Путешествие по чуйскому тракту на автомобиле какие места посетить
Путеводитель по достопримечательностям Алтая.
Что можно посмотреть вдоль Чуйского тракта, самостоятельному туристу на автомобиле.
377 км. Чуйского тракта: Алтай Полеводка.
Место где начинается Алтай! Именно под таким лозунгом, в этом прекрасном «Месте Силы Алтая» работает этнографический парк.
Стоимость входа в Этно Парк «Легенда» доступная каждому, тут же Вы сможете понежить хозяйских щенков Хаски, и пообщаться с Алтайским шаманом Артёмом Игнатенко.
388 км. Чуйского тракта: село Сростки.
Ещё одна достопримечательность данного места это конечно же Сросткинский базарчик.
Базарчик расположен вдоль Чуйского тракта, и именно тут продаются знаменитые «Сросткинские пирожки», рецепт которых является тайной и передаётся только по наследству.
428 км. Чуйского тракта: «Пилигрим»
На границе Алтайского края и республики Алтай туристов встречает скульптура «Пилигрим». Или по простому памятник туристу.
Мужчина экипированный тур. снаряжением с маленькой собачкой уже давно стал символом Алтая. Фотография в этом месте есть у всех, вы же не исключение?
Городок не большой, обычно туристы проезжают его мимо.
А посмотреть здесь вам нужно «Национальный музей им.Анохина» познакомьтесь с бытом и культурой Алтая. А так же увидите как хранится мумия «Принцессы Укока». Очень много информации посвящено Алтайскому художнику Григорию Чорос-Гуркину. Огромный зал флоры и фауны Алтая.
445 км. Чуйского тракта: Аэропорт г.Горно-Алтайск.
Именно сюда прилетает основная масса туристов из европейской части России.
Небольшой, но довольно уютный провинциальный аэровокзал в 2020 году будет принимать рейсы из Казани, Новосибирска, Москвы и Красноярска.
В 2020 году было открыто внутреннее авиасообщение между населёнными пунктами Усть Кокса, и Кош Агач.
⠀
455 км. Чуйского тракта: Пешеходный Айский мост.
Мост для любителей поглазеть на реку Катунь.
На одном берегу реки Алтайский край, на другом Республика Алтай.
Открывается шикарный вид на туркомплекс «Корона Алтая». Стоимость прохода в 2020 году составляет 50 руб. с человека.
464 км. Чуйского тракта: Черемшанский источник (Родник).
Очень популярное место у проезжающих туристов. Чистейшая питьевая вода, и традиция повязать веревочку на дерево.
464 км. Чуйского тракта: Мемориальный знак В.Я. Шишкову.
470 км. Чуйского тракта: Манжерок.
Рынок в Манжероке позволяет купить широкий ассортимент алтайских сувениров.
Есть возможность побывать на Катуни, и полюбоваться знаменитыми «манжерокскими» порогами и «Бочкой».
Основная масса сплавов по нижней Катуни проходит именно по этому маршруту
Посетить озеро Манжерокское, в 2018 году там был открыт новый оборудованный пляж и набережная.
Возьмите на прокат водный катамаран, полюбуйтесь водными лилиями. В озере манжерок растёт краснокнижный водный орех Чилим.
Прокатиться на новом подъёмнике гондольного типа на гору Синюха, запущенном в работу осенью 2019 году.
Посетить Дом музей «Перевёртыш» Устроить гонку в одном из самых больших «Байк Парков» за Уралом.
⠀
477 км. Чуйского тракта: ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»
Посетить все смотровые площадки в округе, художественную галерею, сходить на сплав, затариться мёдом на пасеке «Славы Медовухи».
Едем от Бирюзовой Катуни дальше в сторону Чемала. Вдоль трассы, по берегу Катуни, потянулись вереницы турбаз. Есть комфортные благоустроенные высокого ценового диапазона, есть и попроще.
485 км. Чуйского тракта: Туркомплекс «Царская охота».
Здесь можно перекусить, искупаться в открытом бассейне, потанцевать. Комплекс расположен на двух берегах Катуни, соединён подвесным мостом красного цвета.
Этот мост часто можно встретить на фото туристов отдыхающих на Алтае. По мосту можно перейти и отправится на Камышлинский водопад.
Камышлинский водопад. Находится на другом берегу реки. Добраться до него можно через мост на Царской охоте либо на лодке/рафте через реку Катунь.
492 км. Чуйского тракта: Село Барангол:
Тут можно сделать небольшую остановку чтобы перекусить. Дальше, ближе к селу Усть-Сема вас ждёт развилка: прямо дорога на Чемальский тракт и тур.кластер «Чемал». На право, через реку Катунь, дорога к сёлам Камлак и Черга.
499 км. Чуйского тракта: Катунские ванночки:
Через 500 м. после старого Усть-Семинского моста есть поворот с вывеской «Шишкулар» Катунские ванночки.
В больших и маленьких скальных углублениях остаётся речная вода, образуя небольшие водоемы где можно поплавать.
⠀
502 км. Чуйского тракта: Село Камлак.
510 км. Чуйского тракта: Зубровый питомник.
Посмотреть зубров на Алтае? Легко!
Огромные, сильные, могучие зубры разгуливают по территории питомника. Зимой зубры подходят к ограде и едят хлеб из ваших рук.
Чуйский тракт / Лучшие достопримечательности Алтая
Поездка на Алтай: Август 2017г.
Период маршрута от ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и до с. Акташ
Предисловие:
В двух видео-постах об Алтае я уже рассказывал, как мы выехали из г. Тюмень и поехали компанией из 4х человек на Mitsubishi Lancer в сторону Горно-Алтайска. Как мы снимали домики для ночевки, первый и второй день. На сколько условия проживания в разных местах за одну и ту же сумму 500р. с человека отличаются друг от друга. Так же показал первые достопримечательности Алтая которые мы можем встретить после с. Бийск. Два этих поста вы можете посмотреть по ссылки:
Ну и теперь вернемся к нашей третьей части путешествия по Алтаю.
Выехав с ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и прихватив с собой медовухи с пасеки «Медом в ухо» мы двинулись до с. Акташ. Расстояние показало 313 км.
Так как очень сильно задержались в Особой Туристической Зоне, то выехали очень поздно.
Стало темнеть.
Первая достопримечательность которую мы заметили на своем пути — это Семинский перевал, мы даже не поняли как его «перевалили» Но эту возвышенность со стелой с правой стороны сложно назвать перевалом по тактильным ощущением, но он есть. Обычный перекресток дорог. Фото и видео делать не стали на этом рубеже, так как не поняли вообще достопримечательности, а во вторых было уже темно.
Следующее место в котором мы остановились покушать, это кафе «Шелковый путь» Ни сколько сама кафе приглянулась, сколько пейзажи которые расположены рядом:
Прям возле этой кафе протекает река Катунь,
а молодые Алтайские ребята ловили скорее всего Хариуса. Пейзаж на котором они уходили с уловом не мог не заставить меня сфотографировать их.
После вкусного ужина (хотя я не помню даже что мы ели) Проще тогда сказать, после «вкусной» фотосессии стало темнеть очень быстро. Нашем удивлением было это подъем на следующий перевал на первой передачи. Ночью, ориентируясь по знакам и в очень крутой подъем с резкими изгибами дороги во всех плоскостях мы приближались к перевалу: Чике-Таман. Вот тут мы не могли не остановиться. Правда было очень темно, но даже в темное время суток — здесь было прекрасно. Возвышенность, смотровая площадка и ветер обдувающий тебя.
Мы уже обессилившие, что постоянно за рулем и постоянно в движении с каждой минутой понимали, что до с. Акташ мы не доедем. Оставалось 128 км.
Этот перевал в отличие от Семинского нас впечатлил и мы все такие впечатленные и уставшие поехали дальше.
Дальше дорога была потрясающая, в окружении скал с левой и с правой стороны, это я видел по гугл картам. 🙂 мы доехали до с. Купчегень. Я начал уже смотреть в карте, где можно остановиться и переночевать не доезжая до с. Акташ. Тут моему взгляду на картах гугл попадается кордон «Кур-Кучу», который находится совсем недалеко от нас. Подъехав к малозаметному повороту налево, мы спустились с федеральной асфальтированной трассы на грунтовку и под звуки маленьких камешков ехали в темноту. Совсем скоро перед нами оказался шлагбаум. Мы вышли, подошли к кпп, сказали, что нам нужно переночевать, потом Алтайский мужчина показал нам рукой в сторону кордона и сказал идти искать женщину которая все оформляет. (Хочу отметить, что сервис на Алтае… Вообщем его нет! ) Мы вооружившись полудохлыми фонариками интегрированными в китайские телефоны и пошли в кромешную темноту. Найдя женщину, она нам показала Алтайское жилище Аил. (Мы прикололись с него, но в тот момент нам было абсолютно все равно где ночевать.) Мы купили у нее охапку дров за 100р. Заплатили 50р. за парковку авто и по 450р. с человека в пятизвездочном отеле, ой в пятиместном аиле.
Припарковавшись прям возле Аила на возвышенности, с очень сильным шумом Катуни внизу, мы решили по релаксировать. Точнее сказать, разожгли костер на улице (Хотя в Аиле мне кажется Алтайцы тоже разжигают костер) Этому способствует форма крыши с отверстием вверху. Откупорили медовуху и укутавшись в теплую одежду сидели и смаковали в этом, пока еще не изведанном нами месте, сладковатый напиток. Пока один из нас не поднял голову вверх. К большому сожалению мой фотоаппарат не смог запечатлеть эту красоту. Но поверьте мне на слово, такого ЗВЕЗДНОГО НЕБА я не видел никогда. Мы залипли минут на 5 в полной тишине и не шевелясь глядя вверх (может это медовуха на нас так подействовала) но это было сказачно красиво.
Утром, когда мы проснулись и вышли на улицу я понял — это лучшее место, в котором я когда либо находился. Ни Турция, ни Египет ни даже Таиланд мне не дал столько эмоций, сколько вид который я увидел выходя из Аила. Это осталось в моем сердце до сих пор. Я очень хочу туда попасть и сделаю это в этом году!
В Аиле в котором мы ночевали, были самые жуткие условия, хуже было только на Актру (об этом я расскажу в следующем посту) Укутавшись во всю одежду которая была: двое носков, термобелье, штаны по верх термобелья, флисовая кофта, пуховик и потом я залез в спальник и еще накинул на себя одеяло которое было в Аиле. И да, конечно же я спал в шапке! Было нереально холодно ночью, а живность которая там была: Жуки, пауки, а на утро я вообще увидел что на потолке улей с осами, тут конечно я обомлел.
Но когда мы на утро увидели, тот самый Аил, на фоне гор. Я сказал — он великолепен!
Спустившись вниз, мы увидели пороги от которых был такой шум всю ночь. Как потом оказалось у них даже есть название: Ильгуменские пороги на реке Катунь
На фото конечно же не передать и шум и масштаб, это лучше смотреть в в моем короткометражном фильме который я прикрепил в начале поста.
Новый день начался с потрясающей бодрости от увиденного. Позже когда мы умылись в ледяной реке Катуни, мы стали бодрее раз в 5 как минимум. При выезде из Кордона мы увидели впервые сусликов. Поле по которому мы ехали ночью в сторону кордона сплошь и рядом усыпано отверстиями в земле (норки сусликов) в которых постоянно то забегали, ты выбегали эти «бешеные» суслики. Ночью так как этого мы не видели, увидев их днем, проехать просто так мимо мы не смогли. Остановились и пошли смотреть на них. Стоило нам выйти из машины, как все поле опустело. Все разбежались по домам. Ладно думаем, едем на с. Акташ. к черту этих сусликов. А то это выглядело как в поговорке: «Ищи ветра в поле», только здесь: «Поймай суслика в степи»
Дальше в солнечный и теплый день, дорога показалась нам самой красочной. Именно в этот момент я и вспомнил о том, что Чуйский тракт, попал в ТОП Самых красивых автомобильных дорог мира по версии National Geographic. На фото опять же я ничего не запечатлел, а вот на видео можете посмотреть всю эту красоту.
Следующая достопримечательность была, это Ининский мост, он был так рядом, но мы почему то проехали мимо. Очень красивое место — рекомендую всем. В этом году у нас в планах 20 Августа съездить на Алтай подобным маршрутом и эта достопримечательность стоит у нас в списке! Кто желает присоединиться к нам пишите комментариях: «Я хочу с вами на Алтай» и я скину маршрут нашего следования.
Проехав немножко от этого моста мы встретили интересную достопримечательность: Ининские стеллы Балбалы.
Справа от дороги можно видеть ограду с тремя стелами — это древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.). Высота самой крупной стелы — больше 4 метров (не врытой)
Очень интересная природная «инсталяция».
Сфоткались, отсняли немного видео и поехали дальше.
Следующая, опять же не далеко от предыдущей достопримечательности, была «Гора духов» и многим известное место, где происходит Слияние двух рек: Чуи и Катуни
Очень красивое зрелище, где с большой возвышенности ты наблюдаешь этот «природный коктейль» Бирюзовая река Катунь смешивается с серой и более мутной рекой Чуя.
В окружении плато, на которой мы находимся очень много не высоких деревьев с белыми ленточками. Реально напоминает место духов, опять же, вначале всего этого пути написано объявление, о том, что не нужно туристам повязывать все подряд на эти деревья, ибо этот ритуал должен осуществляться знающими людьми с определенными словами и действиями. Так же обратили внимание на камни расположенные друг на друга, вертикально. Нашли самую большую и сфоткали на фоне уже смешанных двух рек Катуни и Чуи:
Как позже в интернете я узнал, что называются такие скульптуры: LATZA («Латза»). Пирамида (или сооружение) из больших камней на перевалах, вершинах гор, святых местах или «местах силы» устанавливается с посвящением местным божествам. К таким сооружениям можно «добавлять» свой камень для исполнения своего желания, обращенного именно к конкретному божеству.
Следуем дальше и через определенное расстояние, с левой стороны наблюдаем много народу. Автобусы на парковке с огромным количеством туристов. Проехать мимо мы не могли.
Этой достопримечательностью оказались: Петроглифы в урочище Калбык-Таш. Наскальные рисунки.
Бом Калбак-Таш (Ялбак-Таш), с Алтайского «плоский камень» — археологический комплекс на 723 км Чуйского тракта на правом берегу реки Чуя, в 10 км от места впадения ее в Катунь. Калбак-Таш — самая знаменитая писаница Горного Алтая, на плоских скалах бома собрана коллекция порядка 3000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая насущными бытовыми проблемами.
Оставляем историю в покое и едем дальше. Проезжаем мимо (справа) Памятник водителям Чуйского тракта. Памятник посвящен Кольке Снигиреву, герую легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога».
Движемся далее и останавливаемся у еще одной достопримечательности которая так же как и все, находятся прям возле дороги (метров 200-300 я не считаю далеко)
Эта достопримечательность Водопад Ширлак (Девичьи слезы)
С Высотой падения воды 15 м.
Поднявшись в сланцах на гору и спустившись вниз, это было самым настоящим испытанием. Очень крутой подъем вверх, где лучше одеть трекинговую обувь, чтобы не буксовать. При спуске тоже будет комфортнее идти в кроссовках, нежели, когда у тебя стопа стремиться «выехать» вперед тапка. Но так как у меня обувь была в багажнике и доставать ее не хотелось в этот жаркий день, пришлось на свой страх и риск совершать «восхождение» к водопаду в сланцах.
Недалеко от этого водопада, есть еще Гора «Бегемот» и с таким же одноименным названием порог, только расположенный с другой стороны. Заезжать мы туда не стали, так как время нас поджимало и в этот день у нас в планах было оказаться на горе Актру.
Ну и последняя наша достопримечательность ждала нас в с. Акташ, точнее в 6 км. от нее. Эта красота требует такого длительного переезда, чтобы увидеть ее вблизи — это Гейзерное озеро.
Еще недавно, люди ходили по топкому болоту, чтобы найти эту достопримечательность, в окружении комаров, слепней и прочих насекомых. А сейчас, добрые люди сделали на этом неплохой бизнес: они построили дорогу от места парковки и до самого гейзерного озера, где по дощатой дорожке можно дойти минут за 5, в тех же сланцах до потрясающей в Алтае достопримечательности, заплатив где то 35р с человека.
В заключение хочу сказать, что название: ТОП ЛУЧШИХ МЕСТ АЛТАЯ — это по мнению какого то пацана. Я прекрасно понимаю, что есть много других прекрасных мест по Чуйскому тракту, а если взять Чемальский, то там тоже найдется с десяток крутых мест. Здесь я показываю вам достопримечательности, которые нам попались, двигаясь по Чуйскому тракту, начиная от Туристической зоны «Бирюзовая Катунь» и до с. Акташ. Если вы знаете красивые места на этом участке дороги, то смело скидывайте их в комментарии с пометкой где он находится и как называется. Очень будет познавательно увидеть, куда нам можно будет заскочить в следующий раз.
Еще раз хочу напомнить, что 20 Августа, 2018 года, мы собираем компанию желающих на своих авто отдохнуть на Алтае с посещением подобных мест. Мы не тур операторы и денег за это не берем. Вы сами рассчитываете свой бюджет поездки, а мы лишь показываем маршрут и объедением людей. Цель собраться вместе — это в первую очередь знакомство (нетворкинг) с разными людьми из разных городов, разных профессий, но объединяющих все одно — Путешествие!
Ведь после подобных знакомств, судьба любого человека может изменить полностью. Именно в таких долгих путешествиях и с разными, незнакомыми людьми происходит обмен ценной информацией, опытом, рождаются бизнес идеи и завязываются партнерство.
Место, в котором разные люди, разных профессий и статусов, могут «хлебать» уху из одной кастрюли и общаться на общую тему.
Чуйский тракт, пронизывающий насквозь
Заснеженные остроконечные пики гор, ледники, спускающиеся к благоухающим альпийским лугам, кристально чистые горные озера и широкие равнины, соседствующие с джунглями сибирской тайги — все это горный Алтай. Алтай, который хотелось познать и прочувствовать самой, без глянцевых журналов, туристических проспектов и брошюр. Поэтому задумав куда-нибудь отбыть на майские праздники, выбор был сделан достаточно быстро, без изматывающих раздумий и долгих колебаний. Однако списавшись с Алексеем, который организовал нашу поездку и сопровождал в путешествии, было принято решение перенести дату приезда на постпраздничные дни, чтобы не затеряться в потоке таких же любителей горных красот, как и мы. Это было правильное решение, потому что путешествовали мы практически одни, что сделало нашу поездку еще более яркой и запоминающейся. Знакомство с Горным Алтаем я решила начать с его главной артерии, которая абсолютно по праву в 2014 году была включена журналом National Geographic в список десяти самых красивых автодорог мира.
Выделив на знакомство с Чуйским трактом три дня, еще четыре дня мы посвятили изучению достопримечательностей долины Чулышман
Справедливости ради надо сказать, что сама долина является, пожалуй, одной из самых главных достопримечательностей Горного Алтая. Ее чарующая красота покорила не одну чувственную душу.
Но давайте обо всем по порядку, и начну я свое повествование с главной автомагистрали, которая проходит весь горный Алтай насквозь, не давая забредшему путнику ни на минуту расслабиться, заскучать и перенасытиться окружающими его видами.
Прилетев утром в Горно-Алтайск и погрузив вещи в машину, мы отправились в сторону поселка Акташ, до которого нам предстояло проехать около 355 км. Прогноз погоды ничего хорошего не обещал, т. к. солнечные дни улетучились вместе с майскими праздниками, и впереди нас ждала сильная облачность и дожди. Но здесь уже ничего поделать было нельзя. Осталось принять ситуацию и постараться получить удовольствие назло всем природным катаклизмам. Не успели мы еще толком отъехать от Горно-Алтайска, как оказались в лесу, куда нас завез Алексей.
Не знаю, о чем подумали вы, но мы приехали смотреть цветущий маральник, Рододе́ндрон Ледебура, который является эндемиком Алтая и прилегающих к нему горных областей. Насмотревшись перед поездкой фотографий гор, утопающих в ярко розово-фиолетовых цветках, хотелось увидеть эту красоту как можно быстрее своими глазами. Если бы мы знали, что ждет нас впереди….Но пока мы бегали счастливые и окрыленные около кустов рододендрона, не в силах оторваться и продолжить свой путь далее. А далее наш путь лежал к Семинскому перевалу, где холмистая местность нарастающими волнами осуществляла метаморфозу, постепенно преобразуясь в горы…пока еще низкие, но уже такие долгожданные. Глядя на стремительное перевоплощение окружающих пейзажей, где-то в глубине души нарастало предвкушение встречи с величественной страной горных великанов, загипнотизировавших своей титанической статью не одного путешественника.
Хоть Семинский перевал (583 км тракта) и является самым высоким перевалом Чуйского тракта (1 717 м н.у.м.), лучше не путать его с самым высоким перевалом Горного Алтая, через который проходит дорожное полотно…например, Улаганский перевал имеет высоту 2 080 м н.у.м. Так вот, подъем на Семинский перевал неискушенный путник может проморгать в два счета, т. к. никаких ожидаемых серпантинов вы не увидите в помине. Пожалуй, что будет сигнализировать о подъеме, так это изменение растительности, где на смену соснам приходят лиственницы, которые в свою очередь бесцеремонно вытесняются кедровником. На вершине перевала очень хорошо просматривается гора Сарлык, являющаяся высшей точкой Семинского хребта.
Не смотря на высоту 2 507 м, гора слабо выделяется на фоне растительности и выглядит как запорошенный снегом холм с достаточно пологими склонами. Возможно всему виной низкая облачность, но больше никаких панорамных видов на Семинском перевале мы не наблюдали. Интерес может представлять обелиск, который был установлен в 1 956 году в честь 200-летия добровольного вхождения Горного Алтая в состав России.
Обратите внимание на камни, их 12, как и количество руководителей волостей, зайсанов, принявших это историческое решение. Именно на Семинском перевале мы впервые увидели деревья, увязанные ленточками, которые далее встречали почти на каждом покоренном нами перевале. Традиция подвязывать деревья пришла на Алтай из ламаизма, который активно насаждали джунгарские ханы, пытавшиеся искоренить традиционный для местного населения шаманизм. Готовясь к поездке и штудируя очередной путеводитель по Алтаю, я впервые столкнулась с просьбой, которая меня очень удивила, и в тоже время сподвигнула еще больше проникнуться уважением к алтайцам: «Если вы не придерживаетесь религиозных воззрений местного населения и связанного с ним культового обычая привязывать на ветки деревьев ленты, то не делайте этого. Тем самым вы внесете свой вклад в сохранение земли и не будете загрязнять свои бессмертные души». Что сказать, сильно.
Мы же отдав дань уважения Семинскому перевалу, продолжили свой путь далее, где впереди нас ждал пусть и не такой высокий, но зато более эффектный перевал Чике-Таман (663 км).
Высота перевала, указанная во всех путеводителях, составляет 1 460 м, и здесь вас с нетерпением поджидают и серпантин, и «тещин язык», и, конечно же, панорамные виды. Если вам повезет с погодой, то со смотровой площадки перевала Чике-Таман вы сможете разглядеть даже белоснежные вершины. С погодой нам повезло в последний день, поэтому здесь и далее будут попадаться с некой периодичностью фотографии одной из самых красивейших, это уже по-моему мнению, автодорог в мире на фоне горных пейзажей, подсвеченных синевой лазурного неба.
Название перевала Чике-Таман переводится как «плоская подошва». Якобы петли старой тропы, которую можно лицезреть со смотровой площадки, были настолько круты, что человек, идущий внизу, мог видеть подошвы находящегося выше. Проведя неделю в Горном Алтае, могу достаточно уверенно заметить, что в таком случае, все виденные мною в дальнейшем перевалы заслуживают называться Чике-Таманами, а некоторые даже и больше. Не самый крутой, но бесспорно красивый перевал. Мы же едем дальше, и именно перевалив за Чике-Таман, взору предстает тот Алтай, о котором грезилось и мечталось в каменных городских джунглях. Огромные отвесные скалы, нависающие над дорогой, и обрывы. Душа запела от созерцания столь милых сердцу картин. Однако первое, что нас встретило после спуска с перевала, был маральник.
Много маральника! Горы маральника!
Какая же это красота! Я очень много путешествую, и у меня была неисполненная мечта. Я очень хотела попасть хотя бы в одно из своих путешествий в сезон бурного цветения каких-нибудь цветов, кустарников или деревьев, чтобы их было очень много, чтобы все утопало в цветах. И вот Алтай преподнес мне такой подарок. Ехать по такой живописной дороге, да еще в окружении сиреневых гор, украшенных серебристыми нитями спадающих с вершин, пусть пока еще и не проснувшихся, водопадов — это блаженство. В один из последующих дней выпал снег, запорошивший горные цветники, но картина от этого не стала более блеклой. Маральник под снегом смотрелся не менее выразительно и зрелищно.
Погруженные в созерцание этого чуда природы, мы незаметно подъехали к Катунским террасам или бомам, как их еще называют. Бом — высокая отвесная скала, обрывающаяся к руслу реки или дороги. Начиная с 683 км тракта на протяжении 12 км дорога извивается на достаточно узком карнизе, с одной стороны подпираемая высокими, иногда доходящими до 200 метров, скалами, а с другой стороны не менее крутым обрывом к несущей где-то внизу свои воды Катуни.
Этот участок Чуйского тракта многие считают самым красивым. Спорить с этим сложно, но поверьте, Чуйский тракт умеет преподносить сюрпризы. И еще много неожиданного и интересного он, как фокусник и чародей, покажет своим зрителям, введя их в замешательство и ступор. Здесь же можно увидеть песчаные бомы, представляющие собой огромные складки спрессованного песка. Удивительное зрелище, вроде бы песок, а как держит форму.
Проехав от смотровой площадки около километра, со скалы Яломанский бом (692 км), находящейся рядом с селом Малый Яломан, можно увидеть не менее выразительную картину изящно изгибающейся Катуни.
И тут же взгляд цепляется за огромные ступенчатые террасы, встречи с которыми я ждала, признаюсь, не меньше чем с самим Чуйским трактом.
Читая в свое время о драматических событиях, происходящих на разных континентах нашей планеты в период интенсивного таяния ледников, очень хотелось хотя бы зрительно прикоснуться к тем далеким временам и оценить масштабы бедствия на месте. Одна из современных гипотез, набирающая все большую популярность в научном мире, оперирует понятием «ледяная дамба». Ледяные шапки, покрывавшие районы Северной Америки, Северной Азии и Западной Сибири имели в те времена толщину до 4 км и были больше, чем современные ледники Антарктиды. Огромное количество воды от тающих ледников на протяжении тысяч лет скапливалось перед ледяными дамбами, образуя огромные озера свежей воды. Когда же плотина рушилась, огромные массы грязной воды с катастрофической скоростью низвергались по долинам и руслам рек, неся, в том числе и гигантские волны селя. Как знать, возможно, легенды о потопе, присущие многим цивилизациям, явились следствием этих доисторических наводнений.
Забавно. Рассматривая остаточные явления тех далеких природных катаклизмов, в непосредственной близости можно увидеть плоды древней деятельности человека. Каменные бабы, по-алтайски «кезер-таш», относят к древнему тюркскому периоду (VI—IX вв.), хотя, на мой взгляд, каменных воины выглядят более изможденными и уставшими. Ареал этих защитников — Южная Сибирь, степи Монголии и Казахстана. Выветренные и разрушенные эрозией изваяния где-нибудь обязательно попадутся на вашем пути. А мы тем временем подъехали еще к одному знаковому месту Чуйского тракта — слиянию двух строптивых красавиц Чуи и Катуни (714 км).
Обе реки имеют ледниковое происхождение, однако Чуя имеет явно выраженный грязно-белый цвет воды. К сожалению, в весенний период, когда идет обильное таяние льда и снега, Катунь не может похвастаться, свойственным ей в другие времена года, бирюзовым цветом своих вод. Но в любом случае, слияние рек — восхитительное зрелище. Распрощавшись с Катунью, мы вступили во владения Чуи, что каким-то непостижимым образом сказалось и на окружающих нас пейзажах.
Резкая смена декораций, пожалуй, самая главная фишка Чуйского тракта. Такого разнообразия горных формаций на нескольких сотнях километров, признаюсь, я не встречала никогда. В непосредственной близости от нас располагалось урочище Калбак-Таш , знаменитое своими петроглифами (723 км).
Алтай издавна является стыком цивилизаций в силу своего расположения. Люди жили здесь с начала времен. Центр Евразии, как гостеприимный хозяин, принимал разные культуры: скифов, тюркские народы, казахов, монголов, русских. Тропа, которая была свидетельницей переселения народов, которая пропускала через себя нагруженные до отказа караваны торговцев, изначально называлась Мунгальским трактом. И немудрено, что именно здесь находится огромное скопление наскальных изображений. Только в Калбак-Таше сохранилось более 5 000 рисунков принадлежащих к различным историческим эпохам от неолита до древнетюркского периода. Петроглифы отличаются разной техникой исполнения, что делает их рассматривание очень увлекательным и занимательным занятием. Конечно же, мы не могли оставить без внимания загадочные рисунки с хвостатыми людьми и «ракетами», которые трактуются, как люди в ритуальных одеждах.
Квадрат на груди хвостатых истолковывается, как вместилище души. Интересная интерпретация. Входной билет на территорию урочища стоит 100 рублей, место зачетное, и я вам рекомендую его обязательно посетить. На 741 км тракта нас поджидал Белый Бом. Белая скала из известняка, ранее считалась едва ли не самым опасным местом Чуйского тракта.
Некоторые путешествующие иностранцы, как утверждают документальные хроники, просили перед Белым Бомом привязать их к седлу, и всю дорогу ехали с закрытыми глазами, полагаясь на проводника и лошадь. Как видите, сейчас дорога не представляет никакой опасности. Чтобы увидеть старый участок дороги, можно остановиться на смотровой площадке и подняться немного в гору, откуда открывается живописный вид на Чую и тракт. Наше же путешествие в этом долгом, но очень насыщенном дне, подходило к своему завершению. Подъезжая к Акташу, мы въехали на прилегающие территории Северо-Чуйского хребта, где крутые склоны и ущелья в левобережье Чуи произвели на меня не меньшее впечатление, чем цветущий маральник. Неожиданно!
Почему-то самые изысканные и эффектные виды я ожидала увидеть на отрезке Чуйского тракта именно ДО села Акташ. (789 км) Да, впереди нас ждали еще Курайская и Чуйская степи, но все-таки горные дороги и серпантины мне гораздо ближе. Поэтому глядя из окна автомобиля на эти величественные и грациозные виды, я пребывала в неком шоке. Гостиница «Расул» в Акташе, принявшая нас под свое крыло, мне понравилась очень. Гостиница стоит прямо на тракте, есть номера с удобствами, есть без удобств (удобства на этаже), есть кухня, где можно самостоятельно себе приготовить покушать. Чисто, уютно и тепло, что немаловажно в холодное время года. В этой гостинице мы останавливались на три ночи, и я ее рекомендую.
Утро следующего дня в плане видимости и условий для съемки не предвещало ничего хорошего. Стоял сильный туман и выпал снег. В этот день мы планировали посетить село Кош-Агач, проехав по Курайской и Чуйской степям, посмотреть марсианские пейзажи в долине реки Кызыл-Чин и заехать на Гейзеровое озеро, вернувшись вечером обратно в Акташ. Алексей немного расстроился, он хотел, чтобы мы увидели Горный Алтай во всем своем великолепии, но к этому повороту событий я была готова. К тому же предыдущий день нам уже и так подарил много ярких впечатлений, за что я была ему благодарна, да и укатанные туманом горы в окрестностях Акташа мне симпатизировали очень. Так что сев поудобнее в машине, мы отправились на встречу с известными, но, как оказалось, не до конца известными достопримечательностями Чуйского тракта.
Гейзеровое озеро находится в непосредственной близости от села Акташ (796 км) и является уникальным, т. к. ничего подобного вы на Алтае больше не найдете.