школа летово рейтинг среди школ в 2020
Школа летово рейтинг среди школ в 2020
«Летово» — некоммерческая организация. Школа не получает прибыль за счет оплаты обучения родителями. Ежемесячно школа расходует значительные суммы на организацию обучения и жизни в кампусе. На 2021/2022 учебный год себестоимость обучения школьника, который не живет в кампусе, составляет 123 960 рублей в месяц, школьника, живущего на недельном пансионе — 140 859 рублей, школьника на полном пансионе (все учебное время кроме каникул) — 157 769 рублей. Приведенные цифры являются себестоимостью обучения — то есть, той суммой, которую школа тратит на одного ребенка в месяц и которая может быть полностью или частично компенсирована из средств Стипендиального фонда. На сегодняшний день 23 % учеников школы не платят за обучение (т.е. размер стипендии полностью покрывает себестоимость обучения), а еще 58 % учеников получают стипендии, частично покрывающие себестоимость.
После того, как ребенок успешно сдал экзамены и был рекомендован к зачислению, его родители могут обратиться в Стипендиальный фонд школы «Летово» с заявкой на получение стипендии, частично или полностью покрывающей себестоимость обучения.
Все заявки рассматриваются в ходе скоринга — процедуры оценки финансового положения семьи, которую осуществляет партнер школы, Сбербанк России, на основе заполненной анкеты и представленных документов о доходах и расходах семьи в соответствии с требованиями банка.
Решение о размере выделяемой стипендии принимается Стипендиальной комиссией школы в индивидуальном порядке, с учетом заключения Сбербанка и обстоятельств конкретной семьи.
Стипендия выдается на один учебный год. Каждый год процедура скоринга повторяется. Размер стипендии может быть изменен и до истечения учебного года в зависимости от актуального финансового положения семьи. Все стипендии являются безвозмездными.
Для тех, кто учится на треке РФ — любые, исходя из индивидуального плана старшеклассника, который строится в зависимости от целей ребенка (приоритетные вузы, олимпиады).
Ученики Дипломной программы Международного бакалавриата (IB DP) должны выбрать по одному предмету в каждой из пяти следующих групп: (1) родной язык, (2) дополнительные иностранные языки, (3) науки об обществе, (4) естественные науки и (5) математика. Шестым предметом ученики могут выбрать или изобразительное искусство, или дополнительный предмет из 2-4 группы. Из этих 6 предметов, 3 предмета изучаются углубленном уровне (High Level, HL) и 3 предмета на стандартном уровне (Standard Level, SL).
Одним из направлений развития учеников «Летово» является программа «Гражданская и социальная ответственность». Внеакадемическая деятельность в школе устроена таким образом, что каждый ученик за время учебы принимает участие в тех или иных видах активностей в рамках этой программы. Главные цели программы — развить у школьников осознанное отношение к окружающему миру, способность к искренней и бескорыстной помощи. В этом направлении работы выделяются три основных блока: благотворительность, общество и экология. В рамках программы школьники участвуют в волонтерской деятельности. За три года ученики «Летово» неоднократно побывали с волонтерскими визитами в домах престарелых и детских домах, провели несколько благотворительных ярмарок в пользу различных фондов («Старость в радость», «Ночлежка»), реализовали в школе ряд экологических инициатив (раздельный сбор мусора, утилизация старой техники, сокращение использования бумажных носителей). Также в 2020/21 учебном году десятиклассники разработали множество проектов по конкретным запросам фондов, таких как методичка по компьютерной грамотности для пожилых людей, трехмерная карта мира для слабовидящих, мерч для благотворительной ярмарки в ЦЛП и т.п.
Для учеников, выбравших в старших классах трек IB DP, обязательным компонентом учебы является программа CAS (Creativity, Activity, Service). Цель этой программы — научить детей творчески мыслить и выражать себя (Creativity), вести активный образ жизни (Activity), а также помочь им стать неравнодушными людьми и ответственными гражданами (Service).
Программа состоит из двух частей: CAS experience и CAS project.
CAS experience (CAS-активности) включает в себя следующие компоненты: минимум две школьные активности в рамках Creativity и Activity (одну из которых ученик придумывает и организовывает сам), минимум одну благотворительную активность в рамках школы и вне ее, а также волонтерскую деятельность за пределами школы, наиболее интересную ученику.
CAS project готовится в группе от четырех учеников, его длительность — минимум месяц. В конце проекта у учеников должен получиться некий готовый продукт (например, аудиогид, страница в Интернете или самостоятельно организованное мероприятие).
Что Вы считаете главным показателем успеха школы и какими ее достижениями гордитесь?
Школа должна быть счастливым местом. А для этого нужно две вещи: чтобы был коллектив могучих, преданных своему делу учителей — и мы его «коллекционировали», создавали в течение нескольких лет, — и должна быть философия, превращенная в систему. И «Летово» сильно тем, какие принимались решения и как они воплощались в жизнь.
Опишите образ ученика школы? Какие качества стремитесь развивать?
Все приходят к нам за успехом. И все очень по-разному, на разной глубине понимают, какой успех мы хотим дать. Мы хотим, чтобы успех поступления был результатом успеха выбора, а успех выбора был результатом успеха познания себя. Такая матрешка, в которой, если родитель выбирает, у ребенка есть огромные шансы ошибиться, а если выбирает ребенок, и его к этому готовит школа, то это верно.
Мы в «Летово» стремимся, чтобы дети самостоятельно использовали полученные навыки для решения различных задач. Нужно заложить такой сценарий, который позволит ребенку использовать полученные навыки за пределами школы и без контроля учителя. Педагог должен быть уверен: если он выйдет на пять минут из класса, ребята продолжат работать над решением задач. Надо сделать так, чтобы ребенок не просто достигал высоких результатов, а чтобы достигал их с нужной степенью самостоятельности, организованности, ответственности.
Расскажите, в чем «изюминка» школы?
Вся работа «Летово» сегодня направлена на то, чтобы ребята, которые уже проявили свою мотивацию, способность, одаренность, интерес к какому-то предмету, во-первых, постарались попробовать разные предметы, постарались себя попробовать в разных видах учебной деятельности, переходя совершенно немыслимыми маршрутами из одной области в другую. Второе — нам очень важно, чтобы эти же ребята вместе с учителями, работая на уроках, получили те куски работы, когда они не просто домашнее задание делают самостоятельно, а когда они выходят на самостоятельные задачи из того спектра, который для них подготовила школа.
Партнерство с университетами (НИУ ВШЭ, МИСиС, Сколтех) позволяет ученикам школы реализовать серьезные научно-исследовательские проекты, а также спланировать свою образовательную траекторию. Работа с научными, культурными и индустриальными партнерами (ГМИИ им. Пушкина, Роснано/ФИОП, Яндекс, Биокад, Bork) — важная часть деятельности школы: тесное взаимодействие с представителями бизнеса, культуры и науки помогает школьникам познакомиться с реальными запросами рынка, попробовать себя в разных ролях с помощью стажировок и проектной деятельности. В конце 2020/21 г. ученики школы (преимущественно 9-10 классов) впервые массово участвовали в подобных стажировках.
Школа начала свою образовательную деятельность в сентябре 2018 года. На сегодняшний день в «Летово» проживает и учится 594 ученика из 76 регионов России. К 2025 году в школе будет обучаться до 1000 учеников. В июне 2021 года аттестаты получили первые 98 учеников, многие из них уже получили предложения об учебе от ведущих мировых вузов (Оксфорд, университеты Лиги Плюща), либо имеют право на поступление БВИ в российские вузы.
Школа предназначена для способных и мотивированных детей из всех регионов России. Прием в школу ведется по системе need blind: то есть, значение имеют только достижения ученика и результаты экзаменов. Каждый поступивший сможет учиться в школе вне зависимости от материального положения его семьи — это обеспечивается за счет самого большого стипендиального фонда в России (7 млрд. руб.). На текущий момент 81 % учеников обучаются в школе полностью бесплатно либо с существенной стипендией.
Кампус «Летово» расположен в Новой Москве на участке площадью 20 гектаров. В кампусе находятся учебные здания, жилые дома для школьников и педагогов, спортивные площадки, велосипедные дорожки и зоны для отдыха. Рядом с кампусом — река, пруд и сосновый лес. Главное учебное здание вмещает в себя 40 учебных классов, театральный зал-трансформер на 1000 мест, библиотеку, научные лаборатории, медицинский центр, спортивные залы и бассейн.
В Школе работает 375 работников, из них 173 учителя (в том числе 9 иностранцев) и 34 сотрудника пансиона (в том числе 12 иностранцев).
Учебная программа школы ориентирована на достижение максимальных академических результатов, при этом у ребят есть возможность сформировать индивидуальную учебную траекторию: можно выбрать набор изучаемых дисциплин, глубину, темп и последовательность их изучения.
«Летово» является школой, авторизованной по системам обучения Международного бакалавриата. В 10-11 классах ученики могут выбрать один из двух треков обучения: российский, с получением российского аттестата о полном среднем образовании, либо Дипломную программу Международного бакалавриата, с получением двух аттестатов. Успешное окончание Дипломной программы позволяет поступить в ведущие зарубежные вузы.
Московская школа «Летово» стала второй в международном рейтинге частных школ
Школа-пансион «Летово», расположенная в Новой Москве, заняла второе место в рейтинге лучших частных IB школ мира по версии Global Top IB Schools. Учебное заведение получило 43 при максимальном количестве баллов – 45.
Отбор проходил среди школ, обучающих по системе международного бакалавриата — это универсальная школьная программа с общим для всех стран учебным планом. В «Летово» создали свою модель, объединив традиции отечественного образования и современной методики.
«В соответствии с поручением президента, Россия должна войти в десятку стран по качеству школьного образования. И уже многое сделано – мы по качеству начальной школы мы занимаем первое место в мире. Сегодня утверждены стандарты, сегодня утверждены программы, по которым могут работать учителя, и, в соответствии с поручением президента, до 24 года должно быть построено 1300 новых школ. Мы внимательно следим за тем, как работает школа Летово. Это, на мой взгляд, одна из лучших негосударственных школ», — отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в интервью канала «Россия 24».
По словам Михаила Мокринского, директора школы «Летово», образовательная система школы построена на основе отечественной мощной традиции преподавания физики, гуманитарных дисциплин. «Те ребята, которые захотели продемонстрировать дополнительные результаты, состязаясь с несколькими тысячами школ по всему миру, при первой же попытке показали результат, сопоставимый с теми результатами, к которым основатели этой международной системы шли десятки лет», — отметил он.
«Качественное образование — это результат совместной работы, проводимой благодаря усилиям государства и частных практик, которые объединяются. Ни в одной стране мира мы не увидели ничего хорошего, если это не делается совместно с государством. Я хочу выразить благодарность за ту поддержку, которую мы получили со стороны федерального правительства, мэра», — подчеркнул Вадим Мошкович, основатель школы «Летово».
Школа-пансион построена в 2018 году. На 60 гектарах расположены учебные и жилые корпуса для школьников и педагогов, спортивные площадки, театр, библиотеки.
«Важно, что в Летово используются стандарты отечественного образования и в дополнение к ним создана среда, которая позволяет развить талант каждого школьника. Опыт школы Летово будет использован для подготовки учителей для новых школ. Идея заключается в том, чтобы брать в школу детей не по конкурсу или отбору, а тех, кто хочет идти в эту школу, и сделать так, чтобы эти ученики достигли самого высокого результата – на это и нацелена вся наша система», — резюмировал Сергей Кравцов.
Лучшие школы Москвы и Подмосковья 2020: рейтинг Tatler
Tatler объявляет о старте марафона «Осознанное родительство». В течение 3-х недель вы сможете по-новому взглянуть на свои отношения с детьми. Успейте зарегистрироваться до 27 сентября включительно.
Загородные
Одинцовская лингвистическая гимназия
К новому учебному году в школе восстановили зимний сад – на средства, собранные учениками 2-го «Б» от продажи на Масленичной ярмарке ненужных мамам духов, а также печенья. К активной внешкольной деятельности в Одинцовке вообще относятся так же серьезно, как к урокам французского. Спасибо педагогу с сорокашестилетним стажем Любови Владимировне Тярасовой – аксаны дети готовы расставлять даже во сне. Отдыхают здесь еще лучше, чем трудятся. К новогоднему балу 2019-го пятиклассники одновременно учили польку, вальс, рождественские песни и сценку о Little Red Hen. Не менее феерично гимназия провела последний звонок в зуме. К нему под надзором учительницы музыки Ирины Витальевны Хитушкиной выпускники на четырнадцать голосов разучили песню «Больше никогда не играть в школьном дворе». Перед карантином, в феврале, в Одинцовке успели провести акцию «День сдачи ЕГЭ родителями». За парту сели и телеведущий Дмитрий Дибров (его сын Саша ходит в пятый класс), и первый вице-премьер Подмосковья Ольга Забралова.
ГДЕ Одинцово, б-р Маршала Крылова, 20, www.odinlingvogym.odinedu.ru
Первая московская гимназия в Липках
С большим сожалением гимназия отменила традиционную пятнадцатидневную июльскую поездку в английский Reaseheath College (238 000 руб. на ребенка, перелет включен). Однако на виртуальное обучение перешла легко – в расписании старшеклассников, к примеру, с апреля по июнь стояли еженедельные политические и экономические дебаты с профессорами Кембриджа. Ученики начальных классов участвовали в школьном флешмобе «Мобильный репортер»: снимали хроники своих трудовых будней у ноутбука. Не меньший ажиотаж вызывала ежедневная утренняя гимнастика с основателем клуба смешанных единоборств «Барибал» Александром Кирюшкиным (в школе его зовут Сан Саныч). Дошкольную группу тоже учили в зуме каждый день. На уроки литературы малыши «приходили» в масках Бэтмена и маминых соломенных шляпках Jacquemus. Молодая учительница Екатерина Хохлова рассказывала о баснях Крылова в кокошнике и платье с кружевным декольте.
ГДЕ Одинцовский р-н, д. Липки, 63а, www.raoapi.ru
СКОЛЬКО От 1 600 000 руб./год.
«Летово»
Главное новшество 2020-го – бесплатная и общедоступная платформа «Летово.Онлайн». Там разместили тренажеры для поступающих в школу, работают онлайн-кружки, ведется подготовка к олимпиадам. И конечно, размещаются записи уроков, которые стоят того, чтобы их смотреть и пересматривать: преподаватели придумывают креативные концепции для каждого занятия. Девятиклассники до сих пор не могут забыть «задачу о колпачках на утреннике в детском саду» заведующего кафедрой математики Дмитрия Эммануиловича Шноля – ученик Андрей Зубов даже написал по ней театральный сценарий. 23 апреля вместо уроков устроили «день выездов»: в 15:00 экскурсию по Стамбулу по Google Maps вел научный сотрудник стамбульского университета Коч Роман Шляхтин, в 17:00 по виртуальному Иерусалиму со школьниками гуляла археолог Ольга Андреева. В фейсбуке «Летово» гордится результатами эксперимента по биологии, который провел восьмиклассник Лева Межибовский: он вместе с родителями попросил знакомых из разных стран каждый день приседать в ритм песни «Малинки» Жанны Фриске, а затем замерять пульс. Так Лева доказал, что после месяца регулярных физических нагрузок сердце начинает биться реже. Мамы самих школьников освоили карантинный ютьюб-канал Letovo Sport Team с несложными тренировками по джиу-джитсу в HD-качестве, программами по улучшению прыжка в высоту и тренировочным комплексом «Спина атланта».
ГДЕ Пос. Сосенское, Зименковская, 3, www.letovo.ru
Гимназия «Жуковка»
Каждый шестиклассник помимо финальных контрольных в мае защищал в зуме индивидуальный проект на любую интересную ему тему. Дочь председателя совета директоров ЗАО ИГ «РВМ Капитал» Сергея Орлова Руслана, к примеру, за презентацию «Пряности и специи» получила высший балл. Самой популярной онлайн-активностью среди учащихся начальных классов стала рубрика #зверьемое в школьном инстаграме.
ГДЕ Одинцовский р-н, Жуковка-2, 47, www.zhukovka.com
СКОЛЬКО От 105 000 руб./мес.
Гимназия «Президент»
Коронавирус не поумерил желания «президентских» мам и пап отправлять своих чудных крошек в британские и американские университеты – классы IB в этом учебном году по-прежнему укомплектованы полностью. Так что в гимназии не расслабляются. Восемьдесят минут на вопросы родителей отвечал бывший член приемной комиссии Стэнфорда (имя по понятным причинам засекречено). Столько же длился вечерний вебинар для детей «Петь – так же естественно, как дышать» с ведущим педагогом «Президента» по эстрадному вокалу Натальей Корецкой. Не менее насыщенно воспитанники «Президента» провели лето. Для учащихся с первого по четвертый класс в онлайне работали курсы монтажа мультфильмов в программе Scratch и Школа юных детективов (искать нужно было не грабителей, а потерянные буквы в английских существительных). Глаголами Reduce, Reuse, Recycle назвали летний курс (для учеников с седьмого по девятый класс) о важности сортировки мусора.
ГДЕ Одинцовский р-н, д. Жуковка, Ильинский подъезд, 2, стр. 1, www.school-president.ru
СКОЛЬКО От 180 000 руб./мес.
Ломоносовская школа №5
Ежегодный февральский бал провели в Сколтехе – локацию подбирали под слоган Point of Future. Актриса Екатерина Климова растрогалась, когда снимала на айфон свою старшую дочь, одиннадцатиклассницу Лизу Хорошилову с бойфрендом-одноклассником. Аттестаты тоже вручали в офлайне – ученики девятых и одиннадцатых классов заходили в кабинет директора Марины Михайловны Новожиловой по одному, в масках, с интервалом в пятнадцать минут. Медалью «За выдающиеся успехи» наградили шестнадцатилетнюю племянницу певицы Аниты Цой Катю. Свою прогрессивность школа на карантине проявляла в соцсетях. Мамы учеников теперь демонстрируют новые наряды прямо в школьном инстаграме – там очень кстати запустили рубрику благодарностей от родителей с их фотографиями.
ГДЕ Одинцовский р-н, с. Успенское, Советская, стр. 50б, www.lomon5.ru
СКОЛЬКО От 1 422 000 руб./год.
Павловская гимназия
«Мальчишки соскучились по школе. И, не удивляйтесь, по столовой», – негодовала во время карантина певица Зара, мама четвероклассника Даниила и третьеклассника Максима. Не удивительно: за питание в Павловской отвечает бывший исполнительный директор ресторана «Валуевские Рандеву» Игорь Хотченков. Новая звезда школы – очень молодой и очень рыжий учитель начальных классов Дмитрий Алексеевич Грицун, бывший директор Седьмой школы в Ртищево, обладатель чарующей улыбки. В числе других приобретений – отличники из международной гимназии «Сколково» и школы №1529. Им здесь дальновидно предоставили гранты на бесплатное обучение. Далеко пойдет и 4-й «В»: в июне класс всем составом отправился в поход выходного дня, предварительно облачившись в комбинезоны химзащиты.
ГДЕ Истринский р-н, д. Веледниково, Живописная, 136, www.pavlovo-school.ru
СКОЛЬКО 1 475 000 руб./год.
Школа Летово: лучше британских и в 2 раза дешевле
Сам Мошкович окончил одну из лучших в Москве школу № 57. Цель «Летово», по его словам, — дать «путевку в жизнь» детям. Финансируется школа из эндаумента, куда были вложены деньги бизнесмена, — если сначала он говорил, что это будут только его деньги, то теперь готов принимать помощь: кто-то из знакомых Мошковича уже предложил поддерживать часть социально незащищенных учеников школы, другой готов отдавать часть своего благотворительного бюджета на «Летово».
О своей школе Мошкович говорит куда охотнее, чем о бизнесе. По словам предпринимателя, в стране его все устраивает для ведения бизнеса — нужно просто реагировать на меняющиеся обстоятельства и он ни разу за последние десятилетия не сталкивался с тем, чтобы ему кто-то «выкручивал руки или ноги».
Проект школы вырос из девелоперского проекта большой Коммунарки: здесь должен был быть город на 350 000 жителей. В этом городе девелопер должен был построить инфраструктуру, в том числе школы.
-Плохих школ я строить не хотел, рассказывает Мошкович. Я собрал выпускников 57-й школы, которую окончил сам, — хотелось сформулировать, что же такое хорошая школа. Мы провели в обсуждениях несколько месяцев, но этого оказалось недостаточно. Тогда мы наняли McKinsey и поехали вместе смотреть по миру, что такое хорошая школа.
— Почему в итоге идея о хорошей школе переродилась в большой благотворительный проект? Вы бизнесмен, который за свою жизнь заплатил невероятное количество налогов — прямых, косвенных, разных. Разве не задача государства строить школы?
— Это задача государства, но… Знаете, когда вы заходите в любую американскую школу или университет, там все стены в золотых табличках — сплошные частные пожертвования. Именно за счет этого и живет почти все американское образование, оно все основано на благотворительности. Поэтому, если ты живешь в своей стране, ты должен что-то для нее делать помимо налогов.
— То есть это все-таки обязанность бизнеса?
— Не обязанность, это личное. Я никого не хочу ничему учить, но я так считаю: если ты здесь живешь, ты что-то должен делать. И начинать надо всегда с себя — так проще.
— Что лично вас привело к этому?
— В первую очередь я человек, который в том числе занимается бизнесом. У меня есть собственные ценности. Я много трачу на благотворительность (это не только школа), мне нравится.
— Куда вы инвестируете средства эндаумента?
— У нас консервативная стратегия — чтобы не потерять само тело эндаумента. Сегодня его доходность не превышает 4% годовых, за счет процентов получается около 300 млн руб., остальное я пока доложил из своего кармана. В дальнейшем планирую увеличить эндаумент в 2,5 раза, чтобы им полностью покрыть бюджет школы.
— В начале разговора вы упомянули золотые таблички. Вы планируете сами увеличивать тело эндаумента или намерены искать соратников?
— Пока школа строилась, я не хотел никого привлекать, потому что сложно согласовывать цели, стратегию. Теперь мы должны подтвердить результат. Но уже в момент запуска мы получили много благодарностей от детей и взрослых, которые к нам пришли.
— С кем-то уже вели переговоры по поводу партнерства?
— Я сам переговоры не веду. Недавно приезжал товарищ, по собственной инициативе. Сказал, что у него есть цель — поддерживать социально незащищенных детей. Попросил выделить ему условно 10 социально незащищенных учеников школы — он готов их поддерживать. Другой товарищ заявил, что треть своего благотворительного бюджета хочет тратить на «Летово». Это я к тому рассказываю, что люди сами придут. А лет через 10-15 основной поток пожертвований будет идти от наших выпускников — для родной альма-матер, давшей тебе путевку в жизнь.
Наша цель — лучшая школа России с первого выпуска.
— Столько сил и энергии потратить на просто хорошую школу — бессмысленно, надо потратить на лучшую.
— Обучение в «Летово» соизмеримо со стоимостью обучения в средней британской школе.
— Нет, мы в 2 раза дешевле.
— Знакомые, с которыми мы говорили перед встречей с вами, платят около 20 000 фунтов стерлингов в год за полный пансион, включая питание.
— Без проживания — или я даже не знаю, что это за школа. Обычно ценник ближе к 30 [тысячам фунтов].
— В вашей школе около 20% студентов оплачивают обучение полностью за счет собственных средств. Почему они должны выбрать вашу школу, а не зарубежную?
— Спросите их. Я специально этого не выяснял, но я столкнулся с удивительными вещами: меня отлавливали в совершенно неожиданных местах, хватали за рукав и благодарили за школу. Родители рассказывали, что их дети сами нашли школу мечты и хотят здесь учиться. На петербургском форуме ко мне подошли абсолютно незнакомые люди: «Я не знаю, что вы сделали, но мой ребенок меня так допек, что мне пришлось заниматься его поступлением в вашу школу». Треть наших учеников сами нашли школу, сами решили в ней учиться, сами в нее поступили.
Я не занимаюсь российским образованием в целом — это не моя функция. Как раз здесь я не собираюсь подменять собой государство. Я сделал одну школу ровно в тех стандартах, параметрах и требованиях, которые сам для себя определил. Модель оказалась привлекательной как минимум для тех детей, которые хотят здесь учиться. Для меня это лучший критерий и лучшая оценка.
— А как же эффект низкой базы: половина учеников «Летово» из регионов? Для них это все в новинку — начиная от оборудования, заканчивая человеческим отношением.
— Я сравниваю не внешнее восприятие, а внутреннее. Я знаю, что происходит, я в школе регулярно. У нас есть чек-лист процессов, мы его каждый день проверяем.
— Какая основная задача «Летово»?
— Цель школы — дать ребенку путевку в жизнь. Почему старшая школа? Потому что все легко измеряется: успех ребенка — это поступление в лучшие школы России и мира. Наш ребенок должен поступить. К этому мы должны дать ему здоровье. Вы видели, сколько здесь спорта? Каждый ребенок будет заниматься спортом вне зависимости от своего желания — это его обязанность. Дети должны быть здоровы, если они не готовы еще сами создавать эту культуру, мы ее создадим вместе с ними. В заключение — детей нужно обучить навыкам.
В российских школах до сих пор дают высокий уровень знаний, но не обучают навыкам. Вас не учат, как их использовать, ни индивидуально, ни в командной работе, вас не обучают критическому мышлению, вам не дают многих системных навыков, которые необходимы в жизни, — в этом наша задача.
— Наверное, с точки зрения бизнеса это особенно заметно.
— Я не смотрю через призму бизнеса, я смотрю через призму человека, через призму ребенка, через необходимость [его] реализации. Навыки — необходимая часть реализации. Кроме того, мы хотим дать ребенку тот толчок, ту искорку, которая позволит ему определиться в мире.
— Навыки — новая потребность российского общества?
— Мы не исследовали потребности российского общества и чего не хватает в России — такой задачи не стояло. Задача была собрать лучшие мировые практики.
— Дети получают лучшее обучение по мировым стандартам — для чего тогда?
— Весь мир перед ними. Ребенок должен быть успешным, критерий успеха у нас достаточно понятный и прозрачный. Помимо университета и работы это удовлетворенность, внутренняя и внешняя, на это направлен процесс обучения и развития.
— Вы даете путевку в жизнь супермотивированным детям, чтобы сделать из них успешных людей.
— Мы должны помочь ребенку найти себя, это самое важное.
— Почему тогда вы выбираете между детьми?
— Я же не могу построить 150 000 школ — столько их сегодня в России. У меня нет столько денег. Да и задача такая мне не по плечу.
— Какими вы видите будущих выпускников «Летово», то ядро школы, кто впоследствии должен будет ее в том числе содержать?
— Надеюсь, для всех, кто закончит «Летово», она станет альма-матер. Это и есть цель школы — чтобы для каждого ребенка она нашла то, что этот ребенок искал и что он хотел получить, с точки зрения знаний, культуры, ценностей, навыков.
— Есть ли задача сформировать новый слой общества, в основе которого будут эти дети?
— У меня мухи отдельно — котлеты отдельно: я не государство и подменять его не собираюсь.
— Вы лично участвовали в отборе педагогов? Как они отбирались?
— Я лично выбирал директора школы. Мы несколько лет назад объявили всероссийский конкурс на замещение этой должности — участвовали около 1860 директоров со всей России. Конкурс закончился ничем — человека, который отражал бы те требования, которые были предъявлены к этой должности, мы так и не нашли. Я должен был понимать, что я с этим директором создам ровно то, что хочу, что у этого директора есть видение, знания и желание.
— В итоге вы взяли директора лучшей московской школы — Михаила Мокринского?
— Формально, когда я второй раз позвал его на работу, он руководил департаментом образования ЦАО. Изначально, когда я выбрал его, он отказался: «Я не могу, у меня есть моя школа». Зато через два года, когда его перевели на должность функционера и он понял, что это не его, он согласился рассмотреть мое предложение.
— Зачем тогда было устраивать конкурс?
— Я познакомился с Михаилом Мокринским во время конкурса — он был в квалификационной комиссии.
— Чего сегодня не хватает среднестатистическому директору российской школы?
— Управленческого опыта. В российской школе вообще нет понятия управления. Люди просто не знают, что такое управление, — ни учителя, ни директора. У них нет целей, измерителей, результатов, тайминга — ничего. Я вообще не понимаю, как они работают [в таких условиях].
— Но вы же сами сказали, что для вас школа — это не бизнес.
— Я только инструментарий беру из бизнеса, а цели школьные — знания, поступление в университет. Школа без целей существовать не может. А теперь зайдите в любую [российскую] школу и посмотрите, есть ли там это. Если найдете, посыплю голову пеплом. Я вам скажу больше: даже в западных школах вы этого не найдете — только в Азии.
— Почему тогда вы делаете ставку на британский опыт?
— Я использую мировой опыт, британский — только с точки зрения организации кампуса.
— У вас учителя из Британии.
— У нас билингвальная школа, IB-программа (международный бакалавриат), второй базовый язык — английский, поэтому без носителей языка не обойтись. Что касается модели, она ближе всего к тем, что в Китае, Гонконге и Сингапуре.
— В чем особенность этой модели?
— В ней все четко описано, больше формализованных процессов, правил и процедур.
— Почему выбор педагогического состава вы полностью доверили директору школы и не участвовали в этом отборе?
— Каждый должен заниматься своим делом. Меня интересует результат, иначе директором должен был быть я. Как-то один учитель математики мне сказал: «Я уйду на пенсию, как только перестану быть интересен ребенку. Я для ребенка должен быть плюс бесконечность». Примерно такие учителя работают в «Летово», если не все, то большинство. Дети сюда пришли за учителями, пошли за ними. Наверное, будут разочарования — пока же нет статистики, поговорим через год.
— Мокринский с вами совсем не советовался при выборе педагогов?
— От меня в этом вопросе нет толку — я не преподаватель, у меня нет профильного образования, я сужу только по результату. Вот планы — вот фактический результат, если совпадает, я вообще никуда не погружаюсь, не совпадает — начинаю задавать вопросы или эскалирую вниз, в зависимости от уровня, на который нужно погрузиться.
— То есть, если все идет по плану, вы даже не станете заморачиваться?
— Тогда вы меня даже здесь не увидите.
— Если результаты окажутся не по плану, виноват будет учитель?
— Мы не ищем виноватого, а смотрим, почему так произошло. У нас три участника процесса: ребенок, учитель и программа, поэтому в этом треугольнике мы будем смотреть, что не так.
На потоке будет учиться 200-300 детей, вы можете разбить их на группы и дать 10 вариаций одной темы в разных вариантах преподавания и посмотреть качество усвоения в зависимости от этого. Существующие программы мы писали несколько лет и обкатывали на московских школах, учили по ним детей, смотрели и сравнивали результаты. Смотрели, что западает: знания, навыки, способности их применять. Если возникнут проблемы, будем смотреть, что не так: мы регулярно оцениваем учителей, программу и ребенка. Кроме того, все наши классы оборудованы видеокамерами.
— Ваша школа остается встроенной в бюрократический процесс: департамент образования, миллионы проверок. Недавно в Екатеринбурге случилась история: учитель посоветовал детям, которые говорили про свободу, смотреть «Первый канал». В «Летово» степень демократии и свободомыслия гораздо выше, чем в любой стандартной школе. Не боитесь ли вы нападок со стороны государства и его вмешательства в образовательный процесс?
— Вы или очень хорошего мнения о государстве или очень плохого. Как вы это представляете, чтобы государство вмешалось в одну школу? Правила едины для всех.
— Кого-то можно проверять больше, кого-то меньше. Школа новая, можно проверять до бесконечности: как ведется преподавание, какие ценности продвигаются.
— Они у нас все записаны и выложены на сайте. Все, что мы декларируем, есть в открытом доступе.
— У вас не возникает опасений, что кому-то может приглянуться школа?
— Пусть приглянется, если кто-то хочет вместо меня платить на ее содержание миллиард [рублей в год].
— Вы бы хотели, чтобы выпускники этой школы оставались в России и работали на российскую науку?
— Кем дети видят себя в России?
— Нужно у них спросить. Школа открыта — идите, спросите.
— Они в принципе видят себя в России или хотят уехать за границу? У вас же билингвальная школа.
— Вероятно, кто-то захочет поступить за границу. По моей оценке, 90% останутся здесь.
— Потому что у них нет возможности там учиться или другая мотивация?
— Это статистика: из страны не уезжает 150 млн населения, то же будет и здесь.
— Вы приучаете детей к лучшему, значит, они захотят и высшее образование получить лучшее.
— У нас университеты уже прыгают наверх. Для меня в какой-то момент само знание перестало быть абсолютной ценностью, если его невозможно применить. Навыки нужнее. Мы уже начали взаимодействие «школа — работодатель». Наши дети будут проходить практику в лучших компаниях российских.
— И в «Русагро» тоже. Для тех, кто захочет заниматься генетикой, у нас уже есть своя лаборатория. У нас достаточно много ребят на биологическом профиле.
— В какие школьные процессы вам приходится сейчас вмешиваться чаще всего?
— Я, например, делаю обход школы в 8 утра — у меня здесь 243 ребенка, я переживаю. Каждый день я вызываю сюда Роспотребнадзор — они берут пробы питания. Я отвечаю за этих детей, и пока я не буду уверен, что я этих детей правильно и вкусно кормлю и что здесь есть полный перечень услуг, которые школа должна предоставить, я не успокоюсь.
— Насколько усилилась ваша ответственность и чувство беспокойства? Одно дело — трое собственных детей, а здесь 243 чужих.
— У меня одинаковый подход, поэтому я и приезжаю в школу каждый день.