что лучше музыкальная или художественная школа
Пройти художку и музыкалку. И не пожалеть
Дополнительное образование выпадает на долю многих. Художественная и музыкальная школы часто становятся мукой для большинства туда попавших: одни хотели, но не представляли, что их ждёт, других привели за руку родители, третьи уже не хотели, но могли и тянули эту лямку.
Окончила и ту и другую школу. Что мне это дало? Играю в театре и пишу тексты. Не пишу картин (всё моё рисование сводится к антистресс-раскраскам и почеркушкам карандашом в блокноте), не даю сольных музыкальных концертов. То, к чему у меня была природная склонность, и то, к чему я испытывала наибольший интерес, даже без огранки каким-либо дополнительным образованием взяли верх. Да, сейчас я в театре в учебной группе, но туда тоже был кастинг. И мы всё-таки уже играем.
Дополнительное образование вроде художки и музыкалки никогда не сделает вас гениями. Искусство — очень тонкая штука, ему нельзя научить
Тебе могут только дать инструменты и объяснить, как ими пользоваться. В этом смысл дополнительного образования. Не будешь тем, кем не можешь быть, и особенно тем, кем не хочешь.
Пошла в музыкальную школу по своему желанию. Моя специальность — виолончель. Абсолютно бесполезно в повседневной жизни, но мне нравилось. Любила музыку и люблю её до сих пор. У меня была замечательная преподавательница, я закончила без троек. Все выпускные экзамены, кроме общего фортепиано, сдала на отлично. Но рутина репетиций была для меня мукой. Это не увлекательно. Что угодно, но не увлекательно. Даже если ты сидишь в оркестре. Особенно если ты сидишь в оркестре, а твой инструмент — виолончель. Музыка прекрасна, я получила отличную базу. Гитара совсем не виолончель, но я знаю, как устроена музыка. У меня уже растянутые, твёрдые и послушные пальцы.
Прима, секунда, а дальше что? Тест: помните ли вы, чему учили в музыкальной школе
Художественная школа не вдохновляла совершенно, кроме одного предмета — история искусств. Её вела самая лучшая преподавательница из всех, что у меня были. Очень-очень интересно! Я была очарована и ходила на историю искусств ещё год после выпуска в класс с углублённой программой. В остальном художка вызывала раздражение, потому что мне не нравилось быть обязанной рисовать что-то конкретное. Никакого выбора нет. Это непродуктивно и отнимает по 14 часов в неделю. Были и прогулы, и конфликт с преподавателем. Выпустилась с одной тройкой — рисунок.
Так что — дополнительное образование бессмысленно? Оно ничего не даёт? Ничего подобного! Вот чему я действительно научилась, так это преодолевать лень и многочисленные «хочу». Научилась работать. Это прекрасный институт ответственности: жёсткие дедлайны и действительно «могу через не могу», формирование внутреннего стержня, упорства, умение доводить до конца то, за что берёшься. Самое важное — умение расставлять приоритеты и ценить своё время. Во всём этом, конечно, важна самомотивация. Если бы это не было моей инициативой, я бы ни за что не стала бороться.
Слушайте себя. Если в вас это горит — бегите и хватайте инструменты. Их вам выдадут с огромным удовольствием, но учиться ими пользоваться — рутина. Не ожидайте иного.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Что лучше музыкальная или художественная школа
Лучше музыкалка. Рисовать и дома можно, а вот навыки, полученные от занятий музыкой оч. помогают.
Смотря, какие педагоги. Занятия музыкой мне что-то, конечно, дали. Именно «для дома», не больше. А художка дала профессию. Учитель у меня был необыкновенный.:love:
Рада, что в своё время поменяла музыкалку на художку.
Лучше музыкалка. Рисовать и дома можно, а вот навыки, полученные от занятий музыкой оч. помогают.
Я бы прислушалась к мнению ребёнка.
А есть ли такие дети, кому удалось в четвертом классе (и далее) успешно совместить обучение во всех школах (общеобразовательной, музыкальной, художественной, спортивной)? Это, вообще, реально? Поделитесь, пожалуйста, опытом и впечатлениями? Что-то наше расписание (пока без художки, но со всем остальным) подсказывает, что это маловероятно 🙁
жаль но я бы посоралась как то переубедить.А сначала отдых от всего,дать ей самой на светлую голову подумать что да как.И прислушаться к мнению ребенка.
Понимаю вас очень
Я из тех, кто учился в музшколе, а потом пошел в хдожественную уже «в возрасте»:) По моему опыту все-таки у каждого челвоека есть приоритетные виды деятельности. Учеба везде предполагает однообразные занятия, но у каждого свои наклонности. Мне вот часами рисовать один и тот же натюрморт мне лично было намного интереснее и приятнее, чем в свое время играть гаммы и этюды.
Теперь, если мой ребенок будет твердо просить худшколу вместо музыкальной, я к нему прислушаюсь. Кстати, умений рисовать и лепить ничуть не менее полезно для жизни, чем умение играть на музинструменте. Тем более, для девочки полезно воспитание художественного вкуса, цветового восприятия.
А что касается романтических ожиданий от учебы, которые испарятся. Может, вам хотя бы месяц посовмещать две школы, чтобы ребенок понял, куда идет, и выбирал с трезвой головой?
дайте вы ей столкнуться! это ее жизнь! пусть она ищет себя, пробует, пытается чего-то достичь и чему-то научиться! вы должны только помогать и советовать, а не принимать за нее решения!
вот мой пример.
моя дочка отходила в худож. школу два года, когда сама захотела, потом пришло время заниматься уже серьезно и вдруг она наотрез отказалась, сказав, что хочет научиться играть на фортепиано! я не стала переубеждать, а только пояснила, что учиться в муз.школе нелегко (сама закончила), но она очень хотела и я отвела ее на прослушивание. взяли сразу. сейчас она в 1м классе, от инструмента ее не оттащить:) не знаю, как будет дальше, но, если она решит оставить музыкалку и пойти, к примеру, танцевать, я не буду отговаривать.
А есть ли такие дети, кому удалось в четвертом классе (и далее) успешно совместить обучение во всех школах (общеобразовательной, музыкальной, художественной, спортивной)? Это, вообще, реально? Поделитесь, пожалуйста, опытом и впечатлениями? Что-то наше расписание (пока без художки, но со всем остальным) подсказывает, что это маловероятно 🙁
Музыка, рисование, танцы. Как выбрать школу искусств?
Нужны ли первоклашке дополнительные занятия? И стоит ли отправлять в школу искусств всех детей (потому что «надо непременно») или всё же лучше тех, у кого есть способности и желание петь, танцевать или рисовать?
Любая дополнительная творческая деятельность, будь то кружки, краткосрочные курсы или комплексные занятия в школе искусств, играет большую роль в развитии детей. С самого раннего возраста дети, постигая этот мир, интересуются почти всем — от этого бывает сложно определиться с выбором направления творческой деятельности. Важно показать своему ребёнку всё многообразие творческих активностей, прислушаться к нему и его интересам, обсудить, попробовать и только потом делать окончательный выбор. Возможно, это будет не балет, как предполагали родители, а курсы робототехники, которые вашему ребёнку окажутся ближе.
Если мы говорим про способности, то я искренне считаю, что они есть у всех. Только все мы разные и наши интересы и способности тоже разнятся. Так, ребёнок, которому тяжело дается учеба в музыкальной школе, но которого родители настоятельно заставляют заниматься музыкой, может быть потрясающим художником, совершенно не заинтересованным в музицировании.
Попытайтесь услышать вашего ребёнка, поговорите о том, что ему интересно, попробуйте разные варианты. Отдавать в школу искусств «надо непременно», если это мечта вашего ребенка и его искренний интерес, а не проигрывание родительского сценария неосуществленных мечтаний.
Как определить: это будущий музыкант или художник, а, может быть, актёр? На что обратить внимание, чтобы понять его склонности?
Если ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации, в деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием или лепкой и получает от этого большое удовольствие — это признаки предрасположенности к художественной деятельности.
Если же малыш чутко реагирует на характер и настроение песен, легко узнает знакомые мелодии — однозначно стоит задуматься о развитии музыкальных способностей.
Чувство ритма, подвижность, неусидчивость, общительность и желание показать себя будут сильной стороной для занятий в театральной или танцевальной студии.
Наблюдайте за реакциями и поведением во время игр и общения со сверстниками, разговаривайте и обсуждайте то, что волнует и впечатляет вашего ребёнка.
Не лишним будет и совместная творческая активность, как, например, походы на спектакли, выставки, концерты, участие в совместных мастер-классах. Тем самым вы покажете многообразие возможностей для творческого самовыражения, а ещё сможете понаблюдать за реакцией малыша на происходящее.
Нет универсального рецепта, но если взаимоотношения с сыном или дочкой доверительные, выявить творческие задатки не составит труда. Как правило, дети проявляют себя сразу в нескольких направлениях творчества. Поэтому стоит пробовать разные виды творческой активности, опираясь прежде всего на интерес малыша к происходящему вокруг.
В нашей музыкальной школе, как и во многих других, еще до поступления в школу дети могут познакомиться с музыкой на подготовительном отделении. Уже в возрасте 4−6 лет можно начинать заниматься и ритмикой, и петь, и даже попробовать разные инструменты. На программе «Аналоговая архитектура» «Студии 19» дети знакомятся с формой, материалами, учатся отличать плоскость от пространства, создают уникальные работы уже в возрасте 4−5 лет.
Ребята чуть постарше, в возрасте 6−9 лет, могут попасть на курс саунд-продюсирования, где с музыкальным опытом и без него, они погружаются в изучение природы звука, основ композиции, музыкальной грамоты и уже сами пробуют создавать свою музыку.
Как видите, существует огромное количество мест, где ваш ребёнок может развивать свои творческие способности или попробовать себя в различных видах активности, чтобы определиться.
На что лучше ориентироваться, выбирая школу искусств: расположения, традиции, известность?
Школа искусств — это атмосфера, педагоги, которые станут для ребёнка проводником в мир искусств, поэтому так важно приходить лично на дни открытых дверей. Как правило, во всех школах проводятся концерты к началу учебного года и уж тем более, к окончанию, когда можно послушать самых талантливых выпускников и пообщаться с будущими педагогами.
Как понять, справится ли ребёнок с нагрузкой в обычной школе и занятиями, например, в художественной? Какие признаки могут показать, что ему сложно, что он растерян?
Важный аспект адаптации ребёнка к возрастающей нагрузке — чётко составленный график ежедневной занятости, в котором необходимо предусматривать время не только для учёбы, но и для личных дел, отдыха, игр и занятий по интересам.
Никакое обучение не должно превратиться в погоню за результатами. Давайте своему ребенку передышку, время для простых детских игр и социализации.
Уменьшение интереса ребёнка к занятиям или отказ ходить на них вовсе — явные признаки переутомления. Необходимо взять паузу, сменить род деятельности, отдохнуть и поговорить: возможно, это простая усталость и после отдыха все придет в норму.
Если же это не помогает, и ребёнок продолжает заниматься через силу, то стоит посмотреть на проблему глубже — может быть, он занимается не тем, к чему расположен. И тогда стоит подумать о кардинальной смене направления или снять часть нагрузки по другим дополнительным занятиям. В этом нет ничего страшного, ведь с годами увлечения могут меняться.
Как помочь распределить силы, чтобы после школы оставалась энергия на дополнительные занятия?
Психологи рекомендуют развести во времени начало обучения в общеобразовательной школе со стартом новых творческих занятий. Адаптироваться к новым обязанностям будет легче, если ребёнок ещё до поступления в первый класс уже занимается искусством. Как вариант, можно начать творческое обучение, когда он пойдет во второй класс общеобразовательной школы.
Как я уже говорила, немаловажный фактор — чёткий распорядок дня, составленный совместно с ребёнком. Дети учатся всему постепенно, время для них — относительное понятие. Поэтому особенно для детей младшего возраста очень важен режим. Благодаря распорядку дня закладывается привычка к планированию, развивается дисциплина и организованность, что позволяет грамотно распределить энергию для выполнения всех задач.
Одна из распространенных ошибок, быстро приводящих к утомлению, — заставлять ребёнка сделать все задания, не вставая из-за стола или инструмента. Это очередной стресс-фактор для детей, не привыкших к обязательной и длительной рутинной деятельности. Можно включать небольшие перерывы по 5−10 минут, во время которых ребенок может побегать, попрыгать — отвлечься.
Как помочь адаптироваться сразу в двух новых коллективах — общеобразовательной школе и школе искусств?
Нет ничего лучше, чем любовь и поддержка. Начало учёбы в школе — большой новый мир, в котором есть место не только для новых впечатлений, приключений и открытий, но также для стресса, огорчений и поражений, с которыми ребёнок может столкнуться впервые.
В целом — главное помочь ребёнку научиться принимать и переживать негативные моменты, здраво оценивать поражения, воспринимать критику, оставаться эмпатийным. Определенно это поможет влиться в любой коллектив.
Что лучше музыкальная или художественная школа
Умение играть на музыкальном инструменте — это уникальный опыт, который каждый родитель может подарить своему ребенку. Но с чего начать? И зачем стараться?
© JGI/Jamie Grill/Blend Images/Getty Images/Tetra Images RF музыкальное образование для детей что выбрать
Многие студии раннего развития нацелены на развитие творческого потенциала ребенка. А зачем его раскрывать? Дело в том, что это большой вклад в будущее сына или дочери. Творческий человек мыслит более гибко, видит в жизни больше красоты и возможностей, способен принимать нестандартные решения. И не важно, кто он по складу ума — гуманитарий или технарь. Развивать творческий потенциал можно в любом возрасте. Но лучше начинать в детстве. И одной из «площадок» для развития способностей может стать музыкальное образование.
Наверное, многие взрослые иногда задумываются, а не отдать ли ребенка в музыкальную школу… Но никаких действий не предпринимают, поскольку их пугают мысли об огромной загруженности учеников, больших домашних заданиях, чрезмерно требовательных педагогах и долгих 7–8 годах обучения вдобавок к общеобразовательной школе.
Почему же вопрос о выборе способа музыкального обучения до сих пор нередко ставит в тупик поколение молодых родителей? Как привить своему ребенку любовь и живой интерес к игре на музыкальном инструменте? Как сделать правильный выбор, сохранив нервы, финансы и спокойствие всех остальных членов семьи? На все эти вопросы поможет ответить обзор вариантов музыкального образования.
Однажды в Америке
Интересно, что в США музыка и игра на инструменте включены в обязательную программу общеобразовательной школы. И каждый американец после школы не только умеет играть на выбранном инструменте, и часто совсем без нот, по буквенно-цифровой записи аккордов. Музыка и игра — это просто часть жизни, способ снять стресс и социализироваться: любительские «гаражные» ансамбли, выступления в местных клубах, церквях и на любых подходящих сценах — люди привыкают к этому со школы. И не секрет, что американцы — нация предпринимателей и инновационного бизнеса. Не потому ли, что они не пренебрегают музыкальным образованием?
Препятствия
Попробуем разобраться в типичных затруднениях, которые мешают родителям дать детям музыкальное образование.
Недостаток информации. Взрослым приходится выбирать между возможностями государственных (это бесплатно) или частных (за деньги) музыкальных школ, либо услугами репетитора (тоже довольно накладная история). Однако многие не подозревают о существовании музыкальных кружков при домах культуры. Причем среди них можно выбрать как платные, так и бесплатные.
Сложности совмещения. Сейчас музыке и игре на инструменте детям приходится учиться дополнительно к основной обязательной нагрузке в общеобразовательной школе. Это создает определенные сложности для детей и их родителей, вынужденных встраивать в свои ежедневники время на дополнительные занятия.
Необходимость выполнять домашнюю работу. Не секрет, что дома нужно уделять специальное время музыкальным занятиям ребенка. В этом нет ничего страшного, но одних смущает сам факт, других — что придется это как-то контролировать, а третьих — что маленький музыкант будет недостаточно хорошо «стараться» либо не успевать делать домашние задания. Мы в прямом смысле боимся оказаться между двух огней. Но все же важно подумать, почему оценка или воображаемая реакция педагога нам часто важнее наших собственных желаний и целей…
К чему стремиться?
Если все перечисленные ограничения вас не пугают, можно переходить к выбору вида получения музыкального образования. И здесь важно ответить себе на основные вопросы:
Чего именно вы хотите от музыкального образования в смысле умений, навыков, возможностей и эмоций?
Что вы с полученным багажом планируете делать потом?
Кто будет водить ребенка на занятия и помогать при необходимости?
Хочет ли он сам учиться игре на музыкальном инструменте? Если да, то что им движет? Если нет — стоит ли начинать?
Понимание — наш первый шаг к выбору способа музыкального обучения, потому что в общеобразовательной школе мы этого, как правило, лишены. Здесь же от понимания своих целей и вашего выбора зависит и качество, и результаты занятий, и, конечно, эмоции. А учиться можно и нужно с удовольствием!
© Jonathan Mark Ogden/Getty Images/Cultura RF музыкальное образование для детей что выбрать
Итак, что же выбрать?
№1. Государственная музыкальная школа
Плюсы:
есть система — школа работает в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) — их стоит прочитать всем родителям, это недолго;
есть четкие сроки обучения.
Минусы:
оценочное мышление преподавателей и их жесткие требования;
Как часто мы видим в адрес своего ребенка неодобрительные кивки? Особенно, когда ведем его в школу. И считает-то он не так! И пишет не той рукой. И, скорее всего, «не подготовлен». В случае с музыкальной школой похожая картина: тут нашему ребенку будут особенно прицельно рассматривать руки, ноги, уши и рот (последнее — для духовых инструментов) — вдруг какой-то не такой? В какой-то момент он и сам начинает себя чувствовать «неправильным и не таким»… Но разве для этого мы так хотим научиться музыке?
у системы есть свои задачи, и она гарантирует определенный результат: в идеале — поступление в музыкальный колледж или ВУЗ, но, как показывает практика, поступают всего 2–5% учеников;
отсутствие гибкого и индивидуального подхода к вашему ребенку. Сроки обучения и развивающего, и профессионального фиксированы — 5 и 7 лет соответственно. Но как понять, что подходит вам и вашему ребенку? Или что делать, если захочется поменять инструмент? А еще категорически не хочется тратить кучу времени на сопутствующие предметы типа пения в хоре, имея возможность, например, выработать навык полифонического слуха другими методами параллельно с игрой на инструменте.
© Sebastian Condrea/Getty Images/Moment RF музыкальное образование для детей что выбрать
№2. Частная музыкальная школа
Плюсы:
более гибкий подход и возможность найти общий язык с руководством и педагогом;
нет жесткой системы, проще поменять и преподавателя, и инструмент;
гибкая система подстройки под ваше расписание;
вас точно не будут «ругать» за неуспеваемость.
Минусы:
часто непонятны методики преподавания;
может быть неизвестна квалификация преподавателей;
большая текучка кадров: в частной школе педагог не задерживается дольше двух лет, в среднем работает только год;
непонятны ценности и глобальный подход к обучению: к сожалению, зарабатывание денег часто становится основной целью;
зачастую ориентация идет на процесс, а не на результат — отсюда желание «подсадить» ребенка и родителя на многолетнее обучение, хотя и не без приятности для обеих сторон.
© Miguel Sotomayor/Getty Images/Moment RF музыкальное образование для детей что выбрать
№3. Музыкальные кружки при домах культуры
Плюсы:
гибкая система обучения. Все зависит от преподавателя, в том числе методика. Захотел — бросил, захотел — поменял;
проще объяснить свои задачи и попросить следовать им, а не придуманной кем-то «программе» (допустим, хотим играть на домашних или школьных праздниках популярные произведения). На индивидуальных занятиях можно разучивать и играть только то, что действительно нравится;
обычно хороший коллектив единомышленников, любящих музыку — и родителей, и детей. Здесь можно обмениваться опытом и даже дружить. В государственных и частных «музыкалках» это редкость — там скорее конкуренция на бесконечных отчетных концертах и изолированность в рамках занятий с одним педагогом.
Минусы:
непонятен финальный результат — придется постоянно отслеживать кратковременные итоги, чтобы понимать, чему ребенок учится и что умеет,
категорически не подходит для предпрофессиональной подготовки в музыкальный колледж или ВУЗ, начиная с «количества часов».
№4. Частные репетиторы
Плюсы:
сильное старание понравиться и «подстроиться» к родителю и ребенку — от этого зависит их оплата.
Минусы:
как правило, это студенты музыкальных ВУЗов, подрабатывающие репетиторством. А значит, у них нет ни опыта, ни методики;
Придется жестко требовать план занятий с промежуточными результатами. Четко ставить задачу. Обсуждать пути достижения. Вместе отслеживать, что нравится ребенку, а что нет.
постоянная включенность родителя в учебный процесс и тесное взаимодействие с педагогом — это необходимость. В этом случае категорически нельзя пускать процесс на самотек — в лучшем случае выкинете деньги на «тренинг» для новоиспеченного педагога.
№5. Семейное обучение
Минусов предыдущих способов можно избежать, если организовать домашнее музыкальное обучение. Это вам подойдет, если вы с ребенком не ориентированы на конкурс Чайковского, а хотите просто понимать музыку, уметь играть и наслаждаться этим всю жизнь как творческим хобби.
Плюсы:
родители, сами играющие на инструменте, понимающие и любящие музыку и игру — лучший пример и ненавязчивое вовлечение;
есть методики самостоятельного обучения по видеоурокам, позволяющие прекрасно научиться за 10–12 занятий игре на любом инструменте, а также нотам, сольфеджио и всему необходимому;
не нужно тратить время на поездки и организацию расписания, отчитываться перед педагогами и выполнять их требования.
Помните, что творческие привычки и навыки, закрепленные в комфортной и приятной среде, позволяют нам повышать качество жизни и одновременно получать от нее удовольствие и вдохновение. Не этого ли так желают родители для своих детей?
Больше интересных и полезных материалов о детском образовании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Алиса Бирюкова: «Детские школы искусств — это не кружки или клубы»
В федеральный закон «Об образовании» недавно внесены изменения. Они касаются детских школ искусств. Что ждать от этих новаций? Как будут учиться талантливые дети, и в каких условиях будут работать ДШИ в новом учебном году? Об этом «Призыв» в проекте «Разговор на двоих» побеседовал с Алисой Бирюковой, директором департамента культуры администрации Владимирской области.
Это не кружок и не клуб
— Заканчивается учебный год. В том числе и в детских школах искусств. А новый год будет проходить в новых реалиях. Потому что приняты поправки в федеральный закон об образовании, и касаются они работы ДШИ. Чем была продиктована необходимость принятия изменений, и какие новации они несут?
— Это давно ожидаемые и очень желаемые для всех школ искусств изменения. Потому что на протяжении достаточно долгого времени мы вынуждены были объяснять многим нашим коллегам, в том числе из образования, что детские школы искусств не являются в обычном понимании допобразованием, то есть это не кружки или клубы.
Это нечто совершенно особенное по своему укладу, по сложившейся системе обучения. Совершенно особенная институция. Замечательно, что в России есть такое традиционное образование — традиционная система художественного образования.
— Уникальная. Наверное, единственная в мире.
— Действительно уникальная. Она показывает результаты уже на протяжении долгого времени. Трехступенчатая система: школа, колледж, вуз. Где очень важна преемственность от одной ступени к другой. Конечно, базис всей этой системы — школа искусств, и отношение к школам искусств, как к некой особой институции, очень важно.
Нельзя приравнивать её ни к одному из кружков, потому что ни в одном из кружков нет, например, такой многолетней программы обучения. Нет такого количества занятий, как в школах искусств. И мы с вами прекрасно понимаем, что без них невозможно, собственно, владеть этим мастерством. И подготовка музыканта — это, наверное, сравнимо с подготовкой врача.
— Профессиональная подготовка.
— Да, причём с детства. И многие из детей, закончивших музыкальную школу, приходят к профессиональной деятельности. Но совсем необязательно, что все.
Те, кто не продолжает профессионально эту деятельность, всё равно получают для себя тоже необходимые и незаменимые знания, умения. И становятся замечательными образованными слушателями концертных залов, театров и т.д. Просто людьми, всесторонне развитыми.
Занятие на фортепьяно
Когда мы отстаивали тему сохранности школы искусств в том виде, в каком они существуют сегодня, мы не видели никакого противоречия между широкими массами обучающихся в детских школах искусств и теми детьми, которые изберут для себя в итоге музыку или художественное направление в виде профессии. Просто каждый останавливается на том уровне, на котором считает важным или необходимым для себя остановиться.
Финансирование душ
— Эти вроде бы очевидные вещи, то, о чём вы говорите, вызвали, тем не менее, острые дискуссии. Они были связаны с угрозой применения подушевого финансирования в школах искусств. И были яркие выступления против этого, например, Екатерины Мечетиной, которую вы отлично знаете.
— Вы понимаете, сама по себе система по ФДО, наверное, хорошая. Она помогает родителям, наверное, она создает прозрачность в отчёте детей, занимающихся в тех или иных кружках и студиях. Но она не применима к нам, опять же в связи с тем, что у школ искусств много своих особенностей.
— Специфика своя.
— Своя специфика. И стоимость сертификата, например, никоим образом не могла покрыть стоимость обучения ребёнка в музыкальной школе, потому что она большую сумму составляет просто от обилия индивидуальных занятий. Кроме того, сложно говорить о применение такого сертификата в системе, когда ребёнок занимается по многолетней программе обучения. Было очень много нестыковок, которые буквально парализовали бы работу школ в случае, если бы эта система, в конце концов, получила распространение на работу школ искусств.
Екатерина Мечетина. Фото: culture.ru
— Это была бы глупость. Даже в основе. Вот определённое количество часов ребенок занимается, а если он очень талантливый и хочет ещё, то пусть платит? То есть вместо того, чтобы поддержать талант, помочь ему развиться, сказать: «Занимайся ради Бога!», мы говорим: стоп, хватит, довольно, теперь плати!
— Конечно, это абсолютно несовместимая система. И мы об этом говорили, и слава богу, что были услышаны в результате. Конечно, все было непросто. Но я не скрою, что все друг друга поздравляли, когда Екатерина Васильевна в итоге на Совете по культуре и искусству при президенте выступила с этой темой и президент её поддержал.
Вообще, на самом деле это должно было случиться раньше, но в связи с пандемическими событиями этот процесс замедлился. И получилась так, что решение вопроса несколько подзатянулось. Но в итоге внесённые в закон об образовании изменения от темы ФДО нас спасли. Сейчас, наконец, говорят о том, что школа искусств — это совершенно особый вид образовательного учебного заведения.
Разделение уровней
— Итак, до последнего времени детские школы искусств были муниципальными и конкурировали за финансирование с другими муниципальными учреждениями: допобразования, спортшколами. А как теперь будет?
— Сейчас большие права регулирования школ искусств сосредоточены на региональном уровне. В ведении Министерства культуры всё нормативное регулирование, с федерального уровня оно спускается на уровень регионов. Это не говорит о передаче непосредственно полномочий по управлению детскими школами искусств в ведение субъекта РФ. Это говорит о большем участии регионов в работе школ искусств.
Я вхожу в федеральную рабочую группу Министерства культуры, занимающуюся как раз вопросами развития детских школ искусств. В этом году нами уже обсуждался документ, на самом деле долгожданный, — порядок работы, типовой порядок ДШИ, который регулирует все основные вопросы деятельности школы от форм обучения до программ. Разработка такого единого порядка очень важна. Дальше какие-то вещи будут уточняться уже на уровне регионов, но внесение изменений в закон об образовании так, как нам трактует Министерство культуры, на сегодняшний момент не повлечет за собой прямую передачу полномочий.
На самом деле и нецелесообразно переводить школы из муниципалитетов в регион.
Понятно, что детская школа искусств всегда очень связана с местным сообществом — эта такая тесная работа, и иногда рвать эти связи — ненужный и болезненный процесс. Поэтому нужен какой-то очень взвешенный подход, золотая середина.
Мы же о чем говорили? О том, что детским школам искусств необходимо дополнительное внимание, дополнительная помощь, в том числе с позиций финансирования. Но, по сути, сейчас эти вопросы решены, потому что появилось направление в нацпроекте по ремонтам детских школ искусств.
Детский хор ДШИ № 2 города Владимира
И вот у нас в области уникальный случай. В этом году сразу 9 больших зданий 8 наших детских школ искусств мы ремонтируем при федеральной поддержке в рамках национального проекта. Причем это серьёзные ремонтные работы, которые, в общем-то, поменяют облик школы.
— А можете сказать, где ремонтируют ДШИ?
— Могу сейчас перечислить, да. Это Гусь-Хрустальный (буквально вчера я туда выезжала, смотрела начало ремонтных работ). Это музыкальная школа Собинки, это музыкальная школа в Вязниках, это музыкальные школы в Костерёво и в Вольгинском Петушинского района и т.д. Восемь школ всего, которые подготовили соответствующую документацию, прошли отбор Министерства культуры и получили достаточно значительную поддержку финансовую на проведение ремонтных работ.
И в прошлом году мы вели такие ремонтные работы ещё в 4 школах искусств. В частности, в знаменитой Ставровской школе искусств, которая в настоящий момент просто образцовая, на мой взгляд. И с точки зрения вида помещений, и с точки зрения учебного содержания…
— …и с точки зрения социальной функции — там же занимаются ребята со всех окрестных сёл и деревень, которых достаточно много.
Воспитанник Ставровской музыкальной школы. Фото с сайта ДШИ
— Конечно. У нас две точки, которые блестяще воспитывают нам духовиков, – это Ставрово и Бавлены. Вот Ставровская школа в прошлом году совершенно преобразилась, туда просто приятно, радостно зайти. И там родители комфортно могут ребёнка подождать, классы все очень симпатичные и хорошо оформлены, что, конечно, важно. Потому что ребенок, когда приходит в учебное заведение, какое бы там строгое обучение в нём ни было, должен попадать в комфортные, красивые и достойные условия.
Большое обновление
— Насколько я знаю, не только ремонты ведутся, но и материальная база ДШИ серьёзно обновляется.
— Да, сделан очень важный шаг: с 2019 года, опять же в рамках нацпроекта, действует направление, в котором школы очень нуждались по всей стране. Оно заключается в поддержке по приобретению новых музыкальных инструментов, оборудования, учебной литературы. Владимирская область как раз была первопроходцем в этом направлении. В 2019 году впервые получали такую помощь: десять школ искусств на тот момент.
В этом году ещё десять школ искусств оснащаются, причём достаточно серьёзно: современным оборудованием, интерактивными досками, новыми обучающими комплектами и, конечно, музыкальными инструментами.
Но, кроме того, была за последние несколько лет и помощь по другим направлениям, потому что были прямые поставки по поручению президента по линии Минпромторга. 76 пианино получила Владимирская область — это очень важный вклад. Потому что основные проблемы как раз с крупными серьёзными инструментами: рояль, пианино… Некоторые школы по два, по три инструмента получили в зависимости от количества обучающихся. И вот до сих пор, когда приезжаю в ту или иную музыкальную школу, все хвалят эти инструменты – «Николай Рубинштейн». Они действительно хорошо себя показали в работе.
Фортепьяно «Николай Рубинштейн». Фото: dshi-harp.yam.muzkult.ru
Кроме того, с 2016 года ведь мы сделали своё направление по линии приобретения музыкальных инструментов, ещё до появления национального проекта.
— Региональный проект?
— Региональный, за счёт областного бюджета. Поэтому мы уже к 2019 году немножечко выравняли ситуацию, хотя она была катастрофическая до 2016 года. Там порядка 70% был износ.
— Вы вот сказали 10 и 10, то есть 20 музыкальных школ на сегодняшний момент отремонтированы или ремонтируются.
— А всего сколько музыкальных школ во Владимирской области?
— Сорок семь. То есть почти половина обновлена.
— Учитывая, что по нацпроекту на заданный уровень нужно выйти к 2030 году, мы, в общем-то, надеемся, что все школы будут охвачены в своей очередности. Потому что есть рейтинг, который рассчитывается от количества обучающихся и других факторов.
Но я хочу сказать о том, что финансовые механизмы поддержки фактически уже заработали. И школы уже значительно укрепили свою материальную базу. Поэтому и снялся острый вопрос пребывания на уровне муниципальных образований. Потому что доля участия в них региона и федерации просто стала очень велика.
Алиса Бирюкова в ДШИ в Гусь-Хрустальном. Фото: gusadmin.ru
Я уж не говорю о том, что, естественно, мы выделяем субсидии на повышение заработной платы, и это тоже происходит с уровня регионального бюджета. Поэтому можно сказать, что по всем направлениям так или иначе музыкальные школы поддерживаются.
Вырывать их из муниципалитета, перевести их в подчинение департамента культуры — это не цель. Цель — чтобы в школах были достойные условия и чтобы всё у них складывалось корректно, грамотно, хорошо по образовательному процессу. Собственно, задача такая, она сейчас, на мой взгляд, очень деликатно, осторожно решается.
Место для дискуссий и творчества
— Я наблюдал не прямые включения с Совета по культуре — там были такие острые дискуссии, очень интересные. В рабочей группе министерства также?
— Там обсуждаются вопросы достаточно остро. И очень хорошо, что прислушиваются к регионам и школам искусств. Мы сейчас имеем возможность у себя это обсуждать непосредственно с руководителями школы искусств, с педагогами, потом эту позицию выносить на уровень Министерства культуры. На мой взгляд, очень правильно построен процесс.
— И это чувствуется. Знаете, когда наблюдал видеотрансляции, поймал себя на мысли: там, где обсуждают вопросы культуры, смотреть действительно интересно, потому что люди говорят искренне, о наболевшем. А другие какие-то совещания, более технические, связанные, я не знаю, с дорогами, например, казённо смотрятся. Все сдержанны, глядят в бумажки.
— У нас нет заранее разделения ролей. Все живо в этом процессе участвуют. Вы упомянули Екатерину Васильевну Мечетину — действительно велик её вклад в развитие темы детских школ искусств, музыкальных школ.
Важно ещё то, что наши образовательные учреждения как раз должны быть связаны со сферой уже профессиональных исполнительских искусств, с ведущими творческими коллективами, с исполнителями, с солистами. Очень важна система мастер-классов. Это возможность для ребёнка сделать скачок иногда даже за час-полтора занятия. Какие-то вещи просто заново осмысливаются.
— И не только со своими педагогами, музыкантами, но и со «звёздами» первой величины.
«Новые имена» позволяют детям учиться у звёзд музыкального Олимпа
— Да, конечно. И есть большой плюс в том, что много лет во Владимирской области работает проект «Новые имена», с которым мы очень дружим. Буквально на днях был отбор в регионе стипендиатов «Новых имён», и восемь наших ребят вошли в их число.
И заработавший в прошлом году образовательный центр Юрия Башмета с его педагогами. Там более двухсот детей у нас осенью прошли, поучаствовали.
— По-моему, «Белый пароход» в прошлом году тоже был.
— Это разные системы. Основной наш партнер, конечно, «Новые имена». Мы с ними работаем много-много лет и получаем уникальную возможность, когда в Суздаль приезжают все их педагоги, известные музыканты. Они проводят занятия в открытом режиме: туда можно ходить на все встречи. Это такая для нас совершенно особенная история, которая просто подарок для Владимирской области.
Элитарное образование
— Нет ли тут другой опасности? Мы говорим, что детские школы искусств — это больше образование, обучение, чем развлечение. Но, таким образом, мы предъявляем обучающимся определенные требования, какие-то минимальные профессиональные знания. Не превращает ли это детские школы искусств в элитарные заведения, скажем? Как у Райкина помните: «Ну, нет у него слуха! Что сделаешь? А учится он хочет!»
— Не думаю. Вы знаете, я вообще приверженец, наверное, такой реставрации немного советской системы. Вспомните советскую семью: все ходили в музыкальную школу, да? Так или иначе, большинство детей. Это был некий обязательный этап в образовании. И совсем не обязательно, что они все стали музыкантами.
— Конечно.
— Они просто получили качественное музыкальное образование. Сейчас, кстати, обсуждается в рамках новаций некое разделение уже внутри школ — на уровень профессиональный и уровень базовый. Как раз сейчас мы спорим и обсуждаем это в рамках рабочей группы.
Но в любом случае превращать школы в кружки, о чём были горячие споры, нельзя.
Я, например, очень жалею, что в своё время (тогда были по здоровью кое-какие обстоятельства) я недозанималась в музыкальной школе. Вот я об этом очень жалею.
— Предвосхитили вопрос. Хотел вас спросить, учились ли в ДШИ?
— Училась, навёрстывала вместе с педагогом. Потому что поняла: отсутствие этого образования — это потеря. И хорошо, что семья у меня музыкальная, мне все помогали. Ребёнок не всегда осознает сам, что ему это нужно, да? И помощь важна.
— Конечно. Особенно, в начале — и заставлять приходится.
— С другой стороны, и читать мы иногда не сразу хотим, да? Поэтому есть сферы, в которые бережно должны ввести и родители, и педагоги. А потом ребёнок будет за это признателен и благодарен.
Любое учение не сразу даёт плоды. Но потом ребёнок благодарен
На мой взгляд, вообще все должны учиться в музыкальной школе, но, возможно, до определенного уровня. Если не хотите дальше, то нет. Необязательно учиться на «5» и необязательно участвовать во всех конкурсах. Но получить для себя музыкальное образование, на мой взгляд, очень важно.
— То есть в школах должны учиться не только вундеркинды?
— Конечно, нет. На мой взгляд, музыкальным школам точно не грозит стать элитарным учебным заведением, каковым они и не были раньше и не являются сегодня.
Избыток конкурсов
— Всё равно в образовании есть определенные критерии помимо базовых. Есть баллы и бонусы, когда учащийся принимает участие в конкурсах. И педагогам за это тоже. В последнее время масса конкурсов проводится. Детей иногда с сырыми программами выставляют дело и не в дело. Детям практически всем выдают дипломы, если не лауреата, то хотя бы участника, и т.д. И ребенок получает красивую бумажку, может быть, недостаточно потрудившись. И педагог. Вот это тоже какой-то перегиб.
— Давайте разделим ваш вопрос на две разные проблемы. Потому что есть проблема огромного количества конкурсов, которые инициируют часто, к сожалению, все подряд. Причем иногда к серьезной профессиональной составляющей они не имеют никакого отношения — это чисто коммерческие конкурсы.
— Вот-вот.
— Поэтому, например, когда проходит аттестация наших педагогов, то мы учитываем те конкурсы, которые организуются по линии департамента культуры нашими школами искусств, нашим музыкальным колледжем, нашими специалистами, в которых мы уверены и об уровне этих конкурсов имеем представления.
Областной открытый конкурс «Солист оркестра» — проверенный конкурс. Фото: vk.com/soloistorchestra
Есть другая сторона этой истории. Это вообще психологическая готовность участвовать ребенка в конкурсе. И то, как его к этому готовят, и насколько аккуратно и бережно это происходит. Вообще говоря, конкурсы, конечно, для исполнительского мастерства очень важны. Это опыт личного выступления. Другое дело, насколько корректно, бережно и осторожно к этому относятся и педагоги, и, кстати, родители, потому что иногда пережимают сильно именно они.
— Бывает, что папы и мамы растят вундеркиндов, и не дай бог что-то не получится. На самом деле можно настолько травмировать ребенка, что он вообще будет бояться к инструменту близко подойти. Поэтому это, конечно, очень тонкий и очень индивидуальный в каждом случае вопрос. Конкурсы, как таковые, важны. Причём мы сейчас говорим с вами о конкурсах, наверное, больше индивидуальных, да?
— Да, конечно.
— То есть сольных. А ведь ещё много конкурсов ансамблевых — это для детей очень интересно, потому что они едут своим коллективом, своей командой. Там есть некий соревновательный аспект. Дети в это включаются, для них это важно. Мы намеренно включили позицию, что в аттестации педагогов учитываем участие детей в конкурсах, организуемых нашими специалистами.
Педагог должен выбирать те конкурсы, которые в профессиональном плане и в плане воспитания что-то дадут ребенку.
А проблема с общим количеством конкурсов, которые возникают на ровном месте и проводятся на коммерческой основе, она есть, она тоже обсуждается в Министерстве культуры. И разные предложения высказывались. Например, создать официально утверждённый реестр конкурсов. То есть эта тема тоже звучит.
— Надо предпринимать меры. Ведь сколько было моментов, когда плохо организован конкурс, уровень жюри тоже непонятно какой и т.д. Очень больной вот этот вопрос.
— Согласна. И очень много конкурсов, направленных скорее не для учеников школ искусств, а как раз для кружковых, клубных направлений. Когда, в общем-то, любительские коллективы или исполнители туда едут. Но и со школами искусств эта тема тоже есть, безусловно. Как с этим бороться? Это, конечно, больше федеральный вопрос.
Временное и постоянное
— Последний вопрос. Вы говорили про программы, которые будут приняты для школ искусств. Нет ли здесь опасности, что принятые многолетние программы отстанут от жизни? Они ведь рассчитано на долгие годы, а в это время подходы к музыкальному образованию, к образованию в сфере искусств изменятся.
— Во-первых, это как раз всё корректируемо относительно живого процесса. Во-вторых, мне кажется, что наши детские школы искусств как раз могут гордиться своей системой, базой, которая на самом деле вневременная.
Потому что, чтобы научится играть на фортепьяно, например, ты должен понимать, что такое аппликатура, должен иметь базовые знания об инструменте, базовые знания по сольфеджио — это вне времени. Сложно назвать это архаичностью.
А что касается каких-то форм, например, внутришкольной жизни, мероприятий, взаимодействия с учениками, с родителями — вот это как раз, на мой взгляд, меняется стремительно. Даже то обстоятельство жестокое, с которым мы столкнулись, — дистанционное обучение, оно, конечно, неприменимо для детских школ искусств вообще.
Юные скрипачи из Собинки. Фото с сайта ДШИ
Но мы оказались в ситуации, когда просто не могли заниматься в обычном режиме. Поэтому перешли в онлайн, хотя это было невероятно тяжело. И для учеников, и для их родителей — мы все это понимали. Но прошли этот период. И поняли, что «дистанционка» тоже может найти некоторое применение в школах искусств. Например, на теоретических занятиях. Это тоже веяние времени, с которым детские школы искусств, так или иначе, сработались. Вот только всё должно происходить в адекватных формах.
— В органичных.
— Нельзя сказать: «Мы вот это немедленно отменим, а будем вот только так заниматься». Конечно, так не должно происходить. Во всём должны быть разум, логика. Соответствие месту, времени и т.д. На мой взгляд, поэтому детские школы искусств как раз очень живо развиваются. И они как раз взаимодействуют с детьми, молодежью, не закрывают глаза на новые технологии.
Жизнь течёт, жизнь меняется, и ДШИ — такие же подвижные организмы, как и всё остальное. Но в детской школе искусств, безусловно, должна сохраняться база. То, благодаря чему, собственно, появляются на мировой сцене многие и многие наши знаменитые музыканты. Этой системой мы можем гордиться и должны её сохранять. Это как раз вне времени, вне обстоятельств.
Подготовили Николай Лившиц, Милена Майорова и Юлия Гуреева
Ваши новости отправляйте на номер +7 (980) 757-63-68 в Viber или WhatsApp