Прицепы общего назначения к грузовым автомобилям
Классификация прицепов и полуприцепов
Чем прицеп отличается от полуприцепа читайте здесь. Чем же различаются прицепы, а так же полуприцепы между собой? Иными словами по каким признакам можно классифицировать прицепную технику? Обычно классификация прицепов и полуприцепов идет по полной массе и назначению.
Классификация прицепной техники по полной массе
Прицепы (включая полуприцепы) подразделяются на категории О1, О2, О3, О4. Чем же различаются эти категории? Во первых сама категория «О» означает, что транспортное средство является прицепом (полуприцепом).
Прицепы категории О1 и О2, т.е. с полной массой до 750кг. и от 750кг. до 3,5т., используются в основном с легковыми автомобилями. Но могут использоваться и с автобусами, а так же с грузовыми автомобилями. При этом прицепы полной массой до 750 кг. включительно не требуют дополнительной категории в водительском удостоверении ни в каком случае. Об этом можно прочитать здесь.
Для использования с грузовыми автомобилями прицепы категорий О1 и О2 часто оснащаются дышлом с регулируемой высотой сцепного устройства. При этом такое дышло имеет возможность замены сцепного устройства, в зависимости от фаркопа, установленного на буксирующем автомобиле.
Дышло прицепа с регулируемой высотой сцепного устройства
Безусловно есть и более дешёвые варианты для увеличения высоты сцепного устройства.
Однако такие устройства подойдут для лёгких прицепов и небольших грузов.
Т.к. прицепы категории О1 и О2 используются в основном с легковыми автомобилями, они считаются «легковыми прицепами». На мой взгляд словосочетание «легковой прицеп» само по себе лишено смысла, в отличие от легкового автомобиля, который предназначен для перевозки пассажиров и багажа. В прицепах пассажиров не перевозят. В них перевозят грузы. Поэтому, на мой взгляд, все прицепы являются грузовыми, а словосочетание «легковой прицеп» несколько нелепо. Правильнее говорить «прицеп для легкового автомобиля». Впрочем, не будем отказываться от словосочетания «легковой прицеп». Просто будем считать его неким жаргонизмом.
Классификация прицепов и полуприцепов по назначению
Так же прицепную технику можно классифицировать по назначению. Иными словами характером перевозимого груза:
Для наглядности ниже приведены некоторые фотографии отдельных видов прицепной техники. Все их размещать здесь не имеет смысла. Ведь только панелевозов существует минимум три вида, различающихся методом расположения панелей на полуприцепе. А три вида цементовозов различаются формой цистерны…
Бортовой прицеп
Бортовой полуприцеп
Бортовой полуприцеп с кониками
Тентованный полуприцеп
Шторный полуприцеп
Шторный прицеп
Шторно-бортовой полуприцеп
Полуприцеп зерновоз
Полуприцеп самосвал
Полуприцеп щеповоз
Полуприцеп металловоз
Саморазгружающийся полуприцеп (полуприцеп с подвижным полом)
Полуприцеп муковоз
Полуприцеп цементовоз
Полуприцеп для перевозки жидкостей (вода, спирт, молоко…)
Полуприцеп для перевозки сжиженного газа
Низкорамный прицеп
Низкорамный прицеп-тяжеловоз
Низкорамный полуприцеп
Изотермический полуприцеп
Полуприцеп рефрижератор
Полуприцеп контейнеровоз
Полуприцеп скотовоз
Полуприцеп сортиментовоз (лесовоз)
Полуприцеп панелевоз
Полуприцеп автовоз
Топливозаправщик аэродромный
Раздвижной полуприцеп офис
Двухосный самосвальный тракторный прицеп
В редких случаях встречается классификация прицепов и полуприцепов по количеству или расположению осей. Количество осей у прицепной техники скорее относится к характеристикам прицепа. Ну или косвенно к классификации по полной массе. Ведь, обычно, чем больше осей — тем больше и полная масса, и грузоподъёмность. Встречал я классификацию и по подвеске. Но это опять же не классификация, а характеристики прицепа. С тем же успехом можно бортовые прицепы классифицировать по материалу, из которого изготовлены его борта.
