Перевал шаукам на машине

Новый взгляд на Северный Кавказ. Туманный Шаукам и первая попытка увидеть Эльбрус.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Впервые мы оказались на Кавказе ещё в 2015 году, отправившись с годовалым сыном в путешествие на море, но «застряв» на месяц в сказочном мире гор. С тех пор каждый год мы возвращаемся в этот регион и каждая поездка для нас – открытие.

Открытие новых мест, новых для себя форматов путешествия, новых друзей, новых качеств в себе, новой – ещё большей, степени любви к горам в целом и Кавказу в частности.

Дорога в прошлое
После того, как нас не пустили на прогулку в Адыр-Су из-за отсутствия в наших пограничных пропусках отметок на требуемые здесь маршруты (тогда мы ещё не знали, что разрешение на посещение этого участка погранзоны можно получить прямо в альплагере), с помощью уже знакомого нам по подъёму автомобильного лифта, мы спустились обратно в Баксанское ущелье.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Погода стремительно портилась – со стороны Чегемского ущелья тянулись тяжёлые тучи. По скорому пополнив запасы топлива и провизии в Тырныаузе, мы поспешили на другую сторону реки Баксан… Ещё теплилась надежда подняться на перевал если уж не с панорамными видами, то хотя бы обгоняя облако.

Серпантин начинается на окраине города, где петляет мимо многочисленных разрушенных сооружений. Картина довольно удручающая…

Эти разбросанные по склонам руины – всё, что осталось от некогда процветающего горно-обогатительного комбината. А ведь именно открытию здесь вольфрамо-молибденового месторождения Тырныауз обязан своим появлением.

Впервые на карте он появился как рабочий посёлок при обнаруженных в 1934 году выходах молибдена, а после – по мере развития комбината и социальной инфраструктуры, дорос до административного центра Эльбрусского района.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Но пережив ВОВ (в 1942 году основные промышленные ресурсы были эвакуированы, а объекты – взорваны при наступлении в район немецких войск, но работа была восстановлена ударными темпами сразу после окончания войны), серьёзно «подкосили» положение комбината перестроечные 90-е. Начали пропадать госзаказы, была снижена выработка, начались серьёзные экономические проблемы…

А сель, обрушившийся на Тырныауз в июне 2000 года, стал катастрофичным не только для многих местных семей, но также для комбината и города. Тонны камней и грязи нанесли и без того обветшалому предприятию такой урон, что его восстановление было признано не рентабельным.

В 2001году Тырныаузский горно-обогатительный комбинат был признан банкротом, люди начали стремительно разъезжаться из некогда развивающегося города, а оставшиеся пустовать здания и шахты начали разворовывать.

По дороге с облаками
Несмотря на влажную гравийку и моросящий дождь, подниматься было неприятно, но относительно несложно. Единственное, к чему стоит быть готовым – это довольно продолжительные и затяжные подъёмы по пути.

Мы ползли вверх около часа, а картинка на горизонте ни капли не менялась. Когда после очередной «шпильки» серпантина в ущелье показывались уже до боли знакомые домики Тырныауза, казалось, что мы просто «зависли».

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Время, ушедшее на подъём, было против нас – пока мы набирали высоту, не продвигаясь сколько-нибудь серьёзно вглубь перевала, нас всё же нагнало плотное облако.

Перевал Шаукам считается среди многих знатоков и любителей Кавказа одним из самых красивых. Но наши надежды увидеть хоть какие-то виды вокруг таяли с каждым метром – туман сгущался вокруг всё плотнее и плотнее.

Не знаю, как в хорошую погоду, но в сложившейся ситуации наткнуться на одну из заброшенных шахт оказалось как-то даже не по себе. Конечно же, мужчины не упустили возможность сделать у одной из них остановку.

Честно говоря, я не большая любительница экскурсий даже по оборудованным пещерам, не говоря уже о несанкционированном посещение подобных заброшенных промышленных объектов… Даже представить страшно, что эта чёрная, веющая неприятной сыростью и холодом, «пасть» скрывает 53-км лабиринта горных выработок внутри хребта!

К счастью, судя по материалам из СМИ, все выходы шахт в Тырныаузе были замурованы ещё в 2010 году. Тогда это было сделано после 2-месячной контртеррористической операции, когда в этих самых тоннелях искали и обезвреживали укрывшихся бандитов. Но, наверняка, эта мера спасла ещё и не одну жизнь любопытных туристов.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Продолжив же путь, мы столкнулись с ещё одной неприятностью, которую помимо отсутствия пейзажей таила ограниченная видимость – неожиданные встречи с лихо снующей по серпантину спецтехникой. В тумане грузовики и экскаваторы то и дело появляются буквально из неоткуда.

Оказалось, что ещё в мае 2018 года «Эльбрусский горнорудный комбинат» (созданный годом ранее и принадлежащий госкорпорации «Ростех») получил право пользования недрами Тырныаузского месторождения. По представленному на их же официальном сайте проекту, в наступившем году в Приэльбрусье планируется строительство современного горно-обогатительного комплекса, который должен быть запущен уже в 2023 году.

В то время как работы по реконструкции дороги уже, судя по всему, начались и остаётся верить, что с началом великой стройки въезд на перевал не будет ограничен для туристов.

Поправки на ветер
Дальнейший путь по перевалу пролетел довольно быстро. Дорога поднялась в высокогорную долину, но даже это не помогло нам выбраться из облака – видимо, оно крепко зацепилось за вершину перевала гору Шаукол (2 953 метра), но стал еле различим бархат альпийских лугов.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Наконец-то на карте появился долгожданный поворот – сразу за ним мы должны были выйти к поляне Джилы-Су. А это значит, что впереди несколько десятков километров хорошего асфальта и первая возможность увидеть Эльбрус!

Джилы-Су находится всего в 15 км от вершины (по прямой) и именно здесь (на поляне Эммануэля) расположен альпинистский базовый лагерь для желающих зайти на гору с северной стороны. Вид отсюда открывается просто потрясающий! Если повезёт, конечно.

И вот наш курсор на карте миновал заветную «шпильку» и в лобовом окне показался… западный склон Эльбруса!

Да, всё остальное было сокрыто облаками, но как в любом анекдоте про оптимиста и пессимиста – хорошо, что хоть что-то видно. Тем более, что мы решили сделать здесь небольшой привал для корректировки дальнейших планов, в которые довольно бесцеремонно вмешалась погода. А это значит, что у нас появилось время на то, чтобы двуглавый исполин покапризничал и всё же показался нам во всей красе.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Пока мы голосовали между ночёвкой в гостинице с целью переждать один-два дня дождей в тепле и попыткой прорубиться на Бермамыт несмотря ни на что, Эльбрус дразнил нас то и дело приоткрывая свои склоны по небольшому кусочку.

Я уверена, что если бы у меня хватило терпения делать фотоснимок каждого «окошка», то можно было бы собрать гору буквально как в пазлах. Но, любуясь «кипящими» облаками, я лелеяла надежду, что наша встреча с горой просто откладывается. В конце концов в рамках этой поездки у нас еще оставалось 3 – 4 попытки.

Принять же окончательного и единогласного варианта нам так и не удалось… Конечно же, нам всем хотелось отправиться на живописное плато, тем более что наши друзья там ещё не разу не были. Но внутренний голос каждого из нас подсказывал, что ввязываться в авантюру с «доездингом» двух стандартных авто, чтобы потом просидеть пару дней с детьми под тентом, «не стоит свеч».

Окончательное решение было принято уже по дороге, когда все 80 км серпантина до Кисловодска мы ползли под проливным дождём с видимостью в пару метров, дважды сменившимся на град…

Источник

ч.4 Кавказ.Перевал Шаукам вдоль реки Шаукол.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Доброго всем время!
Вот и подступает уже к нам Новый год, но я все никак не могу найти время дописать про летние путешествия.которые не могу забыть.Уже потихоньку перешел к обработке и сортировки фото с Грузии.Но в этом заключительном посте про Кавказ расскажу про перевал Шаукам и дорогу до Тырныауза.

Ну начнем от куда остановились, в связи с надвигающийся непогоды мы решили ехать до Тырныауза, через перевал надеясь что мы его проедем без проблем и особых приключений.Свернув на восток мы двинули, дорога начиналась хорошая укатанная, дождей до этого не было и я был уверен что мы нормально проедем.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Проехав совсем не много времени мы выехали в ущелье и справа от нас бурлила река Шаукоп, а мы попали словно в сказку и это мне напомнило прошлогодний Алтай.Я не мог просто ехать и смотреть все это в лобовое стекло и постоянно останавливался.Но не только что бы сфотографировать но и остудить двигатель так как он медленно но верно грелся, мы ползли все выше и выше и мультитроникс визжал что ОЖ 110°С.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

По ущелью в основном гравий разного размера от маленьких до булыжников, скорость особо не развить ехали не более 60км в час, да и по такой красоте больше и не хотелось.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Едем далее и виды просто сногсшибательны, ну как скажите, не любить наш Кавказ!

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Помню только то что после этой фотографии был очень не простой спуск вниз, это и был перевал Шаукам останавливатся и фоткать его я там просто не рискнул, так как были отвесные скалы мягкой породы и по крыше булыжником получить не хотелось.Так же очень узко там было, Алтай просто отдыхал в сторонке с Кату-Ярыком. Постоянно останавливатся фоткать не было времени переживал, что не успеем доехать до темноты.А ехать еще было 40км по не совсем простой дороге.Но вернутся я туда бы хотел.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Далее мы спустились к реке и ехали вдоль нее пока не переехали через мост слава богу он там был и теперь река осталась по левую сторону, встречались нам только пастухи, да овцы и один раз встретился Урал с пастухами, видимо ехали в Джилы-Су.Проехав не много, перед нами виднелся перевал затяжной подъем за которым был спуск к поселку. Проблем с подъемом не было, так как ОЖ остыла пока спускались с Шаукама и ехали к подъему.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Тут решили остановится так как открылся прекрасный вид на долину, по которой только что проехали и залить топливо в бак. Заправлялись мы только в Кисловодске и не удачно залили не очень хорошее топливо, про него я писал и оно уже закончилось на горе и кстати по пути не разу, не было возможности хоть где то заправится после города.Так что если едите по этому маршруту как и я, то топливо с собой обязательно иметь иначе встрянете.Помочь там не кому за все время как написал только один Урал проехал.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Заправившись и задубев от холодного ветра, мы двинули дальше.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

От куда знаю что вид красивый?, а вот от сюда у Алексея видел=).Если бы были вдвоем с женой может быть тоже заночевали бы в горах, но все так удачно сложилось что тогда лучше этого было не делать.
Вот такие виды на отработку и горы открывается перед спуском в поселок Тырныауз спуск по гравию и серпантину около 20-25 км заняла почти 1 час.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Спустившись немного открылся вид на поселок Тырныауз.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Вот в таком состоянии бывший градообразующий обогатительный завод.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Добравшись до съемной квартиры, о которой я писал в прошлом посту, она оказалось совком с советской мебелью слава богу кровати хоть более менее сохранились, ожидали конечно чего то лучшего.Но искать ездить сил у меня уже после такого затяжного дня и сна в три часа не было.А день начался наш на Бермамыте.Оставили нашиих жен готовить ужин, а сами пошли разбираться с возникшей проблемой.Когда разбирали вещи обнаружил слегка спущенное заднее левое колесо.Начал осматривать и увидел что порезал боковину корда, с виду вроде не сильно, но глубина примерно 1-1.5 см, ездить и постоянно подкачивать как то не комильфо, время было 19.30 уже стемнело поехали в шиномонтаж возле дома там закрылись нас направили в другой через дорогу еле успели все уже закрывались.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Сняли смотрели вдвоем в ванной не где не пузырилось все вроде в порядке сказали что смысла особого нет клеить такой порез.Камни по дороге как писал разные и острые если бы не нормальная резина то можно там было бы легко пробить обычную резину.На мягкой резине на Кавказ в горы лучше не суваться. Постояли поболтали с мужиками рассказики кто, откуда, приехали и что проехали.На что они конечно позавидовали так как живут всю жизнь, а сами и не видели большую часть того что мы за день проехали. Только знают что есть тут рядом.Говорят ишачат каждый день, а денег на отдых вообще нет почти, из региона не выезжают.Нам даже не удобно стало как то перед ними, как мажоры какие то типа…с Москвы приперлись…прибедняться стали говорим мы вот заграницу в Египт и Турцию не ездим=)Катаемся по России матушке деньги тут оставляем лучше своим заплатим=)Они конечно все поняли без обид у всех разная жизнь и доходы, пожелали удачи и сказали что бы приезжали еще, так как в округе много разных мест даже посоветовали куда еще можно прокатится на нашей тачке.Но пока болтали начали сверкать молнии и мы спешно поехали домой отдыхать.
Сидя за ужином, поняли что не зря поехали и не стали оставаться на поляне Эммануэля, так как там точно все залило.И проехать по этому же маршруту после дождей, было уже в разы тяжелее и опаснее так как сели с гор могут сходить. Всю ночь лил дождь и сверкало, мы поняли что на Эльбрус скорее всего нам ехать нет смысла.как мы планировали.На следующий день с утра зашли в онлайн камеры посмотрели и решили поехать в Грузию дальше по маршруту.
Но об этом уже в следующем посту.Если понравилось делитесь и если есть вопросы рад буду ответить.
Продолжение следует.

Источник

Джилы-Су — перевал Шаукам

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Более раздолбайского выезда в жизни не видел. Планирование? Не, не слышал. Только импровизация, только хардкор.
Собирались в КЧР на г. Каракая. В итоге едем в КБР на г. Суарык. Двумя шнивами — 7 человек. На подъеме после реки Харбаз у Вовы рассыпается ступичный подшипник и ступица держится только при помощи газового ключа и такой-то матери.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Решили, продолжать путь. Одна машина — 6 человек. Выручает Дима Конаш, проезжавший мимо на Патриоте, трое пересаживаются к нему. И вот мы близ источников Джилы-су. Веревки, железо оставляем у Дмитрия.
Далее, привязываем на крышу два рюкзака и каким-то образом в машину помещается 6 человек.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

И через пару километров из под капота начинает валить пар, смотрю по приборам — вроде все нормально, около 100 градусов, то есть не кипим. Останавливаюсь, лезу под капот, а там тонкой струйкой выдувает тосол через дырочку в шланге обратки (с радиатора в расширительный бачок).
Чтобы перенатянуть шланг, снимаем решетку радиатора, в моем случае еще и принудительный вентилятор, два верхних крепления радиатора, обрезаем шланг, оттопыриваем радиатор и только после этого появляется доступ и получается снять хомутик.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Далее — сборка в обратном порядке. Вытекло около двух литров, долить было нечем, поэтому всю дорогу потом принудительный вентилятор не выключал.
Доехали до перевала Шаукам, альтиметр показал 2968м.

Источник

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников

Аренда автомобиля за границей и в России

Выбор туристической страховки

Сайт Винского

Реклама на форуме Винского

Советы по маршруту на Кавказе

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Советы по маршруту на Кавказе

Приветствую всех, дорогие путешественники!
Хочу обратиться за советом касательно моей предстоящей поездки на Кавказ.
Исходные данные: еду на автомобиле Nissan Terrano из Москвы в начале июля 2021. С собой будет палатка и запас консервов на крайний случай (например, если в гостиницах не будет мест, либо не успею где-то на маршруте).
Основной вопрос такой: проедет ли мой кроссовер по указанным дорогам и успею ли я во все запланированные места?
Ну и может быть есть ещё какие-то подводные камни в моём маршруте, которые я не учитываю.

Маршрут планирую такой:

День 12. 14.07.2021
Дубки — Волгоград.
Дорога назад. Ночлег в Волгограде.

Заранее спасибо за любой отклик и помощь в моём вопросе!

Re: Советы по маршруту на Кавказе

SingleGrain писал(а) 16 апр 2021, 11:16: День 3. 05.07.2021
Пятигорск — Озёра Шадхурей — Водопад Чий-су башы — Водопад в Тызыл-су — Ночлег в Терсколе.

День 4. 06.07.2021
Терскол — Канатная дорога Эльбруса — Перевал Актопрак — Водопад Абай-су — Ночлег в Булунгу.

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Тут для меня есть некий ритуал: побывать в местах, в которых был много лет назад. Поэтому канатка Эльбруса у меня один из обязательных пунктов маршрута.

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Между Эльтюбю и Безенги может быть сложно. Судя по видео с этой дороги там очень много камней и крупных неровностей, но главное один очень стремный брод с подьемом под 45 градусов и одновременным резким поворотом. В одного я бы точно не рискнул.

У вас маршрут окончательный? На вашей машине я бы заменил Пятигорск на Кисловодск, а оттуда вместо озёр Шадхурей (они безусловно красивые но нам хватило полчаса на осмотр) поехать на Джилы-Су, посмотреть Эльбрус и водопады, а оттуда через перевал Шаукам в Тырныауз и Терскол (посуху проезжаемо без проблем). А если плюс день найти то можно и на Бермамыт из Кисловодска сьездить.

Кстати планирую почти в точности ваш маршрут от начала и до конца примерно в те же даты. У меня L200. Может быть сможем пересечься на части маршрута.

Re: Советы по маршруту на Кавказе

А нет ли ссылочки на упомянутое видео и насколько оно актуально на 2021 год и на сухой (по ожиданиям) июль месяц?

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Сама дорога в целом:

Вроде бы оба видео от прошлого года.

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Вот это действительно полезная информация. В таком месте я бы даже не стал пытаться карабкаться, как на видео. Поеду тогда через Нальчик.

На других перевалах (Шаукам, Актопрак), надеюсь, ничего подобного нет?

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Актопрак в сухую погоду проезжаем на пузотерке, местами бывает неприятно. В сентябре мы его проехали на гетце.

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Re: Советы по маршруту на Кавказе

Поездка состоялась и прошла на ура!
Изначальный план я немного поменял:
1) Добавил в день №3 плато Канжол после озёр Шадхурей и, выехав рано утром, успел за этот день посмотреть всё, никуда не спеша.
2) Убрал перевал Думала (который между Эльтюбю и Безенги).
3) В Булунгу не ночевал, доехал в этот день до Нальчика.
4) Вместо Армхи просто заночевал во Владикавказе.
5) Вместо Чоха заночевал в Гунибе.
6) Вместо Дубков заночевал в Кизилюрте.

Поездка оставила очень сильные и приятные впечатления. Увидел очень красивую и величественную природу, которую я так люблю. Встретил много приятных, гостеприимных и отзывчивых людей. С погодой конечно не очень повезло, было пасмурно большую часть поездки, и виды с верхушек гор и перевалов часто были закрыты проплывающими между гор туманами. Но зато на некоторых локациях я был совершенно один и мог насладиться тишиной и звуками природы.

В плане дорог каких-то серьёзных проблем не ощутил, везде проехал на кроссовере, ну резина немного износилась после езды по камням, это да. Могу разве что отметить довольно опасный подъём на ретрансляторную вышку в Цее, где после дождей сошла сель, и пришлось в одном месте убирать упавшие камни и потом ехать с довольно опасным креном по узкой каменистой дороге над обрывом. Ну и дорога на водопад Абай-Су хоть и не опасная, но очень сильно разбитая и ехать по ней придётся очень очень медленно.

Если бы я не был так ленив, то написал бы развёрнутый отчёт с сотней красивых фотографий, но это же я. 🙂

П.С. Ещё немного полезной информации для тех, кто соберётся ехать в Сулакский каньон. Со стороны Дубков есть очень хорошие обзорные площадки, но нет возможности спуститься в сам каньон. Чтобы прокатиться на катере по каньону нужно доехать до лодочной станции Зубутля, который находится на противоположной от Дубков стороне каньона. Кратчайший путь будет лежать через тоннель Миатлинской ГЭС, однако, там стоит военный блокпост и на своей машине туда пускают только местных, у которых есть прописка, чем с удовольствием пользуются местные бомбилы-разводилы, обещающие отвезти за N-ную сумму денег. Самому в Зубутль можно добраться по объездной дороге через Хубар, путь займёт примерно час, дорога без проблем проходимая на кроссовере, на легковушке лично я бы наверное не рискнул, хотя там встречал парочку. Навигаторы (гугл, яндекс, мапс.ми) могут подтупливать и вести неверной дорогой, там есть два спуска вниз к каньону и правильный из них тот, что находится севернее. Ориентир там довольно очевидный: правильная дорога выглядит наиболее накатанной. Если навигатор повёл на какую-то менее накатанную дорогу в поле, значит это неверный путь. Лодочная станция находится по координатам 43.005977448124526, 46.827325813595145. Машину можно оставить чуть выше на платной парковке за 100 рублей. Обратно можно выехать через тоннель Миатлинской ГЭС (на выезд выпускают всех). По пути там будет ещё длиннющий зиплайн, на котором можно прокатиться, и несколько гостиниц.

Источник

Перевал шаукам на машине

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

В конце этого года я загадаю традиционное новогоднее желание, и в этот раз оно будет необычно коротким. «Дед, хорош уже, хватит! Остановись! Давай чуть-чуть передохнем…»

Начиная с марта рушились все планы на поездки. Никакие вирусы не смогли бы меня удержать от весенней поездки в Хибины и даже закрытие подъемников хоть и очень огорчало, но сдув пыль с камусов можно было решить и эту проблему. Буквально за неделю до старта Фосагро решил вопрос кардинально, полностью закрыв Кировск вместе с Апатитами.

Кировск, кстати, до сих пор ограничен на въезд и эта тенденция очень настораживает. Позиция Фосагро предельно ясна, рудники должны работать в любых условиях и для этого они готовы пойти на многое. Надеюсь, что зимний сезон 21 года в Хибинах все же состоится без особых ограничений.

Май и июнь прошли в настороженном ожидании и мониторинге обстановки. Да что там говорить, я даже на мотоцикл так и не сел в этом сезоне! Нужно было хоть как-то спасать оставшуюся часть лета…

Прежде чем перейти к маршруту и техническим деталям, небольшое отступление. В последнее время все чаще встречаю мнение в интернете, что категорически нельзя рассказывать в общем доступе про интересные места, не говоря уже про их точные координаты. Мало того, получал откровенный негатив от местных жителей, считающих, что, прочитав мой пост про условный скитур в Лужбе, в эти благословенные места вот прямо сразу отправятся миллиарды московских офисных хомячков. И все засрут!

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Проблема с хаотичным и диковатым развитием внутреннего туризма и особенно с мусором, конечно существует. Но решить ее, скрывая интересные маршруты и места, ну никак не получится. Кроме того, уважаемые блогеры, все эти «тайные» места для избранных на самом деле давно уже являются избитыми баянами для местных жителей и прочих рыбаков с охотниками.

Вы правда считаете, что скрывая дорогу на Бермамыт или координаты Генеральских пляжей в Крыму, можно снизить количество посетителей этих мест?

Всегда в туризме делились отчетами о маршрутах! Когда мы ходили в водный поход в Саянах в начале двухтысячных, то я шел в местный турклуб, просил бумажные отчеты и делал с них ксерокопии. Сейчас, когда есть интернет, все стало гораздо проще, но суть осталась неизменной – знаниями о неизвестных мне местах делятся люди. А вот это утаивание «особых мест для избранных» немного отдает снобизмом. Я так считаю 🙂

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Ну а теперь вернусь к маршруту. Сначала я вообще хотел ехать в Дагестан. Этот интереснейший регион находится в моих планах уже достаточно давно, но по разным причинам все никак не получается до него доехать. Так случилось и в этот раз. Вроде и маршрут складывался, и время было, но… Чечня буквально за неделю до выезда в очередной раз закрыла границу в связи с коронавирусом и этот факт, как и не самая благополучная ситуация с короной в самом Дагестане, стал последней каплей, после которой Дагестан был отложен на будущее.

В это же время практически полностью, включая гостиницы, открылись для туризма соседние кавказские республики, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. А я давно хотел две вещи – показать семье пешие маршруты Приэльбрусья и проехать на машине по самым известным местам, где я до этого все никак не удосуживался побывать. Так и нарисовался этот маршрут с дневками, несложными пешими радиалками и грунтовыми перевалами между долинами.

День 1. Москва – Должанская. Пробег – 1300 км.
Доездинг. Выехал в районе 5 утра, около 8 вечера был Должанке. Из изменений – открылся платный участок в объезд Павловска и Лосево. Если бы я писал на Яндекс.Дзен, то по этому поводу был бы отдельный пост, называющийся «Объезд Лосево. Испытано на себе! Почему не стоит там ездить?» с фотографиями туалетов на пунктах отдыха, ямок на асфальте и какими-нибудь провоцирующими выводами 🙂

День 2-3-4. Должанская – Архыз. Пробег – 600 км.
Доезжаем до Архыза, где запланированы целых три ночевки. Очень удачно встаем палаточным лагерем на Ледниковой ферме, приехав в понедельник. Ходили к водопадам через Софийское седло и к Софийским озерам, купались, жгли костер вечерами, нажарили грибов и прекрасно провели время.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

День 5. Архыз – Царские ворота. Пробег – 150 км.
Неспешный сбор лагеря в Архызе и переезд к Царским воротам вдоль рек Кубань и Худес. Заезжаем посмотреть на Аланский храмовый комплекс (сомнительная достопримечательность) и Шоанинский храм (понравился). В планах был заезд\заход к озеру Хурла-Кель, но все немного пошло не так. Ситуация требует отдельного рассказа

День 6. Царские ворота – Бермамыт – Ессентуки. Пробег – 150 км.
Целый день грунтовок от Царских ворот через Бечасын на перевал Гумбаши, затем через Учкукен на Бермамыт. По планам ночевка была на Бермамыте, но… Нет. Извините, но нет 🙂 Сбежали в квартиру, найденную через букинг в Ессентуках.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

День 7. Ессентуки – Джилы-Су – Ессентуки. Пробег – 200 км.
По ряду причин решили остаться ночевать в Ессентуках еще на одну ночь. Добежали до поляны Эммануэля, покормили сусликов и первый раз увидели Эльбрус в этой поездке

День 8-9-10. Есентуки – Джилы-Су – Терскол. Пробег – 200 км.
Да. Именно так. Я три раза проехал по «самой красивой дороге Кавказа» от Кисловодска до Джилы-Су за три дня 🙂 И вовсе не по причине особой красоты, просто я очень хотел проехать грунтовкой из Джилы-Су в Терскол, через перевал Шаукам. В Терсколе останавливаемся на целых три ночевки и гуляем пешком по окрестностям

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

День 11. Терскол – Эльтюбю – Верховья ущелья Чегем. Пробег – 130 км.
Через простой, но очень видовой перевал Актопрак переезжаем в Чегемское ущелье. Тоже очень живописное, особенно в верховьях. Ночевка в палатке, в районе турбазы «Чегем», оказавшейся в полуразвалившемся состоянии

День 12. Верховья ущелья Чегем – альплагерь Безенги. Пробег 200 км.
Прекрасная половинка дня прошла на берегах реки Чегем, около водопада Абай-Су. От Эльтюбю до села Безенги можно проехать коротким путем, через перевал Думала. Посоветовавшись буквально на ходу с ygricus и дополнительно переговорив с местным водителем, решил в этот раз туда не соваться и объехал по асфальту, через Нальчик

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

День 13. Альплагерь Безенги – Кропоткин. Пробег – 450 км.
В альплагере мы попали в какую-то адскую движуху. Такой концентрации спортивных людей, объединенных схожими целями, я давно не видел. На смену, если поеду, то только сюда. Погуляв полдня в окрестностях альплагеря, двигаемся в сторону дома

День 14. Кропоткин – Москва. Пробег – 1300 км.
К вечеру были уже дома

Все, что задумывалось – получилось. Разумный микс автомобильных видовых грунтовок и пешего трекинга однозначно удался. Небольшие водительские подвиги и преодоления для нашего кроссовера тоже были. Причем в самый раз, без последствий для техники, но с разумным щекотанием нервов и защиты днища. Возможно, что не хватило одного полноценного дня отдыха, когда вот совсем никуда не нужно двигаться. А то на наших «дневках» шагомер меньше 45 тысяч шагов и не показывал.

Из явных косяков автомобильного маршрута:
1. Почему-то был полностью проигнорирован Домбай с окрестностями. Даже по треку бросается в глаза это белое пятно. Это неправильно, там очень красивые места.
2. Из-за переноса ночевки с Бермамыта в Ессентуки я отказался от логичного спуска с плато в сторону Хасаута и выезда на асфальт к Джилы-Су.
3. Три раза ездить из Кисловодска в Джилы-Су я откровенно утомился. Нужно планировать ночевку где-то в окрестностях поляны Эммануэля.
4. Выкинули из маршрута плато Канжол. Просто уже были пересыщены впечатлениями к концу поездки.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Горную часть маршрута рекомендую для всех полноприводных стоковых кроссоверов, как проверку на «вседорожность». Аккурат хватит, чтобы порадоваться, что деньги на полный привод потрачены не зря и в то же время не разложить сильно автомобиль.

Из интересных участков:
— поляна Таулу – Ледниковая ферма в Архызе
— от Царских ворот до перевала Гумбаши через Бечасын
— участок Джилы-Су – Тырныауз
— из Баксанского в Чегемское ущелье через перевал Актопрак
— верховья Чегемского ущелья

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Пять ночей провели в палатке, три в деревянном домике, в Терсколе, две в квартире, в Есентуках, одну ночь в альплагере Безенги и еще было две транзитные ночевки в Кропоткине и Должанской.

Гостиница в Кропоткине – отличный и относительно бюджетный вариант для транзитной ночевки. Вот все понравилось, рекомендую.

В альплагере получился этакий пионерлагерский лакшери. В комнате было три кровати, три тумбочки, два стула, один стол и одно окно. Все удобства были на улице, включая умывальники. Ну все же ходили в пионерском лагере вечером мыть ноги и чистить зубы к ряду из десятка уличных мойдодыров? Вот именно такие.

И все это в совокупности было классно, вот чесслово. Это место заслуживает отдельного рассказа. Палаточные же ночевки были прекрасны абсолютно все, без исключения.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Тут все было как-то не очень. Мой Ростелеком опять ушел в безнадежный роуминг. Поэтому адекватный интернет был только в относительно крупных населенных пунктах, но это и к лучшему. С телефонной связью было чуть лучше, но тоже не идеал.

Общий бюджет.
Считаем денежки! Семья из 3 человек едет на машине на Кавказ из Москвы. 13 ночей, из которых 2 ночи будет в дороге, а 11 непосредственно на Кавказе. Пять раз ночевали в палатке и восемь в гостиницах.

Дорога вышла на круг около 4800 километров. Грубо берем расход 10 литров на 100 км 95 бензина стоимостью в 50 рублей за литр и получаем на дорогу 24000 рублей. На платные дороги отведем еще 2000 рублей.

Подъем на канатке в Азау – 2400 рублей. Абсолютно бессмысленное мероприятие, до сих пор жалко потраченных денег. Лучше бесплатно добежать до ледовой базы, а два с половиной рубля честно пропить в кабаке.

По ценам на жилье. Транзитные ночевки в Должанской и Кропоткине 1000 и 2000 рублей, соответственно. Две ночи в квартире в Ессентуках обошлись в 3000 рублей. Три ночи в Терсколе вышли в 6700. Ночевка в альплагере Безенги – 1900 рублей.

Итого на жилье вышло 14600.

В кафе и столовые заезжали только несколько раз, в больших городах. Плюс хычины и шашлык в Терсколе, это без вариантов. С учетом продуктов, которые везли с собой, вышло максимум 15000, еще и привезли с собой обратно кучу еды.

На сувениры и другие неучтенные траты накинем сверху еще 6000.

Итого, по очень грубым прикидкам выходит 65-70 тысяч рублей на троих, на 14 дней «точка-точка», без особой экономии.

Перевал шаукам на машине. Смотреть фото Перевал шаукам на машине. Смотреть картинку Перевал шаукам на машине. Картинка про Перевал шаукам на машине. Фото Перевал шаукам на машине

Трек поездки можно скачать тут.
Продолжение следует…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *