Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Самодельное зарядное устройство в гараж (Ч.1)

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Думаю многие автомобилисты сталкиваються с тем, что нужно зарядить аккумулятор. И вроде можно купить зарядное устройство, но нормальное стоит довольно таки много!
Но я расскажу, как можно сделать практически бесплатно!
Первое что нужно найти, то это телевизор «Славутич 202» или похожий типа «Горизон, Весна и т.д). Они регулярно выбрасываются на мусор. В нем есть практически все, что нам будет нужно!
Самая важная деталь любого зарядного устройства это силовой трансформатор. Его марка будет ТС-270, ТС-250, ТС-180. (Очень редко попадаються ТС-310).

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Его нужно раскрутить, разъединить сердечник легким ударом ручки молотка, и с катушек смотать все вторичные обмотки.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Теперь нужно намотать вторичную обмотку.
Нужно найти медного эмалированного провода в диаметре 1,5-2мм, где то грамм 500. Можно купить в интернете, можно найти на радиорынках…
Можно сделать еще проще, но уже будет не так красиво. Разматываем еще один такой трансформатор, снимаем аккуратно первичку, и мотаем вторичку в 3 провода. Получиться 0,8*3= 2,4мм!
Мотать нужно провод виток витку, и на каждой катушке мотать в одну сторону, это важно!
Сколько будем мотать витков?
Берем моточные данные на трансформатор

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Берем любую катушку из наведенной таблицы:
375/110=3,4 витка на 1 вольт.
И это значит, чтобы намотать вторичку на 22 вольта:
22*3,4=76 витков.
Дальше есть 2 варианта: намотать
1) 2 катушки по 76 витков
2) 2 катушки по 38 витка.
Что мы с этого имеем?
В первом варианте мы будем использовать всего 2 диода в выпрямителе.
У втором уже нужно ставить 4 диода, то есть мы экономим меди, но при этом нужно ставить больше диодов.
Намотка должна выглядеть как то так:

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Так, значит трансформатор намотали.
Далее идем к диодному мосту.
Покупаем готовый такой как KBPC3510.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Для него будем использовать 2 катушки по 38 витка.
Но себе я делал на двух диодах Д214
Важно! В обоих случаях диоды необходимо ставить на радиатор!

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Вот так это выглядит схематически для второго и первого случая, которые мы рассмотрели выше:

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Значит у нас трансформатор выдает уже 22 вольта постоянного напряжения, и теперь осталось сделать самое сложное — регулировку напряжения.
Схема и плата:

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

.
Начнем с платы. Берем кусок стеклотекстолита или гетинакса, нулевкой чистим текстолит, и рисуем карандашом дорожки.
Важно! На фото выше, где плата нарисованная, нужно брать внимание то, что плата нарисованная со стороны деталей, то есть это значить что дорожки на меди рисуем ЗЕРКАЛЬНО! Нужно просто отзеркалить с лева на право как бы.
Когда нарисовали карандашом все, берем обычный лак для ногтей самый дешевый, зубочистку и наводим все по карандашу. Пока лак сохнет, идем в гараж и ищем электролит из старого аккумулятора.
Далее в одну часть перекиси водорода 3% добавляем одну часть электролита и обычную кухонную соль где то 1/5 часть.
Когда лак высох, опускаем плату в раствор, и через 20-30 минут получаем вытравленную плату. Растворителем смываем лак, керним отверстия под детали, после чего сверлим их сверлом 1мм.
Пожалуй, сделаю конец в первой части, скоро продолжим.
Далее будет уже непосредственно сборка регулятора.

Источник

Автомобильное зарядное устройство для аккумулятора

Приступить к изготовлению собственного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора меня вынудили первые, серьезные, морозы и «неожиданно» севший, довольно старый (4 года), аккумулятор. У меня есть зарядник заводского изготовления, рассчитанный на зарядный ток 5А, по крайней мере, так написано на этикетке, но он заряжает батарею долго и нудно. После блэк-аута, который приключился у меня, ему потребовалось бы двое суток, чтобы оживить батарею.

Пациент — стандартная аккумуляторная батарея, емкостью 55 А/ч, которая из «плюшек» имеет лишь встроенный ареометр. По всем показаниям ей, для зарядки, требуется ток 5 А/ч, но пациент старый и хотелось бы заодно с зарядкой провести десульфатацию аккумулятора, чтобы реанимировать его былые возможности и продлить срок эксплуатации — в кризисные времена нет желания тратиться на новые прибамбасы, если можно оживить старые.

Навыки обращения с трансформаторами и паяльником у меня имеются, да и физику с электротехникой я изучал еще в советские времена, итак приступим.

Трансформатор ТС-250 и снятие старой вторичной обмотки

Для успешной операции нам потребуется силовой трансформатор ТС-250 или ТС-180. Такие трансформаторы раньше применяли в телевизорах. В этих трансформаторах все рассчитано на большие токи, недаром цифры в модели трансформатора означают мощность в ваттах (250 и 180 ватт). В моем случае был использован трансформатор ТС-250.

Для целей изготовления зарядного устройства нам потребуется лишь первичная обмотка этих трансформаторов. Чтобы избавиться от лишнего груза, надо отмотать всю вторичную обмотку с обеих катушек.

Чтобы приступить к отматыванию вторичной обмотки надо разобрать трансформатор, предварительно пометив выводы, где находится вход питания 220 вольт, то есть первичную обмотку, которую мы оставляем на катушках.

Удаляем все конденсаторы, припаянные к выводам, для зарядного устройства они не нужны.

Перед разборкой трансформатора надо пометить местоположение сердечника, направление намотки проводов и расположение катушек. После сборки крайне желательно все вернуть на место «как было». Если собрать трансформатор неправильно он будет сильно гудеть. А если, к тому же, неправильно намотать вторичную обмотку (в неправильном направлении), то он вообще работать не будет из-за противотока.

Мусора и проводов при отмотке старой вторичной обмотки будет много, поэтому это лучше делать в гараже или на открытом воздухе, где не жалко намусорить.

Провод вторичной обмотки 2,5 мм 2

В наше насыщенное время в магазинах доступно практически всё, кроме хороших, лакированных, медных, проводов для намотки трансформатора. О проводах в шёлковой изоляции даже и мечтать не приходится, поэтому было решено использовать обычные медные жилы в ПВХ-изоляции. Такое упрощение значительно снижает качество и надежность трансформатора, но упрощает поиск нужных материалов.

Диодный мост KBPC2501 (MB251) на 25А/100В

Зарядное устройство, в нашем случае, получится довольно мощное, поэтому надо приобрести достойный диодный мост, предназначенный для выпрямления больших токов.

Диодный мост KBPC2501 с прикрепленным к нему радиатором позволяет вам не заботиться о нагрузке на трансформатор — он полностью перекрывает его возможности, ведь он способен выпрямлять ток величиной 25 ампер, а напряжение вторичной обмотки на холостом ходу будет не выше 18 вольт.

Наматываем вторичную обмотку

На подготовленные катушки трансформатора (на них должна остаться только первичная обмотка) наматываем по 22 витка подготовленного провода. Конечно жилы разноцветные, но это очень удобно для идентификации катушек.

Напоминаю, направление витков новой обмотки должно совпадать с направлением витков старой, снятой обмотки — это архиважное условие! Внутренние концы обмоток припаиваем к тем же выводам, где были внутренние концы старой вторичной обмотки и соединяем их перемычкой. Если убирали перемычку первичной обмотки, то восстановите ее на старое место.

Почему 22 витка на катушку, а потому, что я не хочу вас утомлять расчетами обмотки. Если вам требуется зарядник на 24 вольта умножьте количество витков на каждой обмотке на 2 и т.д.

Сборка трансформатора

Катушки с намотанной вторичной обмоткой собираем на О-образный сердечник магнитопровода, соблюдая метки, которые мы нанесли при разборке, иначе загудит на весь дом. Между половинками магнитопровода можно нанести клей, типа момент, но только после испытаний. Клей позволит уменьшить шум до минимума.

Испытания и завершение работы

Провода припаянные к клеммам вторичной обмотки присоединяем к «

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиляДиодный мост зарядного устройства

К верхней части диодного моста прикрепляем хороший радиатор для отвода тепла. Я использовал радиатор от системы охлаждения процессора AMD Athlon — Thermaltake. Он рассчитан на отвод 100 ватт тепла. Радиатор справляется со своими обязанностями без дополнительно обдува, но значительно нагревается при работе.

Корпус для трансформатора подбирайте по своему вкусу, но обязательно предусмотрите хорошую вентиляцию и виброизоляцию — под нагрузкой трансформатор нагревается и вибрирует (именно вибрирует, гудение будет слышно, если поместить его в коробку, которая служит резонатором).

Резюме

Готовое зарядное устройство обойдется вам в 200 рублей, потраченных на покупку диодного моста и проводов. Сам трансформатор вы вряд ли найдете в продаже, поищите у старых радиолюбителей.

Это зарядное устройство, изготовленное своими руками, позволит заряжать автомобильный аккумулятор за 12 часов, доводя его до нужной кондиции. Например, он позволяет увеличить плотность электролита с 1,20 до летней нормы 1,27 за в зависимости от возраста пациента.

Источник

Основные критерии выбора, какой трансформатор нужен для пускового устройства АКБ

Если автомобиль все время в эксплуатации, то его аккумулятор заряжен. Но при длительном простое из-за саморазряда напряжение на АКБ падает ниже уровня необходимого для запуска.

Еще одной причиной пониженного тока аккумулятора является мороз. В холодном аккумуляторе повышенное сопротивление электролита и замедленные химические реакции, в результате которых батарея вырабатывает электрическое напряжение. Кроме того, холодный двигатель стартеру труднее провернуть из-за загустевшей смазки.

В этих ситуациях необходимо подать на стартер дополнительное питание. Чтобы сделать такой аппарат самостоятельно необходимо знать, какой трансформатор нужен для пускового устройства АКБ.

Пусковые и зарядные устройства

Для запуска автомобиля и зарядки АКБ используются различные приспособления:

Выходные параметры пускового устройства

Ток, потребляемый стартером легкового автомобиля во время вращения коленвала, зависит от марки машины и составляет 80-100А при напряжении 12В. Однако для того, чтобы привести его в движение, стартер кратковременно потребляет ток до 200А. Поэтому в ремонтных мастерских используются для запуска двигателей легковых автомобилей устройства мощностью Р=12Вх200А=2400Вт. Необходимые параметры для пуска грузовых машин зависят от конкретной модели автомобиля.

В домашних условиях аппарат подключается параллельно АКБ. Мощность его достаточно выбрать 1500 Вт при токе 125А и определяется тем, какую мощность имеет трансформатор пуско-зарядного устройства. Схема намотки может быть простой или со средней точкой.

Информация! Некоторые магазинные аппараты имеют мощность всего 700Вт и ток 60А.

Устройство пусковой установки

Пусковая аппаратура состоит из трех частей:

Совет! Для подключения аппарата к АКБ допускается применение проводов “прикуривателя”.

Изготовление понижающего трансформатора

Самой сложной в изготовлении частью этого аппарата является трансформатор для пуско-зарядного устройства. Наибольшее распространение получили самодельные схемы пуско-зарядных на трансформаторе 1500 ватт.

Конструкция трансформатора

В качестве него используется любой трансформатор с сечением магнитопровода не менее 36мм². Этого достаточно для мощности аппарата в 1,5 кВт.

Первичная обмотка трансформатора для пускового устройства используется готовая, если она рассчитана на напряжение 220 В или мотается заново, медным проводом сечением 1,5-2мм². При ее отсутствии необходимое число витков определяется по таблицам или при помощи онлайн-калькуляторов.

Вторичная обмотка удаляется и мотается заново нужная, медной шиной. Ее сечение зависит от используемой схемы выпрямления:

При выборе алюминиевых намоточных проводов их сечение увеличивается вдвое.

Важно! Если взять магнитопровод большего сечения, то это увеличит мощность аппарата, но приведет к пропорциональному увеличению сечения обмоточных проводов и уменьшению количества витков в катушках.

Расчет вторичной обмотки

Для намотки вторичной обмотки пускового трансформатора для автомобиля своими руками необходимо определить количество витков. Оно зависит от числа витков в первичной обмотке Nперв. Если оно известно, то необходимое количество определяется по формуле Nвтор=(Nперв/220)*12. При неизвестных параметрах число витков определяется опытным путем:

Совет! Для упрощения работы можно намотать несколько лишних витков, а после сборки аппарата и измерения выходного напряжения их отмотать.

Схема с двумя диодами

Классическая схема выпрямления однофазного напряжения состоит из четырех диодов. Но в некоторых случаях при отсутствии нужного количества диодов или провода необходимого сечения применяют схему, в которой два диода:

Эта схема применима также при наличии двух одинаковых аппаратов 220/12 мощностью от 700Вт. Такое пусковое зарядное из двух трансформаторов в работе не отличается от обычного аппарата.

Пусковой аппарат из сварочного

Трансформатор для пуско-зарядного устройства своими руками можно сделать также из катушечного сварочника – определить необходимое число витков и намотать дополнительную катушку. Диоды допускается использовать уже установленные, но для пуска автомобиля они переключаются на пусковую обмотку перемычками или перекидным рубильником.

Диоды и соединительные кабеля

Кроме трансформатора, в устройстве используются диоды, выпрямляющие переменное напряжение, и кабеля, по которым к аппарату поступает переменное напряжение 220В и к автомобилю постоянное 12В.

Устройство выпрямителя

В выпрямителе используются диоды с номинальным напряжением от 25В. Это связано с тем, что 12В – это действующее значение напряжения на клеммах вторичной обмотки. Максимальное значение в √3 выше и составляет больше 20В.

Номинальный ток диодов нужен не меньше, чем 1/2 тока устройства. Это связано с тем, что через каждый из диодов проходит только одна полуволна переменного напряжения, а вторая идет через другой диод. В пусковых агрегатах мощностью 1500 Ватт ток диодов составляет от 60А. Таких не существует, поэтому берутся более мощные элементы 100А. Для лучшего охлаждения они устанавливаются на радиаторах.

Информация! Некоторые автомобилисты для лучшего охлаждения устанавливают аппарат без корпуса. При его наличии делается перфорация для циркуляции воздуха.

Соединительные кабеля

Питание 220В подается по трехжильному кабелю, например, ПВС 3*1. Ток при запуске составляет 7-10А, поэтому этого сечения провода достаточно, третья жила необходима для заземления металлических частей. Подключать его допускается при помощи обычной вилки и розетки.

Питание к машине подается двумя проводами или двухжильным кабелем с клеммами ПВС 2*16. При использовании проводов от “прикуривателя” на корпусе аппарата устанавливаются клеммы от старого аккумулятора.

Знание того, как сделать пусковое для машины из трансформатора избавит от необходимости приобретать дорогое магазинное устройство.

Источник

Силовые трансформаторы, простой расчет

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиляВ статье на конкретном примере приводится простой метод расчета силового трансформатора для блока питания или зарядного устройства.

Например, нужно рассчитать силовой трансформатор для зарядного устройства, которым будем заряжать автомобильные аккумуляторы емкостью до 60 А/час.

Как известно, ток заряда равен 0,1 от емкости аккумулятора, в нашем случае это 6 Ампер.

Напряжение для заряда аккумулятора должно быть не менее 15 В, плюс падение напряжения на диодах и токоограничивающем резисторе, примем его около 5 В.

Итого, напряжение вторичной обмотки должно быть около 20 В, при токе до 6 А. Мощность при этом, будет равна Р = 6 А х 20 В = 120 Вт.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

К.п.д. силового трансформатора при мощности до 60 Вт составляет 0,75. При мощности до 150 Вт 0,8 и при больших мощностях 0,85.

В нашем случае принимаем к.п.д. равным 0,8.

При мощности вторичной обмотки 120 Вт, с учетом к.п.д. мощность первичной обмотки равна:

120 Вт : 0,8 = 150 Вт.

Коэффициент перед корнем квадратным из мощности зависит от качества электротехнической стали сердечника.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Коэффициент от 50 до 70 зависит от качества стали. Возьмем среднее значение 60. Получаем количество витков на вольт равным:

Округлим это значение до 4,5 витка на вольт.

Первичная обмотка будет работать от 220 В. Ее количество витков равно 220 х 4,5 = 990 витков.

Вторичная обмотка должна выдавать 20 В. Ее количество витков равно 20 х 4,5 = 90 витков.

Для этого нужно знать ток каждой обмотки. Для вторичной обмотки ток нам известен, его величина 6 А.

Ток первичной обмотки определим, как мощность, деленную на напряжение. (Сдвиг фаз для упрощения расчета учитывать не будем).

I1 = 150 Вт / 220 В = 0,7 А

Диаметр провода определяем по формуле:

Коэффициент перед корнем квадратным влияет на плотность тока в проводе. Чем больше его значение, тем меньше будет греться провод при работе. Примем среднее значение.

Для меди плотность тока до 3,2 А/мм кв, для алюминиевых проводов до 2А/мм кв.

Диаметр провода первичной обмотки:

D1 = 0,75 √0,7 = 0,63 мм

Диаметр провода вторичной обмотки:

Если вторичных обмоток несколько, сумма их мощностей не должна превышать величину, равную мощности первичной обмотки, умноженной на к.п.д. Количество витков на вольт одинаково для всех обмоток конкретного трансформатора. Если известно количество витков на вольт, можно намотать обмотку на любое напряжение, главное, чтобы она влезла в окно магнитопровода. Диаметр провода каждой обмотки определяется исходя из величины тока этой обмотки.

Овладев этой простой методикой, вы сможете не только изготовить нужный вам силовой трансформатор, но и подобрать уже готовый.

Материал статьи продублирован на видео:

Источник

Поделки своими руками для автолюбителей

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Зарядное устройство на трансформаторе своими руками

Всем привет, сегодня опять речь пойдёт о зарядных устройствах и поскольку многим надоели всякие импульсные схемы источников питания, покажу я вам довольно универсальную, простую и мега надежную схему зарядного устройства, которую собирали еще наши деды.

Схемка сейчас перед вами

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Суровый железный трансформатор, пара мощных тиристоров и узел регулировки. Кстати метод регулировки тут фаза-импульсный, а не линейный. За счет этого кпд схемы довольно высокая.

Тиристоры являются регулирующим звеном и одновременно выпрямителем, поэтому тут нет дополнительного диодного выпрямителя, а это большой плюс.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Схемы подобного класса практически резиновые, взял более мощный трансформатор, поставил тиристоры помощнее и всё, готово пуско-зарядное устройство.

Ну а теперь по традиции давайте посмотрим как это работает…

Линейный и ШИМ метод регулировки мощности вам прекрасно известен, но в случае тиристоров не все так просто, тут нужен совсем иной принцип регулировки.

В случае линейного метода регулировки, который не применим к тиристорам, мощность регулируется за счет того, что регулирующий элемент, как правило транзистор. В зависимости от величины управляющего сигнала изменяет сопротивление открытого перехода линейно от 1 до 100%, чем больше приоткрыт транзистор, тем меньше сопротивление его перехода, а следовательно больше тока он пропускает и больше мощности будет на выходе.

В случаи с ШИМ метода регулировки транзистор либо полностью открыт,

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

когда на его управляющий вывод подаётся высокий уровень сигнала, либо полностью закрыт,

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

если на управляющий вывод подается низкий уровень.

Притом регулировка мощности осуществляется за счет времени нахождения транзистора в одном из двух состояний, чем больше времени транзистор открыт, тем больше мощность и наоборот.

Этот метод самый экономичный, так как транзистор работает в ключевом режиме, когда в открытом состоянии сопротивление его перехода ну или канала — минимально, поэтому нагрев на нём практически отсутствует. Отсюда и очень высокий КПД.

В случаи тиристоров не всё так просто… Тиристор это не транзистор и указанные два метода к нему можно сказать не применимы.

Тиристор без проблем можно открыть подавая сигнал на управляющий электрод, но закрыть его принудительно практически невозможно, закроется он только тогда, когда с силовых выводов снимается напряжение.

В цепи переменного тока это происходит автоматически, когда напряжение, проходит через нулевую точку.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Наиболее популярный метод управления тиристором фазо-импульсный принцип регулировки с помощью так называемых релаксационных генераторов.

Генератор может находиться в двух состояниях, на его выходе, либо есть управляющий импульс, либо его нет, величина этого импульса и длительность не меняется. Можно изменять только количество импульсов за единицу времени или чистоту.

В нашей схеме релаксационный генератор построен на базе двух транзисторов и по сути является аналогом однопереходного транзистора, ну или динистор.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Время срабатываний задается номиналами указанных резисторов и конденсатора, работает все это дело простым образом.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Через маломощный диодный выпрямитель от силовой обмотки трансформатора, либо от дополнительной маломощной, переменное напряжение выпрямляется в постоянку и поступает на схему генератора. В цепи питания имеется стабилитрон для стабилизации питающего напряжения генератора, через цепочку резисторов заряжается конденсатор и как только напряжение на нём доходит до некоторого значения, генератор сработает, на его выходе образуется отпирающее для тиристора напряжение. Конденсатор разряжается, импульс пропадает и дальше процесс повторяется заново.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Переменным резистором мы можем уменьшить или увеличить время заряда конденсатора, а следовательно и количество управляющих импульсов за единицу времени, а если попроще, просто меняем частоту импульсов.

Управляются тиристоры через разделительный трансформатор,

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

на самом деле есть много способов управления, через диоды или транзисторы, но в моем случае задействован именно трансформатор, так как в дальнейшем я собираюсь поэкспериментировать регулировку на в ходе по высоковольтной части, а трансформатор обеспечивает гальваническую развязку, вы же можете воспользоваться другими способами управления.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Трансформатор имеет две вторичные обмотки, именно они управляют тиристорами, при наличии управляющего импульса тиристор сработает, закроется он только при прохождении тока через нулевую точку.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Мы можем открыть тиристор в любой точке полуволны, если мы его открыли в начале полуволны, то естественно через него будет проходить больше тока, если в середине меньше, если в конце то еще меньше.

Фактически тиристор будет обрезать синусоиду пропуская на выход только её части, чем меньше кусок синусоиды, тем меньше мощность на выходе, это если предельно простым и понятным языком надеюсь принцип понятен.

Ну а теперь переходим к компонентом, в принципе с генератором думаю проблем не возникнут, номиналы компонентов не критичны, можно отклонять в ту или иную сторону процентов на 30.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Собран генератор на компактной, печатной плате и её можно скачать в конце статьи.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Трансформатор в моём случае намотан на жёлто-белом колечке от фильтра групповой стабилизации компьютерного блока питания, размеры трансформатора сейчас перед вами

Вначале я намотал вторичные обмотки, 2 по 90 витков проводом 0,31 миллиметр, стараемся мотать аккуратно без перехлёстов, равномерно растягивая витки по всему кольцу, поверх мотаем еще 90 витков — это у нас первичная обмотка.

В моём случае, управляющие или вторичные обмотки, залил эпоксидной смолой, затем только намотал первичную. Это сделано для безопасности, поскольку, как уже сказал ранее мой трансформатор экспериментальной и в дальнейшем будет управлять тиристорами, которые работают непосредственно в сетевой части.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Тут замечу, что в итоге управляющие обмотки этого трансформатора я всё таки спалил вместе с менее мощными тиристорами на 10 ампер во время погони за большим выходным током, так что жадность фраера всё же губит, поэтому процедуру намотки трансформатора пришлось повторить заново. Сердечник из того же материала но размеры чуть меньше.

Для заливки трансформатора я применяю китайскую, эпоксидную смолу, сохнет полностью где-то за 20 минут.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

За это время нужно будет повертеть трансформатор в руках для равномерного распределения смолы по всему сердечнику, тут главное не перестараться, смолы не должно быть слишком много, иначе получится неаккуратно.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Можно использовать смолу любого цвета, трансформаторы залитые таким образом получаются предельно надежными и очень красивыми.

После намотки первичной обмотки, всё дополнительно покрыл лаком, но это делать необязательно.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Ещё пару слов об управляющих обмотках, полностью равноценные и мотаются разом, они должны обеспечить достаточное напряжение и ток для отпирания тиристоров, напряжение можно посмотреть осциллографом.

Важно не перепутать начала обмоток, на схеме они указаны точками.

Что касается характеристик схемы, именно мой вариант может обеспечить зарядный ток до 12-13 ампер, но можно получить хоть 200, хоть 500 ампер, если силовые компоненты, тиристоры и трансформатор, позволят этому.

Несколько слов о компонентах, недавно в очередной раз посещал местную барахолку и просто не мог, не купить этих зеленых монстров, это довольно мощные, силовые тиристоры напоминающие о былом величии советского союза, да уж не жалели тогда материала.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Тиристоры всего на 25 ампер, но посмотрите на сечении силового провода, он и сотню ампер пропустит и не шелохнется, естественно для этого тиристора 25 ампер далеко не предел. Тиристоров нужно два штуки.

Теперь о трансформаторе, в моём случае вот такой — это накальный трансформатор с мощностью около 200 ватт, но и он способен на большее.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Вторичных обмоток 4, обмотки по 6,3 вольта с током 8-9 ампер, правда ток одной из обмоток чуть поменьше, чем у остальных, но ничего прорвёмся.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Из-за особенностей такого типа выпрямителя, трансформатор нужен с двумя одинаковыми обмотками, которые соединяются со средней точкой, при том итоговое выходное напряжение или напряжение заряда, будет не больше напряжения одного из плеч, минус потеря на тиристоре.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Поэтому если зарядку делаете для АКБ легкового автомобиля, желательно использовать обмотки по 20 вольт. Для этого трансформатор единственное, логичное подключение обмоток с учётом ситуации показано на рисунке

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

все обмотки последовательно с отводом от средней точки, но загвоздка в том, что итоговое выходное напряжение будет около 12,6 вольт, этого не достаточно для зарядки аккумуляторов, но транс рассчитан для работы в сетях 220 вольт, а у нас в розетке уже давно 230-240 вольт, то есть и выходное напряжение будет побольше, а если точнее 28 вольт суммарно или около 14 вольт в плече.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Чуть меньше, чем нужно.

Тиристоры удобно установить на общий радиатор, так как их аноды по схеме общие.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Силовые провода стоит использовать с приличным сечением. Не забываем изолировать все соединения.

В конце я нашёл стрелочную, измерительную головку от древнего мультиметра и подумал использовать её в качестве амперметра, шунты также были в наличии, мне тут сказочно повезло, потому что не пришлось ничего рассчитывать и настраивать.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

С применением шунта 50 ампер, 75 милливольт самая нижняя шкала очень точно показывает ток до 30 ампер.

Притащил из подвала всеми любимый мультиметр))),

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

он будет показывать нам напряжение на выходе зарядного устройства, вся шкала 15 вольт.

Чуть не забыл все замеры делаются под нагрузкой, иначе мультиметры сойдут с ума.

Теперь к делу, первый запуск схемы, как всегда делаем через страховочную ограничительную лампу, если все заработает как надо, не забываем установить предохранители по входу и выходу. Всё готово, нагрузка у нас лампа накаливания соответствующего периода.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Тиристорам такие токи по барабану, они почти не греются, короткие замыкания при малых и средних токах схема терпит без проблем, мощность ограничивается, при запредельных туках трансформатору придётся несладко, поэтому предохранители обязательно ставить.

Минимальный выходной ток около 4 ампер, теперь проверим стабильность выходного напряжения в зависимости от изменений сетевого, выход зарядного устройства нагружен мало мощными лампами.

Об этом ранее указал и вот подтверждение, цифровой мультиметр показывает сетевое напряжение, стрелочный прибор выходной с зарядного устройства, изменение сетевого напряжения приводит к изменениям выходного и на практике вам нужно контролировать ток заряда.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Это пожалуй основной недостаток таких зарядных устройств, а в целом все работает неплохо.

Недостатки... Современное, зарядное устройство заряжает аккумулятор стабильным током и напряжением, но в те времена никто не заморачивался с этим, нужно понимать, что это дубовое зарядное устройство, которое не будет контролировать напряжение на аккумуляторе и отключать питание при полном заряде АКБ.

Тут пользователь сам решает, каким током и в течение какого времени заряжать аккумулятор. Из-за указанного недостатка советую дополнить устройство узлом автоотключение аккумулятора при полном заряде. Схема подобного узла есть на сайте.

Так же нужно понимать, что отсутствуют всякие узлы защиты помимо предохранителей.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Достоинства... Сверх надежная штука, чтобы спалить такую зарядку нужно очень постараться, схема некапризна, регулировка довольно плавная, высокая повторяемость, очень простая конструкция и низкая себестоимость, почти все комплектующие можно найти в старых запасах.

Довольно высокий КПД за счёт можно сказать импульсного принципа регулировки.

Немаловажный момент… Нет необходимости в дополнительном выпрямителе, сами тиристоры являются и регулирующим органам, и выпрямителем.

Совместно с надежным железным трансформатором, такая схема будет служить десятилетиями, а самое главное она универсальна и может быть использована для зарядки самых разных аккумуляторов.

Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Смотреть картинку Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Картинка про Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля. Фото Расчет трансформатора для зарядного устройства автомобиля

Ещё один момент, который я честно сказать не определился отнести к достоинствам или недостаткам, аккумулятор будет заряжаться пульсирующим током, многие говорят, что это даже полезно для аккумулятора, лично ничего сказать по этому поводу не могу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *