что лучше яндекс такси или диди
DiDi или конец монополии Яндекс-такси
Яндекс-такси: рождение первого цивилизованного игрока
Сервис Яндекс-Такси появился в России в далеком 2011 году. Первое время компания воспринималась очень позитивно — симпатичные новые машины в единой цветовой гамме, низкие тарифы, прозрачное ценообразование. Стоит особо отметить — Яндекс-такси сделали цивилизованным рынок такси в Москве, самом крупном городе России.
Я прекрасно помню, как раньше надо было голосовать на улице, чтобы поймать машину. И любая поездка «до ближайшего метро» стоила 300 (а то и 500р). В такси работало очень много выходцев из Закавказья — и вот все эти «дорогу покажешь«. А вызов такси по телефону нередко приводил к ожиданию подачи авто в 40 (!) минут.
Поэтому в момент появления Яндекс-такси принес для рынка такси много чего хорошего.
Для водителя — удобное приложение с Яндекс-Навигатором (в те времена с навигацией в смартфонах было туго, реально надо было помнить мелкие улицы). Исчезли девушки-операторы — и все эти бесконечные перезвоны, «почему пассажир не выходит«, «а собаку я куда посажу?«, «тут трое детей, откуда я столько кресел возьму?»
Для владельца небольшого таксопарка, типа меня — контроль за водителем. Раньше же надо было ехать на поклон к менеджеру местной службы, чтобы узнать еженедельную статистику своих водителей: сколько заказов откатали, в какое время работали, во сколько на смену выходили и так далее. А программа «Мой таксопарк» вообще позволила многим ребятам из регионов стать миллионерами благодаря обучению управлению арендными авто.
Спустя время Яндекс-такси подрос, окреп и порядком обнаглел. И в этом немалая заслуга Тиграна Худавердяна, директора Яндекс-Такси (а теперь и всего Яндекса).
Тигран Худавердян, яндекс-такси
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?fit=195%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?fit=375%2C576&ssl=1″ src=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=375%2C576&ssl=1″ alt=»Тигран Худавердян, яндекс-такси» srcset=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?w=375&ssl=1 375w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=195%2C300&ssl=1 195w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=41%2C63&ssl=1 41w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=48%2C73&ssl=1 48w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Tigran_KHudaverdyan.jpg?resize=130%2C200&ssl=1 130w» sizes=»(max-width: 375px) 100vw, 375px» data-recalc-dims=»1″ /> Тигран Худавердян, яндекс-такси
В чем проблема Яндекс-такси.
В самом начале сервис Яндекс-такси работал с небольшой комиссией. Самые первые рекламы обещали чуть не 5% при выполнении определенных планов по количеству заказов.
Так же в самом начале компания была очень заинтересована в привлечении водителей и таксопарков, поэтому техподдержка работала вполне себе адекватно — ты мог дозвониться/дописаться до человека и твой вопрос рассматривали.
Самое главное, Яндекс-такси выступал как помощник для бизнеса, а не тиран, диктующий цены.
Спустя несколько лет, примерно к 2015-2017 году, ситуация поменялась кардинально. Причиной всего, конечно, стали быстрый рост и ненасытная жадность (Яндекс-такси принес около 68 млрд рублей выручки в 2020 году).
Из помощника таксопарков Яндекс-такси превратился в диктатора — пошел ценовой демпинг в Москве (это задолго до 2017), а потом и в других городах. В Яндексе это объясняли улучшенной загрузкой водителей: мол, заказов становится больше, простоев и холостых пробегов меньше, поэтому стоимость заказа снижается, а выручка водителя растет. Скажем прямо, этот метод работы называется «потогонка«. Таксопарки были не в восторге, но еще вчера вежливый Яндекс заявил: не нравятся наши цены — отключим от заказов. Так Яндекс-такси, не имеющий ни одной собственной машины-такси, стал диктовать на этом рынке цены.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?fit=300%2C169&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?fit=700%2C394&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=700%2C394&ssl=1″ alt=»монополия яндекс-такси» srcset=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?w=960&ssl=1 960w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=300%2C169&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=768%2C432&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=100%2C56&ssl=1 100w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/scale_1200.jpg?resize=200%2C113&ssl=1 200w» sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″ /> монополия яндекс-такси
Так же Яндекс-такси сильно увеличил комиссии — часто рядовые водители отдают суммарно 23% от стоимости заказа (комиссия таксопарка 5% и Яндекса 18%). При этом водитель сам оплачивает бензин, ТО, моет машину и сидит за рулем. Очевидный вопрос: если Яндекс предоставляет услуги по поиску заказов — почему услуга выставляется как процент от заказа, а не в виде фиксированной платы? Ведь затраты на обработку хоть длинного, хоть короткого заказа одинаковы? А ответ простой — потому что во главе Яндекс-такси стоит (стоял) очень жадный человек, которому цифры важнее людей.
Правда, вот недавно Тигран Худавердян опубликовал обратное, мол, « пользователь для нас на первом месте «. Если учесть, что выручку (комиссию) Яндекс-такси приносит именно водитель, а не пассажир — то как-то не клеятся слова и реальность.
Увы, на первом месте в Яндексе в целом — их собственные задницы и прибыль. Поэтому они не выпускают в топ новости о митингах (Яндекс-новости), запрещают своему менеджменту проявлять политическую позицию (ау, это цензура, запрещенная Конституцией) и раскрывают данные о пользователях по первому требованию силовиков.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?fit=300%2C189&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?fit=700%2C441&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=700%2C441&ssl=1″ alt=»яндекс цензура» srcset=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=1024%2C645&ssl=1 1024w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=300%2C189&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=768%2C484&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=100%2C63&ssl=1 100w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?resize=200%2C126&ssl=1 200w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-021037.jpg?w=1302&ssl=1 1302w» sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″ /> яндекс цензура
Нечеловеческое отношение.
В Яндекс-такси так же решили сэкономить на техподдержке. Уже несколько лет автомобили перед выходом на линию нужно фотографировать (цифровое рабство в действии). Но оценивает их не человек, а нейросеть — именно она выдает вердикт: выпускать авто на линию или нет.
Надо ли говорить, что условному Васе из Таганрога тяжеловато доказать что-то нейросети? И вот этот разрыв между «цифровыми мальчиками» 23-27 лет, работающими в офисах Яндекса, и их целевой аудиторией таксистов в регионах, со временем становился только больше. На видео — типичный офисный разработчик Яндекс-Такси, пробующий на своей шкуре выполнить все те правила для водителей, которые он придумал, сидя в прохладном офисе с кондиционером и кофемашиной.
Кстати, хотите узнать как заработать сдавая машины в аренду под такси? — Прочитайте о пошаговом плане
Много раз бывали ситуации, когда запускался какой-то сервис или услуга, совершенно не отвечавшие чаяниям водителей, особенно, в провинции. Те же «стандарты качества обслуживания пассажира» — как информационный сервис может диктовать тем, кого официально (см. суд с Еленой Гращенковой) не признает своими сотрудниками, правила обслуживания пассажиров?
Система рейтингов: не можешь получить заказ по определенному тарифу, если у тебя рейтинг плохой — а влепить «двойку» может любой клиент просто потому, что у него плохое настроение. Рейтинг из системы оценки и мотивации превратился в беспощадный инструмент управления водителем: улыбайся, ставь минералку на заднее сиденье, ожидай клиента 5 минут бесплатно, выслушивай все его разговоры и вози пассажиров по промокодам — все ради того, чтобы твой рейтинг не опускался ниже заветных 4,8
Когда Яндекс-такси уронил цены до минимума, их худые очкастые программисты придумали ввести «еще более экономный тариф» (что-то из серии «по пути«, когда водитель возвращается домой и берет дешевый попутный заказ). Заказы «по пути» были прямо совсем не по пути. Искусственный Интеллект лагал, а жаловаться на него в техподдержку было бесполезно. Зачем это было нужно?!
Из последних спорных нововведений — курьерская доставка силами водителей Яндекс-такси. В период пандемии количество заказов в какой-то момент упало, поэтому выбирать водителям не приходилось. В итоге, за свои копейки, они и выполняли роль водителя, и еще стали выполнять роль грузчика-курьера!
Так же крайне спорным было утверждение Яндекс-такси, что безопасность пассажира для них превыше всего.
Вот страшные кадры с ДТП, в котором погибло двое мужчин и серьезно пострадала одна девушка. За рулем автомобиля Яндекс-Такси оказался уроженец Узбекистана, который вообще не имел водительских прав! После шума в Яндекс-такси отключили от заказов весь таксопарк — но мы же знаем, как это бывает: открывается новое юрлицо, все автомобили переводятся на него, после чего те же самые люди снова получают заказы. И вот вопрос: а как в Яндекс-такси могут на честных щах бить себя пяткой в грудь «мы за безопасность«, когда чуть не каждый день у них то наркоман за рулем, то водитель без водительских прав?
И таких историй с автомобилями Яндекс-такси тысячи! Угадайте, какова позиция монополиста в случае ДТП? «Мы — информационный сервис, а наклейка Яндекс-такси — это просто реклама. Мы не оказываем услуги по перевозке перевозки пассажиров.» Это дословная позиция в суде по иску Елены Гращенковой — пруф по ссылке.
Усталость от монополиста — дорогу DiDi
Скотское отношение к водителю, отсутствие гарантий безопасности для пассажиров, все большее отдаление высоколобых интеллектуалов из просторных офисов Яндекса с капучино и фраппе от их клиентов — обычных водителей-таксистов …все это привело к общей усталости от Яндекса. Достаточно посмотреть ролики на YouTube с отзывами про работу в Яндекс-такси или комментарии под официальным каналом самого Яши
комментарии под роликами на официальном YouTube канале Яндекс-такси
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?fit=300%2C116&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?fit=700%2C271&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=700%2C271&ssl=1″ alt=»комментарии под роликами на официальном YouTube канале Яндекс-такси» srcset=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=1024%2C397&ssl=1 1024w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=300%2C116&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=768%2C298&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=100%2C39&ssl=1 100w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?resize=200%2C78&ssl=1 200w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024613.jpg?w=1242&ssl=1 1242w» sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″ /> комментарии под роликами на официальном YouTube канале Яндекс-такси
Если раньше мы и поисковую систему Яндекс воспринимали как «наш ответ американскому Google«, и Яндекс-такси нахваливали, мол «не только в Америке есть Uber, у нас вон тоже крутые сервисы по такси имеются!»
То теперь мы видим: Яндекс-поиск вовсю сотрудничает с властями, скрывая из поиска новости про митинги, выдавая правоохранителям данные о своих пользователях по первому запросу и превращая Яндекс-Новости в УГ.
Неожиданно оказалось, что тот же американский Google делает для развития гражданских свобод в России больше, чем наш родимый Яндекс. Google не выпиливает «неудобные» новости, не блокирует каналы популярных оппозиционеров на YouTube и вообще ведет себя очень адекватно.
YouTube, принадлежащий Google, отказывается блокировать
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?fit=300%2C86&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?fit=700%2C200&ssl=1″ src=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=700%2C200&ssl=1″ alt=»YouTube, принадлежащий Google, отказывается блокировать» srcset=»https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=1024%2C292&ssl=1 1024w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=300%2C86&ssl=1 300w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=768%2C219&ssl=1 768w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=100%2C29&ssl=1 100w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?resize=200%2C57&ssl=1 200w, https://i2.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/Snimok-ehkrana-2021-07-05-024942.jpg?w=1198&ssl=1 1198w» sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″ /> YouTube, принадлежащий Google, отказывается блокировать
Яндекс-такси превратился в эксплуататора, который гонит курьеров и водителей на смену при любой погоде. И каждому водителю хотелось бы публично плюнуть в лицо менеджменту из Яндекс-такси, да только куда ты пойдешь? Вариантов на рынке немного: Яша, СитиМобил, Максим/Везет и Gett для тех, у кого машинки получше. Казалось бы, можно уйти в другие сервисы, но Яндекс-такси самый крупный из них. Такая ситуация называется «монопсия» — ограниченность выбора для карьеры у человека с узким профилем деятельности.
Поэтому реакция на появление DiDi была очень радостной — наконец-то появится мощный игрок, который надает по зубам обнаглевшему Яндексу. И пусть он китайский. И пусть все эти маркетинговые акции, скидки на поездку, низкие комиссии — это временно, на первые 3-6 мес работы на рынке. При это никто не ждет от DiDi отмены рейтингов, отмены пессимизации за отказ от поездки, низких комиссионных, официального трудоустройства, сказочных тарифов или еще чего-то несбыточного.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?fit=300%2C146&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?fit=512%2C250&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?resize=512%2C250&ssl=1″ alt=»DiDi в России» srcset=»https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?w=512&ssl=1 512w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?resize=300%2C146&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?resize=100%2C49&ssl=1 100w, https://i1.wp.com/www.taxi-vopros.ru/wp-content/uploads/2021/07/YiWjUc4aBFqjmvMvvIW-LgYpikw-fpmtqvSwvLD8THM_KBM38_EKy330uO7pjheVvw.png?resize=200%2C98&ssl=1 200w» sizes=»(max-width: 512px) 100vw, 512px» data-recalc-dims=»1″ /> DiDi в России
Самое главное — за DiDi стоят огромные деньги (оценка компании в 60млрд долларов, это 4,5 мрлн рублей) и 550 млн пассажиров. Этот игрок минимум в 10 раз больше нашего Яши, поэтому даже если DiDi будет развивать бизнес в России «одной левой пяткой» — высока вероятность, что Яша подожмет хвост и снова повернется лицом к его клиентам. А клиенты Яндекс-такси, которые приносят ему прибыль — это водители.
И именно этого ждет рынок от китайского гиганта — настоящей конкуренции с Яндекс-такси. Наконец-то появится инструмент, который обуздает монопольное положение черно-желтого наглеца в сфере таксомоторных перевозок. Если в предыдущие раунды битва велась за пассажира, то теперь мы ожидаем, что агрегаторы будут бороться и за просты водителей.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Сравниваем сервисы такси: Yandex Go, Uber, inDriver или DiDi?
Рассказываем, какое такси дешевле, быстрее и удобнее в Алматы.
Фотография: иллюстрация Ольги Цай
Сегодня в Казахстане работают Yandex Go, Uber, inDriver и DiDi. В этом эксперименте мы рассмотрим, чем они отличаются, какие цены в час пик и насколько удобен и безопасен сервис каждого из них.
Дисклеймер: в этом материале автор выражает собственное мнение и дает оценку происходящему. Мнение других пользователей сервисов может отличаться.
«Яндекс.Такси»
«Яндекс.Такси» появился на рынке Казахстана в июле 2016 года. В это же время появился Uber, а через год «Яндекс» и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса.
Сейчас в приложении Yandex Go представлены услуги заказа еды, доставки вещей и отслеживания движения общественного транспорта. Также можно вызвать курьера до двери, минивэн или грузовую машину. «Яндекс.Такси» работает с таксопарками.
Если говорить о сервисе такси, перед заказом Яндекс подсчитывает время поездки с учетом пробок. Есть выбор между классами: «Эконом», «Комфорт», «Комфорт+» и «Бизнес». Можно привязать банковскую карту для оплаты, но если отменить вызов, когда водитель почти на месте, с карты автоматически списывается стоимость минимальной поездки.
Я сравнивала стоимость поездок (для расстояния в 7 километров) в разных приложениях в разное время.
Цена у Yandex Go не в час пик — 700-750 тенге. А в часы пик и непогоду — до 2 200 тенге. В моем случае водители такси выполняли заказ вовремя и всегда следовали маршруту, предложенному сервисом. Один раз, когда водитель не смог довезти меня до пункта назначения из-за проблем с машиной, через час со мной связалась служба поддержки, извинившись за инцидент и подарив промокод на 400 тенге. В целом, были вежливы, пунктуальны и адекватны.
Плюсы: приложение удобно тем, что сохраняет прошлые адреса и определяет текущее местоположение. Также можно указать, что вам нужна машина с кондиционером или детским креслом, заказать вторую машину, пока едет первая или выбрать одно такси на два пункта назначения. Для безопасности пользователей можно поделиться маршрутом с другим человеком и добавить номера доверенных контактов. В случае чрезвычайной ситуации есть кнопка вызова полиции или скорой.
Минусы: высокие цены и их неоправданный рост в часы пик. Машины «Эконом» класса часто старые, с резким запахом бензина внутри. Более того, в Yandex Go иногда нет возможности вызвать такси, если вы хотите совершить оплату наличными, несмотря на то, что эта опция заявлена.
Uber запустился в Сан-Франциско в 2009 году, а в Казахстане появился лишь в 2016. В 2017, после объединения с «Яндекс.Такси», сервис продолжил работу, но его функционал стал больше похож на Yandex Go. Сейчас Uber работает как с частными лицами, так и с таксопарками.
Перед поездкой Uber показывает, сколько времени займет дорога и предлагает четыре класса машин: UberX — обычная машина, Select — комфортная, Black — бизнес-класс и Van — вместительностью до шести человек. Если вы привязываете банковскую карту к Yandex Go, она автоматически привязывается и к Uber. При запуске приложения предлагаются три направления для быстрого доступа: две ваши последние локации и аэропорт Алматы.
Судя по моему эксперименту, несмотря на то, что «Яндекс» и Uber похожи, цены у последнего ниже. В обычное время поездка в 7 километров обходится в 650 тенге, а в час пик цена поднимается, но всегда дешевле на 20-100 тенге, чем у Yandex Go — около 2 000 тенге.
Плюсы: в приложении можно оставить комментарии для водителя перед поездкой или заказать такси для кого-то еще. Как и в Yandex Go, можно выбрать одно такси на два пункта назначения или заказать второе, пока выполняется первый заказ. В целях безопасности можно поделиться маршрутом со своими родными.
Минусы: судя по моему опыту, могут быть небольшие погрешности с вашим местоположением, поэтому лучше проверять, откуда вы заказываете такси. Также в интернете много новостей и негативных отзывов о грубости, некомпетентности и обмане со стороны водителей.
inDriver
Международная компания inDriver, основанная в России, вышла на рынок Казахстана в конце 2014 года. В отличие от других сервисов такси, inDriver работает по системе договорённости между водителями и пассажирами. Пассажир предлагает свою цену, а водитель может согласиться или предложить другую. Любой человек может зарегистрироваться как водитель и принимать заказы. Этот сервис также дается возможность заказывать такси между городами. Выбирая точки от двери до двери, можно предложить свою цену, указать нужное время выезда или же договориться с водителем, который уже оставил заявку в приложении.
Сервис предлагает два тарифа — «Стандарт» и «Комфорт». В inDriver нет централизованной системы оплаты, поэтому ее можно производить наличными или через перевод на карту Kaspi Bank. Также можно вызвать курьерскую доставку или грузовую машину.
Плюсы: дешевизна относительно Yandex Go или Uber. Например, за расстояние в 7 километров в час пик меня довезли за 1400-1500 тенге. А еще для безопасности сервис предлагает кнопку вызова полиции и возможность поделиться деталями поездки со своими близкими.
Минусы: заказывая эту службу такси дважды, я дважды осталась не удовлетворена. В первый раз меня смущала громкая музыка в салоне автомобиля, курение водителя и очень плохое состояние машины. Во время второй водитель просматривал ленту в соцсетях прямо во время движения, из чего мы чуть не попали в аварию и задерживались в дороге. Также по пути случались вынужденные остановки, чтобы подбросить тех, кто «ловит» такси, а в салоне присутствовал сильный запах бензина. Также приложение не выстраивает маршрута, по которому нужно ехать, что неудобно как для водителя, так и для пассажира.
В этом году в Казахстане появился еще один сервис такси — DiDi. Китайская компания зашла на рынок, заявив, что работает только с таксопарками. Сервис также предоставляет услуги каршеринга, доставки еды, аренды велосипедов и автомобилей, а также грузовых перевозок.
В приложении есть два тарифа: «Эконом» и «Комфорт». Оплату можно производить картой, но окончательная цена будет видна только в конце поездки. Сервис использует карты 2ГИС и показывает текущее местоположение во время поездки.
Плюсы: На первую поездку сервис предлагает скидку в 30%. Стоит отметить, что даже без скидки цены в DiDi ниже, чем у остальных компаний во время часа пик. Поездка на расстояние в 7 км обходится в 1300-1500 тенге, а в обычное время — 600-700 тенге. Для безопасности номера водителей и пассажиров остаются анонимными. Более того, можно отправить информацию о своей поездке близкому человеку или воспользоваться кнопкой SOS.
Минусы: в приложении не видно приблизительного времени поездки, пока вы не сядете в такси. Также DiDi не может определить точную геолокацию. Время ожидания заказа чуть больше, чем у остальных сервисов. В интернете пользователи также часто жалуются на то, что водители отменяют заказы и не довозят до места назначения, а техподдержка не отвечает и не возвращает деньги.