что лучше для ребенка сад или бабушка

Что лучше: детский сад или бабушка?

что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть фото что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть картинку что лучше для ребенка сад или бабушка. Картинка про что лучше для ребенка сад или бабушка. Фото что лучше для ребенка сад или бабушка

Когда декретный отпуск близится к завершению, молодая мама вынуждена отправить кроху в садик и выйти на работу. Но иногда непредвиденные обстоятельства корректируют планы родителей. Например, в государственном садике нет мест, а устроить малыша в частный садик не представляется возможным.

В такой ситуации вся надежда на бабушек. Но стоит ли доверять воспитание ребенка старшему поколению? В чем плюсы детского сада по сравнению с бабушкиной опекой? В каких случаях лучше оставить малыша с бабушкой и дедушкой? Эти вопросы требуют разрешения, ведь от них зависит развитие и здоровье вашего ребенка.

что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть фото что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть картинку что лучше для ребенка сад или бабушка. Картинка про что лучше для ребенка сад или бабушка. Фото что лучше для ребенка сад или бабушка

Детский сад для малыша

Минусы. Многие родители решают оставить ребенка с бабушкой из-за финансовых трудностей – обучение в детском садике подразумевает множество растрат: на утренники, канцелярские принадлежности, подарки, ремонт помещения и т.д. Кроме того, в большой группе воспитатели не всегда успевают уследить за каждым ребенком. Малыши в саду часто болеют, некоторым родителям не с руки расписание, по которому нужно приводить и забирать сына или дочь, если оно не совпадает с режимом работы.

что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть фото что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть картинку что лучше для ребенка сад или бабушка. Картинка про что лучше для ребенка сад или бабушка. Фото что лучше для ребенка сад или бабушка

Бабушкино воспитание малыша

Плюсы. Большинство бабушек души не чает во внуках, они с удовольствием соглашаются посидеть с детками день-другой. Малыш в компании любящих бабули и деда не испытывает никаких стрессов. Ребенок дома не заразится от других детей простудой, свинкой, краснухой и прочей заразой.

Бабушка вовремя покормит, оденет, приласкает, даст ответ на тысячу вопросов, интересующих почемучку. Вместе с родными внук будет читать сказки и заниматься творчеством, если бабушка и дедушка располагают достаточным количеством времени и заинтересованы в правильном воспитании чада.

Минусы. Здоровье ваших родителей не всегда позволяет уследить за юрким карапузом. Иногда проблемы возникают из-за разницы взглядов бабушки на воспитание ребенка: старшее поколение еще советской закалки. Кроме перечисленного, нужно учитывать, что далеко не у всех взрослых хватает терпения и способностей научить кроху логике, счету, развитию речи и другим навыкам.

что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть фото что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть картинку что лучше для ребенка сад или бабушка. Картинка про что лучше для ребенка сад или бабушка. Фото что лучше для ребенка сад или бабушка

Стоит ли оставлять ребенка с бабушкой

что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть фото что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть картинку что лучше для ребенка сад или бабушка. Картинка про что лучше для ребенка сад или бабушка. Фото что лучше для ребенка сад или бабушка

Если перед мамой стоит вопрос о том, что лучше – отправить ребенка в садик или оставить с бабушкой, нужно понимать, что плюсы и минусы имеют оба варианта. Оставляя ребенка на воспитание бабушке, мама будет уверена, что его накормят и ему почитают сказку. Ребенку в детском саду предоставляется больше личной свободы и возможность общаться в коллективе. Самое лучшее решение – комбинировать домашнее и детсадовское воспитание. Бабушка может стать отличным помощником, если малыш болеет или вынужден остаться дома по каким-либо другим причинам.

Источник

Детский сад, няня или бабушка: что лучше?

Получить путевку в детский сад — вовсе не значит этой путевке обрадоваться. В последнее время необходимость посещения дошкольного образовательного учреждения ставится под большой вопрос. И когда есть возможность выбора: частный или государственный детский сад, или может быть, ребенку будет лучше с бабушкой или няней, или мама готова до школы находиться дома — тогда родители начинают взвешивать все «за» и «против» детского сада.

