Срок службы акб автомобиля по госту
Нормативные сроки службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков.
Н ормативы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
П рименение нормативов обеспечит повышение степени использования ресурса аккумуляторных батарей и улучшение контроля за правильностью их эксплуатации
В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы до списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (далее АКБ) автотранспортных средств и автопогрузчиков при типовых условиях эксплуатации. Они должны использоваться владельцами эксплуатируемых автотранспортных средств и автопогрузчиков при организации учёта выработки ресурса АКБ, при оценке их остаточной ёмкости и для решения вопросов определения допустимости списания или необходимости продолжения эксплуатации АКБ.
П ри выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.
Д ля подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учёт наработки и результатов обслуживания АКБ от её ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в (км) пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учёту подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учёту подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.
О безличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч., при выполнении их ТО и ремонта не допускается.
Д ля подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание), выполняют определённый комплекс работ, технология проведения и объём которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ, или места их изготовления.
Автотранспортные средства и автопогрузчики
Срок службы аккумуляторных батарей, лет
Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:
Срок службы акб автомобиля по госту
* При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи
При выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.
Для подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания АКБ от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в км пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.
Обезличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч. при выполнении их ТО и ремонта, не допускается.
Форма карточки (ведения базы данных) учета наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных АКБ представлена в приложении 2.
Для подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание) выполняют определенный комплекс работ, технология проведения и объем которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ или места их изготовления.
Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1.
Решение о списании АКБ принимают по результатам учета ее наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Решение о списании оформляют актом по форме приложения 3.
Сроки службы стартерных АКБ, эксплуатируемых на автотранспортных средствах в более жестких условиях эксплуатации, или в более суровых природно-климатических условиях, либо в особо жестких нагрузочных режимах с повышенной нагрузкой по току разряда, с более глубоким разрядом и (или) с большей повторяемостью цикла заряд-разряд, следует устанавливать путем индивидуального корректирования типовых норм в сторону смягчения.
Для назначения таких смягченных норм, индивидуальных для конкретных автотранспортных средств и автопогрузчиков, предусматривается следующая процедура корректирования.
Владельцы или должностные лица, ответственные за эксплуатацию автотранспортных средств и автопогрузчиков, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств, автопогрузчиков и установленных на них стартерных АКБ, принимают решение о допустимости применения типовых норм или необходимости их индивидуального корректирования. Величины среднего годового пробега автотранспортных средств и автопогрузчиков, при превышении которых рекомендуется корректирование типовых норм пробега стартерных АКБ, указаны в табл.2.
Каков срок службы автомобильного аккумулятора, от чего он зависит, как продлить? Способы узнать дату выпуска
Аккумуляторная батарея, далее аккумулятор или АКБ – прибор для накопления энергии, с последующим ее использованием. Он позволяет завести автомобиль с одного поворота ключа, но время его работы ограничено. Среднее значение работоспособности АКБ около четырех лет и зависит от региона эксплуатации автомобиля, манеры езды, состояния зарядного устройства, крепления его в авто.
Что прописано в ГОСТе?
Согласно ГОСТу, устанавливается и гарантийный срок, но из-за несовершенства контроля процесса малая доля процента изделий, может поступить на рынок с производственными дефектами. За 2 — 6 месяцев работы на автомобиле данная деталь откажет в работе.
Поскольку гарантия на аккумулятор в среднем составляет от 12 до 36 месяцев, отказавшее изделие передается продавцу, вскрывается, выявляется вид дефекта, составляется акт на него.
Какой период годности в зависимости от типа?
Большинство известных производителей аккумуляторных батарей дают гарантию на свои изделия 2-4 года. Обычно такие батареи служат своему владельцу до 7 лет. Но есть и менее именитые бренды, которые в ценовом эквиваленте выглядят более привлекательно, но при этом их изделие будет работоспособно около 3х лет, а гарантия на него будет в пределах 6-12 месяцев.
Кроме производителя, на срок службы АКБ влияет и его тип. Наиболее распространенными видами аккумуляторных батарей являются:
Свинцово-кислотные
Наиболее простыми по устройству и распространенными по использованию являются свинцово-кислотные батареи. Данный тип используется в автомобилестроении многие десятилетия и считается классическим.
Между пластинами свинцово-кислотного АКБ залит жидкий электролит. Несмотря на то что свинцово-кислотные аккумуляторы теряют до половины своей емкости уже в первые полгода постоянной активной работы, их служба составляет от 2 до 5 лет, в зависимости от условий эксплуатации, марки и качества.
AGM-технология
Свинцово-кислотные АКБ последнего поколения, выполненные по прогрессивным современным технологиям, относятся к AGM батареям. Отличие от классического типа в том, что в них используется не жидкий, а абсорбированный электролит, который дает ряд изменений в свойствах аккумулятора.
Например, из-за того, что электролит находится в связанном состоянии, есть возможность эксплуатировать батарею в любом положении даже на боку. В среднем их работоспособность может составлять до 9 лет активного использования.
Гелевые
Созданы по принципу классических свинцово-кислотных аккумуляторов, с той разницей, что между пластинами содержится гель из жидкого электролита со специальным стабилизатором. Они имеют самую высокую стоимость, но при этом могут работать даже с поврежденным корпусом.
Гелевым аккумуляторам необходимо специальное устройство для контроля процесса заряда,но именно гелевая батарея имеет высокий пусковой ток и большой срок эксплуатации, который составляет более 10 лет. Как и AGM-технологии могут использоваться в любом положении.
Сколько средний период работоспособности автомобильного АКБ со дня выпуска?
Закон «О защите прав потребителей» в п.1 ст. 5 постановил, что сроком службы изделия признаётся период времени со дня его производства до момента, после которого оно становится непригодным для последующей эксплуатации.
Срок работоспособности АКБ зависит от следующих факторов:
Поскольку факторов, от которых зависит средний срок службы аккумуляторной батареи, достаточно много, и они довольно обширны, то в каждом конкретном случае время использования будет разным. Общим остается то, что срок службы АКБ не может быть меньше гарантийного срока, установленного производителем.
Эксплуатация до списания
Частный автовладелец сам контролирует состояние своей аккумуляторной батареи, а в случае ее неработоспособности, сам ее утилизирует и заменяет на новую. В бюджетных организациях необходимо четкое нормативное соблюдение сроков службы АКБ, для правильного списания в бюджетном учете.
Для этого используют Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.). В них указаны сроки выносливости аккумуляторов по нормативам, конкретно для каждого вида транспортного средства, его пробегу, типу перевозок. Срок службы можно скорректировать и списать АКБ позже нормативного срока.
Как узнать дату выпуска и где посмотреть цифры изготовления?
Производители всегда указывают дату выпуска аккумулятора на упаковке, но маркировка у каждого производителя разная, поэтому необходимо уточнять ее расшифровку у продавца, так как определить дату изготовления самостоятельно будет проблематично.
Помимо консультации продавца, расшифровать дату может помочь посещение официального сайта компании производителя.
Как рассчитать?
На исправном автомобиле время пользования аккумулятором определяется пробегом авто и временем эксплуатации самой батареи. Пробег автомобиля более 100000 км и использование аккумулятора больше 3х лет, является прямым показанием для замены АКБ. Но это общие рекомендации, при качественном уходе аккумулятор может прослужить намного больше, поэтому так важно произвести расчет времени его работы.
Для определения необходимы исходные данные:
Расчет времени работы производится по формуле:
Подбор правильной батареи дает уверенность, что разряд аккумулятора не будет больше 80%. Необходимая частота разрядов: 10 лет х 365 дней / 500 циклов = 7,3 дня.
Время работы аккумулятора определяется в годах, а срок службы – в рабочих циклах. Цикл – это время от полного заряда до разряда батареи. Выносливость АКБ в циклах рассчитывается для типичных условий работы (температура 20°С, разряд током одной величины).
В данном примере получаем, что в стандартных условиях работы, один цикл будет занимать около 7 дней (округляем значение 7,3). Получаем срок службы АКБ 10 лет, при условии того, что циклический ресурс не исчерпается раньше.
Что влияет на время пользования?
Но даже расчеты по формуле не могут дать гарантии того, что именно столько прослужит батарея. На жизнедеятельность батареи влияют:
Продление работоспособности батареи
Для продления времени работоспособности АКБ необходимо придерживаться нескольких правил:
Автомобильные аккумуляторы, как и фильтра с патрубками и маслом, относится к расходным материалам, с более долгим хранением и эксплуатацией со дня выпуска. При своевременном контроле показателей работоспособности и должном уходе, АКБ может прослужить дольше срока, указанного производителем. При замене аккумулятора, следует ориентироваться на его тип, марку и качество производства, на то, чтобы он подходил конкретно к марке автомобиля.
Полностью вышедшие из строя АКБ можно сдать в магазин, в котором приобретается новый аккумулятор.
Срок службы аккумуляторов автомобильных
Незаменимый в автомобиле, пусковой аккумулятор имеет определенный срок службы. Принцип действия прибора основан на выделении энергии при электрохимической реакции. Система динамичная, процесс зависит от многих факторов. Длительность надежной работы АКБ можно продлить и сократить ее, неправильным обслуживанием. Как выбрать автомобильный аккумулятор и увеличить срок его жизни?
Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания
Роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров трудно переоценить. Но каждая единица транспорта оборудована батареями различной мощности. Срок службы аккумулятора на разных авто отличается. Техника в автопарках работает интенсивно, но находится под наблюдением специалистов. Поэтому время службы АКБ для профессионально работающих автомобилей устанавливается в зависимости от пробега или наработанных моточасов.
На основании стандартов, срок службы свинцовых кислотных аккумуляторов регламентирует норматив РД-3112199-1089-02.
Частные транспортные компании устанавливают предельный срок службы аккумуляторов на машинах, руководствуясь своими правилами. На личных авто стараются использовать все возможности, чтобы продлить время работы батареи.
Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу
Каждый норматив, в том числе и ГОСТ 959-2002 на батареи аккумуляторные свинцовые разработан с учетом используемых ингредиентов и особенностей эксплуатации. В разделе «Требования по надежности» предписывается: срок годности АКБ, не залитой электролитом, 3 года, с электролитом – 12 месяцев.
Средний срок службы автомобильного аккумулятора определяется при снижении емкости от первоначальной ниже 40%. Другим основанием окончания срока эксплуатации аккумулятора считается:
Аккумуляторы в импортном исполнении должны маркироваться с добавлением буквы «Т»
Срок годности автомобильного аккумулятора
На практике рабочий цикл батареи можно разделить на 3 вида – гарантийный, реальный и регламентируемый. В течение гарантии производитель устраняет только доказанный заводской брак. Реальный срок службы при правильной эксплуатации АКБ автомобиля может быть значительно длиннее регламентируемого.
Гарантийный срок работы нового автомобильного аккумулятора составляет от 6 месяцев до 4 лет, в зависимости от производителя. Замечена закономерность, чем длиннее гарантия производителя, тем больше лет срок службы аккумулятора. Самый малый гарантийный период дают производители обслуживаемых АКБ. Но все заводские дефекты обнаруживаются в 6-ти месячный срок эксплуатации аккумулятора.
Реальный срок работы аккумулятора автомобиля зависит не только от пробега и наработанных моточасов.
При неправильной эксплуатации, когда АКБ работает длительное время на заряде около 60%, или перезаряде, из-за неисправного регулятора напряжения автомобиля, происходит сульфатация, отслоение активной массы от свинцовой решетки, окисление свинца. Все это сокращает ресурс и средний срок службы аккумулятора.
