Первые мотоциклы ссср с коляской
Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 22 : Мотоциклы с коляской семидесятых.
В начале 70х в гонках мотоциклов с коляской в классах 350 и 500 куб.см. мотоциклы были представлены в большом разнообразии. В классе до 750 куб.см. царили четырехтактные оппозиты из Ирбита, но времена их гегемонии заканчивались. Мотоциклы с двухтактными двигателями все выше поднимались в итоговых протоколах гонок тех лет.
ШК-2 конструкции Александра и Фёдора Серопова. КБ спортивных машин КМЗ. 1974-1975г.
Так же нужно упомянуть экспериментальные модели завода КМЗ конца семидесятых. Например, сохранились фото мотоцикла с коляской, трудно идентифицировать эту модель и найти его технические характеристики, но приписывается этот мотоцикл именно к КМЗ. Хотя двигатель, очевидно, является двухтактным, водяного охлаждения и позаимствован у гоночной лодки.
Упомянем и еще один гоночный мотоцикл КМЗ. По сути, он представлял собой стенд для испытаний четырехцилиндрового оппозитного двигателя. Достоверно известно о его участии в гонках, но о результатах мы не знаем.
К концу семидесятых четырехтактные оппозиты были полностью вытеснены с трасс мотоциклами с двухтактными двигателями. В классе «до 750 куб.см» встречались экзотические конструкции, например, с двигателями от Trabant и Vartburg.
Мотоцикл с двигателем Вартбург на трассе.
Те, кто имел дело с кроссовыми мотоциклами CZ, могут представить, какую отдачу имели эти сдвоенные моторы.
На трассе Mati Jaago-Tiit Kontus.
«Раздетый» Teras со спаренным двигателем ЧЗ.
Братья Тайво и Арви Сапас, мотоцикл Терас.
Так же известно, что в пятисот кубовом классе выступали мотоциклы с двигателями Jawa DT 500. Это был очень мощный и надежный двигатель по тем временам, кроме ледовых и гаревых мотоциклов, в социалистической Европе их устанавливали на шоссейники и даже на дрегстеры.
В самом массовом классе «до 350 куб.см» спортсмены выступали на самодельных (как это не удивительно, нет никаких свидетельств того, что мотозаводы выпускали гоночные мотоциклы для шоссейно кольцевых гонок в этом классе) мотоциклах, оснащенных двигателями «ИЖ», «Ява».
Мотоцикл с двигателем CZ, 1972 год.
Так же можно упомянуть мотоциклы с самодельными двигателями, например, мотоцикл двукратного чемпиона СССР Л. К. Самсонова. На фото : экипаж Л. Самсонова и Ю. Чеснокова (за рулем).
Чемпионы СССР 1973 года в классе «до 350 куб.см», главный конструктор ВНИИ » Мотопром», А.Мельников и В. Токарев, команда ЦСКА.
Гонки мотоциклов с коляской 70х : мотоциклы Терас (12) и Вихур (6).
Так же Teras восстанавливает наш друг Эдгарс из Риги, уже готов пластик и реставрация на стадии финальной сборки.
Готовый мотоцикл Эдгарса.
Шасси ВНИИ, тоже у Эдгарса.
Забытый мотопром. Довоенные годы.
Вступление.
Первая мировая война, революция и гражданская война уничтожили зачатки нашего дореволюционного мотопрома. Все 1920-е годы своего мотопрома у нас практически не было. Были опытные образцы («Союз», Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5), но серийное производство мы долго не могли наладить. Оно началось лишь в сентябре 1930 года. А к концу 30-х у нас было четыре относительно крупных мотопроизводителя: Л, Иж, ТИЗ и ПМЗ, и кое-какие заводики поменьше (ХМЗ, МЛ). Из них на слуху у народа разве что Иж, а вот остальные. Но обо всём по порядку.
Ленинград стал колыбелью советского мотостроения. Здесь выпускались мотоциклы Л-300, Л-8 и Л-600. Среди них первый серийный советский мотоцикл — Л-300.
История его такова. Разработал мотоцикл инженер П.В. Можаров. За образец был взят немецкий мотоцикл DKW Luxus 300 образца 1929 года. Советский вариант был упрощён: он лишился спидометра, электрической «бибикалки», стоп-сигнала. 300-кубовый двухтактный двигатель развивал 6 л.с. и разгонял мотоцикл до 80 км/час. Передачи переключались вручную рычагом. Производство было налажено на ленинградском заводе Промет, входящем в трест ТРЕМАСС в сентябре 1930 года. До конца года выпущено всего 25 мотоциклов. Да и вообще производство развивалось с трудом: в год выпускали по 80-150 мотоциклов пока в 1933 году не перенесли производство на более подходящий завод — Красный Октябрь, тоже в Ленинграде.
В итоге объёмы производства резко подскочили до нескольких тысяч в год. Всего с 1930 по 1939 год выпущено 18985 штук Л-300, из них 663 на Тремассе. Первенец оказался самым массовым и самым долгоживущим на конвейере в довоенном СССР. Примерно с 1936-37 года Л-300 продавался населению по цене 3360 довоенных рублей. До этого шёл в армию, милицию и прочие учреждения. А ещё широко применялся в гонках и кроссе. Кстати, именно на Л-300 рассекает Тимур в фильме Тимур и его команда. На нём же ездит старший лейтенант Колчин в фильме Сердца четырёх.
К концу 30-х Л-300 сильно устарел. На смену ему пришёл новый мотоцикл Л-8 с четырёхтактным двигателем вроде бы собственной ленинградской разработки (или всё же скопированный с чего-то английского). Объём двигателя составлял уже 350 кубов, мощность — 14 л.с., макимальная скорость 105 км/ч. В общем-то характеристики сравнимы с немецким одноклассником той поры DKW NZ-350.
Л-8 в отличие от Л-300 в личное пользование не продавался. Его производство продлилось недолго: с 1939 по 1941 год. Причём помимо Ленинграда небольшое количество Л-8 (180 штук) выпустили в Серпухове перед самой войной. Мотоциклов Л-8 выпустили немного. По некоторым данным около 1200 штук, включая серпуховские.
В 1934 году на заводе Промет началось производство пожарного мотоцикла Л-600. Это фактически первый в СССР мотоцикл с коляской, первый мотоцикл с карданным валом, и первый пожарный мотоцикл.
Мотоцикл создан на базе Л-300 и мотопомпы МП-2, выпускаемой здесь же с 1931 года. Мотоциклов выпустили несколько жалких сотен с 1934 по 1939 год. Помимо пожарной модели была версия осветительной установки с прожектором и бензогенератором. Ни один мотоцикл не сохранился.
В 1941 году производство мотоциклов в Ленинграде прекратилось и больше не возродилось.
Часть 2. Иж.
Серийное производство на Иже началось в 1934 году стараниями того же П. В. Можарова. И первым серийным мотоциклом стал Иж-7, созданный на базе Л-300, но ещё более упрощённый (лишился багажника, грязевых щитков). В 1933 году была выпущена предсерийная партия из 12 штук, а серийное производство шло с 1934 по 1938 год. Выпущено 5779 штук.
Ижак по качеству сильно уступал Л-300, и потому в довоенном спорте садились за руль Ижа, если не было Л-300. И тем не менее, в 1936 году состоялся женский (!) мотопробег Ижевск-Москва на Ижах-7. Мотоциклистки — жёны ИТР завода. Единственный мужчина — 15-летний сын директора Андрей Чекмарёв. Из 1675 километров большая часть пути была по грунтовкам. И ведь справились! Все 16 мотоциклов благополучно доехали до Москвы.
В 1938 году появилась следующая модель — Иж-8.
Изменения коснулись двигателя и светотехники. Мощность возросла до 8 л.с. при том же объёме в 300 кубиков, а максимальная скорость увеличилась до 105 км/час. Появился стоп-сигнал, багажник, более мощная фара, электрический сигнал. А вот спидометра всё равно не было. Иж-8 выпускался до весны 1940 года. Их выпустили 5600 штук. Затем его сменил Иж-9.
Девятый Ижак был серьёзным шагом вперёд. Объём двигателя увеличили до 350 кубов, глушителей стало два, мощность увеличилась до 9,5 л.с., а максимальная скорость до солидных 125 км/ч. По тем годам мотоцикл был скороходом: европейские одноклассники выжимали лишь 105 км/ч. До войны успели выпустить около 6200 «девятых» с весны 1940 по осень 1941 года. А ведь по плану он должен был выпускаться в течении пяти лет.
Перед самой войной появился Иж-12: тот же Иж-9, но с четырёхтактным двигателем от Л-8. Их выпустили всего 49 штук в июне 1941 года.
Всего в Ижевске с 1933 по 1941г выпустили 17862 мотоцикла. Они, как и Л-300, продавались населению, но в последнюю очередь. В первую очередь они шли в армию, милицию, почту. После войны производство в Ижевске начали заново, вывезя из Германии оборудование с завода DKW и начав выпуск модели DKW NZ-350. Развивать довоенные наработки не стали.
Часть 3. Попробуй меня заведи.
Третьим крупным довоенным мотозаводом в СССР был Подольский механический. До этого он выпускал швейные машинки. В 1933 году тот же Можаров спроектировал тяжёлый мотоцикл с коляской НАТИ-А750. Серийное производство началось в Подольске. В 1934 году выпустили несколько предсерийных образцов, а с марта 1935 года мотоцикл встал на конвейер под маркой ПМЗ-А-750.
Предназначался ПМЗ в первую очередь для армии, о чём говорит буква А в индексе. Применялся он и на гражданской службе, о чём даже снят фильм «Трактористы» 1939 года.
Есть свидетельство, что он продавался и в личное пользование.
Один из ветеранов вспомнил, как еще мальчишкой был он с родителями на улице Кирова в Москве, где располагался тогда магазин со странным для нашего слуха названием «Госшвеймашина». Так вот, там в числе прочей продукции Подольского машиностроительного завода, и в первую очередь швейных машинок, стояли и оба «ПМЗ» — «большой» и «маленький».
«Большой ПМЗ» — это и есть А-750. А маленький — это МЛ-3, о котором речь пойдёт позже. По некоторым данным примерно треть выпущенных мотоциклов поступало в народное хозяйство и частным лицам, а остальные — в армию, НКВД, в оборонную промышленность и отдельным учреждениям.
Рама была сделана по образу и подобию BMW (но не скопирована напрямую), а двигатель скопирован у Харлея. Двигатель V2 мощностью 15 л.с. разгонял тяжеленную махину до 100 км/ч без коляски, и 80 км/ч с коляской. Выглядел мотоцикл более чем внушительно: двигатель V2, подножки-площадки, два глушителя, хитрая рессорная передняя подвеска. И (о, чудо!) на мотоцикле был спидометр. Конструкция удачная, да вот качество сборки хромало. Мотоцикл был капризным, в народе его прозвали «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к снятию мотоцикла с производства в 1939 году. Всего их выпустили 4636 штук.
Также на ПМЗ в 1936-37 годах выпускались мотовелосипеды Стрела. Это копия немецкого Wanderer 11AS. Стокубовый двигатель, копия Fichtel&Sachs. Всего Стрел выпустили 356 штук.
Часть 4. ТИЗ.
ТИЗ — это Таганрогский инструментальный завод. До войны здесь тоже делали мотоциклы. Единственной серийной моделью стал ТИЗ-АМ600, выпускаемый с 1935 по 1943 год.
За основу взяли английский BSA-600. Но вот незадача: в Англии движение левостороннее, а значит и коляска у БСА не на той стороне. Коляску перенесли на «нужную» правую сторону, в итоге кикстартёр оказался между коляской и мотоциклом. Итог — постоянные синяки на ногах мотоциклистов. Спидометр на ТИЗах появился лишь в 1938 году. Однако «шестисотый» оказался самым мощным довоенным мотоциклом: «аж» 16 лошадиных сил! И четырёхтактный. Максималка — 95 км/ч (без коляски). А ещё на руль ТИЗа устанавливался пулемёт. Выглядело это вот так:
В отличие даже от ПМЗ в личное пользования ТИЗ не продавался и предназначался только для армии. Выпускался ТИЗ до 1941 года в Таганроге, затем производство было эвакуировано в Тюмень, где продолжалось до 1943 года. Сколько выпустили ТИЗов неизвестно. Но до 1941 года включительно выпустили 12342 штуки.
Часть 5. Прочие.
Помимо четырёх крупных мотозаводов, были и мелкие, занимающиеся мелкосерийным производством. Это Харьковский и Серпуховский мотозаводы.
В Харькове мелкосерийно выпускался мотоцикл ХМЗ-1М с 1931 по 1933 год. Их выпустили около 300 штук и почти все они пошли в армию. Объём двигателя 350 кубов, 4 такта, 8 л.с., максималка 90 км/час. Ни один экземпляр не сохранился.
Ещё один небольшой завод находился в подмосковном Серпухове. Здесь в 1939-1940 годах выпускался мотоцикл МЛ-3.
Этот мотоцикл создавался, как «народный», то есть доступный простому рабочему или колхознику. Это пожалуй первый в СССР мотоцикл, созданный исключительно для личного пользования. Я не нашёл сведений о каких-то копированиях. Вроде бы чисто отечественная разработка. (Попадалось упоминание о копировании с немецкого Express, но даже внешне эти мотоциклы сильно отличаются.) Да и вообще, на Западе до 1939 года лёгких мотоциклов до 200 кубов было крайне мало, а МЛ-3 был разработан ещё в 1936 году. Двигатель 125 кубовый, двухтактный, мощностью 3 л.с. Максимальная скорость 68 км/ч. МЛ-3 расшифровывается, как мотоцикл лёгкий, 3 лошадиные силы. Действительно, сухой вес всего 67 кг. Звуковой сигнал — рожок, спидометра нет. Производство МЛ-3 изначально хотели наладить в Подольске на ПМЗ. Даже успели выпустить несколько штук (8 в 1938г и 10 в 1939г). Это и есть тот самый «маленький ПМЗ», который видел в магазине московский старожил рядом с «большим ПМЗ». Но в том же 1939 году Подольский завод прекратил выпуск мотопродукции и производство МЛ-3 перенесли в Серпухов.
В Серпухове завод был создан на скорую руку в помещениях бывшей богадельни. Оборудования не хватало, а партия давила, требуя наращивать производство. В планах значились цифры 3000 штук в 1940 году и 15000 в 1941-м. Но реально сумели с горем пополам выпустить несколько жалких сотен мотоциклов МЛ-3 (по некоторым данным — 120 штук в Серпухове и 18 штук в Подольске), и в 1940 году плюнули на это дело. Так что народным МЛ-3 не стал. А жаль! Ведь он по характеристикам был ничуть не хуже немецкого DKW RT125, появившегося как раз в 1939 году. В 1940-41гг в Серпухове выпустили 180 мотоциклов Л-8, но нарастить производство помешала война. До наших дней дожил всего один МЛ-3. Он находится в Московском Политехническом музее.
Вот и весь наш довоенный мотопром. После войны решили не развивать довоенные наработки, а наладить выпуск немецких моделей в счёт репараций, но это уже другая история.
dymontiger
Интересное в сети!
Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)
Мотоциклы для граждан СССР играли очень важную роль. Часто, они были единственной возможностью обрести свободу передвижения. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок в деревнях. Современные байкеры пересели на спортбайки или чопперы иностранного производства и совершенно не знают историю отечественной мототехники. Мы решили, что пора на пару минут остановиться и вспомнить 10 самых народных, самых любимых и самых массовых мотоциклов из далекого СССР.
1. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный
В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.
Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.
2. Восход. Самый деревенский
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.
Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.
3. М-62. Выбор милиции
Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.
Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!
4. Тула-200. Для охотников и рыболовов
Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.
Двигатель взяли от мотороллера «Тулица», увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!
5. ИЖ-49. Самый живучий
Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.
6. М-1А «Москва». Первый послевоенный
После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А «Москва» стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.
Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.
7. Jawa 360. Самый красивый
В 70х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют «Старушка». Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).
Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на Jawa 360 Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме Бриллиантовая Рука.
8. ИЖ Планета. Родоначальник серии
В 1962 году Ижевский мотоциклетный завод приступил к выпуску принципиально новой для себя модели Иж Планета. Именно первое поколение этих мотоциклов задало вектор развития целого семейства, выпускавшегося до 2008 года ( ИЖ Планета 7).
9. Jawa 350/638. Мотоцикл ревущих 90х
Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».
10. Вятка ВП-150. Итальянская элегантность
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.
Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.
11. Рига-13. Первый мопед советских мальчишек
Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.
Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, «байкеру» рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.
12. «Муравей». Грузовик для всех
На базе мотороллеров «Тула» Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров «Муравей». Это был прорыв для советского союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов.
ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.
13. ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл
Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.