Перевал думала на машине
Перевал Думала, дорога между Безенги и Эльтюбю
Это один из перевалов Северного Кавказа, который мы смогли проехать без посторонней помощи в этом году.
Перевал красивый, если вы на полноценном внедорожнике и на АТ или МТ резине, то езжайте здесь, а не в объезд по асфальту.
К слову, в этом году мы проехали Школьный (Чегетджара) перевал, но нам помог Паджеро. Запись в БЖ про Школьный у меня уже есть с прошлого года. Также был перевал Актопарк, но его проезжают на жигулях. Еще был перевал Шаукам (между Джилы Су и Тырныаузом), его проехать не смогли, не втянули, помог Ховер H5. Но мы ехали от Тырнауза к Джилы Су. Год назад мы ехали в обратном направлении и все было без проблем. Дело в том, что в направлении к Джилы Су есть один подъем, который без понижающей передачи не пройти, в этом проблема. Если вы на паркетнике, то езжайте от Джылы Су в сторону Тырныауза.
В прошлом году дорога была размыта. Мы ехали от Безенги к Эльтюбю. В этом году я сомневаюсь, что на нашем паркетнике мы бы смогли проехать в обратном направлении, т.к. дорога ближе к Эльтюбю очень плохая, я бы сказал, отвратительная, с большими промоинами до 50 см глубиной и достаточно крутая. Вниз по такой дороге куда проще. Хотя один раз мы чуть не легли боком на землю. Ничего страшного бы не произошло — мы бы не опрокинулись, но бочину ободрать могли. Оставалось 2 сантиментра. Обошлось) В одном месте мы сели из-за лишней моей самоуверенности и затем пробили радиатор кондея. Перед поездкой я лифтанулся и подумал, что мне все можно))).
Скажу сразу. Полноценно проехать сможет любой полноприводный автомобиль с понижающим рядом в раздаточной коробке и хотя бы А/Т резине, Лучше М/Т.
А теперь все с фотками и в конце видео для тех кто действительно решится поехать здесь и хочет посмотреть дорогу в подробностях.
Перевал Думала. Дорога между Безенги и Эль-Тюбю. Август 2020
Продолжу закрывать долги за 2020 год.
Сегодня расскажу про интересную, но не очень живописную дорогу между селами Безенги и Эль-Тюбю в Кабардино-Балкарии. Дорога эта идет через перевал Думала. В 2019 году перевал стал непроходим из-за образовавшейся промоины на ручье близ села Эль-Тюбю. Грунтовую дорогу, и так достаточно плохого качества, забросили окончательно и она стала непригодна для автомобильного транспорта даже повышенной проходимости.
К перевалу мы подъехали после обеда. Путь нам преградил пост из военных и полиции. Граница тут далеко, поэтому наличие поста было удивительным. Нам сообщили о какой-то операции в этом районе и попросили развернуться обратно. Сказали что дороги вперед, все равно, нет. На что я попросил дать возможность мне это проверить самому. Военные долго изучали мой автомобиль, проверили документы, записали меня в журнал, поспорили — проеду я там или нет. Сказали что не проезжал никто. На что я парировал, что развернуться мы всегда успеем. И меня, все-таки, пустили.
Дорога на перевал началась как обычная горная дорога.
Ближе к верху (2515м) пошли промоины от стоков дождевой и талой воды. Перемахнув через седловину промоины резко увеличились в размерах и порой превращались в канавы перекрывающие 2/3 дороги. Приходилось объезжать их по склону.
Дорожный просвет позволял пропускать 90% препятствий под мостами. Все что не получалось проехать прямо, шло в разрез промоины или колеи.
В принципе ничего сложного в дороге не было. Но ожидание промоины немного нервировало.
До 2019 года ручей выглядел вот так вот, и проблем не представлял.
Но подъехав к ручью сейчас нам открылся вот такой вот вид.
Походив ножками и исследовав промоину, решили немного поработать со склонами и ее дном. Благо камней тут в изобилии. Через час работы мы уже имели вот это. А тут уже и проехать можно.
В лоб брать препятствие все равно опасно. Сдали задним ходом и зашли на канаву с меньшего угла. Блокировки включил уже внизу, чтобы легко выпрыгнуть наверх.
Пол часа анализа, час лопатинга и 3 минуты адреналина. Все промоина пройдена, а там уже и перевал закончился.
Видео прохождений тут:
Видел несколько видео о прохождении этого перевала в октябре 2020 и ноябре 2020. Уклоны срезали еще сильнее и проезд стал доступен в оба направления.
В 2021 году на перевал отправили бульдозер, который засыпал промоину и сравнял дорогу по всему перевалу. Так что теперь он опять не представляет проблем для проезда. Стоит отметить, что все более-менее транзитные дороги на Кавказе, по которым мне удалось проехать повторно в 2021 году стали существенно лучше. Поработал бульдозер и на перевалах Школьный и Чегетджара. Теперь там любой кроссовер в хорошую погоду проедет, главное двигатель и трансмиссию не перегреть.
Блог об автомобильных путешествиях, кемпингах и красивых местах России.
Перевал Думала — 2 часть авто путешествия на перевалы Кавказского хребта.
Перевал Думала 2515м. (Безенги — Эль-Тюбу)
В начале перевала хорошая грунтовая дорога, но по мере набора высота из каменно-песочной она превращается в глиняно-грязевую, в хорошую погоду проблем с проездом не будет, в дождь можно даже не пытаться туда ехать. По дороге открываются прекрасные виды на Хуламо-Безенгийского ущелье:
Спустя несколько километров дорога идёт круто вверх и становится каменистой. С нее открываются красивые виды на вершины гор. На фотографии ниже видно, как дорога идёт вдоль столбов:
А между тем с над высшей точкой перевала образовалась огромная синяя туча дождя. Из-за ущелья куда мы должны были ехать дальше так же надвигалась огромная грозовая туча. Время около 17.00, а это значит скоро стемнеет.
Стали оценивать различные варианты дальнейшего путешествия:
1) Поставить лагерь в том месте где стоим.
2) Попробовать проехать по руслу и преодолеть резкий подъем.
3) Изменить горный ландшафт, а именно достроить дорогу.
4) Вернуться обратно в Безенги, от туда в Нальчик и забить на оставшуюся часть этого перевала поехать на следующий.
20 минут думали, очень хотелось проехать перевал целиком, но оценив возможности чемодана и его размеры мы выбрали 4 вариант. Дело в том что подъем очень крутой, около 45°, а места для разгона нет совсем, добавить к этому выезд из речной грязи с мокрыми колесами, то чемодан бы не заехал (в тот момент вспомнили что у нас полный привод вчера решил жить своей жизнью). Если бы мы начали штурм, то обратной дороги не было бы, т.к развернуться в этом русле с нашей длинной и неповоротливой машиной не возможно. А при условии надвигающихся со всех сторон грозовых туч застрять в реке не хотелось совсем.
Поехали обратно, и сразу на нашем пути оказался тот спуск где мы оторвали брызговики и смяли глушитель, спускаться конечно было проще чем сейчас на него заезжать, пару раз чем то ударились, добили брызговики, кое-как заехали, а дальше по каменно-разломненой размытой дороге с уже знакомой песней «чемодан, чемодан» и матами поехали обратно. Как не странно не застряли, я очень удивился выносливости и проходимости Volvo XC90, всё гудело, трещало, муфта haldex надрывалась, но он всё выдержал. Вернулись на вершину перевала, прекрасно видно тучки:
Спустились чуть ниже до более менее нормальной дороги и начали искать место для лагеря. Полян там много, как и мелких дорожек на любой вкус, в общем нашли местечко :
Пока Крис перекладывает и достает вещи разбиваем с дочей лагерь:
Место красивое, с одной стороны скала, с другой ущелье, а с третье вид на снежные горы и знаменитую безенгийскую стену (между гор правее):
Сдали старый аккумулятор, поставили новый и решили переночевать в отеле, так как начался сильный дождь, и вероятнее всего в горах размыло дороги. Припарковали машину, разгрузили вещи и пошли отдыхать, на утро прыгаем в машину с хорошим настроением делаем вжуухх ключом и ….
Вот радость то, вчера ж ничего не горело и всё работало, странно что решил отвалиться ночью на стоячей машине. Впереди по плану еще много перевалов, но они должны быть не сложными. В общем решено было ехать дальше несмотря на поломку, а дальше у нас по плану перевал — Актопрак.
Безенги — перевал Думала — Эль-Тюбю
Как известно, день 7 ноября — красный день календаря! В этот знаменательный день группа из 8 автомобилей и 22 человек (в том числе и я) совершили весьма увлекательную покатушку по КБР, стартуя от оз. Тамбукан по маршруту Безенги — перевал Думала — Эль-Тюбю — турбаза Чегем — пос. Янтарное (термальные источники).
Традиционно собравшись на стеле КБР на оз. Тамбукан, наша группа решила пройти перевал Думала от Безенги к Эль-Тюбю, т.е. из Хуламо-Безенгийского ущелья в Чегемское. По прогнозам, погода должна была быть без осадков, но начало нашего пути было омрачено просто отвратной погодой: довольно сильный туман с ощущением грядущего дождя. Так продолжалось всю дорогу, которую мы проехали по асфальту. На отрезке от Бабугента до Карасу ведутся дорожно-строительные работы, поэтому было немного боязно, что можем попасть в какой-нибудь затык, но всё обошлось.
На подъезде к Безенги тревожное ощущение от плохой погоды усилилось, т.к. впереди был необычно синий туман — все мы подумали, что впереди идёт сильный дождь. Жаль было проехать через перевал и не увидеть ни знаменитую Безенгийскую стену, ни красот ущелий. НО! неожиданно перед нами буквально за 300 метров начало проступать сквозь туман нереально синее небо! Мы все были просто поражены и не сговариваясь по рации всей группой остановились.
Сзади нас висело облако густого тумана, а впереди было синючее небо без единого облачка и вдалеке отлично видимая Безенгийская стена! Все были просто счастливы! Только некоторые из нас до этого видели Безенгийскую стену, но для этого они приезжали в альплагерь Безенги, а из далека, даже не въезжая в пос. Безенги, стену никто из нас не видел, ну или вообще её не видел (как я, да и многие другие).
Было решено проехать через поселок и остановиться попить чая за мостом по пути на перевал Школьный (Чегетджар), который вроде бы в этом году уже закрыт для проезда.
Попив чая и нафотографировавшись вдоволь, решили выдвигаться.
По пути заехали на развалины сторожевой башни, откуда открылась панорама всего ущелья и замыкающего его стены. Виды просто сногсшибательные! Передать ни словами, ни фотографиями, ни видео просто не возможно.
Поднявшись на перевал, я решил немного подняться на ближайшую горку, как мне показалось оттуда должен быть открыться замечательный вид на стену. Подъем дался с трудом!) Поднявшись за несколько минут на высоту больше ста метров, думал что выплюну свои легкие((( Надо тренироваться… Как оказалось за той горкой, что я видел была еще одна — г. Кубадайги, на которую я уже не полез, а жаль, ведь до нее оставалось не так много.
Сделав несколько кадров, спустился к ребятам, думал все только меня ждут, а оказалось, что они решили отметить день Великой Октябрьской социалистической революции! Как раз мне удалось немного отдышаться.
Спуск с перевала был сложнее, чем подъем, но в связи с засушливой погодой не представлял больших трудностей, хотя этот перевал относится к средней категории сложности.
Немного спустившись мы увидели стоящий поперек дороги мотоцикл, а рядом с ним парня, просившего знаками остановиться. Парень объяснил, что у него сломалось сцепление и попросил отбуксировать его вниз, к Эль-Тюбю. Рядом с мотоциклом стояла палатка — как оказалось Олег (так зовут парня) провел ночь на перевале. Началась спасательная операция!) Вещи Олега поместили в пикап Паши, на спуске Олег скатывался сам, а на подъемах мы его тащили на тросе.
Потихоньку перевал был пройден, на въезде в Эль-Тюбю Олега уже ждали (он смог позвонить) местные ребята, у которых, как мы поняли, он останавливался перед подъемом на перевал.
Безенги — перевал Думала — Эль-Тюбю
Как известно, день 7 ноября — красный день календаря! В этот знаменательный день группа из 8 автомобилей и 22 человек (в том числе и я) совершили весьма увлекательную покатушку по КБР, стартуя от оз. Тамбукан по маршруту Безенги — перевал Думала — Эль-Тюбю — турбаза Чегем — пос. Янтарное (термальные источники).
Традиционно собравшись на стеле КБР на оз. Тамбукан, наша группа решила пройти перевал Думала от Безенги к Эль-Тюбю, т.е. из Хуламо-Безенгийского ущелья в Чегемское. По прогнозам, погода должна была быть без осадков, но начало нашего пути было омрачено просто отвратной погодой: довольно сильный туман с ощущением грядущего дождя. Так продолжалось всю дорогу, которую мы проехали по асфальту. На отрезке от Бабугента до Карасу ведутся дорожно-строительные работы, поэтому было немного боязно, что можем попасть в какой-нибудь затык, но всё обошлось.
На подъезде к Безенги тревожное ощущение от плохой погоды усилилось, т.к. впереди был необычно синий туман — все мы подумали, что впереди идёт сильный дождь. Жаль было проехать через перевал и не увидеть ни знаменитую Безенгийскую стену, ни красот ущелий. НО! неожиданно перед нами буквально за 300 метров начало проступать сквозь туман нереально синее небо! Мы все были просто поражены и не сговариваясь по рации всей группой остановились.
Сзади нас висело облако густого тумана, а впереди было синючее небо без единого облачка и вдалеке отлично видимая Безенгийская стена! Все были просто счастливы! Только некоторые из нас до этого видели Безенгийскую стену, но для этого они приезжали в альплагерь Безенги, а из далека, даже не въезжая в пос. Безенги, стену никто из нас не видел, ну или вообще её не видел (как я, да и многие другие).
Было решено проехать через поселок и остановиться попить чая за мостом по пути на перевал Школьный (Чегетджар), который вроде бы в этом году уже закрыт для проезда.
Попив чая и нафотографировавшись вдоволь, решили выдвигаться.
По пути заехали на развалины сторожевой башни, откуда открылась панорама всего ущелья и замыкающего его стены. Виды просто сногсшибательные! Передать ни словами, ни фотографиями, ни видео просто не возможно.
Поднявшись на перевал, я решил немного подняться на ближайшую горку, как мне показалось оттуда должен быть открыться замечательный вид на стену. Подъем дался с трудом!) Поднявшись за несколько минут на высоту больше ста метров, думал что выплюну свои легкие((( Надо тренироваться… Как оказалось за той горкой, что я видел была еще одна — г. Кубадайги, на которую я уже не полез, а жаль, ведь до нее оставалось не так много.
Сделав несколько кадров, спустился к ребятам, думал все только меня ждут, а оказалось, что они решили отметить день Великой Октябрьской социалистической революции! Как раз мне удалось немного отдышаться.
Спуск с перевала был сложнее, чем подъем, но в связи с засушливой погодой не представлял больших трудностей, хотя этот перевал относится к средней категории сложности.
Немного спустившись мы увидели стоящий поперек дороги мотоцикл, а рядом с ним парня, просившего знаками остановиться. Парень объяснил, что у него сломалось сцепление и попросил отбуксировать его вниз, к Эль-Тюбю. Рядом с мотоциклом стояла палатка — как оказалось Олег (так зовут парня) провел ночь на перевале. Началась спасательная операция!) Вещи Олега поместили в пикап Паши, на спуске Олег скатывался сам, а на подъемах мы его тащили на тросе.
Потихоньку перевал был пройден, на въезде в Эль-Тюбю Олега уже ждали (он смог позвонить) местные ребята, у которых, как мы поняли, он останавливался перед подъемом на перевал.
Попрощавшись с Олегом, который не переставал благодарить всех, мы отправились в сторону турбазы Чегем, на пути к которой необходимо было пройти погранзаставу. На КПП выяснилось, что у одного человека из нашей компании нет с собой паспорта, поэтому ее не пропустили и экипаж в котором она ехала, решил заехать посмотреть некрополь и греческие лестницы в Эль-Тюбю и потом отправиться домой.
Ну а мы после проезда погранзаставы поехали дальше.
По пути остановились у Серебряного озера. Вода в нем очень напоминает воду в Серебряном источнике Джилы-Су, запись о его посещении есть в БЖ.
Основной целью нашего приезда на турбазу Чегем было посещение поляны с нарзаном. Машины оставили неподалеку и прошлись пешком минут 15-20 в одну сторону. Места кругом очень впечатляющие, закат добавил красок и все мы наслаждались красотами истока реки Чегем.
На обратной дороге в планах было посещение термальных источников в с. Янтарное. Доехав без приключений до места, те кто хотел принять ванны — купались, кто не хотел — пили чай. С нами ехал экипаж Сергея и Любы (которых считаю настоящими путешественниками), и Сергею состоявшаяся покатушка показалась достаточно простой, не особо интересной… Как говорится — бойся своих желаний! На обратном пути его машину чуть не выкинуло с дороги на скорости около 100км/ч, он еле удержал руль и остановился. Совместный осмотр показал, что отошел передний мост! Крепление вылетело и его надо было чем-то закрепить. Ничего лучше мотка крепкой веревки не нашлось, привязал Сергей как смог, а смог хорошо — т.к. доехал от Баксана до Иноземцево (примерно 70км) нормально. Правда периодически останавливались смотреть всё ли хорошо и не гнали.
Вот такая покатушка у нас случилась 7 ноября: очень красивая, насыщенная, с элементами спасательной операции и счастливого преодоления опасной неисправности одного из железных коней.