Первая машина амфибия в сша

Любимец президента США: Единственный в истории серийный автомобиль-амфибия

Модель Amphicar 770 — автомобиль-амфибия, который был создан в Западной Германии и продавался в Соединенных Штатах с 1961 по 1967 год, дебютировав на автошоу в Нью-Йорке в 1961 году. Машина была спроектирована немецким инженером Гансом Триппелем, и изготовлена на предприятиях Quandt Group в Берлине и Любеке. В общей сложности в одном поколении было произведено 3887 экземпляров.

Амфикар был потомком Volkswagen Schwimmwagen, водоплавающей версии армейского варианта машины KdF-Wagen, более известной как Volkswagen-Жук. Двигатель, установленный в задней части машины, с помощью 4-ступенчатой механической коробки передач приводил в движение задние колеса.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Когда транспортное средство находилось в воде, тот же двигатель запускал пару гребных винтов сзади, а дополнительный рычаг переключения передач активировал передний или задний привод. В воде основной рычаг переключения передач, как правило, оставался в нейтральном положении.

Мощность 1147cм3-двигателя от британского производителя Triumph Herald 1200 составляла лишь 43 л.с. при 4750 об/мин. Амфикар мог развивать скорости в 7 узлов (примерно 13 км/ч) в воде и в 70 миль в час (110 км /ч) на суше. Именно из-за показателей скорости модель получила название «770». Хотя автомобиль и выглядит маленьким, он весил около 1045 кг.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Амфикар — это одновременно наземный и водный транспорт. Выпускался с 1962 по 1967 год. Большинство экземпляров отправились в Соединенные Штаты. Автомобили создавались в Германии, поэтому позаимствовали многие детали у европейских автопроизводителей.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Двигатель, расположенный сзади, был любезно предоставлен Triumph Hearld. Коробка передач и некоторые детали топливной системы достались Амфикару от Porsche, а подвеска и тормозная система — от Mercedes. Шасси было изготовлено из стали, как у большинства обычных автомобилей. Много внимания уделили сборке и соединениям, чтобы авто оставалось герметичным. По периметру дверей были установлены резиновые полоски для создания водонепроницаемой прослойки, такой же как в холодильнике. Гребные винты расположили сзади под днищем. Рулевое управление, как на дороге, так и в воде, осуществлялось с помощью передних колес.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

На проектирование Амфикара было выделено около пяти миллионов долларов. Хотя он выпускался только пять лет, это был единственный в истории коммерческий гражданский автомобиль-амфибия. Со временем были созданы и другие невоенные автомобили для поездок по суше и воде, но никто не смог наладить массовое производство в таких количествах, какие были у Амфикара.

Амфикар пережил много исторических приключений, побывал в таких странах, как Англия и Франция, Африка и Испания, хотя по большей части автомобили использовали на озерах — соленая вода губительна для этих уникальных машин. Однако, нет предела совершенству! И, как оказалось, Амфикары способны выдержать серьезные испытания течением и морской водой, что доказывают такие примеры его использования, как пересечение Ла-Манша в шестибалльный шторм и сплав по реке Юкон в Аляске.

Обладателям этого чуда зачастую требовалось две водительские лицензии: одна — наземная и вторая — водная. Амфикары фигурировали во многих телешоу и фильмах с начала 1960-х годов и до конца 1990-х годов. Более того, один Амфикар был даже в пользовании у президента США Линдона Б. Джонсона, который часто подшучивал над гостями с его помощью. Джонсон предлагал высокопоставленным персонам прокатиться по окрестностям. Подъезжая к пруду, Президент имитировал внезапную потерю управления и на большой скорости направлял машину к пруду. Поднимая вокруг себя брызги, Амфикар заезжал в водоем, но вместо того, чтобы тонуть, преспокойно плыл себе дальше.

Линдон Б. Джонсон обожал свою «малютку», заботился о ней, постоянно промывал проточной водой и смазывал все детали. После него этой машиной пользовался и Джимми Картер.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Кончина Амфикара была спровоцирована его высокой ценой и плохим маркетингом. Однако его создатель, инженер Триппель, до конца своей жизни проектировал транспортные средства двойного назначения, которые всерьез заинтересовали военных. Умер Ганс глубоким старцем, в 96 лет. К сожалению, больше ни одно его детище не было поставлено на серийное производство. Именно поэтому Амфикар сегодня — настоящая находка для коллекционера. Если вам вдруг захотелось стать счастливым обладателем этого чуда техники, готовьтесь отдать на него не менее 120 тысяч долларов, все таки этот автомобиль — легенда!

Источник

Амфибийное транспортное средство DUKW

Выпуск этой амфибии был начат в США в апреле 1941 года концерном «Дженерал Моторс» совместно с судостроительной компанией «Спаркмен и Штефенс» из Нью-Йорка. С этим необычным транспортным средством многое было впервые. Впервые в серийное производство пошел грузовой автомобиль-амфибия, впервые все мосты получили односкатные колеса, которые шли след в след и не создавали дополнительного сопротивления движению, впервые колеса получили специальные десятислойные эластичные шины, которые допускали возможность эксплуатации на пониженном давлении, что существенно повышало проходимость на слабых грунтах и опорную поверхность колес, впервые было применено к шасси DUKW и такое новшество, как централизованное управление давлением воздуха в шинах.

Всего с 1942 по 1945 гг. в США было изготовлено более 21 тысячи амфибийных транспортных средств DUKW. Из них как минимум 586 амфибий поступили на вооружение Красной Армии в рамках программы ленд-лиза. По информации официального сайта Береговой охраны США, в ведении которого в настоящее время находятся все американские земноводные транспортные средства, на 25 июня 2002 года только в США 75 амфибий DUKW по-прежнему использовались в коммерческих целях, еще 140 находились под государственной юрисдикцией, автомобили использовались на несудоходных водных путях. Так что амфибия, выпущенная в годы Второй мировой войны, остается востребованной и в начале XXI века. Часть из них эксплуатируется в экскурсионных компаниях и яхт-клубах.

Аббревиатура DUKW происходит от принятой в компании General Motors системы наименований выпускающихся ею моделей автомобильной техники, расшифровывается она следующим образом:

«D» означает, что автомобиль спроектирован в 1942 году;
«U» означает «utility» (в данном случае «вспомогательный»);
«K» означает all-wheel drive — привод на все колеса;
«W» означает, что автомобиль имеет двойную заднюю ось.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

К началу 1942 года американская армия испытывала острую потребность в большом плавающем автомобиле. Расширение боевых действий на Тихом океане и планируемая высадка войск союзников в Северной Африке подгоняли американских военных. Им нужен был грузовой плавающий автомобиль, который мог бы загружаться необходимым имуществом, снаряжением и личным составом прямо у борта транспортного судна, переправляя затем все это на берег и самостоятельно выбираясь на место высадки. Автомобиль DUKW оказался именно такой амфибией. В американской армии данный вездеход-амфибия получил неформальное прозвище Duck (утка) и находился на вооружении инженерных полков, и подразделений амфибийно-инженерного командования. Автомобили-амфибии DUKW широко использовались при проведении многочисленных десантных операций на Тихоокеанском театре военных действий.

Амфибийное транспортное средство DUKW было окончательно принято на вооружение в октябре 1942 года, широко используясь американскими военными и их союзниками вплоть до завершения Второй мировой войны. Впервые эти амфибии были использованы в 8-й английской армии при высадке на Сицилии. Во время этой кампании британцы имели на вооружении 230 автомобилей DUKW, которые могли перевозить десант, противотанковые орудия и боеприпасы. Вскоре амфибии DUKW использовались для перевозки грузов через Мессинский пролив, а также участвовали в освобождении Салерно. Помимо этого амфибии использовались при форсировании рек в Италии, Западной Европе и Бирме.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Десантно-транспортный плавающий длиннобазный грузовой автомобиль-амфибия GMC DUKW был спроектирован американскими конструкторами фирмы Marmon Herrington на основе узлов и агрегатов шасси массовых 2,5-тонных грузовых армейских автомобилей высокой проходимости GMC ACKWX-353 (модель 1940 года) и GMC CCKW-353 (модель 1941 года), обладавших колесной формулой 6х6. Благодаря такому наследию в СССР амфибию часто называли DUKW-353. Инженеры компании Marmon Herrington разработали проект компоновки новой машины, спроектировали механизм отбора мощности с приводом на винт и лебедку (ставилась сзади), откачивающие трюмные насосы, винт с водяным рулем, теплообменники двигателя с очень серьезной системой вентиляции и многие другие узлы.

Водоизмещающий корпус амфибии и его обводы были спроектированы нью-йоркской судостроительной компанией Sparkman & Stephen. При этом лодка не была несущей конструкцией — внутри корпуса располагалось обыкновенное шасси ACKWX-353 с небольшими изменениями узлов, что было вызвано спецификой применения. Существующая рама грузового автомобиля с агрегатами шасси была установлена в водоизмещающем корпусе-лодке понтонного типа. Корпус был сварным и производился из листовой стали толщиной 1,9 мм. Корпус амфибии отличался наличием силовых раскосов и усилителей, с очень удачными для столь универсального автомобиля гидродинамическими формами, которые почти не ограничивали его подвижность в условиях бездорожья. В днище корпуса-лодки имелись выемки для колес, карданных валов, осей и гребного винта.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Корпус автомобиля-амфибии был специально разделен переборками на 3 части: носовую, десантную и кормовую. В носовой части находился двигатель мощностью 94 л. с., а также радиатор, получить доступ к которым можно было через два специальных люка. Здесь же на носу находилось отделение управления: руль, панель приборов, сиденье водителя и правое сиденье для его помощника или командира машины. Отделение управления спереди было защищено ветровым стеклом, а по бокам — отстежными боковинами из брезента. Экипаж автомобиля-амфибии DUKW обычно состоял из 2-3 человек. В десантном отделении могли разместиться 25 человек десанта или полезный груз массой до 2,3 тонн (в том числе — 105-мм артиллерийское орудие вместе с его расчетом). При этом в десантном отделении отсутствовал откидной задний борт, поэтому все операции по погрузке-выгрузке производились через борт амфибии. Сверху отделение десанта могло быть прикрыто брезентовым тентом, который натягивался на имеющиеся дуги. На некоторых амфибиях была предусмотрена возможность установки вооружения — крупнокалиберного 12,7-мм пулемета Browning M2.

В дополнение к обыкновенным для грузовых автомобилей органам управления в амфибии концерна GMC имелись также рычаги для включения гребного винта, клапанов насосов, а также тумблеры, предназначенные для включения подкачки шин. Все это дополнительное оборудование располагалось в отделении управления. На амфибиях DUKW с регулируемым давлением воздуха в шинах монтировался постоянно подключенный к двигателю двухцилиндровый компрессор.

Подвеска и ходовая часть (двухлонжеронная рама, лонжероны коробчатого типа) амфибии DUKW не отличались от базового грузового автомобиля. Но в отличие от грузовика в автомобиле-амфибии все шины были односкатными увеличенного размера с крупным рисунком протектора, обозначаемым «реверсивный вездеход», с единой колеей. Все это значительно улучшало проходимость DUKW, так как имело большое значение при выходе амфибии из воды на илистый, песчаный или топкий берег. Впоследствии в сентябре 1942 года (после производства 2005 автомобилей-амфибий) в их конструкцию была введена централизованная система регулирования давления воздуха в шинах (на ходу), что позволяло уменьшать давление с нормальных 2,8 кгс/кв.см (при движении амфибии по дорогам с твердым покрытием) до 0,7 кгс/кв.см при движении по слабым грунтам (грязь, песок), в частности, при выходе на берег из воды. Из-за происходящей при этом деформации (сплющивания) шин увеличивалась площадь контакта протектора с грунтом, что существенно снижало давление, оказываемое на грунт, и повышало проходимость.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

На воде автомобиль-амфибия DUKW приводился в движение при помощи трехлопастного винта, который был установлен в специально спроектированном тоннеле, расположенном в задней части корпуса и связанным с коробкой отбора мощности сразу тремя продольными карданными валами. На воде автомобиль мог маневрировать при помощи водяного руля, расположенного сразу же за винтом. Руль был постоянно связан с рулевым механизмом тросовой передачей и мог поворачиваться в обе стороны синхронно с поворотом передних колес автомобиля. На воде это позволяло сократить радиус циркуляции до 6,1 метра.

Для откачивания воды, которая могла попасть в корпус машины-амфибии, на ней имелось 2 насоса: центробежный и шестереночный, они приводились в действие от вала гребного винта. Сзади, в кормовой нише корпуса амфибии обычно ставилась барабанная лебедка, обладающая тяговым усилием 9 тс. Лебедка служила для облегчения погрузки в грузовой отсек артиллерийских систем, транспортных средств, боеприпасов и других грузов. Для самовытаскивания лебедка могла быть задействована лишь при движении назад. Предельная высота волн прибоя в прибрежной зоне, которая еще допускала использование амфибийных транспортных средств DUKW, составляла примерно 3 метра.

Массовое производство грузовых автомобилей-амфибий GMC DUKW было освоено в марте 1942 года заводами компании Yellow Truck & Coach Mfg, а, начиная с 1943 года, и компанией Pontiac, где осуществлялась лишь их финальная сборка. В 1943 году было изготовлено 4508 амфибий данного типа, а всего до конца 1945 года — 21 147 единиц. В армию США первые машины-амфибии DUKW поступили в октябре 1942 года и широко использовались американскими военными вплоть до завершения Второй мировой войны. При этом амфибийные транспортные средства поступали на вооружение в инженерные полки и батальоны специально созданного инженерного амфибийного командования.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Первое боевое применение амфибий DUKW, как отмечалось выше, произошло летом 1943 года при высадке 8-й британской армии на Сицилии. Позднее в 1944-1945 годах данные амфибии использовались англо-американскими войсками в ходе различных военных операций в Европе. Они использовались при высадке союзников в Нормандии, а также при форсировании водных преград: рек Сена, Везер, Маас, Майн, Рейн, озер и многочисленных каналов. Помимо этого естественным образом амфибии очень широко использовались во время сражений с японцами на тихоокеанском театре военных действий.

Примерно с середины 1944 года плавающие автомобили-амфибии GMC DUKW-353 начали поступать в Советский Союз в рамках программы военной помощи по ленд-лизу. В Красной Армии амфибии находились на вооружении отдельных батальонов плавающих машин. Они широко использовались советскими военными при форсировании рек Даугава и Свирь, во время проведения Висло-Одерской наступательной операции, а также в августе 1945 года во время боев с японцами в Маньчжурии. Использование этих уникальных на тот момент времени амфибий позволило решить сложные боевые задачи с существенно меньшими потерями, чем при использовании обыкновенных переправочных средств.

Тактико-технические характеристики DUKW:

Габаритные размеры: длина — 9,45 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,17 м.
Масса автомобиля с полным снаряжением — 6,5 т.
Грузоподъемность — 2300 кг (на суше).
Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель GMC мощностью 94 л.с.
Тяговооруженность — 14 л.с/т.
Максимальная скорость — 80 км/ч (на суше), 10,2 км/ч (на воде).
Запас хода — 640 км (на суше), 93 км (на воде).
Экипаж — 2-3 человека.

Источник

Автомобили-амфибии. Эволюция от 1950-х годов до наших дней

Можно ли плыть на машине по реке? Странный на первый взгляд вопрос, на который уверенно отвечают автомобили – амфибии. Можно. Здравый смысл, при этом добавляет – можно, но не нужно.

Автомобили, способные передвигаться по воде стали появляться в более-менее массовом виде к 30-м годам прошлого века, как в гражданских, так и в милитарных модификациях, о них я писал в первой части. Во второй половине 20 века амфибии заняли нишу техники для отдыха и развлечений на Западе, а в СССР проводились работы над созданием различных амфибий, в основном тоже гражданского направления, для поисково-спасательных работ.

Самым массовым легковым автомобилем-амфибией является немецкий Amphicar. Машину создал Ханс Триппель, разработавший еще в 30-х годах весьма неплохую по тем временам амфибию Trippel SG, которой даже милитаристы Вермахта заинтересовались.

Amphicar был единственной серийно выпускавшейся амфибией для гражданского рынка. Внешним видом он напоминал спортивный кабриолет, уменьшенный в пропорциях, имел двигатель мощностью в 43 л.с., мог передвигаться по трассе со скоростью 120 км/час, по воде со скоростью 12 км/час, а вот стоимость машины, составлявшая на тот момент 11800 марок позволяла купить в Европе полноценный спортивный автомобиль.

Выпускали Amphicar с 1961 по 1965 год, в основном для американского рынка, где его покупали как транспортное средство развлечений выходного дня разные искатели приключений. Среди владельцев этой забавной лодки на колёсах был один американский президент, арабский шейх и несколько президентов африканских стран, а в 60-х на нескольких таких машинах энтузиасты переплыли Ла-Манш за 5 часов 50 минут.

Для таких длительных путешествий по воде машина в принципе не предназначалась, но смогла.

Недостатком машины, помимо высокой стоимости, была сложность в обслуживании. Сейчас их немного осталось в частных коллекциях, иногда владельцы устраивают заплывы, приуроченные к значимым датам.

Примерно в то же время в СССР создан полноприводный легковой автомобиль-амфибия НАМИ-049 «Огонек».

На испытаниях были выявлены слабые стороны машины – очень мягкий стекло-пластиковый кузов и слабый мотор. Дальше ходового образца дело не пошло.

По мере развития советской космической программы, в СССР возникла необходимость с специальных машинах для поиска и эвакуации вернувшихся на землю экипажей космических кораблей. ПЭУ-1 стала первой в серии таких машин, первая машина была собрана на ЗИЛе в 1966 году.

Корпус амфибии был из стекло-пластика, двигатель бензиновый, карбюраторный V8 ЗИЛ-375, она имела автоматическую трансмиссию и могла передвигаться по суше, по воде и по заболоченной местности. Амфибия была оборудована небольшим подъемным краном.

Через несколько лет на базе ПЭУ-1 создадут санитарно-эвакуационную машину ПЭУ-1М, с большим обитаемым отсеком и возможностью транспортировки человека на носилках.

Пока на Западе в области амфибиестроения ничего особо интересного не происходит, в СССР на узлах и агрегатах «Запорожца» создают полноприводный лёгкий транспортёр – амфибию ЛуАЗ-967.

Удачной эту машину назвать нельзя, она хоть и была сделана по заказу оборонного ведомства, но популярностью в милитарных кругах особо не пользовалась, выпускалась небольшими партиями с 1965 по 1989 год, на вторичном рынке такие время от времени еще встречаются по скромной цене.

В 1976 году на ВАЗе увидела свет «Река», первая и пока единственная тольяттинская амфибия ВАЗ-2122.

Создана она была на агрегатах «Нивы», в течении 10 лет было выпущено несколько опытных образцов, но в серию так и не пошла, хотя машины успешно проходили испытания и были рекомендованы к производству.

У военного ведомства, которое проявляло интерес к этой машине попросту не оказалось денег, необходимых для запуска её в производство, а вскоре и сама машина перестала их интересовать.

Свою амфибию пытался создать и Ульяновский автозавод, производитель внедорожников «УАЗ».

В 1976 году было начато проектирование вездехода-амфибии УАЗ-3907 «Ягуар». К 1989 году изготовили более десятка различных опытных образцов, большая часть которых успешно прошла испытания. Один автомобиль успешно прошел по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно.

В конструкции лежали узлы и агрегаты серийно выпускавшегося УАЗ-469.

«Ягуар» постигла судьба вазовской «Реки», машина оказалась не нужна военному ведомству, работы над ней были свёрнуты в 1989 году по инициативе завода.

Машина обладала выдающейся проходимостью на разной местности, но и не менее выдающимися размерами.

Перевозить её транспортной авиацией не представлялось возможным, по дорогам общего пользования тоже могли быть сложности с передвижением. Машина в серийное производство не пошла, так и оставшись единственным экземпляром, но решения примененные на ней пригодились в будущем – при создании «Синей Птицы», поисково-спасательной амфибии ЗИЛ-49061, производившейся с 1980 по 1991год.

Именно эта машина и пришла на смену ПЭУ-1

В 90-х и 2000-х об амфибиях снова активно вспоминают на Западе.

В конце 90-х американский изобретатель и предприниматель Дэйв Марк создает компанию WaterCar, изготавливающую автомобили-амфибии по индивидуальным заказам.

Одна из амфибий компании, Watercar Python попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая быстрая амфибия в мире.

В прошлом году компания стала выпускать даже пожарные модификации своей легковой амфибии, водозабор при тушении они осуществляют прямо из того водоема, в котором находятся сами.

В 2004 году Ричард Бренсон установит на ней рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.

Gibbs Phibian не так известна, как Aquada, и не так быстра, но зато способна взять на борт 1.5 тонны груза.

Gibbs Humdinga I может взять на борт 5-7 человек, или водителя и 750 кг груза.

Gibbs Humdinga 2 своими характеристиками впечатляет больше, чем предшественник, на технологиях которого он создан. Мощный V8 в 350 «лошадей» способен двигать машину по воде со скоростью 65 км/час, по трассе – 160 км/час, и помимо этого, машина является еще и внедорожником, способным ездить по труднодоступным местам.

Самым быстротрансформируемым из сухопутного в водный транспорт является Gibbs Quadski, этому гибриду квадроцикла и аквабайка требуется всего лишь пять секунд на втягивание колёс и готовность преодолевать водные преграды со скоростью 70 км/час. Примерно такая же скорость у него и на суше.

В 2004 году шведская компания Rinspeed представила удивительный Rinspeed Splash.

Этот болид достигал на суше скорости в 200 км/час, а на воде – 50 км/час. Двигатель машины работает на газу.

В России тоже принялись возрождать славные традиции авфибиестроения, компания Sherp создает вездеходы – амфибии для экстремальных видов туризма.

Следующей вехой в развитии автомобилей – амфибий станут уже автомобили – субмарины, более того, одна такая уже есть – это открытый родстер sQuba, созданный Франком Риндеркнехтом на основе Lotus Elise.

Родстер-субмарина оснащен тремя электромоторами, один – для движения по суше (до 120 км/час) а два других – для движения на воде и под водой. На воде скорость движения достигает 6 км/час, что мало даже для амфибий 50-х годов, а под водой еще меньше – всего 3 км/час, но зато ведь это первая машина такого рода. Машина может погружаться на глубину до 10 метров, вот только сухим и комфортным для водителя и пассажира такое погружение назвать нельзя – кокпит то не герметичный.

Как бы там ни было, а о таких машинах, которые в наши дни летают по воздуху, ездят по воде, по суше и даже уже под водой, еще не так давно не мог мечтать ни один супергерой.

В подборку не вошел ряд уникальных амфибий, созданных умельцами- аматорами из подручных материалов и имевшихся доступных агрегатов. Они станут темой отдельной публикации

Источник

“Учитесь плавать!” или Amphicar 770 — автомобиль и пароход в одном флаконе

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Сегодня мало кто помнит, но в 70-80-х годах на рынке бытовой техники рулил тренд многофункциональности. “Панасоник”, “Филипс” и прочие “Шарпы” азартно занимались впихиванием невпихуемого. В одной коробке, например, пытались уместить и радиолу, и кассетный магнитофон, и вертушку виниловых пластинок, и даже порой телевизор. Получался громоздкий бытовой монстр, который стоил кучу денег и все свои функции выполнял в лучшем случае на среднем уровне. Логично — универсальное всегда уступает в качестве узкоспециализированному.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Ровно по той же причине мы, вопреки бойкому перу писателей фантастов, до сих пор ждем рассвета популярности универсальных автомобилей, которые умеют не только ездить по дорогам, но еще плавать или даже летать. Жаль, но единственный в мире по настоящему массовый автомобиль-амфибия гражданского назначения — Amphicar 770 — провалился (или в данном случае уместнее выражение “пошел ко дну”?) аж 50 лет назад.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

История инженерно-продвинутого и просто очаровательно-милого “Амфикара” это прежде всего история Ганса Триппеля — немецкого инженера, которого вполне можно назвать “Фердинандом Порше плавающих автомобилей”. Кстати, точно также как и Порше, в годы Второй мировой Ганс весьма активно трудился на благо Третьего рейха. Никаких военных преступлений, конечно. Тем не менее, именно Триппель в период оккупации Франции исполнял функции управляющего на заводе Bugatti в Мольсайме. В 1945-м французы по достоинству оценили старания Триппеля, впаяв ему “трешечку” за так называемые “спекуляции военного времени”.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Выйдя на свободу Ганс долго не мог найти своим талантам должного применения. Но все ж таки нашел. На его счету (не сказать чтобы победном) бюджетный “Тролль” — оставшийся нереализованным проект создания легкового автомобиля в Норвегии, а также столь знаковая и весьма изящная с инженерной точки зрения вещь как конструкция “крыла чайки”. Ага, с того самого Mercedes-Benz 300 SL! Но все же проект жизни для Триппеля начался только в конце 50-х. Немецкий промышленник Харальд Квандт — в прошлом, между прочим, пасынок министра пропаганды Геббельса, а в будущем один из владельцев BMW — убедил Ганса заняться своим любимым делом — строительством автомобиля-амфибии.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Идея взялась не с потолка. Европа постепенно отходила от разрухи и бедности поствоенного периода. Благосостояние трудящихся росло и уже можно было подумать не только о бюджетных транспортных средствах, но и машинах для отдыха. С типичной немецкой практичностью Квандт решил — идеальным SUV рубежа 60-х должна стать машина, на которой можно отправиться на рыбалку, не цепляя сзади прицеп с лодкой. Зачем, если она (машина то есть) и сама лодка?! Конечно, прозорливый промышленник сильно рассчитывал на огромный рынок США. Катера и яхты там любят не меньше чем Европе, а публика все побогаче.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Наверное, сегодня крутую амфибию начали бы строить вокруг углепластикового или карбонового корпуса, но во второй половине 50-х Триппель остановился на цельнометаллической конструкции. Двухдверный “Амфикар” получил полностью герметичное и абсолютно плоское днище, логично напоминающее очертания лодки. Достаточно большой дорожный просвет (25 см), короткие и откосые свесы, резиновые уплотнители дверных панелей на манер современного холодильника, простенькая мягкая крыша, заднемоторная компоновка с компактным четырехцилиндровым бензиновым двигателем от английского спорткара Triumph Herald мощностью аж в целых 43 л.с. Сегодня “Амфикар” кажется достаточно бесхитростной конструкцией, хотя по части удобства эксплуатации продуман до мелочей.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Скажем, для того чтобы “нырнуть” в воду водителю “Амфикара” не требовалась никакая дополнительная подготовка. Он просто включал дополнительный рычаг 4-ступенчатой коробки передач (между прочим от Porsche!), конструкция которой предусматривала дополнительные шестеренки для двух гребных винтов, и спокойно заезжал в воду. Точно также при выезде на сушу нужно было только вовремя подоткнуть первую передачу и “Амфикар” из лодки превращался обратно в автомобиль, легко въезжая даже на 40-градусный уклон. Управление в надводном режиме осуществлялось с помощью руля — поворот передних колес задавал амфибии нужный курс. Маневренность конечно была невысокая, но приноровится можно. А главное — просто для понимания.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Наконец, помимо прочего “Амфикар” получился еще и весьма ярким, симпатичным внешне. Почти одушевленный взгляд круглых фар и рекордной длины хвостовые плавники в задней части кузова — больше чем даже на Cadillac 1959 года! — выглядели очаровательно и мило. Мимимишно, как сказали бы сегодня.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Новый Amphicar Model 770 торжественно представили публике на автошоу в Нью-Йорке в 1961-м, а производство вскорости наладили в Германии на предприятиях Quandt Group в Берлине и Любеке. Первая в мире серийная гражданская амфибия естественно вызвала первоначальный шквал всеобщего интереса. Но первыми восторгами, увы, успехи детища Ганса Триппеля и ограничились.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Во-первых, “Амфикар” оказался достаточно дорогой игрушкой. Маленькая по-американским меркам 4,3-метровая двухдверная машинка с 1,1-литровым моторчиком в середине 60-х стоила в Штатах как новенький “Мустанг”. Не отличаясь при этом внешней статью и динамикой “пони-кара”. Реклама беззастенчиво обещала покупателям “спорткар, который умеет плавать”, но в реальности до сотни этот “спорткар” добирался аж за… 42,9 секунды Не впечатляла и максимальная скорость, что на суше — 70 миль в час (113 км/ч), что на воде — 7 узлов (13 км/ч). К слову, именно скоростные показатели зашифрованы в индексе “Амфикара” — Model 770.

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

Как и все универсальные вещи амфибия Ганса Триппеля оказалась компромиссом. Она медленно разгонялась, управлялась не очень и примерно также вела себя на воде. При должном старании и смелости “Амфикары” оказались способны на вполне серьезные морские приключения, что подтверждают, например, героическое пересечение Ла-Манша в шестибалльный шторм или сплав по реке Юкон в Аляске. Но то подвиги экстремалов-одиночек. Для большинства же любителей спокойного отдыха на воде Model 770 банально оказалась слишком дорогой. Богатые клиенты, которых не волновали накладные расходы, в свою очередь не парились и на счет эфемерной экономической выгоды “Амфикара”, заменявшего и автомобиль, и лодку. Ведь они легко могли позволить себе и то, и другое…

Первая машина амфибия в сша. Смотреть фото Первая машина амфибия в сша. Смотреть картинку Первая машина амфибия в сша. Картинка про Первая машина амфибия в сша. Фото Первая машина амфибия в сша

В любом случае, почти четыре тысячи выпущенных “амфикаров”, 90% которых осело именно в Штатах, нельзя назвать катастрофой. Но, конечно, и Триппель, и Квандт рассчитывали на большее…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *