Машина которая тянет самолет
Обзор техники для работы на аэродромах. Тягачи
Практически каждый из нас хотя бы раз летал на самолете, многие помнят, как рассматривали взлетную полосу из иллюминатора, следя за движением аэродромной техники. И если перронные автобусы, подвозящие людей к трапу, топливозаправщики, тележки с багажом всегда на виду, то есть аэродромная техника, работа которой незаметна для авиапассажира.
В первую очередь это аэродромные тягачи, они приступают к работе, когда пассажиры уже уселись в кресло самолета, пристегнулись и ждут взлета или только что приземлились. Или когда лайнер сам медленно рулит по аэродрому от здания аэровокзала до взлетной полосы, именно тогда и трудится буксировщик, которого попросту не видно из-за своих размеров и работы со стойкой переднего шасси под кабиной пилотов.
Производители и модели тягачей
На сегодняшний день в мире существует множество различных марок и моделей аэродромных тягачей. Все их можно разделить на две большие группы машин исходя из двух основных технологий буксировки воздушных судов – классической и безводильной. Тягачи с водилом для работы с самолетами используют собственный вес, часто их дополнительно догружают балластом для придания им устойчивости.
Безводильные тягачи используют вес самого авиалайнера, и если классические машины, оснащенные водилом, просто тянут самолет за собой, то буксировщики без него приподнимают стойку переднего шасси на несколько сантиметров над землей. Учитывая различные типы самолетов, практически все крупные аэропорты имеют в своем парке буксировщики обоих видов.
Goldhofer (Германия)
Аэродромные тягачи под брендом компании Goldhofer, обеспечивают быстрое, экономичное и прежде всего безопасное перемещение самолета на земле. Для буксировки судов с массой до 220 т предназначен безводильный тягач серии AST-3. Универсальная кабина с двумя постами управления дает возможность буксировщику одинаково хорошо двигаться и вперед, и назад, оператору нужно лишь развернуть свое кресло к нужному рулю. Для точного захвата колеса авиалайнера предусмотрено дублирующее управление снаружи, позволяющее управлять процессом захвата передней стойки шасси вне кабины.
В качестве более дешевой альтернативы предлагается недорогая модель AST-3 с индексом L с менее мощным двигателем, приводом на два колеса и меньшим тяговым усилием. Таких характеристик машины достаточно для перемещения самолета общей массой до 160 т. Безводильные тягачи Goldhofer этой серии могут буксировать различные типы воздушных судов, от небольших Embraer до Boeing 767. Под каждый тип в памяти системы имеются свои настройки, переход с одного типа самолета на другой очень прост и осуществляется обычным нажатием кнопки.
FMC (Голландия)
Компания FMC, основанная в 1928 году и ныне входящая в JBT Corporation, выпускает технику, которую можно увидеть практически в любом аэропорту мира. Серия В с водилом применяется для обслуживания самолетов больших размеров от Airbus 320 до Boeing 737. Каждая модель отличается надежной конструкцией, малым радиусом разворота и отличным обзором. Сама кабина просторная, вмещает до трех операторов, за плавность хода отвечает рессорная подвеска передней оси. Боковые отсеки обеспечивают легкий доступ для обслуживания электрических и гидравлических систем.
Отличительными особенностями таких буксировщиков являются функции автоматического распознавания воздушного судна, «умная» тормозная система, стабилизирующая движение, исключающая рыскание при торможении. Управление интеллектуальное, с подробными пошаговыми инструкциями по подбору операций для оператора. FMC предлагает кроме стандартных моделей специальные электрические версии своих аэродромных тягачей, отличающиеся наличием буквы «е» в наименовании модели, с необслуживаемым электродвигателем и батареей емкостью до 930 А.ч.
TLD (Франция)
TMX-650 – старшая модель в линейке тягачей с водилом – предназначена для выполнения операций по буксировке среднефюзеляжных и больших самолетов. Автоматический контроль цикла погрузки/ разгрузки позволяет сделать работу с воздушными судами максимально безопасной. Дизельный двигатель мощностью 250 л. с. позволяет TMX-650 проводить буксировку самолетов на скорости до 25 км/ч. Для удобства работы оператора предусмотрены два поста управления, расположенные по разные стороны машины, позволяющие двигаться вперед и назад по взлетной полосе без разворота.
Douglas (Великобритания)
Из безводильных моделей наиболее часто в российских аэропортах встречается Douglas TBL-280. Этот аэродромный тягач может «рулить» как передними, так и задними или даже всеми четырьмя колесами одновременно. Работа оператора проста и удобна: для контроля над захватом стойки шасси его кресло поворачивается вместе с рулем, педалями и приборной панелью на 180 градусов. Турбированный дизельный двигатель рабочим объемом 7 л развивает мощность в 257 л.с. и способен без проблем буксировать со скоростью до 30 км/ч почти любые типы самолетов массой до 400 т.
БЕЛАЗ (Беларусь)
Буксировщики БЕЛАЗ выпускаются уже несколько десятилетий, завод из Беларуси на сегодняшний день имеет в линейке аэродромных тягачей две основные серии этих машин. БЕЛАЗ-74270 является одним из самых мощных аэродромных тягачей в мире и может буксировать воздушные суда со взлетной массой до 600 т. Ему по плечу работа с авиалайнерами типа Boeing 747, Airbus A-380, Ан-124. Кабина трехместная, регулируемая по высоте, с панорамным стеклом и кондиционером. Для улучшения обзорности на машине установлена камера заднего вида.
Для безопасности есть бортовая система пожаротушения с дистанционным включением. БЕЛАЗ-74270 с колесной формулой 4х4 оснащен дизельным двигателем Deutz мощностью 443 л. с. Машина может оборудоваться цепями противоскольжения и буксировать авиалайнеры по снегу и льду. Ведущие управляемые мосты с многодисковыми тормозами в масляной ванне позволяют управлять движением, выбирая из четырех возможных вариантов: поворот только передними колесами, поворот только задними колесами, поворот и передними, и задними колесами в одну сторону для движения боком, поворот передними и задними колесами для малого радиуса поворота.
Постоянный рост авиаперевозок, а также увеличение количества типов самолетов представляют собой постоянную проблему для логистики современных аэропортов. И для осуществления наземных маневров с воздушными судами без буксировщиков не обойтись ни сейчас, ни в обозримом будущем.
Современная техника для буксировки самолетов позволяет значительно снизить шум и загрязнение воздуха вблизи аэропорта, а также уменьшить неэффективный расход ресурса авиационных двигателей и обеспечить значительную экономию авиационного топлива при перемещении воздушного судна по аэродрому на тяге собственных двигателей.
В обзоре использованы материалы с официальных сайтов компаний-производителей и портала о спецтехнике «Основные средства».
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Аэродромная техника: от многотонного тягача до изящного трапа
Люблю аэропорты и их бесконечное движение: самолёты, автомобили, погрузчики, автобусы, подсвеченные оранжевыми мигалками, снуют туда-сюда. И на это упорядоченное движение можно бесконечно смотреть из иллюминатора самолета, особенно, если стоянка затягивается, а у вас нет более интересного занятия… И все потому, что эта мощная многофункциональная и многоуровневая система, живущая как единый организм, просто не может не вызывать восхищения.
И когда у меня получилось оказаться в святая святых алматинского международного аэропорта – на летном поле, отказать себе в удовольствии поснимать спецтехнику, выставленную там, я не могла (хотя мы были там совсем по иному поводу).
Большинство автомобилей и автотехники, обслуживающих аэропорты, — причудливых форм и гигантских размеров. Такова специфика их работы. И я хочу рассказать вам лишь о некоторых из них – что были выставлены на площадке под палящим солнцем.
Schopf F300
Это – аэродромный тягач, который может работать в самых разных климатических условиях. Немецкая компания Schopf занимается ими уже 60 с гаком лет и – вполне успешно. Всего в ассортименте — семь моделей: от самой мелкой F59 (больше предназначенной для бизнес-авиации) до гиганта F396 (для обслуживания A380 и Ан-225).
Schopf F300 – это тягач для обслуживания тяжелых гражданских и военных самолетом. Оснащен полными приводом, АКП и управлением всеми колесами – для максимальной маневренности (рабочее давление в шинах – 10 атмосфер). Он имеет спереди и сзади по два сцепных устройства для разных типов воздушных судов. Сила тяги — 300 кН. Он используется для того, чтобы буксировать самолет без участия экипажа (например, от рукава к месту выезда на полосу или наоборот, либо в других случаях, когда самостоятельное руление невозможно).
Безводильный тягач Lektro
Этот причудливой формы американский тягач предназначен для буксировки различных типов самолетов весом до 50 тонн. Вместо «водила» (так называют специальный рычаг для буксировки ВС) у него — специальная платформа. Передняя стойка шасси заезжает на нее при помощи лебедки и прочно закрепляется там. Затем платформа приподнимается и начинает буксировку самолета на стоянку или в другую заданную точку. Кстати, Lectro – электромобиль, он работает за счет двух мощных аккумуляторных батарей, заряда которых хватает более чем на 12 часов беспрерывной работы.
Автомобиль для обработки самолетов противообледенительной жидкостью
Работу этих машин видели все, кто хоть раз да летал зимой. «Деайсеры» больше всего завораживают детей и тех, кто любит различную технику. Полная снаряженная масса таких автомобилей – более 20 тонн: баки для воды и двух типов противообледенительной жидкости не могут весить мало. Кроме того, на «деайсере» много и навесного оборудования: система подогрева воды, стрела с телескопической штангой и распылительной форсункой… Целая система. Нам даже кратко рассказали, как именно работает «деайсер» и почему у жидкостей – разные цвета.
Оказывается, противообледенительная обработка имеет два этапа. Первый – удаление уже образовавшегося льда с корпуса самолета. Это делает горячая вода и жидкость Type I. Второй этап – обработка поверхности самолета жидкостью Type IV. Именно она образует защитный слой и мешает образованию льда.
Амбулифт
Или амбулаторный автолифт – еще один немаловажный участник аэродромной жизни. Автомобиль для доставки на борт людей с ограниченными возможностями оснащен специальным гидравлическим механизмом, который поднимает кабину на необходимую высоту, а специальный лифт перемещает инвалидное кресло горизонтально.
Амбулифт может одновременно перевозить четырех пассажиров в колясках и одного сопровождающего. Летом в нем не жарко, а зимой – не холодно: внутри есть и кондиционер, и отопитель.
Машина для доставки бортпитания на борт самолета
Работу этой машины также видели многие – именно она доставляет питание на борт самолета при помощи автолифтов с подъемным механизмом типа «двойные ножницы» (он может обслуживать высоты от 3 до 8,4 метра).
Безводильный самолетный тягач TLD TPX-500
Задача этого тягача — буксировка ВС хвостом вперед и на короткие расстояния всех видов широкофюзеляжных самолетов. У него уникальная конструкция системы захвата шасси — с размещением его по центру между передней и задней частью, что призвано предотвратить складывание. Весь цикл буксировки полностью автоматизирован.
Carmichael Cobra 2
Это – аэродромная спасательно-пожарная машина. В алматинском аэропорту работает конфигурация 6х6 (есть так же 4х4 и 8х8). Кабина сделана из коррозийно-устойчивой стали, а сам автомобиль – из нержавеющей стали и стеклопластика. В баки такой машины помещается от 4000 до 14 000 литров воды.
VAMMAS
Эти два желтых «товарища» — многоцелевая аэродромная уборочная техника VAMMAS. Она была разработана специально для уборки взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек. Ее функционал – плужная и щеточная очистка, обдув и подготовка покрытия к движению самолетов.
VAMMAS SB 5500 (тот, что подальше) считается одной из последних разработок компании. Его характерные отличия — большая ширина плуга, более высокая производительность и скорость очистки.
Пассажирский самоходный трап TLD ABS-580
Это — самоходный пассажирский трап ABS-580 (производитель — компания TLD). Его функцию, наверное, можно не объяснять: он при помощи телескопического трапа доставляет пассажиров к самолетам, дверь которых расположена на высоте от 2,20 до 5, 80 метров. Интересно, что высота трапа может быть ступенчатой – для комфортного подъема пассажиров. Работает трап на дизельном моторе DEUTZ F4L2011, имеет автоматическую трансмиссию, жестко закрепленную переднюю ось и такую же заднюю, но с приводную, с дифференциалом.
Аэродромная техника — это шедевры автомобильной инженерной мысли, в которых совмещены многие прогрессивные технологии. Именно на ней лежат самые ответственные задачи: встань такая техника — встанет вся та самая многоуровневая система жизни огромного организма под названием «аэропорт».
А какие интересные экземпляры вы наблюдали в аэропортах? Выкладывайте фотографии в комментарии — будем изучать.
Обзор техники для буксировки самолетов
Современный аэродромный тягач – это продукт эволюции гибрида автомобиля и трактора, совместивший в себе черты обоих видов техники. Появление буксировщиков на аэродромах по всему миру – мера вынужденная, первые самолеты двигались к взлетно-посадочной полосе самостоятельно, позднее с перемещением самолетов по территории аэропорта легко справлялись обычные трактора, грузовики или джипы. С появлением самолетов с реактивным двигателем и увеличением числа авиаперевозок потребовалась аэродромная техника для безопасного передвижения авиалайнеров по взлетно-посадочным полосам аэропорта.
Так появились буксировщики – специальные машины, называемые pushback tractor – аэродромные тягачи. Для лучшего использования сцепной массы такие буксировщики обычно изготавливают полноприводными, а для большей маневренности все колеса делают управляемыми. Современный авиалайнер, конечно, может и сам перемещаться по аэродрому, но реактивная струя при включенном двигателе может повредить другие самолеты или аэродромные постройки. Кроме этого, применение аэродромных тягачей при буксировке самолетов исключает возможность попадания в сопла авиационных двигателей мелких камней, песка и других предметов, которые могут вызвать повреждение лопаток компрессоров, что особенно актуально для самолетов с низко расположенными силовыми установками.
На сегодняшний день в мире существует множество различных марок и моделей аэродромных тягачей. Все их можно разделить на две большие группы машин исходя из двух основных технологий буксировки воздушных судов – классической и безводильной. Тягачи с водилом для работы с самолетами используют собственный вес, часто их дополнительно догружают балластом для придания им устойчивости. Безводильные же тягачи используют вес самого авиалайнера, и если классические машины, оснащенные водилом, просто тянут самолет за собой, то буксировщики без него приподнимают стойку переднего шасси на несколько сантиметров над землей. У каждого способа свои преимущества и недостатки, разница только в использовании специальной жесткой сцепки – водила. Учитывая различные типы самолетов, практически все крупные аэропорты имеют в своем парке буксировщики обоих видов.
Классическая технология буксировки самолетов с использованием водила прошла долгий путь от обычной металлической палки-сцепки до сложного навесного агрегата с современной гидравликой, обеспечивающей безопасность и целостность стойки шасси при сдвигании самолета с места. Основной плюс такой конструкции – надежность в условиях плохой погоды и осадков, когда взлетная полоса мокрая от дождя или снега, без проблем сдвинуть самолет с места можно только с помощью аэродромного тягача с водилом. Но есть и существенный минус – ведь разным типам самолетов нужны и разные виды водил, поэтому аэропортам приходится иметь в наличии большое количество разнотипных водил, а это дополнительные затраты.
При безводильной технологии аэродромный тягач имеет универсальный захват, подходящий к любым типам самолетам. По своей конструкции у такого буксировщика сзади есть ниша, в которую заходит и фиксируется стойка шасси воздушного судна. Плюс безводильных тягачей очевиден: при обслуживании разных моделей самолетов не нужно каждый раз ездить за подходящим водилом, а значит, экономится время. Но главный минус в том, что для работы буксировщика, работающего по безводильной технологии, требуются практически идеальные погодные условия, в условиях мокрой взлетной полосы применение аэродромного тягача такого типа становится проблематичным.
Модели аэродромных тягачей для классической технологии буксировки различаются в зависимости от взлетной массы воздушного судна. С учетом большого количества компаний-производителей и различных вариантов исполнения счет на буксировщики с водилом идет на сотни моделей. Среди такого многообразия спецтехники для буксировки авиалайнеров выделяется продукция нескольких признанных лидеров, занимающих свою нишу в этой отрасли. Модели одних компаний «правят бал», когда нужна техника для буксировки небольших самолетов, таких как, например Cessna, буксировщики производства других компаний обеспечивают работу с огромными авиалайнерами типа Airbus.
Производители тягачей
Аэродромные тягачи от компании Schopf, с 2013 г. выпускающиеся под брендом головной компании Goldhofer, обеспечивают быстрое, экономичное и прежде всего безопасное перемещение самолета на земле. С буксировкой воздушных судов с массой до 220 т отлично справляется безводильный тягач серии AST-3. Универсальная кабина отличается двумя постами управления и дает возможность буксировщику одинаково хорошо двигаться и вперед, и назад, оператору всего лишь нужно развернуть свое кресло к нужному рулю. Учитывая такую особенность движения, фары и стоп-сигналы расположены с обеих сторон машины. Для точного захвата колеса авиалайнера предусмотрено дублирующее управление снаружи, позволяющее управлять процессом захвата передней стойки шасси вне кабины.
В качестве более дешевой альтернативы предлагается недорогая модель AST-3 с индексом L с менее мощным двигателем, приводом на два колеса и меньшим тяговым усилием. Таких характеристик машины достаточно для перемещения самолета общей массой до 160 т. Безводильные тягачи Goldhofer этой серии могут буксировать различные типы воздушных судов, от небольших Embraer до Boeing 767. Под каждый тип в памяти системы имеются свои настройки, переход с одного типа самолета на другой очень прост и осуществляется обычным нажатием кнопки.
Для перемещения небольших самолетов, например, таких как бизнес-джеты, популярностью пользуется малогабаритный аэродромный тягач американской фирмы Lektro. И если раньше компания выпускала в основном классические модели буксировщиков с водилом, то на сегодня весь предлагаемый модельный ряд аэродромных тягачей от Lektro состоит только из машин для работы по безводильной технологии. Новый гибридный дизель-электрический буксир AP8850SDA-H идеально подходит для аэропортов, которым требуется обрабатывать малые самолеты сверхдальних или региональных рейсов. Отличительной особенностью данного буксировщика кроме наличия гибридного двигателя является его малая высота машины, позволяющая без проблем работать с небольшими воздушными судами, а также два поста управления, допускающие работу двух операторов, отвечающих за передвижение вперед и назад. Дизельный двигатель Isuzu развивает мощность 45,3 л.с., запаса электрических батарей хватает на 6 часов непрерывной работы. Тягач с массой 2,4 т развивает скорость до 14,5 км/ч без загрузки и 6,4 км/ч при буксировке самолета.
Компания FMC, основанная в 1928 г. и ныне входящая в JBT Corporation, выпускает технику, которую можно увидеть практически в любом аэропорту мира. Серия В с водилом применяется для обслуживания самолетов как в гражданской, так и в военной авиации. Каждая модель отличается надежной конструкцией, малым радиусом разворота и отличным обзором. Сама кабина просторная, вмещает до трех операторов, за плавность хода отвечает рессорная подвеска передней оси. Боковые отсеки обеспечивают легкий доступ для обслуживания электрических и гидравлических систем. Аэродромные тягачи от FMC с безводильной технологией работают с самолетами больших размеров от Airbus 320 до Boeing 737.
Отличительными особенностями таких буксировщиков являются функции автоматического распознавания воздушного судна, «умная» тормозная система, стабилизирующая движение, исключающая рыскание при торможении. Управление интеллектуальное, с подробными пошаговыми инструкциями по подбору операций для оператора. Для дополнительной защиты самолета используется устройство оповещения об избыточной поворачиваемости во время буксировки. Компания FMC идет в ногу со временем, предлагая кроме стандартных моделей специальные электрические версии своих аэродромных тягачей, отличающиеся наличием буквы «е» в наименовании модели, с необслуживаемым электродвигателем и батареей емкостью до 930 А.ч. О качестве выпускаемой техники говорит большой срок эксплуатации, рассчитанный производителем на 15 лет или 30 000 моточасов.
Логотип компании TLD также можно часто видеть на аэродромных тягачах в аэропортах всего мира. Этот производитель предлагает как безводильные буксировщики, так и машины с водилом. Среди первых самая большая – мод. TPX-500, тягач, предназначенный для буксировки всех широкофюзеляжных воздушных судов. Диапазон обслуживаемых типов самолетов широк и охватывает практически все модели Boeing от 747 до 787 и Airbus от 310 до 350-й модели. Конструкция тягача максимально проста – тут нет никаких видеокамер и минимум гидрооборудования. Тем не менее буксировщик высокоманевренный и легкий в управлении, а применение качественных компонентов от Danfoss, Rexroth, Poclain, Deutz делает TPX-500 долговечным, надежным и недорогим в эксплуатации. Сиденье водителя располагается на одной линии со стойкой воздушного судна и очень близко к системе захвата для безопасного выполнения операций, поворотное кресло обеспечивает полный контроль над всеми операциями и отличную видимость опоры шасси.
TMX-650 – старшая модель в линейке тягачей с водилом – предназначена для выполнения операций по буксировке среднефюзеляжных и больших самолетов. Автоматический контроль цикла погрузки/ разгрузки позволяет сделать работу с воздушными судами максимально безопасной. Дизельный двигатель мощностью 250 л.с. позволяет TMX-650 проводить буксировку самолетов на скорости до 25 км/ч. Учитывая большие габариты машины, для удобства работы оператора предусмотрены два поста управления, расположенные по разные стороны машины, позволяющие двигаться вперед и назад по взлетной полосе без разворота. В качестве опции возможна установка подъемной кабины.
Из безводильных моделей наиболее часто в российских аэропортах встречается Douglas TBL-280. Этот аэродромный тягач может «рулить» как передними, так и задними или даже всеми четырьмя колесами одновременно. Независимо от такого сложного управления работа оператора проста и удобна, ведь для точной работы и контроля над захватом стойки шасси его кресло поворачивается вместе с рулем, педалями и приборной панелью на 180°. Турбированный дизельный двигатель рабочим объемом 7 л развивает мощность в 257 л.с. и способен без проблем буксировать со скоростью до 30 км/ч почти любые типы самолетов массой до 400 т.
Из отечественных производителей аэродромных тягачей можно вспомнить буксировщики от МАЗа, КрАЗа и БелАЗа. Со времен СССР некоторые их модели активно использовались в качестве аэродромных тягачей, и многие были просто уникальными машинами. Например, буксировщик МАЗ-541 был выполнен в виде легкового седана огромного размера. Разработанный в 1956 г., этот автомобиль с двумя рядами сидений отличался от прочей аналогичной техники не только оригинальным внешним видом, но и мощным танковым двигателем, который при собственной массе машины в 30 т мог легко буксировать самолеты весом до 85 т. Кроме этого, МАЗ-541 оснащался двумя постами управления и имел двойной комплект рулей, педалей и селекторов коробки передач. Так, автомобиль-тягач мог ездить вперед и назад, не разворачиваясь.
В военной авиации широко применялись МАЗ-537Л или КрАЗ-255. «Мазовский» аэродромный тягач собирался с 1963 г. Курганским заводом колесных тягачей и был предназначен для буксировки самолетов массой до 200 т. Тягач КрАЗ-255 производства Кременчугского автомобильного завода с 1967 г. кроме военных аэродромов широко использовался в небольших аэропортах для буксировки авиатехники. Его колесная формула 6х6 предусматривала наличие сразу трех ведущих мостов, что позволяло перемещать воздушные суда независимо от погодных условий и состояния взлетной полосы.
Буксировщики БЕЛАЗ выпускаются уже несколько десятилетий, завод из Беларуси на сегодняшний день имеет в линейке аэродромных тягачей две основные серии этих машин. БЕЛАЗ-74270 является одним из самых мощных аэродромных тягачей в мире и может буксировать воздушные суда со взлетной массой до 600 т. Ему по плечу работа с авиалайнерами типа Boeing 747, Airbus A-380, Ан-124. Кабина трехместная, регулируемая по высоте, с панорамным стеклом и кондиционером. Для улучшения обзорности на машине установлена камера заднего вида. Для безопасности есть бортовая система пожаротушения с дистанционным включением. БЕЛАЗ-74270 с колесной формулой 4х4 оснащен дизельным двигателем Deutz мощностью 443 л.с. Коробка передач автоматическая гидромеханическая, трогание с места осуществляется с пониженной скоростью в 1 км/ч, с плавным набором оборотов и скоростей.
Машина может оборудоваться цепями противоскольжения и буксировать авиалайнеры по снегу и льду. Ведущие управляемые мосты с многодисковыми тормозами в масляной ванне позволяют управлять движением, выбирая из четырех возможных вариантов: поворот только передними колесами, поворот только задними колесами, поворот и передними, и задними колесами в одну сторону для движения боком, поворот передними и задними колесами для малого радиуса поворота.
С развитием технологий в наши дни разрабатываются и новые виды буксировщиков, способные в будущем заменить стандартные аэродромные тягачи. Американская компания TNA Aviation Technologies для перемещения пассажирских самолетов с максимальной взлетной массой от 9 до 60 т предлагает использовать буксировщик-робот Tugmaxxe. Поворотная платформа может вращаться на 360°, благодаря чему робот способен развернуть воздушное судно практически на одном месте без необходимости поворота передней стойки шасси. Кроме дистанционного управления роботом-буксировщиком можно управлять в полуавтоматическом режиме.
Абсолютно иное технологическое решение продемонстрировала другая американская компания WheelTug, предложившая использовать вместо аэродромного тягача специальное моторизированное колесо, установленное вместо стандартного колеса передней стойки шасси самолета. По идее разработчиков, такое колесо со встроенным электромотором позволит пассажирским самолетам полностью самостоятельно перемещаться по территории аэропорта.
Для движения летчику необходимо будет лишь запустить вспомогательную силовую установку и включить мотор-колесо. Руление будет производиться из кабины с помощью стандартных самолетных органов управления. Предусмотрено размещение в кабине пилотов специального переключателя для включения устройства в режиме движения вперед или назад, а также установка экрана, на который будет выводиться изображение с внешних камер во время руления.
Постоянный рост авиаперевозок, а также увеличение количества типов самолетов представляют собой постоянную проблему для логистики современных аэропортов. И для осуществления наземных маневров с воздушными судами без буксировщиков не обойтись ни сейчас, ни в обозримом будущем. Современная техника для буксировки самолетов позволяет значительно снизить шум и загрязнение воздуха вблизи аэропорта, а также уменьшить неэффективный расход ресурса авиационных двигателей и обеспечить значительную экономию авиационного топлива при перемещении воздушного судна по аэродрому на тяге собственных двигателей.