Пожарный автомобиль первой помощи апп предназначен для
Пожарный автомобиль первой помощи
Пожарный автомобиль первой помощи – пожарный автомобиль (ПА) на шасси легкого класса, оснащённый средствами пожаротушения, пожарно-техническим вооружением и оборудованием для проведения отдельных видов АСР. Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) предназначен для оперативного прибытия на место пожара или аварии и быстрого введения в действие. Иногда его называют «автомобиль быстрого реагирования». АПП изготавливают чаще на шасси лёгкого класса (полная масса до 3,5 т) с удельной мощностью, которая больше мощности ПА других классов. АПП имеют более плотную компоновку, позволяющую уменьшить габариты автомобиля, и расширенный перечень комплектующего оборудования для универсализации работ. В зависимости от области применения АПП могут иметь целевое назначение, определяющееся комплектацией пожарно-технического вооружения, в т.ч. модульный принцип комплектации одного базового ПА.
Первые АПП в России созданы в период с 1994 по 1995 специалистами Жуковского машиностроительного завода и ВНИИПО: АПП-0,5 на шасси ГАЗ-3783 и АПП-2 на шасси ГАЗ-3302. Заметный качественный скачок в производстве нового поколения АПП произошёл в 2003, когда к их производству приступили др. предприятия. Проведённый в 2003 управленческий эксперимент по применению новых технологий пожаротушения в ряде управлений пожарной охраны России показал эффективность применения АПП при тушении пожаров в начальной стадии в зданиях I и II степени огнестойкости, на автомобильном транспорте.
Литература: Копылов Н.П. Мировой опыт применения автомобилей быстрого реагирования (первой помощи), передовых технологий тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Результаты эксперимента по применению новых технологий пожаротушения. Материалы совещания-семинара, 15.07.2003 в г. Москве. М., 2003;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.
Пожарный автомобиль первой помощи
Пожарный автомобиль первой помощи АПП предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ и оборудования, необходимого для локализации источников огня на начальных стадиях возгорания. Ранее их называли автомобилями быстрого реагирования. После утверждения «Типажа пожарных автомобилей» они получили аббревиатуру АПП и вошли в классификацию основных пожарных автомобилей общего назначения.
Особенности конструкции пожарных машин первой помощи
Для решения оперативных задач в чрезвычайных ситуациях возрастает потребность в мобильных транспортных средствах. Именно поэтому базой для АПП становятся шасси малых грузовых или пассажирских машин и фургонов. На вооружение ГПС поступают автомобили, разработанные на базе ГАЗ, IVECO, FIAT. Причиной использования малогабаритных шасси стало усиление интенсивности дорожного движения в мегаполисах, затрудняющее проезд автоцистерн большой грузоподъемности. Плюсом перехода на малогрузовые машины стала экономия топлива.
Наибольшую эффективность АПП малой грузоподъемности показывают при выезде в частный сектор, особенно в места большой концентрации деревянных построек. Именно в этом случае сокращение времени приезда спасателей на место пожара является ключевым моментом успеха проведения операции.
Конструктивно АПП представляет собой машину, состоящую из кабины водителя с блоком для боевого расчета и кузовной части, включающей небольшую цистерну, бак для ОТВ и секции для размещения инвентаря.
По оборудованию пожарный автомобиль первой помощи АПП не уступает габаритным машинам. Численность боевого расчета на нем составляет 4-5 человек. В базовой комплектации на него ставится насос высокого давления, емкость для воды до 1.5 тонн, генератор и мотопомпа. В наборе есть пожарная лестница, веревка, базовое противопожарное оборудование и защитное снаряжение.
Запас ПТВ зависит от грузоподъемности шасси. Для машин, которые могут принять на себя до 1.5 тонн, предельно допустимый вес ПТВ составляет 800 кг. Полная масса АПП в таком случае составит около 3 тонн, что даст возможность автомобилю использовать 70% скорости. Этот показатель необходимо учитывать, если машины задействуются на магистралях, где минимально допустимая скорость передвижения составляет 100 км/ч.
Исходя из общих требований, АПП малой грузоподъемности обычно оснащаются запасом пожарных рукавов не менее 100 м., запасом ОТВ из расчета до 500 кг, насосом производительностью 4 л/с, а также запасом ПТВ до 100 кг.
Тактико-технические характеристики АПП
Самыми распространенными автомобилями первой помощи считаются машины, разработанные на базе ГАЗ и IVECO.
ГАЗ-330273
Салон этого автомобиля рассчитан на БР из пяти человек, включая водителя. Он сделан единой конструкцией с возможностью размещения внутри двух рядов сидений и средств радиосвязи. Кабина оборудована установкой для поддержания температуры не ниже 15°С.
Кузов в этой модели панельно-каркасного типа, установлен на лонжеронах и не соединен с кабиной. С обеих сторон оборудован дверями, что обеспечивает свободный доступ к ПТВ. Для безопасности двери имеют самосрабатывающие запорные устройства от случайного опускания шторок во время работы на пожаре. Для герметичности и предупреждения попадания внутрь отсеков пыли и атмосферных осадков по периметру дверей проложен уплотнитель. Сами же отсеки имеют сливы для остатков воды и конденсата. Крыша используется в качестве рабочей площадки и имеет заградительный бортик по всему периметру.
Основные части кузова распределены по раме таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на ось и сохранить базовые технические показатели шасси. Нагрузка на основную ось при этом не превышает 25% от полной массы.
ГАЗ-2705
Этот АПП используется для выезда на пожары в городской черте с целью проведения операций на начальных стадиях возгорания. Рассчитан на экипаж из шести человек, включая водителя. Особенностью конструкции считается расположение мотонасоса в кабине БР. Это предупреждает промерзание оборудования и позволяет запускать его во время движения автомобиля.
Кузов цельнометаллический с распашными дверями (не менее 150°) для свободного доступа к ПТВ. В комплект входит насосная установка высокого давления со стационарным стволом-распылителем, набор гидравлического аварийно-спасательного инструмента, режущий инструмент, осветительное оборудование и средства спасения с высоты.
ГАЗЕЛЬ NEXT
На сегодняшний день это один из самых востребованных автомобилей типа АПП. Его плюс – неприхотливость в обслуживании и высокая маневренность в условиях ограниченного пространства.
В зависимости от комплектации кузов делают либо цельносварным, либо отдельно установленным на лонжероны. Кабина БР рассчитана на шесть человек вместе с водителем. Переоборудованием базового шасси занимается завод «Варгаши». Для пожарной службы такие автомобили выпускают с колесной формулой 4×2.
IVECO Daily
Среди АПП не последнее место занимает автомобиль на шасси IVECO. Он относится L-классу. Использование облегченных материалов позволило снизить общую нагрузку на шасси и сохранить его скоростные характеристики. Пожарная надстройка представляет собой алюминиевый каркас, закрытый алюминиевыми листами без сварки. Дверцы отсеков для ПТВ шторного типа. Цистерна для воды и бак для пенообразователя пластиковые. Их объем – 500 и 50 литров соответственно.
В качестве насосной установки поставлена мотопомпа JOHSTADT ZL1500, производительностью 25 л/с. Длина напорных рукавных линий – 160 метров. Она установлена на выдвижной полке. Кабина рассчитана на 3 человека.
Колесная формула этой модели – 4×2 без возможности перехода в полный привод. Максимальная скорость – 110 км/ч. Снаряженная масса – 4600 кг.
АВТОМОБИЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (АПП)
ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (АПП)
ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (АПП) — пожарный автомобиль (ПА) на шасси легкого класса, оснащенный средствами пожаротушения, пожарно-техническим вооружением (см. ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ) и оборудованием для проведения отдельных видов аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ) [1].
Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) предназначен для оперативного прибытия (см. ОПЕРАТИВНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ) на место пожара или аварии и быстрого введения в действие. Иногда его называют «автомобилем быстрого реагирования».
· средств индивидуальной защиты;
Краткая история создания
Первые АПП в России были созданы с 1994 по 1995 годы специалистами Жуковского машиностроительного завода и ВНИИПО МВД РФ:
· АПП-0,5 — на шасси БАЗ-3783;
· АПП-2 — на шасси ГАЗ-3302.
Рис. 1 АПП-2 на базе шасси ГАЗ-3302
Заметный качественный скачок в производстве нового поколения АПП произошел в 2003 году, когда к их производству приступили другие предприятия.
Проведенный в 2003 году управленческий эксперимент по применению новых технологий пожаротушения в ряде управлений пожарной охраны России (см. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА) показал эффективность применения АПП при тушении пожаров (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА) в начальной стадии в зданиях I–II степени огнестойкости (см. СТЕПЕНЬ ОГНЕСТОЙКОСТИ), на автомобильном транспорте [1].
Основные технические характеристики АПП
В зависимости от величины допустимой полной массы ПА делятся на три класса (п. 4.2, ГОСТ 34350-2017):
· легкие — с полной массой от 2000 до 7500 кг (L);
· средние — с полной массой от 7500 до 14 000 кг (М);
· тяжелые — с полной массой свыше 14 000 кг (S).
В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории (п. 4.2, ГОСТ 34350-2017):
· категория 1 — неполноприводные ПА, предназначенные для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием (нормальной проходимости);
· категория 2 — полноприводные ПА, предназначенные для эксплуатации на дорогах всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
· категория 3 — вездеходы-внедорожники, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (высокой проходимости).
В качестве основных параметров, определяющих функциональное назначение пожарного автомобиля, используются (п. 4.3, ГОСТ 34350-2017):
· вместимость цистерны для воды или пенообразователя, м (см. ПЕНООБРАЗОВАТЕЛИ) (АЦ, АПП, АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК);
· вместимость пенного бака, м (АКТ, АНР, АЦ, АПП, АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, ППП);
· подача насоса (см. НАСОСНАЯ УСТАНОВКА) при номинальном числе оборотов, л/с (АЦ, АПП, АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, АНР, ПНС);
Таблица 1. Основные параметры ПА
Пожарные автомобили первой помощи (АПП)
Вместимость цистерны, м
Подача насоса, л/с, не менее
К АПП предъявляются некоторые требования. ГОСТ Р 53247-20009 определяет следующие нормы:
1. Скорость шасси составляет не менее 100–120 км/ч.
2. Минимальная допустимая производительность насоса — 4 л/с.
4. Минимальная масса огнетушащих веществ в любом АПП — 300 кг. Она может быть увеличена при потребности.
5. Минимальная допустимая грузоподъемность шасси составляет 1,5 т.
6. Количество членов команды доходит до 7, включая водителя.
7. Вес пожарно-технического вооружения — не менее 800 кг.
Основные характеристики автомобиля первой помощи АПП-0,5-5 (2705)
Автомобиль первой помощи АПП-0,5-2 предназначен для доставки боевого пожарно-спасательного расчета, огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, средств индивидуальной защиты, специального оборудования с целью тушения локальных и неразвившихся пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.
Рис. 2 Технические характеристики автомобиля первой помощи АПП-0,5-5 (2705)
АПП изготавливают чаще на шасси легкого класса (полная масса — до 3,5 т) с удельной мощностью, которая больше мощности пожарного автомобиля (ПА) (см. АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ) других классов. АПП имеют более плотную компоновку, позволяющую уменьшить габариты автомобиля, и расширенный перечень комплектующего оборудования для универсализации работ.
В зависимости от области применения АПП могут иметь целевое назначение, определяющееся комплектацией пожарно-технического вооружения, в том числе модульный принцип комплектации одного базового ПА [1].
Основные характеристики автомобиля первой помощи АПП-1,0-40-2
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-1.0-40-2 001ТМ предназначен для проведения аварийно-спасательных работ и локализации (см. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА) очагов возгорания (см. ОЧАГ ПОЖАРА) на начальных стадиях (см. НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ПОЖАРА). Данный тип автомобилей — более маневренный, так как имеет относительно небольшие габариты, и более скоростной из-за малого веса.
Рис. 3 Автомобиль первой помощи АПП-1,0-40-2
Аварийно-спасательный пожарный автомобиль первой помощи оснащается необходимым пожарно-техническим вооружением, как и полноценная пожарная машина. Число мест расчета разное и зависит от модели, обычно от 3 до 5 человек. На автомобилях устанавливаются насосы высокого давления (см. НАСОСЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ). Запас огнетушащих веществ варьируется по воде — от 0,5 до 1,5 тонн, пенобак емкостью — от 0 до 100 литров.
В стандартную комплектацию входит пожарно-техническое вооружение следующих видов:
· бензорез с топливом;
· противопожарное оборудование (огнетушители (см. ОГНЕТУШИТЕЛЬ), топоры, рукава);
· набор инструментов для оказания первой помощи;
· средства обнаружения химического или радиационного заражения;
· средства связи и освещения;
· ремкомплект для устранения собственных неисправностей АПП.
Многофункциональный автомобиль первой помощи АПП-0,8-20/200 (33104) 023 ПВ
Предназначен для тушения загораний в капитальных строениях, на автомобильном транспорте и проведения первичных аварийно-спасательных работ
Мощность двигателя
7000 х 2200 х 2700
Вместимость цистерны для воды,л
Вместимость пенобака, л
Привод насосной установки
Двигатель внутреннего сгорания
Наибольшая высота всасывания
Рукавная линия
высокого давления
норм./выс. давления
Тип применяемого ствола
Количество стволов, шт
Частота вращения
Давление
Расход
Этаж
2200 об./мин.
10 Атм
до 25 л/с
до 7
2700 об./мин.
20 Атм
до 20 л/с
до 25
3200 об./мин.
30 Атм
10-15 л/с
до 40
Особенности:
Обеспечивает тушение пожаров в многоэтажных зданиях и на промышленных объектах на высоте от 1 до 120 м (до 40 этажа).
Водопенные коммуникации предусматривают подачу воды на 3 типа линий в зависимости от необходимого давления.
Посадка и высадка боевого расчета в кабину производится через 3 распашных двери.
Применение алюминиевого кузова уменьшает полную массу и увеличивает его коррозионную стойкость.
Для привода насоса используется автономный двигатель, что позволяет сохранить гарантийные обязательства на шасси.
Комплектация АПП по приказу МЧС РФ № 425 от 25.07.2006 г.
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей АНР и АПП
Группа основных пожарных автомобилей включает в себя машины разнообразной направленности. Самая известная из них – автоцистерна (АЦ). Есть еще два авто, по назначению схожих с АЦ – автомобиль первой помощи (АПП) и автомобиль насосно-рукавный (АНР).
Автомобиль первой помощи – что это
АПП пожарный автомобиль представляет собой малогабаритную и маневренную установку. Относится к основным пожарным машинам. Экипировка меняется в зависимости от области использования. Обычно содержит следующее оснащение:
Пожарная «Газель» – описание
АПП на базе модели «Газель» внешне напоминает маршрутное такси красно-белого окраса. Главное отличие от общественного транспорта – отсутствие большого количества окон.
Условно пожарная Газель разделена на три части:
На крыше кузова обычно крепится лестница и рукава от цистерны.
История создания
Раньше АПП назывались «автомобилями быстрого реагирования». Первыми моделями таких машин считаются АПП-0,5 и АПП-2. Они были выпущены в 1994 году Жуковским машиностроительным заводом.
Позже, в 2003 году, был проведен эксперимент, в ходе которого была доказана эффективность АПП на возгораниях начальной стадии в зданиях и на автотранспорте. Таким образом, было налажено массовое производство АПП.
Назначение
Вопреки расхожему мнению, автомобиль первой помощи пожарный служит не для оказания медицинской помощи. Его предназначение в тушении возгорания. Основные цели использования АПП можно описать в нескольких пунктах:
Назначение АПП схоже с целями использования автоцистерн. Однако машины первой помощи выигрывают у АЦ в скорости передвижения. Наиболее выгодно АПП проявили себя на пожарах в частном секторе и в результате ДТП.
Конструктивные особенности
К особенностям конструкции АПП можно отнести следующие детали:
Технические характеристики
Технические параметры АПП разнятся от одной модели к другой. К характеристикам относятся:
К АПП предъявляются некоторые требования. ГОСТ Р 53247-20009 определяет следующие нормы:
Автомобиль насосно-рукавный
АНР пожарный автомобиль относится к основным машинам. Их популярность значительно упала из-за появления на рынке более универсальных пожарных авто. И все же в некоторых сферах насосные машины все еще используются.
Описание и основные сведения
АНР выглядит как классический пожарный автомобиль с условными обозначениями. Его особенность в том, что основной действующий механизм машины – насос. В авто нет цистерны с водой – вместо нее поставлена более вместительная кабина для пожарного расчета. Машина иногда снабжается емкостью с пенообразователем.
На заметку. Основная функция АНР – закачка воды из местного источника. Запас пожарных рукавов позволяет забирать воду даже из удаленных водоемов.
Задачи АНР
Назначение насосного автомобиля во многом схоже с предназначением автоцистерны:
Насосная машина может прокладывать рукавные линии на значительные расстояния. При этом забор воды осуществляется из любого водоема, а также с мостов. При таких качествах АНР выгоднее всего использовать на природных пожарах, например, в лесу.
Устройство
АНР можно разделить на несколько частей:
К обязательной комплектации относятся:
Конструкция АНР обладает несколькими особенностями, к которым относятся следующие параметры:
АНР-40 (130)-127
Одной из первых выпущенных моделей насосного автомобиля была АНР-40 (130)-127. Партию машин произвели в 70-х годах прошлого столетия на Прилукском заводе. До насосных автомобилей в СССР выпускали АН (автонасосы), в которых рукава хранились в скатке. Инновацией АНР стало укладывание шлангов «гармошкой», что позволило авто прокладывать линии на ходу. Также машина была оснащена пенобаком и кабиной на 9 человек пожарного расчета.
АНР 40-1.4 (43118)
В противовес предыдущей модели АНР 40-1.4 (43118) – наиболее современный вид насосного автомобиля. Главное отличие машины в том, что на ней установлена цистерна с водой, что нетипично для всех АНР. Авто производится Уральским заводом пожарной техники. По сравнению с классическим насосным автомобилем, АНР 40-1.4 (43118) обладает большими размерами. Машину можно разделить на несколько частей:
Кабина и кузов подогреваются автономным дизельным отопителем.
Тактико-технические характеристики
К ТТХ насосных автомобилей относят следующие показатели:
Сходства и отличия
АПП и АНР схожи во многих показателях:
По нескольким параметрам автомобили все же отличаются друг от друга:
Выводы
АПП плохо подходят для тушения объемных возгораний на больших площадях. Тем не менее на пожарах в частном секторе, на дорогах и в жилых домах им нет равных. АПП оперативно прибывает на место происшествия, что способствует более быстрой борьбе с огнем и спасению человеческих жизней.
АНР могут быть задействованы на всех пожарах, недалеко от которых есть водоем или водопровод. По своим характеристикам насосные машины наиболее подходят для тушения лесных возгораний. При наличии источника воды могут использоваться и на степных пожарах, возгораниях горных выделок. Стоит остановить свое внимание на АР-2- пожарный автомобиль, без которого сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний.