Подготовка мотоцикла к дакару
Подготовка к «Дакару»:
задача на 12 месяцев
. по итогам Ралли-рейда «Дакар 2019»
Эти две недели не часть какого-то чемпионата, а победитель не получает приз за победу – это одна из сложнейших, если не самая сложная задача в мотогонках по бездорожью. Каждый стремиться победить в Ралли «Дакар».
Может показаться, что конкурировать с другими участниками ралли команде КТМ не так уж и сложно. Ведь победа Тоби Прайса (Toby Price) на «Дакар» в 2019 году стала 18-й подряд для австрийского бренда.
Но этот непревзойдённый рекорд связан НЕ с удачей или ошибками других команд, а, прежде всего, с самой командой КТМ; с невероятной работоспособностью упёртых мастеров своего дела.
Подготовка к новому старту начинается, как только заканчиваются соревнования. И работа не прекращается весь год.
Маттиас Валькнер (Matthias Walkner) тогда одержал на этой машине победу в финале Чемпионата Мира в Марокко (FIM Cross-Country Rallies). Через несколько месяцев Маттиас повторил этот результат уже на Ралли «Дакар».
Несмотря на тот успех, эту модель продолжали совершенствовать и дорабатывали на протяжении всего сезона FIM Cross-Country Rallies 2018.
Была проделана серьёзная работа с двигателем, чтобы добиться ещё более плавной подачи мощности на длинных участках. Это действительно важно именно на длинных отрезках трассы, когда необходимо помочь устающему гонщику минимизировать затраты энергии.
В 2018 году внимание было уделено и подвеске KTM 450 Rally. Технические характеристики этого, уже ставшего легендарным байка, можно изучить в каталоге мотоциклов на сайте официального дилера КТМ – ЗАО «МоторСервис».
Перед стартом на Ралли «Дакар» доработке подвергаются не только мотоциклы, но и их наездники. Выносливость и сила – необходимы людям для преодоления сотен километров каждый день на протяжении двух недель изматывающих соревнований. Каждый участник гонки ежедневно испытывает жесточайшее напряжение, как физическое, так и психологическое.
Участники готовятся к «Дакару» все 12 месяцев под плотным контролем диетологов и физиотерапевтов. И особенно жёстко проходит пара месяцев перед стартом.
Аварии случаются, а лёгкое падения приносят гонщикам синяки и ссадины, которые накапливаются день за днём. Ущерб здоровью в процессе гонок, конечно, не может быть полезен, а вот о влиянии адреналина можно было бы много рассказать. Порой сама трасса становится лучшим лекарством.
«Песчинками» или «камнями» в раллийных гонках, а особенно на «Дакаре», становятся для участников недосыпание и психологическое перенапряжение – состояние к которому очень трудно подготовиться.
В мире очень немного видов спорта, участники которых должны столько времени непрерывно соревноваться на пределе возможного и с очень небольшим отдыхом между этапами.
Психологическая прочность для преодоления этого испытания – нужна огромная, и не всякий гонщики экстра-класса способен выдержать одиночество, которое может накрыть его в ралли.
На протяжении 12 месяцев, по мере приближения очередного «Дакара», гонщики и их команды постепенно переходят в финальную стадию подготовки к самому важному событию года. Мотоциклы и другой транспорт команды упаковывают и грузят на автомобилевоз «Heritage Leader», ожидавший во французском порту Гавр.
Около 300 гоночных машин пересекают на этом корабле Атлантику, преодолевают Панамский канал и в конце декабря прибывают в перуанский порт Лима.
Команды проходят финальные испытания в дюнах Абу-Даби, целями которых является настройка подвески и других узлов мотоциклов, а также – проверка работы навигационных систем и тренировка в реальных условиях самих гонщиков перед поездкой на Юг Америки в Январе.
Оставшиеся недели гонщики могут тренироваться, отдыхать и морально готовиться к предстоящим испытаниям.
Участники тратят своё личное время индивидуально; кто-то расходует оставшиеся дни на тренировки, а другие отдыхают в кругу близких и друзей.
Победитель Ралли-рейда «Дакар 2017» Сэм Сандерленд (Sam Sunderland) один из тех, кто использует это время с максимальной эффективностью и буквально не отходит от мотоцикла.
Подготовлено www.motor-ms.ru по материалам КТМ
Photo: Marcin Kin.
Исключительные права на контент принадлежат ЗАО «МоторСервис»,
защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.
Copyright MOTOR-MS.RU (c) 2019
Подготовка к «Дакару»:
задача на 12 месяцев
. по итогам Ралли-рейда «Дакар 2019»
Эти две недели не часть какого-то чемпионата, а победитель не получает приз за победу – это одна из сложнейших, если не самая сложная задача в мотогонках по бездорожью. Каждый стремиться победить в Ралли «Дакар».
Может показаться, что конкурировать с другими участниками ралли команде КТМ не так уж и сложно. Ведь победа Тоби Прайса (Toby Price) на «Дакар» в 2019 году стала 18-й подряд для австрийского бренда.
Но этот непревзойдённый рекорд связан НЕ с удачей или ошибками других команд, а, прежде всего, с самой командой КТМ; с невероятной работоспособностью упёртых мастеров своего дела.
Подготовка к новому старту начинается, как только заканчиваются соревнования. И работа не прекращается весь год.
Маттиас Валькнер (Matthias Walkner) тогда одержал на этой машине победу в финале Чемпионата Мира в Марокко (FIM Cross-Country Rallies). Через несколько месяцев Маттиас повторил этот результат уже на Ралли «Дакар».
Несмотря на тот успех, эту модель продолжали совершенствовать и дорабатывали на протяжении всего сезона FIM Cross-Country Rallies 2018.
Была проделана серьёзная работа с двигателем, чтобы добиться ещё более плавной подачи мощности на длинных участках. Это действительно важно именно на длинных отрезках трассы, когда необходимо помочь устающему гонщику минимизировать затраты энергии.
В 2018 году внимание было уделено и подвеске KTM 450 Rally. Технические характеристики этого, уже ставшего легендарным байка, можно изучить в каталоге мотоциклов на сайте официального дилера КТМ – ЗАО «МоторСервис».
Перед стартом на Ралли «Дакар» доработке подвергаются не только мотоциклы, но и их наездники. Выносливость и сила – необходимы людям для преодоления сотен километров каждый день на протяжении двух недель изматывающих соревнований. Каждый участник гонки ежедневно испытывает жесточайшее напряжение, как физическое, так и психологическое.
Участники готовятся к «Дакару» все 12 месяцев под плотным контролем диетологов и физиотерапевтов. И особенно жёстко проходит пара месяцев перед стартом.
Аварии случаются, а лёгкое падения приносят гонщикам синяки и ссадины, которые накапливаются день за днём. Ущерб здоровью в процессе гонок, конечно, не может быть полезен, а вот о влиянии адреналина можно было бы много рассказать. Порой сама трасса становится лучшим лекарством.
«Песчинками» или «камнями» в раллийных гонках, а особенно на «Дакаре», становятся для участников недосыпание и психологическое перенапряжение – состояние к которому очень трудно подготовиться.
В мире очень немного видов спорта, участники которых должны столько времени непрерывно соревноваться на пределе возможного и с очень небольшим отдыхом между этапами.
Психологическая прочность для преодоления этого испытания – нужна огромная, и не всякий гонщики экстра-класса способен выдержать одиночество, которое может накрыть его в ралли.
На протяжении 12 месяцев, по мере приближения очередного «Дакара», гонщики и их команды постепенно переходят в финальную стадию подготовки к самому важному событию года. Мотоциклы и другой транспорт команды упаковывают и грузят на автомобилевоз «Heritage Leader», ожидавший во французском порту Гавр.
Около 300 гоночных машин пересекают на этом корабле Атлантику, преодолевают Панамский канал и в конце декабря прибывают в перуанский порт Лима.
Команды проходят финальные испытания в дюнах Абу-Даби, целями которых является настройка подвески и других узлов мотоциклов, а также – проверка работы навигационных систем и тренировка в реальных условиях самих гонщиков перед поездкой на Юг Америки в Январе.
Оставшиеся недели гонщики могут тренироваться, отдыхать и морально готовиться к предстоящим испытаниям.
Участники тратят своё личное время индивидуально; кто-то расходует оставшиеся дни на тренировки, а другие отдыхают в кругу близких и друзей.
Победитель Ралли-рейда «Дакар 2017» Сэм Сандерленд (Sam Sunderland) один из тех, кто использует это время с максимальной эффективностью и буквально не отходит от мотоцикла.
Гонки — Покоритель «Дакара»
Раз уж история про рождение ралли-рейда Dakar так неплохо зашла, то, видимо, самое время рассказать про «боевую» технику чемпионов — KTM 450 Rally заводской подготовки. И про особенности марафонских машин вообще.
ДВИГАТЕЛЬ
От своего прародителя, «одностволки» эндурной линейки EXC объемом 449,3 см³, мотор для ралли-рейдовой машины ушел недалеко: 68 л.с., два масляных насоса, шесть передач и впрыск Keihin с диффузором Ø44 мм. Однако есть и нюансы: в голове установлены титановые клапаны, а стальные шестерни коробки и шатун, как и легкосплавный кованный поршень, изготовлены формульными специалистами из Pankl. Выпускная система поставляется словенской компанией Akrapovič. Заявленный австрийцами ресурс до переборки — более 10 000 км в жестком гоночном режиме.
РАМА
Стальная пространственная рама с углом наклона рулевой колонки 27,5° напоминает таковую, устанавливаемую на «уличные» модели 690 Enduro R и SMC R. Со слов заводской раллийной команды, такая конструкция ведет себя куда более стабильно и контролируемо, чем традиционная для эндуро и кросса замкнутого типа. Кроме того, она позволяет разместить жидкостный и масляный радиаторы внушительного размера.
КОЛЕСА
Для большей живучести и противостояния проколам шины Michelin заполнены мусом. Ведомая звезда к заднему колесу крепится через резиновый демпфер, что непривычно для внедорожных машин, — так передается меньше ударных нагрузок на трансмиссию.
ТОРМОЗА
Естественно, Brembo: 2-поршневая плавающая скоба спереди и 1-поршневая сзади. Тормозные диски носят марку MotoMaster: 300 и 240 мм соответственно.
ПАУК
Паук (или «навигационная башня») изготавливается из карбона. К ней крепится не только всё навигационное оборудование (отсюда и название), но и фары вместе с фронтальным обтекателем. Последний, к слову, сделан прозрачным: по словам гонщиков, так проще «читать» дорожную обстановку.
ТОПЛИВО
Два расположенных по бокам фронтальных бака и встроенный в композитный подрамник задний способны взять на борт до 33 л топлива, что позволяет преодолевать до 250 км между заправками. При этом чтобы гонщик мог выбирать, какой из них опустошить первым (обычно это задний), каждый из них оснащен собственным бензонасосом. Ради простоты отслеживания расхода стенки бензобаков сделаны прозрачными и размечены.
РОУДБУК
Наличие ударопрочного роудбука — необходимое условие раллийных гонок. Потому что именно в него заправляется длиннющий скрученный свиток с маршрутом-легендой, где прописываются направление движения, важные точки и расстояния. Спортсмен может его перематывать в обе стороны как переключателем под большой палец на левой рукояти руля, так и вручную.
ТРИП-МЕТР И ЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПАС
Прямо над роудбуком закреплены два небольших прибора: трип-метр и электронный компас. Оба подсоединены к GPS-навигатору, выдаваемому обычно организаторами гонки. При этом первый указывает точное пройденное расстояние, а второй — отклонение от верного направления в градусах.
ЗАПАСНОЙ ТРИП-МЕТР
Он вешается прямо под роудбуком и используется в качестве запасного. Однако, в отличие от основного, он считывает путь, основываясь на показаниях не GPS-навигатора, а датчика вращения переднего колеса, как это было в доспутниковую эру.
GPS
Закрепленный на верхней траверсе вилки GPS-навигатор предоставляется организаторами гонки. С учетом того, что основное ориентирование производится по роудбуку, GPS используется, по большей части, для поиска контрольных точек: при приближении к одной из них, на экране появляется стрелка, а после проезда на экран спутникового прибора возвращается компас. В «Дакаре» есть несколько видов КП. К примеру, точка «safety», подсказка о местонахождении которой появляется на GPS в радиусе 3 км от нее, а чтобы отметиться — необходимо приблизиться не менее чем на 90 м. Труднодоступные точки могут иметь больший радиус — до 200 м. Ну и отдельные КП, где требуется отмечаться «по старинке» вручную у маршалов.
БЛОК ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ
У левой рукояти руля сгруппирован основной блок переключателей, который ведает практически всем. Снизу, под большим пальцем, расположен рычажок электропривода роудбука. Двумя черными кнопками вручную корректируются ошибки в намеренной основным трип-метром и «джи-пи-эсом» дистанции, а тремя зелеными — показания дублирующего трип-метра, что считывает пройденный путь с переднего колеса. Ближе к центру руля размещен двухпозиционный «флажок» системы питания: им выбираешь между передними или задним топливными баками для обеспечения баланса в развесовке. Головным светом заведуют клавиши, позаимствованные у хард-эндуро EXC. Ну а на правой стороне руля — кнопки управления двумя картами впрыска и стартера.
ФОРС-МАЖОР
Слева на карбоновом «пауке» крепится датчик системы мониторинга Iritrack, который позволяет отслеживать перемещение и месторасположение спортсмена. Если тот внезапно остановился, то организаторы пробуют связаться с ним и узнать всё ли в порядке. В случае отсутствия ответа в течение трех минут, к гонщику высылается служба быстрого реагирования. Впрочем, сигнал SOS всегда можно послать самостоятельно, нажав на красную кнопку на корпусе прибора.
P.S. Кому трудно даётся текст (таково влияние времени, что уж тут), могут послушать и посмотреть ролик, где главный механик заводской команды KTM Штефан Хубер рассказывает о подготовке мотоциклов к «Дакару» этого года.
Сколько стоит принять участие в ралли Дакар: считаем все по пунктам
Мотоцикл
Можно арендовать мотоцикл у команды, которая предоставляет соответствующую услугу. В 2022 году Скайлеру Хаузу это обошлось в 11500 евро. Это только стоимость аренды байка, причем, не нового.
Аренда механика стоит 26500 евро на всю гонку. В это входит только работа, а не запчасти, которые иногда выходят из строя: команда берет депозит 3000 евро на этот случай.
Само участие
В эту стоимость входят услуги эвакуации гонщика и его мотоцикла в случае аварии или поломки, если команда не может обеспечить это. Также, в стартовый взнос входит базовая страховка на покрытие медицинских расходов до 30000 евро.
Страховка и прочие расходы
Учитывая, что с 2022 года ралли «Дакар» стал частью чемпионата мира FIM по ралли-рейдам, несмотря на то, что в стартовом взносе уже есть оплата минимальной страховки, гонщик должен иметь при себе действующую спортивную страховку на сумме не менее 30000 Евро. Но FIM рекомендовала участникам гонки расширять ее до 150000 Евро. В стартовый взнос на участие в гонке входит также страховка на случай причинения участником травм третьим лицам на 16 млн евро.
Прочие нюансы получения лицензии для участия в «Дакаре» можно почерпнуть из официального регламента 2022 года.
Доставка техники в Саудовскую Аравию осуществляется A.S.O. централизованно из Марселя. Впрочем, в случае с Хаузом это проблемы (затраты) команды, которую он представляет в гонке.
Итого
Сколько надо работать, чтобы попасть на Дакар
Скайлер Хауз рассказал, что ему пришлось продать все свои мотоциклы из гаража, а затем взять вторую работу, чтобы накопить первую сумму на участие в Дакаре 2021 года. Но это окупилось: после того, как он показал первые результаты, вернувшись домой, в Штаты, он нашел спонсора, который помог собрать сумму на Дакар-2022.
Как пользуются дорожной книгой участники ралли Дакар?
Тайе Перри — мотогонщица из ЮАР, которая не боится бросать вызов судьбе. Она участвовала во многих южноафриканских мотокроссовых и ралли чемпионатах, завершила легендарный ралли-марафон Дакар на мотоцикле, а также в легковой авто категории T1, где в качестве штурмана соревновалась с лучшими гонщиками мира. Тайе — поклонница гонок по пустынным ландшафтам, и её частенько можно увидеть на международных ралли-рейдах.
Мы представляем вам перевод авторской статьи Тайе о навыках чтения дорожной книги в культовом ралли Дакар.
Цели участия в гонках для всех разные. Для одних — это свобода духа, для других, наоборот, контроль. Или желание посоревноваться с другими. А может, потребность в остроте ощущений. Это азарт приключений и возможность расширить границы своих возможностей. Познать себя. Стать лучше других. Но ничто не может сравниться со сладким чувством победы, когда после изнурительной недельной (а то и больше) гонки по бездорожью, ты достиг цели, обозначенной на гоночном маршруте. Умение правильно читать дорожную книгу — это навык, который требует большего, чем просто гонять на байке. Он подвергает проверке даже самых опытных и талантливых пилотов.
Что отличает ралли-рейды от других гонок? Три вещи. Первая — дистанция. Ралли включает в себя гораздо больше, чем может предложить другой тип внедорожных соревнований. Темп постоянно меняется. Маршрут ралли проведёт вас по ландшафтам самого разного типа. Это не спринт, а поэтому мотоциклы должны иметь достаточно топлива, чтобы преодолеть 250 км в один присест, а машины — возможность пройти весь гоночный участок на одном баке. Вторая — это отличная проверка “на вшивость”. Гоночные дни очень длинные, от 500 до 900 км, включая промежуточные участки, а это значит, что дистанция, пройденная за гонку, легко может составить от 3 000 до 8 000 км. На пути могут возникнуть трудности, будь то по части механики, навигации, а иногда и просто эмоциональный срыв, например, когда вы — рыдая и проклиная весь свет — в сотый раз пытаетесь поднять 180–ти килограммовый байк. Гоночный заезд может продолжаться до глубокой ночи. И это нормально! Потому что это ралли-рейд. Тут может случиться что угодно и с кем угодно. Участие в ралли вне сомнений испытает вас на прочность.
Но главное отличие в другом. Тут надо уметь читать дорожную книгу, этот маленький, но жизненно важный клочок бумаги, который, поначалу, может показаться беспорядочным набором знаков и цифр. В ралли ты едешь настолько быстро, насколько легко умеешь ориентироваться на местности. Здесь пилот выполняет функции не только гонщика, но и механика, и следопыта, и психиатра. А самое главное — штурмана. Необходимо уметь читать дорожную книгу, снабжённую сотнями инструкций. Надо постоянно сопоставлять заметки в книге с одометром. По достижении обозначенных позиций, указанных в книге, у вас будет возможность настроить одометр в точном соответствии с географическими данными. Там, в пустыне, ты гоняешь от одной точки маршрута к другой, и чтобы достичь каждого следующего ориентира, надо передвигаться в строгом соответствии с инструкциями дорожной книги. И, о чудо, сердце наполняется радостью по достижении очередной отметки! Это моя любимая игра с одной лишь разницей. Моя игра — реальность.
Что такое дорожная книга и с чем её едят
Дорожная книга — на первый взгляд, проста. Но её не следует недооценивать, потому что она может сбить с толку даже опытных штурманов. В первой колонке таблицы (слева) всегда будет указан точный километр позиции на общем маршруте, а прямо под ним — расстояние от предыдущей отметки. Вторая колонка включает диаграмму, объясняющую дорожную ситуацию, и информацию о разделе с использованием общепринятых в ралли символов и сокращений. Следом всегда идёт схемка с линией и стрелкой, указывающей путь. Третья колонка содержит примечания, включая ограничения по скорости. Иногда в одной заметке может быть несколько инструкций, плюс дополнительные данные по участку.
Все довольно логично и сводится к тому, насколько чётко вы понимаете каждую инструкцию. Любой гонщик может интерпретировать указания дорожной книги по-своему, и на любой точке маршрута вас могут одолеть сомнения в выбранном направлении. Это случается с лучшими из нас. Уверенность приходит с опытом. Поначалу все допускают ошибки.
Искусство чтения
Чтобы сделать роадбук проще и понятней, используются специальные символы и сокращения, которые называются «лексиконами». Для каждой гонки существует даже специальный справочник, в котором приведён словарь почти для всех лексиконов, с которыми вы столкнётесь на этом этапе. Если появится какое-то изменение в гоночном маршруте, организаторы мероприятия напишут и подробно расскажут об этом, а затем передадут информацию участникам. На данный момент аббревиатуры почти всех мировых ралли по-прежнему печатаются на французском. Их несложно выучить. Однако некоторые гонки начали предоставлять дорожные книги с переводом на английский.
Ещё один очень важный момент — компасные направления (англ. compass headings CAP — прим.переводчика), которые являются важной частью ежедневного отрезка гоночного маршрута. Это данные компаса в цифровом выражении, где, например, север равен 0⁰ или 360⁰, а юг 180⁰. Часто они сопровождаются дополнительными цифрами, поясняющими, как и когда следовать курсу. Используют компасные направления для прохождения сложных участков маршрута, там, где нет и намёка на дорогу. (GPS навигаторы в ралли Дакар запрещены — прим.переводчика). Пилоты частенько преодолевают секторы бездорожья, например, песчаные дюны, где прямой путь не означает самый быстрый. По сути, гонщики прокладывают свой собственный маршрут, пересекая заданный участок. Другая причина использования компасных данных состоит в том, что на гоночном маршруте постоянно встречаются перекрёстки. Там их целый лабиринт! Очень легко запутаться. Участки бездорожья часто самые сложные, именно потому, что исход дела здесь напрямую зависит от вашей интерпретации инструкций.
Ралли-рейд — это не просто гонка. Ралли требует полной концентрации целый день на каждом этапе. Это не только физические нагрузки на протяжении недели, но и умственная гимнастика. Ранний подъем, долгий день в седле, ограниченное время на сон, питание урывками. И это ещё не полный список. Для наглядности картины можно привести такой факт — большинство гонщиков, участвующих в ралли Дакар, ежедневно теряют как минимум 10% массы тела из-за изматывающих физических нагрузок. А ещё ведь необходимо уделять внимание байку, ведь нужно убедиться, что ваш железный конь довезёт вас до финиша. Поэтому существует уйма факторов, влияющих на то, как успешно вы сможете принять участие именно в этом ралли: навыки вождения и навигации, высокий уровень физической подготовки, умение не паниковать в критических ситуациях, и, конечно, надёжный мотоцикл.
Как и многим другим гонщикам, мне посчастливилось участвовать в моторалли самого разного уровня. Имея за плечами опыт участия в международных ралли-рейдах и двух Дакарах (около двухсот гонок в общей сложности), я через многое прошла, чтобы достичь того уровня, на каком нахожусь сейчас. Мне хочется верить, что я овладела искусством быстро учиться и подстраиваться под обстоятельства. Будучи девушкой, я разрушала стереотипы с самого первого дня, когда в 2013 г. села на 450-кубовый мотоцикл. Теперь я соревнуюсь с лучшими пилотами мира в ралли Дакар — а это совершенно другой уровень — и у меня нет планов останавливаться на достигнутом.
Люди любят повторять, мол, для участия в ралли надо сначала отрастить яйца. Что ж, для ралли нужны не только яйца, но и мозги, а также многое другое! Одно скажу наверняка: пересечь финишную прямую любого ралли-рейда само по себе огромное достижение. Цель одних гонщиков — добраться до финиша. Другие, как я, стараются расширить границы собственных возможностей и обуздать свои страхи. Честно сказать, я всегда стремлюсь набраться опыта, протестировать себя, чтобы соревноваться с лучшими. Вкупе с другими навыками, умение читать дорожную книгу, несомненно, подарит вам преимущество, и сделает гонку ещё более увлекательной. Просто не забывайте всегда следить за тем, в какой точке маршрута вы находитесь, километр за километром, день за днём, потому что время летит незаметно, когда вас обуревает азарт гонки.