являются ли спортсмены хорошим примером для подражания
Спорт и бизнес: что общего у чемпионов и успешных предпринимателей
Американский журналист и автор нескольких книг, входивших в список бестселлеров The New York Times, Дон Йегер для своих статей общался со многими известными спортсменами и тренерами. Но только беседы с легендарным баскетбольным тренером Джоном Вуденом (скончавшимся в 2010 году) заставили Йегера задуматься о том, как много на самом деле общего у спортивных чемпионов и людей, преуспевающих в бизнесе.
Журналист проанализировал свои интервью разных лет со спортсменами, подметил закономерности и составил список из 16 важнейших черт, присущих успешным людям как в спорте, так и в бизнесе. Подробное исследование под названием «Величие: 16 характерных черт настоящих чемпионов» (Greatness: The 16 Characteristics of True Champions) Йегер опубликовал отдельной книгой объемом почти в тысячу страниц. По мнению Йегера, независимо от условий или обстоятельств, идет ли речь о спорте, жизни или бизнесе, ключевые черты великих чемпионов одинаковы. Они думают, работают и живут иначе, чем все остальные. Но развить в себе чемпионские черты характера может каждый.
Как они думают
1. Все носит личностный характер
2. Они дружат с лучшими
Великие чемпионы понимают, как важны хорошие отношения. Они готовы помогать разным людям в любой ситуации, но при этом отлично понимают, что их собственное величие во многом зависит от пяти самых близких человек.
3. Они верят в высшую силу
Чемпионы могут исповедовать какие угодно религии, но почти всегда им присуще внутреннее убеждение в существовании высшей духовной силы.
4. Им присущ заразительный энтузиазм
Это та самая черта, которую тренер Вуден выделил как основную для любого чемпиона. Чемпионы не только позитивно мыслят, они еще и энтузиасты, и этот энтузиазм передается другим.
Как они готовятся
5. Они надеются на лучшее, но готовятся к любым сценариям
Великие герои спорта и великие исполнительные директора перед «выходом на поле» готовятся не только к победам, но и к поражениям.
6. Они тренируются всегда, даже когда сезон окончен
Что значит «конец сезона»? Нет такого времени, когда спортивный чемпион или хороший бизнесмен не работал бы, готовясь тем или иным способом к следующему важному шагу или к следующей игре. Настоящие лидеры никогда надолго не останавливаются на достигнутом. Перед ними всегда стоит цель, они постоянно думают о следующей большой победе и готовятся к ней.
7. Они ярко представляют победу
Люди, которые добились многого, видят свою победу еще до старта. Инвалид-колясочник Курт Бринкман, который поставил мировой рекорд в Бостонском марафоне в 1980 году, обогнав соперников более чем на 30 минут, вспоминает вечер перед исторической победой. Он знал, что у него будут достойные соперники, но понял, что победа достанется тому, кто сильнее о ней мечтает, и такой мечтатель – это он. Бринкман обдумал все, что произойдет, еще до того, как вышел на старт. Руководители бизнеса, запускавшие великие инновационные проекты, – Билл Гейтс, Стив Джобс – тоже вспоминают, что они ярко представляли себе свои победы задолго до их осуществления.
8. В них горит сильный внутренний огонь
Великие чемпионы подпитываются от соперничества. Они вдохновляются внешними факторами, но их самая сильная мотивация и мощь всегда идут изнутри.
10 невероятных историй из спорта, которые изменили мир
Джесси Оуэнс: победа назло нацизму
Берлинская Олимпиада 1936 года стала значимым событием. На ней впервые прошла эстафета олимпийского огня; впервые соревнования транслировались в прямом эфире. Однако само проведение Олимпиады было под угрозой международного бойкота из-за расовой политики национал-социалистической партии. Чтобы соревнования не сорвались, руководство Рейха провело показательную кампанию с целью убедить международную общественность в том, что нацизма в Германии нет, а спортсменам и зрителям ничего не угрожает.
Согласно планам Гитлера и Геббельса, Олимпиада должна была показать истинность арийской идеологии, однако команда США сделала ответный ход — отправила на Олимпиаду своих чернокожих спортсменов. Лучшим из них стал легкоатлет Джесси Оуэнс. Его победа опровергла пропагандистскую идею нацистов о превосходстве одной расы: Оуэнс взял на Олимпиаде четыре золотых медали — три в беге на короткие дистанции и одну в прыжках в длину. Участие спортсменов-неарийцев привело к изменению начального протокола награждения: Адольф Гитлер не подходил к спортсменам с рукопожатием. Триумф Оуэнса на Олимпиаде со временем повлиял на изменение отношения к чернокожим в США, и он стал одним из символов отказа от расовой дискриминации в стране.
Мухаммед Али: он уважать себя заставил
Боксер Мухаммед Али, занимающий первую строчку в рейтинге тяжеловесов всех времен, называл себя просто — «Величайший». И дело не только в боксе, потому что спортивная карьера Али не была идеальной. В отличие от таких боксеров, как Рокки Марчиано или Флойд Мейвезер, он проигрывал бои. Но Мухаммед Али — это не только бокс. Всю жизнь он боролся с предрассудками общества. Спортсмен выступал против расового неравенства и даже выбросил свою золотую олимпийскую медаль, когда его, вернувшегося в США с триумфом, не пустили в заведение «для белых».
В 1967 году Кассиус Клей отказался служить в армии и воевать во Вьетнаме, за что был лишен боксерской лицензии. Уже став знаменитым, боксер вступил в организацию «Нация ислама», сменил имя и в очередной раз подвергся критике общества. Именно Мухаммед Али сделал бокс увлекательным шоу, за которым интересно наблюдать даже тем, кто в нем совсем не разбирается. Али побеждал противников еще до выхода на ринг, оскорблял и подначивал их, выводил из психологического равновесия. Сегодня это называется трэш-током, и это основа медийности знаменитых бойцов. Али доказал, что человек способен пойти наперекор общественному мнению и победить.
Виктор Чукарин: возвращение из плена
К началу Великой Отечественной войны гимнаст Виктор Чукарин уже был мастером спорта СССР и как спортсмен мог получить бронь, однако пошел на фронт добровольцем. Он воевал в артиллерийских войсках, оборонял Киев. В одном из боев Чукарин получил контузию и попал в плен. За три с половиной года он прошел 17 лагерей, включая Бухенвальд. Выжил чудом — баржу, на которой немцы хотели затопить группу заключенных, обнаружили английские моряки.
По возвращении домой Чукарин весил меньше 40 кг. Но он принял решение вернуться в спорт, начал активно восстанавливать форму. Через несколько лет гимнаст уже занимал первые места на союзных соревнованиях и готовился к Олимпиаде. Он стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр, завоевал 11 олимпийских медалей, 13 раз становился чемпионом СССР.
Билли Джин Кинг: победительница «битвы полов»
Билли Джин Кинг победила, и впервые в истории на Открытом чемпионате США по теннису призовые гонорары мужчин и женщин сравнялись. В том же году прошел первый женский чемпионат Virginia Slims, со временем переименованный в итоговый турнир Женской теннисной ассоциации, что стало важнейшим шагом в борьбе женщин за равноправие в спорте.
Эудженио Монти: первый лауреат награды за благородство
В спорте есть награда, которая ценится выше олимпийского золота, — медаль Пьера де Кубертена за проявление истинного духа спорта. Первым ее обладателем стал итальянский бобслеист Эудженио Монти.
Во время зимней Олимпиады 1964 года он пожертвовал недостающую деталь для боба своим главным соперникам (англичанам), и они в итоге стали чемпионами. Команда Италии пришла второй. В подобных случаях — когда спортсмены жертвуют победой ради духа чистой игры — атлетов стали награждать медалью Пьера де Кубертена.
Елена Бережная и ее вторая жизнь
Парное фигурное катание — один из самых сложных видов спорта, требующий безукоризненной координации и отточенной совместной техники. Во время тренировки в 1996 году Олег Шахов, партнер российской фигуристки, пробил ей коньком височную кость. Жизнь спортсменки оказалась под угрозой. Бережная перенесла две операции на мозге и длительный период реабилитации — заново училась ходить, говорить и читать. О большом спорте, казалось, можно забыть. Но фигуристка, благодаря своему другу и новому партнеру Антону Сихарулидзе, не только вернулась на лед, но и стала серебряной медалисткой зимней Олимпиады-1998 в Нагано, а в 2002 году — чемпионкой Олимпиады в Солт-Лейк-Сити.
Иван Удодов: узник-победитель
На Олимпиаде 1952 года в Хельсинки команда СССР заняла второе место, уступив сборной США. Олимпийское золото в составе команды из нашей страны завоевал Иван Удодов. Уникальность достижения спортсмена в том, что тяжелой атлетикой он начал заниматься всего за пять лет до Олимпиады, и в спорт изначально пришел не за рекордами.
В 17 лет детдомовец Удодов оказался в зоне оккупации и попал в концентрационный лагерь Бухенвальд. После освобождения его пришлось выносить из концлагеря на руках — парень весил всего 28 кг.
Тяжелой атлетикой он начал заниматься через два года после войны для того, чтобы восстановить организм, по совету врачей. Штанга буквально излечила Удодова — уже через год он победил на чемпионате Ростова-на-Дону, через два — стал первым в своей весовой категории в Советском Союзе. Впереди была Олимпиада. Удодов, до войны мечтавший о карьере шофера, стал ее триумфатором.
Терри Фокс: многомиллионный пробег
Терри Фокс не был ни олимпийским чемпионом, ни профессиональным спортсменом, но он давал людям больше, чем зрелище и гонка за рекордами, — надежду и веру в человека. Фокс родился в 1958 году, планировал преподавать физкультуру, увлекался баскетболом. В 19 лет он обратился к врачам из-за болей в колене после аварии. Медики диагностировали рак кости — саркому. Правую ногу юноше ампутировали выше колена, но даже после этого прогнозы на то, что он выживет, были неутешительны — 50/50. Терри остался жив и решил помочь другим онкобольным по всему миру, собирая благотворительные средства на исследования рака. У него возникла идея пробежать сверхмарафон через всю Канаду. Широкое освещение такого забега могло привлечь внимание к проблемам онкологии. Сразу после установки протеза Терри начал тренироваться.
Клифф Янг: фермер, ультрамарафонец, жених
Многодневные ультрамарафоны — соревнования для настоящих фанатов бега. Далеко не каждый молодой человек с хорошим здоровьем способен преодолеть дистанцию в сотни километров. Когда же в таких соревнованиях побеждает не профессиональный бегун, а 61-летний фермер, событие становится сенсацией. Так случилось в 1983 году, в Австралии, на ультрамарафоне Сидней — Мельбурн. Когда на старт вышел пожилой фермер в резиновых сапогах, никто не отнесся к нему серьезно, но дальнейшие события показали, что зря.
Клифф Янг — так звали мужчину — установил рекорд трассы, пробежав 864 км почти на двое суток быстрее, чем победители забега в предыдущие годы. В отличие от других спортсменов, Янг спал не положенные шесть часов в сутки, а всего три. Во время забега Клифф представлял, что загоняет овец и ему нужно успеть это сделать до бури. Дистанцию он завершил за пять дней и 15 часов, обогнав всех более молодых бегунов. Выступление Клиффа стало сенсацией и принесло ему известность. Через год после забега 62-летний фермер женился на 23-летней Мэри Хоуэлл, при этом свадьбу оплачивал главный спонсор прошедшего сверхмарафона.
