Поездка в оптину пустынь на машине
Путешествие: Оптина пустынь, Шамордино.
9 октября 2010 года, в девять вечера мы выехали на Toyota RAV 4. Путь мы держали в Калужскую область. Там находиться Оптина пустынь и монастырь Шамордино. Дорога не представляла собой ничего сложного: как нам говорили-400-500 километров по неплохой трассе. Если бы…Но об этом позже.
В пятнадцать минут десятого мы покинули город. Ещё через пятнадцать минут езду по трассе совершили вынужденную остановку. На дорогу выбежал ёж. Его унесли в кусты и поехали дальше.
Часов в одиннадцать, а может быть и позже…не помню уже, мы проехали Орёл. Заехали на заправку, спросили дорогу на Белёв. Мы проехали в указанном направлении, и поняли, чот едем не туда. Развернулись. Встретили местного таксиста, которыё ехал в пригород Орла, по направлению на Болхов (перед Белёвом). Он сопроводил нас до нужной трассы и дальше мы ехали самостоятельно. С каждым километром дорога становилась всё хуже и хуже. Мы проехали Болхов, и добрались до Белёва…
это самая лучшая дорога В Белёве… ну в общем мы проехали Белёв, странную трассу посреди леса, и где-то там я отключился…
Проснулся я от мысли, что чего-то не хватает. Открыл глаза, огляделся. Прислушался…тихо стало-был выключен мотор. Я осмотрелся-стёкла были запотевшими, но очертания парковки я уловил.
Это она, Оптина пустынь!
Начало светать, и я вышел из машины. «Красиво, твою мать»- пронеслось в моей голове в тот момент…
На часах около шести утра, скоро служба начнётся. Мы прошли на территорию.
Служба проходила в церкви во имя явления Казанской иконы Божией Матери.
Далее походили по комплексу, описывать не буду, но впечатления приятных МОРЕ!
Вот пару фото оттуда:
Кстати, на территории монастыря полно кошек!
Дальше мы пошли набрать святой воды. Источник находился в метрах 500 от монастыря в лесу. А в том лесу растут «МАААААААЛЕНЬКИЕ» корабельные сосны.
Что удивительно: в лесу мусора, кроме одного носка и двух окурков мною замечено не было. Вот что значит, культура…
Потом мы уехали в сторону славного маленького военного городка Козельска. Такое чувство, что там местные жители разворовали один и тот же склад, причём ВСЕ, Весь город выкрашен в жёлтые, синие и зелёные цвета.
Вид на Оптину пустынь с трассы
Далее мы направились в Шамордино.
На подъезде шикарный вид: дорога идёт по холму, внизу речка и чистое поле, а на самой вершине ОН, монастырь.
Вокруг монастыря довольно большой забор, но гостеприимные ворота.
Всё построено из кирпича в готическом стиле, а размеры просто поражают.
Внутри как в музее. Иконы, выполненные из украшений. Я местами видел бусы из жемчуга, камни из колец. Красота неописуемая. Внутри огромный простор. Это что то.
На территории монастыря также полно кошек.
Самое интересное, там цветут крокусы! А они первоцветы! В середине октября…
Источник находиться под холмом, то бишь внизу.
Пора в Оптину!
Путеводитель по святым местам
Когда-то я писала и могу повторить это спустя десять лет:
«Милая моя Оптина! Друзья мои, любезные сердцу друзья мои! Вы хотите ощутить это умиление, это странное размягчение сердца? Эту податливость на блаженные слезы? Это чувство детского восторга? Любовь ко всем и всему тебя окружающему? Забудьте о модных морских пляжах и дорогих курортах! В Оптину, скорее в Оптину! То, что испытываешь здесь, вы не забудете никогда, и эти чувства заставят вас возвращаться снова и снова.
Что это, отчего это? Милые мои, это и есть благодать Божия, которая касается нашего очерствевшего сердца и вызывает вот эти любовь и нежность, которыми так полон мой рассказ».
Что я могу добавить? Лето перевалило за половину, и если вы еще не успели совершить паломничество в Оптину Пустынь – наступила пора это сделать!
Как добраться
Первый вариант
Из Москвы до Оптиной можно добраться автобусом, который идет с автовокзала «Теплый Стан». Автовокзал расположен в 50 метрах от станции метро «Теплый Стан» (Калужско-Рижская линия, оранжевая ветка). Автобус идет около пяти часов, чуть больше или меньше, в зависимости от пробок; делает две большие остановки продолжительностью по 20 минут – в Обнинске и Калуге, можно выйти и размять ноги, купить что-то съедобное, посетить места общественного пользования.
Стоимость билета – 650 рублей.
От автовокзала в Козельске до монастыря ходит маршрутка «Автовокзал – Оптина Пустынь» один раз в час: 7:30, 8:10, 9:10, 10:10, 11:10, 12:10, 13:10, 14:10, 15:10, 16:10, 17:10. Время в пути: 10–15 минут, стоимость проезда – 20 рублей. Иногда первый и последний рейс – на 7:30 и 17:10 – отменяют. По понедельникам эта маршрутка не ходит.
Можно сесть на маршрутку «Козельск – Сосенский», которая ходит чаще, с интервалом в 10–15 минут, и выйти на остановке перед поворотом на Оптину, предупредив заранее водителя маршрутки. От поворота до монастыря два километра пути, и, если ваш багаж нетяжелый, можно пройти пешком.
Можно вызвать недорогое такси «Rush», номер телефона такси: +7-48-442-3-000-3. Стоимость проезда около 100 рублей. Если вы едете втроем-вчетвером, получается по цене билета на маршрутку.
Второй вариант
Если вы не хотите ехать на автобусе, можно с Киевского вокзала Москвы доехать до Калуги на электричке.
Расписание электричек здесь.
Время в пути около 3,5 часов, стоимость проезда – 450 рублей. Можно сесть на экспресс, тогда время в пути сократится на час, но стоимость возрастет до 530 рублей.
От Калуги до Козельска идут автобусы. Расписание здесь. Время в пути около двух часов, стоимость – 188 рублей.
Так что по стоимости и продолжительности пути оба варианта примерно равнозначны.
Где разместиться и поесть
Вы приехали в Оптину. Пора позаботиться о месте для ночлега.
Предварительный заказ гостиницы производится только для организованных паломнических групп по телефону (48442) 50-166, но никто из паломников на улице не остается, работники паломнической службы всегда заботятся об их размещении.
Покушать можно в паломнической трапезной (направо от Святых врат монастыря), попросив в гостинице талончики на питание, или в чайной, где много разнообразной и вкусной монастырской еды: щи, пельмени с рыбой (60 рублей), вареники с картошкой, с капустой (50 рублей), чебуреки и беляши с рыбой (50 рублей), разнообразные пирожки (с картошкой, чечевицей, повидлом, капустой и т.д. – 20 рублей), хачапури, блинчики с рыбой и творогом, хлеб монастырский, пицца с морепродуктами, монастырские соленья и молочные продукты монастырского подсобного хозяйства, разнообразные салаты, оптинский мед и прочие вкусности, чай, кофе, соки.
Рядом с монастырем есть гостевые пятикомнатные домики, они более комфортны, но и стоят дороже. Здесь вас ждут душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной.
Подробно о проживании в Оптиной здесь.
Паломники-мужчины, которые приезжают на длительный срок, чтобы потрудиться на монастырских послушаниях, после собеседования могут поселиться в Предтеченском скиту.
Правила поселения и проживания в паломнической гостинице скита здесь.
В монастыре есть две книжные лавки, где продают духовные книги, иконы, четки, и лавка, где продают церковную утварь, облачения и прочее.
Богослужения
В течение дня главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – всегда открыты
В течение дня главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святым мощам преподобных старцев Оптинских.
Подробно о храмах здесь.
Ежедневно в Оптиной служится две Литургии: ранняя в 7:00 (Часы в 6:40) и поздняя в 10:00 (Часы в 9:40).
По выходным и праздниками служат три Литургии: ранняя Литургия начинается в 6:30 (Часы в 6:00), средняя – в 8:00 (Часы в 7:40), поздняя – в 10:00 (Часы в 9:40).
Кроме того, каждый день служат молебны с акафистами:
Вечернее богослужение начинается в 17:00 (9-й час в 16:45).
Исповедь проходит ежедневно с 6:00 во Владимирском и Казанском храмах.
Подробное расписание богослужений здесь.
В Преображенском храме служат водосвятные молебны и всегда можно набрать святой воды.
Можно искупаться в источнике святого Пафнутия Боровского в любое время. Идти от шлагбаума направо (есть указатель).
Подробный план монастыря и скита здесь.
Свечи в храмах – от 10 рублей, заказные записки о здравии и упокоении – 10–12 имен – 10 рублей. Просфоры есть в храмах и в киоске под колокольней, пожертвование за просфору – 5 рублей.
Официальный сайт Оптиной Пустыни с чудесным оформлением, удобной навигацией и даже 3-D экскурсией здесь.
Что еще посмотреть в Козельске
В Козельске есть интересный краеведческий музей, он основан в 1957 году и является одним из самых старых музеев области. Здесь хранятся экспонаты, символизирующие героическую семинедельную оборону Козельска в 1238 году, есть диорама «Оборона Козельска от монголо-татар». Представлены также экспозиции, посвященные природе Козельского края, его археологии, этнографии и Оптиной пустыни.
Адрес музея: улица Большая Советская, 75.
На маршрутке доезжаем до перекрестка, поворачиваем направо и проходим 200 метров. Музей работает ежедневно с 10:00 до 17:00 часов, понедельник – выходной день, последняя пятница каждого месяца – санитарный день.
Телефон: 8(484-42) 2-24-65.
Также в Козельске находится музей леса «Лесные истоки», открытый в 2001 году (район мехзавода). Музей состоит из трех залов: исторического, природы и фауны, а также посвященного деревянному зодчеству России. Есть обширная видеотека с фильмами о жизни зверей, птиц, насекомых, о заповедниках и экологии. Также в музее широко представлена история развития лесного хозяйства Калужской области (подробная информация здесь).
Дом Природы: улица Большая Советская, 71.
В Козельске есть прекрасные старинные храмы: Благовещенский храм (1810), Успенский собор (1824), храм святителя Николая Чудотворца (1740), храм Сошествия Святого Духа (1789).
В городском Парке культуры есть обзорная площадка, с которой открывается изумительный вид на реку Жиздру и Оптину Пустынь.
О достопримечательностях Козельска здесь.
Обитель в Шамордино и монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь»
Недалеко от Оптиной находится Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, основанная преподобным Амвросием Оптинским близ деревни Шамордино в 1884 году. Весь монастырский устав и распорядок жизни сестер были установлены самим старцем.
Под духовным руководством Оптинских старцев обитель стала одним из самых крупных монастырей Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия и разорения в 1923 году. Помещения монастыря до 1990 года использовались в качестве учебных корпусов сельскохозяйственного техникума.
Монашеская жизнь возобновлена с 1990 года, восстановлен чудесный собор в честь Казанской иконы Божией Матери архитектора С.В. Шервуда.
В настоящее время в обители под руководством игумении Сергии (Щербаковой) подвизаются более 120 насельниц.
Храмы монастыря украшают замечательные иконы, вышитые золотом, бисером, украшенные полудрагоценными камнями, – ручная работа сестер монастыря. Есть здесь чудесные святые источники.
Добраться до монастыря можно на автобусе «Козельск – Калуга». Ехать до остановки «Каменка», далее два километра пешком или, если повезет, на попутке. Можно поехать на такси, стоимость от Оптиной примерно 400 рублей.
Недалеко от Оптиной есть мужской монастырь «Спаса Нерукотворного Пустынь»: http://www.klikovo.ru/.
Особенно привлекает сюда паломников могила и келья известной старицы-схимонахини Сепфоры. О старице можно прочитать здесь.
Пора в Оптину Пустынь!
Ангела-Хранителя в дорогу! Молитвами святых отец наших, старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Испытание Оптиной Пустынью
Идея съездить в Оптину пустынь у детей возникла спонтанно и они вовлекли меня в свою затею легко и просто! В этом году апрель пришлось пробыть в Европейской командировке и только необходимость сделать новую визу под самые майские праздники вернула меня домой.
Я много лет мечтавшая попасть в Оптину пустынь, подпоясалась и была готова к новым поездками и впечатлениям о Родине
До Оптиной пустыни долетели с ветерком, нигде не задерживаясь и ни на что не отвлекаясь — всё оставляя на потом. И вот мечта многих лет моей жизни свершилась — мы в Оптиной пустыни! Я ехала сюда, как в духовный центр России, если не первый, то уж точно — второй после Сергиево Троицкой Лавры…
…но то, что открылось моему взору сильно озадачило меня… Хотя я мужественно держалась на высоте положительных эмоций, не давая ни малейшего повода детям заподозрить меня в расстройстве, но это стоило мне огромных усилий.
… на небольшом участочке, доступном для паломников, помимо них самих был огромадный некрополь
Вся остальная территория была тщательно огорожена и перекрыта. Понимая и уважая молитвенные традиции, все же была неприятно удивлена — таки-то не один десяток монастырей за плечами и далеко не в качестве туристических или паломнических поездок.
Бывало даже пожить и потрудится во славу Божию трудницей в разных обителях. И во всех без исключения монастырях есть территории закрытые для любопытствующих.
Но в Оптиной пустыне практически впервые увидела духовное царство так интенсивно и так добротно забаррикадированное от мирян!
К тому же, чрезвычайно зажиточное и с по-барски обустроенным бытом… Как-то, что видлось из-за заборов никак не корреспондировалось с монастырем! Если бы не фигуры монахов то там, то сям, было бы полное ощущение, что, эта обитель, пожалуй, больше похожа на очень ухоженную усадьбу или богатое поместье!
Безусловно, это вначале вызвало недоумение и расстройство! Не самое возвышенное настроение усугубляло то, что все храмы после служб закрывались на уборку и обед один за другим!
И перед нашим носом, по сути, везде довольно недружелюбно захлопывали двери — идите, мол, в работающий храм.
Это при условии, что мы рано выехали из Москвы и нигде не останавливались даже на срочные нужды, благо они не возникали. А что же говорить про тех людей, кто рано не встает и быстро не ездит. Они что вообще приезжают к замурованным вратам обители.
Человеку, впервые оказавшемуся в Оптиной пустыни не просто ориентироваться, в какой из шести работающих храмов надо поспешить, чтобы успеть на службу и при этом ещё заказать требы. И ни одна из выпроваживающих нас из храмов особ, не подсказала и даже не утрудила себя хотя бы махнуть в том направлении, куда нам идти, даже на все наши убедительные просьбы
Толпы неорганизованных паломников, как мы, в этот день и в это время мыкались по небольшой неогороженной части монастыря в поисках работающего храма! Мы уже даже сдружились и те, кто первыми получили отворот поворот, показывали жестами последующим, что, дескать, народ, и отсюда вас тоже нагонят! Так последние становились первыми, потом снова наоборот!
Небось, презабавное зрелище мы представляли для организованных групп, где их духовники по совместительству были экскурсоводами! Но все эти паломники были такие важные и одухотворенные, что куда там кому из них было отвлечься от богдухновенного слова своего наставника — экскурсовода, чтобы указать нужное направление всей нашей неприкаянной толпе
В итоге, путем наития, мы откололись от мытарствующего по монастырю люда, и прибились к храму Владимирской иконы БМ, где успели таки-то застать тоже уже заканчивающуюся службу!
Он был самым поздним и самым последним перед длительным перерывом. И служащая за церковной лавкой громко и властно приказала не занимать очередь! Народ, ропща, стал покидать (насиженные) настоянные места. Но не мы! Не на тех нарвалась: не для того мы ехали из самой из Московии несколько часов к ряду, чтобы просто побродить по монастырскому кладбищу!
Кстати, пару слов о нем! Любой монастырь имеет свой некрополь — это святое дело — молится неусыпно о тех, чья бренная жизнь закончилась в стенах обители! Для мирян, быть похороненному внутри монастырской ограды — великая заслуга! Для этого он должен всячески проявиться, как щедрый благодетель онной обители и сделать не мало пожертвований по случаю и без для братьев или сестер!
Можно и не много и не щедро, а сделать единственный дар, но уникальный в своем роде и тогда о благополучии вашей души будет молиться вместе с монашествующими и вся паства! Но чтобы покоиться на монастырском кладбище, тут, как ни крути, надо расстараться!
Так вот, некрополь Оптиной Пустыни прямо удивил своим изобилием благодетелей мирского происхождения… Практически, Оптина Пустынь превратилась в одно большое кладбище!
За всю мою богатую историю паломничества и работ в разных монастырях трудницей подобное неприятное ощущение при созерцании монастырского некрополя накрыло меня только один раз. И случилось это в Давидовой Пустыне!
Ну там его следовало ожидать, так как обитель была восстановлена и раскручена на средства «братков» в лихие 90-е, то их помпезные надгробия не знают себе равных, наверное, во всем православном мире! И уж слишком нелепо смотрится этот безвкусный китч на монастырском кладбище!
Как-то уже очень показались мне некоторые из них соревнующимися с Давидовым некороплем…
Если мирские могилы в Новодевичьем и Донском монастырях в Москве вызывают трепет и благоговение только от прочтения фамилий великих меценатов прошлого! Не говоря о том, что произведения искусства на надгробиях заставляют пережить подлинное восхищение и проникнуться остротой момента о смысле жизни, предназначении её и кто ты? И зачем пришел в этот мир? Произвести переоценку ценностей перед лицом вечности и …
Но здесь? Я никак не ожидала столь суетного и какого-то меркантильного настроения прихожан и паломников! Все кого я обгоняла или чьи обрывки фраз доносились до моих ушей, можно в итоге разделить на две категории по сути содержания: интересно, сколько стоит это надгробие? И сколько стоит похорониться тут?
Какая-то липкая неприятность залила меня внутри, хотелось побыстрее покинуть это святое место, куда так много лет я стремилась. И …омыться, в любом источнике или хотя бы принять душ! Дети на удивление испытывали абсолютно аналогичные ощущения
К тому же, во всех храмах установился длительный перерыв на обед, аж до 15–30! Все попытки переждать этот длительный тихий час в какой-нибудь монастырской едальне тоже не привели к успеху. Я было заикнулась о поиске св. источника Пафнутия Боровского, но дети уже так сильно жаждали покинуть это странное место, что я не стала ни на чем наставивать!
Так было решено не терять времени даром и поискать возвышающих молитвенных состояний в других обителях этого плодородного на монастыри края!
Благо, рядом с Оптиной Пустынью располагается, окормляемый ею же, женский монастырь в Шамордино, Тихонова Пустынь и Свято-Успенский монастырь в Горячево (альбомы о каждом из них выложу вобязательно).
Последний находится ещё только в зачаточном состоянии своего восстановления, но уже вызывает трепет и восторг своей атмосферой служения делу Божию!
Так что эту паломническую поездку мы таки-то закончили на высоких вибрациях, больше ни в одной из обителей не пережив никаких негативных не только эпизодов, но и даже мыслей!
P. S. Этот уникальный для меня опыт, я восприняла, как испытание Оптиной пустынью! Бывает так, что святые места не принимают! У меня в православном мире такое случилось впервые. Так что наша дружба со Свято-Введенским ставропигиальным мужским монастырем — Оптиной Пустынью, видимо, ещё впереди!
По дороге в Оптину
Выберите раздел серии
Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Анастасия Коренькова
По дороге в Оптину
Я начала этот текст буквально на следующий день после возвращения из Оптиной пустыни. Как всегда, не хотелось откладывать – пока впечатления свежи. Физически поездка была трудной: изматывающая июльская жара, ранние подъемы, переезды, отекшие ноги… Вернувшись в 5 утра в Петербург, в 7.30 я уже работала. Что делать! Спасибо и на том, что отпустили на несколько дней в этот нежданно-негаданный отпуск. Зато такого душевного подъема я не испытывала давно. Сейчас боюсь только одного: как бы не расплескать это чувство, не потерять его в водовороте экономических санкций, предвыборной грызни и неумолимо надвигающегося ремонта жилища. Но… и без этого никак. А потому смиряюсь и с радостью делюсь с читателями блога впечатлениями о поездке.
Оптина открывалась постепенно, что, кстати, оказалось очень логично и правильно. Святыни Серпухова и Калуги как бы готовили нас к знаменательной встрече. Увенчало эту «вступительную» часть поездки Шамордино. И только потом, когда душа «дозрела», настроившись на нужный лад и будучи способной все вместить, мы оказались в Обители.
Лет этак 600-700 назад мы бы вряд ли отправились в южное Подмосковье с паломническими целями. Сюда ехали не на богомолье, а на войну: граница Московского княжества постоянно подвергалась набегам иноземцев. Если Крымский хан перешел Оку – все, столице беда! А потому в Серпухове, как и в Туле, был построен кремль. Местным князьям постоянно приходилось доказывать свою доблесть на поле битвы. Один из них, Владимир Андреевич, двоюродный брат Димитрия Донского, по сути, стал «виновником» победы на Куликовом поле. Если бы не его Засадный полк, появившийся в тяжелый для русских час, наши войска проиграли бы.
Вид на Серпухов. Красивый белый храм – кафедральный собор, известный как «Никола Белый»
Серпуховский кремль не сохранился. И лишь Красный холм с Троицким собором напоминает о том, что здесь была крепость
А вот, все, что осталось от кремля
Но если армия и крепкие крепостные стены были материальной защитой этих приграничных земель, то их духовными форпостами стали монастыри, основанные в те неспокойные годы. Знакомство с Серпуховом мы начали с Владычнего Введенского женского монастыря (1360).
Владычний монастырь – одна из доминант города
Владычний… Необычное название, правда? Не сразу и сообразишь, в чем тут дело. А когда узнаешь, впору удивиться: обитель основала Пресвятая Богородица! Отсюда и определение.
Было же дело так. По преданию, митрополит Алексий, будучи регентом при 10-летнем Димитрии Донском (а фактически – правителем Московского княжества), во время молитвы услышал повеление Божией Матери построить монастырь в Ее честь. Она же указала конкретное место – «в пределах града Серпухова; тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». За дело взялся келейник святителя – инок Варлаам. Место будущей обители ему вроде бы и не приглянулось, но именно здесь во время ночевки монах услышал звон церковных сосудов. Вернувшись в столицу, рассказал, что место найдено. Правда, после этого произошло нечто страшное: в Москве уже был отслужен напутственный молебен, собраны вещи в дорогу, как Варлаам упал, испустив дух. Митрополит Алексий не верил своим глазам: кто будет строить монастырь? И горячо взмолился, прося Богородицу вернуть помощника. Его просьба была исполнена: келейник ожил, очнувшись в слезах. Как оказалось, эта «смерть» была вовсе не случайной. Через много лет святой расскажет: в тонком сне он увидел на руках у ангелов Иерусалимский Храм, в который праведные Иоаким и Анна вводили юную Деву Марию. А посему новую обитель освятили в честь Введения Богородицы во Храм (как, кстати, впоследствии и Оптину пустынь).
Часовня над гробницей Варлаама Серпуховского
Поем величание преподобному и прикладываемся
Именно Введенский монастырь – «родина» знаменитой чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Эта икона вообще-то и раньше была известна, как «Никейская» или «Бысть чрево Твое святая трапеза». Но особое почитание образа в России началось с 1878 года, когда отставной солдат-пьяница Стефан по молитве перед иконой получил исцеление от своего недуга. Обретенный во Владычнем монастыре образ стали называть «Неупиваемая Чаша».
Паломникам Свято-Троицкого Измайловского собора, участвующим уже два года подряд в крестном ходе вокруг Вырицы 18 мая, в день празднования «Неупиваемой Чаши», было интересно познакомиться с историей обретения образа. А она такова: уж неизвестно, за какие такие заслуги, но именно горькому пропойце Стефану из Тульской губернии явился во сне некий старичок, показавший икону Богородицы с какой-то чашей и повелевший ее искать в Серпухове. Опустившийся вояка и не думал следовать совету. Тем более что ноги в результате пьянства практически отказали. Вторичное явление старца, а это был Варлаам Серпуховской, тоже не подействовало. И только после третьего раза, когда святой буквально выгнал Стефана из дома, тот даже не пошел – пополз в Серпухов. В одном из помещений Введенской обители он заметил икону с Чашей.
Сам чудотворный образ во времена большевистских гонений бесследно исчез. В середине 90-х в обители появился новый список, к которому по-прежнему во множестве притекает народ: проблема алкоголизма в России все острее и острее. К тому же появилось много новых пристрастий – наркомания, азартные игры и другие зависимости, – об избавлении от которых молятся перед «Неупиваемой Чашей».
Мы приехали в обитель воскресным утром, когда Божественная литургия была в самом разгаре: женский хор пел «Херувимскую». Небольшой храм не мог вместить всех желающих: многие внимали словам молитвы на улице. Когда же мы буквально протиснулись внутрь, бросилось в глаза, что подавляющее большинство молящихся – женщины. У многих заплаканы глаза. Нетрудно догадаться, какая беда привела их к «Неупиваемой Чаше».
На другом берегу реки Нары находится монастырь с не менее замечательной историей – Высоцкий Богородицкий мужской монастырь (1374). Достаточно сказать, что основал его сам преподобный Сергий Радонежский, который пешком (!) пришел специально из своей обители. А сделал он это по просьбе уже известного нам князя Владимира Андреевича, который просил молитв святого о чадородии. Главный собор нового монастыря был назван Зачатьевским, а храбрый герой Куликовской битвы стал отцом шести сыновей.
Строгие монашествующие не разрешают фотографировать на территории Высоцкого монастыря. Поэтому каюсь: не запечатлеть эту красоту было нельзя!
Ныне одной из святынь обители также является «Неупиваемая Чаша», и на водосвятном молебне после Литургии, на котором мы успели побывать, также было много страждущих. Не хочется употреблять слово «битва», но что-то подобное происходило в очереди за освященной водой. В результате совершавшему чин батюшке пришлось даже шутливо урезонивать паству: дескать, зачем торопиться, ведь путь у всех один – на кладбище…
Древняя обитель достаточно популярна, и не в последнюю очередь, конечно, в связи с «Неупиваемой Чашей». Так что, дорогие читатели, теперь вы знаете: если семью постигла такая беда, как пьянство, ваш путь – в Серпухов…
Еще несколько серпуховских зарисовок. Я – типичный житель большого города, но когда соприкасаюсь с милой красотой наших провинциальных городков, сердце почему-то щемит
Свернув с южной трассы «Дон» к западу, на трассу «Украина», мы взяли курс на Калугу. Прекрасная природа: бесконечные поля, живописная долина Оки… Повезло калужанам! Сам город тоже оставил хорошее впечатление: компактный, ухоженный, уютный. Была бы возможность, с удовольствием прогулялась бы по нему, а так пришлось довольствоваться только видами из окна автобуса.
Калуга считается родиной космонавтики, ведь здесь жил изобретатель Константин Циолковский. И что-то, наверное, в этом есть. Калужская земля тесно связана с небом зримым и Небом духовным, вместив в себя столько святынь, включая, конечно, главную – Оптину пустынь.
Я никогда раньше не подозревала о существовании Калужского образа Богородицы. Он не похож ни на какой другой: юная Дева изображена с книгой.
А какая удивительная история обретения! В 1748 году две крепостные девушки разбирали хлам на чердаке помещика Хитрово. Среди прочих вещей обнаружили, как они подумали, портрет некоей игуменьи монастыря. Надо сказать, что одна из служанок отличалась дерзким нравом. Вторая, желая ее урезонить, заговорила о гневе игуменьи. Но добилась противоположного: желая показать, во что она ставит авторитеты, ее гордая товарка плюнула на портрет. И тотчас же гордячку парализовало. Так стало ясно, что портрет – никакой не портрет, а икона Пресвятой Богородицы, да еще и чудотворная. Девица пришла в себя только после совершенного молебна и горько плакала, раскаиваясь в содеянном.
А образ этот теперь вы встретите в каждом храме Калужской области. Он прекрасен! Мы поклонились ему сначала в Георгиевском соборе (1701) Калуги.
. а потом в Троицком (1808).
И еще одна интересная встреча ждала нас в Калуге. Перед отъездом в Оптину было решено заехать на окраину города, в Лаврентьев монастырь. Обитель эта только возрождается и пока, скорее, похожа на большую строительную площадку.
Чем же интересно это место? В каком-то смысле оно … резиденция губернатора. Да, именно так. Блаженного Лаврентия, жившего здесь в 16-м веке, считают небесным не то что покровителем, а управителем города. Невольно напрашивается параллель с нашей Ксеньюшкой: не зря ее часовню на Смоленском кладбище называют «небесной приемной».
Юродивый Лаврентий изображается на иконах в мирской одежде и с … топориком. Именно этим орудием блаженный спас калужского князя Симеона в 1512 году от крымских татар.
Конечно, святой не бился плечом к плечу с правителем на корабле. Нет, он провидел духовным зрением, что Симеон терпит поражение и будет неизбежно убит. Желая предотвратить это, Лаврентий перенесся чудесным образом на корабль и вручил своему господину тот самый топорик, которым тот отбился.
Мы приехали в монастырь во время вечерней службы. Приложившись к образу святого и уже зная события жития, мы пошли на его мнимую могилу. Мнимую, так как еще несколько назад считалось, что мощи старца не обретены.
И только мы пропели величание и поклонились могильному кресту на месте предполагаемого захоронения, как к нам подошел один из монахов обители.
«А вы знаете, что мощи блаженного Лаврентия обретены?» – спросил он.
«Нет», – в изумлении ответили мы.
«Идите во вновь отстраиваемый храм Рождества Пресвятой Богородицы – там вы увидите раку с мощами, – показал наш собеседник. – Только будьте осторожны – ведутся работы!»
Обрадованные, мы поспешили в собор. В храме было абсолютно пусто, только рабочий штукатурил стены. Пахло строительными смесями. И в этой пустоте стояла, запылившись, деревянная гробница. Снова пропев величание, мы приложились к раке.
Но и это еще не все! Когда мы хотели двинуться к выходу, снова пришел монах и открыл нам раку! Что ж, в третий раз мы поспешили поклониться блаженному Лаврентию… Чудо из чудес!
Возвращаясь в автобус, мы размышляли: почему святой открывался нам постепенно? Почему «заставил» нас поклониться себе трижды? Кто знает, но мы все-таки дерзнули уповать на то, что блаженный старец принял нас как своих гостей и благословил.
Сделанный на бегу из монастыря в автобус кадр
И вот мы едем в сторону Козельска, в сторону Оптиной. Внутри все, я бы сказала, изнывает.
«Смотрите налево: сейчас обитель покажется на том берегу Жиздры», – указал наш провожатый Александр.
И точно: как великолепный корабль в зеленом море леса, показалась Обитель. На фоне общего ансамбля выделялась колокольня, словно мачта этого корабля. Какое же это было красивое зрелище! Жаль, что на ходу было невозможно сделать фотографию. Но открывшаяся нам картина навсегда останется в моей памяти.
Поселились мы в гостинице в нескольких километрах от Оптиной. Разместившись, уже в сумерках пошли прогуляться. Честно говоря, мы хотели дойти до знаменитого источника Пафнутия Боровского, чтобы искупаться в нем после утомительного пути. Но в темноте не нашли дорогу. Поэтому «освежились» только прохладой наступавшей ночи. Засыпали в предощущении близости к Обители и скорой встречи с ней…