Если автомобиль эксплуатируется интенсивно в режиме «такси», с короткими пробегами и длительными простоями, аккумулятор имеет низкий заряд, быстрее изнашивается. Чтобы авто проходило регламентируемый срок, необходим внимательный уход за батареей.
Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным
Срок работы аккумулятора, указанный производителем, рассчитан при условии нормальной эксплуатации автомобиля. Обычно средний АКБ работает 3-4 года работы. Рейтинговые модели могут сохранять емкость по 6-7 лет, но стоимость их гораздо выше.
Следует обратить внимание, нельзя покупать аккумулятор автомобиля впрок, без регулярной эксплуатации его емкость уменьшается, происходит саморазряд.
Считается, что созданы нормальные условия для работы АКБ, если автомобиль грамотно эксплуатируется:
При хорошем обслуживании, критичной может быть выбранная манера езды. При коротком пробеге аккумулятор не заряжается. Если дополнительно в период простоя включена музыка, подзарядка телефона, батарея получит глубокий разряд, который повлияет на срок службы. Какой аккумулятор перенесет без последствий работу в режиме постоянного дефицита? Нет таких.
При нормальном обслуживании первые 2 года аккумулятор считают новым. С 3 года зимой нужно усилить контроль уровня заряда перед длительным простоем. Если не соблюдать технические требования, срок работы автомобильного аккумулятора можно сократить до года – полутора.
Продление срока службы аккумулятора
На форумах автомобилистов встречаются посты, где владельцы отмечают, что их аккумуляторы работают по 8-10 лет. Чтобы продлить службу аппарата, необходим грамотный подход к содержанию АКБ и авто. Основное правило опытных автолюбителей – систематический контроль напряжения на выводах аккумулятора. Шесть банок в последовательном соединении дают заряд 12,6 В. Если напряжение меньше 12,5 В, батарею нужно подзарядить. При этом замерить и отрегулировать уровень и плотность электролита. Заряжать слабым током 1-2 А в течение 12-14 часов.
Правила, которые помогут продлить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля:
Эти правила помогут продлить срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Рачительный автолюбитель не будет рисковать. Зимой, в самые лютые морозы, он занесет батарею в тепло, обеспечив беспроблемный запуск мотора автомобиля утром. Это тоже ответ, как продлить срок службы аккумулятора.
Срок службы гелевого автомобильного аккумулятора
Использование гелевого пускового аккумулятора уже не редкость. Отличные эксплуатационные характеристики аппарата связаны с агрегатной формой электролита. Гелевая субстанция исключает протекание, плотно облегает пластины, увеличивая выработку энергии. АКБ обладает большим циклом заряда-разряда и сроком службы 10-12 лет. Какой срок саморазряда батареи? Примерно 20% в год. Даже при глубокой разрядке АКБ сохраняет конструкции, не происходит осыпания пластин.
Однако срок годности гелевого аккумулятора будет коротким при следующих обстоятельствах:
Каждая зарядка аккумулятора должна быть полной, иначе происходит потеря емкости. Перечисленные недостатки и стоимость тормозят распространение гелевых автомобильных аккумуляторов.
Видео
Предлагаем познакомиться с видео уроком на тему, на сколько можно продлить срок службы аккумулятора.
Срок службы акб автомобиля по госту
ГОСТ Р 53165-2008
(МЭК 60095-1:2006)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ СТАРТЕРНЫЕ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ
Общие технические условия
Lead-acid storage starter batteries for motor-tractors. General specifications
Дата введения 2009-07-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт стартерных аккумуляторов» (ОАО «НИИСТА») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 44 «Аккумуляторы и батареи» Подкомитетом 1 «Свинцово-кислотные аккумуляторы и батареи»
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении Г
1 Область применения
Требования настоящего стандарта не могут быть применены к батареям для других целей, например, для пуска двигателей внутреннего сгорания автодрезин.
Настоящий стандарт устанавливает:
— основные функциональные характеристики, необходимые методы испытаний в зависимости от исполнения батарей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р МЭК 95-2-93 Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 2. Размеры батарей. Размеры и маркировка выводов
ГОСТ Р МЭК 95-4-93 Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 4. Размеры батарей для тяжелых грузовиков
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 12.2.007.12-88 Система стандартов безопасности труда. Источники тока химические. Требования безопасности
ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний
ГОСТ 667-73 Кислота серная аккумуляторная. Технические условия
ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия
ГОСТ 9078-84 Поддоны плоские. Общие технические условия
ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15846-2002 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 16511-86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Технические условия
ГОСТ 18477-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 19360-74 Мешки-вкладыши пленочные. Общие технические условия
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 24297— 87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры
ГОСТ 24634-81 Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия
ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 ток холодной прокрутки: Ток разряда , А, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях.
3.2 ток разряда номинальный: Ток , А, который батарея способна отдать во внешнюю цепь в течение 20 ч до падения напряжения на выводах 10,50 В.
3.3 емкость батареи: Количество электричества, А·ч, которое полностью заряженная батарея может отдать в заданных условиях. Емкость батареи может быть указана изготовителем как:
номинальная 20-часовая емкость : Расчетное количество электричества, А·ч, которое может отдать полностью заряженная батарея в течение 20 часов разряда номинальным током в заданных условиях, или
фактическая 20-часовая емкость : Получившаяся при разряде емкость, используемая для сравнения с номинальной;
номинальная резервная емкость : Расчетное время разряда, мин, в течение которого батарея может иметь разрядный ток 25 А до конечного напряжения 10,50 В;
фактическая резервная емкость : Получившееся время разряда для сравнения с номинальным.
3.4 прием заряда: Способность батареи принимать заряд в заданных условиях.
3.5 сохранность заряда: Способность залитой электролитом и заряженной батареи сохранять заряд при разомкнутой цепи в заданных условиях.
3.6 испытание на наработку:
коррозионное испытание на наработку: Способность батареи выдерживать повторяющиеся периоды перезаряда / хранения;
испытание на наработку циклированием: Способность батареи выдерживать циклы разряда/заряда и длительные периоды простоя при разомкнутой цепи.
3.7 расход воды: Скорость разложения воды при перезаряде батареи, определяющая безуходность.
3.8 сухозаряженная батарея (или батарея с сохраняющимся зарядом): Аккумуляторная батарея, хранящаяся без электролита, электроды которой находятся в сухом заряженном состоянии.
3.9 сопротивление вибрации: Способность батареи сохранять работоспособность при периодических или нерегулярных воздействиях сил ускорения.
3.10 невыливаемость: Способность батареи к сохранению электролита при заданных физических условиях.
4 Классификация и обозначения стартерных батарей, плотность электролита и напряжение при разомкнутой цепи
4.1 Классификация батарей по условиям применения
В зависимости от применения установлены следующие классы батарей:
4.2 Описание видов батарей
Батареи различают по их виду следующим образом:
4.3 Плотность электролита и напряжение при разомкнутой цепи
Плотность электролита в полностью заряженных открытых батареях с вентиляционными отверстиями должна быть в диапазоне от 1,27 до 1,30 кг/дм при температуре 25 °С.
Изготовитель должен точно указывать плотность электролита, напряжение разомкнутой цепи с допуском. При отсутствии такой информации испытания открытых батарей должны проводиться при плотности электролита (1,28±0,01) г/см при температуре 25 °С или при напряжении разомкнутой цепи (12,76±0,06) В при температуре 25 °С, а испытания батарей с регулирующим клапаном должны проводиться при напряжении не менее 12,80 В.
4.4 Основные параметры и размеры. Условные обозначения
4.4.2 Условное обозначение типов батарей и их исполнений устанавливают по следующей схеме: