Средняя скорость пожарного автомобиля для расчета
Определение времени прибытия первого подразделения
tсб.=1 мин. – время сбора личного состава по тревоге;
tсл.1 – время следования первого подразделения от ПЧ до места вызова, берется из расписания выездов пожарных подразделений, также tсл. можно определить по формуле:
tсл.= , [мин.], (26)
L – длина пути следования подразделения от пожарного депо до места пожара, [км];
Vсл. — средняя скорость движения пожарных автомобилей, [км/ч] (при расчетах можно принимать: на широких улицах с твердым покрытием 45 км/ч, а на сложных участках, при интенсивном движении и грунтовых дорогах 25 км/ч).
Определение пути, пройденного огнём
Путь, пройденный огнём на момент прибытия первого подразделения, определяется по формуле:
Расчет параметров пожара
Проводится в том же порядке, как на момент сообщения о пожаре (п.п. 1.2 – 1.8).
Выезд и следование к месту пожара
Основная задача
Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.
По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.
Следование и выезд к месту пожара
Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили.
Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда на отдельные объекты.
В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.
Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).
Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).
При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.
Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.
При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).
Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.
Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.
Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.
Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
Расчет времени следования
В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:
Величина Vсл колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико- статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:
Определение оптимальных маршрутов следования
На тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.
Карта следования по маршруту
Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.
Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.
Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.
Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.
В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар.
Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда – случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.
Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико- технических действий подразделений в целом.
Кстати, пункт 76, главы 17 из ФЗ-123 гласит, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.
«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»
Пункт 63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время.
Способы снижения времени сосредоточения сил и средств
Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009
ОТВЕЧАЕТ ВНИИПО МЧС РОССИИ. СП 11.13130.2009
СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения. Изменение №1, утв. Приказом МЧС России от 09.12.2010 № 642
Вопрос 1: Проектируем жилой дом. Проектная документация проходит госэкспертизу. Эксперты требуют дать расчет времени прибытия пожарной команды (по ФЗ-123 не более 10 минут). Правомерен ли запрос экспертов и существует ли такая методика?
Ответ: При разработке проектов по строительству новых и реконструкции действующих объектов защиты, в том числе и жилых домов, должны выполняться требования статьи 5 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которой каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. В то же время, в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона №123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, которые должны проводить разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. Данные мероприятия должны предусматриваться в планах и программах развития территории. Несоблюдение нормативов, приведенных в части 1 статьи 76 Федерального закона №123-ФЗ, по времени прибытия оперативных подразделений пожарной охраны на пожар является основанием для соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления предусмотреть увеличение количества пожарных депо и определить места их дислокации при планировании развития территории населенного пункта (муниципального образования). При разработке проектов по строительству новых и реконструкции действующих жилых домов следует определять только максимально допустимое расстояние от объекта защиты до ближайшей пожарной части по своду правил СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» или на основе расчетов по «Методическим рекомендациям по определению мест размещения подразделений пожарной охраны в населенных пунктах в целях доведения времени прибытия подразделения пожарной охраны до нормативных значений» (утверждены главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, генерал-полковником Г.Н. Кирилловым 30.12.2009 г. № 2-4-60-14-18 и направлены в региональные центры МЧС России (письмо Министерства от 15. 01. 2010 г. №43-50-18)), в пределах которого обеспечивается выполнение норматива, установленного частью 1 статьи 76 Федерального закона №123-ФЗ по прибытию первого подразделения к месту вызова, или достижение принятой по СП 11.13130.2009 цели выезда оперативных подразделений пожарной охраны на пожар.
Вопрос 2: Кто вправе выполнять расчеты мест дислокации пожарных депо производственных объектов?
Ответ: В настоящее время требований к лицам, выполняющим расчеты по определению числа и мест дислокации зданий пожарных депо, не предъявляются. В то же время необходимо понимать, что выполнение подобных инженерных расчетов подразумевает наличие у исполнителя соответствующих знаний и опыта.
Вопрос 3: Возможно ли использовать методику описанную в СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны» при определении места дислокации частной пожарной части для охраны промышленного предприятия?
Вопрос 4: Как можно оценить скорость следования подразделения пожарной охраны на место пожара, если она оценивается для наиболее неблагоприятных влияющих на нее факторов (состояние дорог, особенности ландшафта, климатические особенности периода года и др.), то есть из-за пробок в отдельные моменты она может равняться 0?
Ответ: В основе свода правил лежит расчет максимально допустимого расстояния от объекта защиты до места дислокации пожарного депо. При расчете данного расстояния учитываются особенности населенных пунктов. В частности, скоростные режимы движения по транспортным магистралям населенного пункта. Предложено определять скорость следования дежурного караула на место пожара для наиболее неблагоприятных влияющих на нее факторов (состояние дорог, особенности ландшафта, климатические особенности периода года и др.). Учет этих особенностей производится следующим образом. Для транспортной сети населенного пункта строятся статистические распределения (гистограмма) скорости движения пожарных автомобилей. Данные о скорости движения пожарных автомобилей получают либо путем анализа статистической информации по выездам подразделений пожарной охраны на вызовы, либо экспериментальным методом, путем измерения скорости движения автомобилей по транспортной сети населенного пункта. Используя гистограммы, определяют средние значения (µ) и среднеквадратичные отклонения (ó) скорости движения автомобилей по соответствующим расчетным формулам математической статистики. С целью учета неблагоприятных факторов влияющих на скорость следования (состояние дорог, особенности ландшафта, климатические особенности периода года и др.), для каждой транспортной магистрали определять искомое значение скорости пожарного автомобиля по формуле: v= µ – ó. Полученное значение используется в дальнейших расчетах по определению максимально допустимого расстояния от объекта защиты до места дислокации пожарного депо.
Вопрос 5: При определении максимально допустимого расстояния от объекта защиты до здания пожарного депо (l ) были получены отрицательные значения. Почему?
Ответ: Максимально допустимое расстояние от объекта защиты до здания пожарного депо зависит от характеристик объекта защиты, его противопожарной защиты, характеристик транспортной сети и тактико-технических возможностей оперативного подразделения пожарной охраны, выезжающего на пожар. Полученные отрицательные или около нулевые значения данного параметра свидетельствуют о том, что, при заданных исходных данных, достижение поставленной цели выезда оперативного подразделения пожарной охраны невыполнимо. Необходимо изменить исходные данные с одновременным проведением советующего комплекса мероприятий.
Возможно увеличить предел огнестойкости строительных конструкций за счет нанесения огнезащитных покрытий или пропиток. Тем самым увеличив время наступления признаков предельных состояний. Или увеличить численность выезжающих на пожар основных пожарных автомобилей, тем самым увеличив возможный расход огнетушащего средства на тушение пожара.
Вопрос 6: Обязательно ли проводить расчеты для всех объектов защиты находящихся на территории населенного пункта? Можно ли как-то сократить количество расчетов?
Ответ: Для районов с однотипными зданиями (сооружениями) возможно, проводить расчеты только для наиболее удаленного (по транспортной сети дорог) объекта защиты. Таким образом, однотипные здания автоматически попадают в защищаемую пожарным депо зону, так как они находятся на меньшем расстоянии от нее.
Вопрос 7: Как быть, если получено несколько вариантов размещения пожарных депо с наименьшим количеством пожарных депо, для каждого из которых отсутствуют условия запрещения размещения зданий пожарных депо в полученных областях пересечения?
Ответ: В этом случае наилучший вариант может быть определен путем имитационного моделирования функционирования оперативных подразделений пожарной охраны для каждого варианта размещения пожарных депо. Выбирается такой вариант размещения, для которого вероятность невыполнения целей выезда оперативных подразделений оказывается минимальной.
Вопрос 8: Допустимо ли проводить расчет по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта, если отсутствуют данные о некоторых зданиях населенного пункта?
Ответ: В этом случае при проведении расчета для определения максимально допустимого расстояния от объекта пожара до пожарного депо следует использовать характеристики однотипных объектов, данные о которых известны.
Вопрос 9: Где взять данные по организации пожаротушения (нормы времени сообщения, боевого развертывания)?
Ответ: Такие параметры как время обнаружения, время сообщения во многом зависят от типа и параметров здания (сооружения) для которого они определяются. Так, например, на время обнаружения значительно влияет такой параметр противопожарной защиты здания, как наличие установленной в здании системы обнаружения пожара или автоматического пожаротушения. Время сбора личного состава по тревоге и время боевого развертывания определяются согласно нормативов по пожарно-строевой подготовке. При определении времени боевого развертывания учитывают так же наличие (отсутствие) в здании пожарного лифта, сухотрубов и других реализованных в здании противопожарных мер влияющих на время боевого развертывания.
Ответ: На сегодняшний день не существует единого справочника с этими данными для различных веществ и материалов.
Для некоторых веществ и материалов определить значения массовой скорости выгорания, линейной скорости распространения пламени и др. параметров входящих в формулы 1-32 СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны» можно по различным литературным источникам, например:
— Расчет необходимого времени эвакуации людей из помещений при пожаре: Рекомендации. –М.: ВНИИПО МВД СССР, 1982. – 22 с.
— Повзик Я.С. Справочник: М.: ЗАО «Спецтехника», 2000. – 361 с.
В случае, когда необходимые данные отсутствуют, они определяются экспериментальным путем.
Выезд и следование к месту пожара
У пожарных есть две главные задачи: быстрый выезд и следование к месту пожара, эффективная ликвидация зон горения. Для их выполнения надо: принять сигнал о случившемся бедствии, собрать личный состав как можно быстрее, перемешаться на пожарном автомобиле по самому короткому маршруту с максимально возможной скоростью, соблюдая все меры безопасной езды.
Как происходит выезд на пожар
Как только дежурный принял сигнал о пожаре, он включает тревогу, которая становится причиной сбора личного состава в гараже в полном обмундировании. Старший командир получает от дежурного путевку, где указывается адрес пожара, а также карточку пожара, она же является оперативным планом тушения.
Маршрут следования у всех машин должен быть один. Прибыть подразделения на пожар должны одновременно. Иногда маршруты составляются так, что автомобили едут к месту пожара по разным дорогам. На то должно быть распоряжение начальника караула или должны быть заранее продуманы пути подъезда.
Еще в машине командир подразделения изучает карточку тушения пожара, где особое внимание уделяет местам расположения источников водоснабжения. Он обязательно поддерживает связь с руководством.
Выезд пожарной машины на пожар
Внимание! Пожарное подразделение, выехавшее на пожар, должно прибыть в конечную точку в независимости от того, потушен огонь или нет. Единственное, что может повернуть колону, это приказ начальника гарнизона или распоряжение оперативного диспетчера.
И еще один момент. Если по пути следования командир подразделения обнаружил другой пожар, то он обязан выделить часть сил и средств для его ликвидации. О чем он должен сообщить дежурному по гарнизону. И другие позиции, касающиеся следования пожарной колоны:
Требования безопасности при выезде и следовании
Выезд и следование на пожар – мероприятие ответственное. Поэтому существуют строгие требования, касающиеся безопасности во время перемещения колоны. Итак, в первую очередь это касается водителя автомобиля. Что он должен делать:
Из всего вышесказанного можно сделать заключение, кто несет ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля.
Безопасность следования несет водитель автомобиля
Теперь второй вопрос – что разрешается делать личному составу во время движения пожарного автомобиля. Наверное, точнее будет поставить вопрос так – что нельзя делать. Позиций не так много, но они должны выполняться в обязательном порядке:
Как видите, требования безопасности при выезде и следовании к месту вызова пожара несложны. Но они должны выполняться строго.
Расчет времени выезда и следования
Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.
Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:
Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:
Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:
Vсл= Vmax x C1 x C2, где:
В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:
Снижение ущерба от пожара
Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.
Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.
пожарная машина в пробке
Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.
Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:
Информация о пожаре
Необходимо отметить тот факт, что эффективность тушения пожара зависит не только от быстроты прибытия пожарных подразделений по адресу вызова. Еще в машине командир подразделения получает информацию о том, что происходит на пожаре. Именно это чаще всего и становится критерием эффективного тушения очагов возгорания.
Но надо учитывать и то, что обстановка на пожаре меняется быстро. Часто буквально несколько минут могут стать причиной, что полученная информация уже давно устарела. То есть она становится ненужной. Поэтому важно на пожаре организовать разведку до того, как прибудут основные силы и средства.
То есть разведданные должны быть своевременными в первую очередь. То есть информация должна доходить до подразделений быстро с небольшими перерывами. Чем чаще, тем лучше.
Второй критерий правильно проведенной разведки – непрерывность передачи данных. То есть еще до того, как начался выезд и следование на пожар, информация в полном объеме должна поступать на пульт управления. И она не должна прекращаться, пока пожар не ликвидирован.
Получение достоверной информации – залог успеха
Третий критерий – достоверность. Нельзя принимать решения на догадках или предположениях. Поэтому собираемая из разных источников информация анализируется, после чего передается подразделениям, которые следуют к месту пожара.
Четвертый – целеустремленность. Разведчикам нельзя разбрасываться на сборе информации. Их задача – найти те цели, которые помогут сократить время тушения пожара и увеличить эффективность действий подразделений, которые следуют к месту возгорания.
Заключение по теме
Итак, нами было разобрано несколько тем, где одна из основных касается требований охраны труда при выезде и следовании к месту пожара. Это на самом деле важная составляющая быстрого прибытия пожарных расчетов на пожар. Чем сплоченнее действия личного состава, чем больше опыта у водителя автомобиля, тем быстрее подразделение прибудет по адресу вызова.