Разработать микропроцессорную систему климат контроля автомобиля
Проектирование системы климат-контроля автомобиля
Разработка системы климат-контроля автомобиля. Расчет и выбор основных компонентов электрической схемы, микроконтроллера для управления устройством. Написание программного обеспечения с использованием интегрированной среды разработки MPLAB 8.30.
Федеральное Агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра радиотехнических систем
Пояснительная записка к курсовому проекту
по курсу «Проектирование микропроцессоров»
Проектирование системы климат контроля автомобиля
Руководитель Гак С.П.
В данном курсовом проекте разработана система климат-контроля автомобиля. В первой части произведен выбор и расчет необходимых элементов для создания данного устройства. Во второй части приведено описание его работы.
Разработать систему климат-контроля автомобиля.
Питание устройства 11,5-14,3 вольта.
Управление системой осуществляется микроконтроллером PIC 16F628
Расчет и выбор компонентов электрической схемы
Рис.1 Сигнал управления сервоприводом
Технические характеристики HS-625MG:
1. Напряжение питания 4.8-6 В
2. Усилие на валу 5.5 кг/см
3. Ток управляющего сигнала 8-10 мА
4. Ток при повороте 400 мА
Отображение заданной температуры выполняется двухразрядным семисегментным индикатором GND-5624BG с общим анодом. Схема соединения диодов рис.3
Технические характеристики:
2. Прямое падение напряжения 2.1В
3. Прямой ток 10 мА
4. Цвет зеленый
5. Сила света при Iпр=10 мА 800 мккд
Управление индикатором происходит через восьмиразрядный сдвиговый регистр mc74hc595a с последовательным вводом, последовательным или параллельным выводом информации, с триггером-защелкой и тремя состояниями на выходе
Необходимые технические характеристики:
1. Напряжение питания 2-6 В
2. Максимальный ток потребления 75 мА
3. Выходной ток на ножку 35 мА
4. Входной ток на ножку 20 мА
5. Напряжение выхода «0» максимум 0.1В
6. Напряжение выхода «1» минимум 4.5В
Дополнительная информация находится в техническом описании MC74HC595A на сайте http://onsemi.com.
Между выходамирегистра и входами индикатора необходимо установить ограничивающие резисторы сопротивлением 280 Ом.
R = (Uп-Uд-Uвых0) /Iд
R = (5-2.1-0.1) /0.01=280 Ом
Для определения температуры в салоне автомобиля служит цифровой датчик температуры DS1821. Зависимость выходного кода DS1821 от температуры приведена в таблице:
Выходной двоичный код
Выходной шестнадцатеричный код
Шина 1-Wire должна быть подтянута отдельным резистором к напряжению питания устройств. Сопротивление этого резистора 4.7 КОм, однако, это значение рекомендовано только для достаточно коротких линий.
Обмен информации ведется так называемыми тайм-слотами: один тайм-слот служит для обмена одним битом информации. Данные передаются побайтно, бит за битом, начиная с младшего бита. На рисунке 5 показана диаграмма сигналов RESET и PRESENCE, с которых всегда начинается любой обмен данными.
климат контроль автомобиль микропроцессор
Последовательность действий при измерении температуры должна быть следующей:
· Посылаем импульс сброса и принимаем ответ термометра.
· Посылаем команду Skip ROM [CCh].
· Посылаем команду Convert T [44h].
· Формируем задержку минимум 500мс.
· Посылаем импульс сброса и принимаем ответ термометра.
· Посылаем команду Skip ROM [CCh].
· Посылаем команду Read Scratchpad [BEh].
· Читаем данные из промежуточного ОЗУ.
Более подробная информация по техническому описанию находится по адресу http://datasheets. maxim-ic.com/en/ds/DS1821. pdf
Питание схемы выполнено с помощью стабилизатора напряжения KA7805АЕ, выходной ток 1А, входное напряжение 7-20 В, выходное напряжение 4,75-5,25 В. Схема включения на рис.7
Нагрузочные конденсаторы Сi=0,33 мкФ и Сo=0,1 мкФ рекомендованы производителем. Техническая документация: http://www.fairchildsemi.com/ds/KA/KA7805AE. pdf
Общий суммарный ток потребления составляет 573 мА. Для защиты от обратного включения служит диод КД 243 А, прямой ток составляет 1А, падение напряжение 1,1 В, обратный ток 0,01 мА. Также в цепи перед стабилизатором стоит быстродействующий предохранитель N15 (0.6A).
Разъемы ХР1 служат для соединения устройства с напряжением питания в автомобиле, ХР2 для соединения с датчиком температуры, ХР3 для соединения с сервоприводом.
Описание работы устройства
Тшим = (PR2+1) *4*Тosc* (коэффициент предделителя TMR2)
1. Предко М. «Справочник по PIC микроконтроллерам»
2. Уилмсхерст Т. «Разработка встроенных систем с помощью микроконтроллеров PIC»
3. Заец Н.И. «Радиолюбительские конструкции на PIC-микроконтроллерах. Книга 2»
4. Яценков В.С. Микроконтроллеры MicroChip. Практическое руководство
5. Тавернье К. PIC-микроконтроллеры. Практика применения
6. Internet ресурсы
Подобные документы
Проектирование системы автоматического контроля и управления параметрами окружающей среды: температурой, влажностью, освещенностью и давлением с использованием микросхемы К572ПВ4. Разработка схемы сопряжения датчиков с ЭВМ, ее недостатки и достоинства.
курсовая работа [1,4 M], добавлен 18.10.2010
Порядок описания и разработки структурной и функциональной схемы микропроцессорной системы на основе микроконтроллера К1816ВЕ31. Обоснование выбора элементов, разработка принципиальной схемы данной системы, программы инициализации основных компонентов.
курсовая работа [260,4 K], добавлен 16.12.2010
Анализ разработки системы автоматизированного контроля на базе микроконтроллера МК51, схемотехника портов. Выбор интегральных микросхем ОЗУ для модуля памяти. Определение надёжности (вероятности безотказной работы) системы автоматизированного контроля.
дипломная работа [1,9 M], добавлен 15.01.2012
Рассмотрение основ структурной схемы системы автоматизации. Выбор исполнительных и задающих элементов, микропроцессорного элемента управления. Расчет нагрузочных характеристик. Составление алгоритма управления и написание программного обеспечения.
курсовая работа [711,4 K], добавлен 06.10.2014
Описание системы автоматического контроля и регулирования уровня воды в котле. Выбор регулятора и определение параметров его настройки. Анализ частотных характеристик проектируемой системы. Составление схемы автоматизации управления устройством.
курсовая работа [390,0 K], добавлен 04.06.2015
Разработка микропроцессорной системы для контроля и индикации параметров изменяющегося по случайному закону 8-ми разрядного двоичного кода. Проектирование принципиальной схемы микроконтроллера, описание работы схемы. Разработка блок-схемы программы.
курсовая работа [752,4 K], добавлен 10.01.2013
Разработка структурной схемы микроконтроллера. Проектирование подсистемы памяти. Разработка адресного дешифратора, «раскраска» адресной шины. Расчет нагрузочной способности шин. Разработка принципиальной схемы. Программа начальной инициализации системы.
курсовая работа [1,3 M], добавлен 02.05.2016
Принципиальные схемы вычислительного канала, устройств сравнения и контроля, безопасного ввода информации. Разработка алгоритма управления состоянием переезда, передачи и программного обеспечения. Расчет показателей безотказности и безопасности системы.
курсовая работа [822,8 K], добавлен 08.02.2014
Разработка функциональной и принципиальной схемы устройства, расчет его силовой части. Разработка системы управления: микроконтроллера, элементов системы, источники питания. Моделирование работы преобразователя напряжения, программного обеспечения.
дипломная работа [2,4 M], добавлен 22.08.2011
Разработка системы считывания данных с пяти четырехбитных датчиков. Проектирование структурной схемы микроконтроллера, схемы электрической принципиальной, блок-схемы работы программного обеспечения устройства. Разработка алгоритма основной программы.
контрольная работа [275,4 K], добавлен 08.01.2014
Проектирование системы климат-контроля автомобиля
Разработка системы климат-контроля автомобиля. Расчет и выбор основных компонентов электрической схемы, микроконтроллера для управления устройством. Написание программного обеспечения с использованием интегрированной среды разработки MPLAB 8.30.
Рубрика | Коммуникации, связь, цифровые приборы и радиоэлектроника |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.03.2012 |
Размер файла | 545,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное Агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра радиотехнических систем
Пояснительная записка к курсовому проекту
по курсу «Проектирование микропроцессоров»
Проектирование системы климат контроля автомобиля
Руководитель Гак С.П.
В данном курсовом проекте разработана система климат-контроля автомобиля. В первой части произведен выбор и расчет необходимых элементов для создания данного устройства. Во второй части приведено описание его работы.
Параметры:
Питание устройства 11,5-14,3 вольта.
Управление системой осуществляется микроконтроллером PIC 16F628
Введение
Расчет и выбор компонентов электрической схемы
Рис.1 Сигнал управления сервоприводом
Технические характеристики HS-625MG:
1. Напряжение питания 4.8-6 В
2. Усилие на валу 5.5 кг/см
3. Ток управляющего сигнала 8-10 мА
4. Ток при повороте 400 мА
Отображение заданной температуры выполняется двухразрядным семисегментным индикатором GND-5624BG с общим анодом. Схема соединения диодов рис.3
Технические характеристики:
2. Прямое падение напряжения 2.1В
3. Прямой ток 10 мА
4. Цвет зеленый
5. Сила света при Iпр=10 мА 800 мккд
Управление индикатором происходит через восьмиразрядный сдвиговый регистр mc74hc595a с последовательным вводом, последовательным или параллельным выводом информации, с триггером-защелкой и тремя состояниями на выходе
Необходимые технические характеристики:
1. Напряжение питания 2-6 В
2. Максимальный ток потребления 75 мА
3. Выходной ток на ножку 35 мА
4. Входной ток на ножку 20 мА
5. Напряжение выхода «0» максимум 0.1В
6. Напряжение выхода «1» минимум 4.5В
Дополнительная информация находится в техническом описании MC74HC595A на сайте http://onsemi.com.
Между выходамирегистра и входами индикатора необходимо установить ограничивающие резисторы сопротивлением 280 Ом.
R = (Uп-Uд-Uвых0) /Iд
R = (5-2.1-0.1) /0.01=280 Ом
Для определения температуры в салоне автомобиля служит цифровой датчик температуры DS1821. Зависимость выходного кода DS1821 от температуры приведена в таблице:
Выходной двоичный код
Выходной шестнадцатеричный код
Шина 1-Wire должна быть подтянута отдельным резистором к напряжению питания устройств. Сопротивление этого резистора 4.7 КОм, однако, это значение рекомендовано только для достаточно коротких линий.
Обмен информации ведется так называемыми тайм-слотами: один тайм-слот служит для обмена одним битом информации. Данные передаются побайтно, бит за битом, начиная с младшего бита. На рисунке 5 показана диаграмма сигналов RESET и PRESENCE, с которых всегда начинается любой обмен данными.
климат контроль автомобиль микропроцессор
Последовательность действий при измерении температуры должна быть следующей:
· Посылаем импульс сброса и принимаем ответ термометра.
· Посылаем команду Skip ROM [CCh].
· Посылаем команду Convert T [44h].
· Формируем задержку минимум 500мс.
· Посылаем импульс сброса и принимаем ответ термометра.
· Посылаем команду Skip ROM [CCh].
· Посылаем команду Read Scratchpad [BEh].
· Читаем данные из промежуточного ОЗУ.
Более подробная информация по техническому описанию находится по адресу http://datasheets. maxim-ic.com/en/ds/DS1821. pdf
Питание схемы выполнено с помощью стабилизатора напряжения KA7805АЕ, выходной ток 1А, входное напряжение 7-20 В, выходное напряжение 4,75-5,25 В. Схема включения на рис.7
Нагрузочные конденсаторы Сi=0,33 мкФ и Сo=0,1 мкФ рекомендованы производителем. Техническая документация: http://www.fairchildsemi.com/ds/KA/KA7805AE. pdf
Общий суммарный ток потребления составляет 573 мА. Для защиты от обратного включения служит диод КД 243 А, прямой ток составляет 1А, падение напряжение 1,1 В, обратный ток 0,01 мА. Также в цепи перед стабилизатором стоит быстродействующий предохранитель N15 (0.6A).
Разъемы ХР1 служат для соединения устройства с напряжением питания в автомобиле, ХР2 для соединения с датчиком температуры, ХР3 для соединения с сервоприводом.
Описание работы устройства
Тшим = (PR2+1) *4*Тosc* (коэффициент предделителя TMR2)
Список литературы
1. Предко М. «Справочник по PIC микроконтроллерам»
2. Уилмсхерст Т. «Разработка встроенных систем с помощью микроконтроллеров PIC»
3. Заец Н.И. «Радиолюбительские конструкции на PIC-микроконтроллерах. Книга 2»
4. Яценков В.С. Микроконтроллеры MicroChip. Практическое руководство
5. Тавернье К. PIC-микроконтроллеры. Практика применения
6. Internet ресурсы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проектирование системы автоматического контроля и управления параметрами окружающей среды: температурой, влажностью, освещенностью и давлением с использованием микросхемы К572ПВ4. Разработка схемы сопряжения датчиков с ЭВМ, ее недостатки и достоинства.
курсовая работа [1,4 M], добавлен 18.10.2010
Порядок описания и разработки структурной и функциональной схемы микропроцессорной системы на основе микроконтроллера К1816ВЕ31. Обоснование выбора элементов, разработка принципиальной схемы данной системы, программы инициализации основных компонентов.
курсовая работа [260,4 K], добавлен 16.12.2010
Анализ разработки системы автоматизированного контроля на базе микроконтроллера МК51, схемотехника портов. Выбор интегральных микросхем ОЗУ для модуля памяти. Определение надёжности (вероятности безотказной работы) системы автоматизированного контроля.
дипломная работа [1,9 M], добавлен 15.01.2012
Рассмотрение основ структурной схемы системы автоматизации. Выбор исполнительных и задающих элементов, микропроцессорного элемента управления. Расчет нагрузочных характеристик. Составление алгоритма управления и написание программного обеспечения.
курсовая работа [711,4 K], добавлен 06.10.2014
Описание системы автоматического контроля и регулирования уровня воды в котле. Выбор регулятора и определение параметров его настройки. Анализ частотных характеристик проектируемой системы. Составление схемы автоматизации управления устройством.
курсовая работа [390,0 K], добавлен 04.06.2015
Разработка микропроцессорной системы для контроля и индикации параметров изменяющегося по случайному закону 8-ми разрядного двоичного кода. Проектирование принципиальной схемы микроконтроллера, описание работы схемы. Разработка блок-схемы программы.
курсовая работа [752,4 K], добавлен 10.01.2013
Разработка структурной схемы микроконтроллера. Проектирование подсистемы памяти. Разработка адресного дешифратора, «раскраска» адресной шины. Расчет нагрузочной способности шин. Разработка принципиальной схемы. Программа начальной инициализации системы.
курсовая работа [1,3 M], добавлен 02.05.2016
Микропроцесорное Проектирование системы климат контроля автомобиля
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:27, курсовая работа
Описание работы
Файлы: 1 файл
Климат контроль автомобиля.docx
Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
«Микропроцесорное Проектирование системы климат контроля автомобиля»
Работу выполнил: ст. гр. АЭ-109
Введение
1. Задание на КР разработать Микропроцессорное Проектирование системы климат контроля автомобиля.
Система управления микроклиматом
Рисунок 1. Система управления микроклиматом
Элементы электрической системы
1 Регулятор скорости вентилятора обдува
2 Регулятор распределения воздуха
3 Регулятор температуры (отопления и охлаждения)
Система управления микроклиматом
Рисунок 2. Элементы системы распределения воздуха
1 Дефлекторы антиобледенения
2 Каналы распределения воздуха
3 Впуск наружного воздуха
4 Вентиляционные дефлекторы на уровне лица
5 Вентиляционный дефлектор на уровне пола
Система кондиционирования воздуха (A/C) и система отопления вместе известны как система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC). Система HVAC управляет теплом, температурой, распределением воздуха и удалением влаги. Система HVAC для направления потока наружного воздуха или воздуха, параметры которого отрегулированы системой управления микроклиматом, в салон автомобиля использует систему распределения воздуха, состоящую из каналов, вентиляционных дефлекторов и заслонок. Электрическая система обеспечивает управление системой HVAC со стороны оператора.
Рисунок 3. Элементы системы кондиционирования воздуха
1 Компрессор системы кондиционирования воздуха
2 Муфта компрессора системы кондиционирования воздуха в сборе
4 Магистрали хладагента системы кондиционирования воздуха
5 Терморегулирующий вентиль (расширительный клапан) или капиллярная трубка постоянного сечения (трубопровод с жиклером)
6 Ресивер-осушитель или аккумулятор-осушитель
Система HVAC в автомобиле разделяется на
четыре тесно взаимосвязанных подсистемы:
_ Система отопления
_ Система вентиляции и распределения воздуха
_ Электрическая система
Система кондиционирования воздуха.
Элементы контура хладагента
Подобно жидкости в системе охлаждения двигателя, хладагент в системе кондиционирования воздуха поглощает тепло, переносит его и отдает наружному воздуху. Чтобы сделать это, в системе A/C используется множество элементов, служащих для передачи тепла.
Испаритель располагается около салона автомобиля. Испаритель забирает тепло из салона автомобиля и передает тепло хладагенту. Хладагент входит в испаритель в виде холодного, находящегося под низким давлением жидкого тумана, который циркулирует по испарителю, что во многом подобно тому как охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Электрический вентилятор обдува прогоняет теплый воздух из салона автомобиля над поверхностью испарителя. Хладагент поглощает тепло, когда он переходит из жидкого состояния в
газообразное. Затем хладагент в виде теплого, находящегося под низким давлением газа выходит из испарителя, унося тепло.
Рисунок.4 Работа испарителя
Компрессор втягивает теплый, находящийся под низким давлением газ из испарителя, и значительно поднимает давление и температуру газа. Газ передается к конденсатору. Компрессор работает только с газообразным хладагентом. Наличие жидкого хладагента в компрессоре ведет к повреждению компрессора. Компрессоры обеспечивают всасывание и создают давление. Поршни или другие внутренние элементы компрессора создают давление и обеспечивают всасывание, перемещая хладагент. Всасывающий порт позволяет компрессору втягивать газ, поступающий из испарителя. Затем компрессор сжимает газ и выпускает его через выпускной порт в магистрали хладагента и далее к конденсатору. Муфта в сборе позволяет включать и выключать компрессор, используя электрические органы управления HVAC. Предохранительный клапан защищает систему от чрезмерного давления хладагента. Если давление в системе становится слишком высоким, клапан открывается и хладагент выпускается в атмосферу.
Рисунок.5 Элементы компрессора
1 Всасывающий порт
5 Предохранительный клапан
Элементы контура хладагента (продолжение)
Конденсатор располагается перед радиатором. Конденсатор получает горячий, находящийся под высоким давлением газообразный хладагент из компрессора и передает тепло наружному воздуху. Подобно испарителю, конденсатор пропускает хладагент через систему труб и пластин.
Рисунок.6 Работа конденсатора
1 Горячий газообразный хладагент, находящийся под высоким давлением
2 Горячий жидкий хладагент, находящийся под высоким давлением
3 Теплый жидкий хладагент, находящийся под высоким давлением
Ресивер-осушитель, используемый в системе A/C с терморегулирующим вентилем, располагается около выхода конденсатора на стороне высокого давления и служит для фильтрации влаги и примесей из жидкого хладагента, а также в качестве емкости для хранения хладагента. Ресивер-осушитель может иметь электрические органы управления и сервисные порты для обеспечения работы и обслуживания системы.
Рисунок.5 Элементы ресивера-осушителя
1 Магистраль к испарителю
2 Магистраль от конденсатора
4 Сервисный порт на стороне высокого давления
Аккумулятор-осушитель используется в системе A/C с капиллярной трубкой постоянного сечения. Аккумулятор располагается на стороне низкого давления системы A/C после испарителя, перед компрессором. Функции аккумулятора-осушителя во многом подобны функциям ресивера-осушителя в системе с терморегулирующим клапаном.
1 Трубка хладагента
Элементы контура хладагента
При более низком давлении температура хладагента и температура его кипения падают, что позволяет хладагенту поглощать большее количество тепла, когда он проходит через испаритель. Термобаллон на испарителе посылает информацию о температуре испарителя через капилляр. Эта трубка подсоединяется к мембране в терморегулирующем вентиле. Если испаритель становится слишком холодным, мембрана тянет иглу вверх, закрывая клапан и ограничивая расход хладагента. При повышении температуры испарителя мембрана толкает иглу вниз, открывая клапан и позволяя проходить большему количеству хладагента.
Рисунок.7 Терморегулирующий вентиль
Капиллярная трубка постоянного сечения
Рисуунок.8 Элементы капиллярной трубки постоянного сечения
1 Магистраль хладагента
2 Жидкий хладагент, находящийся под высоким давлением и идущий из конденсатора
3 Фильтрующая сетка
4 Калиброванное отверстие
5 Жидкий хладагент, находящийся под низким давлением и идущий к испарителю
Циркуляция хладагента в системе кондиционирования воздуха с терморегулирующим вентилем.
В системах A/C автомобилей используются физические законы переноса и передачи тепла. Автомобильные системы A/C могут быть или системами с капиллярной трубкой постоянного сечения или системами с терморегулирующим вентилем. Система A/C разделяется на две части:
Рисунок.9 Циркуляция хладагента
3 Тепло в атмосферу
5 Терморегулирующий вентиль
6 Тепло из салона автомобиля
Циркуляция хладагента (компрессор)
Циркуляция хладагента начинается в компрессоре. Компрессор втягивает газообразный хладагент (пар), находящийся под низким давлением (приблизительно 206 кПа (30 psi)), из испарителя и сжимает его приблизительно до 1 207 кПа (175 psi). Приводной ремень, получающий движение от двигателя, поворачивает шкив компрессора, который быстро вращает компрессор, когда включена электромагнитная муфта компрессора. Система контролирует давление хладагента и активизирует компрессор только тогда, когда это необходимо. Компрессор выводит пар через выпускной порт в направлении конденсатора. Терморегулирующий
Реферат: Разработка микропроцессорной системы климат-контроля
Название: Разработка микропроцессорной системы климат-контроля Раздел: Промышленность, производство Тип: реферат Добавлен 05:42:04 02 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 1680 Комментариев: 21 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
RP1:RP0 | Банк |
00 | 0 |
01 | 1 |
10 | 2 |
11 | 3 |
Объем банков памяти данных до 128 байт (7Fh). В начале банка размещаются регистры специального назначения, затем регистры общего назначения выполненные как статическое ОЗУ. Все реализованные банки содержат регистры специального назначения. Некоторые, часто используемые регистры специального назначения могут отображаться и в других банках памяти.
Обратиться к регистрам общего назначения можно прямой или косвенной адресацией, через регистр FSR.
С помощью регистров специального назначения выполняется управление функциями ядра и периферийными модулями микроконтроллера. Регистры специального назначения реализованы как статическое ОЗУ.
Врегистре STATUS содержатся флаги состояния АЛУ, флаги причины сброса микроконтроллера и биты управления банками памяти данных.
При изменении битов регистра STATUS рекомендуется использовать команды, не влияющие на флаги АЛУ (SWAPF, MOVWF, BCF и BSF).
R/W-0 | R/W-0 | R/W-0 | R-1 | R-1 | R/W-x | R/W-x | R/W-x |
IRP | RP1 | RPO | -ТО | -PD | Z | DC | с |
Бит 7 | Бит0 |
бит 7: IRP: Бит выбора банка при косвенной адресации
1 = банк 2, 3(100h-1FFh)
биты 6-5: RP1:RP0: Биты выбора банка при непосредственной адресации
11 = банк 3(180h-1FFh)
10 = банк 2(100h-17Fh)
1 = после POR или выполнения команд CLRWDT, SLEEP
0 = после переполнения WDT
1 = после POR или выполнения команды CLRWDT
0 = после выполнения команды SLEEP
бит 2: Z: Флаг нулевого результата
1 = нулевой результат выполнения арифметической или логической операции
0 = не нулевой результат выполнения арифметической или логической операции
бит 1: DC: Флаг десятичного переноса/заема (для команд ADDWF, ADDWL, SUBWF, SUBWL), заем имеет инверсное значение
1 = был перенос из младшего полубайта
0 = не было переноса из младшего полубайта
бит 0: С: Флаг переноса/заема (для команд ADDWF, ADDWL, SUBWF, SUBWL), заем имеет инверсное значение
1 = был перенос из старшего бита
0 = не было переноса из старшего бита
13-разрядный регистр счетчика команд PC указывает адрес выполняемой инструкции. Младший байт счетчика команд PCL доступен для чтения и записи. Старший байт РСН, содержащий биты счетчика команд PC, не доступен для чтения и записи. Все операции с регистром РСН происходят через дополнительный регистр PCLATH. При любом виде сброса микроконтроллера счетчик команд PC очищается. На рисунке 2-5 показано две ситуации загрузки значения в счетчик команд PC. Пример сверху, запись в счетчик команд PC происходит при записи значения в регистр PCL (PCLATH —> РСН).
2.1.4 Порты ввода/вывода.
Некоторые каналы портов ввода/вывода мультиплицированы с периферийными модулями микроконтроллера. Когда периферийный модуль включен, вывод не может использоваться как универсальный канал ввода/вывода.
Биты регистра TRISA управляют направлением каналов PORTA, даже когда они используются как аналоговые входы. Пользователь должен удостовериться, что соответствующие каналы PORTA настроены на вход при использовании их в качестве аналоговых входов.
Обозначение вывода | №бита | Тип буфера | Описание |
RA0/AN0 | Бит0 | TTL | Двунаправленный порт ввода/вывода или аналоговый вход |
RA1/AN1 | бит 1 | TTL | Двунаправленный порт ввода/вывода или аналоговый вход |
RA2/AN2 | бит 2 | TTL | Двунаправленный порт ввода/вывода или аналоговый вход |
RA3/AN3 | Бит3 | TTL | Двунаправленный порт ввода/вывода или аналоговый вход |
RA4/TOCK1 | бит 4 | ST | Двунаправленный порт ввода/вывода, может использоваться как ТОСК1, выход с открытым стоком |
RA5/-SS/AN4 | бит 5 | TTL | Двунаправленный порт ввода/вывода или вход выбора синхронного последовательного порта или |
Обозначение: ST = вход с триггером Шмидта; TTL = входной буфер TTL.
2.1.5 Система команд.
Каждая команда микроконтроллеров PIC16F87X состоит из одного 14-разрядного слова, разделенного на код операции (OPCODE), определяющий тип команды и один или несколько операндов, определяющие операцию команды. Команды разделены на следующие группы: байт ориентированные команды, бит ориентированные команды, команды управления и операций с константами [22, 23]. Описание полей кода операции смотрите в таблице 4.6.
Для байт ориентированных команд ‘f’ является указателем регистра, а ‘d’ указателем адресата результата. Указатель регистра определяет, какой регистр должен использоваться в команде. Указатель адресата определяет, где будет сохранен результат. Если ‘d’=0, результат сохраняется в регистре W. Если ‘d’=1, результат сохраняется в регистре, который используется в команде.
Система команд аккумуляторного типа, ортогональна и разделена на три основных группы:
— байт ориентированные команды;
— бит ориентированные команды;
— команды управления и операций с константами.
Все команды выполняются за один машинный цикл, кроме команд условия, в которых получен истинный результат и инструкций изменяющих значение счетчика команд PC. В случае выполнения команды за два машинных цикла, во втором цикле выполняется инструкция NOP. Один машинный цикл состоит из четырех тактов генератора. Для тактового генератора с частотой 4 МГц все команды выполняются за 1мкс, если условие истинно или изменяется счетчик команд PC, команда выполняется за 2мкс.
Поле | Описание |
f | Адрес регистра (от 0x00 до 0x7F) |
w | Рабочий регистр (аккумулятор) |
b | Номер бита в 8-разрядном регистре |
k | Константа (данные или метка) |
X | Не имеет значения (0 или 1 ). Ассемблер генерирует х=0 для совместимости программы микроконтроллера с инструментальными средствами |
d | |
label | Имя метки |
dest | Приемник, регистр w или регистр памяти |
[] | Дополнительные параметры |
0 | Содержимое |
-> | Присвоение |
Битовое поле |
Структура команд имеет следующий вид:
Термодатчики типа DS18x20, выпускаемые фирмой DallasSemiconductor, предназначены для совместной работы с микроконтроллерными устройствами. Разработанный фирмой однопроводной интерфейс (l-WireBus) использует одну линию передачи данных, которые удобно обрабатывать микроконтроллерами [2].
Датчик температуры DSl820 представляет собой специализированный микроконтроллер, который имеет установку конфигурации, вычислительное устройство, память программ, память данных и реакцию на внешнее воздействие. При этом внешнее управляющее воздействие выполняет микропроцессор PIC16 F 877 приема и обработки данных.
Термодатчики DS1820 имеют следующие технические характеристики:
— индивидуальный 64-битный идентификационный номер;
— напряжение питания от +3 до +5,5 В;
— информация о температуре выдается 9-битным кодом;
— установка пороговых значений температуры по максимуму и минимуму;
— максимальное время преобразования температуры в код 750 мс;
— возможность питания от высокого уровня шины данных;
— термодатчики не требуют индивидуальной настройки при замене.
Термодатчики выпускают в двух типах корпусов: ТО-92 и SOIC. Наиболее удобный для применения в выносном варианте трехвыводной корпус ТО-92.
Назначение выводов: 1 (5) — общий (земля), 2 (4) — вход/выход, 3 (3) — плюс питания. В скобках указаны номера выводов для восьмивыводного корпуса SOIC.
Принцип работы термодатчика основан на сравнении частот двух внутренних генераторов. Один генератор выдает постоянную частоту независимо от температуры, а частота второго генератора изменяется в зависимости от температуры корпуса термодатчика. Путем вычислений формируется выходной код, который включает и информацию о знаке температуры.
Для начала работы с термодатчиком управляющий микроконтроллер должен инициализировать его посылкой необходимых команд. Перечень основных команд термодатчика:
Рисунок 2.6 – Карта памяти термодатчика DS 1820
Перед опросом термодатчика управляющим микроконтроллером необходимо выдержать время, необходимое для заряда конденсатора.
Микроконтроллерный термодатчик тактируется внутренним генератором частотой 4 МГц и рассчитан на работу с управляющим микроконтроллером, который должен тактироваться такой же частотой.
Термодатчик работает на пониженных частотах из-за большого разброса длительности импульсов принятого в интерфейсе формата обмена данными между термодатчиком и управляющим микроконтроллером.
Передача данных по однопроводной шине выполняется импульсами нулевого уровня, но различной длительности. Импульс воспринимается как логическая 1, если его длительность не превышает 15 мкс (рисунок 2.7). Если длительность импульса больше 15 мкс, то он воспринимается как логический 0.
Рисунок 2.7 – Импульсы логического 0 и 1
Длительность одного бита информации принята равной 60 мкс. Отсюда и разброс возможных длительностей импульсов: лог. 0 — I. 15 мкс, лог. 1 — 15. 60 мкс. Для того чтобы термодатчик подготовить к приему информации, управляющий микроконтроллер должен послать в линию импульс обнуления (Reset) (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 – Импульс обнуления термодатчика
Импульс обнуления должен иметь длительность 480. 960 мкс. В ответ на обнуление линии термодатчик посылает импульс присутствия (Presence). Если в устройстве не предусмотрено отключение датчика, то импульс присутствия для упрощения программы можно не проверять, а заполнить это время (около 100 мкс) паузой. Длительность импульса Presenceможет быть в пределах 60. 240 мкс.
Если к одной линии подключено несколько термодатчиков, то проверка импульса присутствия обязательна. Перед приемом каждого бита информации с датчика, микроконтроллер управления PICдолжен послать короткий импульс готовности (запроса) длительностью 1. 3 мкс.
Обмен данными и командами начинается с младшего бита. Формат регистров термодатчика показан на рисунке 2.9.
Младший регистр температуры LS
Старший регистр температуры MS (знаковый)
S | 2 6 | 2 5 | 2 4 | 2 3 | 2 2 | 2 1 | 2 0 |
Рисунок 2.9 – Формат регистров термодатчика DS 1820
Младший регистр температуры (LS) несет информацию о температуре. В нулевой бит записана информация о десятых долях температуры. Если нулевой бит единичный, то десятые доли равны 0,5°С.
Старший регистр температуры (MS) содержит информацию о знаке температуры, Дели значения регистра нулевые, то знак температуры положительный, и наоборот.
Поскольку все биты регистра MS одинаковы, то достаточно считать только младший бит, т.е. длина слова от термодатчика составляет 9 бит = 8 бит (температура LS) + 1 бит знаковый (MS).
Таблица 2.5 – Значения кодов термодатчика при различной температуре
- Разработать маршрут на автомобиле
- Разработать обвес для авто