Поговорим о минусах

Вспоминая выражение «Вам с какой новости начать, с хорошей или не очень?», начнем с той, что «не очень». Вернее, с минусов. Из вводных данных мы имеем среднестатистический муниципальный детский сад с численностью 25-35 человек в группе на двоих воспитателей.

Сложности адаптации. Судя по опыту, вероятность легкой или сложной адаптации к детскому саду — примерно 50/50. Есть дети, которые бегут в садик на всех парах. Нас с сыном ежедневно обгоняет один такой мальчик, который находится в группе с 8 утра до 7 вечера и, кажется, чувствует себя там, как дома. А есть ребенок, который ходит в эту группу и к этому (хорошему) воспитателю третий год, но хнычет каждое утро. Процесс привыкания у каждого занимает разное время и может проходить очень болезненно, а может в исключительных случаях — совершенно незаметно. В основном, родители морально готовятся к первому сценарию.

Частые заболевания. Еще один большой минус затяжной адаптации в том, что психологический дискомфорт, который испытывает ребенок, прямо влияет на количество его больничных. Насморки, аденоиды, ветрянка, ОРВИ. Неделю ходим, две дома сидим — обычная практика первого года в детском саду. Редкие дети обходятся без больничных. Среди таких счастливчиков, в основном те, чьи родители не считают чихание и кашель чем-то катастрофическим и не отказываются от посещения детского сада при этих симптомах. Малыши переносят на ногах какие-то мелкие вирусы и отличаются стабильной посещаемостью.

По признанию нашей воспитательницы, дети, которые не уходят на летние каникулы, а исправно ходят в сад все три летних месяца, практически не болеют в течение года.

Устойчивый иммунитет к вирусам у них развивается в первый же год посещения. У остальных, как правило, количество больничных сокращается на второй-третий год посещения садика.

Неожиданные изменения в поведении (например, агрессия). Новые особенности поведения ребенка проявляются уже в первые месяцы детсадовской жизни. Малыш сталкивается с системой воспитания, отличной от домашней, и реагирует на эти изменения, как умеет. Самоконтроля ему пока не хватает, и тогда в лексиконе могут неожиданно появиться фразы вроде «Положи на место, я сказал», «Сели все», «Слушаем тишину», высказанные в резкой, крикливой манере.

Если родители отреагируют спокойно, если они будут без лишних эмоций, но с пониманием относиться к вспышкам гнева и своим поведением дадут понять, что в семье так не говорят, ребенок постепенно успокоится и перестанет переносить манеры воспитателя на домашнее общение. Часто появляются первые замахивания на родителей как копирка с поведения новых товарищей, некоторые из которых приносят силовые способы взаимодействия с окружающими из своих домов. Появляются также угрозы. Например, на детской площадке всегда миролюбивая девочка может неожиданно отреагировать на малыша, который тянется к ее лопатке: «Я тебя сейчас стукну!»

Нежелательный лексикон тоже не заставляет себя долго ждать. Дети приносят из садика словечки, физиологические открытия, интимные вопросы — это тоже немаловажная часть их общения со сверстниками.

Запугивания. К сожалению, нехватка квалифицированного персонала в наших детских садах, пренебрежение к современным методикам воспитания и большое количество детей в группах влияют на то, как воспитатели общаются с детьми. Часто действуют архаичные методы. Проще накричать, чем объяснить. Действеннее припугнуть наказанием или тем, что за непослушным ребенком придет страшное существо, а мама не придет. Проще не разбираться, кто прав, а кто виноват в перепалке, а наказать всех сразу. Удобнее пристыдить, чем показать, как исправить ошибку. Увы, непрофессиональное поведение воспитателей напрямую сказывается на нервной системе чувствительных детей. И если родители не вмешиваются, не решают проблему, а пускают все на самотек, дело может усугубиться нервными тиками, страхами и отчаянным нежеланием посещать детский сад, в котором действуют такие методы.

Проблемы с едой. Больное место родителей детей-малоежек. В большинстве случаев мы не подготовлены к тому, чтобы дети хорошо ели в детском саду. Много ли сейчас семей, домашний рацион которых повторяет стандартное меню детского сада: каша пшенная, суп молочный, салат из зеленого горошка и лука? Немудрено, что новая еда и форма ее подачи — это то, к чему детям придется привыкать. Правило «ем за компанию» со временем действительно начинает работать, но начальный стресс от новшеств никто не отменяет. Поэтому в сентябре и октябре нового детсадовского года по вечерам так часто слышен диалог:

— Ну, что ты ел сегодня?
— Хлеб ел!
— Опять хлеб? Каждый день хлеб. Ну, а творожная запеканка? Ты же дома ешь ее.

Мало внимания каждому ребенку. Когда в группе 25 малышей, сложно говорить об индивидуальном подходе. Детский сад — это прежде всего коллективная деятельность. Свои лидеры здесь тоже появляются: кто-то физически развит сильнее других, кто-то быстрее всех отвечает на занятиях, кто-то так хорошо читает стихи, что на утренниках ему всегда достаются главные роли.

Но пристальное внимание талантам и способностям в детском саду все-таки не уделяется, потому что задача воспитателя — пройти программу со всеми детьми: и способными, и отстающими. Для него все дети примерно на одинаковом уровне, и многих отличительных особенностей воспитатель просто не замечает.

А если ребенок стеснительный, то о сложных ситуациях в общении с другими детьми, о какой-то ссоре или грубом поведении воспитатель может и не узнать.

Поэтому задача присматриваться к талантам ребенка, узнавать о том, как идут дела в группе, что ребенку нравится, а что его тревожит, все-таки является первостепенной в проявлениях родительской заботы. Как и задача — отмечать минусы, которые влияют на настроение ребенка в детском саду, и уметь своевременно на них реагировать.

Поговорим о плюсах

«А есть ли вообще в детском саду плюсы?» — этот вопрос задала мне подруга полтора года назад, когда оба наших сына находились на пике непростой адаптации. В тот момент я не смогла ответить. Но когда прошел острый период, появилась стабильность и положительный опыт, а сложности остались позади, в голове появилась ясность. И плюсы стали видны отчетливее.

Обучение хорошим манерам. В этом маленьком обществе существуют свои порядки: здороваться при встрече, благодарить помощника воспитателя за принесенный обед, прощаться, уходя домой, обращаться к взрослому на «вы». И даже если в семье детей не учат вежливости специально, садик прививает хорошие манеры, и со временем в доме начинают звучать «приятного аппетита», «спасибо» и «здравствуйте». В детском саду считается нормой — убрать за собой игрушки, перед тихим часом аккуратно сложить одежду на стульчик, вымыть руки после улицы. Об этом без устали напоминают воспитатели. Полезные ритуалы закрепляются ежедневно и со временем доводятся до автоматизма.

Постепенная раскованность. Далеко не всем детям просто выйти в центр музыкального зала и рассказать стихотворение. 2-3-леток даже не пытаются заставлять это делать, поэтому ношу театральных выступлений в младшей группе несут активисты, любители быть на переднем плане. Но, начиная с 4-5 лет, малыши смелеют, и может оказаться так, что тот, кто весь прошлогодний утренник просидел на коленях у мамы, сегодня выходит к Деду Морозу второй раз, потому что ему понравилась процедура чтения стихов и жаркие аплодисменты зрителей. Детей задействуют в сценках, танцах, пении и тем самым поощряют и развивают способность выступать на публике. А родительская похвала и улыбки из зрительного зала повышают самооценку.

Понимание правил и границ. В детском саду ребенок сталкивается с тем, что он должен выполнять указания воспитателя и действовать в рамках определенных правил. Некоторые дети в детсадовской среде впервые сталкиваются с понятием авторитета взрослого. Сложнее всего с этим смириться тем, у кого дома полная демократия. Воспитателям с такими детьми обычно довольно сложно: они непредсказуемы в своем поведении, часто гиперактивны, не слышат и не слушают взрослого.

Однако и таким детям детский сад показывает пример того, что не все на свете подчинено воле ребенка. Что существует дисциплина и беспрекословные табу: не драться, не убегать с игровой площадки, выполнять задания на занятиях. Есть режим: еды, сна, прогулок, игр и занятий. Все это организовывает ребенка и дает ощущение предсказуемости и уверенности, которое в детстве необходимо.

