Срок службы тормозной жидкости в автомобиле
Когда нужно менять тормозную жидкость в машине? Периодичность и инструкция по замене
Необходимо, чтобы параметры тормозной автомобильной жидкости соответствовали ряду жестких требований, обусловленных соответствующими стандартами.
Стоит заметить, что стандарт фиксирует такие параметры, как: вязкость, температуру кипения и стабильность сохранения температуры в рабочих режимах, коррозионную устойчивость и химическую неактивность в отношении материалов системы. Так нужно ли менять тормозную жидкость в машине и как часто это должно происходить? Давайте разбираться вместе!
Структура тормозных жидкостей
98% в ее структуре находятся гликоли, именно они составляют несущую базу в которую вводятся дополнительные составляющие:
1. Компоненты, выполняющие роль смазки, снижающей силу трения в тормозных механизмах.
2. Эфиры, регулирующие вязкость жидкости и ее температуру кипения.
3. Модифицирующие добавки, предохраняющие уплотнители из резины.
4. Ингибирующие присадки, препятствующие окислению.
Рискованная ошибка
Многие люди полагают, будто из-за герметичности тормозной системы остаются неизменными качественные свойства жидкости, которая в ней циркулирует. Однако это мнение не верно, ибо компенсаторные отверстия системы позволяют проникать в нее насыщенному влагой наружному воздуху, которая за счет гигроскопичности тормозной жидкости в нее вбирается.
Впрочем, вовсе избавиться от гигроскопичности нельзя ввиду потребности в связывании в системе воды, которая является источником активации очагов коррозии, либо причиной замерзания системы при низких температурах окружающей среды. Вместе с тем массовый объем воды, достигающий 3% объема тормозной жидкости, приводит к существенному понижению ее температуры кипения, повышению вязкости при сниженных температурах.
В результате, увеличение содержания воды может проявиться в неожиданном для водителя отказе системы тормозов с последующим восстановлением ее функционирования. Подобный симптом может свидетельствовать о том, что из-за повышенного содержания влаги и ввиду перегрева, образуются паровые пробки, а после охлаждения работа системы нормализуется. Подобное явление носит название «невидимой» поломки тормозов, ее свидетельство – кратковременный отказ, после которого тормоза словно оживают.
Замена тормозной жидкости в машине
Эксплуатационная карта каждого автомобиля содержит информацию о периодичности, с которой производитель рекомендует производить замену тормозухи, чаще всего она находится в пределах от одного года до трех лет. Однако в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля срок замены может исчисляться не временем, а километражем пробега.
Срок службы
Обычно срок службы качественной тормозухи может достигать 100000 км. Согласно рекомендациям опытных специалистов, обслуживающих транспортные средства, среднестатистический водитель должен менять в автомобиле тормозную жидкость каждые два года, либо после 60000 км пробега.
Важный аспект, который должен быть важным мотивирующим фактором своевременной замены – насыщение тормозной жидкости впитываемой влагой, которая способствует быстрейшему выходу из строя не только рабочих цилиндров, но и поршней суппорта.
Опять-таки, из-за перенасыщения влагой изменяется теплоотдающая способность жидкости, в результате – перегрев механизмов тормозной системы и выход ее из строя. Следствие – невозможность полноценного управления автомобилем и повышение степени его аварийности.
Полная замена, а не долив
Среди блуждающих между «экономными» водителями мифов имеется еще один, будто возможен долив, а не ее полная замена. Однако именно замена является эффективной борьбой с обводнением жидкости, связанной с ее гигроскопичностью.
Отработавшая свое жидкость, при перемешивании с доливаемой новой, вовсе не способствует восстановлению ее свойств до нормальных. Мало того, именно смешивание может оказаться причиной возникновения коррозии в системе с последующим разрушением ее отдельных элементов.
Как выбирать, на чем остановиться?
Надо заметить, что выбор достаточно прост, и осуществляться он должен на основании доверия к брендам. Не так уж дорога по цене ДОТ-4, но дорога безопасность, чтобы тут пытаться экономить. А вот можно ли смешивать разные жидкости, вопрос, который имеет не вполне однозначный ответ.
Некоторые из специалистов полагают, что при идентичной базовой составляющей смешивание вполне допустимо, однако делают акцент на использование продуктов одной компании. Впрочем, всегда следует помнить об обозначениях:
1. Silicone base – силиконовая основа.
2. LHM – минеральная база.
3. Hidraulic – основа полигликоли.
В качестве причины замены тормозухи фиксируется не только ее обводнение, но еще и ремонт в целом или в части тормозной системы, связанный с заменой ее компонентов, а также долговременное простаивание автомобиля без движения. Вполне разумным будет замена тормозной жидкости в автомобиле, который приобретен не через дилерский салон, а на вторичном рынке.
Необходимость замены может выполняться также и с использованием соответствующих средств контроля состояния жидкости, которые на основании точки кипения и процентного содержания влаги выдают рекомендации. Блок контроля монтируется в расширительном бачке гидравлической системы с подключением к электрической системе транспортного средства.
Снимаемые показания сопоставляются с минимальными допусками действующих стандартов, итогом чего и является решение о замене жидкости в тормозной системе автомобиля.
Как часто нужно менять тормозную жидкость?
Сразу дам ссыль на мой «гид по расходникам», что и когда менять — www.drive2.ru/b/1935422/
Итак, исправная тормозная система – залог безопасного движения, именно поэтому так важно следить за тормозами и вовремя менять ТЖ. Те водители, которые не пренебрегают своей и чужой жизнью, не редко интересуются, как часто менять тормозную жидкость, чтобы соблюдать одну из самых важных периодичностей замены расходников.
Забегая наперед и не заставляя читать всю статью, отвечу сразу – менять тормозную жидкость нужно не реже одного раза после двух лет эксплуатации, а если это спорткар, то у два-три раза чаще.
Зачем менять тормозную жидкость?
Цифры периодичности замены «тормозухи» производители не придумывают, а регламентируют полагаясь на состав жидкости и её свойства.
Для справки: температура кипения тормозной жидкости составляет около 200 – 260 °С, но гигроскопичность (поглощение влаги) со временем понижают этот порог, в то время как жидкость при движении по городу может нагреваться до 150 — 180°С. И когда достигается эта точка кипения, образовываются воздушные пузыри, что приводит к выбросу тормозной жидкости в резервный бачок, а как результат – низкий уровень не позволит создать требуемого давления при резком торможении, провал педали тормоза неизбежен!
Когда содержание влаги в тормозной жидкости превышает более 3% температура кипения — понижается от 30 до 50°С.
Не менее значимым предлогом к замене жидкости являются химические свойства различных присадок, которые со временем, начинают разлагаться, способствуя утрате своих свойств.
Когда менять тормозную жидкость?
Зачастую регламент замены предлагаемый производителем составляет около 30 – 60 тыс. км. пробега, что составляет где-то раз в два года, при чем наличие такой дополнительной системы как АБС ни в коей мере не влияет на периодичность. А если вопрос касается спортивных авто типа Lamborghini или Ferrari, то замену тормозной жидкости нужно производить уже после 15 тыс. км. т.к. скоростные режимы на таких авто значительно выше. Но такие данные только ориентировочные, потому как если изменился цвет жидкости (появилось замутнение или осадок), то иногда приходится менять тормозную жидкость и раньше, чем оговаривалось.
Эксплуатация автомобиля с помутнением жидкости или осадком в ней, может привести к неисправностям в тормозной системе.
Поэтому кроме показателей пробега хорошим индикатором потребности менять тормозную жидкость является её цвет. Хотя визуальный контроль не единственный способ следить за состоянием. Например, на СТО для проверки жидкости используют специальные тестеры, определяющие процентное соотношение влаги и на табло выводят данные о потребности замены.
Тормозную жидкость на гликолевой основе в идеальном соотношении рекомендуется менять каждые 40 000 км. А если у вас залита силиконовая ТЖ, то тут могут быть совершенно другие данные по частотности замены, которые могут доходить до 5 лет.
Дополнительным приводом к внеплановой смене «тормозухи» может стать разгерметизация тормозной системы, поскольку кроме того что может вытечь часть жидкости, так еще и та что осталась достаточно быстро насыщается кислородом и понижается порог кипения ТЖ.
Водитель всегда должен помнить об ответственности вопроса как часто менять тормозную жидкость, ведь у тормозов нет права на отказ.
Отличительные особенности тормозных жидкостей класса DOT.
