Поездка по армении на машине
Путешествие в Армению на автомобиле
О Армения…
Я ее себе совсем по-другому представлял. В моих мыслях я почему-то представлял ее как что-то очень похожее на Грузию, но победней с кучей злобных Армян. Ну и даже мысли были : а стоит туда вообще ехать или нет? Подогревало сомнения, то что при въезде нужно заморачиваться со страховкой ОСАГО и оформлением временного ввоза ТС с пошлиной. Но я решился и ни разу не пожалел. Тут красиво, интересно, необычно (для меня, по крайней мере), дешево, а главное люди тут хорошие, не такие как в армянских диаспорах в России.
Чтоб избежать хлопот на границе советую заранее застраховаться онлайн. Там есть такое же ЕОСАГО, как у нас, только оформляется вообще без малейшего затыка. Страховку делал на сайте Инго-Армения (дочка Ингосстраха). Страховка на 10 дней вышла всего 370р.
От Тбилиси до границы в Багратишен — рукой подать — всего 70км. На границе народу не было, вот единственное, что временный ввоз оформляется довольно долго. Но в сумме провели на границе около часа. Временный ввоз с оформлением обошелся в 14000драмм, что на наши составляет 1750р. Русские рубли с удовольствием берут по нормальному курсу, но в случае чего на границе стоит банкомат.
Рубли кстати, тут во многих местах не против брать, и считали всегда ровно по курсу 8 к 1 без копеек. Что я заметил, так это то, что после границы все время едешь вверх почти без спусков вниз и дорога из ущельной, низинной мало помалу превращается в дорогу на Армянском нагорье. Т.е. горы вдруг становятся плоскими, и ты едешь по относительно ровному нагорью на высоте 1500-2000м над уровнем моря. Для сравнения, Тбилиси расположен на высоте 400м над уровнем моря.
Кульминацией перехода на нагорье был выезд к Севану. Поднимаешься, поднимаешься по серпантину и выезжаешь на почти равнинную поверхность у Севана, высота которого 1896м над уровнем моря. Переход для меня был очень неожиданным.
Возле берега начинаются ресторанчики. По рекомендации с одного сайта мы заехали в ресторан Колетте. Очень недорогое и вкусное заведение. С удовольствием взяли у нас рубли.
Одна из главных достопримечательностей на Севане: монастырь Севанаванк, находящийся на полуострове. У него интересная история, красивая архитектура и отличные виды сверху.
Снизу под монастырем, есть всякие зоны отдыха и пляж.
Севан красив и чист, в нем очень приятно купаться. По температуре вода была примерно как в Волге — около 20 градусов, вода прозрачней, чем в Черном море.
Ну а сразу после Севанаванка у нас пропало сцепление и мы с горем пополам поехали в Ереван без остановок на третьей передаче, благо гор по пути нет совсем — этож нагорье…
На следующий день после временного приведения в чувства сцепления мы поехали смотреть на Арарат. Говорят лучшее для этого место — монастырь Хор Вирап. Арарат конечно красив, но был в дымке. Что неудивительно : несмотря на большую высотность местности жара стояла все дни 37°-38°С. Места на самом деле красивые, а исторические справки натыканные у каждой достопримечательности — интересные. А достопримечательности тут стоящие, как-никак Армения — первое в мире государство, принявшее христианство, поэтому тут очень много древнейших храмов.
После Хор Вирапа мы поехали в Гарни и Гегард.
Поехали коротким путем по безлюдной дороге, но вокруг были такие красоты…
Гарни — это языческий храм 1в н.э. сооружение для тех времен довольно колоссальное, хоть и было воссоздано по кирпичикам после землетрясения, но большинство кирпичиков — тех самых аутентичных. А еще от сюда простираются чудесные виды.
Гегард — полупещерный православный монастырь 4го в н.э. Очень хорошо сохранился и в большинство своем аутентичный — он меня восхитил, фото не передают и капли его красоты. Внутри просто только естественно освещение из отверстий в потолке и свечи. Снаружи находится малая часть храма, большая часть — внутри горы.
Один день посвятили шатанию по Еревану. Центр города совсем не большой. За день его легко обойти. Но смотреть особо нечего. Тут есть :
— Каскадный комплекс — штука красивая, но недостроенная.
— Парк Победы с мемориальным комплексом Мать Армения
— Местный Арбат, идущий через полгорода по диагонали, называется Северный проспект
— Площадь республики вечером
— Собор Григория просветителя
Армения и Грузия за 11 дней на автомобиле. ЧАСТЬ 1
Привет, друзья! Настало время очередного маршрута. Мы только что вернулись с Закавказья, побывав в сразу в двух странах — Армении и Грузии. Это путешествие было коротким, мы потратили на него всего 11 дней. Однако мы успели намотать 3200 км, проехали не только всю Армению с Нагорным Карабахом, но и Грузию — от Тбилиси до Батуми и обратно. На пути нам попадались доброжелательные люди, которые с присущей кавказцам и закавказцам гостеприимностью угощали нас вином, мы пробовали национальную кухню, узнавали, что значат настоящие горные перевалы, помогали армянам в трудной ситуации, а также… а также многое другое, о чём я расскажу в этом отчёте.
Страны: Армения и Грузия.
Количество дней на путешествие: 11 дней (2 мая — 13 мая)
Количество путешественников: 2 человека.
Сумма в кошельке на 11 дней: 70 000 рублей на двоих.
Цель: насладиться великолепными горными пейзажами, проникнуться культурой и традициями Закавказья, попробовать национальную кухню, увидеть знаменитые храмы и монастыри.
ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ. Покупка авиабилетов, бронирование автомобиля, маршрут.
Авиабилеты мы покупали в начале апреля. И уже тогда прямых рейсов СПб — Ереван не было. Билеты расходились как горячие пирожки. Ну что же, пришлось покупать с пересадкой в Москве. Aviasales показывал нам самый дешёвый вариант — 13800 рублей на человека (туда-обратно). И всё бы ничего, но пересадка в Москве туда 10 часов, обратно — 15 часов. Это можно было бы стерпеть, если бы поездка была длительной. Но у нас в распоряжении всего 11 дней, поэтому каждый час дорог. Мы посовещались и решили, что готовы переплатить, но взять билеты с адекватным временем ожидания. В итоге нашли вариант, при котором в Домодедово надо сидеть 3.40 и 1.40. Вариант дороже, но для нас многократно удобнее.
Аренда автомобиля обошлась нам не так дёшево. Мы бронировали транспортное средство на сайте rentalcars.com, выбрав прокатную контору Hertz. Оказалось, что дешёвые автомобили в Армении — это редкость, на сайте суммы начинались от 17 тысяч за 11 дней (что-то из серии КИА пиканто). У нас был вариант взять авто бесплатно (друзья в Армении предлагали свою машину), но мы не любим быть обязанными, да и случись что… нет, лучше взять в прокатной конторе.
Маршрут мы составили как всегда — взяли гугловские карты и просто нанесли на них все достопримечательности, которые хотим увидеть. Вот что получилось на выходе (зелёные капельки — обязательно посетить, красные капельки — посетить, жёлтые — можно посетить, если останется время):
Конечно же, как и всегда, наш маршрут в итоге оказался немного другим. Но об этом позже.
Итак, 2 мая в 5:20 утра мы сели в самолёт, чтобы в 14:00 по армянскому времени вступить на землю Еревана…
Доступная Армения — автопутешествие из Москвы
Что делать, если бюджетные направления туризма закрыты, в шенгене отказали, а ближайшие от Москвы 1000 км вы уже объездили на своем автомобиле вдоль и поперек?
Верно! — раздвигать для себя границы, чтобы наконец узнать, как далеко можно забрести, если ехать на автомобиле на юг.
Речь пойдет, как уже стало ясно из заголовка, об автомобильном путешествии в Армению и всех тех тонкостях, которые надо учесть, если вы решитесь на данный подвиг.
Расстояние от Москвы до Еревана составляет около 2280 км в одну сторону, и мы разбили весь маршрут на 3 участка: Москва — Ставрополь (1450 км), Ставрополь — Тбилиси (550 км) и Тбилиси — Ереван (280 км).
Первый участок пролегает преимущественно по хорошим дорогам, где стабильно можно ехать с максимально допустимой скоростью. Так как мы ехали с супругой в четыре руки, то выехав из Москвы в 7 утра, спокойно добрались в Ставрополь к 23:00 того же дня. Советую маршрут Ростов-на-Дону — Ставрополь ехать по дороге Р-217, а не по более короткому маршруту по Р-269, так как последняя значительно хуже и большая ее часть — по одной полосе в каждую сторону, и постоянно будете зависать за тихоходом.
Второй участок сложнее, так как хороших скоростных дорог уже не так много, а вокруг откровенно лютуют местные инспектора ДПС, подлавливая вас за нарушения, которых вы могли и не совершать, о чем подробнее здесь: Оборот оборотней
Впрочем если не давать им повода, то можно сконцентрировать внимание на красивейшем ландшафте, который по мере приближения к Грузинской границе начинает обрастать рельефом!
Я немного не рассчитал время, поэтому на границе мы оказались поздновато — около 18:00, о чем потом пришлось пожалеть.
Сам процесс прохода границы не сложен — необходимо пройти проверку документов (на нашей и их границе), а так же открыть для визуального осмотра автомобиль. Никаких анкет заполнять не нужно, и если вы едете через Грузию транзитом, то и страховка так же не нужна.
Чем гуще горы, тем ближе Нижний и Верхний Ларс, т.е.граница.
Так как я изначально планировал в отпуск поехать на машине в Германию и Австрию, то заранее прикупил цепи противоскольжения (кстати они подбираются строго под типоразмер ваших колес, о чем я ранее не догадывался, но к счастью учел на момент заказа), и когда поездка в Европу отменилась — непонятно зачем, но прихватил их с собой. К слову, мой автомобиль — заднеприводный BMW 118i уже был обут в зимнюю шипованную резину, так как на дворе было 15 Ноября.
Выезжая с Грузинской границы, пограничник поинтересовался у меня — есть ли в машине цепи, так как наверху бушует дикий снегопад и без них не проехать. Я подумал, что это он так пошутил, так как на границе было сухо и достаточно тепло (около +10), но некоторые подозрения меня одолевали…
Сразу после границы начинается участок откровенно ужасной каменной дороги (точно не помню, но вроде 1-2 км), который просто надо спокойно проехать, так как много острых камней.
Вот фото с обратного пути:
Далее начался снег, а с ним и серпантин, по которому еле карабкались даже некоторые полноприводники, ехавшие в одном с нами направлении.
На улице тьма, но пятой точкой чувствуешь, что рядом с тобой бездонная пропасть, от которой тебя отделяет только хиленький отбойник…
Когда впередиидущий УАЗ на летней резине стало стягивать в сторону отбойника, а я почувствовал, что сцепные свойства резины явно исчерпаны и путешествие становится опасным — я запарковал машину между двух фур (фуры на несколько км были припаркованы вдоль обочин, ожидая пока стихия угомонится и снег расчистят), одел все теплое, что было можно, и в лютую метель сидя рядом с задними колесами с комплектом цепей противоскольжения стал изучать принцип их одевания…
С первым колесом провозился около 25 минут, а второе уже на опыте быстро обул за 5 минут и можно трогаться!
На цепях совсем другое дело! Едешь словно на полноприводном кроссовере, который не боится застрять в 20 сантиметровом снегу. Даже не смотря на 30 минутную заминку с одеванием цепей, я все равно догнал свой поток, и даже спокойно выходил на обгоны.
Перевал был пройден и дорога пошла на спуск.
Далее практически без приключений (не считая прокола колеса, которое к счастью RunFlat и не боится таких поворотов судьбы) мы добрались до Тбилиси и остановились на ночлег в Iveria Inn Hotel, который оказалось не так просто найти даже имея 3 навигационных программы (Navitel, Maps Me и Google Maps). Сам отель вполне себе сойдет на ночь, и обошелся нам в 104 GEL = около 2850 руб. (местная валюта — Лари, которая на тот момент равнялась 27,34 руб.)
Тбилиси оказался довольно красивым городом, в который несомненно захочется вернуться еще. Из плюсов Грузии — строгая и неподкупная полиция, а так же хорошие дороги. Из минусов — местные водители, ведущие себя довольно часто откровенно по идиотски. Выйти на обгон через двойную сплошную по встречке, в то время как там едет на тебя машина, а правая полоса свободна — легко!
В Грузии создается ощущение, что после конфликта с Россией население в один миг позабыло русский язык, и в целом относится к Россиянам с сухостью. Может конечно мне так показалось… Рубли примут за редким исключением, но лучше если планируете расплачиваться где-то налом — покупайте лари и не будет проблем. Я же расплачивался картой только в придорожном магазинчике, да на заправке.
Кстати о заправках. Под Владикавказом советую заправить полный бак самого высокооктанового топлива, так как это будет все равно качественнее и дешевле, чем в Грузии (в среднем около 50 руб/литр 95-ого) и уж тем более Армении (около 60 руб/литр 92-ого).
От Тбилиси до границы с Арменией меньше 100 км, но не забудьте на выезде из Тбилиси еще раз залить топлива до полного бака, потому что это все равно лучше и дешевле, чем в Армении.
Дорога к границе пролегает через населенный пункт Садахло — запомните просто как ориентир.
Армянскую границу даже с учетом очереди мы прошли менее чем за час. Вам надо оплатить дорожный сбор (исходя из количества дней нахождения) и оформить местное осаго (на минимальный срок), что суммарно встанет где-то в 3000 руб.
Местная валюта в Армении — драм. На данный момент 1 рубль = 7,15 драм.
Далее маршрут в Ереван может пролегать двумя путями — через Иджеван (короткий, но опасный вариант в связи с непосредственной близостью Азербайджанской границы, с которой Армения издревне враждует), либо через Ванадзор (длиннее на 10 км и возможно чуть похуже дороги, но очень красивые виды и 100% безопаснее).
Вот мы и в Ереване!
Одной из главных достопримечательностей Еревана, помимо коньячного завода Арарат, является Комплекс Каскад, состоящий из 675 ступеней.
Мы конечно же бросились посчитать их самостоятельно, но так как наверху велись ремонтные работы — дойти удалось лишь до 545-ой ступени, впрочем вид на Ереван и оттуда восхищал!
Каскад — очень атмосферное и уютное место, которое приятно посетить как днем, так и ночью. Это некая открытая выставка скульптур и инсталляций, не похожих друг на друга, но каждая из которых в свою очередь имеет большой смысл.
Когда я поинтересовался у друга, который по совпадению в это же время прилетел из Москвы в Ереван и услужливо приютил нас у себя, как обстоят дела с точками питания в Армении и насколько им можно доверять — он меня заверил, что абсолютно везде можно очень вкусно и плотно подкрепиться, без боязни нарваться на просроченные продукты или некачественные ингредиенты. Еда всегда свежая и вкусная!
Мы в этом убедились самостоятельно, заказав на 800 руб (в которые входили еще 10% чаевых, которые автоматически идут в счет) тарелку борща, тарелку куриной лапши, два салата, хлеб и по компотику…
Порции были такими большими, что без преувеличения можно было их поделить еще на две, и при этом все бы наелись!
А что самое важное — было еще и по-домашнему вкусно!
Еще один уютный и при этом вовсе не заоблочно-дорогой ресторан расположился в самом центре Еревана и называется «Джентельмены удачи» в честь одноименного фильма — рекомендую!
Я не был бы самим собой, если бы не нашел местный дилерский центр БМВ (как оказалось — единственный на всю Армению).
Расположился он на первом этаже здания отеля и продает в среднем около 100 новых БМВ в год… Да, в Армении Баварцам делать нечего. Дороги плохие, топливо — еще хуже, ну а сервис…
Здесь больше в почете старенькие Мерседесы 90-ых годов, а так же Опели 90-ых и начала 2000-ых. Из новья стараются брать что-то максимально живучее, типа Крузаков и Прадиков.
Большая часть местного автопарка ездит на более доступом газе (речь не об автомобилях марки ГАЗ, а о топливе), и по этому показателю Армения занимает 1-ое место в мире!
В Ереване содержится очень много истории, и это не удивительно, ведь он является одним из древнейших городов мира и был основан в 782 году до н.э.
Всем неравнодушным к истории Армян советую посетить музей геноцида Армян и мемориальный комплекс Цицернакаберд (крепость ласточки).
В ходе геноцида Армян турками было убито около 1,5 млн ни в чем неповинных людей…
Достопримечательностей в Армении довольно много, и мы не успели посетить все из них ввиду нехватки времени, но о некоторых все же хотелось бы упомянуть.
Вагаршапат — один из наиболее значительных культурных и религиозных центров страны.
Монастырь Ованаванк — средневековый армянский монастырь.
Монастырь Гегард — монастырский комплекс.
Гарни — языческий храм.
Джермук — галерея источников.
Татевский монастырь — армянский монастырский комплекс IX—XIII веков.
Знаменитая гора Арарат — символ Армении, пускай и находящийся теперь на территории Турции.
Дорога домой была спокойнее и проще, так как шли протоптанной тропой, и было решено разом доехать максимально близко к границе Грузии с Россией, чтобы на следующий день быстро ее пересечь. Остановились в Гудаури — местный горнолыжный курорт.
Остановились в отеле Club 2100. Ночь обошлась в 4800 руб., что считаю очень дорогой ценой за номер без завтрака и единой свободной розетки для подключения зарядных устройств.
Единственное его достоинство, перекрывающее все минусы — виды с балкона (фото вверху) и сногсшибательный вид из окна, наблюдаемый по утру!
Забыл упомянуть про одну важную деталь при пересечении границы — ее могут закрыть из-за схода или риска схода снежных лавин! Как я потом узнал, сразу после того, как мы пересекли границу и въехали в Грузию — проезд был закрыт на сутки. В прошлом году так и вовсе был момент, когда границу закрыли на неделю. Поэтому держите при себе всегда сводку новостей по состоянию границы и погодным условиям, чтобы не опростоволоситься…
На обратном пути нам очень повезло, так как граница была не только открыта, но еще и полностью расчищена от снега и суха. Проехали на одном дыхании.
В заключение должен сказать, что это было очень увлекательное, насыщенное и при всем при этом бюджетное путешествие, так как на бензин у меня ушло около 20000 руб на 5500 км (средний расход вышел 8 литров), на проживание на 10 дней — около 30000 руб. (можно было и дешевле, но например отель Hyatt Place в Джермуке обошелся в 6200 руб. и это была наша прихоть, так как он того стоил!), большая часть достопримечательностей — бесплатные, а те, что платные — стоят не дорого, ну а питание, как уже и писал — более чем доступное.
Возникло желание возвратиться туда еще раз, только теперь уже летом, где-нибудь в августе, когда на улице далеко за +30 и можно насладиться вкуснейшими абрикосами!
Своему автомобилю выражаю мегареспект, потому что в пути нам за неполные 3 года исполнилось 100 000 км и он продолжает нас радовать!
Перефразирую лозунг БМВ: Путешествуйте с удовольствием за рулем!
Путешествия и отдых в России
Кавказское гостеприимство, легендарный Арарат — и это сейчас не про коньяк — прекрасный Севан и древнее зодчество. А ещё маковое поле, хостел с индусами и многое-многое другое. Наш автор Татьяна написала подробный отзыв своем путешествии.
Компания из восьми женщин и одного мужчины — настоящий гарем, но это неточно — отправилась из центральной России в самостоятельное путешествие по большому Кавказу. В июне 2018 года они объехали на автомобилях три страны и одну республику. В этой статье речь пойдет об Армении.
В Армении мы пробыли три дня в самом начале лета. Приехали туда из Грузии, остались ночевать в одном из хостелов в центре города, кушали в ресторанах, считали драмы — национальная валюта Армении. Обо всем по порядку.
Подготовка
Театр начинается с вешалки, а путешествие с чемодана. Как спланировать поездку, чтобы ничего не забыть?
Мы давно мечтали о поездке в Армению. Наша компания состояла из девяти человек от 24 до 50 лет. Некоторые были до этого в Армении, но давно, в советские годы. Большинство же собиралось туда впервые. Ниже план наших действий по подготовке к поездке.
План поездки
Полезные приложения
Приложений для путешественников сейчас множество: от ежедневников до расчета расхода топлива. Вот некоторые из них, которые помогут значительно облегчить планирование поездки.
А также к полезным сервисам стоит отнести сайты местных музеев, кинотеатров, ресторанов, из которых можно узнать о действующих на период путешествия скидках и специальных предложениях или просто о средней стоимости меню или билета.
Как подготовить автомобиль к путешествию?
Помыть, просушить, изучить на исправность, причем лучше у специалиста, а не самостоятельно. Автомобиль за время путешествия испытает серьёзную нагрузку. И ненадёжная машина не подходит для таких испытаний. В лучшем случае она где-нибудь заглохнет, в худшем — станет причиной аварии. Путь к Армении извилистый и долгий — не пытайтесь рисковать.
Так же перед поездкой стоит убедиться, что на машину нет штрафов. В противном случае возникнут проблемы с пересечением границы.
У нас было два автомобиля марки Ниссан Альмера и Ниссан Кашкай, которые прекрасно выдержали испытания расстоянием и «восхождением по скалам». А также палящим солнцем и проливными дождями. Даже если вы не планируете горных маршрутов, стоит помнить, что на пути к Армении, как и по самой стране, не раз придется прокатиться по серпантинам. Машина должна обладать хорошей проходимостью.
Посмотрите, есть ли в вашей машине аптечка. Может случиться разное. Надо, чтобы все необходимое для чрезвычайных происшествий было под рукой.
Подведем итоги. Перед поездкой нужно:
Барев дзез [здравствуй], Армения!
На границе
У Армении нет границы с Россией. Она граничит с четырьмя государствами: Турция, Азербайджан, Грузия и Иран, причем через первые две попасть в Армению невозможно из-за конфликта между странами.
Группа туристов выехала в Армению из Тбилиси — столицы Грузии в 6 утра и приехала в Ереван — столицу Армении в полдень. Дорога от Тбилиси до Еревана считается одной из самых живописных на Кавказе.
Мы ехали и любовались горными вершинами. За время нашего путешествия нам удалось убедиться: нет двух одинаковых гор, как двух одинаковых стран. Дорога в Грузии отличная, а вот армянские заметно уступают в качестве. Это сразу бросается в глаза. Мы въехали в Армению через переход Гогован по трассе Тбилиси — Ереван. Сам переход занял у нас не больше 20 минут, очереди не было. Пограничники приветливые и дружелюбные. Выносить вещи из машины на проверку для досмотра нас не просили.
При въезде в Армению нужно будет заплатить транспортный налог на экологию около полутора тысяч рублей в зависимости от «сил» автомобиля.
Армения нас встретила жарким полуденным зноем. Там уже в начале июня термометр стабильно показывает около 30. Ох, нет, сначала она встретила нас пробками — вот уж чего мы не ожидали! В одном из небольших городков на пути к Еревану перекрыли дорогу: в школу, которая находилась у проезжей части, вернулся с победой ученик-спортсмен. По этому поводу национальные танцы. А проезжающие мимо машины… Им пришлось подождать, когда чествование победителя закончится, и полюбоваться. Все-таки армяне — очень пластичный народ.
Молодые армяне в национальных костюмах танцуют на дороге в честь победы своего одноклассника в соревнованиях
Второй раз мы стали свидетелями, когда на ровном месте останавливают движение, на пути к жемчужине Армении — озеру Севан. Но об этом позже.
Когда мы добрались до Еревана, первым делом мы стали осматривать наш дом на ближайшие три дня. Хостел нам не понравился. Честно сказать, за 17 дней нашего путешествия — это было худшее жилье. Но ситуацию скрасила хозяйка: приветливая и дружелюбная, она сразу постаралась угодить всем нашим капризам.
В хостеле жил индус, и нас сразу удивило, что он, когда ходит в туалет, оставляет открытой дверь. А поскольку комнаты, в том числе и уборные, на всех общие, нам оставалось либо смириться, либо покинуть помещение. Мы рассказали хозяйке, и она переселила индуса в другой свой хостел. Благодаря ей, мы не стали искать других вариантов. Побросав рюкзаки по углам, отправились на прогулку по городу.
Нам не нравится хостел, но нравится хозяйка — остаться или уйти, что же делать? Большинство проголосовало за «остаться».
Минутку внимания:
Хостелы с общими комнатами, как правило, не запираются на ключ. Постарайтесь не оставлять дорогих вещей без присмотра. Но у нас никаких неприятных ситуаций с этим не было — ещё раз говорю, хозяйка была хорошая.
День 1: Ереван
Ереван — один из древнейших городов мира с населением немногим более миллиона. Город приобрел современный облик во время советской власти.
Огромные площади, каскад, современное искусство прямо на центральных улицах, светящиеся головы Будды, поющие фонтаны и много симпатичных кафе на каждом углу — все это поразило наше воображение. Мы сразу же потерялись друг от друга. Кто-то пошел в Вернисаж — центральный рынок Еревана, а кто-то по бутикам и магазинам.
5 достопримечательностей Еревана, которые обязательно нужно посмотреть
Каскад. Архитектурный комплекс в Ереване с лестницей, уходящей в облака. Семьсот сорок ступеней, пять уровней, на каждом из которых свои прелести. Это здесь можно увидеть парящего Будду, зеленый живой ковёр, сфотографироваться с надписью «Любовь», погадать, что значат фигуры, установленные на каждом уровне, и скинуть несколько набранных за время отпуска килограммов, поднимаясь до самого верха. Впрочем, для ленивых предусмотрен подъемник. На вершине установлен обелиск Возрожденной Армении.
На Каскаде мы оказались на закате солнца. На вершине небо встретило нас дождем. Скорее вниз — греться в кафе!
Вид из окна кафе, армянская вязь
Площадь Республики. Центральная площадь Армении не раз входила в топы самых красивых площадей мира. Здесь всегда многолюдно. Кроме потрясающей архитектуры, каждый, кто не слеп, отметит материал, из которого выложены здания. Это розовый туф — старинный камень Армении. Помните «Изумрудный город» Волкова? Ереван — город розовый.
Площадь, как площадь. Я на рынок хочу!
Вернисаж. Центральный рынок, где можно купить национальные предметы Армении: ковры, одежду, сувениры, сладости, серебряные украшения, выполненные народными мастерами. Продавцы охотно торгуются с покупателями.
Ереван Мол. Главный торговый дом Еревана. Но пока до него доберешься, встретишь тысячи соблазнов. Мы не добрались. Прямо на торговой улице, которая длится несколько километров, раз в пятьсот метров переходы, где торгуют недорогими вещами приличного качества. Переходы эти совсем не похожи на наши российские и больше напоминают бутики или галереи. Вход в каждый украшен цветами. Говорят, в Советские годы, когда в развитие туризма в Армении вкладывались большие деньги, все это поражало еще большей роскошью и масштабом.
Кинотеатр Москва. Открыт с 1936 года. Ну, согласитесь, нельзя же истинным патриотам пройти мимо напоминания о родной столице и не сфотографироваться?
С прогулки по городу мы вернулись с туфлями, кроссовками, сумками, бейсболками, серебром и сладостями. Если будете в Вернисаже, там среди торговых рядов спрятался фабричный магазин, где можно купить эксклюзивные балетки, туфельки, футболки, сумки и мелкие сувениры.
Я купила балетки с рисунком граната за 15000 драм. На наши деньги это около 2000 рублей — кожаные, прочные, красивые. До сих пор жалею, что взяла только одни. Просто там, в отличие от рынка, не торгуются.
Вечером нас ждал легендарный Арарат — коньяк. Вид на гору нам открылся позднее.
Цены на еду и алкоголь
Про коньяк:
Армянские коньяки известны во всем мире. Самыми лучшими считаются «Арарат» и «Ноев ковчег». Выгоднее всего покупать их в фабричных магазинах. Но мы брали в обычных продуктовых гипермаркетах. 10-летний «Арарат» по 20 000 драм, это меньше 3 000 рублей на наши деньги.
Как и многие девушки, я никогда не любила коньяк — что за вкус? Но «Арарат» стал моим любимым напитком. А какая песня, если еще и спелым персиком закусить!
Про пиво и вино:
Мы также активно дегустировали пиво и вино. Брали бюджетные местные марки и оставались весьма довольны. Так, мы покупали пиво «Арарат» по 245 лум — это примерно 35 рублей, вино по 1400 драм — 200 рублей. Шампанское стоит чуть-чуть дороже. Мы его не брали.
Про еду:
Также в Армении дешево стоят фрукты, сыры, да и все в соотношении с Россией. К примеру, в ресторанах, счет за вечер у нас ни разу не превышал 500 рублей с человека, при этом в него входили: шашлык, вино, закуски. Кто-то из нашей компании даже сочинил хит «Мы так любим дешевые драмы».
Сыры и тортики — фото из магазина
День 2: Гарни и Гегард
На второй день мы поехали за город. Точки экскурсионного маршрута: языческий храм Гарни и древний монастырь Гегард.
Эти два места не слишком удалены от центра Еревана. Выехав к обеду, уже к концу рабочего дня мы были дома, вдоволь насладившись и природой Армении и ее дарами.
На заправке мы наелись черешни с куста — совершенно бесплатно, даже заправляться не стали. Благо, с экологией в Ереване все хорошо. Ни один турист в ходе эксперимента не пострадал.
Стоит знать:
Бензин в Армении заметно дешевле, чем в соседних странах, около 62 рублей и, по сводкам новостей, продолжает падать. Но 95 есть не везде. К примеру, на заправке, которая описана выше, черешня была, а 95 бензин — нет.
Гарни
Языческий храм бога Солнца расположился на краю ущелья в 30 км от Еревана. Обнаруженные там надписи свидетельствуют, что он построен в первом веке до нашей эры. Армянские цари ценили это место за неприступность и благоприятный климат и сделали его своей летней резиденцией, что и уберегло его от уничтожения после принятия Арменией христианства. Ведь Гарни — один из немногих, сохранившихся по всему миру языческих храмов. Был разрушен в 1679 году землетрясением и восстановлен из руин в советские годы.
Вход к древним святыням оказался платный. Денег на языческих богов мы пожалели. Впрочем, двоим из нас удалось навестить их бесплатно. Одну пропустил охранник, как самую симпатичную. Другая пошла в обход. Слева от входа в комплекс есть дорожка вниз. Если по ней спуститься, то она приведет прямо к храму. Охранников с дубинками на этой дорожке нет.
Гегард
Пещерный монастырь в 40 км от Еревана. Уникальность его в том, что часть комплекса построена из пещер. А какой мелкий и красивый орнамент выбит прямо на скалах — это обязательно надо видеть! На территории комплекса многочисленные каменные хачкары — традиционные армянские памятные стелы с крестами. Монастырь был основан в четвертом веке.
Я фотографируюсь у хачкар, хотя еще не знаю, что это вообще такое
Главная церковь в комплексе — катогике. На ее стенах выбиты разные рисунки, каждый из которых есть символ и несет свой сакральный смысл, раскрывая историю и традиции Еревана. Те, кто там был и видел зрелище своими глазами, рекомендуют не жалеть в этом месте деньги на экскурсовода.
Это очень красивое место. Сначала обращаешь внимание на природу: горы и маки! Конечно, первым делом мы устроили фотосессию.
Маковая долина — чудо как хороша, так бы и поспала в ней часочек
Потом на входе к монастырю разворачиваются торговые ряды с очень вкусными горячими лепешками. В самом комплексе встречает трио музыкантов, играющих на дудуке и других народных инструментах Армении.
Трио музыкантов играют на народных инструментах Армении
Мы сфотографировались на камне желаний, попробовали, как все туристы, подбросить камешек на приступ — говорят у кого получится, того ждет хорошая судьба. В самих храмах во время нашего посещения велась служба, и мы могли оценить всю мощь стен, слушая, как по ним раскатывается молитвенный тон.
На камне желаний у стен монастыря Гегард — загадали, чтобы каждый из россиян увидел это своими глазами
А вечером мы разделились по группам: кто-то остался дома, кто-то пошел гулять по ресторанам.
А в ресторанах, а в ресторанах гнездятся совы, играют дамы
Про кавказское гостеприимство
За время поездки нами был в прах разбит миф о том, что на Кавказе девушку, гуляющую одну, могут украсть. Может быть, могут, но только своих. К иностранным девушкам у них очень почтительное отношение. Если сама не позволишь, тебя и пальцем не тронут.
А вот угощают там с радостью и на славу как женщин, так и мужчин. Нам совершенно неожиданно удалось стать гостями на одном дне рождения. 35 мужчин и ни одной женщины, кроме официанток и нас. Шашлык, вино рекой и много танцев — никаких неприличий, даже спора, не то что драки, у них между собой не было.
День 3: Арарат и Севан
Утро третьего дня началось с подарка — наконец-то нам открылся Арарат. До этого он прятался в облаках. Священная гора, почитаемая армянами, находится в Турции, но ее практически всегда видно из Армении. Вдоволь налюбовавшись ее холодным величием, мы поехали на озеро Севан — главный курорт Армении. Моря, как вы помните, в Армении нет.
Вот он, Арарат! Наконец-то увидели — вычеркнуть из списка
Севан
Жемчужина Армении — озеро Севан — самое большое озеро на Кавказе. Площадь 1240 квадратных километров, средняя глубина — 26 метров, максимальная — восемьдесят. На озере построен монастырь Севанчик из вулканического туфа.
Севанчик построен в конце 8 века. Раньше находился на острове
Долго время Севанчиком объяснялось название озера: сев с армянского — «черный», а ванк — «монастырь». Потом оказалось, что название за курортом закрепилось с урартских времен. Урарту — древнее государство, охватывающее территорию от Араратской долины до северного Ирака. Так вот с ураратского «суниа» означает «озеро». А свидетельство этого факта нашли на камне, на берегу озера. Запись датируется 4-6 веком до н.э. На территории вокруг озера есть еще древнее средневековое кладбище, но мы до него не добрались.
Лазурное озеро Севан — вид с горы, на которой расположен Севанчик
Курорт Севан оставил о себе самые приятные впечатления, несмотря на то, что мы снова столкнулись с перекрытием движения. На этот раз мы вынуждены были остановиться на 40 минут. Армяне устроили забастовку, чтобы местным разрешили в свободном доступе рыбачить на озере.
Стоим в пробке, пока боимся выйти из машины — впереди забастовка
На Севане много кафе с шезлонгами и развлечениями. Подают вкусную свежую озерную рыбу. Мы выбрали один из бюджетных вариантов и провели на курорте весь день, загорая, выпивая, кто-то даже купаясь. Вода в озере на тот момент недостаточно прогрелась.
Свежая озерная рыба, зажаренная на костре
Третий день подходил к концу. Загорев под армянским солнцем, мы возвращались домой. Утром нам предстоял длинный переезд, мы снова ехали в Грузию. На этот раз к морю в село Григолетти. Если вам интересно — можете посмотреть наш видеоотчет о путешествии. Виды Армении начинаются с 14 минут.
Кое-что об особенностях путешествия на машине
У нас было три водителя на девятерых: один мужчина и две женщины. Главная трудность — добраться до места. В самой стране путешествие на автомобиле скорее не минус, а плюс. Не надо ждать автобусов, такси, искать гидов — мы просто гуглили в интернете нужную точку и садились «по коням».
Дороги в Армении такие же, как в России — оставляют желать лучшего. Зато в отличие от соседних Азербайджана и Грузии сразу радуют спокойствием движения. То ли армяне не такие импульсивные, как грузины и азербайджанцы, то ли плотность населения в их столице намного меньше… Что бы ни являлось причиной, мы были просто рады, что наконец нас никто не подрезает и не сигналит в спину.
С гаишниками в Армении нам познакомиться не удалось — и слава Богу!
Что еще хочется отметить: в этой стране у нас не возникло проблем с парковками. Даже возле самых популярных мест всегда есть свободное местечко.
И последнее — понятные и удобные развязки: мы ни разу не сбились и не сошли с пути. Приятного отдыха и вам!