Издается с 2007 года
Что такое прицепы и полуприцепы: виды, назначение, основные отличия
Грузоперевозки автомобильным транспортом всегда были востребованы. В зависимости от характера груза, дальности перевозки выбирается транспорт. Когда груз не вмещается в автомобиль, допустим, по габаритам или количеству, к машине цепляют дополнительное устройство – прицеп или полуприцеп.
Прицепная техника бывает различных видов, моделей, брендов, конфигурация и т.д. Однако первостепенным является её тип – прицеп это или полуприцеп. Так чем они отличаются, как выглядят, какие виды бывают, что вообще такое прицеп и полуприцеп.
Что такое прицеп
Прицеп — это транспортное средство для перевозки грузов, которое напоминает телегу и принимает вес груза целиком на себя. Он имеет тяговый брус или дышло с арканом (петлей) из прочного материала. На тягаче есть специальное приспособление для зацепления петли – фаркоп или крюк. С его помощью прицеп цепляется к автомобилю, который является его тяговым механизмом.
Прицепы различаются количеством осей, типом кузова, грузоподъёмностью, сферой применения. Они часто применяются в паре с легковыми машинами для перевозки домашних вещей, например, на дачу или для перевозки техники – лодок, катеров, квадроциклов. Также существуют прицепы для использования с грузовым автотранспортом и тракторами.
Кроме того, некоторые виды техники, например, грузоподъёмные краны, могут быть выполнены в виде прицепов.
Важно знать! Передвижение автомобиля с прицепом меняет его поведение на дороге. Поэтому ПДД подразумевают получение отдельной категории «Е» для водителей, использующих прицеп даже с личной легковой машиной.
Что такое полуприцеп
Полуприцеп больше напоминает рамную тачку или тележку. Он предназначен для перевозки различных грузов, в основном на дальние расстояния. Как и у тачки, полуприцеп передаёт часть нагрузки на тяговый механизм, в качестве которого выступает, как правило, грузовой автомобиль. Однако присоединение его осуществляется через специальное седельно-сцепное устройство (ССУ или седло), расположенное на раме грузовика. Поэтому, такой автомобиль получил название седельный тягач.
В силу своей конструкции, полуприцеп может стоять отдельно от тягача только с помощью выдвигаемых опорных стоек. Они принимают на себя часть веса груза и самой прицепной техники вместо тягача.
Самым популярным полуприцепом является тентованый, в частности шторный. В народе такой автомобиль получил название фура. Также, широким спросом пользуется трал для перевозки техники и панелевоз, осуществляющий перевозку железобетонных изделий при панельном домостроении.
Основные отличия
Если прицеп по принципу действия напоминает телегу, а полуприцеп тачку – это и является основным отличием их друг от друга. В следствии этой конструктивной особенности, для перевозки грузов с помощью полуприцепа требуется специальная техника или большие усилия по переоснащению автомобиля, чем при использовании прицепа.
Именно способ крепления к тяговому механизму отличает эти два типа прицепной техники и обуславливает универсальность техники. При установки седельно-сцепного устройства на автомобиль, его функционал ограничен только применением в качестве тягового устройства для полуприцепов. Тогда как монтаж фаркопа расширяет возможности автомобиля, не ограничивая первоначальных функций.
Второй важный момент – нагрузка на дорожное полотно. Масса прицепа и вес груза передаются на дорогу посредством давления его колёс в полной мере. В то время как полуприцеп передаёт часть нагрузки на тягач. Тем самым распределяется вес между осями полуприцепа и тягача, что увеличивает потенциальную грузоподъёмность техники.
Тип крепления к тяговому механизму обуславливает и поведение техники на дороге. Прицеп присоединяется к автомобилю через фаркоп. Такая сцепка сложна в маневрировании и требует от водителя больше внимания. Тогда как полуприцеп является как бы продолжением самой машины. Управлять автопоездом тоже сложнее, чем автомобилем, но легче, чем машиной с прицепом.
Прицепная техника для легкового транспорта
В основном, для легкового автотранспорта используются прицепы. На них перевозят мебель, строительные материалы, грузы и оборудование для дачи, техника – квадроциклы, гидроциклы, лодки, яхты, мототранспорт и многое другое. Также существуют специальные прицепы – дома на колёсах, небольшие грузоподъёмные механизмы, компрессоры и т.п.
Существует условное деление на категории.
Также они отличаются материалом изготовления, комплектацией, количеством осей, грузоподъёмностью, типом сцепки.
Обратите внимание! Прицеп должен быть оборудован светотехническими устройствами. Устанавливают светоотражатели и освещение на 12 или 24 Вольт.
Виды прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей
Прицепы классифицируются по типу, габаритам груза и грузоподъёмности, которая колеблется от 1,5 до 20 тонн. Основными видами прицепов для грузовиков являются:
Бортовой прицеп с тентом и будка очень похожи, тем не менее они предназначены для разного типа грузов. В первом случае тент только защищает грузы от атмосферного воздействия, тогда как второй является термоизоляционным, что позволяет предотвратить резкие перепады температур.
Самосвальный прицеп часто используется для перевозки сыпучих материалов, зерна, кормов. Он может иметь как заднюю, так и боковые типы разгрузки.
Классификация полуприцепов схожа с прицепной. Она основывается на задачах, которые решает прицепная техника. Наиболее часто встречаемыми полуприцепами являются:
В заключение стоит отметить, что более 60% всех перевозок в мире осуществляется автопоездами с использованием полуприцепов. На дорогах России и стран СНГ можно увидеть прицепные агрегаты отечественного и импортного производства. Производители предлагают технику практически для любых потребностей.
Какие бывают полуприцепы для грузовых автомобилей?
Большинство грузов доставляются до конечного получателя автотранспортом. Чтобы увеличить объем перевозимой продукции, были созданы полуприцепы. Они способны перемещать многие тонны груза за один рейс.
Тентованные полуприцепы
Из-за своей универсальности наибольшее распространение среди перевозчиков получили полуприцепы, корпус которых обтянут тентом из ПВХ материала. В них можно перевозить практически все виды товаров, для которых не нужно создавать особых условий при транспортировке. Тент изготавливается из прочных материалов и защищает груз от неблагоприятных факторов внешней среды, таких как дождь, снег, ветер и пыль.
Крыша трейлера может выполняться как тентованной, так и металлической, со съемными или подвижными элементами. Каркас, на который натягивается материал, изготавливают из нержавейки или дюралюминия, что не только облегчает вес конструкции, но и делает ее эксплуатацию более удобной. Рама выполняется цельнометаллической или сборной. Последний вариант менее предпочтителен, из-за качества российских дорог, на которых соединительные элементы могут быстро расшататься, что приведет к выходу конструкции из строя.
Передний транец большинства тентовых полуприцепов выполняется из металла. Это не дает грузу навалиться на кабину, если транспортное средство резко затормозило. По конструктивным особенностям тентовые полуприцепы делят на:
На тентованных полуприцепах можно перевозить грузы массой до 35 тонн. Перевозка товаров менее 20 т. Не респектабельна из-за высоких транспортных расходов. Основной недостаток таких трейлеров в низком уровне защиты груза от злоумышленников. При нахождении фуры на стоянке, воры могут разрезать материал и похитить товар.
Автоцистерны
В цистернах перевозятся наливные грузы, такие как топливо, молоко, вода и пр. Для транспортировки жидкостей, предназначенных для пищевого употребления нужно получить соответствующие сертификаты. Сами полуприцепы после каждого рейса проходят санитарную обработку.
Внутренняя поверхность цистерны разделена переборками и покрыта специальными материалами, которые не могут вступить в химические реакции с перевозимым грузом. По сути это герметичная емкость, оснащаемая оборудованием для заполнения и опорожнения. В ней применяют систему клапанов и шлюзов.
Кроме перевозки наливных грузов цистерны можно использовать для транспортировки муки, зерна или минерального порошка.
Цементовозы
Они предназначены для доставки цемента на объекты, расположенные вдали от железнодорожных путей. Полуприцеп способен обеспечить стройматериалами как мелкие, так и крупные предприятия, а также частных заказчиков.
Главным конструктивным элементом цементовоза является цистерна. В ее внутренней части располагаются аэролотки, благодаря которым в цемент непрерывно подается воздух. Это препятствует его затвердеванию. В полуприцепе можно перевозить до 120 тонн цемента.
Цистерна устанавливается на опорную раму под небольшим углом. Это делается для облегчения выгрузки материала. Заливается цемент через верхний люк. На внешней стороне полуприцепа установлена лестница и площадка. Это облегчает обслуживание конструкции.
Из резервуара, где готовится цементный раствор, в цистерну подается рукав, через который груз перемещается самотеком. После полной загрузки полуприцепа, тягач буксирует его к месту назначения. По прибытию на место к разгрузочному крану цистерны подсоединяется шланг, другой конец которого выходит в приемный резервуар. Для ускорения выгрузки в полость цистерны подается воздух.
Важной деталью цементовоза является компрессор. Во время транспортировки он не дает материалу застыть, а на выгрузке ускоряет процесс. Конструкции этого типа снабжаются тремя и более осями. Основное преимущество транспортировки цемента полуприцепом состоит в полной автоматизации процесса. Техника сама проводит погрузочно-разгрузочные работы. Цистерна приводится в движение тягачом седельного типа. Он же берет на себя часть нагрузки от веса груза.
Рефрижераторы
Если груз может перевозиться только при определенных температурных условиях, например, замороженные продукты, его транспортируют в полуприцепах, оснащенных рефрижераторными установками. Борта фуры изготавливаются из различных металлов или твердого пластика по технологии сэндвич-панелей.
Одним из подвидов рефрижераторов являются изотермические полуприцепы. Они предназначены для транспортировки продуктов с небольшим сроком годности в пределах одного города. Можно сказать, что это огромный термос, который не позволяет грузу контактировать с окружающей средой, но при этом не может обеспечить его долгое хранение.
Контейнеровозы
На полуприцепе перевозят контейнеры с грузом. Товары в основном обладают одинаковыми размерами. Это дает возможность оснастить трейлеры универсальной системой такелажных креплений. Контейнеровозы делят на 2 категории:
Многие модели оснащены телескопическими устройствами, благодаря которым можно при необходимости изменить размер конструкции исходя из особенностей перевозимого груза. Передние и задние площадки упрощают процесс загрузки.
Тралы
Их также называют низкорамными тяжеловозами. Они предназначены для транспортировки грузов, имеющих нестандартные размеры или большой вес. Тралы используют для доставки строительной, сельскохозяйственной и пр. техники к месту проведения работ. Рама полуприцепа расположена низко. Это дает возможность перевозить негабаритные грузы, не опасаясь при движении повредить ими линии электропередач и прочие низкие конструкции.
Тралы оснащаются телескопической системой и имеют выдвижные элементы. Для заезда техники на площадку тяжеловозы укомплектованы специальными трапами. Масса полуприцепа варьируется от 6 до 8 тонн. Количество осей, некоторые из которых комплектуются поворотными механизмами, у тралов больше, чем у остальных видов полуприцепов. Это делается для повышения износостойкости конструкции, а также для снижения динамических нагрузок.
Автовозы
Это разновидность трала, предназначенная для транспортировки автомобилей на дальние расстояния. Погрузка груза здесь специфична. Между транспортными средствами обязательно должно оставаться свободное место, иначе они придут в негодность на первом же изъяне дороги. Машины закрепляются специальными устройствами, которые обеспечивают полную неподвижность техники во время езды. Автовозами осуществляется транспортировка как легковых автомобилей, так и грузовых.
Выделяют несколько типов автовозов:
В среднем в автовоз вмещается 8 легковых автомобилей или 3 микроавтобуса. Полуприцеп такого типа используют, если необходимо переместить новые автомобили на далекие расстояния, не нанося ущерба их подвеске и внешнему виду.
Полуприцеп-самосвал
Их в основном используют при перевозке материалов строительного и сельскохозяйственного назначения. Как правило, это:
Кузов полуприцепа выполняется из цельнометаллических листов. Опрокидывается он либо гидравлическим подъемником, либо телескопическим цилиндром. Водитель может управлять процессом непосредственно из кабины тягача, т.к. функционирование подъемника осуществляется благодаря приводу силовой установки.
Выгрузка материалов происходит через кормовую или бортовую часть. В сельском хозяйстве приоритет отдается последним т.к. вываливать груз часто приходится в закрытых помещениях. Остальные организации в основном приобретают полуприцепы с задней разгрузкой полуприцепы с задней разгрузкой.
Кузов изготавливается из стали или алюминия. Первые используются для перевозки объемных грузов небольшого веса. Вторые предназначены для транспортировки тяжелых материалов. Все модели оснащаются усиленной рамой.
По форме прицепы данного типа бывают полукруглыми, для быстрой разгрузки сыпучих грузов и квадратными, которые подходят для решения различных транспортных задач. В последнем случае в трейлере можно перевозить не только сыпучие, но и иные виды грузов.
Фургонный полуприцеп
Его используют для транспортировки различных грузов, не требующих соблюдения специального температурного режима. Чаще всего это продукты питания и промышленные товары народного потребления.
Фургон-полуприцеп можно использовать в различных целях. В них оборудуют передвижные лаборатории и павильоны, места для пассажиров и техники. В трейлере можно перевозить хлеб, компьютеры и т.п.
По конструкции фургон напоминает тентованный полуприцеп, но вместо материала из ПВХ используется водостойкая фанера, оцинкованные листы, пластик или сэндвич-панели. Трейлер кроме задней двери, может быть оборудован и бортовой, что позволит оценить состояние груза, не открывая кормовые ворота.
Если полуприцеп предназначен для перевозки продуктов или товаров, его оборудуют ячейками, где можно неподвижно зафиксировать ящики с грузом. Фургоны производятся в одно- двух- и трехосевом варианте.
Скотовозы
Предназначены для перевозки животных. Это одна из вариаций грузового полуприцепа. Транспортировка скота необходима для сельского хозяйства, спорта и личных целей. Особенности конструкции зависят от размера и вида перевозимых животных. Если факторы не будут учтены, поголовье получит увечье или вовсе умрет.
Полуприцепы-скотовозы имеют до 4 ярусов. При необходимости их можно разобрать или объединить. Ярусы перемещаются благодаря работе гидравлической системы. На некоторых моделях регулируется высота боковых стенок. Это делается для обеспечения животным должного освещения внутри фуры.
Некоторые полуприцепы специализированы под перевозку только определенного вида. Если это крупный рогатый скот, трейлер будет иметь один ярус и дополнительно оборудован фиксированными бортами. Перевозить свиней в таком полуприцепе без его дополнительного дооборудования, опасно. Поголовье во время поездки могут получить травму.
Транспортировка нескольких видов животных одновременно может осуществляться в многоярусных полуприцепах. К примеру, на первом уровне располагают загоны с баранами, а на втором клетки с птицами.
В отличие от обычных фургонов, скотовоз имеет ряд конструктивных особенностей:
Особое внимание на скотовозах уделяют вентиляции. По всему периметру корпуса, кроме задних ворот делаются воздуховоды. Их размер обуславливается параметрами перевозимого груза. Чем крупнее скот находится в кузове, тем более развитой должны быть вентиляционные системы. Сзади полуприцеп оборудуется погрузочно-разгрузочным подъемником, который напоминает небольшой лифт. В некоторых скотовозах для этих целей используют наклонную лестницу.
Щеповозы
Используются для перевозки щепы, стружки и других отходов деревообрабатывающих предприятий. По конструкции напоминают фургоны, однако имеют ряд особенностей конструкции:
Погрузка щепы осуществляется из ленточного транспортера или бункера. Для возможности принятия груза подобным образом полуприцепы оборудуются автоматической системой откидывания верхней накидки.
Для выгрузки щепы водитель открывает один из бортов, и груз высыпается из-за собственного веса. Однако в кузове остается часть щепы, которую придется удалять ручным способом. Чтобы избежать этого на некоторых моделях устанавливают гидравлические подъемники.
Подвижный пол устанавливается на длинномерных полуприцепах. После прибытия транспортного средства на пункт разгрузки, водитель открывает задние ворота и запускает гидравлическую систему. Она двигает планки пола вперед и назад. Одновременно начинает движение передняя стенка трейлера. Благодаря совокупности этих факторов щепа постепенно покидает внутреннее пространство полуприцепа.
Лесовозы
Основное назначение лесовоза – перевозка древесины от мест ее заготовки до складов и предприятий обработки. Отличительной их особенностью является возможность эксплуатации в условиях тяжелого бездорожья. На полуприцеп грузится крупногабаритный материал нестандартных размеров. Кроме бревен и досок лесовоз может использоваться для перевозки труб.
Полуприцепы данного типа обладают своими конструктивными особенностями:
Лесовозы отличаются высокой грузоподъемностью. От стандартных тралов их конструкция отличается только наличием коников и повышенной проходимостью, которая позволяет производить погрузку непосредственно на месте заготовки леса.
Что такое полуприцеп
Вне зависимости от конкретного типа полуприцеп не может передвигаться самостоятельно. В движение его приводит тягач седельного типа. Полуприцеп соединяется с тягачом своей передней частью, благодаря чему повышается его маневренность. Оси трейлера в большинстве случаев расположены ближе к корме. Сейчас существует около 500 разновидностей полуприцепов, каждая из которых предназначена для перевозки определенного вида груза. Основными преимуществами полуприцепа являются:
Единственными недостатками полуприцепов называют их высокую стоимость и сложность сцепки с тягачом. Однако эти неприятные моменты компенсируются широкой функциональностью конструкции. Поведение полуприцепа водитель может предсказать на дорогах любой категории. Благодаря равномерному распределению груза по всей длине и ширине, конструкция редко переворачивается.
Чтобы тягач соединился с полуприцепом, нужна опорная установка специального типа. Она представляет собой площадку со шкворнем, который входит в седло движущей системы. Исправность креплей играет здесь не последнюю роль.
Полуприцепы считаются идеальным решением для перевозки грузов массой свыше 10 тонн на расстояние более 100 км.
Что такое прицеп
Прицеп – это отдельный вид транспорта не имеющий двигателя. Основное его отличие от полуприцепа в способе крепления к авто и расположению осей. Тягач буксирует его благодаря фаркопу, к которому присоединяется дышло. Оси прицепов расположены как в передней, так и в задней части. Из-за этого их маневренность существенно ниже полуприцепов.
Т.е. если полуприцеп по своему устройству напоминает двухколесную тачку, то прицеп будет отожествляться с четырехколесной телегой. У полуприцепа вес груза равномерно распределяется между своими шасси и тягачом, у прицепа наоборот, вся нагрузка ложится на собственные оси. Ему тягач нужен лишь для приведения конструкции в движение. Однако прицепы обладают рядом преимуществ:
К основным недостаткам относят слабую маневренность, небольшую грузоподъемность и функциональность. Прицеп может перевернуться при резком повороте на большой скорости.
Также в разделе FAQ вы можете найти ответы на интересующие Вас вопросы, такие как: