сортировки, поток отходов, образующихся при переработке автомобилей, в индустриально передовых странах вкладываются крупные инвестиции в научные исследования в области создания современных технологий его переработки и использования. Ниже приведен ряд областей использования вторичного пластика: