Первая магнитола в авто
Музыка в машине ХХ века: от грампластинок до СD
Сложно представить себе современную машину без мультимедийной системы. Радио, проигрыватель CD, флеш-носителей, а часто и воспроизведение фото, видео и навигация с камерой заднего вида содержатся в одном устройстве. Дизайн салона машины «заточен» под акустику и рассчитан для создания хорошей звуковой картины.
Фактически очень серьезная часть усилий при создании машины тратится на хороший звук в салоне. Да и стоимость и сложность некоторых систем способны вызвать священный трепет. А с чего все началось? Начать стоит, наверное, не с горна и барабанов военного оркестра, сопровождавшего кареты и кавалерию, а с чего-то более приземленного и напрямую связанного с машинами.
Неудача с пластинками
Слушать музыку на ходу, казалось бы, что может быть естественнее. Но оркестр с собой в дорогу не взять, будь владелец машины хоть трижды миллионером, на это нужен как минимум автобус.
Так что история автозвука начинается не с оркестровой ямы и не со специальных инструментов для игры в машине, а с банального радио. Примерно такого же, какое стоит там и сейчас.
Появившиеся в начале ХХ века автомашины пытались сочетать и с новейшими устройствами для записи и воспроизведения звука на тот момент. Например с 7-дюймовыми пластинками, но сложности оказались слишком велики, да и удобство использования носителя на основе пластинки из шеллака, на которую помещалось всего пять минут аудиозаписи, было сомнительным. Разбивалась она легко, а музыкальные произведения на нее целиком не помещались — они тогда еще были очень длинными.
И даже десятидюймовые пластинки не позволяли записать намного больше: один концерт мог занимать целую коробку пластинок, а ресурс носителя был до смешного мал — десяток-другой проигрываний. Первые магнитофоны компании AEG ситуацию несильно исправили, они оказались большими и крайне дорогими. В общем, альтернативы радио в машине практически не было.
Кстати, «пластинки» в машинах все же появились значительно позже, пускай как совсем уж редкая опция. Например, Chrysler c 1956 по 1959 год устанавливал в свои машины highway hi-fi phonograph, предназначенный для воспроизведения особых десяти- и двенадцатидюймовых пластинок на 45 и 33 оборота в минуту.
Разработал систему не сам Крайслер, а компания Columbia Special Products, она же выпускала эксклюзивные пластинки для нее, а сами магнитолы собирались ее дочерней компанией CBS. Система не имела коммерческого успеха из-за невысокой надежности как самого проигрывателя, так и малого ресурса пластинок.
Вершиной аудиофильского оборудования в машине для применения с пластинками стал чейнжер RCA Victor AP-1. Такое оборудование было доступно для машин Cadillac и DeSoto с 1955 года и производилось примерно до 1962 года. Он использовал более распространенные обычные пластинки на 45 оборотов, поддерживал до шести пластинок с автоматическим переключением. В общем, настоящий хай-тек того времени. Но мы забежали вперед, и сейчас вернемся в 30-е.
Первые радиоприемники
Массовому применению радио в машине мы обязаны в первую очередь компании «Моторола» и лично Полу Гюлвину и Биллу Лиру. Первый нанял второго и вместе они разработали первую коммерческую систему, способную работать в автомобиле. Нет, радио в машину ставили и до них, но массово этого не делал никто.
Например, компания Marconiphone поставила радиоприемник в представительский Daimler в Англии еще в 1928 году, но вот продажи таких машин исчислялись десятками. Сказывались сложности с питанием и точностью настройки на радиостанцию. Для работы радио необходимо было несколько напряжений для питания разных частей электронных ламп, причем часто требовалось напряжение свыше тех шести вольт, которыми были ограничены довоенные авто.
В первых приемниках обходились отдельной батарей аккумуляторов для радио, но вскоре проблему обошли, поставив умформер или машинный преобразователь – фактически сочетание электромотора, вращающего генератор, который выдает нужное напряжение или просто переменный ток, годный для дальнейшего преобразования. Проблему точности настройки решили установкой оси переменного конденсатора, использовавшегося для настройки вертикально.
Приемник в машине оказался очень популярной опцией, хотя и был не дешев. Например, первые приемники Motorola 5T71 в 30-е годы стоили 120 долларов, тогда как популярный Форд модели А стоил от 385 долларов до 1 400. В общем, опция была более чем престижная.
Первые модели радиоприемников монтировались под сиденьями или в багажник, а вес первой модели составлял от 18 килограммов, и устанавливали ее на специальных салазках, которые позволяли легко унести ее с собой. Не столько с целью предотвращения кражи, сколько для починки, ибо ресурс ламп радиоприемника в условиях постоянных вибраций был крайне мал.
История появления автомобильных магнитол
История появления автомобильных магнитол
Сенсорный мультитач экран, простое управление и продуманный интерфейс, качественный звук и усилитель в придачу – современный автовладелец привык к комфорту и вряд ли откажется от многофункциональной мультимедийной системы. И все это настолько уже привычно, что, кажется, так было всегда. Но еще 20-30 лет назад не каждый мог себе позволить автомобиль с музыкой в салоне.
Автомагнитолы: как все начиналось
Безусловно, развитие автомагнитол начиналось с появления радиоприемника в 1895 году, а уже в 1904 году было продемонстрировано первое автомобильное радио. К сожалению, устройство работало с перебоями, но все-таки работало! И это производило неизгладимое впечатление на всех, кто сталкивался с авторадио впервые. В 1924 году австралийская компания Kelly’s Motors выпускает свой радиоприемник, который работает исправно, что позволяет вывести радио на новую ступень популярности. В 1930 году появляются первые индивидуальные радиоприемники Galvin, но их стоимость далеко не каждому по карману. Но истинного ценителя музыки не остановить и популярность радио начинает набирать обороты.
В итоге к 1950 году автовладельцы могли наслаждаться качественным звуком компактных транзисторных приемников с высоким уровнем сигнала. В 1956 году Chrysler презентует интегрированный радиоприемник Highway Hi-Fi, который размещался под торпедо и в комплекте имел проигрыватель, сапфировую иглу, звукосниматель и бокс для хранения пластинок. Данное устройство подключалось к колонкам и усилителю, а пластинки были более тяжелые, но меньше по размеру, чем ранее. Но, к сожалению, проигрыватель не пользовался большим успехом, поскольку игла во время движения постоянно соскакивала, а потому уже через 3 года выпуск Highway Hi-Fi был прекращен.
Развитие автомагнитолы на просторах СССР
Советские автомобилисты, безусловно, тоже хотели иметь возможность слушать музыку в дороге. Однако доступным такое удовольствие вряд ли можно назвать. Первые радиоприемники отечественного производства были произведены в 1936 году и предназначались только для оснащения правительственных ЗИС-101. После Великой Отечественной войны появился новый радиоприемник А-695 – огромные размеры самого устройства были дополнены 90-сантиметровой антенной. В 1956 году начали выпускать магнитолы «Былина», которые входили в комплект автомобилей «Москвич» и «Победа», поставляемых на экспорт. Простые же граждане смогли получить доступ к магнитолам только после 1961 года, когда устройства устанавливали и в автомобили масс-сектора. К концу 60-х был запущен выпуск магнитолы «Урал-Авто» с 8 диапазонами частот и возможностью быть использованной в качестве переносного радио.
Автомагнитола устанавливалась в автомобиль на заводе-изготовителе и поменять что-либо, к сожалению, было нельзя. Таким образом, стремительное развитие звуковой индустрии дарило пользователям качественный стерео-звук, а отечественный автопром все также продолжался топтаться на месте. Помимо этого, слушатель был ограничен только той музыкой, которую подавали в эфир радиоведущие. Но уже в 1962 году компания Philips представила пленочную кассету и это произвело эффект разорвавшейся бомбы. На долгие годы кассеты были на вершине популярности в автомагнитолах, позволяя автовладельцу самостоятельно принимать решение о том, какую музыку слушать.
В 1982 году начался выпуск компакт-дисков и изначально это были приставки к установленным магнитолам, а через 2 года была представлена автомагнитола CDX-1 с возможностью проигрывать компакт-диск. После этого автовладельцы массово стали менять заводские автомагнитолы на устройства с CD-дисками. Помимо этого очень скоро были представлены CD-чейнжеры, которые давали возможность выбирать один из ранее загруженных дисков.
Стремительный рост популярности автомагнитол
По сути, автомагнитолы стали многофункциональными устройствами, где можно найти различные опции и функции. Можно подключаться к сети интернет, смотреть фильмы и видеоклипы, выстраивать навигационные маршруты, разговаривать по телефону по громкой связи и управлять электронными системами посредством голосового управления. Неизменным является только наличие радио, что позволяет быть в курсе событий и слушать различную музыку, если под рукой не оказалось флешки, карты памяти или просто «поймали» радиоволну, на которой действительно интересно.
Антон 2020-10-09 11:52:28
Юра 2020-09-11 10:30:00
Не знал что пластинки вообще использовались в автомобильных стерео. удивили!
Помню как у отца в москвиче ИЖ-2715 стояло радио Урал, там даже и касету нельзя было вставить, а кнопки были аналоговые, как и указатель частоты стрелочный) Радио маяк. романтика..
Кассетник с навигацией, гусеницы и крутилки: как эволюционировали автомагнитолы
Автопоиск радиостанций в радиоприемнике 50-х годов ХХ века и GPS в кассетной магнитоле в начале 90-х – как развивалась автомобильная мультимедия «допланшетной эпохи»? «Колеса» нашли единственного в России профессионального коллекционера автомагнитол Mercedes-Benz, который рассказал нам о самых интересных экспонатах и их истории!
Термин «профессиональный коллекционер», который я употребил во врезе к этой статье, возможно, не слишком корректный: все же коллекционирование – это априори хобби; явление не профессиональное, а сугубо любительское… Тем не менее герой нашей истории – уж больно специфический коллекционер. Вероятно, единственный такой в нашей стране и уж тем более – единственный признанный за своего в немногочисленном европейском сообществе коллекционеров узких направлений автомобильной аудиотехники. Поэтому термин «профессиональный» тут звучит вполне уместно, и мы его оставим!
Итак, знакомьтесь: Дмитрий, 32 года, житель Москвы:
– В нашей семье в 90-е годы проявился слегка подержанный 124-й Мерседес. Году в 2010 он перешел ко мне с пробегом около 300 тысяч км. В нем стояла кассетная магнитола, у которой случилась типовая болячка – резистор ручки громкости стерся, наполнился графитовым порошком, и ручка вела себя неадекватно. Вместо кассетника я поставил топовый на тот момент процессорный Pioneer DEH-88RS2, условно подходящий своей симметричностью по дизайну интерьера. Но, несмотря на то, что я долго ковырялся с настройками (коих там море), великолепного звучания родной «головы» добиться так и не удалось. В итоге с антресоли был извлечен родной аппарат, отремонтирован, и понеслось. Мне стала интересна эволюция мерседесовских головных устройств, и я с головой погрузился в ее изучение, приобретая экземпляр за экземпляром, изучая их и реставрируя. Моя коллекция захватывает период с послевоенных лет и до 2001 года, когда на рестайле 210 кузова появилась система Command. После этого магнитолы перестали быть самостоятельными устройствами и глубоко интегрировались в интерьер и электронику автомобиля. И что, возможно, даже важнее – пропало олдскульное восхитительное звучание… Машины становились дороже и сложнее, а звук оказался утрачен.
Коллекционирование магнитол Mercedes-Benz – узконишевое хобби, совершенно неразвитое в нашей стране. Да и за рубежом оно тоже куда более редкое, чем даже коллекционирование самих ретро-мерседесов. Тем не менее за несколько лет этого увлечения Дмитрию удалось завоевать определенный авторитет в кругах европейских (преимущественно немецких) коллекционеров, дотошно изучающих мельчайшие детали в отличиях многочисленных разновидностей магнитол, проводящих микро-фестивали и тематические выставки и издающих в своем коммьюнити уникальные справочники-каталоги.
Самым крупным партнером Mercedes-Benz по поставке компонентов для аудиосистем традиционно была немецкая компания Becker, партнерство с которой началось еще до Второй мировой войны. Едва ли не 90% всех головных устройств на машинах с трехлучевой звездой – ее производства. Названиями же моделей Becker не баловал… Основными именами моделей магнитол были Avus, Europe, Grang Prix и Mexico. Они существовали десятилетиями, радикально меняясь внешне и внутренне, получая разные индексы и модификации, но сохраняя имена. Также в разное время Mercedes-Benz сотрудничал с Blaupunkt, Bosch, Alpine, JVC и еще некоторыми компаниями, но эти коллаборации значительными и/или длительными назвать нельзя.
Наиболее старый экспонат в коллекции Дмитрия – Becker Mexico, монофонический ламповый автомобильный радиоприемник 1953 года. Ставился с конца 40-х годов на Mercedes-Benz в 110-м кузове.
Корпус приемника выглядит стандартным «однодиновым», как современные, но снизу к нему прикручен еще один крупный блок, а кабелем с многоконтактным разъемом подключен внешний модуль, в котором находится ламповый усилитель мощностью 7 ватт. Волны – средние и УКВ, от 87 до 106 мГц: на 106 мегагерцах в Европе диапазон в те годы заканчивался.
– Аппарат полностью работоспособен – в таком виде найти его было весьма непросто. Я долго переписывался с немецкими мастерскими, которые занимаются реставрацией ретро-автомобилей, и таким образом смог его приобрести. В радиоприемнике потрясающе работает автоматическая настройка на станции. В это трудно поверить, зная, что ему 68 лет! Под шкалой настройки находится длинная вытянутая клавиша, на которой как раз написано Becker Mexico – это кнопка автопоиска. После ее однократного нажатия (а «кликает» она с потрясающе вкусной тактильной отдачей!) моторчик начинает вращать через редуктор переменный конденсатор и останавливается при обнаружении радиостанции. Причем останавливается идеально чисто и четко – строго на частоте. Следующее нажатие – и настройка идет до следующей станции, и так далее. Когда стрелка доходит до конца шкалы, поисковый механизм автоматически сбрасывается на начало, на 87 мГц.
Как появилась музыка в авто
Интересно, что бы сказал Александр Степанович Попов, если бы ему показали современный автомобильный приемник?
Скорее всего, Александр Степанович не поверил бы, что приемник вообще может быть таким, каким мы привыкли видеть его в своих авто. Этот чудесный девайс (это слово Попов точно не понял бы) с ручками и цифрами на передней панели, который заполняет салон вашего авто надоедливой рекламой, музыкой или голосом любимого радио ведущего является продуктом столетнего прогресса.
В 1895 году Попов придумал первый аппарат, способный принимать радиосигналы. Документально свое открытие он так и не подтвердил. Патент на это устройство принадлежит итальянскому радиотехнику и предпринимателю Гульельмо Маркони, который в 1896 году продемонстрировал всему миру похожий аппарат с теми же принципами действия. Именно Маркони и немецкому инженеру Карлу Брауну, в 1909 году досталась Нобелевская премия «за работы по созданию беспроволочного телеграфа», что произошло уже после смерти Попова.
Радио начало звучать в автомобилях с начала 20 годов прошлого века. Тогдашние автомобилисты пытались тюнинговать свои автомобили. В то время улучшить авто можно было двумя путями: установить в легковое авто мотор от грузовика или установить в авто радио. Сложность улучшения была равнозначной. Автомобильных радиоприемников тогда не существовало, поэтому проблему решали, как могли. Домашние радиоприемники переделывались под 6-ти вольтовую бортовую сеть авто, или просто работали от батарей. О качестве звука никто и не думал. Домашний радиоприемник в автомобиле долго не служил. Постоянная тряска делала свое дело, постепенно разрушая электролампы. Огромная антенна располагалась под потолком, превращая автомобиль в клетку.
Вес «AS5» составлял 12 кг. Приемник можно было монтировать под приборной панелью автомобиля. Он оснащался кабельным пультом дистанционного управления, установленным на рулевой колонке. Приемник не пользовался большим успехом. По данным производителя было продано четыре сотни экземпляров. «AS5» стоил 365 рейхсмарок, что составляло около 20% от цены малолитражки, так что он был скорее предметом роскоши, нежели элементом оборудования машины. Наличие в нем стеклянных радиоламп делало устройство крайне не надежным. Радиолампы с нитью накаливания плохо переносили тряску и часто выходили из строя. Эту проблему смогли решить только в 1935 году, после создания виброустойчивых ламп. После этого появилась модель Blaupunkt 5A75. Компания успела продать около тысячи таких радиоприемников, но развитию успеха помешала Вторая мировая война. Последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt появилась в 1941 году.
До 40-х годов радио в авто было доступно только состоятельным людям. Остальные довольствовались самоделками.
В СССР в 40-х года радио было централизованным, и вопрос о его вещании, в немногочисленных частных авто, был не актуальным. А с учетом цензуры мог стать и опасным.
Простые советские граждане получили первый радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным автомобилем – «Москвич» 402-й модели.
В послевоенное время радио в машине все еще оставалось привилегией избранных. Новые модели автомобильных радиоприемников под маркой Blaupunkt стали вновь производиться только с 1949 года. Модель 5A649, несмотря на ее громоздкость, удалось втиснуть в торпедо. Компания Becker с 1949 года официально поставляет радио аппаратуру для автогиганта Mercedes.
В 1950 году фирма разработала специальный вариант приемника для массового и доступного «Жука» (VWBeetle). Автомобильное радио превращалось в продукт массового потребления. Новые модели появлялись одна за другой: в 1952 году был представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном, в 1954 году – с механическим устройством автоматического поиска радиостанций, а три года спустя – первые приемники на транзисторах.
В 1959 году фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник – лучшее доказательство того, что радио стало по-настоящему доступным.
Радиоприемники продолжали совершенствоваться. В 1960 году специально для любителей автомобильных пикников фирма Blaupunkt Westerland, выпускает радиоприемник который легко вынимался из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник. К началу 60-х у многих производителей появляется функция запоминания станций.
В это же время американские производители автомобильной акустики соединили магнитофон с автомобильным радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем. Данный формат держался на рынке США около десяти лет, до появления и массового распространения компакт-кассет, которые стали безусловными лидерами уже до конца 20 века, пока их не заменили, всем хорошо известные, СD.
В 60-х произошло ещё одно нововведение, которое кардинально изменило отношение, как производителей, так и потребителей к автозвуку, с этого периода, автомобили начинают выпускаться со съёмной аппаратурой и унифицированными габаритными размерами. Производство аудиотехники превращается в отдельную индустрию. Появляются новые производители оборудования, которые специализируются исключительно на автомобильной музыке.
Первый радиоприемник и магнитофон с стерео звуком был представлен в 1969 году компанией Blaupunkt, спустя еще 3 года выпустили первую стерео магнитолу.
В 70-е эволюция автозвука продолжалась. Она проходила в нескольких направлениях, одним из которых было оптимизация размеров радиоаппаратуры. Появлялись автономные проигрыватели. С появлением первых полупроводников, транзиторные приёмники стали занимать меньше места, и для их питания требовалось только 12 вольт. В этот период были основаны многие известные компании в индустрии автозвука.
Компания Mark Levinson была основана в 1972 году Марком Левинсоном и в то время носила название Mark Levinson Audio Systems (MLAS). С момента своего рождения занимается разработкой аудио аппаратуры на основе полупроводников. Сегодня она производит премиальные аудио системы для авто бизнес класса.
Не менее важное событие произошло В 1978 году. Появилась на свет Японская корпорация Alpine Electronics. Ее родителем была компания Kataoka, основанная в 1948 году и занимавшаяся разработкой электронных устройств, в частности автомобильной головной аудио техники.
Также к этому периоду можно отметить и тенденцию к развитию проигрывателей, которые могли воспроизводить записи на винилах. И компания Motorola в этом смысле вновь оказалась первой. Еще в 1956, она специально для автомобилей Chrysler принадлежащих музыкальной корпорации CBS разработала проигрыватели винила. Система называлась Highway Hi-Fi Специально для нее, выпускались специальные пластинки на 16,66 об. /мин. Но спустя несколько лет на смену им пришел более популярный формат – пластинки на 45 об./мин.
Но эпоха виниловых пластинок закончилась едва начавшись. На их место приходят прародителей аудиокассет — бобины, которые были намного удобней, и менее восприимчивы к тряске.
Именно в 70-е годы впервые появилась функция шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах.
В 1985 году появились автомобильные CD-проигрыватели Blaupunkt, а через три года и автомагнитол, совмещающих радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции: RDS – система передачи дополнительной информации, TIM – сохранение дорожных сообщений в памяти, и съемная передняя панель.
Разработанный немецкими производителями стандарт для автомобильных головных устройств DIN 75490 был принят в 1984 году как международный ISO 7736. Он определил стандартный размер установочного отверстия для автомобильной магнитолы (1-DIN) — 180 х 50 мм. Этот размер и есть размер 1 DIN. DIN расшифровывается как Deutsches Institut fur Normung — Институт стандартизации Германии. Аббревиатура DIN означает немецкий стандарт. После 2000 года появились системы с проигрывателем мини-дисков, а в 2001 году – и с MP3-плеером. Все что появилось после, вы можете наблюдать самостоятельно. Мультимедийные устройства приходят на смену автомагнитолам.
Меньше чем за 100 лет, радиоприемник, из железного великана превратился в компактное устройство. Громадная антенна превратилась в полоски на заднем стекле. Когда вы снова включите магнитолу в своем авто, подумайте, какой она была 50 лет назад…
Экспресс хронология эволюции радио и музыки в автомобиле:
Год
Событие
1895
Первый аппарат, способный принимать радиосигналы сконструированный А. С. Поповым.
1896
Гульельмо Маркони продемонстрировал всему миру похожий аппарат с теми же принципами действия.
1909
Маркони и немецкому инженеру Карлу Брауну году досталась Нобелевская премия «за работы по созданию беспроволочного телеграфа».
1920
Время таких себе Кулибиных, которые хотели наслаждаться музыкой в своих авто, переоборудовав домашние радиоприемники.
1928
Уильям Лир усовершенствовал управление радиоприемником с помощью гибких приводов, вынеся на панель автомобиля только ручки громкости и настройки частоты совместно с круглым циферблатом. Впервые был применен преобразователь напряжения для работы радио без батарей, от бортовой 6-вольтовой сети.
1930
Американская компания «Galvin Manufacturing Corporation» представила первый в мире автомобильный радиоприемник «Motorola 5T71».
1932
Европейская компания «Blaupunkt» представила модель «Blaupunkt Autosuper 5».
1949
Стали вновь производиться автомобильные радиоприемники под маркой Blaupunkt;
Эксклюзивным поставщиком радиоприемников для «Мерседеса» становится фирма Becker. Оборудование этой компании по сей день устанавливается во всех Мерседесах.
1950
Простые советские граждане получили первый радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным автомобилем – «Москвич» 402-й модели;
Разработан приемник для массового и доступного VW Beetle («Жука»).
1952
Представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном.
1954
Представлен приемник с механическим устройством автоматического поиска радиостанций.
1956
Компания Motorola специально для автомобилей Chrysler принадлежащих музыкальной корпорации CBS разработала проигрыватели винила.
1957
Первые приемники на транзисторах.
1959
Фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник.
1960
Blaupunkt Westerland выпускает радиоприемник который легко вынимался из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник;
У многих производителей появляется функция запоминания станций;
В это же время американские производители автомобильной акустики соединили магнитофон с автомобильным радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем; С этого периода, автомобили начинают выпускаться со съемной аппаратурой и унифицированными габаритными размерами. Появляются новые производители оборудования, которые специализируются исключительно на автомобильной музыке.
1969
Первый радиоприемник и магнитофон с стерео звуком был представлен компанией Blaupunkt.
1970
Впервые появилась функция шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах.
1972
Компания Blaupunkt выпустила первую стерео магнитолу;
Была основана компания Mark Levinson Audio Systems (MLAS), которая и посей день производит премиальные аудио системы для авто бизнес класса.
1978
Появилась на свет Японская корпорация Alpine Electronics.
1984
Был принят, разработанный немецкими производителями, стандарт для автомобильных головных устройств DIN 75490 как международный ISO 7736 (1-DIN).
1985
Появились автомобильные CD-проигрыватели Blaupunkt.
1988
Появились автомагнитолы Blaupunkt совмещающие радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции: RDS – система передачи дополнительной информации, TIM – сохранение дорожных сообщений в памяти, и съемная передняя панель.