Поездка в чечню на машине
Путешествие в Чечню на машине
Отзыв путешественника о поездке на собственном автомобиле в Чеченскую Республику. Сложности в дороге, советы туристам, достопримечательности Чечни и фотографии.
Цель поездки
Хотелось бы рассказать историю своей поездке на автомобиле в Чеченскую Республику. Надеюсь, для кого-то она будет полезной. Отталкиваясь от нашего опыта, туристы получат представление о Чечне.
Идея посетить республику появилась у меня давно. В Грозном живет мой хороший друг. Отслужив вместе в армии 10 лет назад, больше мы не виделись. По телефону он часто приглашал меня с женой в гости, предлагал посетить местные достопримечательности и увидеть красоту природы, но времени на поездку постоянно не было. В июле 2017-го года наш отпуск с супругой совпал, а такое бывает очень и очень редко. Недолго думая, я предложил ей отправиться в путешествие на Кавказ. Жена на мое удивление согласилась практически сразу. Мы не стали откладывать в долгий ящик поездку и начали готовиться к столь долгожданному путешествию.
Подготовка автомобиля и сбор вещей
Прежде чем отправиться в такое большое путешествие, нужно быть уверенным, что машина не подведет в дороге. Всего невозможно предсказать, но зато можно подстраховаться. Мы подготовили автомобиль: поменяли моторное масло и лампы на более мощные, произвели замену ремня ГРМ, сделали развал-схождение и балансировку, проверили работоспособность дальнего и ближнего света. Наконец, наша ласточка была готова.
Машина готова к путешествию
Перед поездкой мы также составили наш маршрут на 1500 км. Выглядел он так:
По советам и отзывам мы взяли с собой хороший навигатор. В поездке всякое может случиться, техника есть техника, поэтому атлас автомобильных дорог не был лишним гаджетом в путешествии.
Атлас автомобильных дорог
К подбору вещей моя супруга отнеслась с большой ответственностью. Во-первых, мы взяли с собой большое количество продуктов питания, чтобы лишний раз не останавливаться, а также запас лекарств и горячей воды в термосе. Во-вторых, не забыли прихватить и теплые вещи с обувью, ведь мы отправлялись в горную местность, где достаточно прохладно. Да и кто знает, какая нас ждет дорога, если все-таки подведет машина. Не ночевать же в легкой одежде на улице.
В дороге
В дорогу мы отправились в 05:00, заранее залив полный бак бензина. Путь держали на Новый Оскол. Эта дорога была нам хорошо знакома — расстояние небольшое, преодолеть его не составило никакого труда. Машин практически не было. По пути мы встретили рассвет.
Миновав Новый Оскол, направились в сторону Россоши. Преодолеть этот участок не так просто: дорожное полотно было в плохом состоянии, очень часто встречались ямы и ухабины, поэтому ехать могли с максимальной скоростью 40 км/ч. Местами велись ремонтные работы, которые еще сильнее затрудняли движение. В Россоши нас остановили на посту ДПС для проверки документов.
Дорога до Богучара тоже нас не порадовала. Трасса начала загружаться транспортом, а полотно лучше не становилось. Еле-еле волочащиеся фуры еще больше осложняли движение. В каждом направлении было по одной полосе. Такая езда начала нам изрядно надоедать. Мы решили сделать небольшую остановку и выпить кофе.
Дорога до Богучара
Проехав Миллерово, на одной из развилок мы по совету навигатора свернули не в том направлении. К сожалению, мы не сразу поняли, что движемся неверно, а потому потеряли два часа, сделав большой крюк.
В очередной раз убедившись, что навигатору нельзя верить на 100 %, мы взяли в руки атлас и заодно начали внимательно присматриваться к дорожным указателям. В 14:15 проехали Новочеркасск. Жаркая погода и усталость дали о себе знать. Мы решили добраться до Батайска и найти придорожное кафе для обеда и отдыха. Ехали чуть больше часа.
Любой путешественник на машине должен в пути делать остановки на периодический отдых. Лично для меня излишняя усталость за рулем — это потеря внимательности и скорости реакции. Плотно пообедав и отдохнув около часа (обед стоил всего 470 рублей), мы с новыми силами отправились в путь.
До Ставрополя двигались по трассе Р269. Практически на всем пути растянулась равнинная местность с бесконечными полями, а лесов и посадок не было совершенно. Часто встречались маленькие населенные пункты и деревушки. Дорога здесь не сильно загружена, имеет по одной полосе в каждом направлении. На въезде в Ставрополье нас остановили на посту ДПС, попросили пройти на регистрацию с паспортами. Процедура отняла у нас около 40 минут. В Ставрополье стояла немыслимая жара, открытые окна не помогали, и мы мечтали о небольшом додже. Увы, но до наступления темноты нашим мечтам не было суждено сбыться. Лишь вечер принес долгожданную, хоть и незначительную прохладу.
До Грозного оставалось около шести часов пути, а это означало, что в лучшем случае мы приедем в 02:00. Посоветовавшись с супругой, решили остановиться в гостинице, а остаток пути преодолеть на следующий день, потому что на дорогу уже не было сил. Выбор отеля я доверил супруге. Руководствуясь отзывами в интернете, она нашла подходящий вариант. Остановились на ночлег в Пятигорске, куда доехали к 21:30. Гостиница оказалась довольно неплохой: номер был большой и уютный, условия для отдыха хорошие, питание включено в стоимость проживания. Однако, цена немного завышена — 3200 рублей за суточный номер на двоих. Такой расход не входил в планы, но выбора у нас не было.
Последние часы в дороге
Из Пятигорска мы отправились в дальнейший путь в 07:00. Оставалось ехать еще около пяти часов. Двигались мы не спеша, любуясь красотами Кавказа из окошка автомобиля. При въезде в Чеченскую Республику нас снова остановили для проверки документов и регистрации.
Остановка на посту в Чечне
Бестактность сотрудников ГАИ нас просто поразила: они начали задавать совершенно неуместные вопросы, осматривать автомобиль под предлогом того, что мы можем провозить запрещенные вещи. Когда они увидели у нас домашнее вино, то стали намекать, что нужно за это заплатить. Спорить было бесполезно, терять драгоценное время тоже не хотелось, поэтому пришлось искать компромисс и выполнять поставленные нам условия.
Далее началось самое интересное. Мы даже представить себе не могли такой стиль вождения местных жителей. ПДД тут совершенно не соблюдаются. Судя по всему, для водителей даже такого понятия не существует. Нас обгоняли и слева, и справа, на запрещающие сигналы светофора никто не обращал внимания. Если мы останавливались на «красный», то у остальных участников дорожного движения это вызывало неподдельное удивление. Казалось, что мы никогда не выберемся из этого кошмара. Я, водитель с 10-летним стажем, был в недоумении и откровенном шоке. В самом Грозном ситуация не дороге не улучшилась, а наоборот, стала только хуже. К счастью, путь был завершен — нас уже встречали друзья.
Достопримечательности Чечни
За время пребывания в Чеченской Республике мы посетили следующие природные уголки и достопримечательности:
Отпуск 2021. Ч.2: Чеченская республика
Продолжу повествование о нашем путешествии на Кавказ, взамен закрытой Турции. После Владикавказа мы поехали в сторону Грозного, а после хотели поехать в Дагестан. Что мы ожидали увидеть? Лично я хотел увидеть идеальные дороги, природу красивую и жизнь Чеченской республике. Что ожидали мои друзья, когда узнали что я еду туда? По их сообщениям они ожидали, что я буду ехать в багажнике… На данную минуту по моему мнению Чечня и Дагестан наверное самые безопасные регионы РФ (вывод после посещения). Безопасность эта достигается конечно большим количеством сотрудников силовых структур. В Грозном и в Чечне в общем мы увидели сотрудников с автоматами (сзади у них были шевроны «Отряд А.А. Кадырова»), которые следят за порядком. Как они относятся к туристам? Совершенно положительно. Как я понял, это отдельно выделенное подразделите в составе МВД Чечни. Но перейдём к поездке. Мы приехали в час дня в Грозный, заселились в отель и сразу поехали в сторону озёра Казеной-Ам.
По Грозному очень много мест, где можно увидеть портретов первого президента Чеченской республики А.А. Кадырова и надписей «Ахмат сила». Как сам разъяснил однажды нынешний глава ЧР Р. Кадыров выражение «Ахмат сила», цитирую: «…означает приверженность принципам и идеологии пути, который указал Первый Президент ЧР Ахмат-Хаджи Кадыров».
Скажу качеством дорог в ЧР я был удивлён и приятно, они идеальны, весь по пути до озера Казеной-Ам это отличное шоссе, по которому можно спокойно проехать и на спорткаре и на заниженной приоре. Кстати я удивился, но что в Северной Осетии, что в Чеченской республике почти все машины уже не тонированы. Как я сказал ранее, дорога на озеро проходит по хорошему шоссе и через небольшие поселения, в каждом из которых обязательно блок посты, но мы были не интересны сотрудникам правоохранительных органов.
На последнем перед озером блок посту нас остановили и записали данные куда мы едем и сколько нас человек в машине и пожелали счастливого пути. Начался горный серпантин и на одном повороте мы решили остановиться и насладиться видами гор
На этой же смотровой площадке остановился автобус с туристами и они были очень удивлены увидев нас и узнав, что мы приехали из Москвы (удивило их расстояние, которое мы проехали).
После фотосессии на фоне гор мы наконец доехали до озера и перед нами предстала невероятной красоты бирюзовая вода и горы на фоне озера
Мы долго стояли и фотографировались на фоне озёра, но понимали что дело движется к закату и надо ещё успеть до аула Хой. Аул Хой, это восстановленный древний аул. Вход на территорию восстановленного комплекса составляет символические 100 рублей.
Хоть это и новодел, но смотрится очень аутентично все равно, ещё мы попали в период когда уехала группа туристов и были одни, поэтому свободно заходили в каждый дом и осматривали все
На обратной дороге, мы решили заехать в город Шали и посмотреть мечеть «Гордость мусульман» имени пророка Мухаммеда.
Мечеть «Гордость мусульман» считается самой большой мечетью в Европе.
После осмотра мечети, мы поехали в отель в Грозном. На утро решили прогуляться по городу и посмотрели Грозный сити и прилегающую территорию
Также возле Грозный сити есть мечеть и называется она «Сердце Чечни»
Ещё немного фото Грозного
P.S.: Безопасно в Чечне? Ответ — Да. Понравилось нам в Чечне? Ответ — Да. Удивлены мы? Ответ — да. Совершили покупки? Ответ — да (супруга купила традиционное чеченское платье). Стоит ли ехать? По своему опыту скажу да, вы как турист никому из местных не будете интересным, вас никто не обворует, вам помогут если вы спросите дорогу и тд. Вы посмотрите прекрасную природу. Пожалел ли я отменённым отпуском в Турции? Нет, это поездка на Кавказ, одно из лучших путешествий в моем арсенале путешествий.
Что меня поразило в Грозном? Идеальная чистота улиц, просто каждая улочка чистая, нет ни бумажки валяющейся как и нет другого мусора, подстрижены кустарники, высаженные цветы, чистые машины местных.
Продолжение будет, напишу ещё про Дагестан (красоты природа республики, а их там много) и обратную дорогу с заездом в Сочи)
Записки перекупа БН. Путешествие по Кавказу Чечня и Дагестан 2021
Сегодня будет запись не про куплю/продажу/подбор, но тоже про авто. Автопутешествие. Может быть, кому-то будет интересно или полезно) И, конечно, одной записью все не показать и не рассказать, но Д2 ограничивает количество фото, поэтому получится, возможно, немного скомкано, не обессудьте.
Итак, отпуск. Ну конечно же на машине! Я никогда не был фанатом пляжно-тюленьего отдыха, мне надо куда-то ехать, где-то лазить, что-то видеть) Поэтому поедем в горы! Изначально маршрут был «Дагестан — Чечня», но по пути в Дагестан была Элиста, а по пути домой добавился Эльбрус) Перед дорогой проверяем машинку (поехал на своей дизельной трешке, и не пожалел, дизель это экономия а полный привод в горах это спасение!). Поехали!
От МСК до Элисты едем сначала по М4, а в Миллерово сворачиваем на Волгодонск (Миллерово — Элиста дорога на троечку, но зато бОльшую часть пути едем по идеальной ростовке). Что посмотреть в Элисте? В первую очередь, въезд в город)
город небольшой, провинциальный, тихий спокойный. Еще обязательным пунктом было попробовать местные блюда в каждой республике: в Калмыкии еда «не зашла», не в обиду
Ночуем в Элисте, и с утра в путь, в горы! Через Артезиан, вдоль Каспия в Махачкалу. Дорога на четверочку, и довольно пустынная. На въезде в Дагестан пост с ОМОНом, осмотр авто, регистрация документов, тут все серьезно.
Вообще, в Дагестане и Чечне очень много блок-постов, стабильно 2-3 раза в день тебя тормозят, иногда просят открыть двери и багажник, везде спецбат, ОМОН, черные маски, броники, калаши, бетонные блоки. Сначала пугаешься, потом привыкаешь. Все всегда предельно корректно и вежливо. Главное не бычить и спокойно показать документы, это не те ГАИшники, которые сидят в засадах в Подмосковье и ловят нас на скорость и полосы. Эти люди реально охраняют наши жизни. Им некогда проверять аптечки и ремень, главное, чтоб вы не угрожали безопасности жителей. Ведь рядом в горах госграница. Не бойтесь их.
В Махачкале останавливаемся надолго, 4 дня. Тут больше всего интересностей (мое субъективное мнение). Что же тут посмотреть?
Стоит ли ехать в Чечню? Культурные особенности и природные красоты
Чечня и Ингушетия — самые безопасные регионы России. Это не шутка, просто статистика. Количество преступлений в год на тысячу жителей тут минимальное во всей России — всего 2.3 (в Тыве, к примеру, 28.8). Стабильная, как колосс словесная конструкция «Привет, как дела? Да у меня нормально. Где? Да на машине еду, в Ведено. Нет, не в багажнике…» утратила актуальность. Остается лишь задуматься, какими силами и действиями законопослушность в регионе высоких гор и низких, ныне нетонированных «приор» доведена до таких значительных высот.
К туристам ГБРовцы особого интереса не проявляют — могут проверить документы, поинтересоваться целью поездки, вежливо попросить надеть маску (в Чечне во время эпидемии COVID-19 это обязательно даже в автомобилях). В разговоре они обычно оказываются весьма приятными собеседниками. Встреча с таким патрулем для водителя из другого региона значительно менее драматична, чем остановка каким-нибудь краснодарским ДПС-ником в безлюдном месте.
О жесткости работы чеченских силовых структур сказано многое, но к туристам это отношения не имеет. С этой точки зрения, безопасность тут абсолютная — можете гулять по улицам, зачастую названным в честь Кадырова-старшего или Владимира Путина, да и вообще, где угодно, в любое время суток, и никаких проблем у вас не будет. Автомобили, в принципе, тоже можно не запирать. Никто не позарится на ваше имущество.
Алкогольные напитки — часть почти любой культуры, но ни в коем случае не современной чеченской. Курение, к слову, тоже не приветствуется, хотя практикуется. В республике алкоголь официально продается только в двух магазинах “Лента”, причем только в максимально неудобное время, с 8 до 10 утра и не каждый день. Более того, покупающих алкоголь чеченцев сразу после касс вылавливают патрули. “Нарушителей” особых местных законов ждет как минимум конфискация покупки и штраф в 10 тысяч рублей. Могут и забрать в отдел, чтобы затем придать этот поступок нарушителя огласке. К туристам из других регионов это ограничение, опять же, не относится — можно спокойно покупать алкоголь, главное, не употреблять его прилюдно.
Прибавьте к этому обилие «блатных» и не очень черных «камри» (сделать «рестайлинг» из старой в более новую можно в любом придорожном сервисе), и вы, я думаю, составите более полный образ в части местных культурных особенностей.
Первая точка нашего маршрута по республике — село Герменчук Шалинского района, где расположен архитектурно-этнографический музей Шира-Юрт.
Копия традиционного чеченского аула насыщается жизнью и реконструкторами лишь во время экскурсий и подобных мероприятий.
Сегодня скромные приземистые глиняные постройки, украшенные домоткаными коврами, старинной утварью и фабричными артефактами прошлого пусты. За очередной скрипучей деревянной дверью — зияющая пустота. Не горит свеча, от пустого очага не исходит тепла. Наверное, примерно так и было в чеченских домах после депортации…
Едем дальше, в горы.
Озеро Кезеной-Ам, расположенное на границе Дагестана и Чечни на высоте 1869 метров над уровнем моря — локация беспроигрышная.
Горная дорога с идеальным полотном — хороший полигон для проверки пределов шасси Nissan X-Trail. Машина послушная, понятная, динамичная с двигателем 2.5, но мучать вариатор ручным режимом быстро надоедает — тем более, что склонность к андерстиру тут повыше, чем на соплатформенном Qashqai. Лучше ехать неспешно, и для этого “хитрила” реально хорош.
Сине-зеленая холодная водная гладь успокаивает, чарует.
Когда-то тут тренировались спортсмены Олимпийской сборной СССР по гребле, во время войны база была полностью разрушена. Но уже в прошлом году тут снова прошли первые сборы.
Место для этого вида спорта особенное. Мало того, что высокогорье, и двухкилометровая ширина, так еще ввиду сочетания глубины, низкой температуры и химического состава вода тут “тяжелая”, то есть грести тут тяжелее, чем в других местах, где вода “легкая”.
У нас же — никакой тяжести бытия. Суровый шашлык из баранины, щедро приправленный соусом, отлично заходит с местной “минералкой”. Неожиданная встреча со старым другом Магомедом.
После обеда направляемся в расположенный совсем рядом аул Хой.
Дорога идеальная, новая, но узкая — двум машинам разъезжаться нужно медленно. Едущая навстречу моему вызывающему оранжевому X-Trail очередная черная “камри” приветственно (хочется верить) крякает СГУ, я сигналю ей в ответ.
Древний аул Хой в горах Чечни близ границы с Дагестаном был заброшен 76 лет назад — местные жители были депортированы по приказу Сталина. Вода и непогода разрушили каменную кладку, созданную без использования раствора.
Остатки строений (дольше всего стояли боевые башни) были уничтожены во время двух чеченских кампаний. Село долго представляло из себя живописные руины (фотографию можно посмотреть в Википедии).
Пару лет назад тут начались реставрационные работы. Кто-то справедливо назовет это «реконструкцией» или «новоделом», так как несмотря на использование тех же камней и фундаментов, в кладке применяется цемент.
Но открытое для туристов всего две недели назад селение выглядит для неспециалиста вполне аутентично. В невысоких домах с плоскими крышами пока нет жителей — они появятся лишь в случае активизации турпотока, который, впрочем, набирает обороты. Как и другие этнографические объекты, Хой оживает во время экскурсий и мероприятий, которые проводятся все чаще и чаще.
На обратном пути надо передохнуть, не доезжая Кезеной-Ам сделать остановку, покачаться на качелях с видом на горы.
По привычке, я любую остановку трачу на работу. Достаю свой верный «зенбук», и, мерно покачиваясь читаю почту, и сливаю снятые за день снимки. Вот железка — и в вертолете падала на железный пол, перелетев через весь салон Ми-8, и в палатке отсыревала, но все равно работает. Иногда, впрочем, это кажется перебором — ведь руки тянутся к ней там, где надо бы просто смотреть по сторонам и впитывать красоты.
Солнце медленно опустилось за горы, и смотреть стало практически не на что, кроме витиеватой ленты дороги и домовладений за высокими сплошными заборами из красного кирпича, преимущественно, с массивными коваными воротами.
В центре Шали, впрочем, ситуация радикально меняется — тут высится, затмевая небо, освещаемая разноцветными прожекторами крупнейшая мечеть Европы, «Гордость мусульман».
Вопреки сообщениям во многих СМИ, названа мечеть в честь пророка Мухаммада, а вовсе не Рамзана Кадырова.
Высота крупнейшего из 13 куполов составляет 41 метра, минаретов — 63 метра, а вместимость главного зала мечети — свыше 30 000 человек (население Шали, к слову, всего 54 тысячи).
В отделке ослепительно белого здания использовано 6.5 тысяч тонн мрамора с греческого острова Тасос. Высокотехнологичное инженерное сооружение, в котором применено множество современных решений.
Мнемся с коллегами на крыльце, у массивных дверей. У входа стоит обувь молящихся, которых, если считать по парам, этим вечером всего пара десятков.
Выходящий бородатый мужчина в красиво расшитой молитвенной шапке, видя наше смущение, улыбается, приглашает нас войти. Да мы же не мусульмане, говорим.
— А какая разница? Заходите, посмотрите, как у нас!
Снимаем ботинки, входим внутрь. Охранник смотрит на нас чуть более строго.
— Есть, что запрещенное? Сигареты? … Фотографировать? Конечно, можно!
В мечети просторно и светло. На создание 403 люстр и светильников ушло более двух миллионов кристалов Swarovski.
Площадь ковра в молельном зале — более 8 тысяч квадратных метров. Все сделано роскошно, качественно, и с размахом.
Дальше — в Грозный. Точнее, в Грозный-Сити, туристическую резервацию внутри самого Грозного. Здесь уже нет никаких ограничений, ни на одежду, ни на сигареты, и на алкоголь. Все, как в Москве или Питере. Шумно, пьяно, весело. За панорамным стеклом номера на высоком этаже — красивый, “вылизанный” центр Грозного. Сияет огнями огромная мечеть.
Глядя на переливающиеся огни, я вновь думаю о том, что понять Чечню и чеченцев за несколько коротких поездок невозможно. История народа столь драматична, что невозможно оценивать ее, находясь в абсолютно других реалиях.
Но тут можно любоваться горами, архитектурой, общаться с добрыми людьми, не особо расстраиваясь, что понимание между вами не полное…
Уважаемые читатели, теперь вам слово. Что думаете про поездки в Чечню? Если уже ездили, выкладывайте ссылки на свои отчеты. Буду рад репостам, дополнениям и комментариям!