Навыки общения с равными себе. Пожалуй, главный плюс и задача детского сада — научить детей общаться с другими детьми как индивидуально, так и в коллективе. Ни поездки в гости, ни регулярные прогулки на площадке во дворе не сравнятся по степени насыщенности с общением в детском саду. Малыши учатся играть в ролевые игры не с мамой и папой, а с товарищами своего возраста. Они видят разных детей, учатся принимать их особенности, начинают дружить и понимать, кто им ближе по духу.

Учатся делиться игрушками. Ждать своей очереди. Помогать. Выступать вместе. Учатся слаженности действий. Именно такую командную слаженность я наблюдала совсем недавно, когда перед новогодним утренником детям, играющим в разных уголках комнаты, сказали построиться парами, и они, услышав воспитателя, подходили к ближайшему ребенку, брали его за руку и вставали в пары друг за другом. Построение заняло у них не больше минуты, настолько отрепетированным и привычным было для них это простое действие.

Подготовка к школе. Не все мамы и папы находят в себе педагогическую жилку и не каждый работающий родитель успевает научить детей необходимым азам. Детский сад действует по специально разработанной программе, развивающие занятия там проводятся ежедневно. Расписание таких занятий обычно можно увидеть на стенде при входе в группу. Среди них лепка, рисование, математика, развитие речи, музыка, физкультура, изучение окружающего мира. Даже если дома ребенок не проявляет интереса к какому-то виду деятельности, то в садике за компанию и просто потому, что так сказал воспитатель, он учится правильно держать карандаш, рисовать геометрические фигуры, вырезать по контуру, классифицировать окружающие предметы. Форма 20-минутных занятий развивает усидчивость, которая будет так нужна ребенку в школе. Ну а если при садике организованы еще и тематические кружки, то это не только удобно, но и полезно для развития и может повысить интерес ребенка к посещению детского сада.

Физическая активность. В группе малыши не сидят на месте, не смотрят мультфильмы в неподвижной позе, не играют за компьютером. У них есть ежедневная гимнастика перед завтраком, физкультура трижды в неделю, а еще лазание по лесенкам и висение на турниках на игровой площадке. Многие дети вводят в семейную традицию утреннюю зарядку, копируя то, что им показывают в садике. Многие же удивляют своих родителей тем, как умеют прыгать, крутить обруч и сбивать кегли, потому что научились этому на занятиях.

Ребенок учится самостоятельности. Прежде всего, он учится какое-то время обходиться без родителей и справляться с различными ситуациями сам. Во-вторых, в детском саду побуждают самому одеваться и обуваться, есть, ходить в туалет, убирать за собой игрушки, помнить о своих личных вещах, оставленных в шкафчике.

Конечно, этот процесс не обойдется без проблем. Дети толкают друг друга, отбирают игрушки, обзываются, шумно отстаивают свои интересы. Но в то же самое время они учатся делиться этими пресловутыми игрушками, постоять за себя, озвучивать просьбы, формулировать желания, чувствовать границы.

Итак, что же делать волнующимся родителям? Видеть плюсы и ни в коем случае не игнорировать минусы. Устанавливать хорошие отношения с воспитателями. Посильно участвовать в жизни заведения, в котором ребенок проводит большую часть дня. Реагировать на неадекватное поведение персонала детского сада. Быть внимательными к переживаниям ребенка и рассказам о том, что его тревожит. И идти по пути не сопротивления, а принятия детского сада, позитивного отношения к нему, если все-таки было принято решение, что ребенок готов его посещать. И пусть этот опыт будет только положительным!

Источник

Она искренне жалеет меня и моего сынишку, ей кажется, что «ситуация безвыходная», если я решила «оторвать от сердца «полуторогодовалого ребенка. На самом же деле, необходимости в садике у нас пока нет, просто я как-то резко осознала, что малышу нужно общение и дисциплина, а мне хотя бы пара часов свободного времени. И как многие мамы – сейчас нахожусь перед нелегким выбором: найти няню, «выписать» бабушку или все-таки отдать малыша в садик? С чего стоит начать, какой вариант лучше для самого малыша?

«Я не останусь с чужой тетей!»

Так вполне может заявить ваш ребенок, не желая менять любимую маму на «чужую тетю». Но если малыш уже может выступить против, то он и защитить себя сможет. Он не станет молчать, если его обидят. Признайтесь, именно этого больше всего вы боитесь, оставляя малыша с чужим человеком. Это практически единственный минус такого варианта, если не считать, конечно, высокой стоимости услуг няни. Принято считать, что дешево хорошая няня стоить не может. Но какую няню можно считать ХОРОШЕЙ? Ту, что педагог со стажем или имеет медицинское образование, или ту, что и няней никогда не работала, но к ребенку относится, как к родному? Найти «свою» няню – вот в чем сложность, ведь ребенок может напрочь отказаться с ней сидеть. И где гарантия, что она вдруг не соберется в декрет или на новую работу в тот самый момент, когда малыш только привяжется к ней?

что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть фото что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть картинку что лучше для ребенка сад или бабушка. Картинка про что лучше для ребенка сад или бабушка. Фото что лучше для ребенка сад или бабушка

Любая няня – это «кот в мешке», вы не сразу поймете, как она относится к ребенку, и, главное, – комфортно ли малышу с ней. Среди плюсов, несомненно, то, что малыш остается в привычной обстановке, дома, а, значит, он быстрее привыкнет к вашему отсутствию.

Няня будет придерживаться ваших правил, будет готовить для малыша любимые блюда и читать сказку перед сном, кроме того, малышу не придется перекраивать режим дня. Как видим, плюсы тоже есть, главное – увидеть их.

Если вы все же решили, что первые месяцы разлуки ребенок проведет с няней, то стоит ответственно отнестись к ее выбору. Смело предъявляйте высокие требования, тогда гувернанток не придется часто менять. Четко обозначьте няне ее обязанности, и не контролируйте каждый ее шаг, вы уже доверили ей ребенка, значит, сомневаться поздно! Проверяйте время от времени, как она справляется с малышом, но не названивайте каждые полчаса.

«С бабушкой можно все!»

С такими словами наша бабушка разрешала пятилетней девочке, моей племяннице, до полусмерти трепать соседского кота. Понаблюдав, как сильно бабушки «любят» внуков, еще десять раз подумаешь, доверять ли им воспитание своих детей. И дело не только в избалованности ребенка, а в том, что методы воспитания наших родителей откровенно устарели. Бабушка с легкостью устроит больному ребенку растирания водкой, даже если врач это строго-настрого запретил. «Троих детей вырастила, не спорь!» — скажут они. В таком случае риск даже больший, чем с няней, ведь чужой человек не будет заниматься самодеятельностью, а бабушка имеет полное право сама воспитывать внука.

Запрещайте только действительно «опасные» для малыша вещи, но не придирайтесь по мелочам. Если вместо покупного/вредного/сладкого/ по мнению бабушки, йогурта, ребенок на завтрак поест овсянки на молоке и с маслом – не стройте трагедию.

что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть фото что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть картинку что лучше для ребенка сад или бабушка. Картинка про что лучше для ребенка сад или бабушка. Фото что лучше для ребенка сад или бабушка

Если ваш малыш останется с бабушкой, то он рискует стать капризным и избалованным, но точно будет счастливым ребенком! Ни одна самая дорогая и квалифицированная няня не заменит родную, добрую, пусть иногда чересчур заботливую бабушку. Да и вы, согласитесь, будете спокойно работать, не переживая за родного кроху.

Идем в садик: чужой среди своих

Самый противоречивый вариант – отдать ребенка в детский сад. Это резкая смена места, режима, питания, окружения ребенка. Но, как показывает практика, сильнее переживают адаптацию не дети, а мамы. Стоит ли так переживать, если именно детский сад станет первой «разлукой» с мамой? О минусах детсадовской жизни вы знаете очень много, но задумывались ли над преимуществами? А они есть:

что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть фото что лучше для ребенка сад или бабушка. Смотреть картинку что лучше для ребенка сад или бабушка. Картинка про что лучше для ребенка сад или бабушка. Фото что лучше для ребенка сад или бабушка

Как видим, садик не такая уж страшная «штука», вопрос только в том, как быстро малыш адаптируется к новому распорядку. «Нет, в сад пока не отдам, будет часто болеть» — подумаете вы. Но в таком случае о садике вообще можно забыть, так как болеть малыш будет в любом случае, даже если в садик вы отдадите его в пять лет. И психологическая адаптация в более взрослом возрасте, конечно, будет куда более долгой.

Итак, что же выбрать, с чего начать разлуку с мамой? Однозначного ответа мы вам не дадим. Вы уже, наверняка, сделали свои выводы. Выбирая между няней, бабушкой или детским садом стоит ориентироваться на возраст ребенка. Годовалому крохе будет тяжеловато даже в самом хорошем частном саду, а трехлетний ребенок заскучает, если все дни напролет станет проводить с бабушкой. Делая выбор, учитывайте интересы малыша, а не то, как спокойнее было бы вам. Малыш все равно будет скучать и грустить первое время, с кем бы его ни оставила любимая мама.

А как вы считаете, с чего стоит начинать: сразу отдать ребенка в детский сад, найти ему няню или оставить с бабушкой?

Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!

Источник

Что лучше для ребенка сад или бабушка

В детсаду дети часто болеют, к нему нужно привыкать, а рядом – бабушка, которая готова посидеть с внуком, – вот так вам повезло. Как сделать правильный выбор? Стоит ли все-таки отдавать малыша в детсад? Об этом порталу растимдетей.рф, созданному в рамках нацпроекта «Образование», рассказала семейный психолог Наталья Ковшарь.

Плюсы детского сада

Четкий распорядок дня: питание, обучение, игры, прогулки.

«Жизнь в коллективе не всегда безоблачна, но она дает шанс ребенку быстрее социализироваться: он научится заводить друзей и даже строить отношения с другими взрослыми. Еще один бонус садика – малыш быстрее станет самостоятельным, – говорит Наталья Ковшарь. – Если он пока не может завязывать шнурки на ботинках, то, глядя на других, быстро научится».

А еще в детсаду, как правило, у ребят гораздо больший «набор» развивающих игр: ролевые, коллективные игры помогают детям учиться взаимодействовать, соблюдать правила и ставить себя на место другого человека.

Плюсы бабушки

«Если бабушка готова посвятить время внукам, значит, она уже не торопится на работу, – говорит Наталья Ковшарь. – Она может уделять малышу много внимания: отвечать по двадцать раз на один и тот же вопрос, рассказывать о семейной истории и слушать ребенка. Или, к примеру, показывать, как варит кашу, как печет пирог. Общение с бабушкой, скорее всего, даст возможность внуку полностью проявить свои интересы: он будет сам выбирать игры, книги. Заниматься вместе с бабушкой тем, что ему по-настоящему интересно».

Как сделать выбор

«Если ребенок общительный и активный, если легко идет на контакт, то, вероятно, лучше ему будет в садике, – говорит психолог. – Если малыш спокойный и стеснительный, если его не очень-то интересуют другие дети и он плохо адаптируется, то ему комфортнее с бабушкой. Можно попробовать вернуться к вопросу о садике через какое-то время».

При этом свой «набор» социальных контактов он может добрать на детской площадке или на развивающих курсах.

А еще можно совмещать бабушку и детский сад. «Если бабушка может забирать ребенка пораньше, неспешно идти вместе с ним домой, выслушивать его, помогая переживать события дня – это бесценная помощь родителям», – говорит Наталья Ковшарь.

Правда, есть нюансы, которые нужно учитывать. Во-первых, у бабушки должно быть достаточно сил и здоровья. Во-вторых, она не должна быть «главным воспитателем» в семье.

«Для выбора в пользу семейного воспитания необходимо, чтобы бабушки и дедушки признавали авторитет родителей, – объясняет психолог. – Хорошая установка: «Твои мама и папа – главные, они молодцы, а я им помогаю».

Порой родителям кажется, что бабушки и дедушки, которые сами были мамами и папами, должны понимать, как растить детей. Но всегда полезно напомнить страшим родственникам о привычках и характере ребенка, о его режиме и любимой еде…

«Хорошо, если бабушка будет точно все это знать, – говорит Наталья Ковшарь. – Лучше сразу договориться, чего вы ждете от нее, а она – от вас. Именно родители должны все организовать: купить продукты, оставить инструкцию, что спросить у врача, дать точное расписание занятий в кружках. Не забывайте – бабушка – помощница, но не домработница. Чаще благодарите человека, который поддерживает вас и проводит время с вашим ребенком».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *