Первые мотоциклы в россии
Первые мотоциклы в россии
Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.
В предыдущей статье мы разместили интересную информацию: первая автошкола в России. В этой статье мы расскажем о истории мотоцикла в России.
В настоящее время мотошкола обучает для последующей сдачи на права категории а людей, которые в большинстве своем уже умеют управлять мотоциклом и уже имеют права на машину. У многих учеников имеется уже собственный транспорт, в основном это модели импортного производства, мощные, красивые, с различными «наворотами» вплоть до ABS. Те, у кого нет собственного мотоцикла, планируют приобретать опять же импортную технику. Вместе с тем, если заглянуть в историю создания мотоцикла, развития мотоциклетной промышленности, становится немного обидно за судьбу отечественного мотоциклетостроения. Ведь еще каких-то пятьдесят лет назад Россия успешно конкурировала с западными производителями двухколесной техники.
Официально в мире датой создания мотоцикла считается 1885 год, когда немецкий инженер Готлиб Даймлер, решив испытать бензиновый двигатель, приделал его к двухколесному экипажу и проехался вокруг мастерской. Схема устройства вышла столь удачной, что используется и по сей день. Конструкция породила ряд моделей, которые продолжают усовершенствоваться, не меняясь принципиально.
В России же первые попытки серийного создания легких мотоциклов относятся к 1913-14 году. На основе зарубежного опыта. Московский завод «Дукс» первым начал собирать технику (детали завозили из Швейцарии), но начавшаяся война прервала производственный процесс. Уже после войны, в 1924-м, в Москве, под руководством Львова была разработана модель «Союз». По характеристикам там был один цилиндр, двигатель четырехтактный, объемом около 500 кубиков. «Союз» был по сути первый российский мотоцикл. Прославил же отечественное мотоциклетостроение человек по имени Петр Можаров. В 1928 году в городе Ижевске он возглавил Конструкторское Бюро, где буквально за один год было спроектировано и сделано 5 новых моделей мотоциклов. Среди них – ИЖ-1 (с двигателем 1200 куб.см, четырехтактным двухцилиндровым, мощностью 24 л.с.). Модель имела раму с подобием глушителя, что было ново, большие колеса считались взаимозаменяемыми, что тоже было редкостью. Потом изобретение модернизировали, сделали ИЖ-2 с принудительным охлаждением. С 1930 года группа Можарова творила на заводе «Промет», потом на «Красном Октябре». Одна из наиболее плодотворных моделей того периода – Л-300, трехсоткубовый мотоцикл, выведенный в серийное производство. Через год Можарову дали поручение сконструировать мотоцикл, специально предназначенный для Советской армии, чем он и занялся.
В 1932году был открыт Ижевский завод, прославившийся впоследствии своими мотоциклами на всю Россию. Улучшенный мотоцикл модели Л-300 (ИЖ-7) пошел с его конвейера в серийный выпуск, в массы. ИЖ-7 был очень удачным, крепким, поэтому несколько экземпляров можно встретить у ценителей и по сей день в хорошем состоянии.
В 30-е годы под выпуск мототехники переделали Подольский завод (он выпускал швейные машинки), и опять же П. Мажаров руководил процессом. Параллельно открылся Таганрогский завод (1935). Перед Великой Отечественной войной для армии выпускался М-72. Производилась модель для нужд российских войск в нескольких городах.В Ижевске были усовершенствованы мотоциклы «ИЖ». В результате появились 8, 9, 12 модификации. К сожалению, начавшаяся война перемешала наши достижения. Заводы эвакуировали, изготавливали на них уже имеющиеся модели, нового ничего не изобретали. После войны производство мотоциклов не возродилось ни в Таганроге, ни в Тюмени, ни в Горьком. А вот завод, эвакуированный в Ирбит из Москвы, прославился в дальнейшем даже за пределами нашей страны (марка тяжелых мотоциклов «Урал» ведет свою историю с Ирбитского мотоциклетного завода).
Первые русские мотоциклы
История возникновения мотоцикла, как средства передвижения, уже обглодана до основания. Нам же стало интересно, когда русские стали проявлять интерес к столь необычному виду техники для тех времен.
Пока запад активно соревновался в достижениях научного прогресса относительно применения двигателя к двухколесной конструкции, наши технари наблюдали за всем со стороны, не понимания практической составляющей этого проекта. Тем временем итальянцы и немцы с переменным успехом двигали прогресс в нужное русло. На стыке веков первые модели мотоциклов были привезены в Россию. Началось доскональное изучение нового чуда техники, которое необходимо было повторить в реалиях Российского Империи или хотя бы руками отпрысков нашей страны.
Так, собственно, и получилось. Покинувшие Россию в конце XIX века братья Вернеры, которые в свое время были реаниматорами журнала “Вокруг света”, начавшие выпускать его за свой счет, встали на передовую борьбы за прогресс инженерной мысли. Прежде чем прийти к мотоциклетному бизнесу, Михаил и Евгений тщетно на протяжении нескольких лет пытались заниматься сначала журналистикой, а потом ремонтом бытовой техники. Но это занятие быстро надоело отчаянным ребятам, и они с неподдельным интересом начали изучать велосипеды с мотором, собрав к 1896 году свою собственную модель.
Путем проб и ошибок была получена модель 1897 года с мощностью 0,75 л.с. и 1200 об/мин. Максимальная скорость такого полувелосипеда/полумотоцикла равнялась 35 км/ч. Уже к 1901 году модель была доработана, внедрено электрическое зажигание, и началась славная пора для мотоцикла марки “Вернер”. Братья имели успехи даже в Германии, где своих технарей хватало выше крыши. В последствии этот мотоцикл стал основой для всех остальных моделей этого средства передвижения по всему миру.
В 1898 году в Санкт-Петербурге проводилась едва ли не самая первая мотоциклетная гонка, только часть ее участников соревновалась на трициклах. После этого события начались разговоры, что пора бы и в России начать производить собственное чудо техники, иначе можно существенно отстать от Европы, чего всегда патологически боялись в нашем государстве.
Глас народа был подхвачен моментально, и в конце века рижская велосипедная фабрика “Россия” под руководством А.А. Лейтнера вызвалась стать первооткрывателем в этой области. Хорошие связи Лейтнера с братьями Вернерами помогли получить лицензию на производство аналогичного мотовелосипеда. И началась цепная реакция, которая подарила стране марки мотоциклов “Дукс”, “Балтия”, “Фортуна” и др., производившиеся на различных фабриках Российской Империи по всей ее территории.
Но настоящим гигантом отечественного мотопрома суждено было стать Ижевскому заводу им. Ленина, подарившему миру “Иж”, но это уже совсем другая история.
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Появление и развитие мотоцикла в Российской Империи
Принято считать, что основной вклад в совершенствование мотоцикла и мотоциклетного спорта сделали европейские страны — Англия, Германия и Франция. Россия же в этой истории никогда не играла главной роли, однако это не означает, что внутри страны не было никаких попыток освоить производство собственной двухколесной техники. Напротив, они начали предприниматься уже во времена существования Российской Империи, всего через несколько лет после запуска первых серийных производств в Европе.
Пришествие трицикла
В течение пары первых десятилетий, пока европейские инженеры-изобретатели корпели над совершенствованием конструкции двигателей и ходовых способностей первых одноколейных моторов, в Российской Империи о них никто не подозревал – слишком уж новым и непривычным было изобретение, поэтому о росте его популярности пока не шло и речи. Однако вскоре ситуация изменилась, в Германии производство мотоциклов встало на поток, и над приобретением двухколесного «мотора» начали задумываться аристократы.
Верхушка, на тот момент еще российского, общества также обратила внимание на новинку в конце XIX века, однако для простых граждан мотоцикл все еще оставался недостижим: его можно было приобрести лишь за границей, и он был слишком дорогим удовольствием для среднего класса. Впрочем, вскоре все изменилось.
Переломным моментом стала первая в России гонка на скорость, прошедшая 11 сентября 1898 года в Санкт-Петербурге. 6 из 7 ее участников выступали на трициклах. Это были машины зарубежного производства, но успех мероприятия и поднятая им волна публикаций в газетах заставили задуматься о развитии соответствующего направления и в отечественной промышленности. Его пионером стал А.А. Лейтнер – владелец фабрики «Россия», расположенной в Риге и занимавшейся выпуском велосипедов.
Первые мотоциклеты
Уже в 1899 году Лейтнером у братьев Вернеров, с 1897 года выпускавших первые французские «мотоциклеты», являвшиеся, скорее, мопедами, чем мотоциклами, была официально приобретена лицензия на производство аналогичных машин в России. Первые отечественные модели сошли с конвейеров фабрики в том же году. Сообщение об этом событии появилось в газетах 13 марта, и именно этот день можно считать датой зарождения отечественного мотоциклостроения.
Впрочем, темпы его развития были весьма неспешными. Фабрика Лейтнера буквально не знала, на каком именно направлении стоило сосредоточиться, поэтому за первый год работы над новыми агрегатами было выпущено всего 5 моделей: 3 трицикла и 2 легких мотоцикла с двигателем мощностью 1,75 л.с. По всей видимости, последние не снискали особого интереса у покупателей, и их производство было приостановлено до 1903 года. Потом выпуск двухколесных транспортных средств был возобновлен, а самая свежая модель даже была представлена публике на Всероссийской автомобильной выставке 1907 года, но по какой-то причине уже в 1908 году фабрика полностью отказалась от выпуска мотоциклов и в дополнение к стандартному ассортименту велосипедов стала выпускать автомобили.
Ниша, оставленная фабрикой Лейтнера, пустовала недолго. Начиная с 1907 года, развитие направления поддержало сразу несколько производителей: «Глоор», «Фортуна», «Зельтен» и другие. Все они работали по одной схеме: собирали велосипеды из отечественных, а иногда даже иностранных запчастей, и оснащали их иностранными же ДВС, закупаемыми напрямую у европейских заводов или у более крупных российских конкурентов. Так или иначе, серьезного влияния на индустрию они не оказали, чего нельзя сказать о следующем производителе.
«Дукс» – основа российского мотостроения
Наиболее существенных результатов удалось добиться Московскому заводу «Дукс». В 1909 году в дополнение к велосипедам на нем начали производиться мотоциклы «Мото-ревъ Dux». Столь странное название появилось в результате сотрудничества отечественного предприятия со швейцарской фирмой Moto-Reve («Мото-мечта»), у которой заводом закупались моторы.
В отличие от предшественников, «Дукс» достаточно серьезно подошел к производству, предложив потребителю не прост велосипед, с прикрепленным мотором, а законченный, проработанный продукт, который с годами развивался и улучшался. Так первая модель «мотоциклета легкого типа» с V-образным двигателем объемом 256 «кубов» и мощностью 2 л.с., позволявшим разогнаться до 60 км/ч, уже в течение первых пары лет претерпела ряд изменений, которые, в том числе, коснулись и двигателя. Уже в 1913 году ей на смену пришла новая, более производительная машина, построенная на базе 404-«кубового» двигателя мощностью 3 л.с., а в 1914 году ассортимент завода был увеличен втрое.
«Дукс» начал выпускать сразу три мотоцикла, предполагавших различные варианты использования:
О серьезном подходе и успехе работы в целом свидетельствуют и цифры статистики: первая выпущенная модель «Мото-рева» за первый год продалась в количестве 72 штук, а спустя 5 лет число продаваемых мотоциклов достигло 136. Всего же за период активной работы, пришедшейся на 1909-15 годы, было изготовлено более 600 мотоциклов.
Работы независимых конструкторов
Попытки изобрести собственные модели мотоциклов предпринимали и независимые конструкторы, в частности В. Решетников и некто Щербан. Последний на собственноручно сконструированном и собранном мотоцикле даже вполне успешно участвовал «Мотогонках на 10 верст с поворотом», организованных Санкт-Петербургским автоклубом и прошедших в июне 1911 года. Впрочем, обе разработки, как и в случае с деятельностью крупных производственных предприятий, основывались на зарубежных деталях. В частности, в основе мотоцикла Решетникова лежал 2-тактный немецкий двигатель, а Щербану каким-то образом удалось раздобыть V-образный мотор от американского «Индиана» мощностью целых 7 л.с.
Временный крах индустрии
В 1917 Российская Империя прекратила свое существование, и, несмотря на то, что все успешные наработки и действующие предприятия в полной мере перешли во власть нового государства, лишь начавшая набирать обороты индустрия потерпела настоящий крах. В новообразованной стране было достаточно более серьезных проблем, поэтому развитие мотоциклостроения было отодвинуто далеко на второй план, тем самым лишь увеличив отставание от европейских производителей. Вновь оно получило полноценное развитие лишь в 1930-годах, но это, как говорится, уже совсем другая история.
11 российских мотоциклов: наши байки для наших дорог!
Многие начинающие мотоциклисты, пытаясь сэкономить, делают выбор в пользу недорогих индийских и китайских мотоциклов, в то время как существует целый ряд мотоциклов российского производства, на которые тоже стоит обратить внимание. Возможно, отечественный мотоцикл понравится вам гораздо больше!
История российских мотоциклов
История отечественных мотоциклов началась на рубеже XIX и XX веков. Первый мотоцикл в России появился в 1897 году — это были зарубежные экземпляры «керосиновой повозки для верховой езды». Новые средства передвижения в России приняли очень тепло — расстояния между населенными пунктами у нас немаленькие, и на лошадях двигаться зачастую было непросто. В 1898 году у нас в стране были проведены первые мотогонки.
Первый российский мотоцикл создал Александр Лейтнер. Он установил немецкий мотор в велосипедную раму, адаптированную под увеличенный вес байка, и назвал получившийся мотоцикл «Россия». С тех пор производство отечественных мотоциклов стало развиваться довольно стремительно — новые модели начали производить на заводе «Дукс» в Москве, а затем в 1930-х годах Петру Можарову удалось собрать «Иж» — один из лучших российских мотоциклов того времени.
Современные российские мотоциклы
Запущенный в производство в 1985 году российский мотоцикл ИЖ «Юпитер-5» производится до сих пор. Также на отечественных заводах выпускают и другие агрегаты, но значительная часть из них заточена под бездорожье или грузовые перевозки. На первый взгляд может показаться, что российская отрасль производства мотоциклов находится в упадке по сравнению с СССР, но мы покажем вам модели современных российских мотоциклов, на которых вам точно захочется прокатиться.
История создания мотоцикла
Моторизованные двухколёсные транспортные средства стали появляться в 60-х годах XIX века. Паровые машины того времени уже были достаточно компактны для установки на двухколёсный транспорт. Однако из-за выбросов пара, золы, дыма, опасности взрыва котла, малой мощности и тяжести конструкции первые паровые машины не стали популярными.
Изобретатели продолжали поиски бездымных и безожоговых двигателей. Так, американец Д. Лайб в 1893 году построил велосипед с пружинным двигателем. Энергии, накопленной заведенной пружиной, хватало, чтобы проехать 700 м со средней скоростью 48 км /ч.
Первый прообраз современного мотоцикла был продемонстрирован Готтлибом Даймлером в ноябре 1885 года в Германии. Деревянная машина весом 70 кг развивала скорость 12 км/ч.
Испытав изобретение Даймлера его друг Вильгельм Майбах воскликнул: «Я вас поздравляю, Готлиб! Это не машина, а костедробилка!»
Изобретатель и не думал, что стал создателем культового транспортного средства: конструкция появилась для испытаний разработанного им двигателя внутреннего сгорания.
Сам Даймлер назвал изобретение «Повозкой для верховой езды с керосиновым двигателем». Интересно, что первый мотоцикл появился на год раньше автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Интересно, что «повозка» была лишь условно двухколесной: с обеих ее сторон располагалось по вспомогательному колесу. Сами же колеса на металлических ободах и деревянными спицами были взяты у обычной телеги.
Серийное производство мотоциклов впервые запустила компания «Hildebrand & Wolfmüller» в 1894 году в Мюнхене. Транспортное средство с двухцилиндровым мотором развивало скорость 45км/ч и весило 50кг. Из-за особенностей конструкции, машина двигалась рывками, что делало поездки некомфортными.
Мотоцикл в XX веке
Первый полноценный двухколёсный мотоцикл с двигателем, расположенным в центре специально сконструированной рамы, создан в 1901 году выходцами из России братьями Евгением и Михаилом Вернером во Франции.
Для воспламенения горючего служила калильная трубка, которую перед пуском мотора разогревали докрасна. Сцепление и коробка передач отсутствовали, конструкция приводилась в действие обычными велосипедными педалями.
Конструкция Вернеров оказалась удачной и копировалась во всем мире. Они же впервые и назвали свою машину Motobicyclette.
Во время Первой мировой войны мотоцикл был принят на вооружение многими странами и зарекомендовал себя как скоростное средство связи и разведки.
Ещё до войны распространение получили дорогие тяжёлые мотоциклы с многоцилиндровыми двигателями и боковыми колясками. Но в 20-х годах с началом массовой автомобилизации в развитых странах, спрос на мотоциклы стал падать. Это усилило специализацию конструкций мотоциклов.
Широкое распространение получили скоростные мотоциклы для дорожно-кольцевых гонок, внедорожные эндуро» и «триал» для ралли. В конце 1960-х созданы трёхколёсные внедорожные мотоциклы, а в 1980-х квадроциклы.
В Америке большой популярностью пользовались мотоциклы типа чоппер, отличающиеся низкой вертикальной посадкой и передней вилкой с большим вылетом для длинных поездок.
Создавались и специальные мотоциклы для полиции. Многие из них были весьма востребованы в своё время, например, Indian с начала XX века по 1953 год или Kawasaki с 1975 по 2005-й.
Первый полицейский мотоцикл был закуплен для нужд нью-йоркского департамента полиции в 1907 году, а в качестве официального мотопатруля мотоциклы стали использовать в Калифорнии с 1911 года.
В России
Впервые «моторы», как их тогда называли, появились в России в 1891 году. Их приобретали состоятельные люди, которые могли купить за границей мотоцикл и экипировку для спорта и путешествий.
Первым отечественным мотоциклом стал «мотоциклет» «Россiя», выпущенный в 1899 году на велосипедном заводе в Риге.
Мотоциклетки еще одного российского завода «Мото-Ревю» Дукс выпускались до 1915 года с ежегодным обновлением моделей. Одним из первых заказчиков этих мотоциклов стало Военное Ведомство Российской Империи.
В СССР
В начале 1930-х налаживается серийное производство мотоциклов, однако массовый спрос на мотоциклы появляется в послевоенное время. Интерес к мотоциклам не остывал долгие годы. Одной из причин их популярности стала высокая цена на автомобили. А другой, возможно, стал образ советского милиционера на мотоцикле «Урал М-72».
История мотоциклов в СССР с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Мотоциклами были оснащены практически все подразделения столичной милиции. Массово пересаживать советскую милицию на патрульные автомобили стали только в 70-х годах.
Интересно, что некоторое время мотоциклы «Урал» не продавали советским гражданам. Даже после снятия запрета владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски.
В 30–50-х годах советские милиционеры ездили также и на Harley-Davidson 1200 с коляской, после войны им на смену пришла модель WLA 42.
В 50х-60х годах милиция преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. Лёгкий и манёвренный М-62 был самым популярным мотоциклом среди советских милиционеров.
В конце 60-х годов для советской правоохранительной системы была разработана небольшая специальная серия мотоциклов «Урал М-100» со специальным оборудованием. Машины выпускались в сине-жёлтом цвете и специально оборудовались сиреной, приспособлениями для установки приборов ГАИ, дугами безопасности, сигнальными фарами.
Сейчас в российской полиции также используются мотоциклы. Первый мотобатальон полиции был создан в Москве. В 2011 году для его комплектации были поставлены мотоциклы BMW F 650 GS. В 2014 году парк этого подразделения полиции пополнился 60 BMW R 1200 RT в специальной полицейской версии. Мотоциклы также используются ГИБДД для патрулирования улиц.
О мотопараде, который состоится 6 мая, можно прочитать здесь.