Шаварш Карапетян: герой-спасатель
Шаварш Карапетян мечтал стать профессиональным пловцом, но его карьера не сложилась — из-за конфликта с тренером спортсмену пришлось сменить дисциплину и заняться подводным плаванием. В этой дисциплине Карапетян стал многократным рекордсменом мира, семикратным чемпионом СССР. Но всемирную славу спортсмену принесли не рекорды на соревнованиях. В 1976 году Шаварш вытащил 46 человек из тонувшего в Ереванском водохранилище троллейбуса. На месте аварии он оказался случайно во время утренней пробежки с братом и тренером. Увидев упавший в воду троллейбус, Карапетян быстро сориентировался и бросился на помощь пассажирам. 20 из 46 человек врачам удалось спасти.
Сам спасатель после инцидента пролежал в больнице с пневмонией полтора месяца. Болезнь осложнилась заражением крови. В большой спорт Карапетян так и не вернулся, но в 1976 году все-таки установил свой последний, одиннадцатый, мировой рекорд.
Удивительно, но Карапетян спас десятки жизней еще дважды. В 1974 году он остановил от падения в пропасть неуправляемый автобус, в котором был пассажиром. Спортсмен локтем разбил стекло в кабину водителя и выкрутил руль, чтобы вернуть транспорт на дорогу. В 1985 году Шаварш Карапетян спас людей из пожара в Ереване.
Максим Шарифьянов: «Образ спортсмена как носителя крайне важных социальных ценностей никто не отменял»
Как в агентстве Proteam разрабатывается индивидуальная программа продвижения спортсмена? Как установить доверительные отношения между игроком и его агентом? Что делать, когда спортсмен становится брендом? На эти и другие вопросы на днях Максим Шарифьянов ответил для электронной версии журнала о спортивном маркетинге Win-Win, выпускаемом школой спортивных коммуникаций MELLON.
— Насколько профессиональный успех спортсмена зависит от умения вести себя, общаться с представителями самых разных аудиторий, в том числе, с представителями СМИ?
– К сожалению, в нашей стране этому аспекту почти не уделяется внимания. Виновата система финансирования отечественного спорта, в которой доля поступлений от болельщиков в том или ином виде незначительна. Соответственно, и спортсмены понимают, что от потенциальной любви или нелюбви зрителей размеру их профессионального контракта ни горячо, ни холодно. В США, например, все наоборот. От того, на сколько спортсмен умеет общаться, как выглядит в СМИ, напрямую зависит успех его карьеры. Равно как и от умения выстраивать отношения с болельщиками. Уже приводил такой пример. Мозгову в первые месяцы пребывания за океаном объяснили: количество нулей в твоем контракте прямо пропорционально количеству автографов и фотографий, которые ты раздаешь болельщикам. С другой стороны, спортсмен – как персона публичная, как человек, на которого всегда обращены взгляды людей, должен являться примером для подрастающего поколения. У нас осталось не так много ориентиров для молодежи, к сожалению. Но спортсмены пока, слава Богу, входят в данную категорию. По этой причине все наши «взрослые» клиенты уделяют большое внимание социальным активностям – детским соревнованиям, турнирам, благотворительной деятельности, просто встречам с ребятами, которые выбрали спорт. Мы отдаем себе отчет, что верный пример и возможность соприкоснуться с ним в реальной жизни способны помочь большому количеству детей найти правильные ориентиры в жизни.
— Расскажите, пожалуйста, как разрабатывается индивидуальная программа спортсмена? Как выявляются направления для работы: в ходе проведения тестов, специальных собеседований, длительного наблюдения за спортсменом. Когда выявлены сильные стороны и нуждающиеся в корректировке элементы поведения, речевые особенности, – что происходит дальше?
– С одной стороны, здесь все просто и понятно. Мы не пытаемся «открыть Америку». Спортсмен – он такой же человек, как и любой другой из нас. А это значит, что и ценности, которые он должен нести в общество, определены уже давно. Собственно, с этого все и начинается. Мы помогаем игроку найти оптимальный для него вариант выполнения своих профессиональных обязанностей за пределами площадки. И в процессе этой деятельности сразу же, на первом этапе, исправляем очевидные ошибки. Главным образом в поведении и его понимании ситуации, которая вне зала вокруг негоскладывается. Если мы не знали о каких-то огрехах заранее, не беда – они становятся видны практически сразу. А заодно и намечаем направления его дальнейшего социального развития. Опять-таки, исходя из его желаний и предпочтений. Звучит, может, это и странно, но на практике встречается масса моментов, которые игроки хотели бы делать – понимают, что они нужны – но как лучше к ним подступиться, не знают. Например, теперь Антон Понкрашов активно занимается благотворительностью, а Тимофей Мозгов проводит серию детских турниров в родных для себя Краснодаре, Санкт-Петербурге и со следующего сезона Московской области. Нужно было лишь помочь им определиться с тем, в какой форме следует начать эту деятельность. И организовать ее. Саму же идею ребята вынашивали давно.
Далее – и это с другой стороны – на первый план выходят уже мелочи. В отличие от, допустим, профессионального клуба и деятельности наших коллег в его структуре, мы развиваем не целую организацию. Там каждый из 12 игроков способен работать на положительный образ бренда и своими сильными сторонами, при необходимости,нивелировать негативные мелочи кого-то из коллег. Поменял публичную персону на сегодня, инструмент воздействия и цель достигнута: результат положительный, имидж правильный.
В нашем случае каждый игрок отвечает за себя сам. А это значит, в его действиях важны именно нюансы. Определяя, анализируя и прорабатывая каждый из них, мы в итоге можем получить целое масштабное направлениедля новой деятельности. Например, Антон Понкрашов. В рамках совместной акции ПБК ЦСКАи компании «Русспортинг» он отправился на матч корпоративного турнира Лига чемпионов бизнеса, чтобы исполнить роль тренера одной из команд. Идея сама по себе хорошая. Но мы пошли дальше. После окончания игры наш PR-директор Алексей Кузяшин попросил Понкрашова поделиться впечатлениями. Антон был в восторге. Он получил массу положительных эмоций не только от общения с ребятами, но и от того, что сумел почувствовать баскетбол с другой стороны. С позиции тренера. На наше предложение продолжить эту практику экс-баскетболист армейцев ответил огромным энтузиазмом. Команда любителей тоже восприняла идею крайне позитивно. В итоге в выигрыше остались все. Мы на протяжении почти двух лет получали серию неплохих инфоповодов, игроки – общение с чемпионом Европы ипросто опытным товарищем, а Антон, похоже, определился со своей профессиейпо окончании карьеры спортсмена.
В общем, это кропотливый и никогда не прекращающийся ежедневный процесс с обратной связью – от игрока, представителей СМИ, баскетбольной аудитории болельщиков. При необходимости, любая его составляющая подвергается оперативной корректировке.
— Занятия со спортсменом по развитию его навыков общения проводятся индивидуально? Кто проводит эти занятия? Какова длительность таких программ?
– Назовем это так – сажать игрока за парту – нет ни смысла, ни, учитывая их плотный график, по большому счету, возможности. У нас с клиентами тесные и доверительные отношения. К каждому из них мы находим индивидуальный подход, с каждым регулярно поддерживаем связь, несмотря на то, что одна часть нашей административной команды живет в Москве, другая в Санкт-Петербурге, а парни вообще выступают по всей России. Плюс, играющий в НБА Тимофей Мозгов, с разницей во времени между Россией и США. Поэтому проводить работу над ошибками, обсуждать новые направления в нашей деятельности или утверждать ближайшие планы комфортнее в непринужденной обстановке: в процессе беседы по телефону, рекомендаций по e-mail, за обедом, в дороге перед или после мероприятия, по окончании тренировки или игры в зале…
Тут есть и еще один важный момент. Спортсмены, в своем большинстве – уже состоявшиеся взрослые люди, имеющие высокий уровень жизни. И не только с позиции занятости, но и своего статуса им именно в таком виде легче усваивать ту информацию, которую мы хотим до них донести. Причем, и подавать ее лучше дозированно – разбивая темы на несколько встреч или разговоров. При необходимости, конечно, мы можем пригласить на беседу и специалистов в своей области – стилиста, психолога, журналиста из нашего пула, который бы мог озвучить спортсмену идеальные для людей его профессии условия работы с игроком, преподавателя по русскому языку… Но обычно с ними консультируемся мы сами и уже потом доносим до ребят выжимки информации с намеченной стратегией дальнейшего поведения. Хотя, конечно, есть ситуации, где своими силами не обойтись. Например, Тимофей Мозгов в первый сезон выступления в Штатах занимался с репетитором по английскому языку. Но опять-таки, получив азы в сумасшедшем ритме жизни игрока НБА, остальное он добирал уже в процессе реального общения с одноклубниками.
— Даете ли вы рекомендации своим подопечным на уровне «сюда ходи, туда не ходи», «с этими дружи, а с этим нет», – или же вы более глобально подходите к данному вопросу – развивая культурный уровень спортсмена, повышая его образованность?
– Как уже было сказано, все очень индивидуально. На молодых ребят я стараюсь влиять в большей степени, пока они еще формируются как личности. В какой-то степени приходится заменять им родителей, поскольку в 17-19 лет, когда мы начинаем работу с большинством клиентов, они уже перестают слушать родителей, зачастую теряют с ними контакт. С более старшими все зависит от особенностей игрока. Кому-то требуется больше общения, советов, кому-то – меньше. Но, разумеется, если я вижу вещи, которые вредят карьере спортсмена, что бы это ни было, я вмешиваюсь. И, конечно, уже на том этапе при появлении первых симптомов мы стараемся предостерегать клиентов от типичных ошибок. В том числе, вы правы, и развивая их культурный уровень. В этом случае они сами начинают понимать больше аспектов наперед – зачем им внимание со стороны СМИ и как общаться с журналистами, или болельщиками и т.п.
— Должен ли спортсмен быть открыт для прессы, правдив в своих ответах? Или важно создать свою «легенду» и последовательно ее развивать?
– Очень тонкая грань. Извечный спор, нужно ли влезать в частную жизнь публичных людей на том основании, что они сами выбрали для себя эту самую публичность. Единого рецепта нет. Думаю, человек сам определяет для себя манеру поведения и дистанцию в общении с журналистами. Мы же можем помочь ему или сделать этот выбор, учитывая его ситуацию и характер, или планомерно предварять в жизнь его стратегию. Например, если по жизни игрок закрыт или застенчив, вряд ли со временем что-то изменится. Мы должны лишь чуть скорректировать такое поведение.Потому что, если под открытостью понимать доступность спортсмена для СМИ, возможность сделать с ним хороший обстоятельный материал, чтобы общение с ним журналиста было максимально комфортным и интересным, то это даже не обговаривается. И наши клиенты это знают и понимают. Понимают, что это часть их работы и профессионального поведения.
— Спортсмен как успешный бренд: можно ли говорить о спортсмене в таких категориях, как «разработка бренда», «стратегия выведения на рынок»?
– Безусловно. В принципе, все то, что мы с вами обсуждали выше – как раз и есть часть данной стратегии. Если спортсмен успешен на площадке, социально активен, интересен как собеседник, открыт к общению, востребован СМИ и болельщиками за ее пределами (все это как раз и является нашей комплексной задачей),значит он находится в центре внимания. К нему есть повышенный интерес потенциальных и реальных потребителей того продукта, который он производит. В нашем случае – это яркий баскетбол и события с участием харизматичной личности. Причем, вовсе не обязательно, что круг его целевой аудитории ограничивается любителями того вида спорта, в котором он работает. Например, участие в ток-шоу, съемки в кино или сериалах, глянце, крупное мероприятие в индустрии моды или развлечений и т.д. бесспорно, будут уместны и актуальны как для тех, кто приглашает спортсмена, так и для самого игрока. Разумеется, при таком положении дел на горизонте вполне логично возникает направление движения в сторону рекламного рынка. Как раз в этот момент игрок и становится самостоятельным брендом, способным поделиться с аудиторией потенциального рекламодателя своими положительными качествами, или стать проводником в жизнь и достойным носителем его идей, целей и задач.
— Кто отвечает за судьбу этого персонального бренда? Сам спортсмен, его агент, его близкие?
– Когда спортсмен переходит в категорию бренда, его образ становится настолько разносторонним, что должен иметь поддержку от абсолютно всех близких людей, его окружающих. Одному человеку просто не возможно не то что вести, но даже держать в голове столько дел со всеми их деталями и нюансами. И при этом, еще тренироваться и играть. Понятно, что сам атлет является воплощением, олицетворением и основным проводником ценностей и задач своего бренда. С него, собственно, и будет основной спрос общественного мнения. Ошибка каждого члена его команды, курирующего свое направление, может серьезно повлиять на эту судьбу. И далеко не всегда сам игрок сможет в этом случае что-то исправить или предотвратить.
— В своем интервью для Hopes&Fears одним из трех показателей успешности вашего агентства вы назвали такое: «чтобы ваш клиент заработал деньги на российской рекламе». От чего зависит низкая «продаваемость» наших спортсменов: от их недостаточной раскрутки, от непопулярности пока в России темы спорта как маркетингового инструмента или от непонимания рекламодателями эффективности использования спортсмена?
– Вы сами, собственно, и перечислили все те проблемы, которые мешают клиентам нашего агентства и многих других, профильных – рекламных, зарабатывать на маркетинговых активностях. Конечно, хотелось бы, чтобы спорт имел в стране большее присутствие на федеральных каналах, массовую популярность и социальную значимость. Не занимаясь серьезным продвижением физкультуры и спорта в целом на уровне государства, нам, на своем месте, конечно, сложнее «раскручивать» конкретного атлета. Но мы стараемся. И пока пришли к мнению, что реалии, к сожалению, таковы: сам спорт и успехи игрока в нем – лишь начало данного процесса. Он имеет свой потолок в лице целевой аудитории того вида, где работает спортсмен. И если хочешь, чтобы тебя знали больше – необходимо интегрироваться в «шоу-бизнес». Или светскую жизнь, можно назвать это так. Появляться на ТВ в неспортивных программах, публиковаться в глянцевых журналах, посещать различные светские мероприятия… Хотя, здесь есть один крайне важный нюанс. Считаю, эту ситуацию искусственно поддерживают сами рекламодатели. Они попросту бояться использовать спорт, как маркетинговый инструмент. Считают его неэффективным средством достижения результата. Думаю, с этим можно поспорить. С одной стороны, да – атлета далеко не все могут знать в лицо. Но с другой, образ спортсмена как носителя крайне важных социальных ценностей никто не отменял. Даже если идентифицировать игрока, предположим, титрами, продвигаемый бренд в восприятии его потребителем априори получит все те качества, которыми обладает спортсмен. Помните, в начале беседы мы говорили, что спортсмены все еще являются ориентирами для молодежи. Считаю, это работает и в условиях участия игрока в рекламной кампании. Но заморачиваться таким образом мало кто хочет. Ведь есть типичные представители этого самого шоу-бизнеса – известные всем персоны. Просто потому что в жизни потребителя их «везде и много». А не потому что они сами по себе люди с уникальными человеческими или профессиональными качествами. Может, конечно, оно и так. Но ни ТВ, ни, собственно, рекламная кампания это зачастую не раскрывают.
— Создавая имидж своих клиентов, должен ли сам агент быть эталоном поведения, образцом для подражания?
– Тут, как и в любом деле, сложно научить чему-то подопечного, если сам не следуешь собственным советам. Это будет звучать фальшиво и, скорее всего, не найдет отклика у клиента.
— Есть ли какой-то негласный свод правил поведения, после нарушения пунктов которого вы откажетесь от работы с клиентом?
– Мы начинаем работать с ребятами с юного возраста, поэтому воспитание занимает значительную часть времени. В этом процессе и определяются рамки дозволенного. Опять же, мы не берем в работу всех подряд, стараясь отсекать людей, которые способны на нарушение тех самых правил. Всякое, конечно, бывает, но пока таких примеров не было. И я не вижу среди наших клиентов таких потенциальных «нарушителей».