я лучше в баре буду подавать ананасную воду
Владимир Маяковский — Вам: Стих
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?
Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!
Анализ стихотворения «Вам» Маяковского
Один из самых политизированных поэтов «Серебряного века», пламенный революционер, В. В. Маяковский с самого начала выделялся из кружка поэтов-футуристов своей четкой гражданской позицией.
В 1915 г, в разгар Первой Мировой Войны, он написал стихотворение, которое он назвал «Вам!», в котором обличил праздный мещанский быт, богатство и изобилие столиц, в то время как на фронтах разворачивается настоящая мировая трагедия.
Автор не называет своих оппонентов по имени, он обращается к ним во множественном числе, тем самым, демонстрируя, что у этих людей нет своей личности, своей индивидуальности. Для него они – всего-навсего безликая толпа. С самого начала, в первом же четверостишье Маяковский противопоставляет бесстыдно праздный образ жизни такому же бесстыдному интересу к новостям с фронта. Он указывает на то, что пока эти обезличенные люди живут в свое удовольствие, где-то на западе погибает очередной поручик. Маяковский сожалеет, что этот поручик не видит всего столичного разврата, он сожалеет о безразличии, с которым все эти люди относятся к происходящему в стране и мире. Он удивляется, как можно читать о списках награжденных Георгиевским крестом, живя в роскошных условиях. Ведь, очевидно, что Георгиевским крестом награждают за боевые заслуги, жертвуют жизнью. В последнем четверостишье автор задается вопросом, стоит ли пресмыкаться перед подобными людьми? Свое отношение к ним он тут же демонстрирует тем, что лучше он будет прислуживать, скажем так, женщинам легкого поведения, тем самым показывая всю низость и никчемность подобного мещанского образа жизни.
Маяковский сетует на ограниченность мышления своих оппонентов. Их не волнует ничего, кроме своего тесного уютного теплого мирка, а все, что происходит за его пределами – не их дело. Даже, когда у них появляется интерес к происходящему вокруг, Маяковский видит в нем лишь все ту же праздность.
Автор старается пристыдить праздное общество, взывает к совести, призывает умерить аппетиты. Не забывает Маяковский заклеймить и певцов такой жизни, в частности, поэта И. Северянина, с которым он состоял в одном кружке футуристов, но поссорился из-за отношения к Первой Мировой Войне.
Стихотворение отличается от других произведений Маяковского тем, что написано обычными четверостишьями, а не привычной «лесенкой». Оно не высмеивает это общество, оно его обличает при помощи грубых эпитетов и нецензурных выражений. При помощи ярких экспрессивных выражений автор противопоставляет уютный ограниченный мир столичного мещанства суровому и мрачному быту всей остальной страны.
Я лучше в баре буду подавать ананасную воду
В разгар Первой мировой войны молодой поэт пролетарского разлива Владимир Маяковский пишет стих-обращение «Вам!», в котором выпячивает на изнанку всю пошлость обывательского взгляда на военные баталии.
Разбор стиха
Пока толпа смакует очередное награждение Георгием, где-то поручик валяется на дне воронки с оторванными ногами. Это мещанская масса виновата в том, что тысячи и тысячи русских людей отправляются на убой для защиты интересов короны. Это она (толпа) отправляет в мясорубку истории человеческие жизни, чтобы наблюдать действие их убийства на безопасном расстоянии.
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Обыватель не готов сам идти умирать за Родину, но голосует своими аплодисментами за продолжение кровопролития, поэтому Маяковский считает его сволочью и с удовольствием дал бы в морду при подвернувшемся случае.
Строфы имеют несколько противопоставлений: сытая толпа – раненный поручик, любовь к бабам и жратве – смелость отдать за это жизнь.
По мнению автора строк, нельзя губить русский народ в угоду интересам короны, нельзя оставлять землю непаханой по причине удобрения чужих угодий своими телами.
Анализ кратко
Стих «Вам» отличается от большинства произведений Маяковского тем, что он написан четверостишьем и тут нет знаменитой лесенки. Также в произведении отсутствует напрочь сатира, а есть лишь обличение пороков общества, что также несколько несвойственно стилю Владимира Маяковского. Рифмовка перекрестная (оргию – клозет – Георгию – газет).
Имеются в стихотворении и средства выразительности – это метафоры, эпитеты, а также риторические обращения и вопросы.
Метафоры – «проживающим за оргией оргию» и «приведенный на убой».
Эпитеты – «теплый клозет», «измазанной … губой», «он … израненный», «вам… любящим баб».
Стих относится к раннему периоду творчества Маяковского и рассчитан на изменение общественного мнения в сторону противников войны.
Текст
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?
Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!
Читает Зозулин
Я лучше в баре буду подавать ананасную воду
Я в Париже живу как денди.
Женщин имею до ста.
Мой х*й, как сюжет в легенде,
Переходит из уст в уста.
Мы,
онанисты,
ребята
плечисты!
Нас
не заманишь
титькой мясистой!
Не
совратишь нас
п*здовою
плевой!
Кончил
правой,
работай левой.
«Эй, онанисты, кричите «Ура!»
«Лежу на чужой жене…»
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Если б он, приведенный на убой,
10 вдруг увидел, израненный
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!
Роман, Апо́криф — литературное произведение, созданное на основе другого. В отличие от сиквела, представляет собой новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении.
Также, возможно другое значение: литературное произведение, по легенде приписываемое другому автору.
Кто из великих (и не только великих) русских поэтов не использовал мата в своих стихах? И что же теперь, книги Пушкина, Лермонтова, Н. Некрасова, С. Есенина продавать в запечатанных пакетах, как предложил Станислав Говорухин во время обсуждения закона о запрете мата в СМИ.
Интереснее и поучительнее исследовать, как относились к нецензурной лексике сами поэты.
Существует легенда, что Маяковский нередко употреблял в своих текстах матерные выражения. Однако это не так. Близкий друг поэта выдающийся лингвист Р.О. Якобсон свидетельствовал, что Маяковский «гордился тем, что ни разу не написал скабрезного стихотворения, кроме таких двустиший…». И он привел три матерных экспромта поэта. В опубликованных текстах Маяковского встречаются еще несколько случаев употребления нецензурных выражений. Прежде всего речь идет о стихотворении «Вам!» и о поэме «Во весь голос». Все остальные матерные стихи, приписываемые Маяковскому и гуляющие в соцсетях, а также опубликованные в сомнительных сборниках типа «Мат в русской поэзии», — это апокрифы.
Например, нецензурное слово «б…дь», которое встречается в текстах Маяковского всего три раза, впервые появилось в его скандальном стихотворении «Вам!», напечатанном в 1915 году в сборнике «Взял. Барабан футуристов».
Мне удалось обнаружить первопечатный текст этого знаменитого стихотворения с многочисленными поправками и новой строфой, сделанными рукой автора. Рукописей ранних стихотворений Маяковского сохранилось крайне мало, поэтому находка неизвестной редакции известного стихотворения «Вам!» представляется значительным событием.
Стихотворение «Вам!», которое носит программный характер, Маяковский впервые прочитал 11 февраля 1915 года на «Вечере пяти» в петербургском артистическом подвале «Бродячая собака». Впоследствии он писал в автобиографии «Я сам»: «Бродячую » закрыли тоже чуть не за «Вам, проживающим».
Лист из сборника «Взял» с правкой на тексте Маяковского я обнаружил сравнительно недавно… у себя дома среди бумаг Алексея Крученых, которые в середине 60-х годов приобрел в Тбилиси у вдовы искусствоведа-медиевиста Д.П. Гордеева. В 1920 году Крученых перед своим отъездом из Тбилиси в Баку оставил у Гордеевых часть своего архива. Среди бумаг оказался и лист из сборника «Взял» с текстом Маяковского. Первоначально я решил, что эти полустертые поправки на листе были сделаны рукой Крученых, и отложил прочтение этих маргиналий до будущих времен.
В 2011 году, в связи с работой над докладом для «Крученыховской» конференции, я стал изучать пометы на этом листе. Проанализировав почерк, которым сделаны поправки, сравнив его с аутентичными автографами Маяковского и сопоставив с биографическими фактами, я пришел к выводу, что часть поправок, сделанная чернилами, принадлежит автору стихотворения — Маяковскому, а другая часть, вокруг печатного текста — Крученых. Об этом я подробно написал в работе, которая будет опубликована в юбилейном сборнике Маяковского.
Несомненный интерес представляет новая строфа, вписанная Маяковским мелким почерком между третьей и четвертой строфами. Для этой строфы характерны резкие антипатриотические и антимещанские выпады. Вероятно, впоследствии при публикации этого текста в сборнике «Взял» поэт по цензурным соображениям отказался от этих инвектив и отбросил новую строфу:
Он проклял бы мать и Россию
И вас вкупе,
Свинооких, задницей сильных
И, как тумба пустая, глупых.
Маяковский. Анализ стихотворения «Вам»
Меню статьи:
Текст стихотворения
История создания
Стихи Маяковского в основном посвящены его политическим взглядам и гражданской позиции. В 1914 году началась первая мировая война. Маяковский, поддавшись общему порыву, пытался записаться добровольцем, но ему отказали, объяснив политической неблагонадежностью. Спустя короткое время, когда поэт узнал реальность положения на фронте, он уже не жалел, что не оказался там.
В 1915 году Россия взяла на себя большую часть тягот войны, позволив союзникам получить передышку.
Русские офицеры гибли десятками, рядовых солдат убивали тысячами. Их даже называли «пушечным мясом». В окопах не хватало боеприпасов, провизии и чистой воды, бушевали инфекционные болезни. Узнав обо всем, Маяковский в биографии «Я сам», говорит о войне так: «Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне – надо ее видеть…».
Большая часть лирического творчества Маяковского безраздельно принадлежит его музе и возлюбленной женщине Лиле Брик. Эту странную, совершенно безумную страсть поэт сохранил до конца жизни. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием стихотворения “Лиличка”, которое вышло из-под пера этого автора
Еще он называл войну: “кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы”.
Поэт видел не только войну, но и тыл. В то время, когда русские солдаты погибали за свою страну окопах, у грязи, голоде и холоде, праздная молодежь богатых родителей прожигала свою жизнь, развлекаясь на пирах и балах. Их волновало только как вкуснее поесть и выпить, как похвастаться тем, что в его кругу друзей или среди знакомых есть герой, которого наградили георгиевским крестом.
Крестом награждали тех, кто внес наибольший личный вклад на фронте, за героизм. Нередко награду присваивали посмертно.
Но обыватели не думали о том ужасе, что пережил каждый, кому вручили «Георгия».
Они лишь вычитывали знакомые имена со страниц газет и бахвалились своим знакомством с ними.
Маяковский пишет стих «Вам» в 1915 году, обращаясь к тем, кто, избежав войны, прожигал жизнь свою.
Тема стиха
Стих «Вам» – это обращение к тем, кто не пошел на фронт, к благополучным молодым людям, проводящих свою жизнь в оргиях и пустом веселье тогда, когда другие юноши погибали на войне, защищая их свободу и жизнь. Поэт взывает к их совести «Как вам не стыдно…?»
Автор рассказывает об ужасах войны, предлагая подумать о том поручике, кому оторвало ноги. Или представить, как воины увидят объедающихся жителей тыла, похотливо напевающих песни Северянина. Поэт И. Северянин, с которым Маяковский посещал кружок поэтов-футуристов, воспевал красивую жизнь, которой предавалась «золотая молодежь» – богатые наследники. Маяковский поссорился с Северянином из-за разности взглядов на Первую Мировую Войну. В стихе «Вам», он вспоминает Северянина, который любил восхвалять балы и богатые приемы аристократов.
Автор рисует картину, как подобный прожигатель жизни, губами, испачканными котлетой, рассуждает о войне и о ее героях, не пытаясь представить себе все ужасы, через которые прошел этот герой, чтобы получить «Крест Святого Георгия».
Поэт говорит, что не готов за таких отдавать жизнь. Здесь явно прослеживается отсылка к тому времени, когда поэт хотел пойти на фронт добровольцем. Сейчас он не жалеет, что ему отказали. Автор говорит, что лучше будет работать официантом в низкопробном баре и подавать ананасовую воду женщинам легкого поведения, чем будет воевать за подобных пустых людей.
Маяковский нередко в своих выступлениях и стихах употребляет жесткие и нецензурные выражения. Он «из народа» и гордится этим, нередко умышленно грубо выражаясь, противопоставляя себя аристократам, говорящим чисто, правильно и красиво.
Данное стихотворение, как и все творчество Маяковского можно назвать почти «белым стихом», хотя стих «Вам» написан не обычной для поэта «лесенкой», а четверостишьями, в которых не всегда соблюдается рифма.
Композиция
В начале стихотворения поэт описывает быт того, к кому обращается – людям, живущим от оргии к оргии, имеющим ванную, которая в то время считалась роскошью, и теплый туалет, также атрибут благосостояния.
Эти люди находят в газетах сообщения об именах тех, кто представлен к высшей награде в военное время – к кресту Святого Георгия. Поэт считает, что им должно быть стыдно.
Поэт не называет тех, кто прожигает жизнь по именам или статусам. Они для поэта – серая толпа «бездарных многих». Но поручик Петров стоит того, чтобы его назвали по имени. Потому что он страдает, защищая покой и мир своей родины. Он воюет ради того, чтобы остальные могли жить в мире.
Но для автора невыносимо понимать, что этот самый поручик страдает за тех, кто набивает живот котлетами и поет похотливые песенки.
К концу стихотворения Маяковский обращается к себе. Он ставит себя на место возможного защитника отечества и сообщает, что не готов защищать мир и покой тех, кого он видит вокруг. Он видит мещан, которые свели круг жизненных потребностей и интересов только на баб и различные блюда. И поэт сообщает, что готов работать официантом в кабаке, но не защищать тех, чей образ мыслей он презирает и чьи интересы отвергает.
Главный герой
Повествование ведется от первого лица. Маяковский обращается к тем, кто целью жизни выбрал материальное благополучие, еду, получение плотских удовольствий. К тем, кто не знал нужды как поэт в свое время. Поэту знаком голод и холод, он знает, сколько крови проливается на фронте и поэтому не может сдержать гнев.
Второстепенные герои
Для поэта те, к кому он обращается, недостойны даже имени. Это – серая масса «бездарных многих», которые потеряли человеческий облик в своих оргиях и пустом провождении времени. Несмотря на то, что он обращается к ним с речью на протяжении всего произведения, поэт не удостоил их чести определения, кроме «бездарные многие» и оскорбительных описаний их бессмысленных действий.
Поэт согласен обслуживать самый презираемый слой населения только бы не защищать жизни тех, кого он видит на балах и оргиях – прожигателей жизни.
В его стихе даже не упомянуты тысячи тружеников тыла, как из простых людей, так и из интеллигенции и аристократии, кто вносил посильный вклад для достижения единой цели для всей страны – для победы. Ведь страдали не только войны, но и их семьи, часто потерявшие единственного кормильца.
Стих Владимира Маяковского “Послушайте” появился незадолго до второй мировой войны, в то время, когда в народе все больше преобладали безверие и «зацикленность» на материальных ценностях. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Возможно сообщение в конце стихотворения рождено остаточным чувством вины. Когда многие друзья Маяковского, в том числе члены творческого кружка Николай Гумилев и Михаил Булгаков отправились добровольцами на фронт, Маяковский тоже пошел в пункт призыва, но его не взяли. Обычно подобные люди очень остро воспринимают гибель товарищей и переживания их семей. Ведь на месте героев или убитых могли оказаться они. Многие тысячи погибших на войне оставляют на сердце поэта рану.
Оставшись в тылу, поэт видит развлекающихся молодых людей, и его чувство вины сублимируется, направляясь на объяснение того, что люди, которых он видит перед собой, не стоят великой жертвы, принесенной за них. И он готов обслужить ананасовой водой женщин легкого поведения вместо того, чтобы жертвовать своей жизнью за тех, кто на его взгляд не достоин этого.
Основная идея стиха
Поэт пытается остановить безумие прожигающих жизнь молодых людей. Он хочет призвать их к совести и объяснить, что их поведение ужасно. Маяковский уверен, что «сытый голодного не разумеет» и все же пробует призвать их к остановке в жизни, к тому, чтобы эти люди задумались о том, что творят.
Поэт выражает свое презрение и гнев в стихотворении к тем, кто развлекается во время войны и объясняет почему именно.
Автор считает, что за этих людей нет смысла умирать солдатам, посланным на фронт. Поэт расписывает жизнь тех, кто остался в тылу, кого не коснулись тяготы войны, – и переполнен негодования.
Автор стиха не замечает людей, которые трудятся в тылу, кто готовит победу, посылая на фронт все необходимое. Он видит лишь тех, кто развлекается и ищет повода повеселиться.
Когда взгляд сконцентрирован на одной стороне жизни, не удивительно, что суждение человека становится пристрастным. Автор не пытается быть объективным, он просто негодует и возмущается. Даже ванна и теплый туалет становится для него препятствием в понимании чужих бед. Ведь для того, чтобы не ожесточиться и уметь сопереживать людям, не обязательно терпеть крайние лишения, достаточно не закрываться в своем благополучном мирке и помогать тем, кто находится в нужде.
Но для поэта мир окрашен в черно-белые тона, и он не видит никого, кроме страдающих солдат с одной стороны и праздных прожигателей жизни с другой, пропуская в середине всех, с помощью которых русская армия все же оставалась способной к защите своих границ.
Разница между голодным, холодным существованием тех, кого «послали на убой» и сытым развратом тех, кого эти воины защищают, слишком огромна, особенно при подобном взгляде на жизнь. Маяковский не может смириться с этим и рассказывает о своих чувствах, не стесняясь в выражениях. Он умышленно грубо и даже нецензурно выражается, чтобы подчеркнуть свою связь со страдающим простым народом, которого посылают на фронт в качестве «пушечного мяса».
Поэт – будущий революционер и певец революции. В 1915 году в стихотворении не скрывает революционных настроений и презрения к знатным и богатым. Маяковский в своем стихе не призывает к восстанию, но выражает полное пренебрежение существующей властью и не скрывает ненависти к аристократии.
Средства выразительности
Маяковский начинает стих с эмоционального обращения, в котором сразу подчеркивает факт, что его оппоненты живут в комфорте. Затем он употребляет вопрос, в котором призывает к совести «как вам не стыдно?».
Казалось бы, простое чтение газет становится объектом осуждения поэта. Но он слишком ясно видит разницу между героями, чьи имена перечислены в колонке награжденных и людьми, читающими газеты. Он знает и причину, по которой читатели обращают внимание на колонку, в которой перечисляются новые герои, представленные к высшей награде – это желание бахвальства. Читатели в тепле, сытости и уюте хвалятся знакомством с теми, кто отдал здоровье и жизнь ради их спокойной жизни.
В стихотворении автор употребляет жесткий эпитет «бездарные многие», а также сравнение и противопоставление. Сытое и развратное существование знати противопоставляет некоему поручику Петрову, привезенному на фронт «на убой», которому оторвало ноги взрывом бомбы.
Также автор предполагает, что тот самый страдающий Петров видит и слышит, как в момент его страданий эти люди, объевшись, прославляют свой образ жизни.
Автор употребляет грубые, простонародные слова: «нажраться», «выдрало», «на убой» и нецензурное выражение для того, чтобы подчеркнуть степень своего презрения к тем, к кому он обращается в своем произведении и желание показать свою принадлежность к «простому люду».
В произведении употреблено много восклицательных и вопросительных знаков, что подчеркивает эмоциональную насыщенность произведения.
Особенности стиха
Обычно Маяковский писал свои стихи «лесенкой», но данное произведение имеет четыре четверостишья.
Стих наполнен горечью и описаниями контраста между теми, кто достоин почести, кто получает высшую награду государства «крест Святого Георгия» и сытой праздностью тех, кого те самые герои защищают.
Почти все произведения Маяковского нельзя причислить к высокой поэзии. В его произведениях жесткая правда жизни, иногда даже гипертрофированная. В стихе «Вам» Маяковский бросает упреки, осуждение и презрительные реплики тем, кто прячется за спины и имена героев, отдавших свое здоровье и даже жизнь ради защиты страны от агрессора.
В коротком произведении употреблено четыре восклицательных знака и три вопросительных. Оно наполнено эмоциями и противоречиями.
В запальчивости обвинений поэт забывает о том, что интеллигенция и настоящие аристократы всегда были «головой» и силой России. Труд на благо родины, глубокие знания и красивая речь выделяла этих людей из толпы и была примером для подражания и уважения многих иностранцев.
Но в эмоциональном порыве автор стиха огульно всех «тыловых» рисует как сытых прожигателей жизни. Резкость и эмоциональность – отличительная черта произведения «Вам» Маяковского.
Отзывы критиков
До революции стихи Маяковского не были настолько популярными, и его признавали не многие, хотя признавали в группах поэтов-футуристов. Но в начале становления молодой республики поэта все больше принимали и пропагандировали. В свое время его назвали «рупором революции».
Во время становления Советского Союза Маяковский был признан и пользовался большой популярностью.
Лиличка!
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.