Плагиат авто в ссср
Был ли автомобильный плагиат в СССР
Любители советского автопрома любят поговорить о том, как промышленность выпускала автомобили с оригинальным дизайном и высоким качеством, ничуть не уступающие зарубежным аналогам. А их оппоненты утверждают, что ни одного толкового автомобиля СССР так и не создал, а большая часть культовых моделей и вовсе была украдена на Западе. Так ли это?
О качестве и совершенстве конструкции автомобилей мы сейчас говорить не будем. А вот тему плагиата дизайна рассмотрим! Чтобы разобраться, насколько в СССР грешили воровством, рассмотрим несколько показательных моделей советского периода.
ЗИС-110
ЗИС-110 действительно внешне похож на Packard, но, судя по всему, здесь свою роль сыграла именно любовь Сталина к американским автомобилям, а не желание советских конструкторов скопировать заокеанские наработки. Более того, специалисты Горьковского автозавода оценивали Packard 160 Touring Sedan критически, да и выглядел он для начала 40-х уже устаревшим.
ЗИС-110 вышел действительно похожим на своего заокеанского коллегу, но никак не копией.
К тому же ЗИС-110 оказался больше и длиннее «Паккарда», да и несмотря на всю похожесть, детали советского автомобиля отнюдь не взаимозаменяемы с американскими. То есть советским специалистам пришлось изготавливать их с нуля и потом запускать в производство.
Читайте также:
«Москвич-400»
«Москвич-400» довольно часто приводится в качестве канонического примера советского плагиата. Собственно, нет никакого секрета в том, что советский автомобиль действительно конструктивно повторял немецкий Opel Kadett.
Однако при этом многие забывают целый ряд важнейших деталей:
ГАЗ-21 «Волга»
Еще один советский автомобиль, создателей которого неоднократно обвиняли в плагиате – это самая первая «Волга», ГАЗ-М21. И действительно, если сравнить «Волгу» с американским Ford Mainline, сходство дизайна становится очевидным: тут тебе и почти такая же решетка радиатора, и фары, и выштамповки на задних дверях, идущие от задних крыльев.
Более того, документально подтверждено, что во время разработки «Волги» специалисты Горьковского автозавода закупали образцы западной техники, в том числе и тот самый Ford Mainline. Стало быть, и это мы украли у американцев?
Не совсем так. Да, во внешности ГАЗ-М21 и Ford Mainline действительно немало общего. Однако нельзя забывать, что в действительности Ford Mainline был представлен в конце 1954 года, когда разработки «Волги» уже активно велись. Во-вторых, если посмотреть на предсерийный образец 21-й «Волги», можно заметить, что у машины присутствовала другая решетка радиатора с прорезями, не было звезды, имелись отличия в задней части. Словом, автомобиль был другим.
ГАЗ-М21 был скорее подражанием общему американскому стилю в автомобилестроении, нежели прямым плагиатом того же Ford Mainline.
И если говорить о заимствованиях, то неплохо упомянуть другие иностранные модели, в которых прослеживаются общие черты — Mercury Custom и Plymouth Savoy.
Автомобильный плагиат в СССР
moder
Администратор
Автомобильная промышленность в Советском Союзе основывалась на лицензировании с момента ее создания. Некоторые из наиболее успешных советских моделей ГАЗ-АА на ВАЗ-2101 просто были ребрендингом зарубежных разработок.
ГАЗ М-20
«Победа» считается одним из самых оригинальных и красивых автомобилей в СССР. Первый экземпляр ГАЗ М-20 сошел с конвейера 28 июля 1946 года и был оснащен карбюраторным двигателем объемом 2,12 л и мощностью 50 л.с.
По официальной версии автором дизайна является художник С. Самойлов.
Автомобиль Победа, плагиат Opel Kapitaen.
Конструкция шасси и силовая структура «Победа» использовала элементы дизайна Opel Kapitaen 1939 года, была взята от него и передняя подвеска с коробка передач ГАЗ-М1, т. е. Ford. Многие детали скопированы с Виллиса. К середине 50-х годов, совокупная доля производства была достаточно мала по мировым стандартам.
В настоящее время кузов автомобиля считают вершиной дизайна. Длинная версия, выпускаемая в СССР, ГАЗ М-20 далеко не первый автомобиль с колесами, прикрытыми корпусом. Является ли это правильным, можете оценить сами.
МОСКВИЧ-402
Предшественник 402 Москвича собран в конце 1946 года под индексом 400/401 на производственных мощностях, которые достались СССР в результате военных репараций. Автомобиль является полной копией Opel Kadett K38, спроектированный в середине 30-х и поставленной на конвейер в 1937 году
Москвич-402 плагиат Opel Kadett K38.
Когда вновь решили обновить модель, снова прибегая к иностранной помощи. Закупили итальянский FIAT 1100 (1953-1962) и Lancia Aurelia (1950-1958), французский Simca Aronde (1951-1964) и Citroen 2CV (1948-1990), британский Hillman Minx (1948-1956), Ford Consul (1951 — 1956) и Jovett Javelin (1947-1953) и немецкий Ford Taunus 12M (1952-1962). Некоторые из них сняты вместе с серийным Москвичом 402 во время выполнения теста.
Ни одна из западных машин не является чистой копией. Изучались структура или дизайна, многое сделано советскими инженерами в выборе технических и стилистических вариантов нового Москвича. Традиция сохраняется в ближайшие годы — примером служит 408 модель.
Москвич-408 плагиат BMW 700.
Кульминацией привычки копировать иностранные идеи стал Москвич 2141. Чтобы ускорить развитие новых автомобилей с передним приводом, была сделана модель Simca-1307/1308, которая выиграла европейский конкурс «Автомобиль года» в 1976 году. Получился отличный автомобиль с передним приводом, поперечным расположением двигателя. Пятидверный хэтчбек считается очень модным.
Конструкторы АЗЛК внесли некоторые изменения в конструкцию. Вместо поперечного расположения двигатель расположен продольно, что в свою очередь потребовало другой коробки передач. Изменения были внесены и в шасси.
ГАЗ-21
В течение многих лет никто не пытался искать прототип одного из самых культовых и любимых советских автомобилей — Волги. Мы были убеждены, что это своеобразная родная разработка. Сегодня только слепой не найдет сходство между ГАЗ-21 и Ford Mainline 1952 года. В архивах есть даже фотографии американского оригинала на улицах Москвы.
Волга плагиат Ford.
Вдохновение для дизайна Волги бралось не только с экстерьера
ГАЗ-24
Форд предоставил не мало идей и для создание нового поколения Волги. От Falcon, 1962 года выпуска, модель даже переняла трапециевидную выпуклость на капоте.
ГАЗ-13
16 января 1959 стала серийное производство Чайка, советским лимузин старшего класса, вдохновленный Детройтским барокко из 50-х. ГАЗ-13 оснащен 5,5-литровым V8 с 195 л.с., X-образной рамой и автоматической коробкой передач. Вместимость лимузина семь пассажиров.
Чайка плагиат Packard Patrician.
В то время было ясно, что перед откровенно скопирован с Packard Patrician и Caribbean. Американская марка в первый раз использовалась советской знатью. По иронии судьбы фирма Packard, чьи модели послужили прототипом для ЗИС-110 и ЗИЛ-111, обанкротилась в 1958 году.
Еще примеры автомобильного плагиата и заимствований.
Ford-Customline 1952г. и ГАЗ-М21Г (Волга) 1956–57г.
International KR11 и ЗиС-150
Diamond T980 M20 и КРАЗ-258
GMC L’Universelle и ЗиЛ 118 «Юность»
Studebaker C и УАЗ-300
casio
Well-Known Member
Master
Модератор
В этом деле было несколько попыток. Первая из них относится к 1945 году, когда Сталин приказал скопировать немецкий Opel Kadett K38, который с изменениями выпускался как «Москвич-400». Второй попыткой было копирование Ford Prefect, выпускаемого под маркой «Москвич-402».
Плагиат отечественного автопрома: откуда скопированы автомобили СССР
UPDATE
Советский камаз плагиат американского International COF-220.
Советский плагиат: какие отечественные автомобили «подсмотрели» на Западе
Многие не подозревают, но некоторые советские автомобили, которые на сегодняшний день считаются общепризнанной классикой, в свое время были построены с оглядкой на Запад, то есть по сути являлись если не 100% плагиатом, то достаточно точными копиями иномарок того времени. О каких именно машинах идет речь?
ЗИС 110
В 1945 году в СССР был выпущен первый автомобиль представительского класса. Речь идет о модели ЗИС 110, разработка которой началась еще в годы войны.
Советские дизайнеры скопировали внешность автомобиля от американского Packard 180 с кузовом Touring Sedan образца 1942 г. Такое решение обусловлено тем, что Сталину нравилась данная модель, при этом технику советский ЗИС 110 все же получил свою.
ГАЗ-21
В 1956 г в СССР дебютировал ГАЗ-21 «Волга», пришедший на замену ГАЗ М-20 «Победа». Хотя данная модель и разрабатывалась с нуля, однако советские специалисты явно засматривались в сторону целого ряда иностранных автомобилей, а именно — Ford Mainline, Chevrolet 210, Opel Kapitan и Plymouth Savoy.
ГАЗ-21 перенял что-то от каждой из перечисленных моделей, при этом автомобили первых годов выпуска больше всего были похожи на Форд Мейнлайн.
ЗИЛ-111
Выпущенный в 1959 г представительский седан ЗИЛ-111 разрабатывался как автомобиль для партийных чиновников, при этом советские специалисты явно придумали облик модели под впечатлением от американских машин 50-ых годов. Больше всего советская четырехдверка была похожа на Packard Caribbean.
ГАЗ-13 «Чайка»
В том же 1959 г Горьковский автозавод приступил к выпуску мелкосерийного лимузин ГАЗ 13 «Чайка», который оказался во многом похож на упомянутый выше ЗИЛ-111.
Подобное сходство не случайно и обусловлено тем, что оба советских автомобиля разрабатывались с оглядкой на «американцев» тех лет, а именно Cadillac и Packard. Больше всего «Чайка» переняла от моделей Packard Caribbean и Packard Patrician 1956 модельного года.
ГАЗ А
В 1927 году в США стартовало производство модели Ford A, при этом в 1929-ом Горьковский автозавод приобрел у американского концерна чертежи и необходимое оборудование для выпуска своей первой легковой модели.
Машина получила незамысловатое название «ГАЗ А» и повторяла «американца» как в плане дизайна, так и технически. Серийное производство советской модели стартовало в 1932 г, в то время как оригинальный Ford A был снят с конвейера в 1931-ом.
ГАЗ М1
В 1929 году СССР также договорилась с американцами о передаче необходимой документации по модели Ford Model B. Ее сборка в Штатах стартовала в 1934-рм, тогда как советский вариант модели увидел свет двумя годами позже.
Внешне отечественный автомобиль практически ничем не отличался от Форда, хотя в техническую «начинку» отечественные специалисты привнесли целый ряд изменений.
Москвич 400
После окончания войны из Германии была вывезена часть оборудования завода Opel в Рюссельсхайме, вместе с которым оказались также прихвачены и кое-какие уцелевшие документы по модели Kadett K38. При этом недостающие чертежи вскоре были воссозданы немцами по спецзаказу Советской военной администрации.
А в 1946 году Московский автомобилестроительный завод (МЗМА) представил Москвич 400, который как технически, так и внешне во многом повторял модель марки Опель.
Москвич 402
В последующие годы все выпускаемые на МЗМА автомобили так или иначе копировали Опели. Взять хотя бы появившийся в 1956 году модернизированный Москвич 402, дизайн которого советские специалисты подглядели от преемника Kadett K38 — модели Opel Olympia Rekord 1953 года.
ЗАЗ-965
Разработка легендарного ЗАЗ-965 стартовала в конце пятидесятых годов. Проектировкой модели занимался МЗМА совместно с НАМИ, и изначально автомобиль должен был получить название «Москвич 560».
Успешно пройдя испытания, «горбатый» планировали поставить на конвейер московского автозавода, вот только его производственные мощности на тот момент были перегружены, в результате чего сборку автомобиля перенесли на запорожский завод «Коммунар».
В плане дизайна, да и многими конструктивными решениями «Запорожец» оказался подозрительно похожим на итальянские модели Fiat 500 и 600, выпускавшиеся с середины 50-ых.
ВАЗ 2101
Седан ВАЗ 2101 можно смело назвать главной советской легковушкой. В свое время данная модель разошлась огромным тиражом, вот только оригинальным данный автомобиль назвать сложно.
Дело в том, что дизайн четырехдверки был практически полностью скопирован с Fiat 124, который в 1967 году был признан «Автомобилем года». Впрочем, называть это плагиатом в корне неверно, так как советский Внешторг официально договорился с итальянским концерном.
Советские автомобили – плагиат или собственная разработка?
Многие люди, заставшие Советский Союз, до сих пор считают, что в те годы СССР имел большую производственную мощь, генерировал идеи, и выпускал удачные автомобили. По их мнению, Союз давал возможность реализовываться талантливым конструкторам, проектирующим очень успешные для своего времени машины.
Но давайте разберемся, так ли это? И какие советские авто оказались отечественной разработкой, а какие создавались по зарубежным лицензиям, или и вовсе были «сплагиачены».
Тем более разобраться в этой теме будет интересно на фоне сегодняшних российских заявлений о «контрасанкциях», предполагающих возможность России «производить без разрешения правообладателя ту продукцию, на которую Россия обладает технологиями». Так действительно ли эти технологии существуют или многие советские автомобили были «скопированы» с иностранных образцов?
ГАЗ А
Первый массовый советский автомобиль – 5-местный ГАЗ А, выпускаемый в 1932-1936 гг., производился по лицензии. Техническая документация на него, а также станки для его производства в 1929 году советским правительством были куплены у американской компании Ford Motor Company.
ГАЗ А практически полностью копировал автомобиль Ford Model A Standard Phaeton.
Продажа американцами документации на это авто была обусловлена устареванием модели – в 1930 году выпуск Ford Model A в Америке был остановлен. То есть, Союз в 1932 году начал выпускать уже заведомо технически устаревшую модель, но при этом называл ГАЗ-А «собственным легковым автомобилем среднего класса».
Ленинград-1 (Л-1)
Этот экспериментальный автомобиль, который в 1933 году в количестве 6 шт. вручную собрали на ленинградском заводе «Красный путиловец», должен был стать советским вариантом представительских «бьюиков».
В данном случае покупать лицензию не собирались, а просто скопировали чужую разработку.
Купив в США два Buick 32-90, их разобрали (подвергли обратному инжинирингу) и постарались «скопипастить». Но, Бьюики на тот момент имели очень сложную и прогрессивную конструкцию, обладающую обилием автоматики и сервоприводов. Большинство этих инноваций в Союзе повторить не смогли.
Собранные 6 автомобилей Л-1 постоянно ломались, а первые смотрины им устроили на первомайской демонстрации 1933 года. Они понравились высшей советской номенклатуре, после чего стали звучать лозунги о готовности выпускать по 20000 экземпляров Л-1 в год.
Но, до серийного производства дело не дошло. Присвоить идею оказалось недостаточно, серийный выпуск «ленинградского лимузина» требовал огромных денег еще и на покупку иностранного оборудования. А потому, буквально через 2 недели после первомайского пробега, автомобиль решено было не выпускать. Разобранные Бьюики и документация на них были переданы на ЗИС. С 1936 года на их основе начнут производить «собственной разработки» представительский ЗИС-101.
ГАЗ М-1 Эмка
Этот автомобиль воссоздавали по купленным документам на Ford Model B 40A Fordor Sedan модельного ряда 1933-1934 годов. На тот момент в США этот автомобиль уже готовились снять с производства.
Впрочем, конструкцию ГАЗ М-1 в СССР прилично переработали, адаптировав к советским реалиям повсеместного бездорожья. После чего данное авто стали называть «полностью собственной разработкой».
Таким переработкам в дальнейшем будет подвергнуто много советских автомобилей, повторяющих дизайн зарубежных прототипов. Американские и европейские авто создавались для нормальных дорожных условий. В СССР же дороги были всегда плохими, поэтому отечественным конструкторам требовалось придать машинам гораздо большую прочность и проходимость.
Москвич 400
После войны, по итогам которой СССР демонтировал и вывез только с территории Германии почти 3000 различных заводов, около 350000 станков и 200000 электромоторов, советский автопром с новой силой приступил к «разработке собственных автомобилей».
Москвич 400
И первым таким послевоенным образцом стал Москвич 400, который был клонирован с немецкого Opel Kadett К38, выпускаемого в Германии в 1937-1940 годах.
Это авто еще в 1940 году очень приглянулось Сталину, а потому после войны было решено копировать именно его.
Но немецкий завод Opel оказался разрушен бомбардировкой – ни техническую документацию, ни станки взять было негде.
Opel Kadett К38
Поэтому, трофейный Опель просто подвергли обратному инжинирингу, и заставили работать на Союз пленных и вольнонаемных немцев-бывших работников Opel.
«Глупые» немцы постоянно пытались внести в него инновации, улучшив конструкцию, но им не позволили это сделать.
В 1946 году этот Москвич 400 уже выглядел несуразно, но стал первым советским массовым легковым авто, который выпускали до 1954 года.
Похожим образом с некоторыми изменениями создавался и ЗИС-110, прототипом для которого стал американский Packard 180.
У Москвича 402 прототипом был Opel Olympia Rekord, а 408-ой Москвич был сильно похож на Opel Kadett A. Следующая модель, Москвич 412, повторял дизайн Opel Kadett В.
Запорожцы
Еще одной гордостью советского автопрома, которую в телевизионных репортажах именовали суперсовременной моделью элегантного дизайна и инновационной конструкции, стали два Запорожца – ЗАЗ- 965 и ЗАЗ-966. Прототипом для них были итальянский Fiat 600 и немецкий NSU Prinz IV соответственно.
Во второй половине 50-х годов население СССР нуждалось в дешевом массовом малогабаритном транспорте, и единственные советские микролитражки опять решено было скопировать.
Конечно, известно, что Запорожцы были не клонами своих зарубежных прототипов. С сороковых годов в плане бездорожья в СССР мало что изменилось, а потому изначально «городские» авто получили советские «инновации» – заднемоторную компоновку и бОльшую проходимость. Тем самым приобретя статус народного автомобиля, который можно эксплуатировать и в условиях отсутствия дорог.
«Чайки» ГАЗ-13/14 и ЗИЛ-111
Примером дизайна для этих внешне почти неотличимых представительских автомобилей явно послужил корпоративный стиль концерна General Motors, который в те годы применяли на автомобилях Chevrolet, Pontiac, Buick и Holden.
Но основным прототипом «Чайки» вероятно, был Packard 400 модельного ряда 1955 года. В этом случае идею никто не покупал, ее попросту «позаимствовали», воссоздав в советском автомобиле ненавистный американский стиль.
“Волга” ГАЗ-21 и ГАЗ-24
«Волга», несомненно, копировала американскую школу автодизайна – прототипами для нее стали Ford Mercury Monterey1952/1953 и Ford Mainline. Из этих автомобилей скопировали многое – начиная от конструкции кузова и дизайна салона с приборной доской до коробки передач на основе фордовской трансмиссии.
Уже к 1958 году в США обе модели Ford, ставшие прототипом для Волги, считали устаревшими, но ГАЗ-21 выпускали мало измененным вплоть до 1970 года.
Ford Mainline
У него даже фигурка оленя на капоте практически полностью копировала такую же фигурку с автомобилей Chrysler 30-х годов.
А вот легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-24 повторял своим видом «американца» Ford Falcon.
Москвич-2141
О том, как копировали этот автомобиль, в интернете можно найти уйму историй людей, некогда работавших на АЗЛК. Конструкторам завода просто не позволили придумать ничего своего, а отдали распоряжение клонировать модель французского переднеприводного хэтчбека Simca 1308. Для этих целей было закуплено несколько «Симок», которые и разобрали.
Оригинальную Simca 1308 выпускали с 1975 по 1980 годы. А серийное производство Москвича-2141 наладили к 1986. К тому моменту автомобиль уже выглядел анахронизмом, но его еще снабдили устаревшим двигателем УЗАМ, и максимально упростили по сравнению с оригиналом. Убрали все «навороты» декора, удешевили материалы, а комфорт салона свели на нет.
Жигули ВАЗ-2101
Жигули ВАЗ-2101 был лицензионной копией итальянского Fiat 124.
Не взирая на то, что этот автомобиль тоже был клоном чужой инженерной мысли, в мае 1972 года за его выпуск Волжскому автомобильному заводу была вручена премия «Золотой Меркурий». А в 2000-х годах российские жители в опросе назвали его «лучшим отечественным авто XX века».
Найдите отличия: слева ВАЗ 2101, справа – Fiat 124
Он-то, может, в свое время и был неплох, вот только являлся не отечественным, а скопированным.
Переработки советских конструкторов и в этом авто касались конструкции шасси и ходовой. Их приходилось корректировать под экстремальные реалии советских условий эксплуатации. А вот обучение персонала и полное оснащение оборудованием Волжского завода проводилось итальянцами.
Советские автомобили отечественной разработки
Список советского копирования чужих конструкторских идей можно продолжить. Клонированию в СССР подвергались военные автомобили, автобусы и грузовики.
Но, были и собственные разработки, правда, единичные.
К примеру, в случае с «Победа» ГАЗ-М-20 ее дизайн ни у кого не скопирован.
«Победа» ГАЗ-М-20
Но, в годы войны СССР получил богатый опыт эксплуатации ленд-лизовских и трофейных автомобилей Германии, Великобритании и США. Это позволило советским конструкторам разбирать доставшиеся им модели, не придумывая что-то свое, а беря чужое. Отбирая самые приемлемые для специфики дорожных и эксплуатационных условий СССР технологии, их использовали без ведома правообладателя. И называли такой процесс «ценным опытом заимствования».
И хотя внешний дизайн «Победы» был отечественной разработкой, к примеру, передняя подвеска, почти все элементы рамы, шасси и трансмиссии у нее скопированы с немецкой Opel Kapitän образца 1938 года.
Внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» и «Восьмерка» ВАЗ-2108 – тоже примеры советской инженерной мысли.
ВАЗ-2121 «Нива»
Но, в разработке «Восьмерки» принимала участие немецкая компания Porsche. А на большинство ее «внутренностей» у зарубежных партнеров были куплены лицензии.
«Восьмерка» ВАЗ-2108
Передние дисковые тормоза, вакуумный усилитель тормозов, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, сцепление, стойки передней подвески, шарниры равных угловых скоростей, карбюратор, балка задней подвески и шины – все это производилось по лицензиям различных иностранных компаний. А Fiat помогал АВТОВАЗу в отладке производства и поставках оборудования.