Пожарная машина части названия
Основные пожарные автомобили общего и целевого применения: группы и классификация
Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
Группы
Классификация пожарных автомобилей
Группы пожарных автомобилей
Классификация
Общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения – это пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
По массе и проходимости
Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилей
Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.
Расшифровка обозначения
Структура обозначения пожарного автомобиля
Расшифровка обозначения пожарного автомобиля
Например: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ
Примеры
АЦ-2,5-40 (ЗиЛ)
АЦ-3,5-40 (ЗиЛ)
АЦ-5,0-40 (КамАЗ)
АЦ-15-100 (Урал)
Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.
АНР-100-3000 (КамАЗ)
Автомобиль первой помощи (АПП) – это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей.
АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.
АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)
Дополнительный материал
Источники:
Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники
Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении пожара личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать пожарные автомобили.
Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за пожарной безопасностью, но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.
Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое горение (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением опасных факторов пожара – дым, сажа, различные ядовитые вещества.
При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению типичного треугольника пожара, за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.
Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниям – огнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.
Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника, то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.
На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.
Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.
В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по удалению дыма, спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента (ИРАС, “Хулиган”) или же ГАСИ. Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.
Классификация
Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.
Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:
Основные
Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);
ПА общего применения принято относить:
2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).
ПА целевого использования принято относить:
Специальные
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
Вспомогательные
Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)
От величины допустимой полной массы:
В зависимости от проходимости:
По посадочной формуле:
Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме:
По климатическому исполнению:
Делятся на три группы:
Условные обозначения
Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.
Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность насоса (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).
Согласно ГОСТ-Р-50574-2002 все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.
Окраска и маркировка пожарного автомобиля
Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.
Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).
Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.
Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в старых моделях пожарных автомобилей был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – ГСВА (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).
Пожарные машины и их классификация
Пожарной называется машина, которая используется для тушения пожаров и доставки сотрудников противопожарных служб к месту возгорания. Еще одной важной функцией «пожарки» выступает оснащение специальными средствами как для пожаротушения, так и выполнения аварийно-спасательных работ.
Комплектование подразделений МЧС современной пожарной автотехникой обеспечивает эффективность их функционирования и позволяет решить ключевую задачу, которая состоит в защите жизни и здоровья россиян, а также сохранении материальных ценностей от пожара.
История пожарных машин в России
До начала 20 века тушение пожаров в стране осуществлялось с помощью специальных конных бригад. Первый пожарный автомобиль, имевший мощность 9 л. с. и способный перевозить до 10 человек, появился в Санкт-Петербурге в 1904 году. Он был оснащен двумя лестницами, стендером и рукавом длиной 170 метров.
Машина достигала впечатляющей для того времени скорости на уровне 15 км/ч., что заметно превышало аналогичный показатель конного экипажа. В Москве специальный пожарный автомобиль появился на три года позже – в 1907-м. Но и в этом случае речь шла об индивидуальной разработке.
Выпуск серийной спецтехники был налажен в 1913 году. Русско-Балтийский вагоностроительный завод успел произвести до революции 1917 года 10 пожарно-спасательных автомобилей. Гражданская война и ее последствия привели к остановке производства.
В 1922 году новым руководством страны было принято решение приобрести несколько пожарно-технических автомобилей за границей и одновременно наладить собственное производство – на нескольких автозаводах, которые начали активно строиться в рамках государственной программы развития.
Первыми разработку и изготовление пожарной спецтехники в 1926 году начали два предприятия – Ленинградский гидромеханический и Миусский механический заводы.
Стартовой моделью стал так называемый автонасос-линейка АМО-Ф-15. Его максимальная скорость доходила до 50 км/ч. при мощности двигателя 30 кВт. Машина перевозила 8 человек личного состава и специальный инвентарь для тушения пожара и эвакуации людей – рукава, лестницы, емкость для воды и банки для порошка.
Выпуск первых пожарных автоцистерн налажен в 1932 году. Машины специального назначения запущены в производство годом ранее сразу на двух автозаводах – Горьковском и Московском.
