Первый патент на автомобиль
День рождения автомобиля — Карл Бенц получил патент на свой первый автомобиль
Первый в мире автомобиль. (Фото: wikipedia.org)
После 1876 года, когда Николас Аугустин Отто запатентовал двигатель внутреннего сгорания, много толковых людей работали над его совершенствованием. И, может быть, родившийся в небольшом селении возле города Карлсруэ Карл Бенц остался бы одним из сонма безымянных механиков и инженеров того времени, имена которых сейчас знают только архивариусы, но случай распорядился иначе.
Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж весом 250 кг на высоких колесах со спицами. На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с. Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость – 16 км/ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция. Экипаж был торжественно назван Motorwagen.
В 1885 году Карл впервые продемонстрировал свой трехколёсный самодвижущийся экипаж бюргерам Мангейма. Однако, новинка вызвала не столько интерес, сколько раздражение. Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать.
29 января 1886 года, после того, как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент №37435. В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже.
Таких автомобилей было создано всего три, два из которых бесследно исчезли (скорее всего, они были украдены), а третий беззаботно красуется на подиуме Германского музея в Мюнхене. Состояние этого экспоната оценивается как очень хорошее, на автомобиле можно даже ездить, правда, никто этого не делает – раритеты надо беречь.
В память об этом историческом событии именно 29 января отмечается как День рождения автомобиля.
Этот день в истории: 1886 год — получен патент на первый автомобиль
29 января 1886 года немецкий инженер и изобретатель Карл Бенц получил официальный патент на свой самодвижущийся экипаж Motorwagen. Данное изделие считается первым коммерчески доступным и успешным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания.
После 1876 года, когда Николас Аугустин Отто запатентовал двигатель внутреннего сгорания, много толковых людей работали над его совершенствованием. Одним из них был выходец из Мюльбурга (Германия) молодой механик Карл Фридрих Бенц.
В возрасте 19 лет он закончил факультет технической механики университета Карлсруэ. Следующие семь лет он работал на различных предприятиях в Карлсруэ, Мангейме, Пфорцгейме и даже некоторое время в Вене. В 1871 году совместно с Августом Риттером организовал механическую мастерскую в Мангейме.
Вскоре Карл Бенц сумел выкупил долю компаньона и стал ее единоличным владельцем. В своей мастерской инженер приступил к созданию новых двигателей внутреннего сгорания. 31 декабря 1878 года он получил патент на двухтактный бензиновый двигатель.
Позже Бенц запатентовал все важные узлы и системы будущего автомобиля: акселератор, систему зажигания, работающую от батареи и свечу зажигания, карбюратор, сцепление, коробку передач и водяной радиатор охлаждения.
Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж весом 250 кг на высоких колесах со спицами. На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с.
Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость — 16 км/ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция. Экипаж был торжественно назван Motorwagen.
В 1885 году Карл впервые продемонстрировал свой трехколёсный самодвижущийся экипаж бюргерам Мангейма. Однако, поначалу новинка не прижилась, и вместо славы и богатства принесла своему создателю проблемы.
Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора напугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать.
29 января 1886 года, после того как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент № 37 435. В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже.
Таких автомобилей было создано всего три, два из которых бесследно исчезли, а третий по сей день красуется на подиуме Германского музея в Мюнхене. Состояние этого экспоната оценивается как очень хорошее, все его узлы рабочие — автомобиль и сегодня готов к поездкам.
Как на самом деле был устроен первый автомобиль
Первым в мире автомобилем официально признан Benz Patent-Motorwagen немецкого конструктора Карла Бенца. Несмотря на почетный титул, устройство первенца мирового автопрома лишь местами перекликается с современными авто.
Субтильного вида сооружение на трех колесах, по-немецки тяжеловесно наименованное Benz Patent-Motorwagen, появилось в далеком 1885 году. Работая над машиной, Карл Бенц целенаправленно создавал коммерческий проект — имелось в виду, что она должна стать популярным товаром. Прошедшие с той поры 130 лет подтвердили, что великий немецкий механик имел и недюжинное предпринимательское чутье. Но чтобы утлая самобеглая коляска превратилась в пригодный для всеобщего использования транспорт, конструкторам предстояло сделать еще немало — пользоваться первым автомобилем было нелегко.
Предыстория
Свой бизнес Карл Бенц начинал с небольшой велосипедной мастерской Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik (позже переименована в Benz & Cie), которая в 1883 году принялась за серийное производство ДВС для сельского хозяйства и промышленности. А в 1885 году немецкий изобретатель получил самый важный в его жизни патент № 37435 на автомобиль, который получил имя Benz Patent-Motorwagen (чаще встречается сокращенное название — Motorwagen).
А начался первый автомобиль с мотора. По воспоминаниям самого конструктора, создание его первого автомобильного двигателя — четырехтактного одноцилиндрового агрегата — велось шесть лет. Поначалу Карл Бенц не имел право официально использовать свою разработку, так как подобная конструкция всё еще была защищена патентом Николауса Отто, изобретателя двигателя внутреннего сгорания. В 1878 году, в предновогодний день 31 декабря, по истечении срока патента Отто, Бенц сумел запатентовать бензиновый мотор с зажиганием от искры на свое имя.
От создания первого бенцевского мотора до работоспособного автомобиля прошло около семи лет. За это время конструктор запатентовал систему зажигания с батареей в качестве источника энергии и искровую свечу зажигания, также были запатентованы сцепление и коробка передач, которые нашли применение на следующих моделях Бенца.
Как оно работало
Первый Benz представлял собой трехколесное транспортное средство со стальной трубчатой рамой. На нее крепилось деревянное подобие открытого кузова, где размещался водитель и один пассажир. Общий диван, обитый натуральной кожей, имел спинку и собственную подвеску в виде цилиндрических пружин и эластичных рычагов, выполняющих роль рессор.
Как мы уже сказали, на Motorwagen устанавливался одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель мощностью 0,85 л. с. Охлаждение у мотора было водяное, но весьма специфичное. Циркуляции воды не было, она, подаваемая в рубашку цилиндра из специальной емкости, лишь орошала горячие внешние стенки цилиндра и затем испарялась. Естественно, воду приходилось доливать едва ли не чаще, чем бензин, — каждые несколько километров.
Система смазки также была до неприличия простой — масло с нескольких масленок элементарно капало на трущиеся детали силового агрегата.
Топливная система состояла из небольшого бензобака и карбюратора испарительного типа. Последний представлял собой цилиндрическую емкость с волокнами ветоши на дне. На нее самотеком подавался бензин, который тут же испарялся. Поднимающиеся вверх пары подхватывались потоком воздуха, засасываемого в цилиндр, и образовавшаяся таким образом топливная смесь уносилась в камеру сгорания. Роль дроссельной заслонки исполнял расположенный спереди под сиденьем водителя кран, регулирующий подачу воздуха во впускной трубопровод.
Воспламенялась рабочая смесь искровой свечой с платиновыми электродами, внешне, кстати, очень похожей на современные свечи. Высокое напряжение на свечу подавалось индукционной катушкой Румкорфа, которая в модернизированном виде является основной частью системы зажигания и теперешних карбюраторных ДВС. Тогдашний аналог трамблера, который определял момент зажигания, приводился в движение специальным кулачком на промежуточном валу. Генератора не было — источником тока служила только аккумуляторная батарея, которую перед поездкой нужно было зарядить.
Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие задние колеса через ременную и шестеренчатые передачи. Сначала с вертикального коленвала поток мощности через открытый конический редуктор направлялся на горизонтальный промежуточный вал, несший на себе шкив ременной главной передачи (и попутно — кулачки привода клапанов ГРМ и трамблера). На расположенный под полом кузова ведомый шкив ременной передачи (он же корпус дифференциала и тормозной барабан) момент передавался кожаным ремнем, закрученным по принципу ленты Мебиуса — работали одновременно две его поверхности. От спрятанного в шкиве дифференциала момент уходил на две колесные полуоси, с которых к колесам мощность передавалась парой «индивидуальных» цепей. Бенц отмечал, что ресурса тогдашних цепей ему хватало немногим больше чем на 100 км пробега.
Коробки передач у Motorwagen, как видите, еще не было. За размыкание колес и двигателя отвечало нехитрое устройство, управляемое рычагом, можно сказать, «предок» сцепления.
Руль в современном понимании слова у Motorwagen отсутствовал. Его роль выполнял рычаг с деревянной рукояткой на конце. Рулевой механизм, действующий по схеме шестерня-зубчатая рейка (практически так же, как сегодня!), управлял единственным передним колесом. Подвеска была только на задней оси в виде двух эллиптических рессор, установленных продольно по отношению к кузову. Спицованные колеса оборачивались в резиновые обода из цельнолитого каучука.
Долго заправляли и медленно ехали
Как же выглядел процесс управления этим конструктивно простым аппаратом? Перед поездкой шофер наливал воду в бачок для охлаждения, бензин в емкость возле карбюратора, масло в масленки. Чтобы завести авто, нужно было раскрутить рукой горизонтальный маховик, предварительно уменьшив вышеупомянутым краником под сиденьем водителя подачу воздуха в карбюратор (аналог педали акселератора). Когда двигатель завелся, шофер усаживался на диван и возвращал краник подачи воздуха в нормальное положение. Длинным рычагом возле сидения драйвер снимался с тормоза, освобождая заторможенный специальной лентой ведомый барабан. Подвинув дальше тот же рычаг, водитель переходил с «нейтрали» на единственную переднюю передачу, смещая приводной кожаный ремень со свободно вращающейся части ведомого шкива на часть, связанную с корпусом дифференциала. Автомобиль приходил в движение.
Когда водитель самодвижущегося экипажа хотел притормозить, он тянул за тот же рычаг, смещая приводной ремень назад на свободно вращающуюся часть шкива, переводя трансмиссию в «нейтраль». Если шофер желал полной остановки, то он тянул рычаг еще дальше и приводил в действие ленточный тормоз, который замедлял барабан, а с ним и всю машину.
Наследники
Вторым автомобилем конструктора стал Benz Patent Motor-Wagen Nummer 2, отличавшийся от первенца доработанным силовым агрегатом. Объем двигателя вырос с 0,95 до 1,5 литра, а мощность увеличилась с 0,85 до 1,5 л.с. Третий экземпляр получил складную крышу, полноценный отдельный бензобак, эжекционный карбюратор привычного для нас типа (с диффузором и поплавковой камерой), двухступенчатую коробку передач, увеличенную на 12 см колесную базу.
В 1893 году появился первый четырехколесный Benz, а еще через год продукция немецкой фабрики впервые приняла участие в гонках. В 1895 году появились первые грузовик и автобус.
Развитие марки в неспокойном ХХ веке — это уже совсем другая история, а с третьим по счету Motorwagen связывают историю, ставшую хрестоматийной. О ней Карл Бенц поведал в своих мемуарах.
Как пишет автор, в 1888 году жена конструктора Берта Бенц, прихватив с собой сыновей, отважилась на самостоятельный пробег, да еще и втайне от мужа. Первая женщина-водитель запланировала и совершила поездку от города Мангейм в Пфорцхайм, расстояние между которыми составляло 106 км. Первый в автомобильной истории пробег не обошелся без неприятностей. Так, около городка Брухзаль на машине истерся и лопнул кожаный приводной ремень. Берта не растерялась и обратилась к местному сапожнику, который наложил латку и установил на место вышедшую из строя деталь (тогда ремни еще не перешли в разряд одноразовых «расходников», это случилось два десятилетия спустя). По пути путешественникам попался подъем, который автомобиль с тремя пассажирами на борту преодолеть не мог. Тогда за руль посадили младшего Бенца, а старший сын с мамой вытолкали повозку на холм. Надо сказать, что Берта Бенц отличилась недюжинной технической смекалкой. В дороге пробило изоляцию электрического провода зажигания. Для ее замены послужила обычная женская подвязка. Из-за низкого качества топлива на маршруте забивалась топливная магистраль, ее женщина якобы прочищала булавкой со шляпы. В качестве топливных заправок супруга изобретателя использовала аптеки, в которых лигроин продавался как лекарство от кожных хворей.
Как видите, привычный на сегодняшний день 100-километровый автопробег оборачивался для шофера целым приключением. На протяжении последующего столетия инженеры неустанно работали над упрощением обслуживания машины. О том, как эволюционировало ТО в течение ХХ века, читайте в нашей недавней публикации.
Патентная система в автомобильных грузоперевозках. Советы предпринимателям Версия для печати
Можно ли выбрать ПСН в качестве основной системы для грузоперевозок? Да, но для этого необходимо соблюдать несколько простых правил.
Об этих правилах рассказывает владелец Центра содействия бизнесу «Советникъ» Эльвира Пожарская.
Грузоперевозки заслуживают отдельного обсуждения, в первую очередь из-за туманности Налогового кодекса. Предприниматели, перевозящие грузы по всей стране не понимают, сколько патентов и где им нужно покупать. Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.
Прежде всего выясним, откуда растут ноги этого непонимания. Давайте заглянем в Налоговый кодекс. В нём есть слова о том, что патент действует на всей территории субъекта федерации за небольшим исключением, которое не касается грузоперевозок.
Зафиксируем: патент действует на всей территории региона, в котором он куплен.
У предпринимателя возникает вопрос: а если купив патент, например, в Москве, необходимо доставить груз в Санкт-Петербург, неужели нужно покупать патент еще и в Петербурге? А если по пути нужно еще и прихватить что-то в Ленобласти, придётся покупать три патента? Если читать Налоговый кодекс буквально, то складывается впечатление: да, нужно три патента. Нас с вами это совершенно не устраивает, поэтому давайте вместо Налогового кодекса почитаем что-нибудь более позитивное, например судебную практику.
В 2015 году закончилось разбирательство по делу, в рамках которого налоговая пыталась получить с предпринимателя 2,5 млн дополнительных налогов за то, что он, купив патент в Удмуртии, оказывал свои услуги по всей стране. Суд встал на сторону предпринимателя. И хоть народная мудрость уверяет, что нужно учиться на чужих ошибках, я предлагаю поучиться на чужом успехе и воспользоваться опытом этого предпринимателя. Мы составим краткий список условий, при соблюдении которых вы сможете в случае возникновения споров с налоговой смело показывать это решение и настаивать на том, что ваша трактовка законодательства совпадает с позицией судов.
Первым делом обсудим место покупки патента. Это должен быть регион, в котором находится ваш головной центр. Если вы частный перевозчик, который работает сам на себя, то это регион, в котором вы живёте. Если у вас есть несколько автомобилей, на которых ездят ваши сотрудники, то патент надо покупать в том регионе, где вы организовали себе рабочие условия – сняли офис для менеджеров, организовали стоянки для машин, нанимаете людей и так далее. Если это место совпадает с регионом, в котором вы зарегистрированы как ИП – еще лучше.
Оформление документов
Суд в первую очередь смотрит на документы, поэтому они обязательно должны быть составлены правильно. Договор на перевозку должен быть заключен в том регионе, где вы купили патент, и это обязательно нужно отразить в тексте. Обычно место заключения договора указывается на первой странице рядом с датой. Во всех сопутствующих документах вроде акта выполненных работ и заявки на перевозку стоит указать, что они составлены в том же регионе.
И самое важное: вы должны быть готовы к тому, что ни налоговая, ни суд не будут принимать решение, глядя только на бумаги, которые вы им покажете. Они захотят получить и другие подтверждения того, что эти документы действительно были составлены в том регионе, который в них указан. Вот несколько признаков, которые могут сыграть в вашу пользу.
Этот список можно продолжать бесконечно. Основная мысль: вы должны быть связаны с территорией, на которой покупаете патент, не только припиской в договоре. Эту связь в случае интереса налоговой придётся доказывать.
В некоторых случаях полезно иметь подстраховку в виде УСН. Если вы на неё не переходили, настоятельно рекомендую это сделать.
Патент можно совмещать с «упрощенкой», и в случае, если какие-то доходы нельзя будет отнести к деятельности по патенту, то с них вы заплатите налог по «упрощенке».
Если никаких дополнительных видов деятельности вы не ведёте, самым удачным выбором будет УСН «доходы». Если заказчики из других регионов по каким-то причинам будут настаивать на том, чтобы в качестве места заключения договора был указан их регион, а не ваш, наличие «упрощенки» вам сильно поможет. Вы просто увеличите стоимость своего предложения на 6,5% и заплатите налоги по УСН. Если заказчик не хочет рисковать грузом и обращаться к кому-то, кто работает в черную, он согласится на ваши условия.
Напоминаю, что подать уведомление о переходе на УСН со следующего года нужно до 31 декабря, а чтобы с 1 января применять патентную систему, заявление подаётся до 17 декабря. Не забывайте, что налог по упрощенке платится каждый квартал, а по итогам года нужно подать декларацию.
Что делать, если налоговая спросит, почему у вас куплен только один патент?
Вот ссылки на два письма Министерства финансов (1, 2) и судебное постановление, о котором я говорила. Эти документы нужно постоянно держать под рукой. В ответе на запрос налоговой нужно сообщить, что вы оказываете свои услуги на территории того региона, в котором куплен патент, так как все ваши договоры заключены в этом регионе. В подтверждение своих слов нужно приложить несколько договоров. И обязательно сделайте приписку, что ваша позиция подтверждается письмами Минфина и постановлением суда.
Подведём итог
Для того чтобы в рамках одного патента осуществлять грузоперевозки по нескольким регионам, нужно выполнить следующие условия:
1. Правильно выбрать регион. Это должно быть место, с которым вы действительно связаны. Например, если в каком-то регионе у вас есть постоянная стоянка, с которой автомобили выезжают в рейс, то стоит купить патент там.
2. Правильно заполнять документы. В качестве места заключения договора и места составления первичных документов обязательно должен быть указан тот регион, в котором у вас куплен патент.
3. Перейти на УСН. Мы советуем выбрать УСН доходы. Если вдруг заказчик будет настаивать на указании в договоре другого места подписания, то вы сможете увеличить стоимость услуги на 6,5% и заплатить с этой сделки упрощенный налог.
4. Помните, что в случае полноценной проверки у вас будут смотреть не только договоры на перевозку. Сохраняйте любые подтверждения того, что вы действительно связаны с регионом, в котором куплен патент. Это могут быть чеки с заправок и сервисных центров, договоры аренды гаражей, трудовые договоры с сотрудниками, ваши внутренние документы, расчетный счет, открытый в местном банке и т.д.
5. Будьте готовы к вопросам. Если вы получите требование от налоговой пояснить, почему у вас куплен только один патент, ни в коем случае не игнорируйте его. В своём ответе сошлитесь на письма Минфина и постановление суда. Обязательно приложите к ответу копии нескольких договоров на перевозку.
В завершении видео скажу самое важное. Не используйте эту информацию, чтобы обмануть налоговую и собрать липовые доказательства того, что вы можете работать на одном патенте.
Если для того, чтобы соответствовать параметрам, которые я озвучила, вам нужно как-то подгонять под них свою работу, то скорее всего, вам нельзя работать по одному патенту и в случае серьёзной проверки вы все равно будете в зоне риска.
А вот если всё, что я сегодня рассказала и так относится к вам, то просто будьте повнимательнее с документами и готовьтесь их предъявить для подтверждения своей правоты.
Бенз патентный моторный автомобиль номер 1
0,95 л.
0,75 л.
оглавление
технология
Мотор
Центральное место в машине был одноцилиндровый четырехтактный двигатель с водоизмещением в 0.954 литров. Некоторые детали двигателей можно найти и сегодня: коленчатый вал с противовесами, электрическое зажигание и водяное охлаждение.
«Число оборотов в 250 оборотов в минуту показалось мне достаточным, даже большим, и я смог определить, что этот двигатель выдает около 2/3 лошадиных сил».
Поверхностный карбюратор, разработанный Benz, готовил смесь и в то же время содержал запас бензина объемом 4,5 литра. Которая не в бензин в плане бензина действовала, а в качестве лигроина обозначался легкий бензин, который в аптеках был в наличии. Состав бензиновоздушной смеси можно было корректировать с помощью золотникового клапана, который более или менее закрывал отверстия для дополнительной впускной магистрали и, таким образом, регулировал выходную мощность. В автомобиле эта горка была легко доступна под сиденьем водителя.
Шасси и кузов
Перед двигателем сиденье крепилось на изогнутых рессорах прямо на раме и обтягивалось стеганой кожей. Низкие, обтянутые кожей перила сзади и по бокам обеспечивали надежную фиксацию.
Беспокойство подготовило цепи : велосипедные цепи все еще были неполноценными, обычно слишком мягкими, и так сильно растягивались, выскакивали из шестерен или рвались. Но так как лучших не было, Бенцу пришлось довольствоваться имеющимся материалом.
тестирование
29 января 1886 года в Патентное бюро Рейха под номером 37435 была подана заявка на патент на «транспортное средство с газовым двигателем». Во время первой публичной поездки по Рингштрассе в Мангейме 3 июля 1886 года, описанной в газетной статье, сын Бенца Ойген бежал рядом с бутылкой бензина, «чтобы долить бензин, когда бензин кончится».
В Мюнхене первый «Бенц» проехал по городу 16 сентября 1888 года.