Проблемы с новыми автомобилями
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.
Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.
Когда покупать новую машину
Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.
Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.
Допы на полмиллиона скоро исчезнут
Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.
Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.
Что ждать от цен в следующем году
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».
Дилеров подвела жадность: продажи новых машин в России рухнули
Накрутки дилерами цен на новые автомобили привели к ожидаемому финалу: на фоне триумфального июньского отчета продажи в июле резко пошли на спад
По итогам июля продажи новых автомобилей на российском рынке сократились сразу на 6,5%, при том, что еще в июне они взлетели почти на 29%. В Ассоциации Европейского Автобизнеса считают, что продажи снизились из-за дефицита машин у дилеров на фоне продолжающихся проблем с нехваткой микрочипов. И еще к июлю прошлого года в России как раз закончился локдаун, после чего спрос на новые машины резко пошел вверх.
Однако причина не только в этом. В целом автомобильный рынок сейчас слишком перегрет и не выдерживает роста цен, обусловленного как объективными факторами (рост цен на металлы и автокомпоненты), так и банальной жадностью дилеров, которые на фоне нехватки машин накручивают к рекомендованной цене производителя еще 10-20% сверху. Плюс в июле россияне традиционно много тратят на отдых, а тут как раз открыли так любимую нашими соотечественниками Турцию – свободных денег на покупку машин попросту не осталось.
Но, как бы там не было, итог для большинства автопроизводителей не радующий. По сравнению с результатами июля прошлого года в пятерке лидеров российского авторынка в небольшом плюсе только Lada, а Kia, Hyundai и Renault демонстрируют падение в пределах 3-7%. Замыкающая Топ-5 Skoda рухнула сразу на 36%. Не лучше дела и у VW – минус 33%. При этом Chery смогла нарастить продажи на 248% и впервые стать самой популярной китайской маркой в России, обогнав Haval, прибавивший в июле «всего» 60%. Geely немного отстает, но тоже показывает неплохой рост – плюс 87%.
В Топ-5 самых популярных автомобилей в России подросли продажи только у Lada Vesta и Hyundai Solaris, а у остальных упали, причем у иномарок (Hyundai Creta, Kia Rio) – заметнее всего. В десятке бестселлеров схожая ситуация: заметно выросли продажи Lada Niva, и вдвое меньший рост показал Renault Duster, а вот VW Polo и Skoda Rapid ушли в минус, причем у «Поло» продажи упали более чем на треть.
Если падение продаж связано именно со снижением покупательской активности – это хороший знак. Есть шанс, что это позволит обуздать аппетиты дилеров и откатить цены на автомобили (как новые, так и подержанные) к более реалистичным цифрам.
Продажи новых машин рухнули: дилеры расплачиваются за жадность?
Развитие ситуации с продажей новых автомобилей на российском рынке идет по наихудшему сценарию. Начавшееся в середине лета падение стремительно набирает обороты. Если в июле автодилеры показали минус 6,5%, а в августе продажи упали на 17%, то в сентябре, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, рынок откатился на 22,6%. Что будет дальше и на сколько рынок может упасть в октябре не знает никто. Даже в ассоциации АЕБ, которая на протяжении многих лет ведет мониторинг продаж новых автомобилей в России, отказались строить прогнозы на этот год, заявив, что ясность появится только в ноябре.
Основных причин, по которым российский авторынок обновил очередное дно, две, причем одна следует из другой. Первопричина – это искусственный дефицит автомобилей, который, как нас уверяют, вызван нехваткой полупроводников для автокомпонентов (блоков ABS/ESP, ЭРА-ГЛОНАСС, и других). При этом производители чипов говорят об обратном: оказывается, что они уже давно исправно отгружают требуемое количество микросхем своим заказчикам. Ну и как следствие дефицита новых автомобилей – безумный рост дилерских наценок, из-за чего многие россияне откладывают покупку машины до лучших времен (и правильно делают).
Все это похоже на мировой заговор, однако если он и есть, то договориться удалось не всем. Например, китайские автоконцерны проблем с полупроводниками похоже не испытывают. Так Haval нарастил продажи в сентябре почти в два с половиной раза, впервые заняв 10-ю позицию в рейтинге самых популярных автомобильных брендов в нашей стране. Идущая следом Chery, несмотря на отсутствие в линейке машин локального производства, прибавила 137%, а немного отстающая Geely показала плюс 20%. Причем, если бы компания Chery плюсовала к своим продажам кроссоверы Cheryexeed (в отчете АЕБ они идут отдельной строчкой), то уже она, а не Haval, стала бы самым популярным китайским автопроизводителем в России.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА СЕНТЯБРЬ 2021 (ДАННЫЕ АЕБ)
В России кончились новые автомобили: как мы пытались купить машину
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Фраза из популярного юмористического романа перестала звучать издевательством лет эдак 25 назад. А теперь. опять начала. Потому что на рынке новых автомобилей царит глобальный дефицит и правят бал очереди. Со всем этим, казалось, позабытым наследием «совка» наш корреспондент столкнулась, пытаясь приобрести новую семейную машину.
Во-первых, нужна проходимая и высокая. Ведь, по словам мужа, «ты вечно тащишь нас неведомо куда» — в его памяти трагически отпечаталась дорога до парка Никола-Ленивец этим летом. Стремительным домкратом опустошившая семейный бюджет на 50 тысяч для ремонта подвески. Зимняя дорога-заколдобина на Углич тоже благостных воспоминаний не добавляла.
Второе пожелание — просторная. Ребенок вырос и перестал помещаться целиком на заднем сидении своего ровесника, компактного «Рено Сандеро». Ну и третий критерий — новьё. А то уж очень много развелось охотников скручивать километраж и рихтовать битьё в наше время. Критично до 1,5 млн по цене: на «Лексусах» журналисты разъезжают только в телесериалах.
Большую покупку в период кризиса, локдауна и хардкора обсуждали долго всей семьей. Долго запрягали — поехали выбирать быстро. Непосредственно в ноябрьские «ковикулы». Даже мэр Москвы, оперативно закрывший автосалоны перед носом у страждущих на период с 30 октября до 7 ноября, нас не остановил. Рванули смотреть машины в Калужскую область, где у нас дача.
Там прямо на шоссе гостеприимно раскинулись салоны двух подходящих марок: Renault и KIA. Выставочных машин в салонах было мало — но, возможно, так и должно быть? Менеджеры скучающе-любезны, и явное преобладание количественного состава продавцов над клиентами. Еще, чисто на интуитивном уровне, зацепила вскользь брошенная фраза: «Вы что, KIA Seltos хотите? Да на них очередь минимум на 7 месяцев». «Калуга, область, – хмыкнул супруг. – Наверное, покупателей у них мало».
В том, насколько же он ошибся, мы убедились сразу, как только препоны были сняты, и мы посетили 5 или 6 автосалонов в Москве. Рассматривая для наших целей ряд марок среднего ценового сегмента прикладным способом — с использованием точек приложения нашего национального терпения на передних креслах и задних диванчиках. В общем, эмпирически выяснилось, что японцы не для нас. Компактные салоны Suzuki и Mitsubishi едва ли превосходили размерами старичка Sandero. По той же причине отпали универсалы от Renault — вместе с ребенком, отрастившим к 5-му классу ноги на рост 177 см, мы там никак не помещались.
Но вскоре дефицит свободного пространства трудящихся в салонах авто целиком заслонила собой другая проблема. А именно — что этих самых авто просто нет в продаже. В каждой просмотровой зоне автосалона нас встречали менеджеры печального образа. Всюду раздавалась одна и та же скорбная песнь: «Новых машин нет, берите те, что есть в наличии. Да, розового цвета. Да, с инжектором на батарейках и впрыском бензина в лобовое стекло (шучу). Берите-берите, скоро и того не будет. А если вы хотите свою такую-то комплектацию, ждите. Новый автомобиль придет через год. Или через полгода, или через полтора. А какая новая цена будет, неизвестно. »
Причиной столь бедственного положения на рынке продаж автопрома менеджеры называли коронавирус, из-за которого стояли заводы, а когда те заработали, то столкнулись с нехваткой микрочипов для бортовых компьютеров и датчиков. «Заводы два года стояли, микрочипов нету, покупателей нету, – завывали сотрудники дилерских центров одну и ту же мантру, как правоверные ламаисты. – И что будет в 2022 году, неизвестно. »
Большое оживление насчет новых машин царило только в Сети. Напоминая те несчастливые времена, когда Интернета еще в проекте не было, зато табличку «Пива нет» можно было встретить где угодно. Зато насчет машины все было известно как раз. Что ты на нее, скорее всего, никогда не накопишь. А если деньги есть, надо найти очередь, где пишутся на очередь на авто. И, отстояв обе, таки получить автомобиль. Из тех, что в наличии.
Но бывалые-то люди помнят, что даже тогда существовали барыги с безграничными связями в пределах разумного. Изучение сетевых предложений живо напомнило, казалось, навек сгинувшие времена СССР. Например, контора, которая обещает за ваши деньги хоть завтра подогнать новый автомобиль. Утром колеса, вечером деньги, но деньги – вперед! Знатоки объяснили, что это прикрытие для банальной продажи места в очереди на приобретение нового автомобиля. Чем ближе к дате, тем дороже, а цены колеблются в пределах от десятков до 100-150 тыс. И это вдобавок к наценкам, которые дилеры так или иначе «навесят» на первоначальную цену на автомобиль.
Мало кем привечаемые, мы с мужем успели пересидеть в десятке разных машин. И соскучиться по продажникам былых времен, которые резво ходили колесом вокруг каждого покупателя, окружая заботой и закидывая буклетами. А ныне уныло и пусто в автосалонах, как на пиру во время коронавируса. Шатаясь по опустелым салонам, мы осознавали страшную правду.
За 1,5 миллиона купить автомобиль – такой, как мы хотим, – не удастся. Да и ни фига не купишь за такие деньги, честно-то говоря, в оптимальном соотношении цена/качества. Авто с пробегом не хотим, вкусив уже лучшей доли, по тем же причинам отпадает «Лада». Родной УАЗ, на наш непросвещенный вкус, излишне милитаристский.
Но ведь кто ищет, тот найдет. Не загадывая на год, решили дать шанс новому игроку, обратившись к продукции китайского автопрома. Здесь и выбор оказался шире, и менеджер позадорнее. И самый большой и нашпигованный электроникой салон из всех осмотренных нами. И мы с ребенком влезем, и для двух котов место останется.
В багажнике вполне поместится средний крупномер из питомника, с мешками компоста в придачу. Ведь какие бы штаммы и локдауны ни наступали, все равно будет лето, дачный сезон. Будем еще «шить сарафаны и платья из ситца». Будем жить. Цвет у машины в наличии, в нужной комплектации из Поднебесной, оказался нежно-голубой. Голубой, как цвет надежды.
Прокомментировать обстоятельства, из-за которых рынок продажи новых автомобилей настолько оскудел, и когда исправится эта ситуация, «МК» попросил автоэкспертов.
— На динамику ценообразования автомобилей в России, в частности, влияет и курсовая разница цен — еще не отыгранный рост курсовых колебаний 2014 года, — говорит генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. — Кроме того, на себестоимость влияет рост стоимости металла и энергоносителей, а также комплектующих для авто и электронных компонентов. Усугубляет ситуацию непредсказуемость поставок.
— Рост авторынка будет зависеть от объема поставок и доступности комплектаций, — считает генеральный директор ГК «АВТОDOM» Андрей Ольховский. — Вполне возможно, что будет некоторое охлаждение по сравнению с выдающимися результатами продаж первого полугодия. Поэтому не совсем корректно оценивать динамику рынка — скорее, корректнее оценивать возможности производителей. Помимо прочего, если стоимость барреля нефти будет и дальше расти, то курс доллара, скорее всего, будет корректироваться в сторону снижения и вызовет повышение цен автомобилей в долларовом эквиваленте.
Стоит ли покупать автомобиль в разгар дефицита
Несмотря на то, что автомобили в последнее время постоянно дорожают, спрос на них по-прежнему превышает предложение. Напомним, нехватка машин у дилеров возникла еще прошлым летом, после простоев на российских автозаводах и приостановки поставок импортных иномарок в период локдауна. Способствовал дефициту и повышенный спрос со стороны потребителей, которые тогда спешили совершить покупку на фоне нестабильности рубля.
По мнению руководителя группы онлайн-продаж дирекции развития продаж ГК «Бизнес Кар» Андрея Творогова, восстановление ситуации, связанной с нехваткой машин, может нормализоваться в первом полугодии 2022 года, если эпидемиологическая обстановка в мире стабилизируется и не будут вводиться новые меры санкционного давления на страны, где расположены мировые производители микроэлектроники и прочих крупных комплектующих автомобилей.
В свою очередь, ситуацией с нехваткой машин воспользовались некоторые дилеры, которые при продаже автомобилей стали накручивать опции стоимостью до полумиллиона рублей. Впрочем, в былые времена покупателям даже предлагалось купить очередь на покупку машины, однако эта практика, судя по всему, осталась в прошлом.
На сегодняшний день, по данным ГК «Бизнес Кар», срок ожидания новых автомобилей может составлять от 3 месяцев до 2 лет в зависимости от марки, модели, сочетания комплектации и цвета конкретного автомобиля, а машины местного производства, как правило, почти всегда доступны в течение месяца.
Как говорит Владимир Мирошников, если удовлетворяющей запросы покупателя модели нет в наличии на складе дилера, ее всегда можно заказать, однако в этом случае к моменту поставки автомобиля цена на модель может увеличиться. Многие клиенты это понимают и стараются выбрать машину из наличия, а некоторые из них готовы рассмотреть покупку автомобиля с пробегом в качестве альтернативы новому.
Действительно, в условиях продолжающегося дефицита автопроизводители стали с завидной регулярностью повышать цены на свои модели. Согласно оценкам агентства «Автостат», за первое полугодие 2021-го средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России увеличилась на 12,5% и составила 1 млн 886 тыс. рублей. При этом сильнее всего подорожали иномарки: на 14,4% до 2 млн 246 тыс. рублей, в то время как цены на отечественные машины «потяжелели» в среднем на 11,6%, достигнув отметки в 782 тыс. рублей.
По мнению Андрея Творогова, за время ожидания поставки автомобиля в нужном цвете и комплектации его стоимость может вырасти на 8-12%, если ориентироваться на текущий темп роста цен.