Основные отличия тормозных жидкостей — температура кипения и абсорбция влаги. Чем выше температура кипения, тем лучше тормозная жидкость, но при этом будет она будет дороже.
Тормозная жидкость класса DOT 3 – для этого класса жидкостей основа — соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость ее изготовления, но при этом DOT-3 более гигроскопична, то есть быстрее накапливает влагу. И это приводит к снижению температуры кипения у тормозных жидкостей данного класса.
Тормозная жидкость класса DOT 4 – жидкость с улучшенными характеристиками, рассчитанные на работу в автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами. Ее основа — соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, которая входит в состав DOT-4 полностью нейтрализует конденсат воды. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, и способствует поддержанию заданного уровня температуры кипения, а также увеличивает срок службы жидкостей класса DOT-4.
Тормозная жидкость класса DOT-4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.
Тормозная жидкость класса DOT 5 — изготавливается но основе силикона и негигроскопична, то есть не поглощает попавшую в тормозную систему влагу не смешивается с ней, и это может привести к накоплению воды в нижних точках тормозной системы и в замерзании этой попавшей в систему воды при низких температурах.
Тормозная жидкость класса DOT 5.1 – жидкость этого класса имеет состав похожий на жидкость DOT-4 но, за счет использования присадок имеет большую температуру кипения. Это позволяет применять DOT 5.1 в тормозных системах автомобилей, развивающих большую скорость.
Смешивание тормозных жидкостей: если в тормозную систему залита жидкость класса DOT 5 (не путать с DOT-5.1!) — нельзя доливать жидкость DOT 3 или DOT 4. Это приведет к выходу из строя тормозной системы.
Тормозные жидкости класса ДОТ-4 разрешается смешивать с ДОТ-3 и смешивать
одинаковые жидкости между собой.
Температура кипения новой тормозной жидкости, °C
DOT 3 — 205
DOT 4 — 230
DOT 5.1 — 260
Температура кипения «старой» жидкости, °C
DOT 3 — 140
DOT 4 — 155
DOT 5.1 — 180
Как часто нужно менять тормозную жидкость
С какой частотой нужно менять тормозную жидкость и как это делать.
Тормозная жидкость относится к наиболее важным рабочим жидкостям, применяемым в автомобиле. Эффективность и надёжность работы тормозов напрямую зависит от её качества.
В сервисной книжке любого автомобиля есть запись, регламентирующая период замены тормозной жидкости. Обычно это раз в два года. Эту цифру производители берут не с потолка – это результат многолетних испытаний, экспериментов и расчётов.
Между тем, многие водители не обращают внимания на такие рекомендации. Кто-то пытается на этом сэкономить, памятуя старые «жигулёвско-москвичёвские» времена, когда жидкость была в дефиците и о таком расточительном ее расходе никто и не помышлял, а кто-то и вообще махнул на неё рукой – не подтекает, тормозит и ладно. А может быть, и не нужно эту жидкость менять? Может, это просто уловка сервисменов, чтобы получать с автовладельцев дополнительные деньги? Или все-таки существуют какие-то подводные камни, и пренебрежительное отношение к тормозной жидкости может привести к беде?
Зачем её менять?
Тормозная жидкость работает в очень тяжёлых условиях. В городском цикле она нагревается до +150°С, а при езде по горной дороге, поездках с прицепом, а также при спортивной езде она может нагреться до +180°С.
Разумеется, современные тормозные жидкости выдерживают такого рода нагрузки: их температуры кипения составляют от +200…+260°С в зависимости от марки. Но тормозная жидкость гигроскопична, то есть поглощает влагу. Соответственно, с увеличением доли влаги в тормозной жидкости температура кипения понижается. Если за год тормозная жидкость впитает в себя 2-3% воды, температура ее кипения снизится на 30-50°С, то есть закипание наступит уже при 145-160°С.
При закипании в тормозной жидкости образуются пузырьки воздуха, и при нажатии на педаль тормоза часть жидкости переливается в резервный бачок, а оставшаяся не может создать достаточного давления, в результате тормозная педаль «проваливается».
Кроме того, любая тормозная жидкость состоит из различных присадок, которые со временем начинают разлагаться, и жидкость начинает терять и другие свои свойства. Например, использование старой жидкости может привести к разбуханию тормозных манжет и последующей их течи.
Как часто?
Заводы-изготовители рекомендуют менять тормозную жидкость каждые 30-40 тысяч километров пробега, или раз в два года. Наличие электронных систем типа АБС на периодичность замены не влияет. На спортивных автомобилях марок «Мазератти», «Ламборджини», «Ферарри» регламент замены тормозной жидкости ещё строже. Заводы-изготовители данных марок рекомендуют менять жидкость несколько чаще, чем у обычных дорожных машин, после 10-15 тысяч километров пробега.
Тормозную жидкость можно доливать и даже смешивать, но при этом нужно соблюдать осторожность
Тормозную жидкость можно доливать и даже смешивать, но при этом нужно соблюдать осторожность. Специалисты техцентров рекомендуют доливать только ту жидкость, которая изначально залита в автомобиль. Дело в том, что у разных фирм-изготовителей тормозной жидкости пакеты присадок отличаются по своим химическим свойствам и могут быть несовместимы. При их неграмотном смешивании может образоваться осадок, который скопится не только в тормозном бачке, но и во всей системе.
При покупке подержанного автомобиля тормозную жидкость лучше сразу заменить. Возможно, предыдущий водитель о замене жидкости не сильно беспокоился, а ездил на так называемом «доливе», когда в тормозном бачке чистая, после долива, жидкость, а в остальной системе нет. Кроме того, впоследствии не будет нужно ломать голову, какую жидкость при необходимости долить.
Цвет тормозной жидкости может служить хорошим индикатором её состояния.
Бывают случаи, когда необходимо заменить тормозную жидкость раньше заявленного периода, например, если она начинает менять свой цвет. Обычно, на большинстве современных автомобилей тормозная жидкость имеет светло-жёлтый цвет, хотя на некоторых моделях автомобилей используется специальное минеральное масло красного цвета. Цвет жидкости может служить хорошим индикатором её состояния. Если жидкость такого же цвета, как новая, то с ней всё в порядке и волноваться не о чем. Но если она начала мутнеть или в ней появился осадок, это сигнал, что с ней не всё в порядке и пора отправляться на автосервис. Скорее всего, произошла разбалансировка пакета присадок. Дальнейшая эксплуатация автомобиля на такой жидкости приведёт к выходу из строя зеркала поршней тормозных цилиндров и разбуханию манжет.
Кроме визуального контроля для проверки состояния тормозной жидкости есть специальные тестеры, выпускаемые различными фирмами. Они представляют собой небольших размеров коробочку со специальным зондом, который нужно погрузить в тормозную жидкость. Зонд, нагреваясь, определяет температуру жидкости, информация выводится на специальный дисплей в виде надписей «срочно заменить», «желательно заменить» или «все в порядке». Процесс диагностики длится меньше минуты. Погрешность измерения — 3%, что является неплохой точностью для бытового компактного измерительного прибора. Продаются такие тестеры в магазинах автозапчастей и стоят недорого.
Что делать, если в системе воздух
Если в тормозной системе появляется воздух, её необходимо прокачать, то есть через специальные штуцера, находящиеся в тормозных цилиндрах, удалить воздух из жидкости. На автомобилях, не имеющих АБС, эту процедуру, как и замену жидкости, можно сделать своими руками, имея только одного помощника. Автомобиль для этого должен стоять на ровной площадке или на смотровой яме (в идеале – висеть на подъёмнике со снятыми колёсами). Помощник, сидя за рулём и нажимая на педаль тормоза, создаёт в системе давление, а второй человек по очереди поконтурно открывает штуцера и спускает жидкость с воздухом, дожидаясь момента, когда пойдёт чистая жидкость. Начинают эту процедуру с самого дальнего колеса от главного тормозного цилиндра.
Забывая про периодичность замены тормозной жидкости, беспечный автовладелец, сам того не зная, своими руками создаёт себе проблемы, и в любой момент автомобиль может остаться без тормозов. Назначение тормозной жидкости – передача усилия от педали к колёсным тормозным цилиндрам. Данная задача очень ответственна, так как у тормозов ни при каких обстоятельствах нет права на отказ. Поэтому за тормозной жидкостью нужен постоянный контроль. И если некачественное масло может привести к уменьшению ресурса или выходу из строя двигателя или коробки передач, то низкое качество тормозной жидкости грозит аварией.
Срок годности тормозной жидкости
Тормозная жидкость в автомобиле – это расходный материал с ограниченным сроком годности и службы. Для нее свойственно впитывать влагу из воздуха. Срок замены тормозной жидкости в среднем составляет 2 года, но может быть короче или длиннее в зависимости от её класса и условий эксплуатации.
Эта статья поможет разобраться, сколько служит тормозная жидкость, каков срок её годности в автомобиле, в открытой и закрытой таре, и при разных условиях хранения.
Зачем нужно контролировать срок годности тормозной жидкости
Ограниченный срок хранения тормозной жидкости обусловлен ее химическим составом. Основой большинства ТЖ (кроме DOT 5) являются гликоли – двухатомные спирты, имеющие высокую температуру кипения, но обладающие высокой гигроскопичностью – способностью впитывать водяные пары из воздуха. При повышении концентрации воды на 1% температура кипения снижается примерно на 20 °C (зависимость нелинейная). Если «сухая» тормозная жидкость DOT 4 закипает при 260 °C, то при повышении концентрации влаги до 3,5% – всего при +155 °C. Как следствие, при нагреве под давлением в тормозных механизмах ТЖ образуются паровые пробки. Газ, в отличие от жидкости, поддается сжатию, поэтому тормозные усилия резко падают.
Из-за того, что расширительный бачок тормозной системы не обладает абсолютной герметичностью, он может пропускать молекулы воды, которые и связываются с ТЖ. Именно поэтому срок эксплуатации тормозной жидкости составляет около 2 лет – за этот период она успевает впитать около 3% воды. Скорость гигроскопичности будет зависеть от класса, и чаще всего используется ДОТ 4.
Чтобы предотвратить преждевременное накопление влаги, производители тормозной жидкости герметично закупоривают ее, используя для этого дополнительную пломбу под пробкой. После вскрытия тары эта пломба разрушается, а срок годности тормозной жидкости сокращается. Если тара закрыта неплотно и хранится в сыром помещении или на улице – процесс насыщения влагой ускоряется, и она может прийти в негодность в течение нескольких недель.
Гигроскопичность и срок годности тормозной жидкости напрямую зависят от ее состава и класса. Ниже в таблице указано, как свойство гигроскопичности зависит от состава.
Вид ТЖ | Из чего состоит | Как сильно впитывает влагу |
---|---|---|
DOT 3 | Полиэтиленгликоль (PEG) или полиалкиленгликоль (PAG) – высокомолекулярные спирты, используемые в качестве основы. Присадки, предотвращающие коррозию и кавитацию (образование пузырей) | Очень быстро накапливает влагу, после 1 года эксплуатации ее содержание часто превышает 3%. |
DOT 4 | PEG, PAG и другие гликоли – в качестве основы. Эфиры борной кислоты – соединения, нейтрализующие влагу. Антикоррозионные и антикавитационные, вязкостные присадки | Борсодержащие эфиры снижают гигроскопичность, связывая попавшую в жидкость воду, но не способны полностью замедлить этот процесс, поэтому за 2 года жидкость может накопить 2–3% влаги. |
DOT 5.1 | Обладает гигроскопичностью, сравнимой с DOT 3, но присадки в комплексе позволяют повысить температуру кипения. | |
DOT 5 | Силиконы – кремнийорганические соединения, используемые в качестве основы. Антикоррозионные, антикавитационные, вязкостные и прочие присадки | Почти не склонна к накоплению влаги из-за гидрофобных свойств силиконов. |
Даже упакованная на заводе ТЖ имеет ограниченный срок хранения из-за невозможности обеспечить полную герметичность и стабильность состава в таре. Дата изготовления и срок годности тормозной жидкости указаны на её упаковке. Подробнее о том, сколько хранится ТЖ, в зависимости от условий и производителя, расскажем ниже.
Сколько хранится тормозная жидкость
Срок годности указан на этикетке, а дата на корпусе означает месяц и год изготовления, нажмите для увеличения
Срок хранения тормозной жидкости в закрытой таре обозначают с помощью различных видов маркировки:
Срок хранения тормозной жидкости после распечатки и вскрытия емкости в первую очередь зависит от качества тары, герметичности крышки и условий хранения.
Ресурс залитой жидкости в гидропривод сцепления или тормозную систему транспортного средства – больше зависит от условий ее эксплуатации.
Срок годности тормозной жидкости в закрытом виде и в системе автомобиля смотрите в таблице.
Производитель | Сколько годности | Средний срок эксплуатации |
---|---|---|
TRW | 3 года | DOT 3 – 1 год. DOT 4 и 5.1 – 2 года. |
Castrol | DOT 4 – 2 года. Castrol React SRF Racing – 1,5 года. | |
Ferodo | 2 года. | |
Motul | 2 года | |
Рос ДОТ | 5 лет | |
Bosch | В пластиковой таре 30 месяцев В жестяной таре 60 месяцев | ENV4 – 2 года. ENV6 – 3 года. |
ATE | 5 лет (в металлической таре) | DOT 3 и DOT 4 ATE SL – 1 год. DOT 4 SL6 – 2 года. DOT 4 TYP 200 и Super Blue Racing – 3 года. |
Brembo | 2 года в пластиковой таре5 лет в жестяной таре | 2–3 года. |
Указание даты выпуска и срока хранения на упаковке Дот4 Castrol, нажмите для увеличения
В условиях, близких к идеальным, ТЖ может сохранять свойства дольше, а при наличии проблем в системе, таких как негерметичность расширительного бачка, главного или тормозного цилиндра либо соединений, а также при эксплуатации во влажном тропическом климате, менять тормозную жидкость стоит чаще.
Если срок годности тормозной жидкости в упаковке, указанный на этикетке, истек, использовать ее нельзя! Даже в герметичной таре могут произойти разрушение присадок, расслоение ТЖ на компоненты и другие негативные процессы, которые ухудшают рабочие свойства продукта.
Так как срок годности тормозной жидкости после вскрытия существенно сокращается, важно хранить ее в герметично закупоренной таре. Если ТЖ поменяла цвет, стала мутной, либо хранилась в неплотно закрытой емкости, использовать ее для доливки нельзя.
Как проверить годность тормозной жидкости
Существует несколько способов проверить годность тормозной жидкости, однако все они имеют не очень высокую точность.
Способы проверки тормозной жидкости:
Сравнение по цвету новой тормозной жидкости слева и отработанной справа
Проверка мультиметром тормозной жидкости по сопротивлению
Тестер тормозной жидкости
Как правильно хранить ТЖ
Пригодна ли тормозная жидкость после ТО для доливки в систему – зависит от того, в каких условиях она содержалась. Поэтому, если не удалось использовать всю ТЖ из флакона во время обслуживания тормозной системы и хочется ее сохранить, важно строго соблюдать правила хранения:
Следы разгерметизации тормозной системы в районе суппорта
Точно сказать, сколько хранится тормозная жидкость во вскрытой банке невозможно. Поэтому, даже при соблюдении всех предосторожностей, использовать начатую тару спустя более 6–12 месяцев хранения не рекомендуется. Для перестраховки желательно провести тест, и только если проблем не выявлено – можно доливать такую ТЖ либо использовать для замены.
Часто задаваемые вопросы
Сколько хранится закрытая тормозная жидкость?
Средний срок годности тормозной жидкости в закрытой таре составляет около 2–3 лет для DOT 3, 4, 5.1 и около 3–5 лет – DOT 5.
Какой срок годности тормозной жидкости после вскрытия?
Как долго можно хранить открытую тормозную жидкость – зависит от ее класса и герметичности упаковки. Обычно ТЖ DOT-3 и DOT 5.1 при герметично закрытой пробке сохраняет допустимую влажность около 3–6 месяцев, DOT 4 – до года, а для DOT 5 сравним со сроком хранения в невскрытой таре.
Стоит менять тормозную жидкость, если она поменяла цвет?
Если тормозная жидкость поменяла цвет, это свидетельствует о попадании в нее посторонних веществ и продуктов коррозии, разложении присадок. Поэтому такую жидкость нужно как можно быстрее заменить на новую.
Можно ли использовать просроченную тормозную жидкость?
Просроченная тормозная жидкость, долго хранившаяся на складе, может потерять рабочие свойства из-за деградации присадок или расслоения на фракции, поэтому использовать ее нельзя.