Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Начало плоского днища и финал Time Attack 2013

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Увы, но вместо того, чтобы постепенно улучшать Калинку к концу сезона, я едва могу поддерживать её в нынешнем состоянии. А тут ещё авария спутала все планы…

Но одну доработку я всё же сделал, хоть и частично. Плоское днище не только оптимизирует воздушные потоки под авто, но и является дополнительной шумоизоляцией и защитой кузова от пескоструя. Переднюю его часть (вместо штатного пыльника мотора) я сделал уже давно, но не выкладывал, ибо конструкция была «сырая».

Но сейчас передок готов:

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Материал — белый пластик толщиной порядка 4 мм, который применяется в рекламных материалах. Очень упругий и прочный, но главное — отлично формуется промышленным феном! Так как пластик б/у, то сверху он оклеен рекламной плёнкой, снимать пока не стал.

Сам лист имеет дополнительное ребро жёсткости внутри из такого же пластика бОльшей толщины, крепление на клей и саморезы.

В переднем бампере крепления очень простые — изнутри приклёпаны стальные пластинки. На выступающих частях закреплены стандартные металлические скобы. Пластик кладётся на пластину (получается заподлицо с бампером), после чего в него вворачивается саморез. Саморез за счёт скобки притягивает пластик. Таким образом, лист крепится к бамперу в 8 точках.

Сзади ещё проще. Я вырезал из металлической пластины крепления, попутно являющиеся проставками подстабилизатор поперечной устойчивости:

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Теперь выхлоп вообще не долбит о стаб. Задние точки крепления предназначены для будущих средних секций днища.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Также я использовал штатный крепёж на распорке рычагов подвески. В этом месте пластик выгнуло вниз из-за жара от выхлопа, так что крепёж просто необходим. Плюс пришлось вырезать проём в пластике под выхлопом, чтобы снизить нагрев.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

В общем, общая суть вам наверное ясна, но окончательно всё расскажу только после полной установки всего днища.

Главное, что на треке только передняя секция не даёт никакого преимущества. Калинка едет так же уныло. А уж на последнем этапе ТА это ощущалось особенно сильно. И как всегда, я оказался не готов к этапу:
1. Хотел одолжить на пробу бодрые 15″ колёса, но ни у кого их не было.
2. Вперёд просятся проставки по 10 мм толщиной — опять же ни у кого не было, а платить за них 2 тыщи пока возможности нет.
3. Резина работает только внешней боковиной — нужно ещё увеличить развал спереди. Растачивать отверстия в стойках не было времени, поэтому «сход-развал» тоже отменился.
4. Наконец, самый облом — на нашем Лукойле не было 98 бенза, на котором мотор действительно тянет бодрее.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

После регистрации начал перекидывать колёса, и тут возникла новая беда — чем мерить давление? Мой насос относительно точен, но временно сдох, советский манометр всё же врёт. Юра FazerX даёт свой хороший насос, показания кажутся довольно точными. Потом я вспоминаю, что у тов. cold257 есть неплохой манометр. Беру этот манометр, мерю и офигеваю окончательно. Манометр показывает 1,5, хотя насос Юры показывал 1,8 — оптимум. Подкачиваю передок до 1,8, зад до 2.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Выезжаем с тов. FazerX на тренировку. Я традиционно для этого сезона мажу траектории, плюс трафик, а ещё свежие колодки тормозят очень нестабильно. В сложном втором повороте из-за этого впервые вынесло за пределы трассы всеми колёсами. Резина по ощущениям плывёт и не держит. Время унылейшее, порядка 2.09, правда, не было ни одного «чистого» круга.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

В целом получилось неплохо по ощущениям, но время — всего лишь 2.01.3хх. Не хватает динамики, на 4 передаче Калинка практически перестаёт разгоняться…

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Вторую сессию откатал получше, но всё равно уныло — 2.00.6хх — это 7 место в классе. А лидеры уже едут 1.55.хх…

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

На днях решу, что делать дальше — или начать ремонт после ДТП, или наконец настроить Калинку под эти шины, просто выполнив часть пунктов из середины записи.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

З.Ы. Спасибо тов. FazerX за фотки со смартфона! Я как всегда взял с собой фотик, но так к нему и не притронулся))

Источник

Аэродинамика часть.1

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Столкновение с воздухом: аэродинамика автомобиля
Существует масса разных способов заставить автомобиль ехать быстрее — поднять мощность мотора, залить бензин с более высоким октановым числом, включить «овердрайв» на автомате или, наконец, научится переключать передачи на механике в «спортивном» режиме. Кто бы мог подумать, что установка качественного аэродинамического обвеса, удаление с кузова всевозможных дополнительных фар, зеркал, «мухобойников», и даже банальное закрытие окон может оказать не меньший эффект.
Для начала, давайте разберемся с тем, каким образом действует набегающий воздушный поток на автомобиль во время его движения. Всего существуют два типа аэродинамического сопротивления — сопротивление трения воздуха и сопротивление давления. В общем случае, на автомобиль действует в основном сила трения давления — именно она оказывает львинную долю влияния на результирующий коэффициент аэродинамики автомобиля.

Не один супекомпьютер в мире не сможет посчитать вам точный коэффицент аэродинамики автомобиля. Дело в том, что область в которой возникает интересующее нас сопротивление давления — это зона отрыва набегающего потока от плоскости и следующий за этим отрывом вихревой след. Посчитать сопротивление давления в таком турбулентном потоке на данный момент невозможно.
Так как аэродинамическое сопротивление не поддается расчету, то были предприняты попытки каталогизировать его в зависимости от основных параметров формы. Можно сказать, что эти усилия до сегодняшнего дня безуспешны.
Именно поэтому уважающие себя производители вынуждены проводить дорогостоящие испытания автомобилей в аэродинамических трубах, причем только в натуральную величину. Воздушный поток обтекающий автомобиль неизбежно сталкивается с провалами, неровностями и стыками поверхностей. В том случае, если вслед за отрывом поток снова прилегает к поверхности, в промежутке возникают вихри.

Такие вихри могут возникать в следующих местах: на передней кромке капота; сбоку на крыльях; в зоне, образованной пересечением капота и ветрового стекла; на переднем спойлере и, возможно, в зоне излома при ступенчатой форме задней части автомобиля. Вихревой след за задней кромкой кузова является основным. Возникающая циркуляция воздуха в общем случае носит двухмерный характер, другими словами, вихри не хаотично «бурлят», а движутся вокруг оси параллельной задней кромке автомобиля или перпендикулярно набегающему потоку.Нижний вихрь вращается в направлении против часовой стрелки; именно он переносит частицы грязи на обратную сторону автомобиля. Верхний вихрь вращается в противоположную сторону, т.е. по часовой стрелке.

По этой причине, задняя дверь хэтчбека или универсала загрязняется гораздо больше задней части седана или купе — большая равномерная площадь за линией отрыва создает гораздо более сильные вихревые потоки, которые поднимают грязь с поверхности. Величина вихревых потоков результирует на общую аэродинамику автомобиля. Так как набегающему воздуху приходится проходить прямо над вихрями, образованными нижним слоем, это увеличивает силу трения и, соответственно, коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля.
Английское слово спойлер можно было бы дословно перевести как «портитель». Будучи установленным на верхнюю кромку пятой двери, он разделяет набегающий поток на две части — большая часть уходит в пространство не инициируя вихрей, а меньшая «подныривает» под спойлер, создавая минимальный уровень турбулентности и улучшая аэродинамику автомобиля.

Как уже говорилось ранее, в основном, аэродинамическое сопротивление автомобиля — это сопротивление давления. Чем больше поверхностей автомобиля находятся перпендикулярно к направлению набегающего воздушного потока — тем больше коэффициент лобового аэродинамического сопротивления — Cx.
Что делают производители автомобилей чтобы уменьшить Cx? Ответ напрашивается сам собой — они уменьшают поперечное сечение автомобиля настолько, насколько позволяют утвержденные для конкретного автомобиля размеры и/или улучшают его форму. Среднестатистический коэффициент лобового сопротивления для автомобиля равен 0.37-0.34. За отправную точку в расчете берется сопротивление давления для круглой пластины, естественно — перпендикулярной потоку, он равен 1(позднее выяснилось, что из-за турбулентности потоков за кромкой и, соотвественно, возникновением сопротивления трения он равен 1.2).
Проработка аэродинамики некоторых моделей автомобилей настолько высока, что их Cx может быть намного меньше — к примеру, для нынешней модели Audi A8 он составляет всего 0.27, а у Lexus LS 460 и вовсе рекордный для серийных четырехдверных седанов — 0.26.

Логично предположить, что аэродинамика суперкаров еще более совершенна. Однако это не совсем так. В качестве наглядного примера можно взять последний Porsche 911 Turbo серии 997. Его коэффициент равен 0.31. Много? Инженеры компании просто счастливы что им удалось добиться таких низких показателей и гордятся этим.Все дело в том, что в отличие от обычных автомобилей двигатель среднестатического суперкара нужно охлаждать гораздо большими объемами воздуха. Однако эти объемы, как это ни странно не берутся из…да, да его самого. Дополнительные кубометры поступают в моторный отсек из крупных дополнительных радиаторов, которые(правильно!) весьма существенно увеличивают поперечное сечение автомобиля и как результат — Cx. Тот же эффект оказывают и широкие крылья вкупе с огромными шинами и заднее антикрыло. У лучших образцов суперкаростроения коэффициент Cx доходит до 0.40-0.42(!) Именно такие цифры демонстрирует известный всем Bugatti Veyron.
Однако, бывают и исключения. К примеру специалистам, работавшим над аэродинамикой нового Nissan GT-R удалось добиться коэфициента 0.27 — и это при том, что даже на высокой скорости автомобиль прижимается к дороге и передней и задней осью, а интеркулер турбины достаточно охлаждается набегающим воздушным потоком. Именнл благодаря оптимизации аэродинамики, по заявлениям конструкторов, им удалось добится тех потрясающих результатов на трассе Нюбургринг — всемирно известном «бенчамарке» для спортивных машин.
А что дает маленькое поперечное сечение и проработанная форма обычным автомобилям, не ставящим рекорды? Ответ прост и очевиден — топливную экономичность. Инженеры ведущих автомобильных фирм бьются над созданием рекордно экономичных автомобилей, которые без труда вписаться в ужесточающиеся экологические нормы и привлечь сотни тысяч покупателей не желающих выбрасывать деньги в трубу. К примеру, разработанный компанией Volkswagen для покорения «литрового» рубежа расхода на 100 км прототип VW 1-L обладает Cx равным 0.153. В будущем, такие автомобили получат широкое распространение, а пока можно воспользоваться более «народными» способами улучшение аэродинамики.
Воспользуемся приведенными выши базовыми принципами аэродинамической инженерии. Во-первых, можно попробовать уменьшить поперечное сечение. Дополнительные зеркала, «мухобойники», корпусные противотуманки, многочисленные антены, брызговики — убираем все это и гарантированно получаем лишний литр на 100 км/пути при скорости в 150 км/ч. Не помешает и умеренное открытие окон, ведь забегающие в салон на большой скорости воздушные потоки создают лишние вихри, на которые наталкиваются последующая «порция» потока.

Источник

Аэродинамическая проработка днища: зачем она нужна? (6 ФОТО)

Многие могут подумать, что этот параметр важен только на гоночных авто, но на самом деле он имеет более важное значение именно на серийных машинах.Всем известно, что такое прижЫмная сила. От нее зависит устойчивость автомобиля и то, насколько правильно организован поток воздуха под днищем автомобиля — сила его «прилипания» к дороге. То есть если воздух под автомобилем не задержЫвается, а протекает быстро, то возникающее там пониженное давление будет прижЫмать автомобиль к дорожному полотну…

Особенно это важно именно для обычных автомобилей! Дело в том, что у гоночных машин, которые соревнуются на качественных, ровных покрытиях, можно установить настолько малый клиренс, что начнет проявляться эффект «земной подушки», при котором прижимная сила увеличивается, а лобовое сопротивление уменьшается. Для нормальных автомобилей низкий дорожный просвет неприемлем. Поэтому конструкторы в последнее время стараются как можно больше сгладить днище автомобиля, закрыть щитками такие неровные элементы, как выхлопные трубы, рычаги подвески и т. д. Кстати, колесные ниши оказывают очень большое влияние на аэродинамику автомобиля. Неправильно спроектированные ниши могут создавать дополнительную подъемную силу. Поэтому «раздувать» арки самостоятельно можно, вот только потом не надо удивляться, почему машинка больше «кушает» или даже хуже едет.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

В идеале, панели защиты под днищем машины должны повторять контуры самого днища, как это сделано, например, в Audi Q5. Но, как ни странно, лишь четверть «наружного» сопротивления кузова дает качество поверхности — гладкость краски, стыки, неизбежно выступающие детали вроде номерных знаков и антенн. В целом, на «внешнюю» аэродинамику автомобиля приходится всего около 40% суммарного сопротивления воздуха. Треть дают колеса и колесные ниши, 20% — днище кузова и 10% — внутренние потоки (охлаждение двигателя, вентиляция салона).

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Серьезное исследование «аэродинамики днища» — задача очень непростая. Кстати, те же специалисты производителей спорткаров, имеющие огромный опыт в области аэродинамической доводки автомобилей, не стесняются периодически обращаться за помощью к экспертам аэрокосмической области…

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Volvo Car Corporation является первым автопроизводителем, в арсенале которого имеется аэродинамическая труба, полностью имитирующая поток воздуха вокруг и под днищем автомобиля, учитывая вращение колес на ровном дорожном покрытии.«Мы инвестировали 20 млн евро, но уже сегодня наши средства быстро окупаются», — рассказывает Тим Уокер (Tim Walker), эксперт Volvo Cars по аэродинамике.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

По данным Volvo, правильная аэродинамика днища способна сэкономить 0,1 литра топлива на 100 км. На первый взгляд, немного. НО! Если взять во внимание, что автомобиль в среднем проезжает 15 000 км в год, экономия составит около 45 л топлива. Плюс — сократищения выбросов CO2 на 3 г из расчета пробега на 1 км.

И так, для общего развития — технический характеристики аэродинамической трубы Volvo:

Характеристики новой аэродинамической трубы:

Мощность вентилятора: 5 МВт (6 800 л. с.)

Размер вентилятора (диаметр): 8,15

Тип вентилятора: из углеволокна, 9 лопастей

Скорость ветра: 250 км/ч

Погрешность скорости ветра: +/- 0,05 м/с

Перемещаемое основание: 2-72,22 м/с (260 км/ч)

Размеры испытательного участка: длина 15,8 м, ширина 6,6 м, высота 4,1 м

Поворотная платформа (диаметр): 6,6 м

Угол рыскания при испытаниях: +/- 30 градусов

Максимальная нагрузка на балансир: 3000 кг

Максимальная нагрузка на колесо: 1000 кг

Чувствительность балансира: +/- 30 г

via Авторевю, Volvocars, Ulan-Ude

Подписывайся на наш Telegram (там информация появляется быстрее, чем на сайте), не забывай про наш Инстаграм (там частенько то, чего нет ни на сайте, ни в Телеграме). Ну и конечно, подпишись в Facebook, если ты всё еще пользуешься им, конечно.

Источник

Аэродинамика подднищевой зоны автомобиля

Характер течения воздушного потока в подднищевой зоне колесного транспорта в значительной мере влияет на его аэродинамические характеристики. По нашим данным, которые корреспондируются с технической информацией в литературных источниках, доля аэродинамических потерь в подднищевой зоне магистрального автопоезда составляет 15-20% от его общего аэродинамического сопротивления. Достаточно велико влияние течения потока в подднищевой зоне на действующую на транспортное средство подъемную силу. Наличие на днище кузова значительного количества элементов ходовой части и трансмиссии, а также присутствие колес приводит к большому загромождению подднищевой зоны. В результате протекающий в ней воздушный поток тормозится. Дополнительным фактором, способствующим уменьшению скорости потока в подднищевой зоне по мере его приближения к кормовой части кузова, является образование на днище пограничного слоя. На рис. 5.5 показаны схемы обтекания крыши и днища, а также схемы образования пограничного слоя на днище легкового автомобиля. Характерной особенностью формирования пограничного слоя является его утолщение по длине днища. Это явление наблюдается при обтекании плоской пластины, его проявление заметно у автомобилей с плоским днищем |34J.

Степень торможения потока в подднищевой зоне автомобиля зависит в основном от следующих факторов:

— толщины и структуры пограничного слоя на днище;

— степени шероховатости днища;

— величины дорожного просвета;

— наличия и величины диффузорности днища;

— углов установки управляемых колес;

— длины и ширины автомобиля.

Для достижения наименьших потерь в подднищевой зоне надо стремиться к возможно плоскому днищу и меньшей толщине пограничного слоя, а также к сдуванию последнего с поверхности днища.

В отличие от перемещающихся в воздушном потоке летательных аппаратов, характер взаимодействия автомобиля с воздушной средой в значительной мере подвержен влиянию дороги, выполняющей роль своеобразного аэродинамического экрана. При натекании на автомобиль воздушного потока часть его попадает в подднищсвую зону, где взаимодействует с днищем, элементами ходовой части и трансмиссии, колесами. В результате образования на днище пограничного слоя, сопротивления элементов ходовой части и трансмиссии, а также колес происходит торможение потока с соответствующим увеличением давления на днище кузова и аэродинамического сопротивления подднищевой зоны.

Аэродинамическое сопротивление подднищевой зоны складывается из сопротивления трения шероховатого днища и конструктивных элементов на нем, сопротивления трения воздуха о воздух, индуктивного сопротивления и сопротивления колес.

Одним из способов снижения аэродинамических потерь в подднищевой зоне является уменьшение индуктивного сопротивления. Это может быть достигнуто за счет уменьшения степени торможения потока под автомобилем путем установки нижнего обтекателя днища с отверстием для выброса воздуха из подкапотного пространства на днище. Такой щелевой выброс струйного течения воздуха с соответствующей скоростью V„„ из подкапотного пространства обеспечивает сдув пограничного слоя с днища. При этом эффективность мероприятия зависит от величины V„,„ определяемой проходным сечением отверстия в подкапотном днище.

Для определения оптимального проходного сечения отверстия в подкапотном днище и степени снижения аэродинамического сопротивления за счет его установки запишем уравнение Бернулли для средней (по длине модели автомобиля) части подднищевой зоны, где наблюдается установившаяся скорость потока у днищаПлоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики(5.3)

гдеПлоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики— скоростной напор под днищем модели автомобиля;

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

трубе;Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики— скорость движения автомобиля и натекания

невозмущенного потока;Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики— эпюры скорости протекания потока

Источник

Аэродинамика. Часть 1. Прижимная и подъемная силы.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Аэродинамика. Часть 1. Подъемная сила

Итак, продолжу серию постов про аэродинамику и ее использование в автомобиле.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Каждый когда-нибудь видел, как болиды формулы 1, проносясь мимо оператора с камерой, во время дождевых гонок поднимают за собой красивые шлейфы водяного тумана. Как один болид «вешается на хвост» другому, а потом совершает резкий маневр и через несколько секунд оказывается впереди него. Как без всякой видимой причины во время ралли отрываются спойлеры и антикрылья — в эти моменты все вспоминают про аэродинамику.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Аэродинамика, как магия, наука о воздухе — о том, что скрыто от человеческого глаза, но в тоже время таит в себе большую силу. Она многолика, так как воздух окружает нас повсюду. Благодаря аэродинамике летают самолеты, а лыжники с максимальной скоростью несутся по склону горы, приняв наилучшее положение для обтекания. Но в контексте драйв2 область наших интересов в аэродинамике ограничивается автомобилями — о них и поговорим)
Все слышали про Джереми Кларксона, (в прошлом одного из ведущих TopGear`а и на мой взгляд лучшего автомобильного журналиста), но мало кто слышал про Эдриана Ньюи, который учился в старших классах вместе с Джереми. А между тем, Эдриан Ньюи — гениальный инженер-конструктор, один из самых успешных в истории мирового автоспорта! Болиды, сконструированные под его руководством для разных команд, три раза побеждали в знаменитой гонке Индианаполис-500, в гонках Формулы-1 принесли победу в 150 Гран-при, 10 чемпионских титулов и 10 Кубков Конструкторов. Его по праву считают гением аэродинамики, практически волшебником. Посмотрите на любое из его творений и представьте, как оно врезается в стену воздуха, как своими грациозными обводами направляет поток именно туда, куда нужно.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Работа аэродинамика в чем-то напоминает работу скульптора — нужно убрать все лишнее и оставить самую суть. Посмотрите на простую каплю дождя. Это и есть идеальная форма, созданная самим воздухом. Именно так он хочет обтекать движущееся в нем тело.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Задача специалистов по аэродинамике создать такую форму, которую воздуху будет удобно обтекать, и, обтекая которую, он принесет максимум пользы. Давайте вернемся к кузову автомобиля и разберемся в том, как на него воздействует набегающий поток воздуха. Хотя по своей сути набегающий поток, это своего рода условность. Потому что на самом деле автомобиль «набегает» на неподвижный воздух. Но такую систему координат неудобно рассматривать и анализировать, поэтому свяжем ее с автомобилем. В этом случае воздух будет двигаться относительно неподвижного автомобиля.
Прежде чем рассматривать взаимодействие автомобиля с потоком, необходимо ознакомиться с некоторыми основами аэродинамики, которые понадобятся нам в дальнейшем.

В аэродинамике великое множество различных формул, уравнений/зависимостей и законов. Целью данного повествования является общее ознакомление с аэродинамикой, поэтому я не буду вдаваться в это поражающее своим разнообразием обилие символов и чисел, рассмотрим только два из основных законов.
Первый мы видим каждый день. Представьте себе кран. Обыкновенный кран в ванной комнате или на кухне, из которого спокойно вытекает струя воды. Давайте взглянем на нее повнимательнее. Что мы видим? Она сужается! На самом деле все очень просто — каждая «частичка» воды, находится под действием гравитации. Значит на каждую частицу действует ускорение свободного падения, и каждая частица по мере удаления от крана падает все быстрее. Если взять и мысленно рассечь струю у самого крана и на некотором удалении от него, то мы увидим, что через полученные сечения будут двигаться частицы воды: у крана — с малой скоростью, а на отдалении — с большей. Если площадь сечений будет постоянной, то через более удаленное сечение в единицу времени будет проходить больше жидкости, чем через менее удаленное. Но откуда она возьмется, если кран у нас один и напор воды в нем постоянный? Поэтому площадь поперечного сечения струи уменьшается с ростом скорости течения и через каждое сечение проходит одно и то же количество жидкости.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Этот простой пример отражает смысл уравнения неразрывности: чем меньше площадь сечения, через которое течет жидкость, тем больше ее скорость. А причем здесь воздух, спросите вы? Оказывается, у жидкостей и газов много общего, и поведение газа при небольших скоростях во многом повторяет поведение жидкости. Поэтому уравнение неразрывности распространяется и для газовых течений. Главное, чтобы скорости не были очень большими, поскольку в этом случае газ можно считать почти несжимаемым. При больших скоростях газ начинает сжиматься. Например, на сверхзвуке уменьшение площади сечения приведет к появлению пульсаций уплотнения и снижению скорости. Но поскольку мы не рассматриваем автомобили-ракеты, пронзающие воздух на соляных озерах в погоне за очередным земным рекордом скорости, поскольку даже безумно быстрый Bugatti Veyron в два с лишним раза медленнее скорости звука, мы смело можем брать на вооружение уравнение неразрывности.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Второе уравнение называется уравнением Бернулли и говорит о законе сохранения энергии, выраженном через давления. Давление бывает полным, статическим и динамическим. Полное давление как раз и складывается из статического и динамического давлений:

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Статическое давление не зависит от скорости. То есть в движущемся с некоторой скоростью потоке для того, чтобы замерить статическое давление, необходимо двигаться со скоростью потока. В этом случае скорость потока относительно измерительного устройства (манометра) будет равно нулю.
Динамическое давление, напротив, зависит от скорости. Причем, что очень важно, не просто от скорости, а от квадрата скорости. Представьте себе неподвижный газ, находящийся в некотором объеме. Элементарные частицы газа хаотично перемещаются на микроуровне (броуновское движение). При этом они сталкиваются друг с другом и со стенками резервуара, в котором газ находится. Вот эти вот удары о стенки сосуда и создают давление. В данном случае это будет статическое давление, которое равно полному. Другими словами – динамическая составляющая давления отсутствует. Теперь если заставить этот же газ течь по трубе с какой-либо отличной от нуля скоростью, то часть энергии элементарных частиц уйдет на движение газа на макроуровне (перемещение больших объемов). А на удары о стенки трубы, по которой движется газ, у элементарных частиц останется меньше энергии. Поэтому статическое давление уменьшится по сравнению с первым случаем на величину динамической составляющей. В принципе этот пример и иллюстрирует уравнение Бернулли.

Воздействие набегающего на автомобиль потока воздуха сводят к аэродинамическим силам. В контексте этого поста нас будут интересовать сила лобового сопротивления, направленная в сторону, противоположную движению автомобиля, и подъемная сила, перпендикулярная плоскости, в которой движется автомобиль, снизу вверх (отрицательная подъемная сила называется прижимной и направлена сверху вниз).

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Аэродинамические силы вычисляются по формулам:

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Всем, кто учился в школе, известно из курса физики, что сила – это произведение давления на площадь. Но форма автомобиля достаточно сложна и на практике довольно трудно определить, на какую именно площадь какое давление действует. Поэтому берут уже знакомую нам динамическую составляющую давления (которая на вышеприведенных формулах выделена фиолетовым цветом, её еще называют скоростным напором) и умножают на некоторую характерную площадь, например на площадь поперечного сечения — так называемое миделевое сечение — (от нидерл. middel, буквально — средний, середина). А все особенности и нюансы учитывает одно число — аэродинамический коэффициент, который обозначается Сх или Су. Другими словами — это коэффициент незнания. Вычислить его теоретически очень сложно, а единственный достоверный метод определения — продувки в аэродинамической трубе или компьютерное моделирование.

Итак, вернёмся к кузову автомобиля и рассмотрим, каким образом формируется подъемная (или прижимная) сила.
Встретившись с автомобилем, набегающий поток воздуха разделяется. Одна часть потока уходит вниз, под днище автомобиля, а другая обтекает его сверху. Рассмотрим сначала поток, устремившийся под автомобиль. Все, что связано с движением потока под автомобилем так или иначе связано с английским словосочетанием «граунд-эффект» (эффект земли). А смысл граунд-эффекта объясняется при помощи уравнения Бернулли. Представьте себе крыло дозвукового самолета. Основная его особенность заключается в том, что профиль (сечение) этого крыла несимметричен, и поток над крылом должен пройти больший путь, чем поток под крылом. Таким образом, поток над крылом разгоняется, а это, согласно уравнению Бернулли, приводит к уменьшению статического давления. Разница между давлением под крылом и над крылом приводит к появлению подъемной силы. Но если взять и перевернуть это крыло, то подъемная сила превратится в прижимную.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

В этом и заключается граунд-эффект: если спрофилировать днище особым образом, то поток под автомобилем будет разгоняться, что приведет к формированию зоны с пониженным давлением.Сделать днище такой формы, чтобы оно повторяло профиль дозвукового крыла достаточно проблематично, поскольку при проектировании спортивного автомобиля все не сводится к одной аэродинамике: необходимо как можно ниже опустить центр масс, обеспечить наилучшую развесовку по осям, оптимально разместить элементы подвески, трансмиссии и т.д. Кроме того, появление зоны с низким давлением под днищем неминуемо вызовет эффект пылесоса: воздух из зоны с высоким давлением устремится в зону с низким давлением, поэтому для предотвращения этого необходимо использовать боковые юбки, мешающие подсосу воздуха по бокам. Кстати, на спортивных автомобилях разряжение от действия граунд-эффекта настолько велико, что способно открыть чугунный канализационный люк, над которым проносится автомобиль.

Как видно, граунд-эффект требует выполнения множества условий одновременно. Реализовать их все пытались в Формуле 1 в конце 70-х – начале 80-х. Для болидов тех времен характерны минимальный клиренс, профилированное дно, боковые юбки. Тогда же на этапе гран-при первый и последний раз появилось легендарное творение великого хитреца из ЮАР Гордона Мюррея — болид Brabham BT46B, прозванный гоночным пылесосом. На нем был установлен вентилятор в задний части, служащий якобы для охлаждения двигателя. Во всяком случае, так обосновывалось его наличие с точки зрения согласования с техническим регламентом. Но на самом деле этот вентилятор откачивал воздух из под болида. Это давало колоссальное преимущество и позволило пилоту Ники Лауде одержать уверенную победу в дебютной для этого гоночного пылесоса гонке. После этого на команду обрушилась лавина протестов и дальновидный Берни Эклстоун, руководивший Brabham в те времена, снял машину с соревнований, дабы не портить себе репутацию.
Вот как это выглядело сзади:

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Кстати, на заре Формулы 1 было очень много интересных, а порой и абсурдных инженерных решений, пожалуй, они стоят упоминания в отдельном посте. В среду/четверг напишу об этом отдельную статью, первые шаги аэродинамики в автоспорте — это действительно очень забавно))

Так вот, благодаря граунд-эффекту болиды с одной стороны действительно стали чудесным образом «прилипать» к трассе. Но с другой – его применение оказалось небезопасным, поскольку стоило автомобилю подскочить на кочке, как под него сразу устремлялся воздух из областей с большим давлением, прижимная сила мгновенно падала, и болид терял устойчивость. А если происходил контакт или по каким-то другим причинам разрушались юбки, то эффективность граунд-эффекта падала на порядки. Опасность заключалась еще и в том, что значительно возросли скорости и перегрузки, особенно в поворотах, и любая потеря прижимной силы вела к опасной ситуации. Поэтому руководством Формулы 1 использование граунд-эффекта было запрещено. Но это совсем не означает, что о нем забыли. Запрет лишь положил начало новому раунду борьбы конструкторов с техрегламентом. А основной принцип граунд-эффекта: разгон потока под днищем и создание разряжения, — широко применяется в автоспорте и по сей день.
Если заглянуть под любой среднестатистический автомобиль, то первое, что попадает нам на глаза — это элементы двигателя и трансмиссии, выхлопной и топливной систем, а так же детали подвески. Все они своими выступающими частями тормозят поток, делают течение под днищем вихревым (турбулентным), что приводит к снижению скорости потока и росту статического давления. Поэтому, если заглянуть под спортивный автомобиль, то вы увидите ровное дно с пластиковыми накладками, скрывающими отверстия и выступающие элементы.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Вспоминаем уравнение неразрывности: чтобы увеличить скорость надо уменьшить площадь канала, по которому течет газ. Область между днищем и дорожным полотном является своего рода каналом. Значит надо уменьшить клиренс. У спортивных автомобилей он настолько мал, что зачастую мы видим, как из под дна вырываются искры, образующиеся при соприкосновении его с асфальтом. Кроме того, под автомобиль стараются пускать как можно меньше воздуха. Чем меньше воздуха попадет под дно, тем меньшее давление он сможет создать. Поэтому передний бампер спорткаров украшают массивные спойлеры, отсекающие часть воздуха, стремящегося ворваться под днище автомобиля. Цель ограничить количество воздуха, проникающего под автомобиль, преследуют и юбки по бокам, о которых уже упоминалось выше.

Неотъемлемой частью современных гоночных автомобилей стал диффузор. Диффузор – это вариация на тему профилированного дна. Спрофилировать все дно проблематично, а в ряде гоночных серий это просто запрещено регламентом. Например, в Формуле-1 дно плоское и ступенчатое (дно в области боковых понтонов выше, чем дно в центральной части, где расположена доска скольжения). Казалось бы, реализовать хоть какое-то подобие граунд-эффекта в данной ситуации невозможно. Оказывается, возможно, благодаря использованию диффузора.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Рассмотрим, что происходит в области задней части днища при отсутствии диффузора.
За автомобилем находится зона разряжения. Когда поток, вырывающийся из под днища, начинает взаимодействовать с этой зоной, он резко замедляется. Это можно проиллюстрировать, рассмотрев данный процесс на упрощенном микроуровне элементарных частиц. Когда частицы газа движутся под днищем, они сталкиваются, отскакивают от днища и вновь сталкиваются, передавая тем самым энергию друг другу. Одна частица может потерять энергию, подтолкнув другую, но тут же получит энергию от третьей, та от четвертой и так далее. Таким образом, скорость потока поддерживается на определенном уровне. Когда же днище кончается, частицы не могут отталкиваться от него и часть из них устремляется в зону разряжения за автомобилем. Там взаимодействие между частицами уже не столь интенсивное, как это было под днищем. Поэтому энергия рассеивается, а скорость частиц падает. В том месте, где днище заканчивается, образуется вихревая зона. В этой области поведение потока непредсказуемо, он «не знает», куда ему двигаться: то ли в прежнем направлении, толи в зону с пониженным давлением. В вихревой зоне давление и скорость падают. В результате разгоняемый под днищем поток упирается в вихревую зону и теряет часть своей скорости, ну а последствия уже описывались: падение динамической составляющей давления, рост статической.

Диффузор представляет собой расширяющийся к концу болида участок днища. За счет того, что объем диффузора увеличивается, образуется зона разряжения. А вихри, которые образовывались без диффузора, уменьшаются. То есть диффузор как бы засасывает воздух из под днища и оптимизирует потоки в задней части. У диффузора кроме горизонтальных иногда имеются и вертикальные элементы, «причесывающие» поток и тем самым стабилизирующие его. У современных болидов Формулы 1 порядка 40 % прижимной силы создаётся благодаря работе диффузора.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

С тем, что происходит под автомобилем, мы разобрались. Теперь проследим за другим потоком, который огибает кузов автомобиля сверху. Если представить, что автомобиль движется в некоем канале, то окажется, что площадь этого канала уменьшается. Поэтому скользя по капоту, проносясь над лобовым стеклом, поток ускоряется, а статическое давление падает. Проходя над крышей, поток движется с постоянной скоростью, после чего замедляется в области заднего стекла и багажника. Но, даже несмотря на замедление, скорость потока сверху все равно может оказаться выше, чем скорость потока под автомобилем. Получается некоторое подобие авиационного крыла — за счет разности давлений возникает подъемная сила, и автомобиль «пытается взлететь». Для гражданских автомобилей хорошим результатом является сведение подъемной силы к нулю. Перед конструкторами гоночных болидов стоит более сложная задача: нужно прижать автомобиль к земле, создав прижимную силу. Посмотрим, что для этого придумали инженеры-конструкторы.
Во-первых, не стоит забывать о динамической составляющей давления.
Рассмотрим простой пример: Возьмем тонкую пластинку и направим поток воздуха параллельно плоскости этой пластинки. В этом случае влияние динамической составляющей на поверхность пластинки минимально. Теперь придадим пластинке некоторый угол атаки – угол между потоком и плоскостью пластинки. В авиации принято считать положительным угол атаки, образуемый вращением аэродинамической поверхности по часовой стрелке. Мы же повернем нашу пластинку против часовой стрелки, на отрицательный угол атаки (так называемый угол контратаки). С одной стороны площадь воображаемого канала уменьшится, а скорость потока возрастет. Это приведет к падению статического давления. Но наша пластина не полетит вверх, поскольку кроме ударов элементарных частиц газа на микроуровне (статическое давление) на пластинку будут оказывать влияние массы воздуха, движущиеся со скоростью потока (динамическая составляющая). Поэтому пластинка будет прижиматься вниз. То же самое происходит в области капота и лобового стекла. Придав им правильную форму, можно скомпенсировать падение статического давления увеличением влияния динамической составляющей. Но ничего не проходит бесследно. Посмотрим на нашу пластинку под углом атаки повнимательнее. Кроме того, что она прижимается вниз, она стремится сдвинуться назад. Именно так проявляется лобовое сопротивление (о котором речь пойдет в следующем посте). Поэтому необходимо искать компромисс между прижимной силой и лобовым сопротивлением.
Другой способ создать прижимную силу пришел прямиком из авиации. Если развернуть крыло, то вместо подъемной силы оно будет создавать прижимную. Эта идея перевернула гоночный мир с ног на голову в конце 60х годов, когда нелепые антикрылья стали появляться на болидах Формулы-1. С тех пор конфигурация и строение антикрыльев сильно изменилась, но основная идея осталась неизменной: ускорить поток под крылом и тем самым уменьшить статическое давление. У формульных болидов антикрылья вообще играют особую роль. Аэродинамика болидов с открытыми колесами значительно отличается от аэродинамики классических автомобилей: нет привычного капота, лобового и заднего стекла, багажника. Зато есть возможность установить массивные антикрылья спереди и сзади. Они создают свыше 50 % прижимной силы современных болидов Формулы 1. Формульные антикрылья состоят из нескольких плоскостей. Это обусловлено тем, что таким образом в ограниченные габариты можно уместить больше плоскостей, создающих прижимную силу. Но есть еще одна особенность, стимулирующая применение составных антикрыльев.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Если взять обычный авиационный дозвуковой профиль и перевернуть его, то окажется, что для его эффективной работы нужны достаточно большие по автомобильным меркам скорости. Современные пассажирские самолеты взлетают на скорости 250 км/ч, а средняя скорость на гран-при Монако, где прижимная сила нужна как воздух, 150 км/ч. Плюс надо учитывать, что больше всего прижимная сила нужна в поворотах, где скорость как раз таки падает. Антикрылья можно установить под некоторым углом атаки. Но угол этот можно менять в достаточно узком диапазоне, поскольку при больших углах атаки за крылом образуется вихревая зона и значительно возрастает лобовое сопротивление. Поэтому инженеры придумали изгибать профиль. В этом случае поток, разворачиваясь, движется по дуге с некоторым радиусом и в нем возникают центробежные силы, дополнительно прижимающие антикрыло. Но гнуть крылья тоже можно в определенных пределах, поскольку при большой кривизне за ними возникает зона разряжения, способствующая вихреобразованию. Если же антикрыло сделать составным, то в щели между планками будет проникать воздух. Это позволяет уменьшить разряжение и исключить вихри. У автомобилей классической схемы антикрыло устанавливается только сзади. Наверняка вы обращали внимание, что часто антикрылья на спортивных автомобилях расположены достаточно высоко и отнесены назад. Это обусловлено тем, что наилучшим образом крыло работает в чистом, невозмущенном, ламинарном потоке.
Говоря об антикрыльях, следует упомянуть про торцевые пластины. Место окончания антикрыла — его торцы — является источником вихрей, поскольку воздух, разрезаемый крылом имеет одну скорость, а воздух, не попавший на крыло – другую. При взаимодействии этих потоков, частицы газа начинают перемешиваться, что приводит к возникновению вихрей. Если же установить торцевые пластины, то эти потоки будут разделены.

Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Смотреть картинку Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Картинка про Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики. Фото Плоское днище автомобиля улучшение аэродинамики

Часто можно услышать мнение, что антикрыло и спойлер – это одно и то же. На самом деле, это совершенно разные аэродинамические элементы.
Антикрыло создает разность скоростей за счет того, что разделяет поток на две части, и эти две части потока проходят разные пути с разной скоростью.
Спойлер же изменяет направление потока, но не разделяет его. Он может создавать прижимную силу за счет использования динамической составляющей давления (вспоминаем пластинку, установленную под углом атаки).

Очень важным аспектом в создании прижимной силы является баланс — соотношение между прижимной силой, действующей на переднюю и заднюю оси. Можно добиться большой прижимной силы за счет большого диффузора и массивного антикрыла. Но оба эти элемента располагаются сзади, а значит и львиная доля полученной прижимной силы придется на заднюю ось. Если автомобиль заднеприводный да еще и заднемоторный, то это приведет к избыточной поворачиваемости и склонности к заносу. Если автомобиль переднеприводный, то это добавит ему стабильности в поворотах. И таких комбинаций множество. Поэтому баланс — это очень тонкое искусство. Иногда инженерам-конструкторам приходится даже специально уменьшать прижимную силу, а то и создавать подъемную, чтобы обеспечить наилучший баланс.

Подведем промежуточные итоги:
Автомобили «хотят летать», и перед инженерами стоит непростая задача заставить их прилипать к дороге. Для этого поток воздуха под автомобилем всеми силами стараются ускорить и удержать в стабильном, ламинарном (безвихревом) состоянии. Над автомобилем поток ускоряется и без помощи конструкторов. Его нужно обуздать и заставить работать так, как надо, при помощи правильных обводов кузова, обтекателей, спойлеров и антикрыльев. В этой борьбе важна каждая мелочь, даже такая, как зеркало заднего вида. Аэродинамика – это своего рода искусство. Это не просто наука с сухими формулами, таблицами и графиками. За ними скрываются красивейшие процессы, которые человек издавна пытается понять и подчинить.

Вот красивое видео, которое показывает важность аэродинамики в современном автоспорте:

На этом в принципе хотелось бы закончить рассказ о подъемной и прижимной силах)

Вторая часть статьи находится ТУТ
Третья часть ЗДЕСЬ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *