Плавный розжиг галогеновых ламп в авто
Плавный розжиг галогеновых ламп
Как-то недавно показалось, что у меня уж очень часто начали перегорать лампочки головного света. Раз в полгода происходит замена обеих. Не знаю, насколько это нормально или нет, но однажды мне надоело для этого лазить под капот. Всегда лень — это двигатель прогресса! Неожиданно вспомнилась мне старая схемка от Самого Степана Палыча!
К огромному моему сожалению, такая конфигурация не очень хорошо будет сочетаться с пыльником фары Тииды, поэтому из загашников был извлечен удлинитель Н4 с керамической колодкой, для последующего скрещивания его с платой плавного запуска.
Собственно, тут дел-то на пять минут, главное, чтоб паяльник был помощнее, поскольку клеммы толстые и с обилием припоя, который не каждый паяльник возьмёт. Мою паяльную станцию пришлось раскочегаривать до 400-430°С.
Отрезаю, выпаиваю клеммы и впаиваю на их места провода от разъёма
И не смог побороть своё нетерпение, провожу тесты не выходя из дома
Малюсенькой тактовой кнопочкой, расположенной на платке, можно выставить время в секундах до свечения на полную мощность. Это время может быть от 1 секунды, до десяти. Мне понравилось, когда разжигается за пять.
Окончательным этапом перед установкой, следует необходимость восстановить изоляцию контактов при помощи специально токонепроводящего лака.
Собственно, вот и вся история. Прошло около полугода использования, пока ничего не перегорело. Надеюсь, так будет и впредь.
Nissan Tiida 2010, двигатель бензиновый 1.6 л., 110 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Комментарии 23
Есть похожая штука — там управлять яркостью через пульт можно. Диммер.
А я как поставил дальний в полнакала, так и забыл уже что такое менять лампочки. Ночью или в сумерки практически не езжу, ну исключительно зимой когда с работы еду, а так горит себе чуть чуть дальняя нить и хрен бы с ней)))
Уже задумываюсь над подобной штукой, которая будет держать дальний в полнакала, но не будет ли он даже в таком виде подслеплять встречку? Мне часто приходится ездить в темноте по пригородным трассам без искусственного освещения и света от Тиидовского ближнего света, понятное дело, не хватает. Но и заморачиваться с праворукими линзованными фарами ни денег, ни желания нету совсем…
Если выставлено минимальное значение 30% то нет. Во всяком случае за эти годы что установлен на моей машине, я ни разу не видел что бы мне кто то моргал с встречки.
Хорошая идея, возьму на реализацию, благо схем на Драйве много, даже Степан Палыч делал и все исходники выложил! www.drive2.ru/b/3096200/
Чувствую, готовый будет стоить немалых денег, проще собрать по схемам? Нет?
Я с доставкой отдавал 1100, сейчас думаю ну рублей на 200-300 дороже будет, но это не точно.
Древнее зло мееедленно пробуждается, раскрывая глаза… 😀
На предыдущей машине Бошевские лампы менял ровно 1 раз в год с интервалом в неделю, на Тииде использую туманки как ДХО и покупаю только OSRAM ибо цоколь там один хрен дорогущий…
На пару-тройку лет хватает — последний раз в 2017 году менял, тьфу*3.
Osram — это хорошо. У меня в противотуманках уже десять лет стоят, правда, и пользуюсь ими не сильно часто. Но в этом описанном мной случае с платой плавного розжига, я использую китайско-корейские лампы. Цвет у них мне очень нравится, но вот качество, конечно же, до хорошего Осрама не дотягивает. Отсюда и желание продлить им срок службы дополнительными хитрыми устройствами…
Есть один простой физический момент — чем быстрее нить накала достигнет своего номинального/максимального сопротивления (быстрее нагреется), тем лучше. В идеале, если бы это происходило мгновенно, нить накала никогда бы не перегорела. Плавностью вы ничего не улучшили, разве что слегка наоборот — теперь нить накала дольше пребывает в холодном сосотоянии.
Я много теорий читал по этому поводу. Как и всегда, сторонники одной и другой делятся поровну. Я же склоняюсь в сторону тех, кто считает, что плавное розжиг — это хорошо.Моё мнение основывается на моём же печальном опыте общения с разнообразными лампочками, которые обожают перегорать в момент включения. Так же я опираюсь на мнение уважаемых драйвовчан-электронщиков, которые заслужили свою репутацию своими делами. НО! Дабы окончательно определиться с этим вопросом, я поставил плавный розжиг только на одну лампочку. Другая так и останется с мгновенным розжигом. Вот и посмотрю, какая будет работать дольше. А по прошествии многого времени опишу результаты эксперимента.
И с этим согласен! Все привыкли ставить стабилизаторы тока и напряжения на светодиоды, а про обычные лампы и не думают. Возьму мультиметр и проверю у себя на лампе, интересно, есть ли какое-либо подобие стабилизатора напряжения на Тииде. Заодно экспериментальным путём проверю падение напряжения на транзисторе и соплях…
Измерь между +IN и +OUT интересно точное значение.
Конечно! Обязательно! Но раньше воскресения не получится.:(
Измерь между +IN и +OUT интересно точное значение.
Нет никакого падения. Но напряжение плавает, стабилизатор не помешал бы.
Странно, стандартное падение на транзисторе или диоде 0.3-0.5В. Полевик возможно и нет падения.
Разок просело на чуть-чуть один раз и всё.Но это скорее всего из-за не очень хорошего контакта.
Я много теорий читал по этому поводу. Как и всегда, сторонники одной и другой делятся поровну. Я же склоняюсь в сторону тех, кто считает, что плавное розжиг — это хорошо.Моё мнение основывается на моём же печальном опыте общения с разнообразными лампочками, которые обожают перегорать в момент включения. Так же я опираюсь на мнение уважаемых драйвовчан-электронщиков, которые заслужили свою репутацию своими делами. НО! Дабы окончательно определиться с этим вопросом, я поставил плавный розжиг только на одну лампочку. Другая так и останется с мгновенным розжигом. Вот и посмотрю, какая будет работать дольше. А по прошествии многого времени опишу результаты эксперимента.
Увы, но этот эксперимент не может служит основанием для чего-либо. Я например на девятке отъездил 3 года, лампы не менял. На текущей поставил лет 7 назад какие-то самые дешевые, вроде «луч» и до сих пор стоят. О чем это говорит? — ни о чём. Обобщать я уж точно не стану. И кстати, я не являюсь сторонником той или иной теории, я просто написал как есть, согласно физике процессов и закону ома.
Когда нить холодная её сопротивление почти равно нулю.
Подав напряжение (причём любое), согласно закону ома, ток начнёт стремиться к бесконечности. По мере разогрева — увы, но это не мгновенно (инерционность) — сопротивление начнёт увеличиваться, а ток уменьшаться — согласно всё тому же закону ома. В какой-то момент ток уже не сможет из-за определенного сопротивления (номинального) расти и нагревать дальше. И если фазу нагрева нити свести к мгновению в 0 секунд, то нить никогда не перегорит из-за повышенного тока действующего на холодную нить с низким сопротивлением.
Плавный розжиг галогенных ламп — старт 02.09.2016
Всем доброго времени суток!
Снова вместе с вами Кабанчик и я!)))
И снова делимся с вами своими небольшими, но для нас важными доработками!
Сегодня речь пойдёт о плавном розжиге наших галогенных ламп, которые в большинстве случаев горят из-за резкого скачка напряжения (недавно убрал) и быстрого, моментального включения (разгорания)!
Более подробно с причинами и способами решения данной проблемы можно ознакомиться у Сергея klotos в его познавательной записи про лампы накаливания!
Списался с ним и заказал на его сайте вот такие блоки защиты ламп (БЗЛ). Взял сразу четыре штуки: две для ближнего света и две для противотуманок!
Оговорюсь сразу, что это всё происходило ещё по весне, а воплотил в жизнь, точнее в Кабанчика, эту идею только недавно!
Теперь сам процесс!
Ничего нового! Всё тот же родной двор и Кабанчик «пасётся» на лужайке!)))
Снимаем передний бампер, подготавливаем необходимый инструмент и, конечно, сами блоки!
Почему? Потому, что проще! К лампам ближнего света ещё подлезть надо (кто хоть раз менял лампочки, тот знает)!)))
Соблюдение полярности — обязательное условие, но на блоках всё подписано!
Не раздумывая отрезаем колодку и подсоединяем первый блок!
Для лучшего контакта Сергей klotos рекомендует облудить провода и уже потом их вставлять в блок! Но у нас нет гаража и соответственно электричества, потому делаем всё по-старинке!)))
Натягиваем термоусадку и изолируем лишние провода, т.к. среда, где обитают у нас колодки ПТФ самая грязная и небезопасная!
Те же самые действия производим с правой стороной!
С ПТФ закончили! Ура! Первая победа!
Проверяем — работают, во всяком случае светят! Одному включить и посмотреть, как они плавно разжигаются, не получится!)))
Переходим к ближнему свету!
Вот здесь начинается самое интересное!
Попробовал провести операцию по внедрению блоков в фары, не снимая их, но быстро понял бесмысленность своей попытки!)))
Снимаем фару! Кто ни разу не снимал, небольшая мурзилка (левая сторона): два болта сверху, один спереди под фарой и ещё один со стороны крыла также под фарой! Всего — четыре!
Поворачиваем фару, как нам удобно, не снимая и не отсоединяя её! Можно, конечно, снять её полностью, но я не стал делать лишних движений!)))
Также снимаем колодку ближнего света и прозваниваем провода!
Перерезаем и подключаем в разрыв наш блок плавного розжига, соблюдая полярность, вход и выход!
Упаковываем в термоусадку и прячем нашу конструкцию во внутрь фары! Смею вас уверить, что места там предостаточно! Можно 10 таких блоков спрятать!)))
Закрываем крышку ламп ближнего света, проверяем и ставим всё на место!
Проделав такую нехитрую операцию, получаем интересный вид включения ближнего света и ПТФ!
А самое главное — бережём наши лампочки и, соответственно, наши денежки, которые можно будет потратить ещё на что-нибудь вкусненькое для своих любимцев!
Great Wall Hover 2014, двигатель бензиновый 2.4 л., 126 л. с., полный привод, механическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Комментарии 181
В наше время таких реле не было и в помине. Выручали только рукастые парни.
Ну мы русские и не ищем легких путей!
Подскажи пожалуйста, что за производитель этих блоков плавного розжига? На сайте магазина так и не смог найти…
Привет, Павел!
Это наш клубень — Сергей klotos
Вот его сайт
Напиши ему в личку, он тебе расскажет и покажет, что это такое. К тому же, у него есть еще много очень вкусных примочек)))
У них не обновляется блог 🙁
Блог на Драйве — да, но сайт есть и сам Сергей жив живехонек!
Обратись к нему напрямую, он тебе все объяснит.
Антонина, спасибо большое за внимательность и теплые слова!
По поводу имени Кабанчика всё просто до банального!))) Происходит от название нашей модели — Ховер. Кто-то ласково называет машинку Ховрентий или Хрюша. Хрюшей мы быть не захотели, поэтому стали носить гордое имя одного из предков данного вида млекопитающих!))) А так так, на тот момент (четыре года назад) мы были полный сток, маленькие и молоденькие совсем (всего несколько месяцев от конвейера), поэтому стали сначала маленьким Кабанчиком!
Многие говорят, что мы сейчас уже перешли к следующей стадии нашего развития — Кабан, но у меня язык не поворачивается назвать его Кабаном!
Да и ребята уже привыкли! Спроси любого, кто такой Кабанчик на Драйве, большинство укажут на нас!)))
Хорошие галогеновые автолампы могут стоить более 1 тысячи рублей. Обидно будет, если они быстро перегорят. Чтобы продлить их срок службы достаточно реализовать их плавный розжиг. Ведь лампы накаливания чаще всего перегорают в момент включения. Доработать конструкцию можно своими руками двумя различными способами.
Реле защиты автомобильных галогенных ламп
Реле предназначено для плавного розжига и гашения галогенных ламп, применяемых в противотуманных фарах и фарах ближнего света автомобилей. Плавный розжиг спирали позволяет продлить срок службы лампы и уменьшить пусковые токовые нагрузки на контакты переключателей и реле.
Реле выполнено в размере корпуса стандартного реле и может устанавливаться на большинство отечественных автомобилей вместо реле ближнего света или противотуманных фар.
Перед установкой реле в монтажный блок на место штатного, обязательно убедитесь, что сигналы на контактах монтажного блока соответствуют назначению контактов реле.
Внешний вид реле и схема подключения представлены на рисунке 1.
Если добавить диод как на схеме и подключить его к активатору замка водительской двери (к выводу, на котором появляется плюс при открывании), то при открывании замка ближний свет или противотуманные фары будут плавно загораться, а через две секунды плавно гаснуть.
Модули плавного розжига ламп ближнего света
Модуль предназначен для плавного розжига галогенных ламп с цоколем H7, применяемых в фарах ближнего света автомобилей Lada Vesta, XRAY, Kalina, Priora, Niva (Chevrolet) и других.
Плавный розжиг спирали позволяет продлить срок службы лампы и уменьшить пусковые токовые нагрузки на контакты переключателей и реле.
Для установки необходимо:
А вы будете дорабатывать свой автомобиль подобным образом? Какой способ вам больше подходит?
Поделки своими руками для автолюбителей
Плавный розжиг галогеновых ламп или как продлить их срок службы
Данная поделка служит хорошим дополнением к автоэлектрики автомобиля, а именно продлеваем жизнь галогеновых ламп в фарах, схема состоит всего из двух деталей.
В данном случаи будем делать для галогеновых ламп, хотя это устройство можно использовать и для другой нагрузки, чтобы плавно её включать.
Устройство собрано на термисторе и реле, схема приведена ниже.
В любой галогеновой лампе имеется нить накала или спираль, которая собственно и светит при подаче на неё напряжения.
У этой спирали имеется сопротивление, которое изменяется от температуры, то есть в выключенном, холодном состоянии сопротивление стремится к нулю. При включении лампы сопротивление начинает нарастать симметрично нагреву спирали и именно в эти доли секунды больше всего случаев, когда перегорает нить накала. А представьте как ей (нити накала) приходится зимой.
Вот чтобы этого не происходило, а нить накала постепенно разогревалась мы и сделаем сегодняшнюю поделку, то есть мы ограничим пусковой ток при включении, тем самым лампа будет постепенно набирать свою яркость в течение нескольких секунд.
В этом нам поможет такая деталь как термистор.
На рисунке термистор NTC — это значит термистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Сопротивление этого термистора 10 ом. Реле взято простое, 12-вольтовое на 15 Ампер.
Итак, как это работает. Когда мы подаём питание термистор начинает нагреваться, при нагреве у него сопротивление начинает падать, а ток проходящий через термистор начинает постепенно расти. В итоге ток проходит по лампе и лампа постепенно начинает светить, когда лампа доходит до пика термистор всё равно продолжит нагреваться и вот чтобы его отключить от схемы вступает в работу реле, катушка реле срабатывает, контакты замыкаются и отключают термистор из схемы. В итоге остаётся работать только нить накала лампы и реле.
У меня лампа 55 ватт и напряжение 12 вольт — это значит, ток, который будет по ней проходить равен 5 амперам, значит и контакты реле должны быть рассчитаны на ток не ниже 5 ампер.
Диаметр у моего термистора 21мм, даташит я на него не нашёл, но он должен выдерживать ток до 16 ампер.
На видео смотрим на лампу, вначале она будет набирать яркость и потом сработает реле, исключая термистор из схемы.
Ну и куда без Закона Ома
Падение напряжения на сопротивлении при включенной лампе составило 1.0 В сила тока в цепи соответственно равна 1/0,22=4.54 А
В отоге получаем в момент включения лампы максимальное падение напряжения на сопротивлении 1.3 в что равно 1.3/0.22=5.9А
То есть максимальный ток при включении лампы равен 5.9 А при номинальном токе 4.5 А
разница в 1.4 А 30% не думаю что может существенно повлиять на ресурс лампы тем более что этот ток длиться 500 мкс а это 0,0005 сек
Лада Приора Седан 2011, двигатель бензиновый 1.6 л., 98 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Комментарии 76
В автомобиле лампы запитаны через провода разъёмы которые имеют свое сопротивление, на которых и происходит падение напряжения в момент включения
Офигеть, где ж вы были когда я в универе проходил переходные процессы(ПП)?! Я б преподу сказал, что он не прав, надо просто по закону Ома посчитать пусковой ток от сопротивления и напряжения! Да мне б нобелевку дали!
Ох уж эти глупые учёные и инженера фигнёй зря страдают, голову ломают почему трансформаторы горят, выключатели взрываются, разъединители в пыль разрывает! Это ж не переходные процессы, в которых токи многократно увеличиваются (по роду работы и специальности даже десятки тысяч ампер при номинальных до 1000А — это нормально), а наверное просто волшебный китайский дым!)))))
На ваших «графиках» видно в начале скачёк — это весь усреднённый ПП что по току, что по напруге, дальше уже идёт отклик источника питания — просадка напряжения и соответствующее падение тока, потом восстановление и т.д. Начальный ток в ПП настолько бешенный и настолько кратковременный, что в реальности мало приборов, которые его могут зарегистрировать, в основном идёт расчёт.
Цель всех плавных розжигов не исключить влияние ПП на долговечность лампы, а снизить его пагубное влияние. Особое внимание уделять надо плавному розжигу с ШИМ — там на выходе обязательно сглаживающий конденсатор обязан быть, а иначе грошь цена такому розжигу — каждый импульс ШИМ — отдельно взятый ПП))).
Я так понял, сеанс разоблачения уже прошел?
Не вдаваясь в тонкости теории, перейду сразу к практике. НА моей старой ласточке, которая с 85 года на сегодня пробежала без малого 600 тыс- за все время эксплуатации было поменяно 5 комплектов галогенок.
С 85 года по 91-й сгорело два комплекта Осрамовских ламп. Причем, повреждались как ближние так и дальние спирали. В 91-м, или 92-м собрал простецкую схему на одном биполярном КТ 815, танталовом кондере, пара резистров, электромагнитное реле от старой противолодочной торпеды, с силовыми контактами и навитый из нихромовой проволоки на керамическом каркасе- мощный резистор, на доли Ома.
Схема проста и отличается от схемы автора. В моем случае мощный резистор включается в разрыв цепи питания галогенок и в момент включения спирали начинают гореть вполнакала, примерно через 0,3-0,5 сек реле времени на КТ815 подает питание на обмотку реле- которое замыкает накоротко мощный резистор, и на галогенки идет полное питание.
С этого момента и до сегоднящнего дня я потерял еще 3 комплекта галогенок, причем один- из-за банальной лени- сгорел КТ815 и я отключил блок защиты. Пока он был в отрубе- сгорели две лампы. Пришлось перепаять транзистор и до сих пор все пашет на ура.
Схема из журнала «За рулем» какого-то дремучего года.
Поддерживаю!
В пересчете на нынешний, 2018 год — один полевик с сопротивлением канала менее 20 мОм заменяет «реле от топеды»и «немного» нихрома.
2 в 1.
Суть остается та же. Помню эту статейку в ЗР
Схема же для одной спирали. Так что два полевика. Торпеда же коммутировала бесконечное кол-во спиралей, в виду наличия толстенных посеребренных контактов… 🙂
Нет! Монтируется в корпус стандартного реле вместо «механической» начинки. На 2 лампы работает без проблем
Сопротивление холодной лампы померяй и не мучайся
резистор 0.22 в качестве шунта не годится., ибо сопротивление лампы порядка 0.4-0.5
Судя по тому, что ваш осциллограф не успевает отследить бросок тока, скорость нагрева чрезвычайно высокая и соответственно разрушительна для спирали.
Судя по тому, что ваш осциллограф не успевает отследить бросок тока, скорость нагрева чрезвычайно высокая и соответственно разрушительна для спирали.
Время нарастания тока за 500 мкс переваливает! А нагрузка совсем не индуктивная 🙂
Куда уж успеть!