Первая машина советского союза

Колеса для рабочих и крестьян: как появился первый серийный автомобиль СССР

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

История первой советской машины началась в 1932 году. Тогда СССР приобрели у знаменитой американской компании Ford Motor Company лицензию на производство реплики их модели Ford-A. Оборудование и документация были переданы Нижегородскому автомобильному заводу. Кроме того, тамошним инженерам была поставлена еще одна задача: не просто скопировать легендарную американскую легковушку, но и приспособить ее для российских дорог.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

В конце лета все того же 1932 года новое авто сошло с конвейера. Спрос на ГАЗ-А был просто огромным, ведь ним необходимо было обеспечить не только рядовых потребителей, но и едва ли не все государственные структуры. Так, в первые пару лет машину получили армейские штабы, а также санитарные части. Использовались они и в качестве ведомственного автомобиля. Более того, именно с ГАЗ-А в Советском Союзе началась эпоха такси на дорогах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что общий объем произведённых машин этой модели меньше чем за пятилетие составил почти 42 тысячи единиц.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Как только стали понятны масштабы спроса, ГАЗ-А решили начать выпускать еще и на базе автомобильного завода КИМ. Его мощности снабжали СССР этими машинами в период с 1933 по 1935 год. А непосредственно Горьковский автомобильный завод занимался производством ГАЗ-А с 1932 по 1936 год. Правда, несмотря увеличение объёмов выпуска, простые советские граждане довольно редко могли получить первую легковушку в личное пользование, ведь большинство экземпляров уходило на нужды армии, где они «служили государству».

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Однако советские инженеры не только смогли выпустить первую отечественную легковую машину, но и модифицировать ее для более эффективной эксплуатации на территории СССР. Происходил этот процесс на базе Горьковского автомобильного завода. Первоначально машина почти полностью соответствовала техническим характеристикам и дизайну своего прототипа Ford Model A Standard Phaeton с кодом кузова 35B, однако, советские автоконструкторы изменили целый ряд деталей и систем.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Так, например, они установили цельные грязевые щитки над подножками, а также изменили внешний вид передней части автомобиля в сторону более простого дизайна. Это было сделано потому, что большая часть машин отдавалась на нужды армии или подведомственных структур, а там лишние украшения для автомобиля были ни к чему.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Однако и те системы, что остались в машине неизменными, также заслуживают внимания. Так, смазка двигателя осуществлялась через черпачки на шатунах, которые окунались в масло в картере. А вот система охлаждения автомобиля характеризуется отсутствием насоса: работа его осуществляется за счет различия температурных показателей в радиаторе и моторе.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Казалось, что первый советский легковой автомобиль прослужить народу рабочих и крестьян довольно долго, однако в реальности все оказалось с точностью наоборот. Меньше чем через пять лет, в 1936 году ГАЗ-А правительство СССР приказаоо изъять из эксплуатации в Москве и Санкт-Петербурге. Причем конкретные причины столь странного решения не объяснялись. Позже уже было выяснено, что, скорее всего, проблема состояла в том, что вид этой модели уже морально устарел и не соответствовал требованиям тогдашней действительности.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Владельцам было рекомендовано массово заменить ГАЗ-А на новую версию с доплатой. Это заменой оказался ГАЗ-М-1, вот только на рынке она появилась лишь через полтора года. Да и объем их не позволял быстро заменить ГАЗ-А как у гражданского населения, так и из ведомственных гаражей. Довольно долго их продолжала использовать и служба. Окончательно исчезли первые советские легковушки с улиц только к 1940 году.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

От полуторки до «Газели»: 90 лет дедушке российского автопрома

Горьковский автозавод отмечает юбилей

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

В цехе сборки легковых автомобилей ГАЗ, 1970-е годы

Горьковский автомобильный завод

Решение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода, способного производить 100 тыс. автомобилей в год, было принято советским правительством в марте 1929 года, в мае было подписано соглашение с крупнейшим американским автопромышленником Генри Фордом.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Первый автомобиль ГАЗ-АА полуторка, 1932 год

Горьковский автомобильный завод

Как и другие стройки первых пятилеток, завод был возведен в кратчайшие сроки — за полтора года. Он заработал ровно 1 января 1932 года, а 29 января с конвейера «Нижегородского автомобильного завода имени Молотова» сошел первый автомобиль — легендарная полуторка «НАЗ-АА», спасшая тысячи жизней в годы Великой Отечественной Войны. Уже в конце 1932-го Нижний Новгород был переименован в Горький и НАЗ стал ГАЗом — под этим названием автозавод мы знаем и сейчас.

В довоенной прессе автозавод на берегах Волги даже именовали «русским Детройтом».

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Фронтовые полуторки ГАЗ-АА

Горьковский автомобильный завод

Для налаживания производства в СССР выбрали грузовик Ford-AA и легковой фаэтон Ford-A, разработанные еще в конце 1920-х – машины простые и неприхотливые. От сборки машин из зарубежных комплектующих ГАЗ постепенно перешел на отечественные компоненты, а автомобили в процессе адаптации к советским условиям подвергались значительным доработкам.

И если «ГАЗ-А» был заменен новой моделью «М-1» уже в 1936 году, то выпуск полуторки продолжался и после войны.

Контракт CCCР с Ford Motor Company действовал до 1935 года, когда был расторгнут по обоюдному согласию сторон. Легендарная эмка, «ГАЗ М-1», была построена на основе Ford B. Однако как и в случае с лицензионным Fiat 124 и «ВАЗ-2101», конструкция исходного автомобиля была серьезно адаптирована к тяжелым дорожным условиям нашей страны.

Коллектив инженеров под руководством будущего главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта внес в первоначальную структуру автомобиля множество изменений.

В частности, у будущего «М-1» была значительно усилена рама, устаревшие поперечные рессоры заменены продольными, спроектирован новый рулевой механизм, а вместо колес со спицами применены штампованные диски.

Тогда же, в середине тридцатых, ГАЗ начал активно создавать экспериментальные модели. К примеру, под руководством Виталия Грачева, впоследствии создававшего военные вездеходы на ЗИЛе, на базе той же эмки в 1936 году был спроектирован экспериментальных трехосный пикап «ГАЗ-21». Эта машина так и не стала серийной, а ее индекс впоследствии, два десятилетия спустя, получила «Волга».

В годы Великой Отечественной войны ГАЗ перешел на выпуск соответствующей продукции – танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок и боеприпасов. В 1943 году завод сильно пострадал от бомбардировок авиации Третьего Рейха.

Источник

Как в СССР придумали первый легковой автомобиль

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Детище студента

История первого в истории СССР легкового автомобиля началась с того, что в 1925 году студент последнего курса Московского механико-электротехнического института Константин Шарапов, который долгое время не мог определиться с темой своей дипломной работы, наконец решил, о чем хочет писать, и утвердил план работы у своего научного руководителя. Тогда перед советскими автопроизводителями стояла задача разработать малолитражный автомобиль, который можно беспроблемно использовать в отечественных реалиях. Некоторые специалисты предлагали просто скопировать зарубежную легковушку «Татра», однако оказалось, что по многим параметрам она все же не подходила, поэтому нужно было конструировать что-то свое. Именно этой проблемой и занялся Шарапов.

Понимал ли он тогда, что его работа под названием «Малолитражный автомобиль для российских условий эксплуатации и производства» станет исторической, непонятно, но подошел он к ней со всей серьезностью.

Студента привлекала идея совмещения в одном агрегате упрощенной конструкции мотоколяски и автомобильной пассажировместимости. В итоге работа Шарапова так понравилась его руководителю, что он порекомендовал его в Научно-исследовательский автомобильный институт (НАМИ), куда его приняли без всякого конкурса и испытаний. Проект же разработанного им автомобиля решили претворить в жизнь.

Первые чертежи малолитражки, подготовленные Шараповым в 1926 году, были доработаны под нужды производства ставшими впоследствии знаменитыми инженерами Андреем Липгартом, Николаем Брилингом и Евгением Чарнко.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Окончательное решение о выпуске автомобиля принял Государственный трест автомобильных заводов «Автотрест» в начале 1927 года. А первый образец НАМИ-1 вышел с завода «Автомотор» уже 1 мая того же года. Примечательно, что тогда конструкторы для испытаний собрали только шасси автомобиля, о создании кузова речи пока не шло — сначала необходимо было понять, сможет ли вообще новаторская конструкция показать себя хорошо в реальных дорожных условиях.

Испытания легковушки провели уже через неделю, в первых тестовых заездах автомобиль проявил себя достойно, и к сентябрю 1927 года на производстве собрали еще две машины. Для них инженеры подготовили более серьезный тест — автомобили должны были преодолеть маршрут Севастополь – Москва – Севастополь.

Для подстраховки в испытательный пробег вместе с парой НАМИ-1 отправили автомобили Ford T и два мотоцикла с колясками. Испытуемые и в этот раз показали себя хорошо.

Никаких серьезных поломок в пути не произошло, особенно учитывая, что ломаться в конструкции новых автомобилей было почти нечему.

Одним из главных преимуществ, которое позволило НАМИ преодолеть трассу без особых проблем, стал высокий дорожный просвет. Кроме того, легковушка оказалась очень экономичной — полного бака автомобилю хватало примерно на 300 км пробега.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

После успешного завершения испытаний конструкторы перешли к созданию кузова для НАМИ-1. Изначально было разработано два варианта: один — более простой и дешевый, а второй — более совершенный, имеющий двухсекционное лобовое стекло, три двери и багажник, но при этом достаточно дорогой. Впрочем, в производство не попал ни один из них — на легковушки стали ставить третий прототип кузова, который был довольно незаурядным и отнюдь не элегантным, что впоследствии вызвало недовольство водителей и пассажиров.

НАМИ пошел в серию

Решение о начале серийного производства НАМИ-1 было принято все в том же 1927 году. Сборкой автомобилей занялся завод «Авторотор». Отдельные же детали легковушки изготавливались на других предприятиях, в частности 2-м авторемонтном заводе и Заводе автомобильных принадлежностей №5.

Автомобили собирали вручную, из-за этого процесс их производства был довольно длительным и дорогим. В итоге к осени 1928 года были готовы лишь первые 50 машин. А к пользователям они попали и вовсе весной 1929 года.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Примечательно, что в те времена простым людям автомобили не продавали — их распределяли между гаражами предприятий, где на них ездили профессиональные шоферы. Поначалу многие водители, привыкшие передвигаться на иностранной технике, отнеслись к новинке со скептицизмом. В процессе эксплуатации у НАМИ-1 действительно обнаружился ряд существенных недостатков: неудобный салон, неправильно сконструированный тент, сильная вибрация от двигателя, за которую легковушку в народе прозвали «примусом», и отсутствие приборной панели.

В прессе даже разгорелась дискуссия о том, имеет ли НАМИ-1 право на дальнейшее существование и развитие. За малый размер, экономичность и особую конструкцию в народе машина получила и другое имя — «мотоцикл на четырех колесах». И это, по мнению водителей, его не красило.

«Я считаю, что по своей конструкции НАМИ не автомобиль, а мотоцикл на четырех колесах, и поэтому НАМИ не может сыграть никакой роли в автомобилизации страны», — писали в журнале «За рулем» от 1929 года.

Многие инженеры заявляли, что автомобиль необходимо сильно реконструировать и о продолжении его выпуска можно говорить только после внесения в конструкцию этих правок. В то же время один из разработчиков малолитражки Андрей Липгарт отвечал оппонентам, что за этим автомобилем большое будущее, а существующие недостатки возможно устранить, однако на это потребуется время.

«Разбирая болезни НАМИ-1, приходим к выводу, что все они могут быть легко и быстро устранены. Никаких основательных изменений ни в общей схеме машины, ни в конструкции ее основных механизмов для этого проводить не надо. Придется вносить мелкие конструктивные изменения, потребность в которых будет выявлять эксплуатация, а главное, надо улучшить методы производства. Сами производственники отлично сознают, что они делают машины не так, как следует, — однако признаться в этом они не всегда решаются», — писали в 15-м номере журнала «За рулем» в 1929 году.

При этом, несмотря на многочисленные жалобы водителей, НАМИ-1 хорошо показал себя на узких московских улицах, где он легко обгонял даже более мощных иностранных конкурентов.

Источник

Первая советская легковушка

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый массовый советский легковой автомобиль – «М-1».

«Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. Каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. И не делает это лишь потому, что, продав, останется без машины», – кто не помнит эту замечательную фразу из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Фильм был снят в 1966 году.

И это было время, когда легковой автомобиль прочно занял место в нашей повседневной жизни, а вот в 30-е годы транспортного изобилия в стране не было, потому и не было повода так говорить. Легковушки по улицам наших городов ездили, но это были «Форды», «Рено», «Опели», «Мерседесы» и, конечно, «Антилопа Гну» Адама Козлевича из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок».

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

Догоним и перегоним

В 1933 году под руководством главного конструктора завода Андрея Липгара, началась разработка нового автомобиля. За основу был взят автомобиль «Форд-40», который предоставили американцы в виде технической помощи.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союзаГАЗ М-1 Воронежского такси в 1938 году

Машина была узнаваема внешне, но по сути это был совсем другой автомобиль. Было изменено практически всё – от рулевого управления до двигателя. Для своего времени это был очень продвинутый автомобиль. Среди новшеств можно назвать и регулируемые сидения, и противосолнечные козырьки, и форточки в окнах, и прикуриватель, и указатель уровня топлива, а также ряд других.

На дорогах автомобиль ГАЗ М-1 разгонялся до 105 км/час, а по проходимости ему могли бы позавидовать многие современные внедорожники. В таком виде машина выпускалась до июня 1943 года, и всего было выпущено 62 888 автомобилей. В годы войны во время бомбардировки города Горького был разрушен кузовной цех, и завод вынужден был прекратить их производство. Но заводчане из оставшихся деталей смогли собрать ещё 233 автомобиля, и только после этого производство окончательно прекратилось. Машина очень понравилась Красной Армии, и она активно использовалась до окончания войны.

Автомобиль-труженик

Конструкция автомобиля действительно оказалась очень удачной. И уже в последующие годы на её базе стали появляться самые различные модификации. Было создано более 16 вариантов этого автомобиля. Его высокая проходимость позволила создать на базе шасси даже бронеавтомобиль БА-20.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза«Штабной» М1 проезжает мимо колонны пленных немцев

Естественно, что автомобиль принимала высокая комиссия из Москвы, и машина понравилась. Сам Андрей Липгарт в своих воспоминаниях писал, что И. Сталин после знакомства с «эмкой» сказал: «Дай Бог каждому такую машину».

К сожалению, слова вождя, не были воплощены в реальность. В свободную продажу М-1 не поступали. Объем выпускаемых автомобилей был относительно невелик, и модель не продавалась, а распределялась. Получение её во временное пользование или даже в личное приравнивалось к награждению орденом или присуждению Сталинской премии.

Источник

Как появились первые советские автомобили?

Не секрет, что в Советском Союзе поначалу было весьма плохо с промышленностью. Многое после Мировой и Гражданской войн приходилось создавать буквально с нуля. В том числе — и автомобили.

Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза

До революции в Российской империи был автомобильный завод — «Руссо-Балт». Базировался он в Риге. Однако после 1917 года Рига стала заграницей, и с этим надо было что-то решать.

Помимо рижского автомобильного завода, в стране существовало несколько механических заводов, которые изготавливали и производили разные полезные штуки. В первую очередь, паровозы и вагоны.

В общем, после окончания Гражданской войны и перехода страны к НЭПу остро встал вопрос о создании своей, советской автомобильной промышленности.

Следует заметить, что автомобили в советской России были. Их парк являлся очень разномастным: тут имелись машины, завезённые в страну ещё до войны, а были и автомобили, отбитые во время боёв у разных иностранных военных соединений.

По статистике, в начале 20-х годов ХХ века в СССР треть от общего автопарка составляли машины фирмы «Форд». До революции эта фирма имела, кстати, свои представительства в Российской империи. В первую очередь, наших соотечественников тогда интересовали трактора, а уж потом автомобили. Это, вероятно, сильно сказалось на выборе советского правительства в смысле создания производства автомобилей в СССР.

Надо заметить, что в то время Генри Форд был настроен весьма скептически по отношению к СССР. Ведь он всё-таки был промышленником, капиталистом, а тут — страна с довольно необычным общественным укладом. Как с ней выстраивать отношения? Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза Генри Форд, 1934 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Впрочем, предложение от СССР наладить в этой стране производство автомобилей Форд не отверг. Вот только обдумывал он его очень долго — несколько лет, вплоть до 1928 года.

Другие автопроизводители — в первую очередь, американские — тоже с интересом смотрели на огромный советский рынок, столь заманчивый для продаж. Известно, что руководство компаний «Додж» и «Виллис» также задумывалось о производстве своих машин в Советском Союзе. По этому поводу они опубликовали свои соображения в недавно организованном советском журнале «За рулём».

В общем, к 1928 году Генри Форд созрел для сотрудничества с СССР. Однако для этого созрела и компания «Дженерал моторс», являвшаяся конкурентом Форда. Она намеревалась выпускать в СССР 12500 своих автомобилей в год. При этом «ДжиЭМ» предлагала техническое содействие, лицензию на один из своих популярных автомобилей, а также денежный кредит. Первая машина советского союза. Смотреть фото Первая машина советского союза. Смотреть картинку Первая машина советского союза. Картинка про Первая машина советского союза. Фото Первая машина советского союза Советские специалисты у завода Форда в Дирбоне, 1929 г.
Фото: rus-texnika.ru

Форд, со своей стороны, предлагал организовать совместное предприятие. При этом он собирался вложить в новый завод мощностью 100 000 машин в год часть своих средств.

Хотя автомобили СССР нужны были позарез, руководство страны проявило мудрость в этом вопросе. Более всего наших руководителей беспокоил вопрос о том, что иностранная фирма вложит деньги в строительство нового завода. То есть полностью советским в таком случае завод не будет. И свобода действий в этом случае будет сильно ограничена. А кредиты — их отдавать ведь надо.

В общем, советское руководство приняло решение построить автомобильный завод под Нижним Новгородом своими силами. При этом сотрудничество с Фордом не оборвалось.

Всесоюзный Совет народного хозяйства СССР, курировавший тогда промышленность, предложил Форду следующий расклад. Он (Форд) оказывает техническую помощь при строительстве завода и передаёт право на производство одной из моделей машин в СССР. Кроме того, часть советских специалистов должна была пройти стажировку на заводах компании «Форд».

При этом советская сторона обязывалась приобрести 72000 комплектов деталей машин, из которых впоследствии и собирали автомобили. Общая стоимость этих деталей оценивалась тогда примерно в 72 000 000 рублей. Срок технического взаимодействия определили в девять лет.

При этом ускоренными темпами строился завод «ГАЗ», который стал легендой советского автомобилестроения. Этот самый завод вступил в строй в январе 1932 года. Он ознаменовал собой новую веху в истории советской промышленности.

Интересно, что весной 1981 года, то есть через 49 лет после запуска, в цехах «ГАЗа» собрали 10-миллионный советский автомобиль…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *