Перевал чегетджара на машине
Покоряем Чегетджара – самый высокогорный автомобильный перевал Северного Кавказа (для КП)
Я много слышал об этом месте, мечтал побывать, но всё не удавалось. Периодически кто-то из группы «Реальные покатушники» выкладывал отчёты о прохождении перевала, а у меня так и не получалось туда поехать. Наиболее часто там бывал наш одногруппник Кирилл – tblrnik07, но даже ему не всегда удавалось увидеть перевал Чегетджара во всём великолепии. Здесь летом очень часто плохая видимость, туман, низкая облачность, идёт дождь, дорога размыта и местами непроходима. В такое время, даже подготовленные внедорожники могут не пройти этот перевал, а просто застрять на подходах к нему. Но нам повезло. Не зря говорят, хорошим туристам – хорошая погода!
Так в чём же всё-таки сложность этого перевала? Во-первых он высокогорный, его максимальная отметка 3124 метра над уровнем моря, а это уже представляет серьёзную сложность и нагрузку на автомобиль. И пусть это не самый высокий показатель для Северного Кавказа, здесь есть перевалы и более 3300 метров, но движемся дальше. На этом перевале нет асфальтовых дорог, со стороны Верхней Балкарии к нему ведёт каменистая грунтовка, которая в сухую погоду вполне преодолима, но далее начинаются мочаки – высокогорные болота. Местами грунтовка теряется среди камней, местами среди болота, иногда надо ехать просто по склону наобум, надеясь, что не промахнулся и всё же выедешь на новый виток дороги. Да и вообще эта грунтовка хороша только в сухое время года, когда идут дожди и тает снег, она превращается в раскисшее глиняное месиво. Со стороны Бабугента дорога возможно даже сложнее. Точнее от Бабугента до Безенги доехать не сложно, но вот дальше начинается затяжной серпантин с огромным набором высоты от 1500 внизу, в районе погранзаставы до 3000+ в верхней точке. И если со стороны Верхней Балкарии эти подъёмы растянуты на большее расстояние и не так заметны, то здесь они ощущаются очень сильно. В таких местах нужен мощный двигатель и хорошая понижайка, чтобы машина, особенно гружёная, не закипела на подъёме.
Сразу оговорюсь, что этот маршрут я проходил два раза, вначале штурманом на чужом автомобиле, а потом уже через некоторое время сам на своё Дайсоне. Поэтому выложу рассказ в двух частях, каждая из которых полностью самостоятельна и минимально копирует друг друга, но зато отлично дополняет и показывает великолепие гор в разное время и в разную погоду. В этой статье я делюсь с вами первой частью путешествия с шикарной погодой и прекрасной видимостью. Вторую часть поездки, в других погодных условиях, но с более подробным описанием всей местности, я выложу через несколько дней после публикации этой статьи.
А фильм объединит две части в одно целое. Вы можете сразу его посмотреть по ссылке ниже, но я рекомендую вначале прочитать этот рассказ или хотя-бы насладиться прекрасными фотографиями природы Кабардино-Балкарии.
Путь к небу. Перевалы Чегетджара и Школьный. Вершина горы Чегетджара.
По просьбам трудящихся немного отвлекусь от Дагестана и расскажу о старой заброшенной дороге из Черекского в Хуламо-Безенгийское ущелье через перевалы Чегетджара и Школьный. Она считается одной из самых сложных автомобильных дорог на Северном Кавказе и связывает между собой балкарские села Верхняя Балкария и Безнеги.
Раннее утро мы встретили в Верхне-Балкарском заповеднике, о котором я расскажу позже.
Проснулись очень рано. Впереди нас ждала непростая дорога высоко в горы, а поскольку в это время года дымка и тучи затягивают вершины гор ближе к полудню даже при ясной погоде, то терять утренние часы нам категорически не хотелось. Ведь чтобы увидеть 6 из 8 пятитысячников Кавказа, нам нужно было оказаться на вершине перевалов строго до полудня.
Когда-то этот путь был скотогонной тропой из Верхней Балкарии в Безенги. Но в середине 20 века вблизи горы Чегетжара открыли и начали осуществлять разработку полиметаллических руд, поэтому туда пробили дорогу как со стороны Черекского, так и со стороны Хуламо-Безенгийского ущелья.
Перевалы на дороге в разных источниках имеют разные названия. Где-то они называются Чегетджара и Школьный, где-то Школьный и Думала, где-то Чегетджара и Думала. Одно я знаю точно, правильное название самого высокого перевала — Чегетджара, по одноименной вершине, через которую проходит дорога. Название же Думала происходит от реки протекающей тут. Но также это название имеет другой перевал, ведущий в следующую долину на запад. Название Школьный возникло предположительно потому, что в советское время через него водили школьные экскурсии.
Рудник полиметаллических руд давно заброшен и дорогу никто не обслуживает, полку не чистит и не расширяет. Автомобильная дорога опять превратилась в скотогонную тропу.
На высотах 2200 — 2600 метров над уровнем моря раскинулись альпийские луга. Там пасутся полудикие яки. Их тут разводят уже много лет. Большая высота и холодный климат им наиболее подходит.
Подъем от Верхней Балкарии до перевала Чегетджара имеет перепад 2000 метров по высоте при длине подъема порядка 15 километров.
И вот мы уже на полке с которой хорошо видна Безенгийская стена из пятитысячников Кавказа.
Побывать именно здесь и увидеть эту стену было одной из главных целей всего путешествия. Цель достигнута, и даже набегающие облака нам не сильно помешали.
Здесь находится аж 6 из 8 пятитысячников Кавказа. Дыхтау — 5205м, Коштантау — 5152м, пик Пушкина — 5100м, Джангитау — 5085м, Шхара — 5193м и Мижирги — 5047м.
И тут в голову приходит мысль: а что если заехать еще выше? Перевал высотой в 3124м уже достигнут. Можно попробовать заехать на вершину горы Чегетджара высотой 3414м.
Чтобы было понятно. Нам нужно найти путь вверх по этой осыпи, желательно наименее крутой и без сыпухи.
Дорога уходит направо в обход горы, мы же едем налево и вверх. Там не такой крутой подъем. Вскоре дорога остается внизу.
А перед нами все лучше и лучше открывается вид на Безенгийскую стену.
Тут даже кто-то когда-то ездил. Видны старые размытые следы от тяжелой техники и от квадрациклов. Их изрыли ручьи и промоины. Ехать по ним не представляется возможности, поэтому едем по ковру. Первая пониженная 3.15, обе блокировки и потихоньку ползем вверх.
Впереди еще более крутой подъем вверх и несколько пересечений промоин. Поэтому сначала идем в пешую разведку. Бегать по горам приходится много, а на высоте 3300 метров это не очень то просто. Но лучше немного побегать и отыскать правильный проход, чем потом разворачивать машину на уклоне больше 35 градусов.
Пока я разведаю проезд, нас настигают облака. Мы чуть чуть не успели подняться на вершину перед тем как они поглотили нас.
Вскоре следы заканчиваются. Но это даже к лучшему. Старые след становится основным путем для схода талых и дождевых вод и постепенно он превращается в глубокую изрытую канаву, пересечь которую крайне трудно. Поэтому ехать по ковру без пересечения размытых канав гораздо проще.
Тут даже просто тронуться сложно. Тяжелая груженая машина на высоте 3400 метров и на уклоне около 30-35 градусов трогается только на 3000 оборотов двигателя. На вершину же забираюсь в отсечке мотора. Температура масла АКПП и охлаждающей жидкости достигает 110 градусов, хотя на улице не больше +7.
Отсюда открываются просто сумасшедшие виды.
Мы очень рады, что наш авантюрные подъем увенчался успехом.
Хотя по фоткам я какой-то суровый. Наверно уже думаю, как отсюда спускаться. Ведь не всегда спускаться проще чем подниматься. Придется ехать на первой пониженной и тормозах и очень бы не хотелось чтобы они перегрелись и отказали. 3 часовой подъем на какие-то 300 метров, это столько же сколько занял до этого подъем на 2000 метров из Верхней Балкарии. Хорошо что повезло с погодой, не было дождя сегодня и несколько дней до этого. Подниматься под таким углом по верховому болоту и мокрым камням я бы не решился.
Мне точно не известно поднимался ли кто-нибудь до этого на вершину горы Чегетджара на гражданском автомобиле. В открытых источниках данных об этом нет. Но мне почему-то не кажется что это был первопроход. Как-то легко и непринуждённо он получился. Хотя может нам просто повезло…
Путь вниз до дороги занял минут 40. Тормоза мы не перегрели хотя вонь стояла ужасная. Дальше был спуск с перевала Чегетджара, потом перевал Школьный высотой 2997м и мы попали в соседнее ущелье.
Невероятный Кавказ — Черекская теснина, Верхняя Балкария и перевал Чегетджара (Школьный)
Давным-давно, многие столетия и даже тысячелетия назад, когда налаживалась торговля между разными городами, народностями и странами, а торговые пути только начинали появляться, огромное влияние на развитие сёл и городов, оказывало их местоположение. Если они располагались в местах пересечения мощных торговых путей, то развивались очень быстро, а если находились в отдалении, то тогда развитие проходило медленно или даже застывало на месте. Основные торговые пути проходили через моря, по руслам крупных рек, дороги вились через долины и перевалы. Сейчас, в современном мире, здесь построены речные и морские порты, все важные дороги давно асфальтированы, но есть и отдалённые селения, быт которых меняется очень медленно, их жители зачастую живут натуральным хозяйством: животноводством, садоводством и овощеводством. В основном эти селения находятся в труднодоступных местах, в горах или лесах. Конечно, в большинстве мест там живут современные люди, построены, пусть и невысокие, но современные здания, вот только находясь здесь легко окунуться в атмосферу старины. Здесь тоже есть дороги и перевалы, но асфальт уже не частое явление. И именно здесь наиболее интересно путешествовать, наслаждаться невероятной природой и красотой диких мест.
В этот раз мы собираемся проехать из селения Верхняя Балкария к селению Безенги через перевал Чегетджара, так же у него есть второе название – перевал Школьный. Это старая заброшенная дорога из Черекского в Хуламо-Безенгийское ущелье. А вот история образования Верхней Балкарии, весьма непроста и трагична.
До начала XX века в ущелье реки Черек-Балкарский располагалось 18 селений, но после Октябрьской революции все они были объединены в два сельских Совета: Верхняя Балкария и Нижняя Балкария. В 1926 году была образована Средняя Балкария. До 1935 года все три сельсовета входили в состав Балкарского округа КБАССР. После разукрупнения округа, они были включёны в состав новообразованного Хуламо-Безенгийского района.
В 1944 году балкарцы подверглись депортации в Среднюю Азию. Вследствие этого все селения пробыли в заброшенном состоянии около 13 лет. В 1957 году началось возвращение балкарцев из ссылки в места своего прежнего проживания. После реабилитации балкарского народа и возвращения на родину, сёла Верхняя Балкария, Средняя Балкария и Нижняя Балкария были объединены в одно поселение — Верхняя Балкария, с одноимённым сельсоветом. Сейчас в Верхней Балкарии проживает около 4300 человек, а развалины заброшенных аулов можно увидеть в окрестностях села.
Записки штурманёнка. Горными тропами Кавказа. Перевал Чегетджар
КПП пограничников с высоты. Если присмотреться, можно угадать цепочку из нескольких машин, ожидающих проверки. Вероятно это та самая группа из пикапа и пафиков, тогда они отстают от нас где-то на час…
Здесь сразу окунаешься в высотный мир. Прям с самого начала подъема чувствуешь высоту и масштаб.
Еще внизу навстречу нам выехал уазик, но там было просто разъехаться… Чем дальше и выше, тем действительно с разъездами совсем плохо, узкие полки. Забегая вперед, скажу, что нам к счастью встречек больше не попадалось.
Вот она, дорога, идет вперед, рассекая склон горизонтальной чертой
Температура постепенно падает, небо окончательно затянули тучи. А местность очень сильно вдруг напомнила Северный Урал, курумник за перевалом Дятлова, только там камней больше)
Может быть, от части и из-за того, что тут неожиданно повеяло природой Севера, я вдруг почувствовала себя «как дома», в родной стихии. Не жарко, комфортные 15 градусов за бортом, нет палящего солнца, есть интересная дорога вперед и потрясающие виды вокруг.
Где-то тут, по викимапии перевал Чегетджар. Мы на высоте 3015. Потом была высота еще больше 3103 (фотка правда не удалась явно:) )
Вроде максимальное, что я запомнила, это 3130. Это высшая точка на данный момент, как для нас с мужем, так и для Мышки. Она кстати вела себя выше всяких похвал!
А вот и те самые животные, которые поразили и вдохновили меня даже больше лошадей! Яки!
Вроде и шерстяные коровы, а скорость развивают огромную, пока удирают от машины, которая в общем-то далеко. Трусливые) Но какой же хвост, вот тот пушистый сзади)))
Тут целое огромное стадо рассредоточилось по склону
Однако, всей гаммы видов на природной палитре перевала мы не видим, все вершины съело серое дождевое облако, которое все больше и больше нависает над нами, все серьезней и серьезней грозя дождем
Наткнулись на остатки строений. Не знаю точно, что тут было раньше, но на кошару не похоже. Вроде как тут что-то добывали.
Даже с учетом съеденных вершин виды непередаваемые! И такие внутренне близкие, словно родные. Ну да, это с учетом, что всю жизнь живу то я в Москве…)))
А там, на горизонте, среди облаков, можно различить спускающийся вниз язык ледника
Мы, тем временем, спускаемся к «лугам». Ощущение, что находишься в центре котла, где горы вокруг – это стены, а ты в зеленом оазисе
Впереди нас ждет та самая полка, с неприятным в дождливую погоду грунтом. Ее уже видно на склоне за лошадьми
По сухому она проходится нормально, но в какой-то момент, уже на спуск с нее, вымоины становятся такими, что машина не проедет.
Пока я занимаюсь спортом на высоте, а именно бегаю по склону и ищу траекторию другого спуска, Серёжка отдыхает и фотографирует Мышь и промоину (ее правда за машиной и не видно)
Разворачиваемся и спускаемся чуть раньше, просто по траве. Чуть уходя в сторону с пунктира на карте, он идет с другой стороны, по другому склону. Но дорога здесь тоже накатана
Немного дальше и опять возвращаемся на маршрут, который виден на карте. У реки Чайнашки
И тут, небо решает, что больше не стоит ждать… Начинается дождь, сначала пару минут тихонько накрапывает
А затем перерастает в ливень стеной. Но у нас дорога идет уже на спуск к Верхней Балкарии, и надо сказать дорога широкая и более проезжабельная что ли, чем на подъем со стороны Безенги. Ну более спокойная. Дождь тут критично не мешает движению. А в голове крутятся мысли, что если группа из пикапа и пафиков(как мы помним один на шоссейке) пошла таки на подъем за нами, то они должны быть как раз приблизительно в том месте, где ливень ну очень не желателен из-за грунта… Если честно, было волнительно за них, но связи не было. Надеюсь, что они прошли нормально или во время развернулись! Ну или мы ошиблись, и та группа машин на КПП были не они.
С такими мыслями под стеной дождя мы уходили вниз с перевала.
И тут я увидела то, что никак не ожидала! Ну не хотел мой мозг воспринимать это здесь! Дорога дальше перекрыта железными воротами, а они по закону жанра были закрыты…
Нет, ну такого быть не может! Если мы прошли перевал, то должны нормально спуститься! Не может же быть дорога наглухо перекрыта!
Не задумываясь, выскакиваю под дождь и просто «плыву» к воротам, через потоки воды на полке. Я почему-то твердо уверена, что это мираж, что их здесь быть не должно, и если я дойду и просто прикоснусь к ним рукой, то они развеются и растают. Считайте это каким-то шоковым состоянием и не желанием верить в действительность!)))
А действительность что? Действительность была проста. Ворота, конечно же, не растаяли и никуда не делись, они были! Но они были просто на щеколде, вероятно чтобы домашние животные (не знаю уж, можно ли дать такое определение якам) не спускались вниз.
Подняв щеколду и придержав створку, пропускаю наши машины. А потом вернув все на место, иду к Мышке. Уже не тороплюсь, потому как на сквозь мокрая под струями дождя. Достаю полотенце, укутываюсь и сажусь к себе на место штурмана. Но такая приятная нега охватывает и появляется довольная улыбка. Да, могу с уверенностью сказать – это мое место. Мне здесь хорошо и уютно, даже под дождем! И вот эти вот ворота добавили лично мне маленькую капельку адреналина в восприятие, которого похоже и не хватало мне для завершения картины где-то глубоко в подсознании, уж слишком все было спокойно в этой поездке…
Да, знаю, обнаглела я уже похоже)) но мне нужно Мое движение в поездке, чтобы не было просто, чтобы потаскать камни, понырять в грязь или воду, поразматывать лебедку… Почувствовать, что ты действительно проходишь то, что не каждый сможет проехать.
Может это от части и какое-то тщеславие — пройти там, где не все проходят))) Может это и не хорошо, желать трудной, но несомненно интересной дороги… Все может быть, но вот так вот оно есть у меня. Зато тех эмоций и воспоминаний потом хватает практически на весь год)))
Конечно же подходить надо ко всему с умом, оценивать свои силы и возможности и не допускать лишних, неоправданных рисков и не повторять подвигов Феликса прошлого года на Урале Однако совсем просто не хочется!:)
И вот перевал Чегетджар стал для меня таким моментом этого года. Когда все эмоции сложились в нужную последовательность, когда вокруг грандиозные виды и толика твоего участия в движении, пусть чуть-чуть, пусть побегать поискать направление, пусть открыть ворота под дождем, но главное, что оно есть, и ты вносишь свой вклад! Так сказать следишь в истории поездки:))
Потом просто хорошо. Смотришь в окно и улыбаешься))
А там, внизу, уже проглядывает Черекское ущелье и Верхняя Балкария…
Неизученный Кавказ_ч.1 (Доездинг и перевал Чегетджара)
Хантер Стоктон Томпсон однажды сказал: «Жизнь должна быть путешествием до могилы не с намерением прибыть в сохранности и красивом, хорошо сохранившемся теле, а скорее въехать с заносом, в клубах дыма, полностью вымотанным и изношенным, громко провозглашая — «Вот это поездка!».
Под таким девизом мы двинулись в путь на своем УАЗике в сторону Кабардино-Балкарии. В этот раз я особо не продумывал маршрут. Когда-то я увидел в интернете информацию о самом высокогорном перевале Северного Кавказа – Чегетджара и захотелось попасть туда. Тем более виды там должны быть феерические, несколько пятитысячников Кавказа. В прошлом году мы уже ездили по тем местам, были на Канжоле, Джилы-Су, Бермамыте, проезжали Актопрак, Чегемское ущелье, Баксанское, поднимались на Эльбрус на подъемнике и повторяться не хотелось. От этого маршрут в голове как-то не строился и буквально за пару дней до старта были намечены основные достопримечательности, которые мы бы хотели посмотреть. Маршрут был такой:
телепортация до КБР, Верхняя Балкария, перевал Чегетджара, Безенги, альплагерь Безенги, через Нальчик в Чегемское ущелье, перевал Актопрак, озеро Гижгит, поляна Чегет и подъем на Чегет, телепортация в Архыз, Софийские водопады, телепортация в Крым.
С самого начала стало ясно, что телепортацию пока не изобрели, поэтому завел УАЗика. За день до выезда вырезал в заднем бампере технологическое отверстие и до позднего вечера устанавливал кронштейн запаски, купленный еще год назад. Еще имел неосторожность помыть машину – гораздо приятнее ехать на чистой машине, да и лошадей в ней прибавляется. И что-то пошло не так и перестали работать задние стеклоподъемники, а позже уже в пути перестали открываться электрозамки на задних дверях. Также после этой мойки перестало голосить радио. Что-то где-то коротнуло, предположительно в правой передней двери. Думал просохнет и запоет, но не случилось. Ну и ладно. Чинить перед дорогой было уже некогда и 18.07. мы выехали.
Перед Волгоградом начало существенно теплеть. На приборке были цифры около 45. Кондиционер жужжал, но не особо помогало. Температура двигателя начала уходить за грань обычного режима. Чтобы не перегревать выключил кондиционер.
Как обычно заночевать решили на Волге «на высоком берегу, на крутом». Нашли такое место, крутой обрыв метров 20 с классным видом.
Палатку поставили метров за 5-8 от обрыва, за ней машина. Поужинали и быстро стемнело. Посмотрели на звезды, но комары буквально кишили в траве и не давали наслаждаться видами. Где-то за горизонтом в тишине сверкали молнии.
Среди ночи я проснулся от жуткого ветра и ливня. Ветер срывал палатку, оттяжки мы не ставили, так как ничто не предвещало беды. Ветер дул с моей стороны и уверенно хотел спихнуть нас в Волгу, стенка палатки буквально лежала на мне от ветра. Всех подняли и готовились к эвакуации в машину, я дал инструкции детям как и куда идти из палатки. Ветер не стихал, а в палатке уже стояли лужи, прижатая ветром ко мне стенка палатки насквозь промокла сама и полностью промочила меня. Так и сидели в напряжении пока ураган не кончится. Переждали и не сдуло нас в Волгу, но это событие ходило где-то рядом. Утром опять все было спокойно и солнечно. Никогда не ставьте палатку близко к обрыву!
Движение по Волгограду жуть, мы попали днем, чуть после обеда. Повеселили чудо-щиты информации при ремонте дороги. Едешь и вдруг справа желтый щит 8*8 метров, на котором разрисовано как поехать в разных направлениях из города, блин, направлений 15 с надписями. Тут просто стоять и минут 10 вкуривать что к чему на этой схеме, а они повесили это для водителей, которые пролетают этот щит за секунды))). Проехав Волгоград, началось прОклятое место –Калмыкия. Жара усиливалась, кондер выключен, а термометр на приборке показывает за 50, температура двигателя выше нормы. Открытые окна, но при высовывании руки за окно на ходу кажется, что там жарче, чем в машине. Я забыл, что у меня перед радиатором среднезернистая москитка, возможно, сняв ее температура бы нормализовалась, но я про нее тогда забыл, т.к. в нашем климате я всегда ездил с ней и не парился, но тут при этой жаре она выполняла роль медицинской маски на лице – дышать труднее, а толку нет.
Еще жара сделала гадость – при заправке газа даже не до полного бака (бак 90л), а, например, на 70л – клапан отказывался открываться и приходилось ехать на бензине, либо нужно было давать существенно остыть машине и только потом происходило переключение на газ, но времени на остывание не было, поэтому очень много ехали на бензине. В дальнейшем газом заправлялся максимум на 60л, тогда клапан открывался нормально. Займусь ГБО после поездки.
Горы приближались. Проедем мы Чегетджару или нет я тогда не знал, но в планах дальше был альплагерь Безенги, поэтому заранее в Кашхатау заезжаем на адрес ул.Мечиева 76 и берем пропуска в Кабардино-Балкарский государственный заповедник (zapovednik-kbr.ru), заплатил я что-то около 300руб за 2 взрослых и 2 детей. Как позже выяснилось в сезон на кордоне, непосредственно на въезде в заповедник, можно получить пропуск, но лучше перебдеть, чем недобдеть.
По пути до Верхней Балкарии в Черекском ущелье попадаем на Голубое Озеро, мы посетили только нижнее. Вот выдержка из Видипедии:
«Нижнее Голубое озеро имеет зеленовато-голубой цвет и постоянную температуру воды в 9,3 °C. Название озера, Церик-Кель, переводится с балкарского как «гнилое озеро» и связано с тем, что вода содержит растворённый сероводород. Из-за этого вода имеет специфический запах, напоминающий тухлые яйца. Проточное. Расположено на высоте 809 м над уровнем моря. Площадь озера 0,0216 км² (235×120—180 м). Глубина — 279 м. Всего пару метров уступает глубочайшему карстовому озеру мира, хорватскому Красному озеру. На берегу находятся турбазы. Сток с озера постоянный и не подвержен сезонным колебаниям. Составляет он примерно 70 млн л. воды в сутки. Вода кристально чистая, прозрачная, дно озера просматривается до глубины 22 м. Цвет воды изменчив. При ясной погоде нежно-голубой, а при других погодных условиях меняется на лазурный (из-за содержания сероводорода).»
Запаха мы никакого не обнаружили, озеро вполне себе приятное, страшно осознавать, что при маленьких внешних размерах глубина 279м. Пообедали в кафе прямо у воды, попробовали хычинов и поехали дальше. Дорога идет вдоль реки Черек-Балкарский и набирает высоту. Попадаем в Черекскую теснину, асфальт пропадает и перед тоннелем есть небольшой водопадик с чистой водой и можно прогуляться по недействующей старой дороге на крутом обрыве.
Куча метров вниз до воды и куча метров вверх до вершин гор, а посередине дорога в основном в одну машину шириной. Местами с этой дороги есть входы в туннель, интересно.
Въезжаем в Верхнюю Балкарию, переезжаем через мост и уходим в сторону перевала. Предполагалось, что доедем до куда можно, там развернемся и назад через Бабугент в Безенги. Главное не проехать точку невозврата, где уже нельзя будет развернуться.
Сначала дорога хорошая, набор высоты, открываются виды. Хотя все виды на Кавказе надо смотреть до обеда, потом затягивает. У нас выбора не было – мы уже начали подъем после обеда, небо затягивало. На крутых подъемах предательски жужжала вязкомуфта об диффузор.
Навстречу ехала Шнива – остановил, спросил про дорогу. Мужик за рулем ответил, что они тут ухаживают за дорогой и начали чистить ее трактором. А недавно он пытался проехать этот перевал со стороны Безенги и порвал себе шрус. Разъехались и мы впали в рассуждения зачем кому-то чистить здесь дорогу. Раньше эта дорога шла на рудники, которые давно заброшены. А зачем теперь? Через какое-то время, действительно, мы увидели на дороге трактор. Видимо только сегодня он расковырял дорогу и мы ехали по свежей грязи на первой пониженной, периодически слегка буксуя в каменно-грязевой жиже. Выше на серпантине дороги заметил, что за нами наблюдают – мужик в робе. Подумал, что он и есть тот самый тракторист. Поднявшись на очередную ветку серпантина я потер глаза. Потом еще раз потер. Не отпустило… На травке стояла классика… ВАЗ 2107. В легком шоке я остановился возле мужика, поздоровались и я начал расспрашивать как он сюда забрался. Это был местный житель, у него рядом кошара, куда он нас и пригласил, если мы вдруг не проедем перевал и захотим заночевать в горах. Забрался он на машине пока дорога еще не была вскрыта трактором, теперь же он сомневался, что спустится обратно без помощи. Попрощавшись мы двинули дальше. На пути встречается кошара, тут много дорог и ее надо объезжать справа. Опять крутые подъемы, всё в облаках. Лишь изредка нам открываются окошки на снежные горы.