Первые мотоциклы харлей дэвидсон
История марки Harley-Davidson
Harley-Davidson, пожалуй, самый известный производитель мотоциклов в мире. Компания, ставшая легендарной, сумела создать отдельную культуру, в эпицентре которой стоят ее надежные и во многом революционные мотоциклы.
Harley-Davidson базируется в городе Милуоки штата Висконсин, США. Ее история началась в 1901 году, когда 21-летний Уильям Харли спроектировал небольшой моторчик для велосипеда. Два года он вместе с другом Артуром Дэвидсоном работал над созданием моторизированного велосипеда, вышедшего в свет под именем Harley в 1903 году.
Велосипед предназначался для участия в гонках. Его собирали в небольшом сарае с амбициозной табличкой «Harley-Davidson Motor Company». К работе присоединился также инженер Уолтер Дэвидсон, брат Артура. Однако их детище не отличалось ни надежной конструкцией, ни приличным запасом мощности: подняться на холм без помощи педалей было невозможно. Поэтому Харли и Дэвидсоны решили спроектировать настоящий мотоцикл.
В том же 1903 году появляется первый удачный образец. Он получил 3-сильный мотор объемом 405 см куб. с автоматическим впускным клапаном и усиленную раму, в нижней части которой располагался петлеобразный изгиб, позволяющий низко разместить двигатель, тем самым снизив центр тяжести. Конструкция первого мотоцикла не менялась в течение нескольких лет.
Первый мотоцикл Harley-Davidson
В 1904 году открывается первый магазин Harley-Davidson, который сразу же продает 3 мотоцикла. В 1905 году в Чикаго Harley выигрывает гонку на 15 км, обращая на себя внимание сотен тысяч любителей мотоциклов. В этом же году компания нанимает первого сотрудника. Год спустя Harley-Davidson Company строит новое производственное помещение и нанимает еще пять человек.
В 1909 году Harley-Davidson представляет первый мотоцикл с V-образным 2-цилиндровым двигателем — 5-D (V-Twin). Его мощность составляла 7 л.с., что в два раза превышало мощность одноцилиндровых моторов.
Harley-Davidson 5-D (1909 год)
В 1911 году выпускается «F-head» — усовершенствованная версия двигателя V-twin. Большинство выпускаемых мотоциклов до 1929 года оснащались именно этим мотором. Он получил механически управляемый впускной клапан, а за by PhraseFinder»>счет улучшенной системы газораспределения его мощность выросла почти в два раза.
Спустя год компания начинает экспорт мотоциклов в Японию, а дилерская сеть в США увеличивается до 200 представительств. В 1913 году создается гоночное подразделение Harley-Davidson, а годом позже появляются мотоциклы с колясками. Примерно в это время первые мотоциклы Harley-Davidson появляются в России.
Одной из причин успеха компании становится заключенный контракт с военными силами США. К тому времени, когда страна вступила в Первую мировую войну в 1917 году, треть всей продукции Harley-Davidson направлялась в армию.
Россия также получала для нужд фронта мотоциклы Harley-Davidson. В военное время они первоначально использовались для доставки сообщений, но быстро обнаружилось, что их можно оснастить пулеметом и превратить в боевые машины. Известно, что в 1917 году Николай II владел несколькими мотоциклами Harley-Davidson. Сотни мотоциклов модели JD для собственных нужд закупил НКВД после окончания Гражданской войны.
Тем временем модельная линейка Harley-Davidson развивалась. В 1919 году представлена модель Sport, которая оснащалась 2-цилиндровым оппозитным нижнеклапанным двигателем мощностью 6 л.с. Его отличительной чертой было расположение цилиндров, которые находились горизонтально вдоль рамы на одной плоскости. Мотоцикл был удивительно тихим и пользовался большой популярностью за рубежом.
Harley-Davidson Sport (1919–1924 год)
После почти 20 лет существования Harley-Davidson становится самым крупным производителем мотоциклов в мире. Их модели можно приобрести в 67 странах. Мотоциклы ценятся за надежность и передовые технологии.
В 1922 году появляются первые модели с 1207-кубовым V-образным двигателем: JD и FD. 1925 — год появления знаменитого каплевидного бензобака мотоциклов Harley-Davidson, который по сей день является их отличительной чертой.
Каплевидная форма бензобака
В 1928 году публика впервые увидела двигатель с двумя распредвалами на мотоциклах серии JD. Их максимальная скорость варьировалась от 128 до 160 км/час. Мотоциклы комплектовались передними тормозами.
Harley-Davidson JDH (1928–1929 год)
Важный момент в истории Harley-Davidson наступает в 1929 году, когда на модели D представлен V-образный двигатель, позднее ставший известным под именем «Flathead». Он оказался настолько надежным, что устанавливался на мотоциклы марки до конца 1973 года.
В 1936 году Harley-Davidson демонстрирует модель E, прозванную «Knucklehead». Она могла похвастаться новым мотором объемом 998 см куб. с верхними клапанами, а также циркуляционной системой смазки, не «на прогар», как ранее, а с сухим картером. В отдельном блоке находилась четырехступенчатая коробка передач. Двигатель выдавал 37 л.с. в «базе» и 40 л.с. — в форсированной модификации ES.
Harley-Davidson E «Knucklehead» (1936–1948 год)
В 1937 году начинается производство первых моделей WL. В 1941-м США вступают во Вторую мировую войну, и выпуск гражданских мотоциклов почти полностью приостанавливается.
Во время войны Harley-Davidson создала много новых моделей для армии, но наиболее успешной была WLA: ее объемы производства достигли 90 000 единиц. Мотоцикл оснащался 2-цилиндровым V-образным нижнеклапанным мотором объемом 739 см куб. и мощностью 23 л.с., который работал в паре с 3-ступенчатой коробкой передач.
Модель WLA была оборудована подставкой для пулемета, коробкой с боеприпасами, задним крепежом, покрышками с выраженным протектором, двумя кожаными сумками, глубоким седлом с центральной пружиной. На ее баке располагались приборы, в том числе контрольные лампы зарядки аккумулятора. Руль был расширенным, с рукоятками, отогнутыми назад.
Harley-Davidson WLA (1939–1944 год)
Во время Второй мировой по ленд-лизу в СССР направили 25 000 Harley-Davidson WLA. Несмотря на то что большая часть мотоциклов была уничтожена, после войны в СССР остались тысячи мотоциклов Harley. Частично они использовались ГАИ, частично — оседали у частных владельцев. Так постепенно зарождалась субкультура «харлейщиков», которая в России окончательно оформилась в середине 60-х.
В 1946 году Harley-Davidson представляет один из самых успешных в мире гоночных мотоциклов — WR. 1957-й известен по выпуску легендарного Sportster. В версии XL мотоцикл комплектовался мотором в 883 см куб. мощностью 40 л.с. Через некоторое время была выпущена версия XLH с мотором, развивающим 47 л.с. Облегченный вариант XLCH с 55-сильным двигателем разгонял мотоцикл до 180 км/ч.
Harley-Davidson Sportster (выпускается с 1957 года)
В 1960-м модельную линейку пополнил скутер «Топпер», который получил стеклопластиковую облицовку и комплектовался двухтактным двигателем с горизонтальным цилиндром. В этом же году компания выкупает половину пакета акций Aeronatica-Macchi, располагающейся в Европе. Фирма занималась производством мотоциклов с 1-цилиндровым мотором для локального рынка.
1965 — год рождения еще одной легенды. Electra-Glide стала родоначальницей семейства туристических моделей марки и считается флагманом по сегодняшний день. В этом же году модели FL Electra-Glide и Sportster получают электрический стартер.
Harley-Davidson Electra-Glide (выпускается с 1965 года)
В 1969 Harley-Davidson объявляет о слиянии с American Machine and Foundry Company (AMF). Через пару лет появляется первый XR-750, мотоцикл для гонок на дерт-треке. В течение следующий 30 лет он оставался лучшим представителем своего класса.
В 1977 году Harley представляет уникальный и ставший очень популярным чоппер FXS Low Rider с низким расположением сиденья, а через два года — Fat Bob, который получил свое название из-за укороченных крыльев и двойного бензобака.
Начало 80-х нельзя назвать временем процветания компании. Усиливалась конкуренция со стороны японских мотоциклов, страну лихорадило от топливного кризиса, объемы продаж Harley-Davidson резко упали. Ведущие менеджеры сочли, что еще одной причиной неудач марки является политика руководства AMF, которое заботилось только об увеличении прибыли. Поэтому они выкупили акции Harley-Davidson, снова сделав марку самостоятельной.
В 1983-м основывается клуб владельцев мотоциклов Harley-Davidson — Harley Owners Group. Всего за 6 лет существования количество его участников выросло до 90 тысяч человек.
Важным годом в развитии моторов Harley-Davidson стал 1983-й, когда был выпущен новый двигатель Evolution объемом 1340 см куб. Им комплектовалось пять моделей, включая новые Softail.
В конце 1985 года, следуя моде на «ретро», Harley-Davidson представляет Heritage Softail с дизайном, вдохновленным 50-ми. В 1988 году Springer Softail оснащалась рычажной передней вилкой, напоминавшей мотоциклы, выпускающиеся с 1907 по 1949 год.
Harley-Davidson Heritage Softail (выпускается с 1985 года)
В 90-х годах компания сосредотачивается на совершенствовании существующих моделей, однако не забывает про новинки. В конце 1990-го появляется новое семейство мотоциклов Dyna Glide, для которых характерна спортивная внешность. Эти мотоциклы оснащались большим мотором объемом 1338 см куб. С 1994 года они получили систему впрыска топлива, а в 1998-м — новый двигатель «Twin Cam» объемом 1449 см куб. Конструкция этого мотора предусматривала индивидуальный распредвал для всех цилиндров, а в его головках находились только клапаны. С 1999 года модификация мотора стала применяться на мотоциклах семейства Softail.
В 2001 году рождается очередная легенда, созданная совместно с Porsche. Модель VRSCA V-Rod оснащается 2-цилиндровым V-образным мотором объемом 1130 см куб. и мощностью 115 л.с. Он получил систему жидкостного охлаждения, систему впрыска топлива, два верхних распредвала и четыре клапана в каждой головке. В дизайне мотоцикла главенствующую роль играет оригинальный рисунок трубчатой рамы и своеобразная стилистика.
Harley-Davidson VRSCA V-Rod (выпускается с 2001 года)
В 2005 году в России начали работать первые независимые дилеры Harley-Davidson. В 2010-м компания решила официально выйти на российский рынок, и уже через год начало функционировать ее официальное представительство.
В 2013 году в рамках проекта Rushmore Harley-Davidson обновил платформу туристических мотоциклов, благодаря чему они стали более комфортабельными.
Сейчас производитель мотоциклов работает над выпуском первого электрического байка LiveWire, концептуальная версия которого была представлена в середине 2014 года.
История Harley-Davidson: как мотобренд создал моду на кастом
Харли и Дэвидсон
Уильям Сильвестр Харли и Артур Дэвидсон в 1901 году начали создавать велосипед с мотором в американском городке Милуоки. Местом изобретений и тест-драйвов был обычный гараж. Трудились молодые люди три года, прежде чем поняли, что велосипед без педалей не сможет покорить Америку. Поэтому было решено заняться более серьезными разработками и создать мотоцикл.
Первый мотоцикл был выпущен в 1903 году и назывался Milwaukee Merkel. Он имел двигатель объемом 405 кубических см и весил примерно 13 кг.
А вот название Харли-Дэвидсон вошло в историю в 1904 году. Тогда мотоцикл Уильяма Сильвестра Харли и Артура Дэвидсона участвовал в гонках и пришел к финишу четвертым. С этого момент друзья начали массовое производство байков в своем гараже.
Кстати, позже этот самый гараж был перенесен на завод «Харли-Дэвидсон», где стоял много лет, как память о первых годах жизни великого бренда.
Через пару лет после основания бренда фабрика выпускала 50 мотоциклов в год, в 1907 было выпущено 150 моделей, а между 1908 и 1909 продажи мотоциклов выросли с 450 штук до 1149.
Первая мировая война
Армия Великобритании в начале Первой мировой войны заказала у Harley-Davidson 500 мотоциклов. А в 1917 году уже армия США сделала крупный заказ у мотобренда. Таким образом, можно сказать, что военные Англии и Америки проехали Первую мировую войну на байках «Харли-Дэвидсон», которые в это трудное время смогли зарекомендовать себя с лучшей стороны. За весь военный период было произведено более 20 тыс мотоциклов.
Расцвет бренда
«Харли-Дэвидсон» стал крупнейшим производителем мотоциклов в мире в 20-ые годы XX века. В 1921 году «Харли-Дэвидсон», за рулем которого был гонщик Отто Уолкер, впервые выиграл гонку, пройдя дистанцию со средней скоростью свыше 100 миль в час (160 км/ч).
В это же десятилетие происходит усовершенствование мотоциклов и впервые появляется 74-дюймовый двигатель V-Twin.
В 1925 году впервые появился бензобак в виде капли. Он стал одной из отличительных характеристик бренда и до сих пор стоит на большинстве современных моделей мотоциклов.
В 1928 году на мотоциклах «Харли-Дэвидсон» появился передний тормоз.
Зарождение кастомайзинга
Кастомайзинг – это улучшение и изменение мотоцикла по индивидуальному дизайну заказчика. Зародился кастомайзинг в 30-ые годы XX века. Тогда покупатели мотоциклов «Харли-Дэвидсон» могли заказать нанесение на бензобак графического рисунка в виде орла в стиле арт-деко.
«Мотоциклы всегда были чем-то уникальным. Они никогда не были и никогда не будут массовым товаром. Мотоцикл – это продукт, который его владелец в своем стремлении к самовыражению может довести до самых крайних форм», – цитата принадлежит Уиллу Джи Дэвидсону.
Следом за Первой мировой войной последовала Вторая мировая война. В это время «Харли-Дэвидсон» продолжает выпускать мотоциклы для военных. В историю вошла модель Liberator, переводится как «освободитель». Мотоциклы поставлялись не только в американскую армию, но и в СССР, где дополнялись коляской и задним сидением.
Считается, что мода на кастомайзинг пришла после Второй мировой войны. По одной из версий, мотоциклы приобрели большую популярность среди военных и после окончания войны они продолжили ездить на любимых байках. Так как дизайн у всех мотоциклов «Харли-Дэвидсон» того периода был в стиле милитари, владельцы стали самостоятельно изменять внешний вид байков.
«Компания Harley-Davidson и по сей день продолжает поддерживать эту страсть к кастомайзингу и выпускает широкий ассортимент дополнительного оборудования и запасных частей, способных стать для вас источником вдохновения», – говорится на сайте Harley-Davidson Екатеринбург.
Все мотоциклы бренда подгоняются под клиента и его запросы. Это касается не только дизайна, но и технических характеристик: высота педалей, расстояние между сиденьем и рулем, а также средств для ухода за мотоциклом, так как многие владельцы предпочитают самостоятельно заниматься своим «харлеем».
Harley Owners Group (HOG)
За 118-летню историю в линейке бренда насчитается несколько десятков моделей. Сегодня Harley-Davidson – это не про мотоциклы, это про образ жизни и отношение к ней.
Сегодня «Харли-Дэвидсон» выбирают политики, рок-звезды, бизнесмены. Для единомышленников в 1983 году был создан Harley Owners Group (HOG). Он объединяет владельцев «харлеев» и является клубом по интересам. Члены клуба устраивают заезды, носят клубную атрибутику и организуют мотофестивали. Организация является всемирной и имеет свой устав и правила.
Кстати, у Harley Owners Group есть ответвление под названием – Ladies of Harley.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова
История успеха компании Харли Дэвидсон (Harley-Davidson)
Мотоциклы Harley-Davidson давно стали культовыми для байкеров всего мира. Эти мощные и красивые машины символизируют свободу открытой дороги и приобщение к братству мотоциклистов.
В сообществе байкеров обладатели Harley-Davidson такие же аристократы как хозяева Ferrari или Lamborghini в автомобильной тусовке.
Изобретение из сарая
В начале 1901 г. в городе Милуоки, штат Висконсин, Уильям Сильвестр Харли разработал проект для маленького двигателя объемом 115 куб. см. В последующие два года Харли и его друг детства Артур Дэвидсон трудились над велосипедом с мотором, и к 1903 г. с помощью старшего брата Артура работа была завершена.
Получился велосипед, созданный на основе мотоцикла французской фирмы De Dion, оснащенный одноцилиндровым двигателем, вращающим заднее колесо посредством кожаного ремня.
Одноцилиндровый, объемом в 165 кубических сантиметров мотор мало чем отличался от остальных существовавших тогда мотоциклетных двигателей. Велосипед с мотором развивал скорость, сопоставимую со скоростью человека при быстрой ходьбе (7-8 км/ч).
Только завершив работу юноши (парням было по 24 года) поняли, что их творение маломощное и не практичное, поэтому вторая модель, собранная с более мощным двигателем и стала первым мотоциклом для продажи. Этот мотоцикл имел двигатель объемом 405 куб. см, весил чуть менее 13 кг и был установлен на раму собственного дизайна, что позволяет говорить о создании первого мотоцикла Harley-Davidson.
Данная модель, помещенная в саркофаг, до сих пор хранится в вестибюле главного офиса компании. Прототип нового мотоцикла был собран в сарае размером три на пять метров с нацарапанными на двери словами Harley-Davidson Motor Company, а большинство основных узлов были изготовлены в мастерской железнодорожного депо Западного Милуоки, где старший из братьев Артура работал инструментальщиком.
Друзья завершили работу над мотоциклом в сентябре 1904 г., и в тот же день модель приняла участие в мотогонках на State Fair Park и пришла четвертой. Эта гонка стала первым задокументированным свидетельством о мотоцикле Harley-Davidson.
Первое производство
В январе 1905 г. в журнале Automobile & Cycle Trade Journal появилась первая реклама, сообщающая о том, что двигатели фирмы Harley-Davidson теперь в свободной продаже. А в апреле уже можно было купить и мотоциклы, но в очень ограниченных количествах. В том же году первый дилер Harley-Davidson – Карл Лэнд из Чикаго продал три мотоцикла из дюжины собранных в сарае.
В 1906 г. Харли и Дэвидсон построили свою первую фабрику размером 8,5 х 24 метра, где трудилось шесть сотрудников. За первый год работы было собрано 50 мотоциклов.
В 1907 г. Уильям Харли получил высшее образование в университете Мэдисон в штате Висконсин по специальности инженер-механик. Он оставил работу на железной дороге и присоединился к компании брата. В этом же году фабрика обзавелась вторым этажом, что позволило значительно расширить производство.
Harley-Davidson Motor Company стала акционерным обществом и осуществила первую эмиссию. Акции были распределены между четырьмя основателями компании, а штат вырос до 18 человек.
В 1907 г. было выпущено уже 150 мотоциклов. Еще одно важное событие этого года – компании удалось заключить договор, согласно которому мотоциклы закупал департамент полиции Детройта.
Все модели, произведенные в 1905-1906 гг., были с одноцилиндровыми двигателями объемом 440 куб. см. В феврале 1907 г. на чикагской выставке автомобилей впервые демонстрировалась модель с двигателем V-Twin (880 куб. см) мощностью около семи лошадиных сил. Этот мотоцикл был почти вдвое мощнее первых одноцилиндровых. Максимальная скорость составила около 97 км/ч.
Кстати, именно изображение двух цилиндров, расположенных под углом в 45 градусов друг к другу, стало логотипом компании.
Набирая обороты
Новая модель Harley-Davidson поступила в продажу в 1908 г. Эта модель была оснащена вакуумными клапанами и использовалась ременная передача, что было отличительной особенностью изделия бренда от остальных мотоциклов тех лет.
Через два года увидела свет усовершенствованная модель двигателя V-Тwin. Объем нового двигателя был сокращен до 810 куб. см, но за счет более совершенной системы газораспределения мощность возросла почти вдвое. С тех пор большинство мотоциклов оснащались именно этим двигателем. Позже, в середине 1919 г. были изготовлены малые V-Twins с объемом в 578 куб. см с горизонтальным расположением, которые выпускались до 1923 г.
В 1914 г. все мотоциклы стали оснащаться двухступенчатой коробкой передач в задней ступице, через год ее сменила трехступенчатая, установленная позади двигателя. В этом же году продажи достигли отметки в 16 284 машин, и «Харлей-Дэвидсон» стала ведущим производителем мотоциклов в США, обогнав своего главного конкурента компанию Indian Motorcycle.
После начала Первой мировой войны Harley-Davidson получила первый официальный военный заказ – 500 мотоциклов для армии Великобритании. В 1917 г. после вступления в войну Соединенных Штатов мотоциклы начала заказывать и армия США. Всего за время войны было заказано более 20 тыс. мотоциклов фирмы для вооружения войск.
На выпускаемых моделях мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» появляются новая рама с более низким сиденьем, электрическое зажигание, цепная передача, ножной стартер, педаль-подставка для ног и двухскоростная задняя звездочка.
Пережить депрессию
Период между мировыми войнами был для Harley-Davidson одним из наиболее успешных. Компания, выпустившая в 1920 г. 28 тыс. машин, вышла на одно из первых мест в мире по производству мотоциклов, и имела свыше 2 тыс. дилеров в 67 странах.
В 1921 г. «Харли-Дэвидсон», за рулем которого был гонщик Отто Уолкер, впервые выиграл гонку, пройдя дистанцию со средней скоростью свыше 100 миль в час (160 км/ч).
Мотоциклы снова были усовершенствованы. В 1922 г. появился новый 74-дюймовый (1 200 куб. см) двигатель V-Twin, а в 1925 г. – бензобак в виде капли, который до сих устанавливается на большинство современных моделей. Спустя три года на мотоциклах «Харли-Дэвидсон» появился передний тормоз. Так же были сконструированы двигатели Flathead V-Тwin с объемом 1200 куб. см и 1300 куб. см.
Однако появились они не в самое лучшее для компании время – за пару месяцев до начала Великой депрессии. В этот период продажи Harley-Davidson упали более чем вчетверо – с 17 тыс. мотоциклов в 1930 г. до 3703 единицы в 1933 г. Тем не менее, компания удержалась на плаву.
В попытке освоить новые рынки был выпущен «Сервикар» – трехколесный грузовой вариант модели «D». В результате, в середине 30-х годов, когда экономика страны стабилизировалась, Harley-Davidson занимала выигрышную позицию – в стране отмечался высокий спрос на мототехнику при практически полном отсутствии предложения со стороны конкурентов.
Конец эры отцов-основателей
На самом пике популярности компанию Harley-Davidson постигает ряд трагических неудач. В 1937 г. ушел из жизни Уильям Дэвидсон, в 1942-м не стало его брата Уолтера, а в 1943-м – и Уильяма Харли.
В 1950 г. автомобильная авария забрала последнего из отцов-основателей Harley-Davidson – Артура Дэвидсона. В этой непростой ситуации новое руководство фирмы не растерялось и продолжило выпускать мотоциклы, в том числе для нужд американских военных. В частности, модель WLA была изготовлена по заказу американской армии в количестве 88 тыс. машин.
Она была оснащены новым мотором объемом 730 куб. см с оригинальной компоновкой двигателя, у которого цилиндры при горизонтальном расположении были направлены в противоположные стороны. Модель предназначалась для езды по бездорожью и пескам, была укомплектована карданным валом и защитными дисками колес.
В 1953 г. произошло знаковое для Harley-Davidson событие – со сцены ушел основной конкурент, на протяжении 50 лет соперничавший с компанией на американском рынке. Компания Indian Motorcycle прекратила свое существование. В результате «Харлей-Дэвидсон» осталась единственным американским производителем мотоциклов.
Однако к этому времени резко обострилась конкуренция с японскими и европейскими компаниями, поэтому проблем со сбытом уход Indian Motorcycle не решил. Выходом из сложной ситуации стал выпуск серии условно маленьких моделей, таких как одноцилиндровый двухтактный S-125, производившийся до конца 50-х годов с незначительными изменениями.
Неверным курсом
В 1962 г. в состав концерна Harley-Davidson вошла компания «Томагавк Бот Мэньюфекчуринг Компани», работавшая со стеклопластиком, который стал широко использоваться для облицовочных деталей мотоциклов. Это привело к снижению веса моделей, а также укрепило имидж бренда.
Тем не менее в 1965 г. Harley-Davidson оказалась втянутой в тяжелую борьбу с иностранными конкурентами. Прибыль стремительно падала, и финансовая картина компании выглядела неприглядно.
Руководство Harley-Davidson начало искать покупателей, и в 1969 г. контрольный пакет акций Harley Davidson купила компания American Machine and Foundry (AMF). Новое руководство видело будущее в изготовлении мотоциклов с небольшим объемом двигателей. Так появился мотоцикл Sprint c одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 250 куб. см. Позже был выпущен такой же двухтактник.
Это сильно подкосило репутацию бренда Harley-Davidson, потому что американцы привыкли к большим и мощным байкам. Одновременно на американском рынке массово появились дешевые и мощные японские мотоциклы, и Harley-Davidson начала терять свои позиции. Основными потребителями ее продукции оставались армия, полиция и немногочисленные приверженцы бренда.
Кстати, последние часто вносили в конструкцию мотоциклов что-нибудь свое, к примеру, снимали «лишние детали» для уменьшения веса машин. С их легкой руки в модельном ряду Harley-Davidson появились чопперы (от англ. сhopping «разрезание», «разделывание на куски»).
И лишь в конце 60-х годов, после выхода на экраны «кассового» фильма Easy Rider, где снялись сразу два фирменных чоппера, фортуна снизошла к компании. Возросла популярность «харлеев», и стоимость акций компании пошла вверх.
Возвращение самостоятельности
В 1981 ш. совет директоров Harley-Davidson, видя, что AMF ведет компанию неверным курсом, выступил с предложением к фирме AMF, об обратном выкупе контрольного пакета и после завершения сделки в июне 1981 г. Harley-Davidson опять становится самостоятельной.
Первым делом руководство занялось повышением качества продукции и сокращением издержек производства. Кроме того, при поддержке администрации президента США удалось добиться пятилетнего повышения пошлин на импортные мотоциклы с рабочим объемом более 700 куб. см.
В этот период у компании появилось много новшеств: ременная передача первая (от мотора к коробке) и вторая (от коробки к заднему колесу), новая компоновка мотора, пятискоростная коробка передач.
Среди дополнительного оборудования Harley-Davidson впервые предложила специальное лобовое стекло, увеличенное сидение, ручки для пассажира, особый сигнал поворота, дополнительные фонари. Можно было заказать весь этот комплект под названием Dresser (от англ. dress одежда) сразу.
Улучшившееся финансовое положение Harley-Davidson (в 1990 г. компания выпустила более 62 тыс. мотоциклов) позволило сделать несколько выгодных приобретений.
В погоне за контрактом на поставку армейских мотоциклов в 1987 г. концерн купил британскую фирму «Армстронг». В 1992 г. концерн приобрел пакет акций американской компании «Бьюлл», выпускавшей спортбайки с модифицированными моторами «Спортстер», а в 1998 г. стал ее полным владельцем. В 2008 г. концерн покупает у семьи Кастильони 100% акций компании MV Agusta Group, выпускающей мотоциклы под брендами MV Agusta Cagiva.
Настоящую же революцию в имидже компании произвела дебютировавшая летом 2001 г. модель «VRSCA Ви-Род». Созданный совместно со специалистами немецкой компании «Порше» двухцилиндровый V-образный двигатель (1130 кубов, 115 л.с.) оснащен системой жидкостного охлаждения, двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами в каждой головке, а также системой впрыска топлива.
Ныне Harley-Davidson – процветающая компания, выпускающая ежегодно более 200 тыс. мотоциклов. Каждый владелец любого из мотоциклов Harley-Davidson может вступить в созданное фирмой сообщество владельцев мотоциклов этой марки (H.O.G. – Harley Owners Group). На сегодняшний день это самый многочисленный клуб любителей мотоциклов в мире.
Компании Harley-Davidson принадлежит почти половина американского рынка мотоциклов с рабочим объемом двигателя свыше 650 куб. см. В 2013 г. компания отмечает 110 лет своей деятельности.