Поворот головы в сторону сигнала автомобиля является примером рефлекса
Тест по теме Высшая нервная деятельность
1) не имеют постоянных рефлекторных дуг
2) не передаются от родителей детям
3) закрепились в ходе естественного отбора
4) имеют постоянные рефлекторные дуги
5) формируются с участием коры больших полушарий мозга
6) одинаковы для всех особей вида
А) учащение дыхания во время занятия физкультурой
Б) механизм вдох-выдох во время сна
В) чтение вслух параграфа учебника
Г) мигательный рефлекс
Д) слюноотделение при запахе пищи
Е) выполнение спортивного упражнения
1) врождённый
2) приобретённый
Верный ответ: 112122
А) поворот головы на резкий звук
Б) отдёргивание руки от горячего предмета
В) плач ребёнка при виде шприца
Г) выделение слюны при виде красиво сервированного стола
Д) выделение пищеварительных соков при попадании пищи в ротовую полость
Е) учащение сердцебиения
1) условный
2) безусловный
Верный ответ: 221122
А) поворот головы на резкий звук
Б) отдёргивание руки от горячего предмета
В) плач ребёнка при виде шприца
Г) выделение слюны при виде любимого блюда
Д) управление пищеварением
Е) сердцебиение
1) условный
2) безусловный
Верный ответ: 221122
Тест по теме Нервная система
А) слуховые косточки
Б) полость, заполненная воздухом
В) костная улитка
Г) ушная раковина
Д) слуховой проход
Е) полукружные каналы
1) наружное ухо
2) среднее ухо
3) внутреннее ухо
Верный ответ: 223113
А) учащение дыхания во время занятия физкультурой
Б) механизм вдох-выдох во время сна
В) чтение вслух параграфа учебника
Г) мигательный рефлекс
Д) слюноотделение при запахе пищи
Е) выполнение спортивного упражнения
1) врождённый
2) приобретённый
Верный ответ: 112122
А) поворот головы на резкий звук
Б) отдёргивание руки от горячего предмета
В) плач ребёнка при виде шприца
Г) выделение слюны при виде красиво сервированного стола
Д) выделение пищеварительных соков при попадании пищи в ротовую полость
Е) учащение сердцебиения
1) условный
2) безусловный
Верный ответ: 221122
А) барабанная перепонка
Б) хрусталик
В) улитка
Г) сетчатка
Д) евстахиева труба
Е) роговица
Верный ответ: 212121
А) регуляция деятельности дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем
Б) выполнение защитных рефлексов (чихание, моргание, кашель и рвота)
В) ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, поворот головы
Г) контроль над постоянством внутренней среды и обменными процессами
Д) обработка всей информации, поступающей от органов чувств
Е) регуляция мышечного тонуса и позы тела
1) средний
2) продолговатый
3) промежуточный
Верный ответ: 221331
Средний мозг (1) отвечает за ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, поворот головы (В), участвует в регуляции мышечного тонуса и позы тела (Е).
Продолговатый мозг (2) регулирует выполнение (Б) защитных рефлексов (чихание, моргание, кашель и рвота), деятельность дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем (А).
Промежуточный мозг (3) обрабатывает всю информацию, поступающую от органов чувств (Д), обеспечивает контроль над постоянством внутренней среды и обменными процессами (Г).
А) поворот головы на резкий звук
Б) отдёргивание руки от горячего предмета
В) плач ребёнка при виде шприца
Г) выделение слюны при виде любимого блюда
Д) управление пищеварением
Е) сердцебиение
1) условный
2) безусловный
Верный ответ: 221122
А) нечётко различаются удалённые предметы
Б) у многих удлинённое глазное яблоко
В) изображение фокусируется за сетчаткой
Г) изображение фокусируется перед сетчаткой
Д) глазное яблоко укороченной формы
Е) плохо различаются близкорасположенные предметы
1) близорукость
2) дальнозоркость
Верный ответ: 112122
При близорукости (1) : у многих удлинённое глазное яблоко (Б), изображение фокусируется перед сетчаткой (Г), нечётко различаются удалённые предметы (А).
При дальнозоркости (2) : глазное яблоко укороченной формы (Д), изображение фокусируется за сетчаткой (В), плохо различаются близкорасположенные предметы (Е).
А) чётко различаются удалённые предметы
Б) у многих удлинённое глазное яблоко
В) изображение фокусируется за сетчаткой
Г) изображение фокусируется перед сетчаткой
Д) правильно различаются близкорасположенные предметы
1) близорукость
2) дальнозоркость
Верный ответ: 21211
А) повышает кровяное давление
Б) уменьшает частоту дыхания
В) ослабляет перистальтику кишечника
Г) понижает частоту сердечных сокращений
Д) стимулирует секрецию пищеварительных соков
Е) стимулирует выброс адреналина в кровь
1) симпатический
2) парасимпатический
Верный ответ: 121221
А) поворот головы на вой сирены
Б) регуляция секреции желудочного сока
В) ответ на заданный вопрос
Г) покраснение кожи лица при воспоминании о событии
Д) чтение книги в читальном зале
Е) учащение сердцебиения в ходе футбольного матча
1) условный
2) безусловный
Верный ответ: 221112
Поворот головы в сторону сигнала автомобиля является примером рефлекса
Восприятие слуховых раздражителей внешней среды является активным процессом, базирующимся на петле обратной связи. Так, Butterfield установил, что все новорожденные воспроизводят серию сосательных движений на начало и окончание звучания магнитофонной записи (музыка, пение). Более того, изменение скорости сосательных движений зависит от фонематического состава речевых тестов, а также от интонации речи [Eimas et al., Morse].
Наличие рефлекса (петля обратной связи) на акустическую стимуляцию уже в период новорожденности следует расценивать как важный фактор в решении вопроса о раннем слухопротезировании при раннем поражении слуха. Для правильного развития требуется наличие звуковой среды с первых дней жизни.
Подробное описание рефлекторных реакций новорожденных с нормальным слухом на полосовые шумы с центральной частотой 3 кГц дано Downs. При исследовании в обычной обстановке (в палате новорожденных) с высоким уровнем окружающего шума реакции вызываются при интенсивности звука 90 дБ, а в условиях звукозаглушенной камеры — 35—45 дБ.
Наиболее информативными могут быть следующие ориентировочные реакции организма ребенка.
1. Мигание и активность век. Наблюдаются слабые подергивания закрытых век с одновременным движением бровей. Иногда реакция проявляется легким быстрым трепетанием век. Степень реакции различна: от четкого, но малого по амплитуде мигания до зажмуривания глаз с нахмуриванием бровей.
2. Реакция вздрагивания (испуга),— реакция Моро. Резкое, интенсивное движение всего тела с разведением рук и ног в стороны от средней линии. Иногда сопровождается дрожанием рук и ног.
3. Прекращение двигательной активности (замирание). Реакция лучше заметна при плаче или высокой степени двигательной активности. После подачи звука ребенок на некоторое время замирает.
4. Движения конечностей. У спокойно лежащего ребенка появляются четкие движения кисти, рук, ног, иногда возникает плач. Реакция может проявиться увеличением амплитуды движений при исходной легкой активности.
5. Поворот головы в сторону источника звука или от него. Обе реакции равноценны. Степень проявления: от напряжения мышц шеи и лишь обозначенного приподнимания головы кверху до четкого поворота головы в сторону. При регистрации этой реакции следует учесть, что пробуждение от сна у новорожденных сопровождается поворотами головы в разные стороны и без звуковой стимуляции.
6. Гримаса лица. Лицо неожиданно сморщивается, брони нахмуриваются, глаза кратковременно открываются и вновь закрываются.
7. Сосательные движения. Могут проявиться в полном объеме или в виде рудиментарного движения нижней губы, при наличии исходного проявления сосательных движений может наблюдаться их прекращение.
8. Пробуждение. Реакция выявляется в состоянии сна или бодрствования сразу после него. Открывание глаз сочетается с движениями тела разной степени и легкой дрожью всего тела.
9. Изменение ритма дыхательных движений. Начинающему специалисту трудно регистрировать эту реакцию. Отмечаются легкие перерывы в ритме дыхания или кратковременная его остановка. Исследователь должен быть уверен, что ритм предстимульного дыхания был ровным.
10. Широкое раскрывание глаз. Быстрое увеличение степени раскрытия глазной щели, часто с подниманием бровей.
Указанные реакции служат проявлением комплексной ориентировочной реакции (рефлекс «что такое?»), моторных оборонительных реакций и включения петли акустической обратной связи. Кроме того, в ответ новорожденного на звук включается изменение ритма сердечной деятельности. Повторные звуковые стимулы вызывают привыкание, т. е. ритм сердечной деятельности изменяется лишь в ответ на первые звуковые стимулы. Одновременно угасают и другие рефлекторные реакции на звук, такие, как реакция вздрагивания.
При исследовании новорожденных с факторами риска по глухоте отмечено значительное увеличение числа повторных звуковых стимулов, требуемых для исчезновения рефлекторных реакций. Однако в настоящее время еще нет достаточного клинического обоснования для использования при скрининговой диагностике поражений ЦНС теста привыкания к повторным звуковым раздражителям.
Проявление какого рефлекса является поворот головы в сторону незнакомого звука?
Проявление какого рефлекса является поворот головы в сторону незнакомого звука?
1)болевой 2)условный 3)защитный 4)ориентировочный.
Примером чего является угасание условного рефлекса при длительном неподкреплении?
Примером чего является угасание условного рефлекса при длительном неподкреплении.
Ориентировочные рефлексы связаны с работой какого мозга?
Ориентировочные рефлексы связаны с работой какого мозга?
Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён
соблюдение привычного режима дня
отдёргивание руки от горячего предмета
поворот человеком головы на незнакомый звук
написание живописной картины художником.
К ориентировочным рефлексам относится а)кашель б)поварачивание головы в)выделение слюны г)чихание?
К ориентировочным рефлексам относится а)кашель б)поварачивание головы в)выделение слюны г)чихание.
Если животное оказывается в незнакомой обстановке, оно на некоторое время замирает?
Если животное оказывается в незнакомой обстановке, оно на некоторое время замирает.
Эти безусловные рефлексы неоднократно сменяют друг друга.
В чем их биологический смысл?
В каком случае выделение слюны является безусловным рефлексом, а в каких условным?
В каком случае выделение слюны является безусловным рефлексом, а в каких условным?
Примеры болевого рефлекса (10примеров)?
Примеры болевого рефлекса (10примеров).
Какие рефлексы защитного в продолговатом мозгу?
Какие рефлексы защитного в продолговатом мозгу.
Ориентировочные рефлексы связаны с работой?
Ориентировочные рефлексы связаны с работой.
Как у понимаю. Ладно, всегда пожалуйста. : D.
Поворот головы в сторону сигнала автомобиля является примером рефлекса
Рефлекс, рефлекторная дуга
Объяснение нового материала можно начать с определения рефлекса. С этой целью лучше вначале пронаблюдать рефлекс, а затем путем беседы подвести учащихся к определению, известному восьмиклассникам из курса зоологии. Для примера можно продемонстрировать мигательный, ориентировочный или другие безусловные рефлексы, которые нетрудно получить тут же на уроке, используя учеников в качестве испытуемых. Можно воспользоваться массовым экспериментом, но для анализа выбрать одного из учащихся, у которого данный рефлекс проявился наиболее отчетливо. При этом надо подчеркнуть, что такая реакция является нормой, а отсутствие некоторых рефлексов заставляет предположить патологию. В параллельных классах не стоит пользоваться одинаковыми примерами, так как учащиеся могут быть предупреждены, и опыт пройдет не столь отчетливо.
Задание 1. Проанализировать примеры рефлексов и вывести из них определение рефлекса.
Учитель либо неожиданно роняет предмет на стол, либо резко стучит, либо дотрагивается до плеча отвлекшегося от урока учащегося. В результате внезапного раздражения можно получить; 1) мигательный рефлекс; 2) ориентировочный рефлекс (поворот головы в сторону раздражителя); 3) пассивно-оборонительный рефлекс (вздрагивание). Для примера выбирается один из перечисленных рефлексов. Учащиеся устанавливают раздражитель, ответную реакцию, а затем пытаются дать определение рефлекса.
Далее надо разъяснить, почему непременным условием рефлекса является участие центральной нервной системы. Для этого полезно вспомнить кинофильм «Ткани животных и человека». В нем есть кадры, где показана лягушка с удаленным спинным и головным мозгом. Органы такой лягушки продолжают жить, раздражение мышц или подходящих к ним нервов вызывает движение отдельных мышечных групп, но эти движения не приводят к биологически полезному действию. Далее разбирают опыты, приведенные в учебнике, и показывают, что лягушка, у которой сохранен хотя бы спинной мозг, может отвечать на раздражение биологически полезной реакцией, например вынимать лапу из сосуда с кислотой. Из этого делается вывод, что, если у животного центральная нервная система сохранена даже частично, возможны биологически оправданные, целостные действия в ответ на раздражение, т. е. рефлексы.
Далее следует рассмотреть рефлекторную дугу и ее части: рецепторы, центростремительный нейрон, вставочные нейроны, находящиеся в центральной нервной системе, центробежный нейрон, импульсы от которого идут к мышце по центробежным нервным волокнам.
Рассмотрев дугу безусловного рефлекса, возникающего при раздражении лапки спинальной лягушки кислотой, можно перейти к тренировочным упражнениям.
Задание 2. Получить мигательный рефлекс, прикоснувшись к брови или реснице глаза. Нарисовать рефлекторную дугу (рис. 5).
Учащимся надо сказать, что рецепторы находятся у корня ресницы. При прикосновении волоски деформируются и рецепторы возбуждаются. Нервные импульсы идут по центростремительному нейрону в продолговатый мозг, возбуждаются вставочные нейроны, затем нервные импульсы переходят на центробежный нейрон и круговая мышца глаза включается в работу: человек мигает.
Задание 3. Доказать, что центральная нервная система контролирует рефлекторные действия.
Учитель предлагает учащимся несколько раз дотронуться карандашом до своих бровей. Вначале мигательный рефлекс получается, но затем новые прикосновения мигания не вызывают. Эти раздражения не приносят вреда, и организм на них перестает реагировать. Совершенно иначе проявляется мигательный рефлекс, когда в глаза попадает соринка. Возникает слезотечение, глаза мигают, причем такая реакция будет продолжаться до тех пор, пока соринка не будет удалена. Из этого можно сделать вывод, что результаты действия контролируются нервной системой и в зависимости от них рефлекторные действия либо прекращаются, либо продолжаются, либо изменяются. (Если не помогает мигание, мы пускаем в ход руки.)
В заключение урока можно показать проверочный кинофрагмент «Строение нервной ткани» и на мультипликации еще раз посмотреть, как работает цепь нейронов, образующих рефлекторную дугу.
Заканчивая тему, следует еще раз подчеркнуть мысль о родстве человека со всеми живыми существами и о важности знания биологии каждым образованным человеком.