Первыми моделями на базе ЗИС-5 стали ПМГ-1, ПМЗ-1, а затем и ПМЗ-2. В 1933 году выпущена первая автолестница, несколько позже – машины для тушения пожаров разными способами– углекислотно-снежным и воздушно-пенным, а также водозащитные автомобили и спецтехника для освещения.
В 1937 году создан НИИ противопожарной обороны, а производство пожарных авто стало не только централизованным, но и постепенно приобрело серьезные масштабы.
Самой массовой спецтехникой стало несколько модификаций пожарных автомобилей на базе шасси ЗИЛ-130. Широкое распространение получили машины на базе ЗИЛ-131 и ГАЗ-33081. Парк пожарных автомобилей в СССР заслуженно считался одним из самых многофункциональных, разнообразных и многочисленных в мире.
Виды пожарных машин по назначению
Россия продолжила и развила традиции и наработки Советского Союза в области производства систем пожаротушения и изготовления пожарной спецтехники. Ее классификация осуществляется по нескольким критериям, детально изложенным в специальном Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 53247-2009, введенном в действие с мая 2009 года.
Основным параметром для разделения пожарных автомобилей на классы выступает функциональное предназначение. По этому критерию выделяют четыре категории спецтехники, каждая из которых заслуживает отдельного рассмотрения.
Основные
К первым относятся:
Целевая спецтехника предназначена для тушения пожаров на определенных объектах – на транспорт, промышленных предприятиях, инфраструктурных зданиях или сооружения, газовом хозяйстве и т.д.
Еще одним критерием для классификации подобных автомобилей выступает тип огнетушащего вещества (сокращенно – ОТВ). Машинами целевого назначения выступают:
Специальные
Специальные пожарные автомобили предназначены для практического применения только в случае Чрезвычайной ситуации. Их функционал позволяет эффективно выполнять следующие виды работ:
Перечень специальной пожарной спецтехники включает:
Приведенный список далеко не полон. Он постоянно расширяется за счет появления новых моделей специальной пожарной спецтехники, например, диагностической, штабной, пожарно-технической и т.д.
Вспомогательные
Функциональным назначением вспомогательной спецтехники становится обеспечение эффективной работы основной. К этой категории относятся:
бензовозы и топливовозы, обеспечивающие заправку пожарных машин;
Классификация пожарных авто по тактико-техническим характеристикам
Еще одним ключевым критерием для разделения пожарных машин на категории выступают их технико-тактические характеристики. В этом случае обычно применяются четыре параметра:
Популярные шасси для пожарных машин
Технические и эксплуатационные характеристики автомобиля в значительной степени определяются свойствами шасси. Пожарные машины не являются исключением из этого правила. Особенностью отечественной спецтехники данного вида выступает активное использование шасси практически всех массовых грузовых автомобилей. К их числу относятся:
Некоторые из наиболее популярных моделей шасси, например, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ГАЗ 33081, которые использовались для изготовления пожарных машин еще в СССР, упомянуты выше. Здесь же необходимо отметить несколько дополнительных вариантов комплектования спецтехники.
Цвета пожарных машин в разных странах
Пожарная спецтехника в подавляющем большинстве стран мира имеет традиционную красную окраску. Нередко красный цвет дополняется элементами белого. В ряде государств добавляются небольшое по площади участки желтого, что также считается сигналом, предупреждающим об опасности.
Сказанное полностью справедливо для российских пожарных автомобилей. Для их оформления используется сочетание красного и белого цветов с очевидным преобладанием первого.
В этом нет ничего удивительного, учитывая функциональное предназначение машин. Пожар устойчиво ассоциируется с красным, что объясняется цветом огня. И несмотря на незначительные отклонения, практически всегда пожарный автомобиль окрашивается именно в красный цвет.
Заключение
Пожарная техника, что четко следует из ее названия, используется для тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ. Россия выступает наследником СССР, а потому является одним из мировых лидеров по изготовлению пожарных автомобилей.
Подразделения МЧС комплектуются машинами на базе практически всех работающих сегодня в стране производителей грузовых авто, включая два самых популярных и востребованных – КАМАЗ и УРАЛ. Приведенная в статье классификация наглядно демонстрируется разнообразие и многофункциональность применяемой сегодня пожарной спецтехники.