Пожарные машины в чернобыле
Пожарные машины на Чернобыльской АЭС
Да, первыми на борьбу с полыхающем ядерным пламенем ринулся персонал станции, стали подавать воду в несуществующий реактор… И вот через некоторое время прибыла первая группа пожарных, которая вошла в историю, как герои. Виктор Кибенок, Владимир Правик, Николай Титенок, Василий Игнатенко, Николай Ващук, Владимир Тищура. Первые шесть человек из пожарной команды, кто попал в это жерло Ада. А вот те автомобили, на которых они прибыли — автоцистерна АЦ-40 на базе УРАЛа 375, автолестницы на базе ЗиЛ 131 и еще автоцистерна на базе ЗиЛ 130.
После нахождения ее и попытки сделать памятник.
После отбытия тех шестерых героев в медсанчасть-126, а затем в 6 клиническую больницу в Москву, эти машины еще некоторое время использовались, ввиду их приближенности к реактору.
Три легенды Зоны в одном фото. С них началась ликвидация:
Казалось бы, а что вообще там делали эти машины? Все предельно просто — помимо тушения пожаров эти краснобокие грузовые автомобили занимались и дезактивацией города, пылеподавления при захоранивании Рыжего Леса.
Дезактивация города. Помимо АРСов (авторазливочной станции), в мойке отселенных городов занимались и пожарные машины. Из раструба на крыше струей дезактивирующей жидкости занимались мойкой внешних стен и окон города, дабы сбить уровень радиации. С увеличением этажа, мощность струи приходилось увеличивать, не доставало или не совсем эффективно, ведь штука такая, везде залезет. Порой прокатывало, а бывали и казусы — если для верхних этажей струя нормальная, то внизу ею можно было вышибать стекла, настолько мощная она была. Одной такой емкостью мыли целый дом.
Что стало с техникой ликвидаторов в Чернобыле
Друзья, сегодня будет новый и весьма необычный пост из серии наших материалов о Чернобыльской зоне — в сегодняшнем лонгриде я расскажу о технике ликвидаторов, которая принимала участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии в период 1986-88 годов. Этой техники в Зоне с каждым годом остаётся всё меньше и меньше, и происходит это по разным причинам. Наиболее радиоактивную технику постепенно разрезают и захоранивают, часть техники (которая по прошествии 35 лет стала «чистой») идёт в переработку, ну а последняя часть попросту разваливается сама собой — за прошедшие годы металл просто сгнил, и машины распадаются на части.
Изначально кладбищ техники в Зоне было несколько. Наиболее известные из них — расположенные под открытым небом Рассоха и Буряковка — такие названия кладбища получили по названиям находящихся вблизи сёл. Кладбище Рассоха было одним из наиболее масштабных в Зоне — именно там стоял десяток вертолётов МИ-6 и МИ-8, несколько ИМР-ов разных модификаций, бронетранспортёры, БРДМ-ы, пожарные автомобили «Зил» и множество другой техники. Ныне кладбища Рассоха не существует — в 2006 году стартовал а в 2012 году официально завершился процесс утилизации этой наиболее загрязнённой техники. Кладбище Буряковка было намного меньших масштабов. Частично оно существует и сегодня, но с каждым годом техники на нём становится всё меньше — частично её утилизируют, а частично разбирают всё те же мародёры.
Ну а мы решили посетить намного менее известное кладбище техники, которое находится на окраине Припяти в бывшем расположении ПМК — передвижной механизированной колонны. Техники здесь не слишком много — но зато можно увидеть некоторые уникальные экземпляры, которые не сохранились более нигде в Зоне — например, инженерную машину разграждения (ИМР) в наиболее сохранившимся в ЧЗО виде.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, что же стало с техникой ликвидаторов в Чернобыле. В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
02. Заходим на территорию ПМК. Это довольно большая площадка у леса на окраине Припяти, выложенная бетонными аэродромными плитами. Именно здесь, на условно охраняемой территории, сейчас можно увидеть наиболее сохранившиеся остатки техники ликвидаторов — администрация Зоны отчуждения принимает меры, чтобы она сохранилась хотя бы в каком-то виде.
На фото ниже — огромная инженерная машина разграждения (ИМР), созданная на шасси танка и имеющая массу около 45 тонн. ИМР-ы разрабатывались для прокладки дорог через леса в сложных боевых условиях и при этом обеспечивают некоторую защиту экипажа от радиации — что отлично пригодилось при работах по ЛПА в Чернобыле. У ИМР-а нет танковой башни с вооружением — есть только небольшая башенка оператора, смотровые окошки в которой закрыты толстым бронестеклом. Рабочее оборудование ИМР-а состоит из бульдозерного отвала и стрелы с захватом — стрела может разгребать крупные обломки и даже вырывать с корнем довольно толстые деревья.
Обратите внимание на захват ИМР-а на фото, он поддерживается импровизированной сварной стойкой — эти меры предпринимает администрация Зоны отчуждения для того, чтобы машина сохранялась в более-менее приличном виде и не развалилась раньше времени.
02. Предвижу вопросы о том, фонит ли эта штука. Да, фонит — но в пределах, не слишком опасных для кратковременного изучения техники. В паре метров от ИМР-а дозиметр показывает типичные для современной Припяти уровни (в 2-4 раза выше нормы), но вплотную и со снятым бета-фильтром дозиметр показывает уже более высокие значения — от 400 до 800 микрорентген в час. Если хорошо поискать в поисковом режиме дозиметра — то на корпусе ИМР-а в районе воздуховодов и гусеничных траков можно найти отдельные локальные точки до 1-2 миллирентген в час.
03. Это не единственный ИМР на площадке — есть ещё один экземпляр чего-то инженерного, стоящий ближе к бетонной ограде возле леса. Начинаю «нюхать» дозиметром уже на дальних подходах к машине — но здесь мы не находим ничего необычного, что превышало бы фоновые значения. Либо эта машина использовалась на относительно «чистых» работах, либо была загрязнена относительно короткоживущими радиоизотопами, которые уже распались/смылись дождями в грунт.
04. Как видите — эта штука сохранилась значительно хуже. Всё вокруг заросло мхом — тяжёлая техника стоит на этом месте уже более трёх десятков лет. Честно говоря, штука эта очень странная — осмотрев технику со всех сторон, я вообще начал сомневаться — а ИМР ли это?
05. Обычно ИМР-ы (и первой, и второй модели) имеют небольшую неповорачивающуюся бронебашню — в которой сидит оператор, управляющий отвалом и стреловым захватом (мехвод, второй член экипажа, сидит чуть ниже). Но здесь нет никакой бронебашни — а вместо этого есть какая-то кабина — рассчитанная, судя по всему, на двух человек. Сбоку это чем-то напоминает инженерный танк БАТ-2 — но у того, во-первых, кабина более элегантная, а во вторых — и сам отвал, и танковое шасси выглядят иначе.
06. Ещё более странно кабина выглядит спереди — она напоминает какой-то неуклюжий ящик и, скорее всего, является не заводским изделием — а ничем иным, как чернобыльской самоделкой, созданной для каких-либо работ в Зоне. Такие самоделки изготавливались либо прямо в Зоне на промышленных мощностях различных механических мастерских, либо изготавливались малым тиражом (в 5-10 экземпляров) по спецзаказам на заводах недалеко от Зоны.
07. Вблизи кабина выглядит вот так. Небольшая дверь с защитным гермоуплотнителем от пыли, довольно большие (для военной техники) обзорные окна. Сзади и сверху видны какие-то приваренные стойки и ящики, что ещё раз говорит о «доработке» устройства местными техниками.
08. Вид кабины этого загадочного монстра изнутри. Всё ценное оборудование, разумеется, давно снято. Между остатками двух кресел валяются остатки серого костюма ОЗК с характерными лямками-завязками и хорошо заметной застёжкой-затяжником, которая обычно фиксировалась чёрными пластиковыми пуговицами, называемыми «пуклями» или «шпеньками». А ещё обратите внимание на окно в передней части снимка — оно закрыто обычным пластиковым подносом из столовой. Судя по всему — в последние недели или дни работы техники стекло окна разбилось, и для хоть какой-то защиты от пыли и бета-частиц операторы приделали к проёму этот поднос.
09. Ну а мы идём дальше и видим на площадке сразу несколько автомобилей БелАЗ-540, стоящих рядком. Первые два автомобиля не представляют собой ничего особенного — это обычные карьерные самосвалы, использующиеся в качестве перевозчиков сыпучих грузов (песка, горной массы и прочего) большого объёма — предположу, что эти автомобили вывозили срезанный (вручную солдатами) грунт из Припяти при её дезактивации в 1986-88 годах. А вот третий автомобиль, что находится в правой части кадра — более интересная штука.
10. Это ни что иное, как спецавтомобиль УМП-1, разработанный на базе БелАЗ-7548. Вместо откидного кузова этот автомобиль имел цистерну огромного объёма, куда вмещалось примерно 30 тысяч литров дезактивационного раствора. На кабину автомобиля сверху устанавливали так называемый гидромонитор на лафете с электроприводом — которым мог управлять водитель автомобиля прямо из кабины. Предполагалось, что такой мощной машины хватит, чтобы дезактивировать (помыть) спецсоставами 16-этажки в Припяти — гидромонитор должен был добить до той высоты, куда не доставали обычные пожарные авто со стандартной пожарной помпой.
Но на практике всё оказалось не так радужно — гидромонитор создавал такое сильное давление, что струя била аж на 70 метров и окна даже на верхних этажах домов просто выбивало гигантским напором. Так что УМП-1 в итоге просто использовали для мытья и дезактивации улиц Припяти в период 1986-88 годов.
12. Топливный заправщик ТЗА-500А, созданный на базе автомобиля МАЗ и на военно-чернобыльском жаргоне называемый «наливником». Как нетрудно догадаться из названия и назначения — эта техника использовалась для подвоза горючего и заправки всей автотехники, что работала в Зоне.
13. Кабины самосвалов, участвовавших в перевозке сыпучих грузов. Поскольку находятся возле Припяти — то, вероятнее всего, принимали участие в относительно «чистых» работах по дезактивации (вывозу) грунта, и попали не в очень «грязные» Буряковку и Рассхоху, а сюда.
14. Остатки цистерны на базе ЗИЛ-130, которая тоже использовалась в работах по дезактивации. Характерная цистерна как бы «прямоугольного» сечения говорит о том, что это была не ёмкость для перевозки ГСМ, а поливомоечная машина — вы могли такие ещё застать на улицах в последние годы СССР и в ранние девяностые годы. Объём цистерны составлял примерно 5-6 тысяч литров воды — что конечно не так впечатляет, как гигантская цистерна на БелАЗе, но тоже кое-что. Кроме того, у ЗИЛа-130 была электрощётка, что позволяло эффективно поднимать радиоактивную пыль на улицах Припяти и смывать её в ливнёвую канализацию.
15. Цистерна для воды в этой машине когда-то была оранжевой — а вот кабина и в этой модификации, и в других образцах ЗИЛ-130 всегда была голубой. Почему так происходило? Тут есть сразу несколько версий. Одна из них говорит о том, что сочетание белого и голубого было выбрано для того, чтобы ЗИЛ-130 (специальное авто) было хорошо заметно на дорогах и в городе. Ну а другая версия утверждает, что в СССР были просто большие запасы голубой краски — которые и «сплавили» на завод ЗИЛ.
16. Остатки двух аэродромных тягачей МАЗ-537, разработанных на Минском автозаводе. Такие тягачи выпускались, кстати, не только в Минске — но и на Курганском заводе имени Карбышева, имеющим аббревиатуру КЗКТ. Всё тяжёлое оборудование, двигатели и огромные колёса метровой высоты с тягачей давно сняты — в углу площадки возле леса просто гниют два их остова.
17. Через которые уже в буквальном смысле слова прорастают деревья. Лес поглощает железную технику, резиновые шины, трансурановые элементы и прочую дрянь, созданную человеком.
18. Трудноузнаваемые остатки каких-то колёсных тягачей либо самосвалов. Пройдёт ещё лет 10-15, и от этой техники не останется буквально ничего — время, дожди и снег сделают своё дело.
19. Автобус ПАЗ, который перевернули для удобства разбора ходовой части — вероятнее всего, это сделали ещё в девяностые годы. Обратите внимание, что окна в автобусе были запаяны листовым свинцом — а это значит, что он использовался в качестве транспорта для поездок в «грязную» зону.
Вот такое кладбище техники осталось в Чернобыле. Как вам, что скажете? Обязательно напишите в комментариях ваше мнение, что нужно делать с таким объектом — нужно ли его сохранять для истории и потомков? Или лучше весь этот радиоактивный металлолом распилить да поскорее забыть о нём?
Уважаемые читатели! Вашему вниманию представляется, основанная на реальных фактах, документах и рассказах людей история, которая до сих пор является одной из самых не разобранных и не рассказанных. История, которая известна всем нам в самом общем виде.
Мы ответим на следующие вопросы:
— Какие машины выполнили основную работу в тушении пожара, произошедшего после аварии на Чернобыльской АЭС?
— Из каких пожарных частей были эти автомобили?
— Где можно увидеть эти автомобили на первых снимках после аварии?
— Другие вопросы, связанные с тушением очагов, образовавшихся после взрыва.
Сокращения, используемые в материале:
Объекты:
ВСРО. Вспомогательные системы реакторного оборудования
Автомобили:
ПНС – пожарно – насосная станция
ВЗС – водозаборная станция
Согласно трудам А. К. Микеева на вооружении ВПЧ – 2 находились:
— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А
— автомобиль насосно-рукавный АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127А
— пожарная насосная станция ПНС-110 (на базе ЗиЛ-131) 131
— автомобиль рукавный АР-2 (на базе ЗиЛ-131) 133.
В резерве находились:
— автоцистерна АЦ-40 (на базе ЗиЛ-133Г) 181А
— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А
— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А
— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А
— автомобиль насосно-рукавный АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127
— автоцистерна АП-5 (КАМАЗ-53213) 196
На основании воспоминаний пожарных можно проследить, какие автомобили ВПЧ – 2 выехали после получения сигнала о аварии.
1) На автоцистерне АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А прибыло второе отделение:
Владимир Павлович Правик, лейтенант в/с, начальник третьего караула
Иван Михайлович Шаврей, старший сержант в/с, старший пожарный
Владимир Александрович Прищепа, старший сержант в/с, старший пожарный
Николай Леонидович Нечипоренко, младший сержант в/с, пожарный
Андрей Дмитриевич Король, сержант в/с, водитель
2) На автонасосе АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127А:
Виктор Макарович Легун, старший сержант в/с, командир отделения
Анатолий Анатольевич Захаров, сержант в/с, водитель
Леонид Михайлович Шаврей, младший сержант в/с, старший пожарный
Сергей Николаевич Легун, младший сержант в/с, пожарный
Александр Иванович Петровский, младший сержант в/с, пожарный
Андрей Николаевич Половинкин, рядовой в/с, пожарный
3) На автомобиле «воздушно-пенного тушения» АЦ40 (на базе ЗиЛ-133Г) 181
Иван Алексеевич Бутрименко, старший сержант в/с, командир отделения, водитель
ЗиЛ – 133. ЗиЛ 130 – авто, на котором приехал Захаров, это АНР. Автомобиль Правика под управлением водителя А. Д. Короля согласно рассказам пожарных переехал на север станции после первого часа тушения, т.к. прибывшим бойцам СВПЧ – 6 и ППЧ – 17 была нужна подмога. Поэтому с южной стороны АВТОМОБИЛЯ ПРАВИКА НА ФОТО НЕТ – там видно лишь авто водителей Захарова и Бутрименко, которые готовились к проведению пенной атаки, о которой их известил Правик.
*более подробная информация по тушению очагов находится в книге А. К. Микеева «Противопожарная служба в экстремальных условиях Чернобыля»
Следующей частью, которая прибыла на пожар была СВПЧ – 6.
Списка техники из СВПЧ – 6 нет. Однако на основе исследования, можно сказать у СВПЧ – 6 стояло на вооружении:
Автоцистерна АЦ40 (на базе УРАЛ – 375) Ц1А – выехала на тушение
Автоцистерна АЦ30 (на базе ЗиЛ – 130) 63А – выехала на тушение
Автоцистерна АЦ40 (на базе ЗиЛ – 133Г) – 181
Наличие первых трех машин подтверждается рассказами пожарных, т.к. именно первые три авто выехали на пожар. Что касается последней в списке АЦ, ее можно было видеть на учениях милиции совместно с пожарной охраной, которые проводились за неделю до аварии. На них она выполняла функции по разгону «толпы». На пожар не выезжала.
001:35 прибытие СВПЧ – 6:
Виктор Николаевич Кибенок, лейтенант в/с, начальник караула
Анатолий Дмитриевич Найдюк, сержант в/с, водитель
На автоцистерне АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А:
Петр Иванович Пивовар, сержант в/с, старший водитель
На автолестнице АЛ-30 (на базе ЗиЛ-131) Л21:
Михаил Федорович Крысько, сержант в/с, водитель
Так же прибыли (не установлено, кто на какой машине):
Василий Иванович Игнатенко, старший сержант в/с, старший пожарный
Николай Иванович Титенок, старший сержант в/с, старший пожарный
Анатолий Петрович Иванченко, младший сержант в/с, пожарный
Владимир Иванович Тишура, сержант в/с, пожарный
Николай Васильевич Ващук, сержант в/с, командир отделения
Виктор Васильевич Ромашевский, младший сержант в/с, командир отделения
ППЧ – 17:
На автоцистерне ЗИЛ 130:
Григорий Матвеевич Хмель, водитель пожарного автомобиля ЗИЛ 130 ППЧ-17
На неустановленной автоцистерне выехали:
Так же прибыли (не установлено, кто на какой машине):
Николай Дмитриевич Руденок, командир отделения
Степан Карпович Комар – респираторщик
Далее около 2:30 на неустановленной автоцистерне прибывает отделение ППЧ-31
Антон Иванович Топчан – водитель
Согласно книге Микеева, Телятников перебросил на южную сторону (за машинный зал) эту АЦ из ППЧ – 31 и еще одну АЦ из СВПЧ – 6, однако на первых крупных планах разрушенного блока этих машин не наблюдается. Вероятней всего, они были отогнаны или же их просто не видно в кадрах.
Далее прибывали новые силы – они сосредотачивались за 5 км от станции в связи с повышенной радиационной обстановкой и вводились согласно распорядку.
Интересный факт: в 1985 году в роли автолестницы в СВПЧ – 6 выступала АЛ на базе ЗиЛ – 157. Фотографии с этой машиной есть в открытом доступе – с учений, проводимых в промежуток с 83 по 85 годы и уже скорее всего послеаварийный снимок – перед уходом в могильник или же в отстойник.
Это Владимир Правик, Виктор Кибенок, Леонид Телятников, Николай Ващук, Василий Игнатенко, Владимир Тишура, Николай Титенок, Борис Алишаев, Иван Бутрименко, Михаил Головненко, Анатолий Хахаров, Степан Комар, Андрей Король, Михаил Крысько, Виктор Легун, Сергей Легун, Анатолий Найдюк, Николай Нечипоренко, Владимир Палачега, Александр Петровский, Пётр Пивоваров, Андрей Половинкин, Владимир Александрович Прищепа, Владимир Иванович Прищепа, Николай Руденюк, Григорий Хмель, Иван Шаврей, Леонид Шаврей. Шестеро из них скончались от острой лучевой болезни. Ценой своей жизни герои отвели беду и спасли тысячи человеческих жизней.
Всего в ликвидации пожара на Чернобыльской АЭС участвовало 69 сотрудников пожарной охраны и 19 единиц техники.
Первыми из первых на пути атомного огня, рвавшегося из повреждённого четвёртого блока ЧАЭС, стал пожарный караул во главе с лейтенантом Владимиром Правиком. Через несколько минут рядом с товарищами сражался караул под командованием лейтенанта Виктора Кибенка. Спустя считанные минуты уже руководил и лично участвовал в тушении пожара начальник ВПЧ-2 по охране ЧАЭС майор Леонид Телятников.
В результате взрывов в реакторе и выброса наружу разогретых до высокой температуры осколков его активной зоны на крышах некоторых помещений реакторного отделения и машинного зала возникло более 30 очагов пожара. Особую опасность представлял огонь на крыше машинного зала, где были установлены турбогенераторы всех энергоблоков.
При взрыве часть панелей перекрытия упала на турбогенератор №7, тем самым повредив маслопроводы и электрические кабели, что привело к их загоранию. А большая температура внутри реактора вызвала горение графита. На Чернобыльской АЭС сложилась чрезвычайно сложная обстановка.
Несколько часов горстка отважных людей боролась с пламенем, не давая ему перекинуться на соседние энергоблоки. Люди работали на высоте выше 70 метров под постоянной угрозой новых взрывов, в условиях жёсткого радиационного излучения. Добираться туда приходилось по наружным пожарным лестницам, задыхаясь в дыму. Пожарные машины натружено качали воду. От перекачиваемой воды светило около 200-500Р.
Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты. Пожарные из города Скенектади (США) на собственные деньги сделали мемориальную доску в память о тех, кто вступил в драматическую борьбу с разбушевавшимся атомом.
Подвиг героев-чернобыльцев всегда будет служить для нас примером мужества, высочайшего профессионализма и верности своему долгу.
Дополнительные сведения по истории службы можно посмотреть здесь.