Стабилизатор для галогеновых ламп авто
Поделки своими руками для автолюбителей
Плавный розжиг галогеновых ламп или как продлить их срок службы
Данная поделка служит хорошим дополнением к автоэлектрики автомобиля, а именно продлеваем жизнь галогеновых ламп в фарах, схема состоит всего из двух деталей.
В данном случаи будем делать для галогеновых ламп, хотя это устройство можно использовать и для другой нагрузки, чтобы плавно её включать.
Устройство собрано на термисторе и реле, схема приведена ниже.
В любой галогеновой лампе имеется нить накала или спираль, которая собственно и светит при подаче на неё напряжения.
У этой спирали имеется сопротивление, которое изменяется от температуры, то есть в выключенном, холодном состоянии сопротивление стремится к нулю. При включении лампы сопротивление начинает нарастать симметрично нагреву спирали и именно в эти доли секунды больше всего случаев, когда перегорает нить накала. А представьте как ей (нити накала) приходится зимой.
Вот чтобы этого не происходило, а нить накала постепенно разогревалась мы и сделаем сегодняшнюю поделку, то есть мы ограничим пусковой ток при включении, тем самым лампа будет постепенно набирать свою яркость в течение нескольких секунд.
В этом нам поможет такая деталь как термистор.
На рисунке термистор NTC — это значит термистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Сопротивление этого термистора 10 ом. Реле взято простое, 12-вольтовое на 15 Ампер.
Итак, как это работает. Когда мы подаём питание термистор начинает нагреваться, при нагреве у него сопротивление начинает падать, а ток проходящий через термистор начинает постепенно расти. В итоге ток проходит по лампе и лампа постепенно начинает светить, когда лампа доходит до пика термистор всё равно продолжит нагреваться и вот чтобы его отключить от схемы вступает в работу реле, катушка реле срабатывает, контакты замыкаются и отключают термистор из схемы. В итоге остаётся работать только нить накала лампы и реле.
У меня лампа 55 ватт и напряжение 12 вольт — это значит, ток, который будет по ней проходить равен 5 амперам, значит и контакты реле должны быть рассчитаны на ток не ниже 5 ампер.
Диаметр у моего термистора 21мм, даташит я на него не нашёл, но он должен выдерживать ток до 16 ампер.
На видео смотрим на лампу, вначале она будет набирать яркость и потом сработает реле, исключая термистор из схемы.
Хорошие галогеновые автолампы могут стоить более 1 тысячи рублей. Обидно будет, если они быстро перегорят. Чтобы продлить их срок службы достаточно реализовать их плавный розжиг. Ведь лампы накаливания чаще всего перегорают в момент включения. Доработать конструкцию можно своими руками двумя различными способами.
Реле защиты автомобильных галогенных ламп
Реле предназначено для плавного розжига и гашения галогенных ламп, применяемых в противотуманных фарах и фарах ближнего света автомобилей. Плавный розжиг спирали позволяет продлить срок службы лампы и уменьшить пусковые токовые нагрузки на контакты переключателей и реле.
Реле выполнено в размере корпуса стандартного реле и может устанавливаться на большинство отечественных автомобилей вместо реле ближнего света или противотуманных фар.
Перед установкой реле в монтажный блок на место штатного, обязательно убедитесь, что сигналы на контактах монтажного блока соответствуют назначению контактов реле.
Внешний вид реле и схема подключения представлены на рисунке 1.
Если добавить диод как на схеме и подключить его к активатору замка водительской двери (к выводу, на котором появляется плюс при открывании), то при открывании замка ближний свет или противотуманные фары будут плавно загораться, а через две секунды плавно гаснуть.
Модули плавного розжига ламп ближнего света
Модуль предназначен для плавного розжига галогенных ламп с цоколем H7, применяемых в фарах ближнего света автомобилей Lada Vesta, XRAY, Kalina, Priora, Niva (Chevrolet) и других.
Плавный розжиг спирали позволяет продлить срок службы лампы и уменьшить пусковые токовые нагрузки на контакты переключателей и реле.
Для установки необходимо:
А вы будете дорабатывать свой автомобиль подобным образом? Какой способ вам больше подходит?
Блок защиты ламп — плавный разогрев нити накаливания галогеновой лампы от ДИЛАС.
ПРИВЕТСТВУЮ всех сие читающих и смотрящих!
Ни для кого не секрет, что качественная галогеновая лампа стоит сейчас немалых денег (просьба: — запрещённые гей-идиёды НЕ ПРЕДЛАГАТЬ, пожалуйста!) — 1500-2500 рублей пара.
:-(((
…1500-2500 рублей для «кого-то» конечно «это не деньги», но увы — мы, простые эрфияне, мы, те которые не имеют «предпринимательской» (воровской) жилки — мы не знаем массы способов быстро и много «заработать» в условиях режима фатальной клептократии, захватившего страну… :-(((
Именно поэтому решено-было ЗАЩИТИТЬ «крутые» лЯмпоЦки от мега-ядрёного пускового тока — дабы продлить им их весьма нелёгкое житие… 😉
…Житие мое… Иже херувимы… Аз есьм!
1. Заказал (тут, на сайте ДИЛАС) готовый СДВОЕННЫЙ блок и, в течение недели, получил его на Почте России, уплатив этой «Почте» при получении 150 рублей, непонятно правда за что… :-(((
— «Снизу» блока на печатной плате указаны +/- входы-выходы.
ВАЖНО не перепутать ничего при монтаже, иначе блок не будет работать правильно:
2. Приступаем к монтажу приблуды:
— Я решил проверить данный девайс сначала на ПТФ, т.к. они у меня выполняют функцию ДХО — очень часто включаются/выключаются.
— Во-вторых, кабеля к ним проложены (у меня) параллельно… Колхозно выполнено конечно, но мне так удобнее — ПТФ у меня включаются одновременно с ГАБАРИТАМИ. Не установлено никаких отдельных (лишних) кнопок. Проводка автономная.
3. — Демонтируем пластиковую крышу АКБ, демонтируем переднюю длинную накладку (удалив пистоны).
— Открутив соответствующие болт-гайки, вынимаем АКБ.
— Удаляем патрубок воздухозаборника.
4. Из гофр (в моём случае) «выковыриваем» провода и, режем их напополам. Гофры не режем!
— Зачищаем провода от изоляции.
— ЛУДИМ зачищенные концы припоем с помощью паяльника:
5. Монтируем блок:
— Для этого «загибаем» вверх ногтем пальца руки соответствующую оранжевую клавишу блока, одновременно (как можно глубже) суя в соответствующее отверстие предварительно опаянный провод.
— Отпускаем «клавишу».
— Проверяем, туда-сюда дёргая, прочность соединения… Если провод зажат мёртво, то значит всё ОК!
6. По-месту колхозим крепление блока…
ПТФ теперь стали реально ПЛАВНО разгораться в течение 2-3-х секунд!
Думаю (и надеюсь), что лампы послужат немного дольше… 😉
В заключение, хоум-ВИДЕО — обратите внимание на ВРЕМЯ «розжига» ламп ПТФ и ламп ближнего/дальнего:
PS. Хочу тоже-самое внедрить и на БЛИЖНИЙ… НО увы, там кабелёк совсем коротенький — очень проблемно туда что-либо вставить… Буду думать, в общем……думал думал и, наконец придумал — ПЛАВНЫЙ разогрев нити накаливания ламп ближнего света.
Ну и куда без Закона Ома
Падение напряжения на сопротивлении при включенной лампе составило 1.0 В сила тока в цепи соответственно равна 1/0,22=4.54 А
В отоге получаем в момент включения лампы максимальное падение напряжения на сопротивлении 1.3 в что равно 1.3/0.22=5.9А
То есть максимальный ток при включении лампы равен 5.9 А при номинальном токе 4.5 А
разница в 1.4 А 30% не думаю что может существенно повлиять на ресурс лампы тем более что этот ток длиться 500 мкс а это 0,0005 сек
Лада Приора Седан 2011, двигатель бензиновый 1.6 л., 98 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Комментарии 76
В автомобиле лампы запитаны через провода разъёмы которые имеют свое сопротивление, на которых и происходит падение напряжения в момент включения
Офигеть, где ж вы были когда я в универе проходил переходные процессы(ПП)?! Я б преподу сказал, что он не прав, надо просто по закону Ома посчитать пусковой ток от сопротивления и напряжения! Да мне б нобелевку дали!
Ох уж эти глупые учёные и инженера фигнёй зря страдают, голову ломают почему трансформаторы горят, выключатели взрываются, разъединители в пыль разрывает! Это ж не переходные процессы, в которых токи многократно увеличиваются (по роду работы и специальности даже десятки тысяч ампер при номинальных до 1000А — это нормально), а наверное просто волшебный китайский дым!)))))
На ваших «графиках» видно в начале скачёк — это весь усреднённый ПП что по току, что по напруге, дальше уже идёт отклик источника питания — просадка напряжения и соответствующее падение тока, потом восстановление и т.д. Начальный ток в ПП настолько бешенный и настолько кратковременный, что в реальности мало приборов, которые его могут зарегистрировать, в основном идёт расчёт.
Цель всех плавных розжигов не исключить влияние ПП на долговечность лампы, а снизить его пагубное влияние. Особое внимание уделять надо плавному розжигу с ШИМ — там на выходе обязательно сглаживающий конденсатор обязан быть, а иначе грошь цена такому розжигу — каждый импульс ШИМ — отдельно взятый ПП))).
Я так понял, сеанс разоблачения уже прошел?
Не вдаваясь в тонкости теории, перейду сразу к практике. НА моей старой ласточке, которая с 85 года на сегодня пробежала без малого 600 тыс- за все время эксплуатации было поменяно 5 комплектов галогенок.
С 85 года по 91-й сгорело два комплекта Осрамовских ламп. Причем, повреждались как ближние так и дальние спирали. В 91-м, или 92-м собрал простецкую схему на одном биполярном КТ 815, танталовом кондере, пара резистров, электромагнитное реле от старой противолодочной торпеды, с силовыми контактами и навитый из нихромовой проволоки на керамическом каркасе- мощный резистор, на доли Ома.
Схема проста и отличается от схемы автора. В моем случае мощный резистор включается в разрыв цепи питания галогенок и в момент включения спирали начинают гореть вполнакала, примерно через 0,3-0,5 сек реле времени на КТ815 подает питание на обмотку реле- которое замыкает накоротко мощный резистор, и на галогенки идет полное питание.
С этого момента и до сегоднящнего дня я потерял еще 3 комплекта галогенок, причем один- из-за банальной лени- сгорел КТ815 и я отключил блок защиты. Пока он был в отрубе- сгорели две лампы. Пришлось перепаять транзистор и до сих пор все пашет на ура.
Схема из журнала «За рулем» какого-то дремучего года.
Поддерживаю!
В пересчете на нынешний, 2018 год — один полевик с сопротивлением канала менее 20 мОм заменяет «реле от топеды»и «немного» нихрома.
2 в 1.
Суть остается та же. Помню эту статейку в ЗР
Схема же для одной спирали. Так что два полевика. Торпеда же коммутировала бесконечное кол-во спиралей, в виду наличия толстенных посеребренных контактов… 🙂
Нет! Монтируется в корпус стандартного реле вместо «механической» начинки. На 2 лампы работает без проблем
Сопротивление холодной лампы померяй и не мучайся
резистор 0.22 в качестве шунта не годится., ибо сопротивление лампы порядка 0.4-0.5
Судя по тому, что ваш осциллограф не успевает отследить бросок тока, скорость нагрева чрезвычайно высокая и соответственно разрушительна для спирали.
Судя по тому, что ваш осциллограф не успевает отследить бросок тока, скорость нагрева чрезвычайно высокая и соответственно разрушительна для спирали.
Время нарастания тока за 500 мкс переваливает! А нагрузка совсем не индуктивная 🙂
Куда уж успеть!
Стабилизатор напряжения на 12 В для диодных ламп
Долго решался на какой остановиться схеме, очень много вариантов и у драйвоводов, и в инете. В итоге принял следующее:
Нам понадобится:
Стабилизатор, в народе «крен» L7812сv
Конденсатор 100 микрофарад 25 В (на вход)
Конденсатор 100 микрофарад 25 В (на выход)
Теперь собираем схему:
Необходимо спаять две минусовые ножки конденсаторов между собой
Припаять минусы конденсаторов к минусу стабилизатора
Припаять плюсы конденсаторов к плюсам стабилизатора
Припаять катод диода к плюсу стабилизатора (на вход)
По скольку минус у стабилизатора общий необходимо спаять два провода между собой
Припаять два минусовых провода к минусу стабилизатора (средняя ножка крена)
Припаять плюсовой провод на плюс выхода стабилизатора
Припаять второй плюсовой провод на анод диода. Одеть на диод кембрик
Изолируем ножки стабилизатора (крена)
Одеть термоусадочную трубку на всю схему
Все стабилизатор готов, идем проверять к машине.
При заглушенном двигателе напряжение в сети 12,75 В
Заводимся, напряжение в сети 14,83 В
Напряжение в сети через стабилизатор 12,11 В